буферная зона оон на кипре что это
Застывшие во времени — Кипрская зона отчуждения
На этих фото, сделанных в 2014‑м на Кипре, нет ни побережья, ни счастливых лиц отдыхающих – этот пост посвящен зоне отчуждения, огороженной ООН, в которой до сих пор сохранились пережитки былых неспокойных времен.
В 1983 году Кипрская национальная гвардия совершила государственный переворот, что привело к турецкому военному вмешательству, а затем и к гражданской войне между греками и турками, живущими на Кипре. После этого ООН была создана буферная зона между севером и югом острова. Она тянется на 180 км через весь остров, в самой широкой точке равна 7,4 км, а в самой узкой – 3,3 м.
Демилитаризованная зона ограничена для доступа, внутрь нее не пускают ни греков, ни турок. Фотограф Reuters Нил Холл недавно посетил эту зону отчуждения, в которой до сих пор находятся немые свидетели прошлых времен – заброшенные дома, предприятия и даже аэропорт.
1. Заброшенный Международный аэропорт Никосии. Вот уже 40 лет буферная зона – ничейная земля, контролируемая ООН, — разделяет Кипр с востока на запад. Греки живут на южной стороне острова, турки – на северной. В 1960 году в результате многолетней национально-освободительной борьбы остров получил независимость от Великобритании, однако трения между киприотами-греками и киприотами-турками приобрели такой острый характер, что в 1964‑м на Кипр были введены миротворческие силы ООН. Спустя 10 лет, в результате государственного переворота 1974 года, Кипр фактически разделён на греческую и турецкую части. (Reuters/Neil Hall)
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Границы, которые я полюбил. Четыре Кипра, или Самая дырявая граница Евросоюза
Евросоюз и ООН признают только Республику Кипр — это 60 % острова, на которой живут греки-киприоты. Остальные 40 % занимают: непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра, Зеленая линия между турецкой (северной) и греческой (южной) частями острова и небольшая британская зона, разросшаяся из двух военных баз. О том, почему единого Кипра нет и как пересечь границу «несуществующего государства», рассказывает Дмитрий Денисенко.
«Границы, которые я полюбил» — рубрика, в которой мы рассказываем о необычных государственных границах. Одна из наших любимых рубрик на сайте.
Идея поехать на Кипр может показаться скучной и банальной: пляжный отдых, офшоры и Летний кубок КВН. Но для тех, кто любит горы, непризнанные государства и необычные границы, Кипр — отличное направление. Здесь три разные культуры концентрируются в одном месте, хардкорные границы разделяют средневековые города и есть культовые заброшки, в которые нельзя (ну, почти нельзя) попасть.
Два Кипра
Зеленая линия — это не граница в юридическом смысле слова, это буферная зона ООН (United Nations Buffer Zone in Cyprus) между греческой и турецкой частями острова. Есть мнение, что в разделении Кипра виноваты турки, которые вторглись на остров в 1974 году и испортили людям отдых на солнечных пляжах Фамагусты. В действительности это не совсем так.
Со времен Древней Греции на территории Кипра проживали греки. После османского завоевания во второй половине XVI века на острове поселилась большая община турок (около 18 % от числа населения). Они не концентрировались в каком-то определенном городе, а были рассредоточены по всему Кипру, и даже в столичном городе Никосии турков всегда было меньше, чем греков.
Взаимоотношения между ними никогда не были идеальными, но после Второй мировой войны конфликт усилился, причем в нем участвовали уже три стороны: греки, турки и англичане — остров в то время был их колонией, а греки вели борьбу за независимость. Атмосферу последних лет британского Кипра отлично передает книга «Горькие лимоны» (Bitter Lemons, 1957) Лоренса Даррелла, брата натуралиста Джеральда Даррелла.
Первый отрезок Зеленой линии появился в 1964 году, после предоставления независимости Кипру. Линия разделила турецкие и греческие кварталы в Никосии. Поводом послужил конфликт местных греков с турками, а руководили процессом разведения сторон британцы. По легенде, «зеленой» линию назвали потому, что британский офицер провел ее на карте зеленым карандашом.
Дальше напряжение только нарастало: греки стремились к энозису — воссоединению острова с Грецией, туркам был нужен таксим — право полностью контролировать свою территорию Кипра. Фактически граница разделила остров в 1974 году, после операции «Аттила» — вторжения на север Кипра турецкой армии.
О столкновении можно прочитать в открытых источниках, не буду пересказывать. Меня во всей этой истории зацепил выдающийся уровень идиотизма и некомпетентности военных обеих сторон.
Сначала турки десантировались не в том месте и затянули начало операции. Потом отличились греки: греки-киприоты сбили с земли один из самолетов военно-воздушных сил Греции во время секретной операции, 30 коммандос погибло. Участие греческой армии в конфликте многие отрицают, хотя по факту была интервенция на остров и Турции, и Греции.
Вторжение длилось почти месяц, в результате турки заняли почти 37 % территории острова. Конфликт прекратился после размещения миротворцев ООН в буферной зоне между сторонами. После этого военные действия не повторялись, но в 1983 году турки объявили о создании Турецкой Республики Северного Кипра.
Четыре Кипра
Помимо признанной Республики Кипр, на острове располагаются Турецкая Республика Северного Кипра, британские военные базы Акротири и Декелия и сама Буферная зона ООН, на которой тоже живут люди.
Британские военные базы и поселения, входящие в их территорию, занимают 2,7 % площади острова. Попасть сюда можно без проблем и дополнительных виз. Сделать это стоит: типичные кипрские пейзажи дополняют красные телефонные будки, британские флаги и прочие атрибуты Соединенного Королевства.
В Декелии есть место, где три Кипра сходятся практически в одной точке. Если остановиться на трассе, ведущей из Фамагусты в Айя-Напу или Ларнаку (координаты: 35°04’15.8″N 33°49’32.6″E), вы будете на территории Великобритании, в 50 метрах от вас будет огороженный колючей проволокой турецкий Кипр, а с другой стороны — Республика Кипр.
В некоторых источниках сказано, что Зеленая линия является no man’s land, пустующей территорией, но на самом деле это не так. Протяженность демилитаризованной зоны — 180 километров, ширина доходит до 7,4 километров, что составляет около 3,7 % от площади острова. На территории зоны есть несколько деревень и поселков, где живут греческие и турецкие киприоты, всего около 10 000 человек. Но для туристов доступ туда закрыт.
Что нужно знать о Зеленой линии и как путешествовать по всему Кипру
Путешественник Александр Лапшин как-то написал, что Зеленая линия является самой дырявой границей Евросоюза. Все верно, кроме того, что де-юре это не граница: Республика Кипр ее не признает, потому что претендует на всю территорию острова. С греческой стороны пограничных укреплений нет, но охрана стоит. С турецкой стороны осуществляется полноценный пограничный и таможенный контроль, штампы ставят на отдельную бумажку.
До 2004 года пересечение Зеленой линии было почти невозможным, но после вступления в Евросоюз и турецкая, и греческая стороны смягчили требования: режим постепенно упрощался, открывались новые пункты пропуска. Сегодня их семь.
Попасть с южной стороны на северную легко: виза не нужна, греки-киприоты осуществляют формальный выборочный контроль паспортов, особенно на пропускных пунктах в центре Никосии. Главное условие Республики Кипр — вы должны иметь штамп о въезде в страну, то есть прилететь в аэропорт Ларнаки или Пафоса или прибыть в порт Лимассола, дальше можно путешествовать по всей территории острова. О намерении посетить турецкую часть на границе Республики Кипр не стоит сообщать: есть прецеденты, когда после этого туристам запретили въезд в страну.
О чем важно помнить:
Если вы прилетели в аэропорт Ларнаки или Пафоса, вы можете выехать с острова как с греческой, так и с турецкой стороны. Но в последнем случае у вас могут возникнуть проблемы при получении шенгена. Будет считаться, что вы нелегально покинули страну Евросоюза: штампа о выезде из Республики Кипр в вашем загранпаспорте не будет.
Что обязательно стоит посмотреть рядом с Зеленой линией
Заброшенная часть города Фамагусты
В его прибрежной части Вароше до 1974 года находились самые роскошные отели курорта. Когда город заняли турки, жители и отдыхающие покинули его в один момент. Как писал шведский журналист Ян Олаф Бенгтсон: «Асфальт на улицах потрескался от солнечного жара, и посреди дороги растут кусты. Сейчас, в сентябре 1977-го, обеденные столы все еще накрыты, в прачечных все еще висит одежда, а лампы еще горят».
Увидеть город-призрак можно только из удаленных точек. В греческой Айя-Напе есть несколько смотровых площадок (но много туристов и не очень хороший вид), там же — водные туры. Лучше всего смотреть на Варошу непосредственно из турецкой Фамагусты, отличный вид открывается с пляжа около Arkin Palm Beach Hotel. Пробраться через ограждения на заброшенную территорию реально, но за это вас могут арестовать.
Огромный флаг Турецкой Республики Северного Кипра
Он сложен из покрашенных камней недалеко от Зеленой линии на склоне горы Пентадактилос: длина почти 500 метров, ширина — 225 метров. Слева от флага — цитата Ататюрка: «Счастлив тот, кто может назвать себя турком». Композицию хорошо видно за десятки километров, и идея в том, что она должна вызывать неприятные ощущения у греческого населения.
Зеленая линия в Никосии
Здесь можно увидеть то, как средневековый город грубо поделили на две части: километры колючки, наблюдательные вышки, покинутые пулеметные точки в заброшенных домах и тупиковые улочки, перерезанные бетонными стенами с угрожающими табличками. Гулять лучше с греческой стороны: турки напрягаются до сих пор.
Заброшенный международный аэропорт Никосии
В 1974 году после нападения турецкой авиации аэропорт закрыли. С тех пор он находится в буферной зоне, и на его территории располагается штаб ООН. На взлетном поле сохранились остатки нескольких самолетов, сам аэропорт загажен птицами, но обстановка, плакаты и таблички сохраняют дух 1970-х. Чтобы попасть на территорию, нужно просить разрешения у Кипрской миссии ООН или договариваться с кем-то неофициально. Я писал письма в миссию ООН, но ответа не последовало, у Варламова и iTravel проникнуть в аэропорт получилось.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В этом году исполняется 40 лет, как Национальная гвардия Республики Кипр совершила переворот. Он который привел к турецкой военной интервенции и перерос в гражданскую войну между греческой и турецкой общинами на острове. После прекращения огня была создана Зеленая линия — буферная зона ООН на Кипре, которая де-факто стала разделять остров Кипр на две части, греческую (южную) и турецкую (северную).
Зеленая линия разделяет остров Кипр и сегодня, она простирается на 180 км, а ее ширина колеблется от 3.3 метров до 7.4 км. Фотограф агентства Рейтер Neil Hall побывал в этом месте, где нашел затерянные во времени дома, предприятия и даже аэропорт.
Термин «Зеленая линия» был впервые использован в 1964 году, когда в результате беспорядков между местными греками и турками столица была разделена на греческую и турецкую части. В 1974 после турецкого вторжения на Кипр (так называемая операция Аттила, отсюда название линия Аттила) ООН установил Зеленую линию как границу греческой и турецкой части острова. Зеленая линия разделяет остров Кипр и сегодня.
А мы с вами давайте вспомним историю этого конфликта подробнее.
В XIV веке о. Кипр был захвачен турками и включен в состав Османской империи. В 1878 г. англичане добились соглашения с турецким султаном и полного контроля над островом. После второй мировой войны борьба киприотов за независимость приобрела характер вооруженного восстания против английского господства. В ответ англичане стали способствовать разжиганию национальной розни между греческим большинством и турецким меньшинством населения Кипра, поддерживая претензии турецкого правительства на владение частью острова. В ходе обсуждения кипрского вопроса в совете НАТО на компромиссной основе были подписаны соглашения о предоставлении Кипру независимости.
Международный Аэропорт Никосии заброшен уже почти 40 лет. Так он выглядел 10 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
16 августа 1960 Кипр официально стал независимым государством. Но политическая обстановка на острове оставалась нестабильной. Великобритания сохранила за собой часть территории острова, которая и сейчас используется в качестве военной базы. Право на размещение воинских контингентов имели Турция и Греция. В соответствии с основными положениями конституции Кипра, обусловленными соглашениями, греческая и турецкая часть населения острова сознательно противопоставлялись друг другу. Уже в 1963 греко-киприотская сторона попыталась пересмотреть компромиссную конституцию страны, добиваясь большей государственной централизации, создания единых муниципалитетов и отмены вето президента и вице-президента. Усмотрев в этом нарушение прав турецкой общины, Турция и турки-киприоты отвергли предложения президента Макариоса III. Турецкие депутаты и министры отказались участвовать в работе общекипрских органов. Кризис перерос в вооруженные столкновения, после чего на острове были высажены войска трех стран-гарантов. Недовольное кипрское правительство обратилось с жалобой в Совет Безопасности ООН и объявило о расторжении Договора о гарантиях. Конференция по урегулированию в Лондоне в 1964 провалилась; Великобритания предложила ввести на Кипр войска НАТО, но эта идея встретила резкие возражения со стороны СССР.
Пассажирский самолет кипрской авиакомпании доживает свой век, 10 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Дальнейшее ухудшение ситуации произошло с приходом к власти в Греции в 1967 военной хунты. Военная диктатура фактически взяла курс на захват Кипра и опиралась в этом на крайних греческих националистов. В ноябре 1967 силы генерала Гриваса атаковали две турецкие деревни на острове. В ответ Турция предъявила Греции ультиматум с требованием вывести греческие войска с Кипра, и обе страны вновь оказались на пороге войны. Положение несколько смягчилось только в начале 1968. Генерал Гривас был отозван с Кипра, а контингенты греческих и турецких войск на острове сокращены до размеров, предусмотренных соглашением 1959.
В политическом плане фактический раздел Кипра нарастал. Греки-киприоты провели в феврале 1968 новые президентские выборы, на которых Макариос III собрал 96% голосов. Турки-киприоты образовали в декабре 1967 официальную «Временную турецкую администрацию», объявив о непризнании всех законов, изданных в Республике Кипр с конца 1963. В то же время шли межобщинные переговоры, стороны согласовали такие меры как будущее возвращение турецких представителей в государственные органы в соответствии с численностью населения, отмена права вето и т.д. По многим принципиальным вопросам сохранялись разногласия: греко-киприотская сторона настаивала на едином государстве, турецкая община склонялась к федерации.
Окна самолета. (Фото Reuters | Neil Hall):
Наметившийся осторожный прогресс был сорван в результате действий греческой военной хунты и ее сторонников на Кипре, образовавших тайную организацию ЭОКА–2 во главе с нелегально вернувшимся на остров Гривасом. Антикоммунистический режим в Афинах с подозрением относился к деловым отношениям архиепископа с Москвой и поддержке, которую он получил от киприотской коммунистической партии насчитывавшей 40000 членов. Хунта называла его «Красным», и опасалась, что он предоставит кипрские порты для базирования советского флота. В конце весны начале лета кампания направленная на дискредитацию Макариоса была усилена. Кипрские епископы заявили о смещении Макариоса III с поста архиепископа, а военное правительство Греции потребовало от Республики Кипр изменить состав правительства. Однако Макариос продолжал проводить прежний независимый курс и отвечал репрессиями на действия крайних националистов. После того, как правительство Кипра 2 июля потребовало от Греции отозвать с острова 650 греческих офицеров назначенных в киприотскую Национальную гвардию (CNG), 15 июля кипрская реакция при поддержке более 900 человек греческого военного контингента подняла мятеж против законного президента архиепископа Макариоса, последнему удалось бежать из страны с помощью британских военных. Мятежники захватили аэропорт, радиостанцию, президентский дворец и ряд других правительственных учреждений в Никозии. Начались кровопролитные бои с верными правительству силами безопасности, полицией и отрядами добровольцев. Власть узурпировал крайне правый политический деятель Никос Сампсон. Основные силы заговорщиков составила национальная гвардия в составе 11 тыс. человек, которой командовали греческие офицеры. Кроме того, на стороне мятежников выступили: дислоцирующийся на острове греческий полк (950 человек), переброшенные накануне из Греции транспортной авиацией несколько подразделений, а также террористические группы подпольной организации ЭОКА-2. Турецкое правительство потребовало, чтобы Греция не поддерживала мятежников, отозвала всех греческих офицеров с острова и уважала независимость Кипра. Греческая хунта начала изворачиваться. Началась гражданская война.
Мятеж на Кипре впрямую затрагивал интересы СССР. Советское посольство в Никозие является самым большим в этой части Средиземного моря, численность его персонала была больше чем в любом из советских посольств в Каире, Тегеране и Бейруте. Сложный коммуникационный центр связывал кипрское посольство с Москвой и советским средиземноморским флотом, а так же с двумя советскими разведывательными судами, которые контролировали радио-переговоры у израильского побережья. И в случае закрепления у власти антикоммуниста Никоса Сампсона пришлось бы сокращать численность посольства и сворачивать большую часть его деятельности. Пятая эскадра Советского ВМФ почти сразу оказалась втянутой в ход кризиса. 15 июля в 11.00 на штабной корабль – крейсер «Жданов» пришла срочная телеграмма от начальника разведки ЧФ с сообщением о военном перевороте на Кипре. Со ссылкой на телеграфные агентства он сообщил, что национальными гвардейцами убит президент архиепископ Макариос.
Затем посыпались телеграммы от Разведуправления ВМФ с подробностями о событиях на Кипре. Командующим эскадрой в тот момент был начальник штаба эскадры Александр Петрович Ушаков, так как командир эскадры убыл в отпуск. Поступило распоряжение начальника Главного штаба ВМФ: КУГ № 1 в составе РКР «Грозный» и БПК «Красный Кавказ» срочно сняться с якорей и занять линию дозора западнее Кипра; ЭМ «Пламенному» стать на бочку № 03 в непосредственной близости от острова на юге; тральщику «Контр-адмирал Першин» — в точку № 55 севернее Кипра; КПУГ-2 в составе БПК «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Макаров» из 64-й точки перейти в восточную 12-ю; РЭК «Абакан» из района п. Пирей перейти к Кипру с целью перехвата радиопереговоров, в том числе и на УКВ. К концу дня ситуация на Кипре оставалась сложной, но по сообщениям из Будапешта президент Макариос остался жив и обратился по радио с заявлением поддержать законное правительство. В 22.30 на крейсере «Жданов» были собраны офицеры штаба и политотдела они были подробно проинформированы о событиях на Кипре. Оперативная группа приступила к подготовке боевых распоряжений. И в 24.00 корабли уже снялись с якорей для их выполнения. Были даны рекомендации по заправке кораблей в новой обстановке. Телеграммы были направлены на танкеры «Ленинград», «Десна», «Красноводск».
Внутри заброшенного аэропорта Никосии, 10 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Американцы также осуществили наращивание своих сил в районе Кипра. 15 июля сразу после удачного переворота на Кипре, авианосцу «Америка» (America) CV 66 который находился в испанском порту Рота ожидая смены после шестимесячного пребывания в Средиземном море, было приказано увеличить Шестой флот вместо того, чтобы возвратиться в США. Туда же спешил из США авианосец «Индепенденс» (Independence) CV 62, шедший на смену «Америке». Кроме того, к Кипру из Ионического моря пришел и авианосец «Форрестол» (Forrestol) CV 59 со своими кораблями охранения.
17 июля президент Макариос и премьер-министр Турции прибывают в Лондон, где имеют встречи с Премьер-министром и Министром иностранных дел Великобритании. Так как Греция и Турция являлись союзниками по блоку НАТО, то дипломатические ведомства западных стран пытались удержать враждующие стороны от столкновений, но из этого ничего не вышло. Великобритания и США не желали вмешиваться в конфликт. Когда 17 июля Турция потребовала от британцев, используя военную силу подавить мятеж вместе с ними, согласно Соглашению относительно гарантии мирного урегулирования 1960 года, они отказались это делать. Тем не менее, британское правительство обещало турецкому премьер-министру предпринять меры для препятствия грекам посылать помощь Кипру. В 22.15 16 июля 1974 в район конфликта вышел британский авианосец «Гермес» (Hermes) R12 с отрядом морских пехотинцев (41 Commando Group). Передовая группа коммандос высадилась в Ларнаке в 16.00 20 июля 1974. Единице давали задачу обеспечения ESBA и принятия беженцев. Теперь согласно различным картам в недавно выпущенных файлах HMS «Hermes» известно что он был не единственным британским военным судном в районе Кипра во время турецкого вторжения, но одним из немногих которые фактически держали Кипр ‘под осадой’ (‘under siege’). Позиции некоторых других были известны только правительствам Соединенных Штатов и Великобритании.
17 июля сообщения в печати говорят о массивном турецком военном наращивании. НАТО заявило о широкой поддержке избранного президента Макариоса и территориальной целостности острова Кипр. 19 июля президент Макариос прибывший 18 июля в Нью-Йорк в Совете Безопасности ООН заявил, что успешный переворот был организован греческим Военным Режимом. Под предлогом защиты интересов кипрских турок Турция решила одним ударом разрешить старую проблему контроля над островом.
Аэропорт был открыт 27 марта 1968 года. Проработал он всего 6 лет. (Фото Reuters | Neil Hall):
Зал ожидания. (Фото Reuters | Neil Hall):
Турецкое вторжение в Кипр было полной неожиданностью не только для греческого правительства, но также и для вооруженных сил — многие военнослужащие были в летнем отпуске. Поэтому время было потеряно и общая мобилизация была объявлена только после полудня 20 июля, по ней призыву подлежали граждане до 40 лет рядового и до 50 лет офицерского состава. Началась концентрация войск на Греко-турецкой границе в районе Александруполиса, а также в портах Пирей и Салоники для формирования десантов. Греческое правительство официально заявило, что в случае продолжения турками боевых действий на Кипре через 48 часов объявит войну Турции.
Советское правительство с первых дней конфликта выступило на стороне законного правительства Кипра, высказываясь сначала против путчистов, а потом и против оккупации острова, и его раздела. Но американцы постарались дискредитировать советскую позицию опубликовав на страницах «Нью-Йорк таймс» целый ряд статей в которых утверждалось о том что еще до начала конфликта Советский Союз, высказал осторожное одобрение турецких действий. ( НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС, 07/21/74) Должностные лица Департамента Министерства обороны США сообщили, что 19 июля, Советский Союз повысил боевую готовность в семи десантных подразделениях. Некоторые американские должностные лица утверждали, что Москва пробовала демонстрировать свою поддержку Турции, если та осуществит военное вмешательство в отношении Кипра. Согласно хорошо информированным должностным лицам, были признаки, что Советский Союз предложил правительству Анкары, что оно могло рассчитывать на советскую поддержку. (НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС, 07/20/74).
Вслед за американцами, 20 июля агентство Франс Пресс сообщило что в связи с обострением военно-политической обстановки в восточной части Средиземного моря приведены в боевую готовность десантные войска в количестве 50 тысяч человек, а во второй половине дня 20 июля и все вооруженные силы Советского Союза, и советские войска готовы высадиться на Кипре. На это ТАСС заявил, что данное сообщение является вымыслом, и вооруженные силы СССР находятся в обычном состоянии. Однако все было не так просто, по некоторым данным готовность ряда частей вооруженных сил СССР действительно повышалась, Болградская ВДД была поднята по боёвой тревоге (тоже видимо было и с другими дивизиями ВДВ). Но это скорей была предохранительная мера, направленная на случай резкой эскалации конфликта во Фракии на материковой части, где обе стороны привели в готовность свои войска, и где война могла затронуть союзника СССР по Варшавскому договору – Болгарию. Фактически Советский Союз старался по возможности дистанцироваться от конфликта, поскольку победа ни одной из сторон ничего нам не давала. Греция тоже пыталась использовать советскую силу в своих планах. Руководство Греции в лице премьер-министра оставшись без гарантий поддержки со стороны Великобритании и США опасаясь дальнейшего турецкого наступления попыталось заручиться поддержкой со стороны СССР. Клеридес (Klerides) старшее греческое должностное лицо заявлял, что единственная гарантия независимости Кипра – привлечение Советского Союза. По его словам, СССР никогда не разрешали бы туркам постоянно занимать Кипр и грекам конце концов, вероятно, придется положиться на них, чтобы остаться там. (НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС, 08/13/74.)
Но действительность разрушила планы греков. Клеридес (Klerides) встретился с советским обозревателем, Виктор Менин (Victor Menin), и спросил, могла ли бы Греция получить советскую помощь, если Турция продолжит военные действия. Менин заявил, что не будет никакого одностороннего действия русских военных. Его правительство, как заявил, Менин достигло соглашения с США, исключающими одностороннее военное вмешательство любой стороны. Госсекретарь США и Советник Национальной безопасности Генри Киссинджер 20 июля на пресс-конференции в Сан-Клементе, сообщил, что он вошел в контакт с советскими представителями и достиг «понимания», чтобы предотвратить одностороннее действия Советского Союза. (НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС 7/21/74)
Рано утром, едва стало известно о вторжении, командующий А.П.Ушаков связался с Москвой, и контр-адмирал П.В.Корецкий передал ему распоряжение министра обороны и главкома ВМФ перевести эскадру в повышенную готовность. На корабли эскадры передали сигнал «Мудрец» и объявили боевую тревогу. В район конфликта начали стягиваться корабли. Крейсер «Жданов» и СКР «Куница» находящиеся на точке № 12 в территориальных водах Египта, без согласования с египетскими властями снялись с якорей и покинули территориальные воды АРЕ. Встретились с подошедшими с запада БПК «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Макаров» и взяли курс на северо-восток для соединения с КУГ № 1 на линии дозора западнее Кипра. Опасаясь вмешательства западных стран, главком приказал эскадре организовать тщательное наблюдение за кораблями ВМС США, Великобритании, Греции и Турции. Выполняя приказ, командир эскадры распорядился: ЭМ «Напористый» организовать слежение за авианосцем «Форрестол» и одновременно наблюдать за вертолетоносцем «Инчхон», а эсминцу «Пламенный» наблюдать за английским авианосцем «Гермес». Проливы Касос, Карпатос и севернее о.Родос были перекрыты вспомогательными судами с задачей наблюдения за передвижением боевых кораблей. Капитаны о замеченном должны были докладывать на КП эскадры немедленно о увиденном, кроме того они были предупреждены о строгом соблюдении международного морского права. Оперативное соединение получило задачу держаться на линии дозора в готовности к нанесению ударов по АУГ, командование поручено капитану 1 ранга Н.И.Рябинскому.
Разваливающийся рекламный щит. По зданию бывшего аэропорта летают голуби. (Фото Reuters | Neil Hall):
Воскресенье 21 июля 1974г.
На Кипре продолжаются серьезные бои. В 02.30 кипрские радарные станции засекли, что 8 судов движутся от порта Мерсин к Кирения.
В 13.00 греческие субмарины «Glavkos» и «Nereus» по приказу приблизились к Кипру, они находились в 90 милях к западу от Пафоса. Также греческое десантное судно «Rithemno» (в других публикациях его называют «Rethymnos») вышло из Греции на Кипр. Она несло 573-ий пехотный батальон и приблизительно 550 киприотских добровольцев. Но ему в конце дня приказали прекратить движение к Кипру и идти к острову Родос.
Во второй день боевых действий все наши корабли находились на ходу в своих боевых позициях, но возникла проблема с заправкой кораблей. Было решено перекачать топливо на «Десну» с танкера «Ленинград», после чего послать его срочно в Севастополь для бункеровки, и по ее завершении, ему срочно возвращаться. Основной отряд в целях экономии топлива снизил ход до 8 узлов, оставив в действии минимум котлов. Из Москвы получили распоряжение подготовить ЭМ «Пламенный» и «СДК-82» для эвакуации 250 советских граждан с Кипра из залива Ларнака, быть готовыми передать продукты для 70 человек на 10 суток для нашего посольства.
Флоты западных стран продолжали стягиваться в район конфликта. Флагманский корабль 6-го флота США, крейсер УРО «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) по сообщению разведки ЧФ вышел из порта Гаэта (Италия) и на скорости 22 узла идет к Кипру.
Активные воздушные удары турецкой авиации стали причиной беспокойства о безопасности иностранных подданных. На острове проживало 17 тысяч британских граждан, кроме того, в момент конфликта там отдыхали, по крайней мере, 6000 туристов, и еще на острове находился контингент ООН составлявший 2188 человек. Часть из них оказалась в районе, где велись бои, по этому было решено провести их эвакуацию в первую очередь из Никозии. 21 июля в 12:00 Турция соглашается на британское требование остановить воздушную бомбардировку Никозии на 2 часа, чтобы позволить иностранным подданным покинуть город. Под эскортом сил ООН и британских военнослужащих, кустарный конвой из более 500 частных автомобилей, грузовиков эвакуировал приблизительно 4500 иностранных подданных из осажденной столицы на британскую базу в Ларнака, откуда большая часть из них была эвакуирована самолетами «Геркулес».
Великобритания обязалась помогать подданным других европейских стран, так же как и американцам в эвакуации с острова, часть британских подданных и отдыхающих направилась к Кирении, надеясь эвакуироваться морским путем. Турецкие танки уже были в городе, и британцам пришлось вести с турками переговоры об их эвакуации. Большие толпы эвакуируемых собрались на берегу. Первым к Кирения для осуществления эвакуации пришел с Мальты британский фрегат «Andromeda» (F57), за ним подошли другие корабли (фрегаты «Argonaut» F56, «Brighton» F106), при этом они преследовались турецкими кораблями. После этого британские власти связались с турецким премьер-министром Бюлентом Эджевитом и заявили о провокационном поведении турецкого флота, Эджевит признал, что турецкий флот имел распоряжение держать Королевский флот в десяти километрах от береговой линии. Британцы предупредили его, что они будут считать Турцию ответственной, за любые инциденты. Турецкий премьер-министр Эджевит стремился избежать любых действий, которые, вели к вооруженному столкновению с Силами Организации Объединенных Наций или с Великобританией. На этом конфликтная ситуация была исчерпана, и 22 июля в 9.15 утра началась эвакуация иностранных подданных с пляжа. Катерами их доставляли на британские корабли, в том числе — ракетный эсминец «Devonshir» (D-02), фрегат «Andromeda» (F57), а вертолетами HU-5s их эвакуировали на британский авианосец «Гермес». Турецкие корабли с расстояния, только наблюдали за эвакуацией и не вмешивались. Были эвакуированы 1630 человек.
Сторожевая башня в районе Фамагусты, 14 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Понедельник 22 июля 1974г.
В это время греки решили напрямую вмешаться, ночью 21-22 июля 354-ая эскадрилья самолётов типа Noratlas, осуществила операцию по перевозке греческих десантников с острова Крит на остров – Кипр. Несмотря на ветхость самолётов и на неблагоприятные условия полёта, 12 из 18 самолётов участвующих в миссию «НИКИ» («ПОБЕДА») совершили посадку на аэродром Никозии. Был сбит самолёт Noratlas, вследствие чего погибли 4 члена экипажа и 27 десантников – парашютистов. Но особой роли эта операция не сыграла.
Турецкое морские пехотинцы все еще останавливалось на береговом плацдарме. Утром в 03.30 второй турецкий десантный отряд появился в 10 километрах от побережья в районе Кирении. Его миссия – завоевание порта Кирения и слияние позиций берегового плацдарма с анклавом турок-киприотов Agyrta-Lefkosia до начала перемирия. В 10.00 начинается высадка десанта, основа его состояла из 28-ой пехотного полка имевшего в своем составе большое количество танков M47 и M48. Силы греков-киприотов и греческих частей были неспособны сдержать этот новый отряд вторжения. В 11.00 турецкие эсминцы обстреляли греческие позиции к югу от Ag Georgios чтобы сломить сопротивление. В то же самое время попытка турецких десантных судов непосредственно войти в гавань Кирения закончилась неудачей.
Днем произошел первый воздушный бой между ВВС Греции и Турции в Эгейском море, по греческим данным ими был сбит турецкий истребитель, а второй лишившись топлива сам потерпел аварию, турки отрицают эти данные и говорят что самолет разбился при взлете.
Американцы много говорили о том, что на острове несколько тысяч американских граждан и они направляют авианосец и вертолетоносец к Кипру исключительно для эвакуации граждан. Корабли прибыли, заняли выгодные боевые позиции но эвакуацию начали только 22 июля с британской базы Ларнака, 466 гражданских лиц из них 384 американских граждан были эвакуированы вертолетами CH-46 и CH-53 6-го флота на десантный корабль «Coronado» (LPD-11). Вторая группа была эвакуирована 24 июля на вертолетоносец ВМС США «Inchon» и на десантный корабль «Trenton» (LPD 14) причем последний принял 286 человек. Прикрытие вертолетов обеспечивали истребители F-4 Фантом с авианосца «Forrestol».
Заброшенная улица на Зеленой линии. (Фото Reuters | Neil Hall):
Не успели затихнуть бои, как ситуация вновь обострилась. 19 августа в Никозии начались выступления населения обвиняющее американцев что они виноваты в ситуации на острове, у посольства США морские пехотинцы для разгона демонстрантов применили гранаты со слезоточивым газом, из толпы в ответ был убит американский посол Девис. 19 августа 6-й флот США вновь устремился в восточную часть Средиземного моря. Штаб эскадры организовал слежение за всеми группами, ЭМ «Напористый» за авианосцем «Индепенденс», БПК «Красный Кавказ» за авианосцем «Форрестол», ЭМ «Пламенный» за вертолетоносцем «Инчхон».
Практически три/четверти 6-го флота во главе с флагманским кораблем «Литтл Рок» маневрировала севернее о.Крит. Эскадра передвинула свои крейсера с кораблями охранения в тот же район. Государственный секретарь Генри Киссинджер на пресс-конференции заявил, что США не могут предъявить претензии кипрскому правительству за убийство посла. Так продолжалось до 2 сентября, после чего последние корабли 6-го флота вновь приступили к своим повседневным задачам.
В итоге 40 тысяч турецких военнослужащих осуществили захват и оккупацию 40 процентов территории острова. Оккупанты изгнали более 200 тысяч греков-киприотов из принадлежащих им жилищ на севере страны, еще более тысячи по сей день, считаются пропавшими без вести. 13.02.1975 года руководство турецкой общины на острове Кипр в одностороннем порядке провозгласило обособленное турецкое государственное образование в северной части острова. Таким образом, страна фактически была разделена на 2 части. С тех пор прошло 30 лет, но все многочисленные попытки решить кипрскую проблему не дали никаких результатов. Напротив, на оккупированной территории появилось самопровозглашенное марионеточное государственное образование — так называемая Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК).
Знак «Буферная зона ООН. Не фотографировать». (Фото Reuters | Neil Hall):
Заброшенное кафе на Зеленой линии, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Затерянные во времени старые телевизоры в торговом центре, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Бывшая торговая улица. (Фото Reuters | Neil Hall):
Заброшенное кафе. (Фото Reuters | Neil Hall):
Заброшенный дом с пулевыми отверстиями и колючей проволокой вокруг, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Автомобили в бывшем торговом центре. (Фото Reuters | Neil Hall):
«Сделано в Японии». (Фото Reuters | Neil Hall):
Подземная парковка. (Фото Reuters | Neil Hall):
Люди возле стены, блокирующей проход в Зеленую линию, 14 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Светящийся флаг самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Путешественникам, чтобы попасть в Северный Кипр, нужно пройти паспортный контроль. (Фото Reuters | Neil Hall):
Рыбаки в районе Фамагусты рядом с буферной зоной ООН на Кипре, 11 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
«Буферный» кот в буферной зоной ООН на Кипре, 12 марта 2014. (Фото Reuters | Neil Hall):
Никосия — столица Республики Кипр и частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра. Расположена в центральной части острова Кипр. (Фото Reuters | Neil Hall):
Парк рядом с Зеленой линией. Кипр, 15 марта 2014.
Что посмотреть все интересные, заброшенные места, показанные на сайте, пройдите по этому тегу «призраки». (Фото Reuters | Neil Hall):