что нужно говорить при причастии

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

что нужно говорить при причастии. Смотреть фото что нужно говорить при причастии. Смотреть картинку что нужно говорить при причастии. Картинка про что нужно говорить при причастии. Фото что нужно говорить при причастии
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник

Как готовиться ко Святому Причащению

Под­го­товка к При­ча­стию — духов­ное дела­ние (духов­ные упраж­не­ния), пред­при­ни­ма­е­мое хри­сти­а­ни­ном (под руко­вод­ством свя­щен­ника, духов­ника), направ­лен­ное на дости­же­ние им осо­бого духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния ради «достой­ного» уча­стия в Таин­стве Евха­ри­стии.

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост – полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди – найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

Святые Дары выно­сятся из алтаря при воз­гласе «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». При этом при­нято про­пу­стить вперёд детей, пожи­лых и немощ­ных при­хо­жан. Под­ходя к Чаше, нужно забла­го­вре­менно сло­жить кре­сто­об­разно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно кре­ститься, дабы неча­янно не толк­нуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно про­из­не­сти своё полное хри­сти­ан­ское имя, широко открыть уста (рот) и бла­го­го­вейно, с полным созна­нием свя­то­сти вели­кого Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­стову и тотчас же про­гло­тить. Приняв Св. Тайны, не кре­стясь поце­ло­вать край Чаши и тотчас же отойти к сто­лику, чтобы вку­сить частицу просфоры и запить теп­ло­той.

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

В день Св. При­ча­ще­ния – вести себя бла­го­го­вейно и бла­го­чинно, дабы «честно соблю­сти в себе Христа при­ня­того».

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).

Источник

Исповедь как правильно исповедоваться перед причастием

что нужно говорить при причастии. Смотреть фото что нужно говорить при причастии. Смотреть картинку что нужно говорить при причастии. Картинка про что нужно говорить при причастии. Фото что нужно говорить при причастии

Исповедь перед причастием, почему она необходима

Христианство не может существовать без исповеди, ведь все люди не совершенны, кто из нас без греха. Однако немаловажно, чтобы мы осознавали, как правильно исповедоваться перед причастием и зачем это нужно.

Исповедь — таинство, где христианин кается в своих грехах перед Господом, перед лицом священнослужителя. И он прощает верующего именем Спасителя. Доверие прегрешений своих — это не насильственное вытаскивание совести из тьмы, не просто любопытство, не суд над согрешившим прихожанином. Исповедь перед причастием — это не простой разговор о недостатках, сомнениях. Тем более не положенный доклад своему духовнику на тему греха или просто обычай.

Духовная грязь — это и есть грех, который можно «смыть» только исповедью пред причастием. Грехи как копоть оседают на душе, если их не отмолить, они тяготят человека. Прихожанин не находит себе покоя, чувствует опустошение внутри. Под бременем греха человек беспричинно раздражается, несёт обиды своим близким людям, теряя внутреннюю уверенность. Что происходит, он не может понять сам, а дело в не исповеданных грехах. Покаяние возвращает чистоту душе, которую очернили неблаговидные поступки.

Исповедь перед причастием — это Божья милость к падшему, слабому в вере своей человеку. Это доступно каждому верующему, ищущему путь спасения души от прегрешений. Искреннее покаяние даёт прихожанам не только оставление грехов, но восполняет духовное самочувствие: обновляется мироощущение, наступает лёгкость и благость, уходят неприемлемые страсти. Таинство исповеди возвращает в чистоту, полученную от Крещения.

что нужно говорить при причастии. Смотреть фото что нужно говорить при причастии. Смотреть картинку что нужно говорить при причастии. Картинка про что нужно говорить при причастии. Фото что нужно говорить при причастии

Как правильно подготовится к исповеди перед причастием

Исповедь перед причастием в храме, у всех вызывает необыкновенное волнение. Особенно если это первое покаяние. Нужно оставить переживания: обитель Божья — это не место для осуждения. Наоборот, поговорив с батюшкой, рассказав ему о своих тягостях, облегчится душа, мир откроет свои объятия и уйдёт негативная энергия. Как же правильно подготовиться к исповеди? Существуют некоторые каноны, которых нужно придерживаться на тайной исповеди в храме:

Важно! Когда озвучивается прегрешение, даётся обет себе — больше не повторять его. Простить недругов, завистников и всех, кто чинил обиды. Постараться умиротвориться и набраться смирения.

Как правильно готовиться к исповеди, как узнать свои грехи, видео

Список грехов

что нужно говорить при причастии. Смотреть фото что нужно говорить при причастии. Смотреть картинку что нужно говорить при причастии. Картинка про что нужно говорить при причастии. Фото что нужно говорить при причастии

Как проходит исповедь в церкви

Чтобы правильно подготовиться к исповеди важно иметь представление о том, как проходит Таинство в храме.

Исповедь, обычно совершается с утра, перед Божественной Литургией, вечером во время службы и после. В особых случаях, возможно, попросить духовника о другом времени аудиенции. Перед ритуалом таинства исповеди священник произносит общую молитву, где в определённом месте, прихожанин говорит вслух своё имя. Необходимо пройти в церкви к возвышенности в виде столика-аналоя. В этом месте встают прихожане в очередь, желая произнести покаянные слова. Во время ожидания своей исповеди, надо произносить мысленно молитвы, вспоминая личные грехи.

Есть много печатных изданий, в которых рассказывается о правильной готовке к таинству, там же есть перечень грехов людских. Подобные брошюры можно почитать, но не брать их как руководство к действию. Ведь у каждого свои грехи, нужно поступать, как велит совесть. В противном случае это не принесёт пользы. Если есть потребность в духовной помощи для исповедования, можно изучить опыт, советы преподобных старцев или известных в миру священников. Однако нужно помнить, что исповедь идёт Живому Господу. Он незримо присутствует в таинстве, а архиерей является свидетелем (об этом говорится в молитве), с помощью которого Бог оставляет грехи прихожанина.

Рассказать батюшке надо всю правду, ничего не тая. Стеснение необходимо отбросить, ведь священник как доктор, только врач лечит тело, а батюшка душу человеческую. На все вопросы нужно отвечать чётко без заминок. Главное что стоит запомнить, вся информация останется тайной, которую будет знать только священнослужитель. Если христианин искренне раскаивается в своих проступках, ему прощается всё безвозвратно.

Верующие, которые идут на исповедь перед причастием в первый раз нервничают думая, как всё пройдёт. Православные храмы практикуют общую исповедь. Посещать их может любой христианин, также беседовать единолично с батюшкой. На всеобщих ритуалах архиерей имеет право отпускать грехи прихожанам, пришедшим на таинство. Он начинает перечислять прегрешения и грехи, какие часто случаются с людьми. Данное действие позволяет освежить память и выйти наружу давно забытым неблаговидным мыслям и поступкам.

После окончания исповеди, человек наклоняет голову, а батюшка покрывает его нижней частью своего облачения — епитрахилью и произносит разрешающую молитву. В завершение нужно прикоснуться губами к кресту, Евангелию, священнослужитель благословляет крестным знамением. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедальные дни в храмах желательно уточнить за несколько дней до предполагаемого таинства. Каждый верующий христианин должен помнить такие детали:

Желательно, чтобы христианина вёл по жизни собственный духовный отец. С ним можно всегда посоветоваться, попросить помощи в трудной ситуации. Он будет духовно направлять человека, указывать на ошибки, радоваться вместе победам. Есть люди, которые в силу разных причин остались не крещёными. Это стоит сделать как можно быстрее, чтобы не ввергать душу свою в пучину грязи и тьмы. Необходимо прийти в храм, узнать всё о подготовке, прохождении ритуала исповеди перед крещением.

Что говорить на исповеди, видео

Как правильно исповедоваться, примеры исповеди

Пример № 1. В многонаселённых городах в храмах,церквях собираются многочисленные приходы. На исповедь приходят до нескольких десятков человек. Для таких случаев в православии предусмотрены «общие исповеди». Обычно много народа бывает на Великий Пост, когда вдруг все вспоминают о своих грехах. Батюшка оглашает грехи, творимые людьми, а прихожане каются, говоря — Грешна (грешен)! Правда, для разрешительной молитвы нужно подходить поодиночке, каждому христианину. Руки нужно скрестить на груди, сказать своё крещёное имя. Потом накладывается епитрахиль, и благословляется мирянин именем Господа. Единственная рекомендация — не стоит пользоваться таким способом очищения в первую свою исповедь.

Пример № 2. Записать все прегрешения и грехи на бумаге. Листок со списком, который берут на исповедь, называется хартией. Её разрешают, потому что, стоя около Евангелия, священника и распятья, наступает момент смущения. То, что хотелось сказать, в чём покаяться моментально забывается. Подходите к батюшке и говорите: « Я грешна пред Господом» и начинаете зачитывать записанные грехи. Не стоит рассказывать подробно о совершённых деяниях. Если, например, вы взяли чужую вещь, не надо описывать — где это было, и кто ещё присутствовал. Хватит таких слов: Совершила грех воровства. Но и сухо перечислять весь список не желательно. К примеру, вы подойдёте и начнёте произносить: «Грешила прелюбодеянием, завистью, сквернословием и так далее по списку». Так тоже нельзя, лучше так говорить: «Грешила, Боже, изменами супругу» или «Осуждаю свою подругу». Это нужно делать, потому что, святой отец, слушая вашу исповедь, обязательно посоветует как побороть ту или иную страсть. Вместе с ним вы разберётесь в причинах этой слабости. Заканчивать исповедование стоит словами: «Господи! Я каюсь пред тобою. Помилуй меня и спаси мою душу грешную!»

Пример №3. Этот пример исповеди составлен священнослужителями одного из монастырей:что нужно говорить при причастии. Смотреть фото что нужно говорить при причастии. Смотреть картинку что нужно говорить при причастии. Картинка про что нужно говорить при причастии. Фото что нужно говорить при причастии

Источник

Подготовка к причастию

про­то­и­е­рей Димит­рий Кар­пенко

доклад на XX съезде духо­вен­ства Бел­го­род­ской и Ста­ро­ос­коль­ской епар­хии

…если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день ( Ин. 6:53-54 )

Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство! Все­чест­ные отцы, братья и сестры!

Еван­гель­ская запо­ведь, данная нам Хри­стом Спа­си­те­лем о необ­хо­ди­мо­сти вку­ше­ния Его Тела и Крови, явля­ется тем осно­ва­нием, на кото­ром сози­ждется Цер­ковь. Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина это утвер­жде­ние пред­став­ля­ется настолько оче­вид­ным, что, каза­лось бы, оно не тре­бует какого-то спе­ци­аль­ного дока­за­тель­ства, ведь дей­стви­тельно, без таин­ства при­ча­ще­ния невоз­можна истин­ная духов­ная жизнь. В то же время, в цер­ков­ной среде до сих пор нет одно­знач­ного мнения по поводу того, как часто сле­дует веру­ю­щему пра­во­слав­ному народу при­сту­пать к таин­ству при­ча­стия и какова должна быть под­го­товка к этому таин­ству.

Для начала хоте­лось бы при­ве­сти несколько цитат: Всех верных, вхо­дя­щих в цер­ковь и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молитве и святом при­ча­ще­нии до конца, яко без­чи­ние в церкви про­из­во­дя­щих, отлу­чати подо­бает от обще­ния цер­ков­ного (9 Апо­столь­ское пра­вило). По объ­яс­не­нию круп­ней­шего тол­ко­ва­теля кано­нов пат­ри­арха Фео­дора Валь­са­мона «опре­де­ле­ние насто­я­щего пра­вила весьма строго. Ибо отлу­чает быва­ю­щих в церкви, но не оста­ю­щихся до конца и не при­ча­ща­ю­щихся. И другие пра­вила (80 пра­вило VI Все­лен­ского Собора, и 11 пра­вило Сар­ди­кий­ского Собора) подоб­ным обра­зом опре­де­ляют, чтобы все были готовы и достойны при­ча­ще­ния, и под­вер­гают отлу­че­нию не при­ча­ща­ю­щихся в три вос­крес­ных дня».

Таким обра­зом, мы видим, что при­ча­стие пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, совесть кото­рого не отя­го­щена смерт­ными гре­хами, за каждой литур­гией явля­ется кано­ни­че­ской нормой Церкви, отступ­ле­ние от кото­рой чре­вато отпа­де­нием от Церкви.

Сего­дня мы можем наблю­дать, что все боль­шее коли­че­ство наших при­хо­жан стре­мятся к тому, чтобы при­сту­пать к свя­тому при­ча­стию не от случая к случаю (раз в посту), а регу­лярно. Неред­кими ста­но­вятся случаи, когда миряне выска­зы­вают жела­ние при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Вместе с этим воз­ни­кают вполне закон­ные вопросы о том, какова должна быть норма под­го­товки к таин­ству при­ча­ще­ния.

Сло­жив­ша­яся цер­ков­ная прак­тика гово­рит нам о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния трех-днев­ного поста перед при­ча­стием, вычи­ты­ва­ния после­до­ва­ния состо­я­щего из трех кано­нов и пра­вила к свя­тому при­ча­ще­нию, вечер­них и утрен­них молитв, обя­за­тель­ной испо­веди нака­нуне, либо в сам день при­ча­стия. Разу­ме­ется, при­ча­щаться воз­можно лишь нато­щак. Данная прак­тика, кото­рая стала почти что цер­ков­ным пра­ви­лом, стала нормой для боль­шин­ства при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. При этом мы должны пони­мать, что данная прак­тика не явля­ется древ­ней и не имеет ста­туса собор­ного поста­нов­ле­ния.

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е. Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак, 9 пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния.

Под­водя итог можно ска­зать, что согласно кано­нам Церкви пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может при­сту­пать к при­ча­стию нато­щак (не вкушая пищи с полу­ночи), для тех пра­во­слав­ных хри­стиан, кто состоит в браке, нака­нуне при­ча­стия необ­хо­димо супру­же­ское воз­дер­жа­ние. Объем молит­вен­ного пра­вила, необ­хо­ди­мость соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ная испо­ведь перед при­ча­стием кано­нами Церкви не регла­мен­ти­ру­ются.

Все это, конечно, не гово­рит о том, что молит­вен­ное пра­вило, пост­ные дни и испо­ведь должны отсут­ство­вать в жизни пра­во­слав­ных хри­стиан. Суще­ству­ю­щая в Рус­ской Церкви прак­тика под­го­товки к при­ча­стию, в том случае, если чело­век при­ча­ща­ется лишь несколько раз в году, совер­шенно понятна и оправ­данна для тех, кто при­ча­ща­ется редко. Дей­стви­тельно, если чело­век боль­шую часть цер­ков­ного года не живет цер­ков­ной жизнью, не соблю­дает посты уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью, не имеет опыта домаш­ней келей­ной молитвы, для него будет полез­ным про­ве­сти опре­де­лен­ную духов­ную работу над собой, перед тем как при­ча­ститься. Вопросы воз­ни­кают тогда, когда миряне, живу­щие пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью, посе­ща­ю­щие регу­лярно бого­слу­же­ния, соблю­да­ю­щие все уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, изъ­яв­ляют жела­ние при­ча­щаться на каждой вос­крес­ной литур­гии. Как быть в этом случае с обя­за­тель­ным трех-днев­ным постом, учи­ты­вая, что пост в суб­боту вос­пре­ща­ется 64 Апо­столь­ским пра­ви­лом (Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единые токмо (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен)?

Не думаю, что будет боль­шим сек­ре­том ска­зать о том, что гото­вя­щийся к совер­ше­нию литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тель не соблю­дает допол­ни­тель­ных пост­ных дней перед при­ча­стием, кроме тех постов, кото­рые уста­нов­лены Цер­ко­вью. На это можно услы­шать воз­ра­же­ние о том, что свя­щен­ник не может совер­шать литур­гию не при­ча­стив­шись, но ведь именно об этом гово­рят каноны и в отно­ше­нии мирян. 9 Апо­столь­ское пра­вило мы уже при­во­дили. Что каса­ется под­го­товки к при­ча­стию, то свя­щен­ники не имеют какого-либо осо­бого при­ви­ле­ги­ро­ван­ного поло­же­ния, о чем и пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Но есть случаи, когда свя­щен­ник не отли­ча­ется от под­на­чаль­ного, напри­мер, когда нужно при­ча­щаться Св. Тайн. Мы все оди­на­ково удо­ста­и­ва­емся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал свя­щен­ник, иное народ и где не поз­во­лено было народу при­об­щаться того, чего при­об­щался свя­щен­ник, людям запре­ща­лось соучаст­во­вать в том, что было для свя­щен­ни­ков. Ныне не так — но всем пред­ла­га­ется одно Тело и одна Чаша…».

Таким обра­зом, мы видим, что воз­ни­кает опре­де­лен­ная кол­ли­зия – свя­щен­ник совер­ша­ю­щий литур­гию осво­бож­да­ется от необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием, миря­нин, изъ­явив­ший жела­ние при­ча­щаться каждый вос­крес­ный день вынуж­ден помимо прочих постов соблю­дать трех­днев­ный пост перед при­ча­стием, нару­шая при этом 64 Апо­столь­ское пра­вило, запре­ща­ю­щее пост в суб­боту.

Как обстоит дело в других Помест­ных Церк­вах? Сразу сле­дует ска­зать, что нам не уда­лось про­ве­сти все­объ­ем­лю­щего иссле­до­ва­ния в отно­ше­нии прак­тик всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. В миро­вом пра­во­сла­вии нами условно были опре­де­лены две основ­ные тра­ди­ции – условно гре­че­ская и условно рус­ская. Гре­че­ская прак­тика, к кото­рой мы отно­сим при­ходы Кон­стан­ти­но­поль­ской, Алек­сан­дрий­ской, Антио­хий­ской, Иеру­са­лим­ской, Эллад­ской, Кипр­ской Церк­вей пред­по­ла­гает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян за литур­гией без обя­за­тель­ной испо­веди. При­хо­жане ста­ра­ются при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье, при этом испо­ведь совер­ша­ется в отдель­ное от литур­гии время и никак не свя­зана с при­ча­стием. Более того, испо­ве­до­вать может не всякий свя­щен­но­слу­жи­тель, а только тот, кто полу­чил спе­ци­аль­ную гра­моту от архи­ерея, кото­рая дает право на совер­ше­ние испо­веди. Обычно подоб­ное раз­ре­ше­ние выда­ется свя­щен­но­слу­жи­телю, кото­рый уже имеет доста­точ­ный пас­тыр­ский опыт. Сам факт руко­по­ло­же­ния в свя­щен­ники в гре­че­ской тра­ди­ции еще не озна­чает, что ново­ру­ко­по­ло­жен­ный батюшка сразу полу­чает власть «вязать и решить».

В Серб­ской Церкви нет еди­но­об­ра­зия: все зави­сит от того, где «батюшка учился». Выпуск­ники гре­че­ских духов­ных школ пере­ни­мают тра­ди­ции Эллад­ской Церкви, а свя­щен­ники рус­ской школы счи­тают испо­ведь непре­мен­ным пред­две­рием при­ча­ще­ния, а во вне­пост­ное время многие из них при­ча­щаться не сове­туют.

Самая моло­дая Помест­ная Цер­ковь – Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­рике, кото­рая еще в про­шлом веке имела те же самые про­блемы, кото­рыми мы зада­емся в данном выступ­ле­нии, в насто­я­щий момент явля­ется одной из наи­бо­лее дина­мично раз­ви­ва­ю­щихся Церк­вей в Север­ной Аме­рики. Под­го­тов­кой к при­ча­стию явля­ется сама Литур­гия по слову свя­того Нико­лая Кава­силы: «псалмы и чтения Писа­ний преду­го­тов­ляют нас к освя­ще­нию Свя­тыми Тай­нами». Каждый верный при­ча­ща­ется за каждой Литур­гией. Канон ко свя­тому при­ча­ще­нию и молитвы ко при­ча­ще­нию входят в домаш­нее молит­вен­ное пра­вило.

Допол­ни­тель­ного поста не тре­бу­ется. Соблю­де­ние поста по средам и пят­ни­цам, а также боль­ших постов явля­ется доста­точ­ным. Т.е. к верным предъ­яв­ля­ются те же тре­бо­ва­ния, кото­рые выпол­няют сами свя­щен­ники (цитату из Свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на этот счет мы уже при­во­дили).

Испо­ведь тре­бу­ется регу­ляр­ная (по совету свя­щен­ника – раз в один-два месяца), по соб­ствен­ному жела­нию веру­ю­щего (в боль­шин­стве храмов всегда можно поис­по­ве­ды­ваться до начала литур­гии или после вечерни), в случае если верный впал в смерт­ный грех (убий­ство, пре­лю­бо­де­я­ние, идо­ло­по­клон­ство – вклю­чая уход из церкви на дли­тель­ный период). В Вели­ком Посту испо­ведь обя­за­тельна для всех.

Еще в 70‑х годах про­шлого сто­ле­тия пра­во­слав­ные хри­сти­ане Аме­рики жили в тра­ди­ции «неча­стого» при­ча­стия. Бла­го­даря уси­лиям таких про­слав­лен­ных пас­ты­рей как про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман и про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф сего­дня посе­ща­е­мость вос­крес­ных литур­гий и празд­ни­ков в Пра­во­слав­ной Церкви в Аме­рике (кото­рая не имеет ника­ких других ресур­сов кроме, соб­ственно, цер­ков­ных) – самая высо­кая среди всех пра­во­слав­ных юрис­дик­ций США.

Увы, не во всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах ситу­а­ция столь бла­го­при­ят­ная. Многим из нас зна­кома совре­мен­ная прак­тика Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­рой после­до­ва­ние литур­гии почти повсе­местно исклю­чает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян, т. к. предъ­яв­ля­е­мые тре­бо­ва­ния для при­ча­ще­ния неоправ­данно строги – месяц поста перед при­ча­стием. След­ствием этого стали полу­пу­стые храмы Бол­га­рии.

Хочет ли Рус­ская Цер­ковь пойти по стопам пра­во­слав­ных Бол­га­рии или нет – зави­сит от той пози­ции, кото­рую будет отста­и­вать духо­вен­ство нашей Церкви. Нам пред­став­ля­ется, что суще­ству­ю­щее раз­но­об­ра­зие бого­слу­жеб­ных тра­ди­ций в раз­лич­ных Помест­ных Церк­вах есть совер­шенно нор­маль­ное и объ­яс­ни­мое явле­ние. Но отно­ше­ние к таин­ствам не может быть тра­ди­цией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем гово­рить лишь о том, кто более, а кто менее соот­вет­ствует тому, что назы­ва­ется Пре­да­нием Церкви.

Разу­ме­ется, речь не идет о том, чтобы снять все воз­мож­ные огра­ни­че­ния и при­ча­щать всех подряд без раз­бора. Как мы уже и гово­рили, для людей при­ча­ща­ю­щихся редко суще­ству­ю­щая прак­тика явля­ется вполне оправ­дан­ной. Но задача пас­тыря в том, чтобы вдох­нов­лять верных для посто­ян­ного уча­стия в Таин­ствах и помочь выра­бо­тать разум­ное и посиль­ное пра­вило под­го­товки. В том случае, если сам верный хочет более пол­ного уча­стия в Таин­ствах, мы должны вся­че­ски под­дер­жи­вать такое стрем­ле­ние и выра­бо­тать разум­ные пас­тыр­ские под­ходы. В этом вопросе нам весьма необ­хо­димо то, что в пра­во­слав­ном бого­сло­вии назы­ва­ется consensus patrum, т.е. «согла­сием отцов». И если свя­то­оте­че­ский consensus patrum по данной про­бле­ма­тике одно­зна­чен, согла­сие отцов ныне здрав­ству­ю­щих не всегда оче­видно.

Пред­став­ля­ется целе­со­об­раз­ным, опи­ра­ясь на каноны Церкви, опре­де­лить инди­ви­ду­аль­ный подход для каж­дого при­хо­жа­нина, учи­ты­вая име­ю­щийся у него опыт цер­ков­ной жизни. В том случае, если чело­век изъ­яв­ляет жела­ние регу­ляр­ного при­ча­стия за каждой вос­крес­ной литур­гией (что идеале должно стать нормой для всех при­хо­жан) воз­можно пре­по­да­ние бла­го­слов­ле­ния на при­ча­ще­ние без допол­ни­тель­ного трех-днев­ного поста (разу­ме­ется, с обя­за­тель­ным соблю­де­нием име­ю­щихся в Церкви постов). Объем молит­вен­ного пра­вила должен быть не меньше име­ю­ще­гося в наших молит­во­сло­вах Пра­вила ко свя­тому при­ча­ще­нию, вклю­ча­ю­щее в себя три псалма, канон и молитвы перед при­ча­ще­нием. Чтение трех кано­нов должно быть остав­лено на усмот­ре­ние гото­вя­ще­гося к при­ча­стию.

Вопрос об обя­за­тель­ной испо­веди, конечно, один из наи­бо­лее дели­кат­ных. Испо­ведь не явля­ется слу­жеб­ным таин­ством по отно­ше­нию к при­ча­ще­нию, и осо­бенно печально, когда испо­ведь мно­гими при­хо­жа­нами по мет­кому заме­ча­нию о. Алек­сандра Шме­мана вос­при­ни­ма­ется как «билет на при­ча­стие». Разу­ме­ется, что и здесь воз­мо­жен инди­ви­ду­аль­ный подход, осо­бенно в тех слу­чаях, если при­хо­жане (согласно 66 пра­вилу VI Все­лен­ского собора) желают при­ча­щаться во все дни Свет­лой сед­мицы. Пыта­ясь огра­дить мирян от фор­ма­ли­за­ции таин­ства при­ча­стия мы, по сути, фор­ма­ли­зуем таин­ство испо­веди, кото­рое из таин­ства «вто­рого кре­ще­ния» ста­но­вится одним из усло­вий для при­ча­стия.

В любом случае пас­тырь всегда должен пом­нить, что он не имеет права тре­бо­вать от пасо­мых того, что он сам не испол­няет. Не лишним для нас было бы пом­нить слова Христа: «…Вам, закон­ни­кам, горе, что нала­га­ете на людей бре­мена неудо­бо­но­си­мые, а сами и одним пер­стом своим не дотра­ги­ва­е­тесь до них» ( Лк. 11:46 ).

И завер­шить свое выступ­ле­ние хоте­лось бы сло­вами архи­манд­рита Ефрема, игу­мена Вато­пед­ского мона­стыря, ска­зан­ные им во время при­не­се­ния в Россию Пояса Пре­свя­той Бого­ро­дицы:

«Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *