братцы живодеры за что же вы меня за что
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АГАТА КРИСТИ — «Собачье Сердце» (муз. — Г. Самойлов, сл. — М. Булгаков)
Поёт: Г. Самойлов
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
См. фрагмент из повести М. Булгакова «Собачье сердце», откуда и были взяты слова для этой песни:
«Еще шире распахнулась дверь и ворвалась еще одна личность мужского пола в халате. Давя битые стекла, она кинулась не ко псу, а к шкафу, раскрыла его и всю комнату наполнила сладким и тошным запахом. Затем личность навалилась на пса сверху животом, причем пес с увлечением тяпнул ее повыше шнурков на ботинке. Личность охнула, но не потерялась. Тошнотворная жидкость перехватила дыхание пса и в голове у него завертелось, потом ноги отвалились и он поехал куда-то криво вбок. Спасибо, кончено, — мечтательно подумал он, валясь прямо на острые стекла: — прощай, Москва! Не видать мне больше Чичкина и пролетариев и краковской колбасы. Иду в рай за собачье долготерпение. Братцы, живодеры, за что же вы меня?»
Для тех, кому непонятно слово «Чичкина» приведу еще один отрывок из повести, где Шарик изучает вывески на магазинах:
«Изразцовые квадратики, облицовывавшие угловые места в Москве, всегда и неизбежно означали «сыр». Черный кран от самовара, возглавлявший слово, обозначал бывшего хозяина «Чичкина», горы голландского красного, зверей приказчиков, ненавидевших собак, опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштейн».
Кадры из к/ф «Собачье Сердце».
***
Из интервью с Г. Самойловым, Звуки.RU, 2010:
Глеб: …У меня была привычка — дома, рядом с пианино, на котором я сочиняю музыку, должна была лежать какая-нибудь книга, чтобы можно было отвлечься и почитать. И у меня так лежало самиздатовское «Собачье Сердце», которое тогда еще свободного хождения не имело — и вот я зацепился взглядом за строчку и что-то из этого родилось.
***
Первоначально мелодия песни была лишь маршеобразным проигрышем в конце композиции «Крысы в белых перчатках».
Переезд в большой город (из Асбеста — в Екатеринбург — С.К.) благотворно сказался на творческой активности Глеба. Одним из первых его сочинений на новом месте стала песня «Собачье сердце» на слова из одноимённой повести Михаила Булгакова, только-только официально опубликованной в СССР:
«Энергия у меня била тогда через край, и я одновременно мог читать и чего-то сочинять. Книжку ставил на пюпитр. Поиграю на пианино, почитаю, снова поиграю, снова почитаю. И тут у меня – раз – упали глаза на эту строчку в «Собачьем сердце», а рука-то на клавишах… И буквально тут же фраза «Братцы-живодеры, за что же вы меня» сама собой сыгралась… Я показал песню Вадику, Саше и Пете перед серьёзным концертом на фестивале «Весна УПИ». Прямо в гримёрке сел за пианино и сыграл. Они сказали: «Давай прямо сегодня её и споём!» Через полчаса на сцене Вадик сыграл её на клавишах, а я – спел».
Премьера «Собачьего сердца» состоялась 7 мая 1988 года.
_______________________________________________________________________
Am Dm
Спасибо, кончено, прощай, Москва.
G C E
Не видеть больше мне ни Чичкина
Am F Dm
Ни пролетариев, ни краковской колбасы
G E
Иду в рай за собачее долготерпение
Am Dm
Братцы-живодёры, за что же вы меня?
G C E
За что же вы меня? За что?
_______________________________________________________________________
Как «Агата Кристи» на стихи Стругацких песню написала.
Очень интересная история про российский рок и Стругацких.
Группа «Агата Кристи», когда она только начинала свою творческую деятельность, и в те годы Братья Самойловы творили вместе, как Братья Стругацкие, в альбоме «Коварство и любовь» записали песню «Аллергия» со следующими словами:
В кругу облаков высоко
Парит быстро над землёй.
Он летит ночной порой,
Лунным светом освещённый,
И, ничем не удручённый,
Всё он видит под собой.
Гордый, хищный, разъярённый
Глаза светятся как день.
Последователи Стругацких сразу же узнают в этих словах фрагмент из «Понедельника. «
За окном никого не было, не было даже дуба. Я протёр глаза и снова посмотрел. Я отчётливо видел прямо перед собой замшелый колодезный сруб с воротом, ворота и свою машину у ворот. Всё-таки сплю, успокоенно подумал я. Взгляд мой упал на подоконник, на растрёпанную книгу. В прошлом сне это был третий том «Хождений по мукам», теперь на обложке я прочитал: «П. И. Карпов. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». Постукивая зубами от озноба, я перелистал книжку и просмотрел цветные вклейки. Потом я прочитал «Стих №2»:
Самое интересное было узнать: а действительно ли есть такая книга:
«П. И. Карпов. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники».
Но самое интересное, что книгу переиздали в 2021 году.
Но Братья Самойловы вряд ли читали саму книгу, об этом они говорили и в интервью
Из интервью Вадима и Глеба Самойловых на «Нашем радио» в передаче «Летопись», 07.09.2003.:
Вадим: «Аллергия» была написана, как упражнение. Знаете, как в музыкальной школе, есть этюды для фортепьяно. Вот это такой же этюд совершенно, он именно не сочинен, а написан, потому что есть определенные законы музыкальные: изменение гармонии мелодической и движение пальцев. Это просто сольфеджио галимое. Есть стандарты какие-то, я их соединил в одну штуку, и получилась такая вот смешная вещица, которую мы, исходя из того, что кич — наш флаг, взяли и сделали.
Глеб: Это было инструментальное произведение. Потом на концертах я начал ее орать, потом подумал, что все-таки здесь не хватает стихов, и нашел вот это стихотворение Стругацких. Положили мы его на музыку, получилось очень органично.
Вадим: Еще подложили-то всё в последний момент, когда всё было сочинено и записано, спрограммировано. А там не было прописано ни счета, ничего… И Глебу приходилось начинать петь просто так, «от винта» совершенно и попадать в запись на магнитофоне. Поэтому он начинал в начале кашлять просто и, когда музыка начинала играть, он подхватывал и начинал петь. Поэтому там вот такое странное начало.
Спасибо, кончено, прощай Москва
Не видеть больше мне ни Чичкина
Ни пролетариев, ни краковской колбасы,
Иду в рай за собачее долготерпение
Братцы-живодеры, за что же вы меня?
За что же вы меня? За что?
Братцы-живодеры, за что же вы меня?
За что же вы меня? За что?
Братцы-живодеры, за что же вы меня?
За что же вы меня? За что?
Братцы-живодеры, за что же вы меня?
За что же вы меня? За что?
Вот так российский рок боролся с цензурой и оригинальничал.
Братцы живодеры за что же вы меня за что
Для тех, кому непонятно слово «Чичкина» приведу еще один отрывок из повести, где Шарик изучает вывески на магазинах:
«Изразцовые квадратики, облицовывавшие угловые места в Москве, всегда и неизбежно означали «сыр». Черный кран от самовара, возглавлявший слово, обозначал бывшего хозяина «Чичкина», горы голландского красного, зверей приказчиков, ненавидевших собак, опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштейн».
Кадры из к/ф «Собачье Сердце».
***
Из интервью с Г. Самойловым, Звуки.RU, 2010:
***
Первоначально мелодия песни была лишь маршеобразным проигрышем в конце композиции «Крысы в белых перчатках».
Текст песни «Собачье Сердце»:
«Спасибо кончено прощай Москва
Не видеть больше мне ни Чичкина
Ни пролетариев
Ни краковской колбасы
Иду в рай за собачье долготерпение
Братцы живодеры за что же вы меня
За что же вы меня за что?»
«Братцы-живодеры, за что же вы меня?». Что грозит одесситке за поджог пенсионного фонда…
Ваш браузер не поддерживает HTML5 аудио. Вот взамен ссылка на аудио
В начале 90-х, когда Украина предпринимала первые рахитные шаги в независимости — наследие СССР уже распродавала, но русских еще не жгла — в одесской обладминистрации случился казус. Первые «демократы» в малиновых пиджаках там уже засели, а дух Компартии еще не выветрился. И люди эту ситуацию активно не признавали, как плохое арт-хаусное кино.
И как-то один коммунист, дед старой закалки, пришел да и поразбивал в облгосе окна — ну, где успел и куда дотянулся. И камни с собой принес. За неимением патронов. Когда же под белы рученьки его приняли менты и поинтересовались «Зачем?», хитрый дед ответил: «Да я тут работал, тут чисто было, а теперь голуби все окна загадили — я метил по голубям». И те, еще старые менты (тоже еще «с не выветренным духом») деда отпустили, даже штрафовать не стали. Может, из-за возраста. Если что, то птицы тоже не пострадали.
А вот судьба задержанной на днях в Одессе женщины, которая подожгла Главное управление пенсионного фонда Украины в Одесской области, неизвестна. Известно лишь, что в ее отношении возбуждено уголовное дело. по ч.2 ст.194 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) Уголовного кодекса. А это, ни много ни мало, а лишение свободы на срок от трех до десяти лет.
Сразу обозначу, что никто в процессе этой криминальной драмы не пострадал. А дело, по версии местного управления полиции, было так. Женщина облила двери пенсионного фонда зажигательной смесью (бутылку от которой у нее изъяли) и подпалила. Двери загорелись, однако пожарные потушили их практически моментально. Полицейским же женщина пояснила, что это была акция против грозящей ей в будущем мизерной пенсии. Кстати, сейчас поджигательнице 54 года, так что пока она достигнет пенсионного возраста, пенсию, скорее всего, и вовсе отменят. Ибо как раз реформы по умерщвлению народа внедряются на Украине такими темпами, что и стахановцам не снилось.
К подобным мерам — как поджог пенсионного фонда — прибегают люди, которым, как правило, уже нечего терять. А это, на заметку ЗеКоманде, 90% населения Украины. Что касается минимальных пенсий, как за выслугу лет, так и по возрасту, то они не достигают и двух тысяч гривен. Зато суммы в платежках за газ, свет и отопление в зимние месяцы превышают эту подачку в два-три раза — и это еще не предел.
То есть народ мыкается даже без надежды, что на их веку рост тарифов прекратится. Доживает в коммунальном аду с космическими задолженностями или отключенными коммуникациями. К тому же находится под постоянным прессингом со стороны Верховной Рады, где грозятся то квартиры за коммунальные долги отбирать, то вводить за них же драконовскую пеню — видать, просто еще не могут определиться, как бы эти законы выписать, чтобы умертвить сразу побольше людей…
Вот у поджигательницы крышу и сорвало. И похоже, что подобных актов протеста будет становиться все больше и больше. На очереди горгазы и водоканалы, собесы, отнимающие субсидии, и прочие живодерни. Тем более что санкционированные митинги протеста против тарифного геноцида либо дискредитируются и маргинализируются, когда на них подтягиваются нерукопожатные националисты, либо тут же причисляются к измене родине. Подыхайте молча…
Только не все согласны. И не всем при виде постоянно кривляющегося клоуна во главе страны на фоне массового мора смешно. Лично мне, глядя на такое, вспоминается концовка сериала «Бригада»: взять фотку с кровавой надписью «Жри, тварь» — и в глотку!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Братцы живодеры за что же вы меня за что
«…Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по ребрам
получали? Кушано достаточно. Все испытал, с
судьбой своей мирюсь и, если плачу сейчас, то
только от физической боли и холода, потому
что дух мой еще не угас. Живуч собачий дух.
Но вот тело мое изломанное, битое,
надругались над ним люди достаточно».
(М. Булгаков «Собачье сердце»)
Читая гениальное произведение М. Булгакова «Собачье сердце» (и особенно — просматривая одноименный, не менее талантливый фильм), надо осознавать (как это ни парадоксально), что не только Шариков, но и профессор Преображенский — отрицательный герой.
Без сомнения, Булгаков задумывал Преображенского положительным героем — прототипом, как говорят, послужил дядя Булгакова врач Н. М. Покровский. Но Булгаков, как и любой великий писатель, не врал в своих произведениях и показывал правду жизни. Вместе с тем, он как бы противостоял своей повестью тем аномалиям общественной жизни, которые утвердились в стране после «Великого Перелома» 1917 года. И когда в конце ХХ века на смену аномалиям «р-р-революционной» эпохи пришли аномалии нынешнего «великого поворота» (поворота, так сказать, в другую сторону), образ Преображенского рельефно открыл свои отрицательные стороны. Аномалиями при Булгакове были — пренебрежительное отношение к дореволюционной интеллигенции, увлечение разрушением старого уклада жизни и т. д. Эти аномалии были, в свою очередь, зеркальным отражением аномалий предыдущего периода: скажем, если до революции был пиетет перед дворянским происхождением, то после нее появился пиетет перед пролетарским — хотя и то, и другое, по сути, пошло.
Каждый крупный художник идет немного впереди своего времени. В связи с этим стоит вспомнить несколько затасканное определение «прогрессивный». И если в середине ХIХ века прогрессивным было изображать страдания простых тружеников, то после 1917 года это стало «общим местом», «добычей» массового литератора. Точно так же и Булгаков, отстаивая права старой интеллигенции против посягательств разнуздавшейся толпы, был прогрессивен, даже смел, когда показывал пролетариат в несколько гротескном виде (в то время на это отваживались единицы). Но во время перестройки подобные настроения снова стали шаблоном и пошлостью — той же «добычей» литератора среднего уровня, а прогрессивным было уже другое — бороться против коньюнктурного очернительства советской системы, против наглых замашек новоявленной «элиты» и т. д.
В «Собачьем сердце» положительный герой только один — пес Шарик. Есть несколько более-менее симпатичных второстепенных персонажей — типа обслуги Преображенского либо его высокопоставленного в советской иерархии пациента. Отрицательные черты Шарикова и Швондера всячески подчеркиваются самим автором, поэтому остановимся на отрицательных чертах Преображенского, которые, возможно, не были так заметны в эпоху Булгакова, зато заметны сейчас. Из сказанного ниже будет понятно, почему среди положительных героев не упомянут доктор Борменталь.
С другой стороны, такой хам, как Преображенский, для окружающих не лучше Шарикова. Только авторская любовь Булгакова к первому и нелюбовь ко второму мешают сразу это заметить. Скажем, можно согласиться с негласным мнением автора «Собачьего сердца», что Преображенский совершенно справедливо воюет с домовым комитетом, отстаивая одну из своих семи комнат. Но, уже победив комитетчиков в борьбе за комнату (используя пресловутое телефонное право), Преображенский демонстративно отказывается от ЯВНО ПРИМИРИТЕЛЬНОГО жеста девушки комсомолки: не хочет заплатить копеечные пожертвования. Психологизм этой сценки ясен: после звонка Преображенского молодые люди, чтобы скрыть неловкость (хотя бы друг перед другом), хотят уйти, пусть побежденными, но хотя бы «сохранив свое лицо». Такое желание вполне понятно. Профессор демонстративно им в этом отказывает. Он старается сделать свою победу не только полной (она и так у него полная), но и УНИЗИТЕЛЬНОЙ для соперников, забывая о том, что перед ним всего лишь молодые, и, возможно, вследствие этого ошибающиеся люди. 10
Не будь профессор самодовольным хамом, не было бы у него проблем не только с Шариковым, но и со Швондером. Но будь так — не было бы повести и фильма «Собачье сердце»… Вот я и говорю — повесть и фильм хороши, но Преображенский — герой отрицательный. Отрицательный, при всей любви автора к своему персонажу. И если это было не очень заметно при жизни Булгакова, то теперь негативные черты Преображенского проявились во всей рельефности.
Эта статья вовсе не призывает к пересмотру каких-то позиций. В ней также не утверждается, что фильм «Собачье сердце» в 1988 году надо было снимать по-другому (он во многом адекватен книге, почти дословен). Вовсе нет. Думаю, что Булгаков той постановкой остался бы доволен, если б смог посмотреть. К тому же, никто не мешает тому или иному художнику экранизировать свое видение произведения. Просто хочется лишний раз повторить: подлинно художественные вещи, подлинно художественные персонажи начинают жить своей собственной жизнью, иногда и вопреки воле автора. Этим они отличаются от шаблонных героев бездарных писак.
» Ладно, будете вы иметь калоши завтра, многоуважаемый
Филипп Филиппович, — думал он, — две пары уже пришлось
прикупить и еще одну купите. Чтоб вы псов не запирали».