брифовать что это значит

Что такое бриф и как его правильно составить

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значит

Если вы заказываете какие-либо услуги у стороннего агентства или разрабатываете свой проект совместно с другой компанией, нужно четко ставить задачи и цели. Чего только не приходится писать в такие моменты, но на начальном этапе самым важным документом является бриф.

Я расскажу, что это такое и в каких случаях он используется.

Зачем нужен бриф

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значит

Бриф – это инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя. С его помощью можно обозначить все нюансы работы, создать единый контекст и настроиться на одну волну с другой командой. Иногда у компаний предусмотрены собственные шаблоны этого документа.

Инициатива создания или заполнения брифа обычно идет как от заказчика, так и от исполнителя. Однако клиент порой отказывается от его заполнения, и некоторые исполнители используют для описания дальнейшего плана работы другие инструменты.

Бриф нужен для того, чтобы заказчик смог полностью донести свой замысел до исполнителя. С помощью этого документа он покажет итоговую «картину» – то, каким будет готовый проект. Там же указываются контакты, сроки выполнения и бюджет, который компания готова вложить в реализацию.

В таком документе работу чаще всего разделяют на несколько основных этапов. Иногда заказчики указывают ключевые метрики для дальнейшего мониторинга и оценки успешности выполнения работы.

В каких сферах используется бриф

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значит

Чаще всего бриф используется в той сфере услуг, где итоговую картину формирует заказчик. К таким областям относятся:

Виды брифа

Четкой и единой формы у этого документа не существует, так как он используется во всевозможных сферах и для разных целей. Как правило, его содержание и тип определяются тем, какую задачу хочет решить заказчик.

Чем бриф отличается от ТЗ

Во-первых, техническое задание и бриф составляются на разных этапах сотрудничества. Сначала компания создает или заполняет бриф, а ТЗ используется уже ближе к этапу подписания договора. Бриф приравнивается к документу, имеющему определенную юридическую силу.

Во-вторых, бриф является некой визитной карточкой компании-заказчика, в которой предлагаются условия дальнейшего сотрудничества. А в техническом задании уже более четко и конкретно прописаны все роли, сценарии, этапы и задачи для разных участников команды исполнителя.

В-третьих, бывают случаи, когда нужен бриф и не нужно техническое задание, а бывает и наоборот. При долгосрочном сотрудничестве на этапах знакомства используется первый тип документа, а уже в дальнейшем составляется ТЗ на конкретные задачи.

Как правильно составить бриф

Сперва нужно определить цели и задачи, которые следует решить с помощью брифа, набросать перечень основных волнующих вопросов и обозначить желаемый результат.

Структура брифа

Единого шаблона для создания брифа не существует. Но есть несколько основных разделов, которые обязательно должны в нем присутствовать независимо от сферы деятельности заказчика и типа выполняемой услуги.

Часто такой документ содержит и технические характеристики желаемого продукта. Например, при написании текстовых материалов заказчик может задать стиль оформления документа, его формат (Excel, Word, PDF и так далее), стиль написания и так далее. Или при разработке сайта можно перечислить основные страницы и разделы, из которых он будет состоять.

Примеры брифов

Приведу пару примеров того, как составляют этот документ в разных сферах. И первое, что хочу показать – разделы брифа, который я лично составляла для организации мероприятий.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значит

Второй пример больше касается практики разработки сайта. В примере показываю только грубую структуру, эдакий шаблон. Готовый бриф для вашего проекта будет отличаться от этого, ведь вам важно проработать все имеющиеся вопросы.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значит

Заключение

В зависимости от сферы деятельности компании информация, содержащаяся в брифе, может отличаться. Я напоминаю, что составлять его следует с учетом цели сотрудничества и задач, которые должны быть решены. Ориентируйтесь на собственный опыт, и тогда документ выйдет идеальным.

Источник

Для чего нужен бриф и как он поможет в работе с заказчиком

Как избежать ситуации, когда работа с новым клиентом стопориться на старте? Очевидно, что в начале сотрудничества всем участникам следует «сверить дорожные карты» и прийти к единому пониманию будущего проекта. В этом поможет бриф — как сделать все, чтобы заказчик и исполнитель говорили на одном языке, расскажем в этой статье.

Содержание

Что такое бриф

Бриф — это документ, который содержит ряд задач по проекту и информацию по обязательствам заказчика и исполнителя. С английского brief можно перевести как краткое изложение или резюме.

Брифы — это не технические задания, или ТЗ. Это подводка к составлению точной инструкции. В брифе представлен ряд вопросов от исполнителя, на которые должен ответить заказчик, чтобы получить информацию о будущем проекте.

Вопросы брифа должны быть максимально понятными и простыми, чтобы клиенту не пришлось разбираться в сложной терминологии. А клиенту можно заполнять бриф в свободной форме.

Бриф используют во многих сферах, в основном его присылают наемные исполнители: сотрудники агентства по настройке рекламных кампаний или разработке приложений, копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, программисты, таргетологи, SMM-щики, стилисты, строители и многие другие.

Ниже показана часть вопросов из брифа на создание дизайн-проекта интерьера квартиры от компании «Бульвар ремонта». Специалисты интересуются, есть ли у владельца домашние животные — это необходимо для выбора тканей и напольного покрытия, а также уточняют общие вопросы: какие хобби у членов семьи, как хранятся вещи, есть ли коллекции, которым нужен отдельный стеллаж, принимает ли клиент гостей у себя дома и что необходимо включить в новый дизайн из старой мебели.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример брифа от дизайн-студии. Источник

Зачем нужен бриф

Бриф необходим, чтобы минимизировать потенциальные ошибки и разногласия с клиентом. У всех людей разное видение задачи: например, клиент представляет логотип цветным, а специалист видит его в черно-белым. Поэтому важно узнать все детали и пожелания заказчика до начала проекта.

Многие задаются вопросом: «А почему бы не встретиться с клиентом, чтобы обсудить все детали лично?». Отвечаем: детали разговора сложно запомнить, если вы, конечно, не будете использовать диктофон. Еще есть риск, что вы можете не так понять клиента, неправильно трактовать его желания. А бриф — это письменный документ, в котором вы получить точную и четкую информацию благодаря продуманным вопросам, а в случае разногласий — показать его заказчику и обсудить детали.

Плюсы для клиента: есть время продумать и расписать все свои желания — бриф можно заполнять от 30 минут до нескольких дней, указать важные моменты, которые обязательно нужно отразить в проекте, а также ничего не забыть про дополнения: ограничения, сроки и стоимость проекта. Также бриф — это показатель ответственного подхода специалиста, а значит, заказчик уже будет вам доверять.

Бриф на разработку сайта

Это вариант брифа вы можете получить от программиста или агентства по разработке сайтов: лендингов или многостраничников.

В брифе указывается информация:

Бриф дает полное представление о проекте сразу нескольким специалистам: разработчику, дизайнеру, маркетологу и копирайтеру. Благодаря этой информации можно довольно точно оценить сроки выполнения и стоимость проекта.

Пример — короткий бриф на создание сайта. Здесь есть вопросы о компании, конкурентах, целевой аудитории, о будущем проекте, о дизайне, а также свободное окно для указания дополнительной полезной информации.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитБриф для сайта. Источник

Бриф на разработку логотипа

А здесь мы покажем бриф для дизайнера. Клиент ставит задачу — разработать логотип, а специалист должен уточнить детали, чтобы понять в каком направлении ему двигаться и с чего начинать работу:

Ниже показан пример брифа на создание логотипа: данные о компании, конкурентах, клиентах, а также описание задачи и конкретика по проекту.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитБриф на логотип. Источник

Бриф на разработку фирменного стиля

Разработка фирменного стиля предполагает создание брендбука, оформление упаковки, дизайн полиграфии и рекламных материалов, а также офиса и магазина.

Специалист должен уточнить у клиента несколько важных деталей:

На примере ниже показан бриф на создание фирменного стиля компании. Агентство задает вопросы о клиенте, его конкурентах и ЦА, предлагает выбрать элементы и стилистику оформления, а также уточняет, какие разделы нужны в брендбуке.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитБриф-образец на создание фирменного стиля компании. Источник

Бриф на копирайтинг

Этот вариант брифа создается для клиента, который планирует заказать услугу копирайтера — написание текста, коммерческого предложения, пресс-релиза, сценария к видеоролику, а также заполнение страниц сайта.

В брифе должны быть уточняющие вопросы:

Это пример брифа на копирайтинг. Агентство запрашивает у клиента информацию о том, какой контент им нужен на сайте. Здесь также можно увидеть вопросы о бизнес-процессах компании, а также запрос на ключевые слова — эти данные позволят специалисту создать список возможных тем для блога на сайте, а также посоветовать клиенту, в каком направлении развивать ресурс.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитБриф на копирайтинг. Источник

Чем полезен бриф в интернет-маркетинге

Давайте подробнее остановимся на том, какую пользу бриф приносит в интернет-маркетинг.

Видение проекта

Бриф помогает понять бизнес-процессы компании, а также лучше разобраться в этапах и сроках реализации проекта.

Понимание ниши

Такой документ будет полезен специалисту, чтобы выяснить позиционирование клиента на рынке и определить его целевую аудиторию. Для каждого сегмента ЦА нужен свой подход и стратегия развития.

Создание рабочего процесса

Все участники задействованы — исполнитель прорабатывает вопросы для проекта, а заказчик максимально точно отвечает на них — бывает, что в ходе заполнения рождаются новые идеи и перспективные варианты развития проекта. Например, настройка контекстной рекламы будет не только на поиске, но и в сетях. Это значит, что нужны баннеры и единый стиль во всех объявлениях — понадобится помощь дизайнера.

Определение ключевых метрик

Клиент указывает KPI или другие варианты для отслеживания выполнения задач, а исполнитель будет знать — какой отчет предоставить заказчику.

Экономия

Бриф экономит деньги и время — в едином документе собрана ключевая информация по срокам, задачам и стоимости услуг.

Ожидание = реальность

Все детали необходимо описать так, чтобы ожидание превратилось в реальность. В случае возникновения проблемы с исполнителем или клиентом — всегда есть письменный документ, подтверждающий оговоренные условия.

Систематизация отношений

Бриф — это показатель профессионализма со стороны исполнителя, а со стороны заказчика — это проявление доверия и первый шаг к реализации проекта, так как все его мысли складываются в единую картину.

Виды брифов в интернет-маркетинге

А теперь разберем основные виды брифов в интернет-маркетинге.

Анкетный — вопросы о задачах и целях компании. Это общая информация об организации. Такой бриф использует, чтобы понять, какие услуги нужны клиенту.

Экспертный — это большой опросник с уточняющими вопросами о деталях проекта. Здесь могут встречаться сложные термины, так как это более глубокое изучение предметной области. К этому виду относят, например, создание бренда.

Креативный бриф — документ для создания рекламного продукта: видеоролика, баннера и так далее.

Обобщенный — шаблон брифа, созданный под конкретную задачу, но подходящий под любую нишу. Стандартный краткий опросник, который помогает узнать о компании, ее деятельности и поставленной задаче. Используется новичками или агентствами — они размещают анкету на своем сайте.

Индивидуальный — документ, созданный под конкретный бизнес или проект клиента. Исполнитель сначала самостоятельно исследует информацию о компании и ее репутацию, и на основе полученных данных составляется бриф.

Медиа-бриф, или рекламный бриф служит для планирования, настройки и запуска рекламной кампании.

Маркетинговый бриф описывает стратегию компании и ее поведение на рынке.

Коммуникационный бриф — позволяет понять, какую обратную связь исполнитель хочет получать от клиентов. Это также проработка всех каналов для общения с потребителями.

Правильная структура брифа

Бриф, как мы уже писали выше, может быть в свободной форме, но лучше придерживаться общей структуры, чтобы правильно подвести клиента ко всем этапам разработки проекта.

Общая информация

В первом блоке важно узнать про бизнес клиента и его цели. Есть ряд основных вопросов, которые вы можете использовать при составлении брифа:

Автоматизация email рассылок

Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.

Ретроспектива: что было ранее

В этом блоке необходимо уточнить о предыдущем опыте работы клиента и задать вопрос, ставится ли данная задача впервые.

Важно! Если заказчик впервые работает над задачей по продвижению — попросите его прислать вам понравившиеся примеры объявлений, видеороликов, баннеров и фотографий, а также уточните у него, каким он видит результат после запуска РК. Если есть сложности при заполнении, помогайте клиенту и направляйте его — подкидывайте идеи и рассказывайте о своих кейсах.

Что хотим сейчас

Переходим к следующему блоку вопросов, где будут описаны задачи для специалиста и пожелания клиента.

Аналитика

В этом блоке уточните, как делался анализ по проекту, какие отчеты были получены и какой KPI использовался для оценки работы специалиста.

Дедлайн

Это итоговый блок, где клиент расписывает время выполнения задачи и предполагаемый бюджет.

Дополнительный блок

А в конце можно добавить свободное поле, где клиент напишет дополнительную информацию, которую некуда было добавить выше. Например, вставит какие-то ссылки, подробнее расскажет об условиях работы и тому подобное.

Важно! Стоит также отметить, что клиент не всегда готов самостоятельно заполнять бриф. В таком случае рекомендуем встретиться с ним или созвониться, чтобы вместе заполнить анкету. Если и с таким вариантом возникнут сложности, запросите у заказчика контактные данные доверенного лица, чтобы уже с ним обсудить все вопросы.

Как написать бриф

В этом разделе рассмотрим создание брифа для клиента на разработку стратегии продвижения и настройку каналов.

Первый шаг

При первом написании брифа будьте готовы к сложностям, так как вопросы получаются скомканными — распишите их подробно и поделите на группы, чтобы в анкете прослеживалась логика. После этого попробуйте сложный вопрос разбить на несколько простых и понятных.

Также при первом общении с клиентом можно уточнить, какой формат брифа для него удобен — краткий или развернутый с глубоким анализом.

Оформление

Бриф оформляется в табличном варианте или в виде анкеты. Для этого можно использовать такие инструменты, как Google Docs, Excel, Word, Google Forms или форму на вашем сайте.

Ниже показан пример брифа на продвижение в социальных сетях, созданный в Google Forms. Специалист задает вопросы о компании, о том, какие каналы нужно развивать и какие услуги интересуют заказчика.

Важно! Хорошо, если после отправки ответа информация придет заказчику на почту, чтобы в дальнейшем у него этот документ также был под рукой.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитБриф: пример анкеты на продвижение в социальных сетях. Источник

Обязательные и дополнительные вопросы

Перейдем к разбору основных вопросов, которые должны быть в маркетинговом брифе.

В первом блоке мы узнаем от клиента о его компании, уточняем данные по аналитике и запрашиваем документацию. Каждый из приведенных ниже пунктов можно преобразовать в вопрос, но мы рекомендуем писать кратко и понятно.

А сейчас мы рассмотрим рекламный бриф — пример сделан в формате таблицы в Google Docs специально для этой статьи. Предположим, что клиент пришлет статистические данные в письме, а в брифе укажет основную информацию о компании, а также о том, что было сделано и что планируется в будущем.

Из ответов получаем, что у нас нет полной информации о ЦА и конкурентах — требуются уточнения, а значит — нужны дополнительные вопросы по этим пунктам.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитБриф — пример заполнения анкеты в Google таблице

Далее переходим к вопросам об опыте клиента — что делали раньше:

Ниже приводим пример заполненного блока по ретроспективе. Заказчик «плывет» при ответе на сложные вопросы — требуется помощь специалиста компании или доступ к аккаунтам. Чтобы не нагружать клиента лишней информацией, можно запросить подключение к рекламным кампаниям для ознакомления с прошлыми результатами.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример заполнения брифа — блок «Ретроспектива»

Переходим к блоку «Что хотим сейчас». Здесь нужно узнать о продукции, метриках для отслеживания эффективности и будущих изменениях в проекте.

А здесь показан пример ответов клиента. Заказчик отвечает коротко, но точно. Единственное — нужно узнать подробнее о сезонности в сервисах аналитики, а также изучить акции компании.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример заполнения брифа — блок «Что хотим сейчас»

В предпоследнем блоке спрашиваем про системы сбора данных.

Ниже показан пример ответов заказчика на вопросы о системах аналитики. Компания использует стандартные методы отслеживания данных — можно предположить, что присутствует путаница в отчетах или сложность в их оформлении. Подключение сквозной аналитики упростит работу маркетолога, например, в подсчетах ROI.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример заполнения блока «Аналитика»

Переходим к последнему блоку «Дедлайн»:

Показываем пример заполнения блока. Клиент мог указать бюджет в рамках «от и до», а также определить временные рамки для этапов продвижения: месяц, полгода и год.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитЗаполнение последнего блока в брифе

Важно! Некоторые ответы клиента дают вам сразу несколько вариантов для анализа компании. На сайте вы сможете найти УТП, краткое описание продукта, условия доставки и возврата товаров, из ссылок и документации можно узнать об истории компании, ее достижениях и неудачах. Бриф не должен отвечать на все вопросы — это просто первый шаг для начала работы.

Ошибки при написании брифа

В этом разделе мы подготовили список популярных ошибок, которые совершают начинающие специалисты.

Нет логики в вопросах

Старайтесь выстроить логическую структуру в брифе так, чтобы клиент плавно переходил от одного вопроса к следующему. Также не нужно задавать много уточняющих вопросов — это перегружает анкету, а слишком большой опросник легко может отпугнуть заказчика.

Неполный бриф

Здесь обратная ситуация — есть риск не получить ответ на важный вопрос, например, о бюджетах или сроках проекта. После того, как составите бриф, проверьте его. Также можно самостоятельно зайти на сайт клиента и посмотреть там информацию — возможно, у вас появятся дополнительные вопросы по продукту или наличию каких-либо разделов о деятельности компании.

Сложные вопросы

Мы уже упоминали про сложные вопросы — их необходимо разбить на простые и короткие предложения. Также не следует добавлять ко всем из них примеры ответов — пусть клиент сам продумает, как оформить мысль. Свободное заполнение позволит заказчику иначе взглянуть на проект и компанию в целом.

Нет обратной связи после заполнения брифа

После того, как вы получили бриф — оцените свою работу, распишите задачи и составьте план их выполнения. Если какие-то вопросы остались без ответа — встретьтесь с клиентом и обсудите их. Также предупредите заказчика о сроках проведения оценки задач и времени, в течение которого вы сможете дать ответ.

Бывает, конечно, и обратная ситуация, когда после получения брифа пропадает уже клиент. Постарайтесь замотивировать заказчика на заполнение анкеты: расскажите о выгодах, которые это принесет ему, и о том, чем это поможет вам.

Если вы предлагаете консультации или услуги по обучению, рекомендуем отправлять бриф только после оплаты. Иначе вы потеряете время, а потребитель так и не придет к вам.

Примеры брифов

Бриф на создание рекламной кампании, представленный в формате DOCX. В анкете специалисты запрашивают контактные данные клиента, уточняют род деятельности, информацию по целевой аудитории, конкурентах и доступ к документации по фирменному стилю. Также здесь есть подробный блок о целях и задачах бизнеса, бюджете и инструментах для ведения рекламной кампании.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример брифа на создание рекламной кампании. Источник

Бриф на разработку лендинга, представленный на сайте компании Under Design. В этой анкете есть вопросы про наполнение страницы, историю компании, блоки с отзывами и УТП. Также тут хорошо оформлен раздел про целевую аудиторию и этапы разработки сайта.

Для сложных вопросов добавлены варианты заполнения, чтобы клиенту было понятно, о чем нужно написать. Если заказчик заполнит все поля грамотно — дизайнер сможет предоставить несколько макетов на рассмотрение, согласовать их и подготовить ТЗ.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример брифа на разработку лендинга. Источник

Бриф на разработку мобильного приложения, созданный в Google Forms. В этой анкете все сделано для удобства пользователя: ответы на многие вопросы заранее прописаны, нужно лишь выбрать подходящий вариант.

Документ имеет логичную структуру: контактная информация, тип мобильного приложения, его функционал, сроки и бюджеты, поддержка и помощь разработчиков, а также подготовка визуального стиля.

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример брифа на разработку мобильного приложения. Источник

Бриф на разработку интернет-магазина, представленный в формате DOC. Страницы документа отмечены логотипом компании, также здесь указан сайт и email для связи с компанией.

В брифе подробно расписаны вопросы про дизайн, функционал интернет-магазина, его разделы и дальнейшее развитие, а в конце — информация про бюджет и сроки выполнения. В этом же документе есть отдельные страницы, посвященные тому, как нужно писать ТЗ по полученному материалу из анкеты — это некое обоснование вопроса «Зачем нужно заполнять бриф».

брифовать что это значит. Смотреть фото брифовать что это значит. Смотреть картинку брифовать что это значит. Картинка про брифовать что это значит. Фото брифовать что это значитПример брифа на разработку интернет-магазина. Источник

Заключение

В этой статье мы рассмотрели бриф: что это, какие функции выполняет, какой скилл дает и какая у него структура.

Общие рекомендации для написания брифа:

Создавайте полезные брифы — как для себя, так и для клиента. А чтобы поддерживать с ними связь и рассказывать про профессиональные навыки — регистрируйтесь на нашем сервисе SendPulse и подключайте email рассылки, web push, Viber и SMS оповещения, а также чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram для общения со своими клиентами!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *