братина искусница что это
Значение слова «братина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Братина имела вид горшка с конусообразной крышкой, подавалась как правило на подносах (поддонах). Была медной или деревянной в народном быту, золотой или серебряной с чеканными узорами на богатых пирах. Объём, большей частью, величиной с полувёдерную ендову. Братины имели разную величину, но в среднем малые братины вмещают в себя приблизительно 11/2 кружки.
Маленькие братины назывались «братинками» и употреблялись даже прямо для питья из них, тогда как из больших пили, черпая ковшами, черпальцами и др. Иногда братины были золотые или серебряные, украшались драгоценными камнями (а также простыми узорами или травами) и употреблялись для даров, как весьма ценные подарки. Так, поднесенная окольничим Степаном Простеевым королю польскому, по случаю его бракосочетания, в 1637 году, братина была золотая с кровлею, с яхонтами, лалами и изумрудами с жемчугом — в 2000 рублей.
БРА’ТИ’НА, ы, ж. (истор.). Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бра́тина
1. старин. истор. деревянный резной ковш с одной или двумя ручками по бокам, который пускается по кругу при братчине, и все, находящиеся в круге-братстве, причащаются к напитку, налитому в него ◆ Юнец и бывалый варяг бородатый // из братины поровну пьют. Дмитрий Гаврилов, «Варяжская (Северный гимн)»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: запахиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другой вид этих сосудов сродни ковшу. Делались они в форме ладьи с головой коня, реже водоплавающей птицы.
Материалы для изготовления братины использовались самые разнообразные: дерево (чаще липа), глина, металл (золото, серебро) и даже кость.
Рассматривая этот сосуд, можно только подивиться искусству русских мастеров. Простые (деревянные) братины расписывались диковинными узорами. Дорогие сосуды украшали драгоценными камнями, гравировкой, цветной эмалью, растительным орнаментом в виде трав и цветов. Братины могли быть как гладкими, так и с различными выпуклостями, называемыми «яблоками» и «ложками».
Происхождение сосуда связано языческим обрядом братчины (совместный пир членов общины, устраиваемый вскладчину). Такая традиция существовала еще в домонгольские времена. С принятием христианства ритуалы этого обряда изменились, но братина осталась непременным его атрибутом. В церковные праздники после богослужения устраивалась трапеза, на которой братину с пивом пускали вкруговую.
Есть также предположение, что слово «братина» появилось во времена братских застолий, когда на пир собирались преимущественно кровные родственники. А уже после на такое застолье стали приглашаться гости не из семейного круга, тогда и появилась традиция устраивать трапезу вскладчину.
Наливали в этот сосуд в зависимости от обряда общинный квас, сурыню на молоке и травах, сурью на меду, пиво или вино. Важной особенностью братины являлось то, что она могла долго сохранять температуру напитка. Из больших сосудов зачерпывали содержимое ковшами, из маленьких пили так и называли их братинками. Угощали из них чаще женщин. Самую маленькую братинку ( 15 грамм) можно увидеть в Оружейной палате.
Своеобразная форма братины-ковша наподобие водоплавающей птицы уходит корнями в древний культ утки-Макоши, получивший развитие еще в мезолите. Макоша в язычестве была очень почитаемой богиней и изображалась в виде утки или женщины. Культ ушел в прошлое, а традиция в искусстве осталась. Так, братина с малыми ковшами по бокам подразумевает птицу, сидящую на яйцах.
Обряды, связанные с братиной, несли глубокий духовный смысл. В те времена люди из разных сел и городов собирались на совместные пиры, игрища, считая себя братьями из большой общей русской семьи. Мудрость была в этих традициях, которые помогали людям жить в единстве. После проведения игрищ, например, закрепился обычай пускать братину по кругу, показывая, что и победители и побежденные – все равны. И в дальнейшем на пирах князей вне зависимости от чина все пили из одной чаши. Суть этого обряда в силе единства. Никого не заставляли пить до дна (исключение заздравная за царя), можно было просто пригубить, но круг не должен был размыкаться.
Устойчивость и прочность братины была своеобразным символом крепости дружеских отношений. Обряд круговой чаши убеждал в добрых намерениях и считался знаком доверия. На таком пиру забывались обиды, ведь вместе с братиной, как утверждали наши предки, передается другому часть Сердца. ©
Славянская Братина 500мл
Славянская Братина 500мл
Славянская кедровая братина. Именно о таком изделии пел в одноимённой песне Николая Емелин. Братина искусница из кедра. Это примиряющая братина. Она выполнена по всем канонам и, естественно, имеет форму славянской ладьи. Изделие предназначена для общин и крупных семей. Братина завощена на два раза так как она перед вощением затонирована. Очень красивое изделие ручной работы от мастера артели «РадогастЪ». Братина классическая без всяких прикрас. Надеемся что она придётся по душе братьям славянам!
Обработка | Резьба по дереву, шлифовка, морение |
Объём | 500мл |
Выполнил | Мастер Станислав |
Материал | Сибирский кедр |
Цвет | Светло-коричневый |
Не устраивает цена? Предлагайте свою, и торгуйтесь.
Но будьте готовы доказать, почему Вы считаете свою
цену достаточной!
Например, укажите стоящую причину, по которой мы
должны снизить цену специально для Вас!
Когда мы примем Вашу заявку, то свяжемся с Вами*,
чтобы поторговаться.
И если в итоге мы сойдёмся в цене, то:
— мы сами оформим заказ на Ваше имя;
— когда изделие будет готово, мы незамедлительно его отправим;
— Вам останется лишь ждать посылку!
Внимание! На заказы, оформленные через кнопку
«Поторговаться», распространяются те же условия
доставки и оплаты и те же почтовые расценки,
что и на товары, заказываемые через корзину.
Как я пытаюсь оживлять древность или традиция братания 🙂
В нашей культуре существует множество устаревших и практически забытых традиций, славных своей историей и колоритом, чем-то исконно русским, таким, что забывать никак нельзя. Это традиции народных праздников, таких как Великдень, Масленица, Купала, это песенные традиции, это традиции быта. Именно по частям каждая из этих традиций и составляет в человеке то, что формировало его дух и мировоззрение. В сказках это называли «русским духом».
Сейчас я бы хотела немного познакомить вас с такой почти позабытой вещью народного быта, как братина.
Начнем с базы 🙂 Братина предназначалась для напитка 🙂
На самом деле, емкостей для напитков в традиции было очень много: ведра, кувшины, ковшы составляют только малую и самую известную часть этого огромного слоя народного быта. Но предназначение у каждого предмета было разным; вы же не пьете вино из графина. верно?
Так и братина имела свое предназначение: предназаначалась она для братского пира, который собирал в своем кругу равных друг другу людей, бывшими друг другу настолько близкими, что безоговорочно доверяли друг другу. В братину наливался напиток, как правило хмельной, и подавался ко столу, либо передавался из рук в руки к каждому человеку из круга, который зачерпывал собственной ложкой. Если братина была небольшой, допускалось пить из нее непосредственно.
Традиция братины имела не только прикладное значение, но и обрядовое: «братание», через совместное питье и вкушение. В некоторых традициях вино братины воспринималась как кровь, а «братья», испившие из одной братины считались «единокровными».
Практика дружинных пиров прямо вытекает из языческого культа. Современный глагол «жрать» произошлел от понятия «приносить жертву», а под жертвой в языческом мире, конечно же понимались еда и питье, которое, к слову, в виде жертвы приносилось в процессе трапезы. Человек немного отпивал из братины или откусывал от еды, а остаток бросал (немного отливал) в обрядовый костер, краду, в жертву Богам.
Обряд братины сопроваждал собой самые важные события, праздники, советы. Если круг пил из личной братины кого-либо, значит пил за здоровье этого человека и добро для него.
ПС. Использовала для изображений некоторые работы наших Мастеров.
Братины
С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом «заздравной чаши». В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название «чин чаши».
Оружейная палата обладает Великолепное собрание самых различных по материалу, технике исполнения и размерам братин XVII века, изготовленных в мастерских Московского Кремля, находится в Оружейной палате.
Одной из красивейших считается братина, поднесенная в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с просьбой помиловать ее мужа, обвиненного в измене. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: «Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится».
Художественный интерес представляет братина посольского дьяка Ивана Тарасовича Грамотина, человека очень известного в XVII веке. Он успешно служил Лжедмитрию, польскому королю, потом Михаилу Федоровичу. Возглавлял Посольский приказ.
Из женских братин особенно выделяется необычайно изящная маленькая золотая братинка, принадлежавшая второй жене царя Михаила Федоровича, царице Евдокии Лукьяновне. По венцу братинки выведена черной вязью надпись о ее принадлежности.
Изяществом эмалевого узора отличается костяная братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановым.
Маленькие братины назывались «братинками» и употреблялись прямо для питья из них, тогда как из больших пили, черпая ковшами, черпальцами и др. Иногда братины были золотые или серебряные, украшались драгоценными камнями (а также простыми узорами или травами) и употреблялись для даров, как весьма ценные подарки
Объём братины, большей частью, величиной с полувёдерную ендову. Братинки имели разную величину, но в среднем малые братины вмещают в себя приблизительно 1 1/2 кружки.
Чаша государева заздравная – речь, провозглашавшаяся при поднятии чаши, братины за здравие государя: князя или царя. Обряд заздравной чаши восходит, вероятно, к языческим временам.
Заздравную чашу надо было непременно допивать до конца, ибо, по поверью, кто не допивает, тот зла желает. В знак того, что в братине не осталось ни капли, пьющие опрокидывали ее себе на голову. (Снегирев И. Заздравные чаши. С. 202).
Обычай испивать заздравные чаши государевы был повсеместным на Руси.
В «Чиновнике Московского Успенского собора XVII в.» указывается: «. царьская чаша говорится на всех пирех и именинах после праздничной (т. е. после чаши в честь отмечаемого церковного праздника.) или пред господиновою». Непременной была чаша государева заздравная в дни царских именин, по случаю которых воеводы, митрополиты, монастырские власти устраивали «столы».
При царском дворе придавали большое значение этому ритуалу как выражению преданности и благоговения к самодержцу. Нарушение его считалось великим преступлением, почти наравне с оскорблением царского величия.