бугорчатая скань что это

Бугорчатая скань что это

В Национальном музее РТ есть две экспозиции, которыми особо интересуются посетители. Это так называемые «золотые кладовые», где собраны самые ценные экспонаты главного музейного собрания республики.

В собрании Национального музея представлена уникальная коллекция татарских ювелирных украшений. На протяжении многих веков мастера создавали неповторимые творения, в которые вкладывали свое понимание красоты и гармонии. Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия украшали драгоценные и полудрагоценные камни: топазы, аметисты, бирюза, сердолики, аквамарины…

Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. Наибольшее развитие получила чеканка: пуансонная (точечная), плоскорельефная и высокорельефная. Используя указанные виды чеканки, мастера изготавливали различные браслеты, застежки и ювелирные бляхи.

Другими видами ювелирной техники были литье и гравировка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани. Существовала скань трех типов: плоская, накладная и бугорчатая. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь суживающимся завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений, застежки для камзолов. Широкое распространение имела техника зерни, при которой мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Зернью украшались серьги, футляры для Коранов, бляхи и браслеты.

Все украшения по назначению делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные. Головные украшения – накосники («чулпы», «тезме»), серьги («алка»). Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме. Для украшений очень часто использовались серебряные или золотые монеты, иногда изготавливали имитации монет. Подобные украшения очень часто упоминаются в татарских народных песнях.

Высоко ценились в украшениях рублевые монеты с изображением российских императриц Елизаветы Петровны или Екатерины II. Часто их называли «кудрявыми монетами» или «монетами с царицей». Особенно ценились старинные немецкие серебряные монеты – талеры, которые достоинством были больше екатерининских рублевых монет.

Татарские женщины заплетали волосы в две косы, вплетая в каждую по ленте с подвесками, которые, соприкасаясь друг с другом, издавали при ходьбе звенящий звук – «идущую татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». Некоторые щеголихи увеличивали число блях, подвешивая их в два ряда не только вертикально, но и горизонтально – рядом друг с другом, соединяя поперечной перекладиной. Такой вид чулпы называется «чулпа с коромыслицей».

Самыми многочисленными были шейно-нагрудные украшения – воротниковые («яка чылбыры») и поясные застежки («каптырма»), ожерелья («муенса»), брошки, нагрудники («изю»), перевязи («хасите»). Наручные украшения – браслеты («блезик»), перстни, кольца («балдак», «юзек»).

Женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца.

Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами. Нередко на браслетах указывались не только имена, но и благопожелательные надписи, или надписи, сделанные на память о дарителе или будущем владельце этого украшения.

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи. Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений.

При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье. Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов. Религиозно-магическое значение украшений прослеживается в форме, орнаментике и надписях.

Многие украшения, представленные в экспозиции музея, изготовлены ювелирами села Рыбная Слобода. Ювелирное дело в этом селе известно с XVII века, его расцвет приходится на вторую половину XIX века. Серебряники Рыбной Слободы продавали свои изделия на ярмарках или сдавали торговцам посредникам. Большей частью изделия изготавливали из цветных металлов, использовали для вставок привозные камни из Бухары и Урала.

Дополнением реальной экспозиции «Золотой кладовой», в которой представлены татарские украшения, является станция электронной (виртуальной) экспозиции, где даны дополнительные изображения ювелирных украшений. Их можно увеличить, чтобы рассмотреть в деталях. Пока на станции лишь 30 изображений и информация о них, но идет работа по наполнению базы данных. В перспективе станция будет представлять все ювелирные украшения, которые хранятся в собрании Национального музея.

Светлана ИЗМАЙЛОВА, заместитель генерального директора НМ РТ по науке

КСТАТИ

Фонд драгметаллов насчитывает 4050 единиц хранения, включает в себя золотые и серебряные украшения археологического происхождения болгарского и золотоордынского времени, украшения казанских татар, серебряную посуду, предметы утвари. Советуем посмотреть выставку «Ювелирные украшения казанских татар», которая работает сейчас в главном здании музея.

Богато представлен нумизматический фонд (109457 ед.). Особо отметим наиболее интересную и богатую коллекцию античных, европейских, восточных, русских, а особо – болгарских и золотоордынских монет, медалей и памятных знаков. В настоящее время часть этих экспонатов посетители могут увидеть в экспозиции «Денежное обращение и торговые пути края в X-XV веках».

Забытый язык украшений

В старые времена ювелир­ные украшения имели иное назначение. На Древнем Востоке, например, цвет камня, вид металла, форма и величина драгоценных аксес­суаров зависели в основном от расположения небесных светил в день рождения человека. На Востоке верили, что предназначенные судьбой камни и металлы защищают от бед и примани­вают счастье.

Позже отношение к драгоценным украшениям изменилось, они стали чем-то вро­де послания «Граду и миру». В средневековой Булгарии золотое колечко в левом ухе мальчи­ка говорило о том, что он единственный сын в семье, а серьга с синим камнем в правом ухе – что у него умер отец и он последняя опора ма­тери.

На Руси единственному сыну тоже вдева­ли в левое ухо серьгу. Она как бы взывала к ок­ружающим: «Берегите этого ребенка!» Сегодня старый язык украшений забыт. Цепочка на но­ге, раньше заменявшая простолюдинкам обру­чальное кольцо, сейчас никому ни о чем не скажет. Если когда-то бриллианты предписыва­лось носить только замужним, то сейчас эти камни зовутся лучшими друзьями девушек.

Журнал «Всё ясно», №1, 2007.

«И перезвоны женских украшений»

Когда в XVII веке в Моск­ву на изготовление чеканных окладов для иконостаса одного из Кремлевских соборов из раз­ных городов вызвали лучших серебряников, в их числе были и мастера из Казани, славивши­еся своей работой. И это не слу­чайно, ибо казанские умельцы переняли навыки и традиции ювелирного искусства, зало­женные еще в древней Булгарии. Свое понятие о прекрасном народ воплотил в неповторимых по изяществу женских украше­ниях.

Татарские ювелиры, владея многими секретами мастер­ства, постоянно обогащали его, достигнув расцвета в XIX веке, когда их изделия подчас являли собой образцы, не уступающие мировым шедеврам прикладно­го искусства.

«Край родной – сундук вол­шебный». В этом еще раз убежда­ет знакомство с фондом драгме­таллов, где хранятся золотые булгарские украшения, «дары» най­денных кладов, ювелирные изде­лия казанских мастеров. Эти со­кровища, творения настоящих ху­дожников сделаны безвестными умельцами.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Полет фантазии, воплотив­шейся в ажурной филиграни, сложнейшей бугорчатой скани, зерни в сочетании с гравиров­кой, чеканкой, соперничает с изыском и таинственностью россыпи самоцветов. Действи­тельно, «едины мысль и мастер­ство».

Профессиональные секре­ты, как и инструменты мастеров, передавались из поколения в по­коление. Ювелирным делом за­нимались и женщины. Целые районы (Арский, Лаишевский, Мамадышский, Сабинский, Татарская слобода в Казани) сла­вились ювелирными артелями, так что был смысл бороться за свою «марку».

Украшения носились с дет­ских лет до старости как амуле­ты, отгоняющие злых духов. Они характеризовали достаток семьи, различались у девушек и у замужних женщин. У татар было принято но­сить много колец. Когда хо­дили в гости, унизывали все пальцы, иногда – по не­скольку на каждый. Носи­ли браслеты («белэзек») попарно, на каждой руке, как символ связи между мужем и женой.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Веками украше­ния являлись неотъемле­мой частью татарского костюма. Для состоятельных людей по индивидуальному за­казу, «эксклюзиву», как гово­рят нынче, они делались из зо­лота, серебра высокой пробы, для основной массы населения – из низкопробного серебра.

Большой спрос привел к по­явлению целого промысла, спе­циализирующегося на производ­стве недорогих украшений. На­пример, в конце XIX века в Рыб­ной Слободе во многих домах семьями занимались изготовле­нием подобной массовой, тира­жированной продукции, которая удачно сбывалась на российских ярмарках, а иногда попадала и за границу.

К сожалению, как и многое другое, уникальные изделия та­тарских ювелиров постепенно, к началу XX века, уходят из по­вседневности. Мода диктует свое, и традиционные объемные, мас­сивные украшения не очень впи­сываются в активно внедряющий­ся «европейский» стиль костюма, хотя пожилые люди – как горо­жане, так и селяне, приверженные старине, – еще целые десятилетия пытались как-то сохранить обы­чаи предков.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Процессу исчезнове­ния ювелирного искусства способ­ствовало и развитие фабричного производства, жесткая конкурен­ция, вытеснение с рынка кустар­ного промысла, а, значит, и самих ювелиров с их «штучным» това­ром. А ведь известно: «умеют хо­ром журавли, но лебедь не умеет хором».

Изделия ювелиров края – одна из самых ярких страниц та­тарского декоративно-приклад­ного искусства, воспринимаемая как послание Красоты в будущее. Именно так оценил это поэт Ренат Харис.

Я знаю, дни идут и время старит. Старинных украшений серебро не блещет, но в суровый день мне дарит души народной вечное добро.

Глава из книги Лидии Алексеевой «У времени в плену» (Изд-во «Казань», 2001)

Источник

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что этобугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что этобугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что этобугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что этобугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что этобугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что этобугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что этобугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Источник

Бугорчатая скань что это

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Украшения как часть комплекса татарской женской одежды

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоя­тельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Среди головных украшений самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники).

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Женское накосное украшение «чулпа»

Серебро, позолота, ювелирно-поделочный камень, зернь, скань.

Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения.

Металл белый, ювелирно-поделочный камень,

бирюза, хрусталь, скань.

сердолик, бирюза, скань

Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

Металл, ювелирно-поделочный камень,

сердолик, бирюза, литье, скань.

сердолик, бирюза, скань

Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Серебро, бирюза, позолота, скань ажурная, инкрустация

Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Серебро, бирюза, стекло, литье, инкрустация

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив­ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради­ционно глубокий разрез женской рубахи.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек.

Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация

Например, воротниковые застежки «яка каптырмасы» состояли из двух пряжек-застежек.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек

Серебро, позолота, скань, зернь

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники («изю»), отличающиеся по форме, декоративному убранству.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Женское нагрудное украшение «изю»

Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной,

ювелирные бляхи, крой, шитье

У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сосло­вии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Женское шейно-нагрудное украшение «Яка чылбыры» XIXвек

Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье

Ожерелья («муенса»)бусы из бисера, монет, разноцветных камней.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Металл, серебро, стекло, ковка

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Серебро, позолота, бирюза, скань

Перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Нагрудное украшение «Хаситэ»

В силу своей самобыт­ности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки. носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь»,— писал И. Г. Георги.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень,

горный хрусталь, перламутр

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань

«Коран савыты» (коранницы)

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, зернь, филигрань

Футляр для молитв «коранница» XIXвек

Серебро, сердолик, бирюза

Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, ковка, скань, золочение

Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Этим объясняется огромное разнообразие их типов и приемов украшения: тончайшая золоченая фили­грань, инкрустированная драгоценными камнями в высшем сословии и простенькие гравированные браслеты из низко­пробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каж­дый палец»,— писал известный исследователь быта казан­ских татар К. Фукс.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Серебро, бирюза, гранат, позолота, скань инкрустация

Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Сердолик, серебро, бирюза, ковка, инкрустация

По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Серебро, бирюза, сердолик, скань ажурная, стекло, зернь

Перстни – женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

бугорчатая скань что это. Смотреть фото бугорчатая скань что это. Смотреть картинку бугорчатая скань что это. Картинка про бугорчатая скань что это. Фото бугорчатая скань что это

Кольцо, начало ХХ века

Серебро, поделочный камень, ковка, инкрустация

Кольцо, конец XIX — начало ХХ века

Серебро, ковка, гравировка

Перстень, начало ХХ века

Металл белый, ювелирно-поделочный камень, гравировка

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

Кольцо-печать с именем «Тюклигул Халик

Габдемухаммад бин Хасан», 1768 год

Серебро, сердолик, ковка, гравировка, инкрустация

Перстень-печать с именем «Урги Нагли», XIX век

Серебро, сердолик, бирюза, ковка, гравировка,

Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Серебро, бирюза, стекло, скань

Металл, аметист, топаз, скань

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов.

Каптырма – традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма служила для скрепления и украшения елянов, камзолов, являлась составной деталью браслетов, кашмау, кэмэров, ожерелий. В основном изготавливались из серебра. Бляхи имели прямоугольную, овальную, ромбовидную, листовидную, круглую или цветочных розеток формы.

Серебро, позолота, стекло, скань, инкрустация

Серебро, бирюза, позолота, скань, инкрустация

Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *