бумага сатин что это
Виды фотобумаги: особенности и преимущества
Знаете ли вы, что то, насколько яркими и красивыми будут ваши снимки, зависит от качества используемых расходников, в частности, фотобумаги? Поэтому ее выбору стоит уделить особое внимание. К счастью, все не так уж сложно, ведь фотобумага для струйной печати различается всего по двум основным параметрам: виду покрытия и плотности.
Существует три ключевых типа покрытия: матовое, глянцевое и полуглянцевое. Но отличия между ними заключаются не только во внешнем виде, но и в целях использования. К примеру, матовая фотобумага идеально подходит для печати презентаций, всевозможных сертификатов, открыток или каталогов. Кстати, можно найти и двустороннюю матовую бумагу.
Глянцевая фотобумага характеризуется ровной блестящей поверхностью. К этому виду относится также полуглянец, суперглянец и ультраглянец. Чем они отличаются? Все просто. Чем выше уровень глянца, тем выше показатели свето- и водостойкости. Также повышается устойчивость к выцветанию и небольшим механическим повреждениям. Это действительно идеальный вариант для печати фотоснимков.
К полуглянцевой фотобумаге относятся сатин и люстер, по своим свойствам они находятся где-то между матовыми и глянцевыми расходниками. Кроме того, по своему качеству они максимально приближаются к классической фотобумаге и даже имитируют оригинальное тисненее. Их ключевая особенность заключается в том, что они подходят для печати как фото, так и практически любой другой продукции.
Что касается плотности фотобумаги, то именно от этого показателя зависят ее впитывающие свойства и, как следствие, долговечность оттисков. Нетрудно вывести закономерность: чем плотнее бумага, тем она надежнее (и дороже). Но, опять же, у всех свои потребности и предпочтения, и выбор стоит делать только исходя из них.
1 декабря 2011. Какая бывает фотобумага?
Сегодня рынок расходных материалов наполнен различной фотобумагой, десятки производителей заполонили прилавки магазинов своей продукцией, разной по технологиям производства, своим сортам, размерам, свойствам, качеству и, наконец, стоимости.
Состав фотобумаги
многослойна и каждый её слой несет свою функцию: один фиксирует краску, другой защищает от внешних воздействий и т. д. Чем дороже и качественней бумага, тем больше у нее может быть таких слоев, а следовательно, выше плотность, измеряемая в граммах на квадратный метр (г/м²). Плотная фотобумага не даст краскам проступить на другой стороне фотографии, а при обильном использовании чернил не покоробится в принтере. Кроме того, снимки на плотной бумаге более долговечны, поскольку более устойчивы к деформации. У бумаги плотностью до 150 г/м² невысокая цена, но из-за поддерживаемого разрешения до 2880 т/дюйм ее можно использовать в основном для печати документов с несложными графическими изображениями (листовок, презентаций, отчетов). А вот бумага плотностью от 150 до 300 г/м² предназначена для печати фотографий в высоком разрешении (5760 т/дюйм и выше). Еще одно важное свойство — состав фотобумаги, от которого зависит, насколько быстро краситель высыхает после печати и как долго сохраняет свой вид. В зависимости от состава фотобумага может быть предназначена для струйных, термосублимационных или лазерных принтеров (этот параметр обычно указывается производителем на упаковке), и это следует учитывать при выборе, ведь если фотобумага не совместима с технологией печати, применяемой в принтере, изображение может получиться некачественным и недолговечным. Бумагу с усредненными характеристиками часто называют универсальной, но и напечатанные на ней фотографии не отличаются высоким качеством.
Виды фотобамаги
все виды фотобумаги в зависимости от характера покрытия делятся на глянцевую (Glossy), полуглянцевую (Semi-glossy), матовую (Matte), шелковую (Silk), сатиновую (атласную) (Satin) бумагу и холст (Canvas), который представляет собой отдельный и очень популярный материал в струйной печати.
Рассмотрим каждый вид бумаги в отдельности.
Глянцевая бумага (Glossy)
Такую бумагу легко отличить за счет гладкой блестящей поверхности, покрытой специальным полимером. Глянцевая бумага лучше всех передает яркие насыщенные цвета с множеством оттенков и цветовых градаций. Это бумага для печати фотографий профессионального качества и ярких фотореалистичных изображений.
Лучше всего подходят для печати на глянцевых бумагах водорастворимые чернила. Пигментные чернила, особенно с крупными частицами пигмента, могут немного смазываться. Водорастворимые чернила быстро сохнут и впитываются, создавая стойкое и насыщенное изображение. Фотографии, напечатанные на глянцевой бумаге, часто очень трудно отличить от фотографий, полученных в фотостудиях химическими методами. По светочувствительности полученные отпечатки могут даже превосходить студийные. Полимерное покрытие, однако, подвержено внешнему механическому воздействию и его не трудно повредить.
У производителей встречаются разновидности глянцевой бумаги для ежедневной печати, премиум класса, и иногда встречаются ультра класса. Их отличие в основном состоит в толщине подложки и степени белизны.
Матовая бумага (Matte)
Она отличается высокой степенью белизны и высокой контрастностью нанесенного изображения. Матовые бумаги применяются там, где изображение будет заламинировано (фото на пропуск или паспорт), помещено под пленку фотоальбома или в фоторамку под стекло. Их часто используют для печати материалов, которые не должны утомлять глаз. На них очень хорошо ложатся как водорастворимые, так и пигментные чернила. Но матовые бумаги уступают глянцевым в передаче тонких градаций цветов, в особенности темных. Чем меньше плотность бумаги, тем меньше должна быть заливка листа, чтобы покрытие не сильно промокало и лист не искривлялся. Матовая бумага обладает повышенной светочувствительностью.
Относительно недорогая стоимость этого вида фотобумаги и универсальность применения делает ее самой распространенной и востребованной среди пользователей.
Полуглянцевая бумага (Semi-Glossy)
Переходный вид между матовыми и глянцевыми бумагами наравне с атласной (сатиновой) бумагой, но без ярко выраженной фактурной поверхности. Обладает приглушенным блеском без резких бликов, устойчива к механическим воздействиям. Этот тип бумаги хорошо подходит как для каждодневного использования, так и для полупрофессиональной фотопечати. На полуглянце сложнее оставить «отпечатки пальцев» при рассматривании. Все это вместе с достаточной невысокой стоимостью делает бумагу данного вида очень привлекательной с точки зрения домашнего использования и демонстрации фототворчества близким людям. Однако не стоит забывать, что цветовые переходы на данном носителе немного ограничены.
Шелковая бумага (Silk)
Покрытие этой бумаги по своим свойствам и фактуре находится посередине между матовой и глянцевой бумагой. Она также как и глянцевая бумага, отлично передает тонкие оттенки цветов, делает картинку яркой и насыщенной. Эта бумага не дает резких бликов и подходит для использования как с водорастворимыми, так и с пигментными чернилами.
Атласная, сатиновая бумага (Satin)
Сорт Satin имеет фактуру, сходную с матовыми фотобумагами в фотолабораториях. Из достоинств стоит отметить приглушенный блеск без резких отблесков. Покрытие этой бумаги обеспечивает отличное качество печати, на уровне с традиционной фотографией. При этом бумага никогда не коробится от избытка чернил и стойка к внешним физическим воздействиям. Стоимость отпечатков на такой бумаге такое же как и при печати на глянцевой фотобумаге, а изображение практически неотличимо от напечатанных по традиционной технологии с использованием химических реактивов. Существует мнение, что при печати на данной бумаге трудно «попасть в цвет», потому что для нее требуются специальные цветовые профили. Вообще, свои профили необходимы для любой фотобумаги. Микропористая структура покрытия, применяемая в этой бумаге, передает цветовые градации на уровне с матовой фотобумагой.
Нужно знать
У фотобумаги есть несколько косвенных параметров, также влияющих на качество отпечатков. К ним относится фактура и белизна, определяющие степень отражения света от листа (влияют на восприятие изображения), жесткость (зависит от расположения волокон бумаги), пористость (влияет на скорость высыхания, надежность подачи бумаги и долговечность фотографии), электропроводность и трение (часто значение этих параметров может привести к слипанию листов при печати), качество кромок и т. д.
Какая фотобумага лучше
Вы счастливый владелец фотокамеры и фотопринтера. Теперь дело за малым – подобрать качественную фотобумагу для получения великолепных цветных снимков.
Фотобумага различается по своей фактуре и качеству. Сейчас полки полиграфических магазинов ломятся от фотобумаги для струйной печати множества различных производителей, просто глаза разбегаются от такого разнообразия.
Фотобумага всех производителей делится на следующие виды:
Матовая фотобумага
Эта пользуется большим спросом, благодаря её универсальности и невысокой стоимости. Она используется для фотопечати под ламинацию, стекло, плёнку альбома, а также для печати рекламных плакатов, календарей. Она работает с любыми чернилами: водорастворимыми, пигментными, сублимационными. Матовая бумага устойчива к механическим повреждениям: царапинам, отпечаткам пальцев.
Глянцевая фотобумага
Благодаря специальному полимерному покрытию, поверхность глянцевой бумаги гладкая и блестящая. Возможность передачи ярких, природных цветов – основное достоинство этой бумаги. Суперглянцевая фотобумага позволяет создавать высокопрофессиональные фотографии. При печати рекомендуется использовать водорастворимые чернила. Они легко впитываются и быстро сохнут. Глянцевая бумага подвержена механическому воздействию, её можно легко поцарапать.
Полуматовая/полуглянцевая бумага
Эта бумага объединяет свойства матовой и глянцевой бумаги. Бумага обладает приглушённым блеском и устойчива к механическому воздействию. Доступная цена и неплохие свойства делают её привлекательной для домашней полупрофессиональной фотопечати.
Сатин
Сатин по фактуре схож с матовой фотобумагой. Бумага имеет приглушённый блеск, микропористую структуру. Она устойчива к механическим повреждениям, не коробится при печати. Используется для любительской фотопечати, фотографий на документы, для печати рекламных плакатов, календарей.
Характеристика фотобумаги различных производителей
Lomond – фотобумага пользуется большой популярностью и широко известна. Цена бумаги довольно низкая. По качеству бумага немного уступает фотобумаге компании Epson. Она неустойчива к влаге.Фотографии нуждаются в бережном хранении. Страна-производитель – Западная Европа.
Fora – недорогая новая фотобумага. Бумага обладает хорошей цветопередачей и влагоустойчивостью. Совместима с принтерами Canon, Epson, HP, Lexmark.
ColorWay – фотобумага хорошего качества. Имеет микропористую структуру. Бумага устойчива к влаге и механическому воздействию. Страна-производитель – Китай.
Lucky Print – недорогая фотобумага. Имеет микропористую структуру. Для печати используются водорастворимые и пигментные чернила. Фотобумага влагоустойчива и не деформируется при печати. Страна-производитель – Китай.
Какая фотобумага лучше – ответить сложно. Каждый пользователь подбирает фотобумагу под своё печатающее устройство, под чернила, которые он использует. Фотобумага Lucky Print – оптимальный выбор по цене и качеству. Эта бумага понравится многим пользователям, она не требует сложных настроек.
Бумага сатин что это
Чаще всего потребителей интересуют вопросы, которые связаны с видами фотобумаги для принтеров струйного типа и с выбором ее. Сегодня рынок расходных материалов представлен огромным выбором. Десятки производителей создают фотобумагу разных сортов, свойств и качества. Отпечатки можно создавать на фотобумаге от производителя принтера (оригинальной) и неоригинальной. Гарантированное качество будет получено, если используется оригинальная бумага и картриджи, однако себестоимость полученного снимка будет самой высокой. Поэтому потребители редко прибегают к данному варианту. Совместимость бумаги и чернил сторонних производителей можно узнать только после ряда проверок и тестов. В данном случае можно значительно удешевить печать, а с хорошим подбором добиться качества, которое не уступит оригинальной расходке. Самые распространенные виды фотобумаги можно поделить на матовые, полуматовые, ультра глянец (супер глянцевые) и глянцевые, полуглянцевые, матовые либо глянцевые двухсторонние, а также сатин. Есть и иные типы бумаг, которые редко встречаются и менее востребованы. Рассмотрим самые популярные виды бумаги.
Матовая бумага (Matte)
Для данного вида бумаги характерна повышенная светочувствительность, высокая степень белизны и контрастность отпечатка. Этот расходный материал нашел широкое применение там, где занимаются ламинированием фото (пропуск, паспорт), помещают под стекло фоторамки либо в фотоальбом. Матовая бумага прекрасно подходит для создания изображений, которые не должны утомлять глаза. Она подходит для водорастворимых и пигментных чернил. Однако такой расходный материал уступает глянцевому по передаче тонких цветовых градаций, особенно темных. С уменьшением плотности бумаги нужно снижать заливку листа, чтобы предотвратить сильное промокание листа и его искривление.
Приемлемая цена данного вида фотобумаги вместе с универсальностью применения делает ее наиболее распространенной и востребованной. В продаже помимо стандартных размеров можно встретить рулоны матовой бумаги для печати плакатов и фотообоев.
Глянцевая бумага (Glossy)
Бумага отличается гладкой блестящей поверхностью, покрытой специальным полимером. Она идеально воспроизводит яркие насыщенные цвета вместе с множеством цветовых градаций и оттенков. Глянцевая бумага используется для печати профессиональных снимков и фотореалистичных изображений.
Наилучшие фото получаются, если применяются водорастворимые чернила, так как они быстро впитываются и сохнут. Пигментные чернила могут немного смазываться. Фотографии, созданные на глянцевой бумаге, трудно отличить от снимков, полученных химическим методом в фотостудии. По светочувствительности отпечатки могут иногда превосходить студийные. Однако полимерное покрытие можно легко повредить в результате механического воздействия.
На рынке имеются рулонные упаковки, предназначенные для создания больших постеров. Помимо этого продается бумага для пигментных чернил.
Производители создают глянцевую бумагу для ежедневной печати, класса премиум и ультра. Их отличие заключается в степени белизны и толщине подложки.
Атласная (Satin)
Полуглянцевая (Semi-Glossy)
Данный вид является переходным между глянцевыми и матовыми аналогами наравне с бумагой атласного типа, но отсутствует ярко выраженная фактурная поверхность. Полуглянцевая бумага имеет приглушенный блеск без резких отсветов и устойчива к механическим влияниям. Данный тип бумаги подходит для ежедневного применения и для полупрофессиональной печати. На полуглянце труднее оставить «отпечаток пальца». Такие плюсы вместе с доступной ценой делают бумагу привлекательной с точки зрения демонстрации фотографий близким людям и домашнего использования. Но стоит помнить, что бумага имеет ограниченные цветовые переходы.
Структура фотобумаги
Фотобумага – это печатный носитель, обладающий базовым слоем со сложной структурой. Чаще всего в ней используется пять или более слоёв, поэтому хорошая фотобумага стоит недешево.
Арт-обзор фотобумаги Ломонд. Как подобрать тип бумаги для разных сюжетов
Мне кажется, что сейчас, в период переизбытка изображений, печать фотографий особенно важна. Тем самым кадр вновь становится именно кадром, авторской работой, и перестает быть «файлом» — одним из бесконечного количества быстро просматриваемых изображений.
Предложение протестировать бумагу Lomond показалось мне очень интересным. Последнее время для выставок, продажи работ, для своего личного портфолио я печатаю именно на плоттере либо на хорошем принтере, поскольку, в отличие от классической фотопечати, краска наносится поверх бумаги и изображения выглядят более насыщенными, а цвета — глубокими.
Огромное значение имеет бумага: ее тип, плотность, поверхность, фактура.
Я часто печатаю свои работы, и для меня бумаги Lomond стали настоящим открытием. Это просто удивительно, почему ни я, ни многие мои друзья-художники раньше не знали о существовании серии Premium Photo, баритовой бумаги и арт-серии бумаг Lomond, хотя качество этих бумаг отличное и позволяет печатать выставочные работы, не прибегая к дорогостоящим немецким и американским брендам.
Фотобумага Ломонд позволяет на принтере печатать фотографии как минимум столь же высокого качества, как и при обычной фотопечати, а обширный ассортимент позволяет для каждой конкретной серии снимков подобрать нужный тип бумаги и ее оттенок (например, белоснежный или теплый).
Цветовое разрешение соответствует, насколько я могу судить, всему динамическому диапазону RGB. Во всяком случае, на всем протяжении тестирования различных типов бумаги у меня не было проблем с цветопередачей. Некоторые работы вообще не требовали никакой цветокоррекции, отпечаток сразу «попадал» в цвет. Для остальных я подбирала коррекцию цвета в фотошопе, и, в среднем, с 3-5-й пробы удавалось достичь нужного результата. Для меня это действительно хороший показатель, поскольку я крайне придирчиво отношусь к качеству печати (напечатав в своей жизни не одну выставку и замучив многих печатников). Попадание в цвет, тон, контраст для меня принципиальны.
Бумаги Lomond быстро впитывают чернила и высыхают. При этом во многих работах (например, в фотограммах) использован сплошной черный фон (!). Отпечатки выходят идеально ровными — за единственным исключением: глянцевая бумага А3 немного «волнила». Все остальные тестируемые бумаги А3 и А4 всех типов — абсолютно ровные. Это приятно порадовало.
Бумаги не заламываются, на черном в матовых бумагах и на сатине отпечатки пальцев не видны. Чтобы поцарапать или как-то повредить отпечаток, нужно действительно постараться.
Попробовав разные плотности бумаг, хочу сказать, что бумаги плотностью от 270 г/м² (их я бы и рекомендовала всем использовать) — это фактически картон. Прекрасно выглядят, при оформлении не нуждаются в стекле. Это очень важно, поскольку сама фактура бумаги действительно красивая и в интерьере будет гораздо лучше выглядеть без стекла.
В первом тестировании я решила прежде всего сосредоточиться на вопросе выбора подходящего типа бумаги для различных жанров и стилистик авторских фотографий. Я подобрала отличающиеся друг от друга по тону, контрасту, цвету и стилистике изображений серии работ и напечатала их самостоятельно.
Жанр: портрет
Я попробовала напечатать серию портретов солистов балета Большого театра.
Эти работы были сняты на пленку и изначально напечатаны мною вручную, потом отсканированы, и в дальнейшем — уже для выставок — я делала цифровые копии аналоговых отпечатков. С каждым отпечатком я работала очень долго, продумывая малейшие детали контраста, полутонов и общего настроения кадра. Поэтому в данном случае тестирование заключалось в репродукции: важно было максимально приблизиться к оригиналу. Я решила остановиться на том же типе бумаги, на котором я печатала эти портреты вручную: Односторонняя матовая фотобумага для струйной печати (A3, 90 г/м²) и Двусторонняя матовая/Матовая фотобумага для струйной печати (A4, 190 г/м²).
Сделав несколько проб по цвету, мне удалось попасть в черно-белую гамму. Это очень важно — иметь возможность напечатать чистое черно-белое изображение, не уходящее в цветной оттенок. И мне это удалось. Выбор матовой бумаги (плотность) для данной серии работ был также обусловлен спецификой этого типа бумаги. Дело в том, что матовая бумага идеально подходит для достаточно контрастных изображений, где не видны малые переходы полутонов, которые на ней сглаживаются, в отличие от, например, сатина. Эта серия портретов была задумана контрастной. При этом для меня было важно полное отсутствие бликов на отпечатке и плотность бумаги. Для этих портретов «Матовая» подошла идеально. Надо сказать, что, положив рядом два отпечатка — мой ручной отпечаток, сделанный в «мокрой» лаборатории, и отпечаток на матовой бумаге Ломонд, — разницу заметить достаточно сложно. Для меня это идеальный результат.
Два других портрета, печать которых я решила протестировать — это работы, сделанные мной для журналов.
Обложка журнала Seasons. Сочная, контрастная история, по стилю намеренно напоминающая начало глянцевой журнальной фотографии 50-х годов. Тут важным для меня было передать насыщенность, яркость цвета и «глянцевое настроение». Выбор типа бумаги был определен самим жанром съемки. Я попробовала печать на глянце и на суперглянце и выбрала Суперглянцевую ярко-белую бумагу (Super Glossy Bright) из серии Premium Photo Paper (270 г/м²). Более сочной передачи цвета, мне кажется, я не встречала ранее никогда! Мне очень понравился этот тип бумаги. За счет идеально-зеркальной глянцевой поверхности у отпечатка появляется «глубина», немного напоминающая пластификацию. Цвета предельно сочные, практически как на экране. Обычно сочность цвета отпечатка более глухая, чем то изображение, которое мы видим на экране монитора (поскольку у бумаги нет свечения изнутри). В случае суперглянца мне удалось достичь звонкой сочности светящейся картинки монитора. Я никогда не была сторонником глянцевых бумаг, и для меня было абсолютной неожиданностью, что мне так понравился суперглянец.
Я бы рекомендовала использовать этот тип бумаг для ярких фэшн-историй. Думаю, для пейзажной съемки он также окажется хорош, если это будут насыщенные по цвету сюжеты.
Третий портрет, который я напечатала — это также фэшн-история, которую я сняла для журнала Л’Этуаль. Здесь совсем другая стилистика. Мы снимали историю про «Лолиту» — долго ее продумывали и подбирали модель, реквизит, а в дальнейшем — и постобработку таким образом, чтобы создать легкое, «девчачье», воздушное настроение кадра. История снята в «высоком ключе» — объекты как бы растворяются в белом. Специально для этого использовали дым-машину на съемках. Это нежная, «акварельно-карамельная» (как мы ее окрестили на съемках) гамма неярких цветов, в которой важен каждый полутон как в светах, так и в тенях.
Для такой съемки сложно подобрать фотобумагу. Я пробовала печатать на матовой бумаге — получался слишком глухой цвет, без свечения; пробовала сатин — кадр получался излишне контрастным, пропадала легкость и воздушность. И так далее. В результате я придумала использовать бумагу из серии Fine Art Metallic, Semi Glossy (260 г/м²) — это фотобумага, обладающая металлическим блеском, полуглянец.
И эта бумага подошла идеально! Ощущение объемности фотографии, характерное для металлика, идеально подходило для этой серии работ. Бумага передает все пространство динамического диапазона снимка — сохраняя малейшие детали в белом, передает сложные оттенки нежных, светлых цветов. А легкий перламутровый отблеск бумаги просто идеально подчеркнул «фарфоровую» кожу модели и сам стиль съемки. Металлический отблеск бумаги создает игру света, при котором отпечаток слегка бликует, каждый раз по разному — в зависимости от угла зрения.
Металлик подходит отнюдь не для всех фотографий, но в данном случае это был единственный верный выбор. Моя рекомендация — использовать полуглянец металлик для съемок в «высоком ключе», где важна деталировка и хорошая передача малейших полутонов и оттенков цвета. Мне кажется, бумага отлично подойдет для фэшн-историй, для съемки ювелирных изделий (когда важно, чтобы изображение выглядело объемно). Думаю, также хорошо будут смотреться кадры со стеклом, бликами и отражениями, снятые в светлой тональности.
Жанр: натюрморт
Когда я увидела бумагу Grainy (зернистая бумага) из серии Fine Art, я сразу поняла, для какой серии работ она хорошо подойдет. У меня есть серия натюрмортов — полиграфические литеры, снятые на цветном песке, и мне показалось, что зернистая поверхность бумаги будет отлично сочетаться с натюрмортами, снятыми на песке. Так и получилось.
Фактура бумаги достаточно мелкая, нерегулярная — она не выглядит нарочито. При печати на фактурных бумагах важно, чтобы фактура на самом снимке была больше фактуры бумаги — тогда изображение не будет выглядеть грубо. Результат меня абсолютно поразил. Это самая любимая бумага из всех, которые я тестировала. Плотная, идеально-матовая, при этом с сочным цветом. Фактура бумаги издалека не видна, скорее она воспринимается как матовая. Но вблизи и особенно на ощупь фактура производит очень приятное впечатление. Песок на снимке кажется просто настоящим! Изображения смотрятся гораздо интереснее, чем на мониторе. Возникает ощущение, что они нарисованы на бумаге, кадры уже не воспринимаются как фотография, скорее — как графика. Конечно такие работы нужно оформлять без стекла — чтобы не портить ощущения живой бумаги. Тактильность отпечатков этой серии превзошла все мои ожидания. Это законченные работы, даже рамка уже будет лишней!
Вторая серия натюрмортов, которую я решила напечатать — это фотограммы. Как и в случае портретов из Большого театра, это работы, сделанные мной вручную. Фотограммa — это фотография без использования камеры: предметы кладутся на классическую фотобумагу и засвечиваются сверху фонариком. Получаются отпечатки и тени предметов на фотобумаге. Дальше эти отпечатки были отсканированы и отретушированы. Это выставочная серия, поэтому мне интересно было понять, какой тип бумаги лучше всего подойдет для таких работ. В них много черного и важна его насыщенность; они похожи на графику — поэтому мне хотелось подобрать такой тип бумаги, на котором фотограммы будут смотреться именно как графика и в меньшей степени как фотография.
Я остановилась на Velour Natural White DS — бархатная фактура (170 г/м²) из любимой уже серии Fine Art. И действительно, когда держишь отпечаток в руках, возникает полное ощущение нарисованного изображения. Бархатистая, матовая поверхность бумаги дает абсолютно глубокий черный цвет. Детализация отличная. Как и в случае с Grainy, бумагу просто не хочется выпускать из рук. Замечательный, глубокий черный цвет. На матовой бумаге он также хорош, но бархатистая поверхность еще больше его усиливает. Отпечаток смотрится очень благородно. В этой серии у многих работ черный фон, и очень порадовало, что несмотря на такую интенсивную заливку чернилами и не самую большую плотность бумаги, отпечатки выходят абсолютно ровными, чернила ложатся хорошо и быстро впитываются. При печати было удобно, что бумага двусторонняя — сторону не спутаешь. Черно-белый тон без оттенка несложно подбирается при помощи дополнительных фильтров. Вывод: бумага прекрасно подходит для художественной черно-белой печати. Отлично «держит» контраст, сохраняя деталировку. В случае, если нужен глубокий черный цвет и идеально матовая, бархатная поверхность без бликов, я очень рекомендую именно Velour Natural White DS — бархатная фактура.
Третий натюрморт, который я решила напечатать, это наша совместная работа с дизайн-бюро «Щука» — «Взрыв букета». Стилистически она похожа на съемку для журнала Л’Этуаль: пастельные тона, туман и нюансы тональных переходов, много мелких деталей. Для печати этой работы я выбрала Атласную бумагу Satin Warm (270 г/м²) из серии Premium Photo Paper.
Сатин, на мой взгляд, самая универсальная бумага, которая подходит для многих сюжетов. При ручной черно-белой печати, не имея такого диапазона возможностей, как в случае фотобумаг для принтера, я чаще всего использовала именно сатин. С одной стороны, он дает сочный, контрастный рисунок, с другой — это не глянец, сатин практически не бликует. Это промежуточный вариант между матовой и глянцевой бумагой. Я бы рекомендовала использовать сатин практически для любых сюжетов, но именно «фотографических». Сатин, как и глянец, больше похож на классическую фотобумагу, он подходит для снимков, в которых важно хорошо передать цвет, контраст сюжета, избежать бликов на бумаге, сохранив насыщенность отпечатка. Это могут быть как работы в жанре портрета, так и пейзажи.
Единственное «но» — слишком, на мой вкус, ярко выраженная фактура поверхности этой бумаги. С другой стороны, этот натюрморт я печатала в формате А4 — при большем формате отпечатка фактура бумаги будет, возможно, считываться в меньшей степени.
Жанр: пейзаж
Для тестирования я подобрала 3 разные пейзажные съемки.
Съемка воды. Эти кадры отражений и бликов в фонтанах Альгамбры я сняла в Испании. Для того чтобы лучше передать блики, прозрачность воды, сочность цвета, я решила использовать бумагу Fine Art Metallic Glossy (260 г/м²) — это фотобумага, обладающая металлическим блеском, глянец. Она подошла идеально. Плотная, ровная, напоминает пластификацию по эффекту глубины и зеркального глянца, который возникает благодаря идеальному глянцевому покрытию с легким металлическим отблеском. Вода на отпечатке как будто светится изнутри. Сочность цвета и ощущение воды передается отлично. Я очень рекомендую использовать этот тип бумаги для подобных сюжетов. Они смотрятся совершенно как живые, возникает эффект присутствия.
Съемка пасмурного туманного пейзажа. Для этого сюжета я выбрала мою любимую матовую бумагу: Односторонняя матовая фотобумага для струйной печати (A3, 90 г/м²). Кадр сразу воспринимается как картина. Когда держишь отпечаток в руках, возникает ощущение нарисованного пейзажа. Детали в тенях немного теряются, но для этого сюжета они и не нужны. Наоборот, слаженность деталировки в тенях еще больше подчеркивает живописный характер снимка. Поверхность идеально матовая, чернила ложатся и впитываются хорошо, несмотря на интенсивную заливку, бумага выходит абсолютно ровная.
Пейзаж, снятый под дождем. Удивительно, насколько по-разному может выглядеть фотография, напечатанная на разных типах бумаги. Для этого кадра я сначала хотела использовать сатин. Однако ощущение дождя и мокрой скульптуры ушло. Я попробовала печать на суперглянце. Для этого снимка такой вариант не подошел — цвет получился слишком насыщенным для такого сюжета. В результате я пришла к печати на глянцевой фотобумаге (230 г/м²). Сочный, при этом умеренно насыщенный цвет, детализация, которая очень важна для этого кадра, глянцевая поверхность бумаги, подчеркивающая дождь — все способствует верному восприятию этого сюжета.
В заключение хочу сказать, что все бумаги, которые я протестировала, мне действительно понравились. Если говорить о предпочтениях, то, поскольку я много занимаюсь художественной фотографией, открытием для меня стали бумаги серии Fine Art. Буду их советовать своим знакомым художникам — они идеально подходят как для репродукции графики, живописи, так и для печати художественных фотографий. Серия арт-бумаг Lomond очень разнообразна. Например, в этом тесте я не использовала плотные баритовые бумаги из серии Gold. Было бы интересно сравнить их с аналоговой печатью, поскольку именно барита больше всего похожа на классическую бромосеребряную фотобумагу и лучше всего подходит для музейных, выставочных отпечатков.
Я твердо убеждена и учу этому своих студентов, что печать — как финальный результат авторской работы — очень важна, особенно сегодня, когда в бесконечных интернет-версиях мы не видим изображений такими, какими их задумал автор. Отпечаток же является окончательной авторской версией снимка.
Хороший отпечаток — понятие, субъективное изначально. Хороший результат печати — это соответствие требованиям автора снимка, а требования — индивидуальны. «Железных» правил для всех нет. Поэтому в случае тестирования фотобумаги я могу лишь советовать и говорить о своих личных предпочтениях и рекомендациях, как автор, печатающий свои работы и страшно привередливо относящийся к печати. Очень надеюсь, что этот мой опыт будет полезен тем, кто задумался над печатью своих фотографий и находится в процессе выбора подходящих типов бумаг!