бунин помню долгий зимний вечер о чем
Стихотворение и анализ «Помню — долгий зимний вечер…»
Помню – долгий зимний вечер,
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, – шепчет мама. –
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, –
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
Ходят медленно и плавно
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Вместе с тихим сном сливалось
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…
Краткое содержание
Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…» Иван Алексеевич Бунин посвятил своим самым светлым детским воспоминаниям. Беззаботная пора, ласковый голос мамы, чувство защищенности и покоя – все это автор передал в своем раннем произведении, написанном им в семнадцатилетнем возрасте.
Н. Крылов. Спящий мальчик. 1824
«Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна…», а мама в это время убаюкивает маленького сына, который никак не может уснуть из-за тревожного воя ветра в трубе и шума вьюги за окном. Мать убеждает его, что сон непременно принесет ему бодрость и хорошее настроение. Если он не может уснуть из-за звуков зимней бури, – она предлагает ему вспомнить лето и на время забыть о морозной зиме: «вспомни, как шумят березы…». Мальчик верит маме, и в его памяти постепенно начинают возникать летние образы, которые погружают его в сон. Во сне ему, как и обещала мама, слышится шум берез и шепот зрелых колосьев.
Если злая вьюга вызывает у ребенка страх, тоску и тревогу, то мама ассоциируется в его сознании со спокойствием, теплом и защитой. Когда она рядом, ему не страшны никакие проделки погоды, и он засыпает безмятежным крепким сном. Автор стремится передать читателю ценность каждого мгновения прожитой жизни. Если человеку не дано повернуть время вспять и вновь ощутить себя ребенком, – он должен бережно хранить в памяти подобные воспоминания. Для Бунина самыми дорогими воспоминаниями были родной дом и незабываемый образ матери.
Анализ
История создания
Иван Алексеевич уже в детстве начал увлекаться поэзией, его первые стихотворения появились еще в раннем возрасте. На пороге семнадцатилетия он стал публиковаться в журналах и получать лестные отзывы авторов и литературных критиков. Бунина настолько вдохновили первые успехи, что он всерьез начал задумываться над тем, чему отдать предпочтение в будущем – поэзии или прозе.
Произведения молодого Бунина очень резко отличаются от творчества Бунина зрелого. Его ранние стихи проникнуты необыкновенным лиризмом и сентиментальностью. Примером этому служит стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…», которое он сочинил в 1887 году. Поводом к его написанию, скорее всего, послужило особое душевное состояние поэта, который вновь пожелал вернуться в детство и ощутить себя тем маленьким мальчиком, который был надежно защищен материнской любовью.
Персонажи и образы
Главным персонажем здесь является лирический герой. Надо полагать, что это взрослый мужчина, которого воспоминания уносят в далекое детство. Его образ соотносится с самим автором, на что указывает содержание стихотворения и то, что повествование ведется от первого лица. Время суток также выбрано не случайно – вечер, вот-вот готовый перейти в ночь. На этом фоне особенно усиливаются ощущения от слов матери, создается образная картина комнаты, окутанной вечерним полумраком, и теплого домашнего уюта.
Образ матери раскрывается в ее монологе, обращенном к маленькому сыну. Женщина советует ему не думать о страшном, а мысленно перенестись в лето, вспомнить о шуме берез и солнечной летней погоде. Она обещает ему, что эти грезы сошлют на него крепкий, спокойный сон, а наутро он проснется бодрым и счастливым. Мальчика успокаивают слова матери, и он забывается сладким детским сном.
Композиция
Композиционно произведение можно условно разделить на три части. В первой части воспроизводится давно прошедшее событие, вторая часть представляет собой промежуток между бодрствованием и сном, и в третьей части совершается плавное погружение в грезы, уход от реальности в волшебное царство Морфея.
Литературный род произведения – лирика, литературное направление – реализм с элементами романтизма. Жанр – колыбельная лирика. Стихотворение впоследствии было положено на музыку и стало необыкновенно популярной колыбельной песней не только в России, но и за ее пределами.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении автор использует стихотворный размер хорей с перекрестной (АВАВ) рифмой и преобладанием мужских слогов.
Чувства и воспоминания героя переданы при помощи средств художественной выразительности. Текст содержит много эпитетов: «мирный сон», «зимний вечер», «ходят медленно и плавно», «полдневный летний зной», метафор: «шепот ветра», « золотые волны ржи» и олицетворений: «ходят… волны ржи», «буря плачет», «шепот леса».
Сравнений в тексте нет, но внимание читателя привлекает интонация стихотворения. Благодаря восклицательному предложению, многократно усиливается звучание слов матери: «Вспомни, как шумят березы, а за лесом, у межи, ходят медленно и плавно золотые волны ржи!» В последнем четверостишии присутствует незаконченная конструкция: «И невнятный шум берез…», подводящая читателя к собственным размышлениям о прочитанном.
Проблематика и основная идея произведения
Главная тема стихотворения – воспоминания лирического героя. В них содержатся дорогие автору образы родного дома, ласковой матери, безоблачного детства. Эти воспоминания являются источником вдохновения и силы, помогающей преодолевать все жизненные трудности и невзгоды.
Это глубоко лирическое, трогательное стихотворение затронуло огромное количество сердец, поскольку тема, безошибочно выбранная автором, близка и понятна каждому человеку, у которого в жизни было такое же безмятежное детство. При чтении этих строк вспоминается теплота маминых рук, ее нежный, убаюкивающий голос и то неповторимое чувство защищенности, которое бывает у людей только в детстве. Автор напоминает, что счастливые моменты детства уже никогда не повторятся, поэтому их нужно особенно бережно сохранять в своей памяти.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
10.03.2020
Бунин И. «Помню долгий зимний вечер»
Читайте анализ и текст других стихотворений Ивана Бунина:
«На пруде»
«Детство»
Главные герои стихотворения «Помню долгий зимний вечер» и их характеристика
Чему учит стихотворение «Помню долгий зимний вечер»
Учит не бояться бури, и вообще ничего на свете. Учит абстрагироваться от неприятного, учит медтировать. Учит находчивости. Учит слушать умные советы.
Отзыв на стихотворение «Помню долгий зимний вечер»
Это красивое стихотворение про детство поэта. В нем Бунин вспоминает, как его пугали зимние бури, и как мама помогла ему справиться со своими страхами. Он просто начинал думать о чем-то приятном и страхи уходили прочь. Это замечательный способ вернуть хорошее настроение, успокоиться, перестать бояться.
Анализ стихотворения «Помню долгий зимний вечер»
Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1887 году.
По жанру это бытовая и природная лирика.
В стихотворении поэт обращается к воспоминаниям раннего детства. Он вспоминает зимнюю бурю, которая пугала его и не давала уснуть. Но мама посоветовала мальчику вспоминать что-то приятное, не думать о буре. Мальчик вспомнил жаркое лето, шумные березы, поля ржи, и быстро уснул. Его уже не пугала зимняя буря, ведь мыслями он был далеко от нее.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Помню долгий зимний вечер»
Эпитеты: долгий зимний вечер, тихий шепот, полдневный летний зной, золотые волны, тихим сном, зреющих колосьев, невнятный шум.
Метафоры: льется свет, шепот леса, шумят березы, волны ржи, обвеянный мечтами, сливалось убаюкивание, шум берез.
Олицетворения: буря плачет, воет вьюга, ходят волны, убаюкивание грез, шепот колосьев.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Помню долгий зимний вечер»
Автор вспоминает зимний вечер, свет лампады и бурю за окном.
Мама шепчет ему, что для того чтобы заснуть и быть утром веселым, нужно забыть про бурю. И вспомнить лето, березы и поля ржи.
Автор верил маем и потихоньку засыпал. И снились ему поля ржи.
162. Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Помню долгий зимний вечер. Русский язык и литература
Наверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер». Он был написан в 1887 году.
Здесь рассказывается про воспоминания, которые сохранились о детстве автора. Он вспоминает и подробно рассказывает о своей маме, а также о доме, в котором не только родился, но и вырос. Здесь всегда тебя ждут и радуются вместе с тобой каждому моменту. Только здесь о тебе будут заботиться, и любить самой чистой любовью. А также в своем доме всегда спокойно и ты чувствуешь себя спокойно и легко. Родители всегда стараются сделать все для того чтобы уберечь своего ребенка от всех бед и несчастья, которые постоянно ходят за каждым человеком.
Как только начинаешь читать первые строчки стихотворения, то сразу же на себе можно ощутить ту непогоду, которая описывается в нем. Здесь описывается зима, а любая зима не обойдется без бурь, сильного ветра и много снега. А люди тем временем сидят дома и смотрят в окно, где происходит все это. В отличие от улицы дома всегда тепло и уютно и порой даже не хочется выходить на улицу и морозиться. Маленького мальчика убаюкивает мама и, хотя он и боится сильного ветра, который стучится постоянно в окна и от этого очень сильно напуган. Но мама поет замечательную, тихую и интересную песенку, которая уносит ребенка в сон, где нет ничего страшного. Также мама знакомит своего ребенка с летом, с которым он в будущем встретиться и насладиться его красотой и теплом. Когда рядом находится любимый и родной человек ничего не страшно и потихоньку ребенок начал слушаться свою маму и засыпать под ее нежный и красивый голос.
Мама рассказывает своему ребенку о прекрасном и очень хорошем мире, где нет никогда боли и несчастья. А также здесь постоянно царит хорошая погода. Все ее слова выражаются при помощи специальных глаголов. Лишь в самом конце появляются слова автора, где он вспоминает свое детство. Конечно, с этого момента прошло очень много времени, но автор все прекрасно помнит. Все эти моменты постоянно помогают ему справиться со всеми бедами и несчастьями, которые время от времени происходят в жизни Бунина. Он понимает, что ему никогда не вернутся в те моменты и от этого он получает вдохновение для того чтобы создавать новые произведения и радовать ими своих читателей. Родители заложили в него стержень, который и помогает выжить в непростых жизненных ситуациях.
Анализ 2
В этом стихотворении автор рисует картину – воспоминания об одном зимнем вечере, о совете мамы, о прекрасных мечтах и снах.
Произведение и начинается со слова «помню», от лица самого поэта. Рисуется автором долгий вечер, мрак и холод. Свет от лампады здесь льётся, как вода. Поэт одухотворяет вьюгу, которая воет у окна. От этого ощущение тоски.
И тут читатель будто слышит голос мамы, которая шепчет герою-поэту. Она даёт совет своему дорогому сыну. Чтобы заснуть в такой тревожный вечер, чтобы снова стать бодрым и веселым, нужно отвлечься. (А если спать в тревоге, то можно проснуться разбитым!) Мама советует забыть о вьюге, а представить полдень в лесу, звуки лета, тепло… Такая визуализация! Тут и лес, как живой, шепчет. Нужно ощутить шум берёз, летний зной. Мама переносит поэта не в абстрактное лето, а в их конкретный лес. Она уточняет, что там (у межи) рожь, которая «ходит» медленными волнами. Всё так плавно, что это похоже на укачивание, на колыбель. Сын, конечно, уже взрослый – его не взять на ручки, но материнское сердце находит возможность помочь.
Чуть больше трёх строф занимает зарифмованная речь мамы. Далее герой поясняет, что точно и доверчиво (конечно, маме нужно доверять) следовал совету. Совет он называет знакомым, поэтому, возможно, слышит он его уже не в первый раз. И по этому самому совету, поэт засыпает в мечтах.
В последней строфе поэт показывает «структуру» своего сна, что было бы интересно даже для психологов, врачей. Он говорит, что с тихим сном соединялись те самые мечты, которые ему подсказала мама. Он будто слышал шум колосьев, шелест листьев на берёзах. И колосья здесь зреющие, то есть поэт отлично их представил.
В стихотворении есть высокая лексика: «грёзы», «внимать»… Но её не слишком много. Прямая речь мамы не торжественная, но и не такая простая (точно не деревенская, хотя они, кажется, в избе – в деревне). Стихотворение наполнено нежностью, ритм спокойный, есть красивые эпитеты и метафоры, но произведение ими не переполнено. В произведении только шесть строф по четыре строки, речь мамы ещё «захватывает» одну строку дополнительно и отдельно. Всё звучит легко и гармонично.
Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер по плану
Иван Бунин
Помню долгий зимний вечер… (+ Анализ)
«Помню долгий зимний вечер»
Иван Бунин
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…
Дата написания: 1887 г.
Анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» Бунина
1 вариант
В литературном мире Иван Алексеевич Бунин известен своими невероятно лирическими поэтическими работами, характерными для раннего периода его творчества. Одним из таких примеров является стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное поэтом в возрасте 17 лет.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение написано в 1887 году.
Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.
Композиция – Произведение условно разделено на три части.
Жанр – Колыбельная песня.
Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрёстной рифмовки.
Метафоры – «невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шёпот ветра».
Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний».
Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны».
История создания
Иван Алексеевич с детства был увлечён поэзией, и с ранних лет увлечённо писал стихи. Уже к семнадцати годам одарённый юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьёзные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.
Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.
Именно к таким произведениям относится и стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша раскрывает тему детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребёнком, надёжно защищённым от житейских бурь материнской любовью.
Тема
Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящёно отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.
Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шёпот и то удивительное чувство спокойствия и защищённости, которое бывает только в детстве.
Своим произведением автор хотел донести важную мысль: счастливые мгновения жизни неповторимы и относиться к ним следует с особой бережностью.
Листопад (Лес, точно терем расписной. )
Композиция
Произведение условно разделено на три части: в первой автор указывает на давно прошедшее время, во второй части происходит разделение между сном и бодрствованием, а третья часть является символом перехода из реальности в сладостное царство Морфея.
Жанр
Стих написан в жанре колыбельной песни, благодаря чему очень легко воспринимается как на звуковом, так и на эмоциональном уровне. Поэту удалось донести состояние неги, полудрёмы лирического героя.
Стихотворный размер – хорей с применением перекрёстной рифмовки и мужской рифмы.
Средства выразительности
Для создания столь пленительного образа поэт использовал широкую гамму средств выразительности. К ним стоит отнести красочные метафоры («золотые волны ржи», «невнятный шум берёз», «шёпот ветра»), эпитеты («тихий», «невнятный», «полдневный летний»), олицетворения («буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны»).
Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»
2 вариант
К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».
Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.
Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.
Анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» Бунина
Всего получено оценок: 58.
Всего получено оценок: 58.
В литературном мире Иван Алексеевич Бунин известен своими невероятно лирическими поэтическими работами, характерными для раннего периода его творчества. Одним из таких примеров является стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное поэтом в возрасте 17 лет. Предлагаем краткий анализ «Помню – долгий зимний вечер» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку литературы в 5 классе.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение написано в 1887 году.
Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.
Композиция – Произведение условно разделено на три части.
Жанр – Колыбельная песня.
Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрёстной рифмовки.
Метафоры – «невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шёпот ветра».
Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний».
Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны».
История создания
Иван Алексеевич с детства был увлечён поэзией, и с ранних лет увлечённо писал стихи. Уже к семнадцати годам одарённый юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьёзные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.
Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.
Именно к таким произведениям относится и стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша раскрывает тему детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребёнком, надёжно защищённым от житейских бурь материнской любовью.
Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящёно отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.
Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шёпот и то удивительное чувство спокойствия и защищённости, которое бывает только в детстве.
Своим произведением автор хотел донести важную мысль: счастливые мгновения жизни неповторимы и относиться к ним следует с особой бережностью.
Композиция
Произведение условно разделено на три части: в первой автор указывает на давно прошедшее время, во второй части происходит разделение между сном и бодрствованием, а третья часть является символом перехода из реальности в сладостное царство Морфея.
Стих написан в жанре колыбельной песни, благодаря чему очень легко воспринимается как на звуковом, так и на эмоциональном уровне. Поэту удалось донести состояние неги, полудрёмы лирического героя.
Стихотворный размер – хорей с применением перекрёстной рифмовки и мужской рифмы.
Средства выразительности
Для создания столь пленительного образа поэт использовал широкую гамму средств выразительности. К ним стоит отнести красочные метафоры (« золотые волны ржи», «невнятный шум берёз», «шёпот ветра »), эпитеты (« тихий», «невнятный», «полдневный летний »), олицетворения (« буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны» ).