бородино стихотворение о чем оно
Стихотворение Лермонтова «Бородино»: текст, анализ, краткое содержание
М.Ю. Лермонтов, «Бородино». Полный текст стихотворения и краткое изложение. История Бородинского сражения. Анализ произведения.
«Бородино» — стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвящённое Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года. В тот день русские войска под командованием Кутузова дали бой «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве. Это сражение — одна из самых известных героических страниц в русской военной истории.
Стихотворение написано особым размером, «бородинской строфой», в которой чередуются четырёхстопный и трёхстопный ямб. Впервые опубликовано в 1837 году.
Полный текст стихотворения
БОРОДИНО
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Сергей Герасимов. Русские войска у Шевардина
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Николай Самокиш. Атака Шевардинского редута
Вам не видать таких сражений.
Носились знамена́, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Краткое содержание для читательского дневника
Ветеран войны 1812 года по просьбе молодого солдата вспоминает своё участие в Бородинском сражении. После вторжения Наполеона русская армия долго отступала, бывалые солдаты ворчали и жаждали битвы. Наконец для сражения было выбрано Бородинское поле под Москвой.
Утром перед боем полковник обратился к солдатам с призывом: «Ребята! не Москва ль за нами? / Умрёмте ж под Москвой». Бойцы дали клятву сражаться до конца.
Битва выдалась жаркой и кровавой. Рассказчик вместе с товарищами защищал земляной редут, весь день одну за другой отбивая атаки французов. Лишь к вечеру сражение стихло, стали считать убитых и раненых. Вспоминая павших товарищей, рассказчик сокрушается, что сегодня таких богатырей уже не найти, и не перестаёт жалеть, что «по божьей воле» пришлось оставить французам Москву.
Василий Верещагин. Конец Бородинского боя
Кратчайшая история Бородинского сражения
В июне 1812 года французский император Наполеон Бонапарт со своей армией вторгся в Россию, намереваясь быстро разгромить русскую армию в генеральном сражении недалеко от границы. Однако русское командование во главе с М.Б. Барклаем-де-Толли не дало ему этой возможности: войска стали отступать к Москве с арьергардными боями, изматывая неприятеля.
Многие, как верно замечено в стихотворении Лермонтова, считали это стратегическое отступление «трусливым» и критиковали Барклая. В августе царь Александр I назначил главнокомандующим М.И. Кутузова. Тот не был активным сторонником генерального сражения, но вынужден был его дать, чтобы не оставлять Москву без боя.
Битва состоялась 26 августа (7 сентября по новому стилю) на Бородинском поле, в 125 километрах от Москвы. Бой продолжался 12 часов. Потери были огромными: по 30–40 тысяч убитых с каждой стороны. Французы дорогой ценой смогли захватить позиции русских на левом фланге и в центре. Однако к вечеру, когда сражение прекратилось, наполеоновская армия отошла на прежние позиции. Ни одна из сторон не смогла одержать убедительной победы и разгромить противника.
Расположение русских и французских войск перед Бородинской битвой. Wikimedia
На следующий день Кутузов не стал продолжать сражение, а дал приказ отступать. В дальнейшем русская армия без боя оставила Москву и продолжила стратегический отход. Война закончилась победой русской армии: войско Наполеона было постепенно частично уничтожено и вынуждено бежать, хотя и не проиграло ни одного крупного сражения.
Русские и французские историки по сей день спорят о том, кто одержал победу при Бородине. Французы утверждают, что выиграл Наполеон, ведь он заставил русскую армию отступить и в дальнейшем без боя взял Москву. Россияне настаивают, что Кутузов не проиграл, а исполнил свой план: дал сражение, уничтожил заметную часть неприятельского войска и при этом сохранил боеспособную армию.
Василий Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах
Редут, уланы, драгуны – значение непонятных слов
Басурман — иностранец, иноверец, враг.
Бивак — походный военный лагерь.
Драгуны — кавалеристы, умеющие воевать в пешем строю.
Кивер — высокий солдатский головной убор.
Лафет — станок с колёсами, на котором перевозят пушку.
Редут — это обнесённое рвом круговое укрепление из земли или камня. «Редутом Раевского» иногда называли центральную батарею русской армии при Бородине, где, по-видимому, и сражался главный герой стихотворения.
Уланы — бойцы лёгкой кавалерии.
Подробнее о непонятных словах из стихотворения «Бородино» читайте в нашей специальной статье: Что такое редут? Кто такие уланы и драгуны?
Иван Евстигнеев. 2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут
Краткий анализ стихотворения. Что писать в сочинении?
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, и об Отечественной войне много знал по рассказам очевидцев. В частности, в «Бородине» нашли отражение воспоминания родного брата его бабушки — офицера-артиллериста Афанасия Алексеевича Столыпина. Афанасий Алексеевич в возрасте 24 лет отличился в Бородинском сражении.
Героем стихотворения тоже стал артиллерист. Однако рассказчик в «Бородине» не дворянин, а простой солдат. Собеседник обращается к нему «дядя» — так молодые солдаты называли ветеранов службы. Это не какой-то конкретный человек, а безымянный символ русской доблести, патриотического подвига 1812 года.
Солдат-рассказчик говорит то «простонародным» языком («Постой-ка, брат мусью!»), то языком поэта — самого Лермонтова («звучал булат»). Он описывает происходящее при Бородине от первого лица, из самой гущи событий, что придаёт стихотворению уникальное звучание. «До Лермонтова таких описаний не было», — отмечал советский лермонтовед Ираклий Андроников. В дальнейшем этот же метод стали использовать другие авторы, в том числе Лев Толстой в «Войне и мире»
По мнению Виссариона Белинского, главная мысль стихотворения — «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Эту мысль старый солдат озвучивает уже во второй строфе, ею же завершается стихотворение:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Владимир Шевченко. Иллюстрация к стихотворению «Бородино»
Краткое содержание баллады «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Стихотворение «Бородино», написанное Лермонтовым в 1837 году, воспевает мужество и отвагу простого русского народа, которому пришлось сражаться с наполеоновской армией. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Бородино» с цитатами. Решающей в этом противостоянии стала битва под Бородино, которая красными буквами была вписана в историю России.
Основные персонажи стихотворения
Главные герои стихотворения (баллады):
Лермонтов «Бородино» в сокращении
Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника:
Юноша принялся расспрашивать своего дядю о событиях 1812 года. Старый солдат, прошедший от начала до конца всю войну с Наполеоном, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино.
Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил свое поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.
Бойцы не могли скрыть свое недовольство, когда узнали приказ главнокомандующего об отступлении российских войск. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что планы изменились, и было выбрано место для сражения.
Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.
Пересказ «Бородино» с цитатами
М. Ю. Лермонтов «Бородино» краткое содержание для читательского дневника с цитатами из произведения:
Дядя рассказывает о Бородинской битве, в которой он принимал участие, и сетует на нынешнее поколение.
Стихотворение начинается со строфы от лица рассказчика, затем следуют воспоминания его дяди.
Племянник спрашивает у своего дяди о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие. Родственник восхваляет своё поколение, и возмущается нынешним:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Дядя рассказывает про битву. По приказу командиров русские войска отступают, этим недовольны старые вояки. Затем находят место для финальной битвы:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Перестрелка идёт два дня, но не приносит никаких результатов. Вот уже третий день русские войска бездействуют. Радости французов нет предела:
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Утром полковник произносит речь, вселяя в солдат уверенность в своей победе. Начинается Бородинская битва.
Вам не видать таких сражений.
Носились знамёна, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Французы узнают на собственной шкуре, что значит «русский бой удалый». Русские воины готовы стоять до конца, но французы отступают.
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
О чем баллада Лермонтова «Бородино»?
Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.
Произведение учит быть смелым и отважным, любить свою Родину и быть готовым защитить ее в случае вражеского наступления.
Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом, и не дали ему возможность завоевать родную землю.
Понравилось то, с каким воодушевлением и гордостью старый солдат рассказывал о знаменательном в истории России сражении. Прошло уже много лет, но он все еще полон задора и готовности дать отпор неприятелю.
«Бородино» читательский дневник
Всего получено оценок: 188.
Всего получено оценок: 188.
Стихотворение «Бородино» воспевает мужество и отвагу простого русского народа, которому пришлось сражаться с наполеоновской армией. Решающей в этом противостоянии стала битва под Бородином, которая красными буквами была вписана в историю России.
Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника
Название: «Бородино»
Число страниц: 64. М. Лермонтов. «Бородино». Издательство «Оникс». Москва. 2004 год
Жанр: Стихотворение (баллада)
Год написания: 1837 год
Главные герои
Старый солдат – ветеран бородинского сражения, отважный, решительный и вместе с тем добрый мужчина.
Молодой человек – молодой солдат-новобранец, которому интересно узнать подробности бородинского сражения.
Сюжет
Молодой солдат принялся расспрашивать старого солдата о событиях 1812 года. Старый солдат, который во время войны с Наполеоном был таким же молодым солдатом, как собеседник, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино. Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил своё поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.
Бойцы не могли скрыть своё недовольство тем, что командование не решается дать большое сражение. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что сражение будет, и было выбрано место для сражения.
Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.
План пересказа
Главная мысль
Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.
Чему учит
Произведение учит быть смелым и отважным, любить свою Родину и быть готовым защитить её в случае вражеского наступления.
Отзыв
Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом и не дали ему возможности завоевать родную землю.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось то, с каким воодушевлением и гордостью старый солдат рассказывал о знаменательном в истории России сражении. Прошло уже много лет, но он всё ещё полон задора и готовности дать отпор неприятелю.
Анализ стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.
«Бородино» — отрывок стихотворения
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Краткий анализ «Бородина» Лермонтова
Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.
В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.
Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.
Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.
Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.
Это интересно: Центральным персонажем романа И.А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов – это барин «тридцати двух лет от роду». Раскрытию его жизненной философии, образа существования, его психологии и посвящено произведение.
Поэтический анализ стихотворения “Бородино”
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, кто написал Бородино а так же немало стихотворений. Но самое знаменитое произведение на тему родины у Лермонтова является – «Бородино». Стихотворение «Бородино» было написано в 1937 году.
В стихотворении «Бородино» описывается сражение русской армии против наполеоновских войск. В стихотворении рассказывается об историческом событии. Это война России с Францией в 1812 году. Бородинское сражение – это безжалостная битва. В этой битве погибло немало отважных воинов, которые сражались за Москву, за свою Родину.
Поэт восхищается обычными солдатами, народом, а не полководцами и генералами. По мнению М.Ю. Лермонтова в русском солдате воплотились все положительные качества: мужество, героизм, стойкость, смелость, отвага.
Стихотворение начинается с разговора молодого солдата и участника Бородинского сражения:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Молодой солдат хочет узнать, о тех событиях, которые происходили в те далекие времена.
Дядя подробно рассказывает о Бородинском сражении. Страшные испытания преодолели обычные солдаты в этой битве. Он восхищается своим поколением и ругает нынешнее молодое поколение:
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:»
По его мнению, молодое поколение не способно на подвиги ради своей страны. И тем самым утверждает, что молодое поколение равнодушное.
В стихотворении рассказывается о масштабном сражении. Ярко описывается бой:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
«Бородино» — популярное произведение, которое будет всегда восхищать людей. Ведь в этом гениальном стихотворении рассказывается о героизме русского народа. Обычные люди испытали на своих плечах всю тяжесть войны. Произведение «Бородино» не оставит никого равнодушным. Меня переполняют эмоции о прочитанном. Я горда за тех солдат, которые сражались за свою родину до конца, не жалея себя.
Это интересно: Стихотворение Некрасова Железная дорога – полный и краткий анализ.
Развернутый анализ стихотворения
Вариант 1
В 5–6 классах пишут сочинение-анализ стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова. Юный автор, интересовавшийся знаменитым сражением 1812 г., обращался к свидетельствам старших современников-участников события, а также самостоятельно изучал ход битвы. Первая попытка поэтического осмысления исторического боя датирована 1830—31 гг. Поэма Скотта «Поле Ватерлоо» и торжественная лирика поэта-гусара Давыдова послужили источниками, повлиявшими на художественный стиль лермонтовского произведения.
«Поле Бородина» — своеобразный набросок, эскиз к известному творению «Бородино», которое появилось шестью годами позднее. Перенеся в последнее наиболее удачные фрагменты раннего варианта, поэт поступил подобно художнику, отрабатывающему детали большого полотна на отдельных набросках.
В обоих стихотворениях роль повествователя отведена лирическому персонажу-очевидцу сражения. Образ рассказчика, яркий и самобытный в «Бородино», в ранней версии лишен оригинальных черт. Остается неизвестным и звание, и род войск, к которому относится воин: солдат или офицер, пехотинец или артиллерист. Нерешенные противоречия, существующие на уровне образа, отражены стилистикой поэтического текста.
В первой строфе рассказчик вместе с другими «вострит штыки», изъясняясь как рядовой, выходец из народа. Затем он неожиданно прибегает к книжной лексике, начиная выражаться романтическим слогом: герой предлагает другу послушать дикую «песнь свободы», которую поет «непогода». В этом случае персонаж больше похож на офицера, знакомого с литературными новинками своего времени.
Подобная разница обнаруживается и при сопоставлении неконкретизированного образа «вождя» в раннем варианте и реалистичного облика «отца»-полковника в «Бородино».
Доминантами батальной картины становятся звуки и цвет — визг и грохот, блеск огня. Отдельного упоминания заслуживает группа лексики, обозначающая огромное количество жертв. Однако картину битвы часто заслоняют личные эмоции персонажа: леденящий страх и отчаяние, жажда мщения, ощущение игры со смертью. Романтик, сменивший длинный плащ на армейский мундир, остается главным лицом в сценах сражения.
Завершающие строки содержат торжественное обращение героя к «моим товарищам» — павшим воинам. В речи провозглашаются громкая слава и вечная память, которые останутся в сердцах современников-«сынов полночи» и их потомков. Анафора «скорей… чем» приближает возвышенную речь к формуле патриотической клятвы.
Вариант 2
Стихотворение Лермонтова “Бородино” занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений.
Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.
Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.
Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний.
Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).
Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».
Вариант 3
Гениальное стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.
Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.
У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса.
Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи
В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою…
И в эту же секунду произошло чудесное перевоплощение: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.
В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз…
Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привыкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.
Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Поэт из чисто внешних деталей создал картину психологического перенапряжения солдата перед смертным, неотвратимым боем.
Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.
Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.
Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно. Часто этот стих указывают ученики, когда пишут сочинение на тему “Мой Лермонтов” в средних классах.