бунин в школе что читают
Если читать в шестом классе «Темные аллеи», а сверху еще «прихлопнуть «Лолитой», то у ребенка будут непоправимые сдвиги сознания
Совсем недавно Патриарх Кирилл возглавил Общество русской словесности и поднял вопрос о том, что проходной балл для ЕГЭ по литературе снизился до показателя чуть ли не ниже «тройки» (24%!). Спасать и реформировать образование, в том числе и литературу, призвано экспертное сообщество, и один из первых шагов – это создание единого списка литературы. Об этой и других мерах Юрий Поляков рассказал в интервью Накануне.RU.
Юрий Поляков: Классиков не надо защищать, они уже стали классиками, и у них все в порядке. Тут ведь речь о другом. Православная Церковь обращает внимание на то, на что, кстати говоря, и другие люди обращали внимание. И методисты, и преподаватели, и возрастные психологи отмечали, что школьную программу по литературе надо увязывать с возрастными особенностями школьников.
Так что, на мой взгляд, абсолютно правильное замечание, и его не надо сразу встречать в штыки. Надо понять, что речь не идет об изъятии классики, а о том, что у каждого классика есть произведения, которые больше или меньше подходят школьному возрасту. Я уверен, что настоящие методисты, специалисты по преподаванию литературы и возрастные психологи здесь абсолютно согласны с Православной церковью, как и я, кстати говоря.
Да, как раз Патриарх возглавил Общество русской словесности, и одной из мер избрал составление единого списка литературы для всех школ.
Юрий Поляков: Действительно, пора уже всем собраться и подумать, какие произведения нужно изучать в школе – для того, чтобы они носили воспитательный характер, потому что в школе все-таки занимаются не литературоведением, а изучают классику именно как учебник жизни. Есть произведения у классиков, которые больше подходят, а другие – меньше. Например, мои произведения входили в школьную программу, и если мне скажут, мол, Юрий Михайлович, а давайте мы включим в школьную программу вашу повесть «Небо падших», очень популярную, много раз переиздававшуюся, два раза экранизированную, я скажу – ни в коем случае. Это проза для людей, перешагнувших 18 лет и имеющих другой жизненный и даже, если хотите, сексуальный опыт. Не надо пугать списком – надо просто понять, какие из произведений наших классиков стоит изучать в школе, чтобы детям не навязывать те проблемы, которые их еще в этом возрасте не волнуют.
Юрий Поляков: Смотря, что изучать у Солженицына. Если изучать его рассказы, например, «Один день Ивана Денисовича», то я здесь никакого противоречия не вижу. У Шолохова такие конфликтные, страшные стороны Советской истории отражены гораздо жестче и художественно убедительнее, чем у Солженицына. А если изучать «Архипелаг ГУЛАГ», который является антисоветской публицистикой – конечно, будет столкновение. Поэтому надо просто понять – кого мы хотим воспитать? «Архипелаг ГУЛАГ» был элементом политической публицистики, когда Солженицын боролся с советской властью. Естественно, он будет противостоять Шолохову, который при всем критическом отношении считал советскую власть – благом для страны. Но если мы возьмем позднего Солженицына, когда он уже вернулся в страну и снова стал за нее, а не против нее, тогда он сочетается и с Шолоховым, и с кем угодно.
Все зависит от выбора – каждый большой писатель очень сложный, противоречивый, у него могут быть и целомудренные тексты, и тексты на грани фола, даже в эротическом смысле. Для того и существует такая наука – методика преподавания литературы в школе, чтобы выбрать из всего этого многообразия то, что будет способствовать приобщению школьника к литературе и его нравственному воспитанию. В школе должны этому способствовать, а не развращать. Я думаю, что если в шестом или седьмом классе прочитать от начала и до конца «Темные аллеи», а сверху еще «прихлопнуть» «Лолитой», то у ребенка могут произойти непоправимые сдвиги сознания.
То есть нужно создать комиссию по пересмотру произведений для школы?
Юрий Поляков: Нужно собрать какой-то экспертный совет, куда включить методистов, возрастных психологов, писателей, обязательно представителей основных конфессий. И просто сесть с общественниками, обсудить, но здесь, конечно, главное слово должно быть за методистами и социальными психологами. Речь идет о здравом смысле. Церковь в данном случае призывает к здравому смыслу. Я в этом не сомневаюсь нисколько.
Вот и как раз такое экспертное сообщество собралось для обсуждений в Общество русской словесности, в котором Вы состоите в качестве учредителя.
Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов
Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов
В данном параграфе представлен обзор действующих программ по литературе для средней школы, которые мы проанализировали с точки зрения изучения произведений И.А. Бунина.
В «Программе по литературе (5-11 класс)», созданной под редакцией Курдюмовой, почти во всех разделах курса рекомендуются к обязательному обучению произведения Бунина [27]. В 5 классе авторы программы предлагают для чтения и обсуждения стихотворения «Детство» и «Сказка» и определяют круг вопросов связанных с изучением мира фантазии и мира творчества.
В 6-ом классе в разделе «Мифы народов мира» учащиеся знакомятся с отрывком из «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина.
Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник» изучается в 9-ом классе. Внимание учащихся обращается на особенности бунинского рассказа, мастерство писателя-стилиста. В разделе «теория литературы» развивается понятие о стиле.
В 11-ом классе произведения Бунина открывают курс литературы. Для изучения предлагаются рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоан Рыдалец», «Чистый понедельник», а также стихотворения по выбору учителя и учащихся. Круг проблем, определяющий изучение творчества писателя на заключительном этапе образования представлен так: философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, поэтизация исторического прошлого, осуждение бездуховности существования [27].
В «Программе по литературе 5-9 классы» и «Программе по литературе 10-11 классы» под редакцией В.Г. Маранцмана творчество Бунина представлено скупо.
Лейтмотивом курса для 5 класса, определившим его построение, является движение времени. Творчество И. А. Бунина представлено в цикле «Времена года». «Листопад» изучается вместе с другими стихотворениями в теме «Осень», а в теме «Весна» изучается стихотворение «Бушует полая вода…». Для внеклассного чтения авторы предлагают стихотворение «Кастрюк» как изображение прозаической картины весны.
Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект).
Так в теме «Авторское отношение к герою» изучаются рассказы И.А. Бунина «Лапти» и «Танька» [25; 30].
В 11 классе изучаются как проза, так и поэзия И. А. Бунина. Рассматриваются темы «Природа и родина в поэзии И. А. Бунина», где для чтения и анализа учащимся предлагаются стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды. «, «Раскрылось небо голубое. «, «Еще и холоден и сыр февральский воздух», «Последний шмель» (по выбору). «Истинные и ложные ценности» по рассказу «Господин из Сан-Франциско». Также рассматривается тема любви, на примере рассказов «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
В «Программе по литературе для 5-11 классов» под редакцией А.Г. Кутузова творчество И.А. Бунина представлено более полно, в связи с концепцией программы предполагается изучение литературы в ее жанрово-родовой специфике [28].
В 5-ом классе в разделе «Лирические жанры» для самостоятельного чтения учащимся предлагаются стихотворения: «Укоры», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка».
В 8-ом классе в разделе «Древняя русская литература» прослеживается связь ее с литературой нового времени. Преемственность нравственный ценностей, приемы стилизации, сюжеты и традиции древнерусских литературных памятников рассматриваются среди прочих произведений и на примере стихотворения Бунина «Князь Всеслав»
В 9-ом классе в центре внимания проблема «Автор-образ-читатель», и учащимся рекомендуются для изучения рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Холодная осень», при анализе этих произведений речь идет о сюжете и характере, психологизме, особенностях бунинского стиля.
Программа 10-11 классов целиком ориентирована на гуманитарные школы, хотя, как считают ее авторы, может быть использована и в массовой школе. В 11-ом классе творчество И.А. Бунина изучается в рамках интегрального курса «Литературный процесс». Составителями программы обозначен широкий круг проблем, связанный с изучением творчества писателя: Толстовские и Чеховские традиции в творчестве Бунина; обращение к вечным вопросам человеческого существования; эстетика символистов и поэзия Бунина; образ природы («Осенний ветер», «Запах соли»); чувство пустынности, бездолья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 годов); живописание природы как декларация объективных эстетических ценностей; влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета; субъективно эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет; чувственная деталь, образы-детали; соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина; влияние Древнего Востока, фантастической философии; лирико-философское решение «мужицкой» темы («Деревня», «Антоновские яблоки»); чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени»; исследование неразрешимых противоречий национального характера; размышление о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»); поиски целостности жизни и психология человека («Наша чаша»).
Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная, глубинная стихия природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, «открытый» лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо» [28].
«Программа по литературе (5-11 классы)», созданная под редакцией Г.И. Беленького, складывается из 3-х звеньев: 5-7, 8-9, 10-11 классы [29]. Произведения Бунина не рассматриваются в 5-8 классах, они рекомендуются для изучения в 9-11 классах. Программа 8-9 классов построена как своеобразное завершение курса предшествующих классов школы и подготовка к изучению литературы на историко-хронологической основе. Такая структура курса литературы призвана выработать у учащихся к концу основной школы целостный взгляд на развитие отечественной литературы. В 9-ом классе в рамках раздела «Литература 20 века», ставятся проблемы, связанные с изучением рассказа «Велга» (близость рассказа к стихотворению в прозе), «Золотое дно» (тема запустения родной земли), «Сверчок» (трагедия и незаметный героизм «маленького человека»), «Косцы» (грусть по безвозвратно ушедшему, непередаваемая прелесть народной песни). А так же происходит знакомство учащихся с лирическими произведениями: «Полевые цветы», «Еще и холоден, и стар…», «Ковыль», «Ненастный день. Дорога прихотливо…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Слово», отмечаются «любовь и радость бытия» в стихотворениях Бунина, чувство природы, яркость красок, скорбные мотивы последних стихотворений.
Для самостоятельного чтения авторы программы рекомендуют рассказы «Крик», «Чаша жизни», «У истока дней», стихотворения «Сумерки», «Вечер», «Последний штиль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».
В 11-м классе расширяется проблематика, связанная с изучением творчества Бунина. В процессе знакомства с рассказами «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол» речь пойдет о проникнутых грубостью картинах угасания «дворянских гнезд», светлых и темных сторонах деревенской жизни и мотивах очищающего влияния природы, обличения фальши современной цивилизации, «живописи словом» как характерной особенности стиля Бунина. При анализе лирических произведений внимание учащихся останавливается на тонкости передачи чувств и настроений лирического героя, экономности и выразительности художественных средств [29].
Нами также была рассмотрена «Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля» под редакцией М.Б. Ладыгина [26]. Авторы программы сосредотачивают внимание в основном на прозе писателя, лирика представлена несколькими стихотворениями.
В разделе «Литературный процесс 19-20 веков» в 9 классе предлагается изучить рассказ «Господин из Сан-Франциско», обратив внимание учащихся на тему губительного влияния богатства на человеческую душу, символику и художественную деталь в новелле.
В курсе 11 класса творчество Бунина представлено в двух разделах: «Развитие русской литературы конца 19 начала 20 века» (здесь предлагаются для изучения такие произведения как «Деревня», «Легкое дыхание», обращается внимание на психологизм писателя, мастерство Бунина-реалиста); и «Русское литературное зарубежье», в котором представлены рассказы из цикла «Темные аллеи». В центре внимания авторов программы проблемы гуманизма, мастерства в изображении русского характера, эстетического совершенства и трагического звучания новеллистического Бунина. Однако лирика представлена только стихотворениями «Одиночество», «Баба Яга» и «Сатана Богу» и рассматриваются как реалистическая поэзия Бунина. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни» и «Суходол» [26].
Учитель В. Аксенова (с. Миасское, Челябинская область) в статье «Изучение лирики Ивана Бунина 5-11-х классах», проанализировав в трех программах литературного образования подбор стихотворений для изучения лирики И.А. Бунина, предлагает вариант, основанный на собственном опыте [1].
Пример подбора стихотворений И.А. Бунина для изучения в 5-11 классах
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
Бунин в школе что читают
Классные часы о Бунине. День рождения 22 октября
Иван Александрович Бунин — русский писатель первой половины ХХ века. Почетный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии 1909 года. 22 октября литературный мир отмечал 145-летие со дня его рождения. Классные часы о Бунине должны помочь школьникам упорядочить знания о писателе, помочь им разобраться со сложным творческим миром творца, узнать что-то новое. Читать далее >>>
Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.
Классные часы о Бунине. День рождения 22 октября
Иван Александрович Бунин — русский писатель первой половины ХХ века. Почетный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии 1909 года. 22 октября литературный мир отмечал 145-летие со дня его рождения. Классные часы о Бунине должны помочь школьникам упорядочить знания о писателе, помочь им разобраться со сложным творческим миром творца, узнать что-то новое.
Неизвестные факты биографии
Иван Бунин — представитель старинной дворянской фамилии, но несмотря на это писатель никогда не обладал несметным богатством и зачастую терпел финансовые проблемы.
После получения (первым из русских литературных деятелей) Нобелевской премии растратил ее подчистую. Много праздновал, отдавал деньги знакомым и незнакомым эмигрантам, а остаток вложил в сомнительное дело, не получив никакого дохода.
Не принял Революцию 1917 года, которая вынудила его бежать из России. Долгое время жил в Париже. После начала Второй Мировой уехал в Грассе, чтобы избежать контактов с нацистами.
Великий Станиславский предлагал Бунину исполнить роль Гамлета.
Иван Бунин был страстным коллекционером. Большой ценностью для него были фармацевтические флаконы и коробочки.
У писателя не было детей (единственный сын умер в возрасте пяти лет).
Умер Бунин в 83 года. Последняя запись в дневнике гласила: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела, и судьбы всего, всего будут мне не известны!».
Современники о писателе
Коллеги Бунина и литературные критики всегда ценили в нем человека, способного изящно изъясняться, хвалили и ценили его, но не считали центром литературно-общественной жизни. Все изменилось после эмиграции.
В помощь педагогу
Документальные фильмы о Бунине
Художественные фильмы
Бунин в школьной программе
Поверхностное знакомство с писателем происходит в 9 классе. Учащиеся узнают о творческой судьбе писателя. Знакомятся с его лирическим героем благодаря стихам «Слово», «Родина», «Густой зеленый ельник у дороги».
В старшей школе творчество Ивана Александровича разбирается более подробно:
Формы внеклассных мероприятий о жизни и творчестве Бунина
Такой классный час поможет актуализировать и упорядочить все полученные знания на уроках литературы. Вопросы могут быть как по фактам биографии («Были ли в семье Буниных писатели помимо Ивана Александровича?»), так и по творчеству («Какое название было у огромного парохода в «Господине из Сан-Франциско?»»).
Может послужить отличной площадкой для вечера воспоминаний о писателе, с прочтением фрагментов его произведений, их последующим обсуждением. Возможен просмотр фильма (документального или художественного), по результатам которого учащиеся должны будут написать мини-сочинение (свое впечатление). В качестве гостя гостиной можно пригласить работника библиотеки, музея или буниноведа.
Классный час на тему «И.А.Бунин»
Тема: « Иван Андреевич Бунин».
расширить кругозор учащихся о жизни и творчестве поэта;
познакомить с неизвестными ранее моментами биографии И.А. Бунина;
привить интерес к творчеству писателя;
воспитать бережное отношение к художественному слову, к литературе в целом.
Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации,
презентация Microsoft Office PowerPoint ;
1.Вступительное слово учителя.
Читая его произведения, М. Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».
Попробуем узнать, как жил и писал Бунин.
22 октября 1870 года на Дворянской улице в Воронеже родился мальчик, которого нарекли хорошим русским именем Иван. Его мама, позже рассказывала, что “Ваня с самого рождения отличался от остальных детей”. Уже в его младенчестве она знала, что он будет особенным, ибо “ни у кого нет такой тонкой души, как у него”. Деды и прадеды будущего писателя были родовитыми и богатыми помещиками, владевшими большими землями в Орловской и Воронежской губерниях. Но к тому времени, когда родился Иван, материальное состояние семьи сильно пошатнулось.
Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены.
Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью. Мать проводила с ним все время и очень его баловала.
Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей.
Бунин с раннего детства был человеком впечатлительным с необычайно живым воображением. « Все помню, действовало на меня,- писал он, — новое лицо, какое-нибудь событие, песня в поле, рассказ странника, таинственные лощины за хутором, … ворон, все прилетавший к нам на ограду и поразивший мое воображение тем, что он жил, как сказала мне мать, еще при Иване Грозном». Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.
Любовь в жизни Бунина.
В 1898 году Бунин отправляется в Одессу. Здесь он сблизился с кружком южнорусских художников, появилось много знакомых. В том же году он внезапно и быстро, всего после нескольких дней знакомства, женился на Анне Николаевне Цакни, дочери издателя и редактора газеты “Южное обозрение”. Брак оказался недолговечным. Разрыв произошел по настоянию жены.
Уже после разрыва, в 1900 году, у Бунина родился сын, которого назвали Николаем. К сыну Бунин был очень привязан, но видеть его мог не часто… Этот очаровательный ребенок в пятилетнем возрасте умер от менингита. Больше детей у Бунина не было.
Важным событием в жизни Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней из старинной дворянской семьи” – Верой Николаевной Муромцевой. Она окончила естественное отделение Высших женских курсов, владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Вера Николаевна сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, скромного самоотвержения, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину.
Тридцатисемилетний Бунин, наконец, обрел семейное счастье.
1890-е –1900-е – время напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. Выходят книга «На край света и другие рассказы» (1897) и стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898).
Знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым.
Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа «Антоновские яблоки», созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества И.А. Бунина стала повесть «Деревня» (1910 г.).
В 1903 г. за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии. Бунину трижды присуждалась. Пушкинская премия.
Послушаем отрывок из стихотворения «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…
1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
А.Блок писал о Бунине: “Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии. Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.
Прослушаем песню на стихи А.И. Бунина «Последний шмель».
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
В 10-е годы 20 века творчество Бунина достигает своего расцвета. Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасается с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Его занимают философские, религиозные, нравственные, исторические вопросы. На основе впечатлений, он пишет «Господин из Сан-Франциско» (1915 г.), а также «Братья», «Сны Чанга» и др.
С 1927 по 1939 г. И.Бунин работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»
В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
Посмотрим документальное видео его выступления, где он говорит о Нобелевской премии.
Умер Бунин 8 января 1955 года в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха в возрасте 83 лет, на руках у жены. На столе его осталась лежать неоконченная рукопись книги о Чехове. Похоpонен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем.
Послушайте стихотворение «Настанет день исчезну я…»
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой.
В России помнят и любят И.А. Бунина. Было открыто несколько музеев посвященных жизни и творчеству Ивана Бунина, в домах связанных с поэтом. 10 декабря 1991 года в Орле в Георгиевском переулке был открыт музей И.А. Бунина, посвящённый его жизни и творчеству. Старинный дворянский особняк, в котором размещён музей, является памятником архитектуры середины XIX века. Елецкий литературно-мемориальный музей писателя И.А.Бунина открылся 4 июня 1988 г. и расположился в доме, в котором в свое время проживал Бунин-гимназист.
Много памятников И.А. Бунину .
Памятник «Гимназист Иван Бунин» был установлен на центральной аллее городского парка г. Ельца 25 октября 1995 года к 125-летию со дня рождения писателя.
В Орле по адресу ул. М. Горького, у библиотеки им. И. А. Бунина 17 октября 1992 года был открыт Памятный знак Бунину (бюст) из белого мрамора. Автор — скульптор Олег Александрович Уваров.
В Москве на Поварской улице, недалеко от дома, в котором жил писатель, 22 октября 2007 г. был установлен памятник Бунину. Автор — скульптор А. Н. Бурганов.