будь спокоен и знай что я есть бог
Псалом 45
Псалом 45: Бог с нами
Во время Первой мировой войны с гористых островов Шотландии забирали на военную службу много молодых людей. Собираясь к отплытию на материк, они, вместе с провожавшими их родственниками и друзьями, пели:
Бог — наше убежище и наша сила,
Он помогает нам в беде;
Поэтому, пусть вся земля содрогнется,
Пусть холмы рухнут в моря;
И беспокоятся; пусть холмы
Рухнут, и их поглотят моря.
Есть река, потоки которой радуют
Святилище, в котором Господь
Бог живет в Своем городе;
И ничто его не сокрушит;
Господь будет помогать ему
И вскоре докажет Свою верность.
Будьте спокойны и знайте, что Я есть Бог:
Буду вознесен; на земле
Бог наш, Господь воинств,
Бог Иакова — наше убежище,
Из Шотландской Псалтири.
Это один из тысяч примеров, когда святые Божьи утешались словами этого псалма в кризисные моменты. Многие сердца вдохновлялись этими величественными строками в больничных палатах, в момент скорби, в темницах, в страданиях и трагедиях. Именно этот псалом вдохновил усталого и измученного монаха-августинца по имени Мартин Лютер на написание знаменитого гимна «Наш Бог — могучая крепость». Его содержание актуально во все времена, а ободрение, которое он несет, бесконечно.
Этот псалом можно разделить на три части, и Дж. Кэмпбелл Морган определяет их следующим образом:
1−3: Бояться нечего. Бог с нами. Призыв к вере.
4−7: Господь воцарился в Иерусалиме. Тайна веры.
8−11: Мир на земле и всемирное правление Бога. Подтверждение веры.
Обычно считается, что исторический контекст написания псалма — чудесное избавление Иерусалима, осажденного ассирийским волком Сеннахиримом (4Цар 18:13 — 19:35; Ис 36:1 — 37:36).
В это время народ Иудеи очень сильно осознавал Божье присутствие, проявившееся уникальным образом. Поэтому псалом славит Эммануила — Бога с нами.
45:2−4 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Он «готов помочь нам в трудное время» (НАСБ). Мы благословенны, когда понимаем: наша безопасность и защита зависят не от богатства и армий, а только от Иеговы!
Представьте себе худшее, что может произойти! Представьте, что сама земля растаяла, наполнилась лавой гигантского вулкана. Представьте, что землетрясение сдвинуло горы и переместило их в сердце морей. Представьте, что водяной поток шумит и вздымается, что горы содрогаются в жутких конвульсиях.
Горы можно также считать олицетворением империй или городов, а воды — народов. Сами основы общества рушатся; царства гибнут и распадаются. Народы мира борются с политическим, экономическим и общественным хаосом, мир никогда не был окутан таким количеством проблем одновременно.
45:5 Он Сам — речные потоки, которые веселят град Божий. На самом деле в городе Иерусалиме нет реки. Но всем, чем является река для обычного города, Бог является для Своего святого жилища. Более того, Он — источник жизни и радости, река милосердия и блага!
Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль (Ис 33:21). 45:6 Так как престол Бога находится в Иерусалиме, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Божий народ пережил долгую темную ночь, но скоро настанет утро и Христос займет место, принадлежащее Ему по праву. Он
выступит на стороне Своего народа во всей Своей силе.
45:7 Народы земли будут шуметь в ярости; царства будут волноваться. Когда Бог заговорит в гневе, земля растает, подчиняясь Ему.
45:8 Эти слова особо относятся к периоду великой скорби, когда земля будет сотрясаться от ужасных природных катаклизмов, страдать от войн и чумы, переживать невероятные мучения. Тогда Господь явится с небес, чтобы сокрушить всех непокорных бунтовщиков и править в справедливости и мире. В это время верующие Израиля скажут: «Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш».
Уверенность, выраженная в этом стихе, необычайно приятна. Господь сил с нами, то есть Господь небесных ангельских армий. Но Он также и Бог Иакова. Иаков был обманщиком, захватившим то, что не принадлежало ему по праву. Но Бог называет Себя Богом Иакова. Соедините вместе эти две идеи, и вы увидите, что Бог ангельских армий — это также Бог недостойного грешника. Тот, Кто так неизмеримо велик, может быть также невероятно смиренным. Он с нами на каждом нашем шагу, Он — наш непоколебимый заступник во всех жизненных бурях.
45:9 В стихе 9 катаклизмы и волнения завершены. Время человека окончилось. Теперь Царь восседает на Своем престоле в Иерусалиме. Мы приглашены прийти к Нему и рассмотреть поле Его победы. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду мы видим погибель Его поверженных врагов. Повсюду свидетельства ужасного суда, которому подвергся наш мир во время великой скорби и Его славного явления.
45:11 Голос Бога звучит для всех жителей земли, вселяя в них уверенность в Его высшей власти. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле». Все страхи и тревоги успокоились. Его народ может отдохнуть. Он — Бог. Его дело победит. Он властвует в народах, властвует над всей землей.
Стихом 10 этого псалма вдохновлялась Катарина Фон Шлегель, автор гимна «Успокойся, моя душа»:
Успокойся, моя душа; твой Бог
Будет руководить тобой в будущем, как Он это делал в прошлом.
Ничто не поколеблет твою надежду и веру;
Все, что сейчас тайно, станет явным.
Будь спокойна, моя душа: ветра и волны
Знают голос Того, Кто правил ими, когда жил на земле.
45:12 Что бы ни случилось и какой мрачной ни была бы ситуация, верующий может сказать с уверенностью и без страха: «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова». Если командир небесных армий — на нашей стороне, кто может победить нас? Бог недостойного червя Иакова — это крепость, в которой мы все можем укрыться от бурь и неуверенности этой жизни!
Будь спокоен, утро настанет,
Верь во Христа, свой Свет,
Своего верного Друга.
Знай, что Он есть Бог,
Чья совершенная воля
Совершает все тебе на благо:
Смотри на небеса — и будь спокоен.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 45
Будь спокоен и знай что я есть бог
БУДЬ СПОКОЕН И ЗНАЙ
096 Я праздную себя. Будь спокоен и знай.
Москва, “Нирвана”, 2004, 352 с.
Цикл бесед “Будь спокоен и знай” был проведен в Пуне в 1980 году.
Редактор: Свами Вит Праяс
Перевод: Ма Бодхи Шола, Фархад
Компьютерная верстка: Свами Антар Алок
© OSHO RAJNEESH, INDIA 1988 © Солдатов А. В., русский перевод 2004
Конец каждой беседы в этой серии следует определенному распорядку, который может озадачить читателя, если он не побывал здесь сам.
Джиббериш представлен в тексте следующим образом:
Каждую стадию медитации сопровождают слова Мастера, и в книге воспроизводится полный текст каждой вечерней медитации.
13 февраля 1989 года
Наш Возлюбленный Мастер,
Мое учение, происходящее от древних будд, не основано ни на медитации, ни на каких бы то ни было других стараниях и усилиях.
Человеку следует знать, что сущность его собственного не-ума не есть ни предмет, ни полное уничтожение, ни вечное существование, она ни чиста, ни растленна. Она остается совершенно безмятежной и самодостаточной. То же самое верно в отношении мудрого и невежественного. Сущность человеческого не-ума не ограничена в своем проявлении и не подпадает под категории ума, сознания или мысли.
Три мира желания, формы и бесформенности и шесть путей существования являют собой не более чем проявления самого человеческого ума. Все они подобны луне, отразившейся в озере, или образам в зеркале. Можно ли говорить о них как о рождающихся или исчезающих?
Когда человек приходит к этому пониманию, ему дано все, в чем он теперь нуждается.
Добрый вечер. И добрые вести.
Это мгновение, исполненное славы для тех, кто понимает все, что вытекает из смерти Бога. Они тотчас же станут праздновать это мгновение, потому что оно несет новое чувство направления, новую уникальность, новое предназначение. Оно делает человека хозяином своей судьбы. Нет никого, чтобы направлять, нет никого, чтобы главенствовать, нет никого, чтобы давать вам заповеди.
Будь спокоен и знай, что Я есть Бог.
Жила одна девушка, которая родилась в борделе. Напротив, на этой улице, на рынке жил проповедник, святой человек. Он восхвалял добродетели Бога и рассказывал о борделе, что он был наполнен грешниками и что люди должны покаяться.
Девушке, выросшей в борделе, было двадцать три года. Она часто смотрела из окна и плакала наедине с собой, говоря: «Как бы я хотела, чтобы я была, как тот святой человек, как бы я хотела быть духовной». Она представляла себя святым человеком и продолжала делать свое дело.
И вот они оба состарились и умерли. Они попадают к святому Петру у рая. Святой Петр сказал человеку: «Ты не можешь пройти, ты должен отправиться в ад». Девушке он сказал: «Ты можешь проходить». Святой человек был огорошен и спросил: «Почему? Все эти годы я восхвалял твою доброту и добродетели. Я говорил людям, чтобы они покаялись. Как ты можешь разрешить ей пройти, она была проституткой, и оставить меня за забором?»
Святой Петр сказал: «Ты был лицемером. Ты был уважаемым человеком, много рассказывал, но ничего не говорил по-настоящему. В своем сердце ты думал, что все являются грешниками, кроме тебя. В то время как девушка в своем воображении, в своих чувствах всегда думала о боге. Поэтому она может пройти, а ты нет».
Суть такова: Дело не в том, что ты говоришь. Не в том, что ты заявляешь. А в том, что находится глубоко-глубоко в твоем сердце, именно это определяет то, что будет происходить с тобой. Не чтение книг, не обучение, не посещение занятий. А сидеть с самим собой, успокаиваться, отправляться все глубже и глубже вовнутрь себя. Выходить за пределы своего ума, тела до тех пор, пока что-то не произойдет.
Когда к вам приходят мысли, просто спросите себя: «К кому приходят эти мысли? Откуда приходят эти мысли?» Отслеживайте мысли до их источника. Обнаружьте источник ваших мыслей. Вы обнаружите, что источником мыслей является «я». Отследите «я»-нить до ее источника, задавая вопрос: «Кто я?» или «Где источник «я»?», «Откуда появилось это «я»?» Вы осознаете, что местоимение «я», это самое первое слово, которое было произнесено, всё остальное привязывается к «я». Все остальные слова. Все остальные мысли, чувства, эмоции – все они привязываются к «я». Если «я» растворяется, это же происходит со всем остальным, и вы становитесь свободным.
Обнаружьте, для кого существует «я», и вы откроете кое-что удивительное. Вы откроете, что «я» никогда не существовало. Никогда не было «я». Вы обнаружите, что вы никогда не существовали. Нет такого, как «вы». Вы обнаружите, что вы есть нетленное истинное Я. Что вы никогда не были рождены и никогда не умрете. Что нет других. Нет мира. Нет вселенной. Нет бога. Есть только истинное Я. Все это есть истинное Я. Все, что вы созерцаете, есть истинное Я, и «Я ЕСМЬ» является этим. Это даст вам чувство свободы, блаженства, счастья. Вы не потеряете свое сознание.
Когда я говорю об этом, люди считают, что они станут абсолютно уничтоженными и ничего больше не останется. Они растворятся в огромном океане нирваны. Это не обязательно так. Вы всегда будете Осознаванием. Вы всегда будете чистой разумностью, потому что это ваша истинная природа. Вы всегда будете в блаженстве. Кроме того, вы поймете, что не являетесь тем, чем кажетесь.
Все равно будет казаться, что ваше тело чем-то занимается, совершая свои движения. Вы будете выглядеть обыкновенным человеком, но будете знать. Вы поднялись над грубым миром в райский мир чистого сознания, и вы будете в покое.
Есть вопросы по этому поводу? Пожалуйста, говорите все, что пожелаете.
У.А.: Привет, Роберт. Я размышлял о практике мировых учений в ежедневной жизни. Я обдумывал это недавнее дело о проблеме двух Христианских ученых (Христианская наука (англ. ChristianScience) — парахристианское религиозное учение протестантского происхождения, основанное в 1866 г.) из Бостона, чей ребенок умер. Я не уверен, знаете ли вы об этом? Это было недавно в новостях. Конечно, было очень много похожего между учением и Христианской наукой. Конечно же, родители считали, что болезнь была ошибкой, и они хотел проецировать только здоровье, только божественное здоровье, божественную реальность, которая является всем, что существует, согласно и учению, и Христианской науке, и этому учению и т.д. они отказались признать, что ребенок был болен. Что вы можете сказать по этому поводу, вы хотите, чтобы мы поверили, что вы проецируете другую реальность, истинную реальность или нет?
Р: Это не имеет никакого отношения к системе верований. Вы должны понять, что происходит и где вы. Если вы больны, то идете к врачу, если вы голодны, то едите, если вы обгорели на солнце, то уходите с солнца. Это не верование. Поэтому я говорю вам ни во что не верить. Не верьте в то, что я говорю. Ни во что не верьте.
К сожалению, Христианская наука верит, что не следует ходить к докторам, даже если человек болен. У них присутствует система убеждений. Но дело не в системе верований. У вас должно присутствовать сознание Истины. Поэтому есть некоторые Христианские ученые, которые не ходят к докторам, и это работает, но большая часть из них, которые не ходят к докторам, умирает, потому что они не достаточно высоко развиты. Невозможно просто принять эту систему и умственно сказать: «Есть так, как есть». Вы должны стать живым воплощением учения, тогда оно работает.
Иначе говоря, так не может быть, что вы присоединились к церкви Христианской науки – и больше никогда не будете ходить к доктору. Вы должны работать над собой. Вы должны делать что-то определенное внутри вашего сознания до тех пор, пока не поднимете себя выше обыкновенного человеческого заблуждения и за его пределы, тогда что-то начинает происходить. Но конечно, я говорю вам выйти за пределы болезни и здоровья, бедности и богатства, добра и зла. Мы не пытаемся обменять плохое на хорошее, и то, и другое являются двумя сторонами одной монеты. Мы пытаемся сойти с колеса. Чтобы стать совершенно свободным от человеческого добра и человеческого зла. Это совершенно другое измерение. Если вы поменяете зло на добро, вам придется поменять добро на зло. Потому что мы живем в мире двойственности. На каждое добро есть зло. На каждое зло есть добро, для каждого подъема существует спад. Для каждого давления определенной силы в одну сторону есть давление в противоположную сторону равной силы. Как при полете реактивных самолетов. Без давления самолет не может летать, без сопротивления. Это мир, в котором мы живем. Я говорю о том, чтобы выйти за пределы мира, за пределы ограничений этого мира. Стать чистым блаженством, чистым сознанием при воплощении в теле. Это совершенно другое, вы следите? (УА: Да)
У.Х.: Три недели назад вы кое-что сказали, я бы хотел, чтобы вы более детально об этом поговорили, я думаю, что это очень красиво. Вы сказали: «Единственный выбор, который у вас есть – пребывать или не пребывать в истинном Я».
Р: Я говорил о том, что всё, что происходит с вами в этой жизни, предопределено. Вы не так свободны, как думаете. Каждый волос на вашей голове подсчитан, каждое движение, которое вы делаете: когда я двигаю своим пальцем вот так (двигает пальцем), это было предопределено.
У.А.: Что является источником этого? Почему тогда это началось?
Р: Это никогда не начиналось. Это гипнотизм.
У.С.: Кто это предопределил. (Р.: Никто) Не вы, никто? (Р.: Нет) Ничто с большой буквы?
Р: Нет, это гипнотизм. Я всегда использую пример, что небо голубое. В действительности нет ни неба, ни голубизны. Если вы полетите вверх, там есть только пространство, но мы видим небо голубым. Когда вы в пустыне, вы можете увидеть оптическую иллюзию, увидеть воду и погнаться за ней, это мираж. Это не существует. Точно так же и тут.
У.М.: Вы говорите, что это ум должен поверить, что у него есть источник (Р: Ум) Он отражает это само на себя?
У.С.: Когда вы медитируете, так много всего о медитации, созерцании, сосредоточении и т.д., что в последнее время я начну, я пойду в, я примусь за эту мантру, затем я перейду к той мантре, затем я буду думать только такие мысли… Сейчас у меня разные мантры, это очень сбивает с толку. И еще есть эта идея о пустоте, мы не обязательно хотим именно пустоту, или это не просто пустота, или же просто пустота?
Р: Нет такого, как пустота. (У.С.: Все равно есть осознавание?) Есть чистая разумность, абсолютная реальность, но это неописуемо, вы не можете это объяснить, вам нужно пережить это самим. То, что мы называем в буддизме пустотой, это чистое осознавание. Это не совсем пустота, это называется пустотой по той причине, что это лежит за пределами мира, это вне всего того, о чем вы знаете, и это пустота, если говорить об этом, но это действительно чистое осознавание. (У.С.: Тогда в медитации, если у тебя нет переживания, это ничего не значит?) Абсолютно ничего, это неважно. Переживания – это не реальность. (У.С.: Я говорю это, потому что хочу подтверждения ощущений, которые у меня уже были, вы уже подтвердили многие мысли). Все формы медитаций, аффирмаций, йога, дыхательные упражнения – всё это для того, чтобы заставить ум остановиться, чтобы успокоить ум, заставить его замолчать, но это о том, чтобы идти тяжелым путем. Самый быстрый путь, чтобы это сделать, это задать вопрос: «К кому приходят эти мысли?» Как я уже упоминал ранее, вы должны использовать свой ум, чтобы его уничтожить. Задавайте вопрос: «К кому приходят эти мысли?», но не отвечайте на него, и все само собой образуется. (У.С.: За счет не отвечания?) Не отвечайте, это связано с тем, что если вы отвечаете, это делает ваше эго. Кажется, что у вашего эго есть все правильные ответы, и вы никогда никуда не попадаете. Вы не отвечаете, но к вам приходит ощущение: «Эти мысли приходят ко мне, я ощущаю эти мысли», следующее вопрошание будет: «Откуда появляется это «я»? или «Кто я?» и опять не отвечайте. Однажды вы обнаружите, что «я» ниоткуда не появляется, это гипноз, «я» нет, никогда не было «я», есть только «Я ЕСТЬ», свобода, блаженство, сознание, присутствие. Вы осознаете все как Себя. Есть только одно, и даже одно не существует. Нет слов для описания. Есть истинное Я. Это единственное слово, которое можно использовать. Все есть истинное Я, и вы являетесь Этим. (У.С.: То есть обнаружить истинное Я?) Когда вы используете слова, это все портит. Это вне слов, это вне мыслей. Это приходит к вам. Точно так же, как когда вы просыпаетесь, словно вы спали все эти годы, а затем вдруг вы проснулись и знаете.
Как в истории о Будде. Он сидел под деревом Бодхи тридцать дней, и решил, что будет сидеть там, пока не умрет или пока не пробудится. Все его ученики сидели вокруг него, наблюдая. Примерно на тридцатый день он открыл глаза, сиял и улыбался. Ученики спросили его: «Вы стали самореализованным?» «Нет» «Ну, так что случилось?» И он просто ответил: «Я проснулся!» Поэтому все эти слова «самореализация», «просветление», осознавание – это просто слова. Вы просто просыпаетесь ото сна. Прямо сейчас вы чувствуете свое тело. Вы ощущаете свои эмоции. Вы чувствуете боль. Вы чувствуете обиду, душевную боль. Вы ощущаете все, что происходит в мире. Вы смотрите телевизор, смотрите новости, расстраиваетесь, все эти ужасные, подлые вещи, которые происходят в мире, но когда вы пробуждаетесь, все эти ощущения уходят. Вы осознаете иллюзию, мечту и перестаете быть этим.
У.С.: По-разному ли вы относитесь к мирским вещам, которые раньше интересовали вас, они больше вас не интересуют?
Р: Так, может быть в какой-то мере. С другой стороны, вы можете продолжать заниматься тем же, только больше уже не будете к нему привязанными. Например, у вас есть хорошая работа. Будь вы президентом банка или мусорщиком, нет никакой разницы, вы будете выполнять обязанности, которые должны выполнять, лучше, чем делали это раньше. Вы больше не будете смотреть на время. Вы больше не будете думать, что вы делатель. Вы просто будете делать то, что должно быть сделано. Будет делаться все то, что должно делать ваше тело. Ваше тело подлежит закону кармы, и все, что вы должны сделать, вы сделаете. Но у вас не будет привязанностей. У вас будет сострадание, у вас будет любовь, у вас будет отзывчивость/чуткость/предупредительность/уважение и милосердие, но не будет привязанности. (У.С.: Происходит ли это вот так (делает щелчок пальцами)?Да (У.С.: То есть, нам здесь нечего делать?) Нет, кажется, что есть. (У.С.: Да, я так и думаю.У меня такое чувство, что теперь я больше знаю, что я ничего не знаю, как бы мне это сказать?) Процесс – это видимость.
У.А.: Могли бы вы сказать, что это необходимое предварительное состояние? (Р.: Нет)
Р: Некоторые люди называют это милостью бога, но это что-то большее, чем милость. Для этого вы должны были заниматься этим в предыдущей жизни. Вы выполняли свою садхану, духовные упражнения, духовные практики в прошлом воплощении, и теперь вы пробудились. (У.С.: Это звучит так, что это процесс.)Это так выглядит, это видимость.
У.А.: И в случае с парнем с мойки машин, это тоже будет правдой? Если он чем-то занимался в прошлых жизнях, а потом во время мытья машины вдруг пробудился?
Р.: Да, это все видимость, вы говорите о мире видимостей. В действительности никто никогда ничего не делал, никто никогда не впадал в заблуждение. Каждый уже свободен. Будьте тождественны с вашей свободой. Отождествляйтесь с конечной реальностью. Не отождествляйтесь с переживаниями, через которые вы проходите телесно, оставьте их в покое, позвольте им быть. Делайте то, что вы делаете, заботьтесь об этом, но помещайте в это свой ум. Удерживайте ваш ум на вашей свободе, на абсолютной реальности, и тогда вы увидите, что случится.
У.Б.: Какое точно значение того, что Рамана говорит: «Ум падает в Сердце?» Ум покоится в сердце как сердце?
У.Б.: Как это связано с физическим телом, есть ли какая-то связь? (Р.: Нет) Разве Рамана не говорил, что это может чувствоваться с правой стороны груди?
Р: Да, людям всегда хотелось знать, где находится Абсолютная Реальность, поэтому он указывал им место с правой стороны груди, чтобы они сосредотачивались на нем. Другими словами, люди просили у него дать процесс: «Рамана, я должен медитировать? На какой части своего тела?» Поскольку он осознавал, что они ничего не понимали, то говорил: «Ладно, медитируйте на правую часть вашей груди, где находится духовное сердце, увидьте реальность там. Идите, прыгните в правую часть, именно там она есть». Он не говорил буквально, он просто указывал людям место, куда направляться, потому что они не были способны постичь Абсолютную Реальность. (У.Б.: Но чтобы утвердиться в абсолютном сознании или утвердиться в самадхи, как кажется, это основывается на абсолютной вере в то, что ты не являешься человеком, а сознанием?) Наоборот, вера не имеет никакого отношения к этому. (У.Б.: … доверяй, чтобы получить возможность освободиться в самадхи, вы знаете?) Помните, тот, кто хочет доверять, это эго. Вы же не хотите заниматься этим. Вы просто хотите пробудиться, и даже этого вы не хотите. Просто будьте истинным Я, будьте Собой. Спросите себя: «Кто хочет доверять? Кто хочет пробудиться?» И вы увидите, что это ваше эго, это «я». «Я» хочу сделать одно, «я» хочу сделать другое, «я» хочу опыт, «я» хочу еще что-то. Все это должно уйти. Когда все это уйдет, солнце будет сиять само по себе. Избавиться от этого можно задавая вопрос: «Откуда они приходят? Откуда они приходят?» Другими словами: «Откуда пришла эта идея, что я должен доверять какой-то силе? Это приходит от меня. Я верю в это. Кто этот «я», который верит в это?» Просто наблюдайте ваши мысли. Не пытайтесь изменить их. Не пытайтесь исправлять их. Просто наблюдайте их. Затем задайте себе вопрос: «К кому приходят эти мысли?» Или вы можете просто свидетельствовать ваши мысли, ничего не спрашивая, и процесс пойдет сам. Вы узнаете, что делать.
Р.: Какова бы ни была ваша карма, она случится, неважно, что вы делаете. Поэтому зачем переживать? (У.С.: И все же, мне игнорировать тело?) Видите ли, что бы вы ни делали, вы не сможете остановиться.
У.С.: Я знаю, я так и думаю. Я записываю, говорю: «Почему я позволяю себе». Я наблюдаю себя, смотрю, я пошел сюда, я пошел сюда, я пошел к этому человеку, я спросил этого человека, я вижу, что я делаю, почему я позволяю это? Когда я могу находиться в спокойном состоянии, сидя в своем кресле-качалке и глядя на деревья или что-нибудь еще, все равно я это делаю, но каждый раз, когда я это делаю, я чувствую, что немного учусь чему-то.
Р: Так можно смотреть на это. Позволяйте своему телу делать то, что оно должно делать. Не размышляйте об этом много. Не отождествляйтесь с этим. Не привязывайтесь к этому. Все предопределено до того, как вы появились. (У.А.: Все равно должен быть рациональный процесс?) Это произойдет само по себе. Яблоки растут, трава растет, солнце светит, есть тепло, чтобы давать жизнь человеку, есть сила, которая обо всем заботится, и это не имеет никакого отношения к вашим мыслям.
У.А.: Ладно, а сейчас позвольте мне возразить. Я знаю, что недавно вы переехали, сменили жилье. Вы мне не говорили, Дана сказала. Она сказала, что вы переехали в лучшую квартиру, где больше преимуществ. Естественно, для этого произошел какой-то процесс мышления, вы не просто сразу решили переехать в другую квартиру. Поэтому …
Р: Наоборот, это просто случилось. (У.С.: Вы об этом не размышляли?) Нет, это стало возможным, и я просто это сделал.
У.Б.: Разве это было бы не разумно, просто определить потребности тела, удовлетворить эти потребности и забыть об этом.
Р: Если такова ваша карма. Я приведу пример. Однажды я был с йогином, которого звали Нимкарали Баба. Нас было несколько человек, и одним из них оказался Рам Дасс. Вы помните Рам Дасса, он здесь тоже был. Мы сидели перед ним, в этот момент зашла пожилая женщина и заговорила с ним на хинди, или другом языке, на котором они разговаривают, я не помню. Она сказала, что ее муж умирает: «Могли бы вы прийти и спасти его, потому что только вы можете прийти и спасти его». Нимкарали Баба посмотрел на меня и спросил: «Должен ли я идти?» И я сказал: «Да, идите, давайте все пойдем». Мы прошли около двух миль до маленькой лачуги. Ее муж лежал на койке и умирал от какого-то заболевания. Баба посмотрел на него, и вдруг свечи стали мигать. Он развернулся и выбежал из дома (Роберт смеется), и стал бежать обратно к ашраму, мы все последовали за ним. Когда мы наконец-то остановились, то спросили: «Баба, что случилось? Почему ты ушел?» Он сказал: «Бог хочет, чтобы он умер». И тот человек умер.
Суть в следующем: ваша жизнь, ваше здоровье и ваши болезни, ваше богатство и бедность были предопределены законом кармы. Вы пройдете через всё, через что должны пройти. Если вы должны стать фанатиком здоровья и следить за своим здоровьем, и есть правильную еду, то будете этим заниматься, а если не должны, то не будете. Если вы должны придерживаться срединного пути, то будете его придерживаться. Все предписано, спланировано заранее.
Единственная свобода, которая у нас есть – не отождествляться с этим процессом, хотя тело все равно проходит через него. Не привязывайтесь к тому, через что проходит тело. Удерживайте свой ум выше этого, удерживайте свою голову в небесах, а ноги на земле. Так что в материальном у нас нет выбора. Все, что должно произойти, произойдет. Поэтому, если мы обречены делать все это и обнаруживаем, что бегаем от одного доктора к другому и так далее, не привязывайтесь к этому, но все равно делайте, потому что не можете по-другому.