борьба борицу это что
Бартитсу: как отбиться от гопников, если ты джентльмен и усат
Бартитсу — это стиль самозащиты и полузабытое боевое искусство, разработанное английским джентльменом специально для других английских джентльменов. На рубеже XIX-XX веков его изобрел британский инженер Эдвард Уильям Бартон-Райт. Пробыв некоторое время в Японии и изучив там джиу-джитсу и дзюдо, он вернулся в Лондон и решил создать что-то свое, более подходящее для реалий его родины.
Бартон-Райт разработал систему, совмещающую джиу-джитсу, английский бокс, французский сават и canne de combat — искусство борьбы на тростях. Название стиля, «бартитсу», возникло благодаря смешению имени основателя и «джиу-джитсу». Со временем явление стало настолько модным, что к единоборству начали проявлять внимание даже царственные особы. Как и любой гуру, Бартон-Райт не ограничился одним лишь преподаванием приемов самозащиты, но и разработал систему оздоровления на основе дыхательной гимнастики, а также использования жара, света, вибрации и даже облучения радиацией.
Кстати, популяризацией бартитсу занимался Артур Конан Дойль: Шерлок Холмс в его произведениях признается, что владеет приемами этого стиля, и они не один раз спасали его в трудных ситуациях. В советском фильме о Шерлоке тоже реализовали эту страсть сыщика к необычной борьбе: в сцене сражения с Мориарти оба пытаются пользоваться бартитсу. Так как получить в то время достоверные сведения не удалось, приемы были выдуманы постановщиками сцены едва ли не с нуля. Так что вышло, мягко говоря, не совсем достоверно.
Несмотря на явные преувеличения в угоду зрелищности, в фильме Гая Ричи о Шерлоке баритсу вышло несколько более достоверным, хотя местами больше напоминает китайский вин-чун.
Сейчас проводятся попытки возродить бартитсу, но выглядят они пока не слишком обнадеживающе. Долгое время стиль никем не практиковался, и сейчас его восстанавливают любители экзотических видов единоборств и викторианской Англии одновременно. Неожиданно оказалось, что таких уникумов не так уж и мало. Они создали международное общество бартитсу, самые активные участники которого сняли документальный фильм, посвященный Бартону-Райту и его наследию. Кроме того, написан неожиданно серьезная и пафосная двухтомная монография Bartitsu Compendium. В последнее время даже произошел своеобразный раскол на ортодоксов, выступающих за чистоту стиля, и новаторов, ратующих за развитие модернизированного нео-бартитсу.
Пока бартитсу так и остается скорее забавным хобби для хипстеров или фанатов стимпанка, чем серьезной борьбой. Но положение постепенно меняется вместе с распространением информации о стиле. К примеру, один из известнейших современных фантастов и авторов исторических романов Нил Стивенсон — давний фанат и популяризатор бартитсу. Возможно, это единоборство когда-нибудь снова станет модным и даже обыденным. Все зависит от энтузиастов.
Боевая анкета-9: Бартитсу
Общие вопросы:
1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении
— Можно даже в одном слове: самооборона. Сейчас звучит банально, но на рубеже XIX – XX веков это было совершенно новой концепцией, основанной не на идее спорта или сословного, аристократического боевого искусства, каковым тогда было фехтование, а на идее уличной безопасности и элементарной защиты от разбойников и агрессивных бродяг. И эта самооборона по замыслу отца-основателя должна была быть доступна всем: и далеким от спорта законопослушным джентльменам, и слабым женщинам.
2. Девиз стиля (школы, направления)
— Мне очень нравится высказывание персонажа Бориса Акунина, японца Масихаро Сибато: «. о смертоносной борьбе барицу мне слышать не доводилось, я даже не могу себе представить, какими иероглифами может писаться такое слово». На девиз мало похоже, однако, на мой взгляд, очень точно отражает суть «японской» борьбы, ее авантюрную природу и своеобразный градус таинственности, окружающий это оригинальное искусство.
3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)
— Основатель бартитсу хорошо известен. Это английский мастер Эдвард Уильям Бартон Райт. Собственно, его имя и зашифровано в названии школы «бартитсу»: первая часть слова (барт) от имени Бартон, а окончание (итсу) — от популярного в те годы джиу-джитсу.
Бартон Райт родился 8 ноября 1860 года в Индии, в семье железнодорожника. Колониальная политика Великобритании вынуждала семью постоянно переезжать с места на место, но будущему мастеру боевых искусств это пошло только на пользу. Детство он провел в экзотических странах, последней из которых была Япония, где, по собственному утверждению, закалялся в непрестанных уличных боях с местным населением.
Так Эдвард Уильям получил свои первые уроки самообороны. Впоследствии его экзотические навыки и стали одной из основ бартитсу.
Кроме того, Бартон Райт добавил в бартитсу элементы швейцарской борьбы на поясах швинген, и оригинальную систему физической подготовки.
4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести.
5. Методика обучения
— Методика обучения в Академии бартитсу базировалась на моделировании уличных ситуаций. При этом, все занятия проводились в уличной одежде, чтобы быть максимально приближенными к потенциальной уличной ситуации. Приемы бартитсу изучались в своеобразных этюдах: мастер идет по улице, разбойник нападает и т. д.
Кроме этого, учащиеся должны были изучать четыре дополнительных дисциплины, на основе которых и базировалось бартитсу: джиу-джитсу, английский бокс, французский бокс сават и фехтование тростью. Каждое направление в Академии бартитсу преподавал отдельный специалист. Так, например, джиу-джитсу возглавлял известный японский мастер Юкио Тани, а фехтование тростью — швейцарский фехтмейстер Пьер Виньи.
6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т. д.)
7. Тактика направления
8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?
— В бартитсу совершенно не практикуются соревнования. Идея соревновательного (изначально равного) спортивного поединка вообще противоречит концепции бартитсу, основанной на внезапном нападении, неравной численности, неравном и разнообразном вооружении.
— Бартитсу развивалось в те годы, когда большую популярность набирали различные гимнастики, такие как шведская, немецкая, чешская. Поэтому исторически мастер бартитсу имел возможность практиковать тренировку тела с помощью соответствующих снарядов. Прежде всего, такими снарядами были лестница и скамейка (шведская гимнастика), а так же гимнастический конь и канат (немецкая гимнастика).
Так же, в систему бартитсу входила собственная система физической подготовки, но информации о ней практически нет. Можно предположить, что она строилась на использовании своего веса, и на упражнениях с партнером.
10. Работа против группы
— Работа против группы нападающих — одна из составляющих бартитсу. Противодействие группе в основном строилось с помощью маневрирования. Боец старался выстроить противников таким образом, чтобы иметь возможность поражать каждого из них по очереди, избегая одновременных атак с разных линий.
11. Работа против оружия/с оружием
— Также одна из ключевых тем бартитсу.
12. Работа на земле (в партере)
— Теоретически, этот раздел должен был быть развит в бартитсу. Однако, таких приемов в работах Бартона Райта нет. Видимо, идея о том, что во время боя и джентльмен может оказаться на земле, еще не сформировалась.
13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)
— Нестандартные условия близки концепции бартитсу. Замкнутое тесное пространство или ограничение видимости (темнота) должны были играть большую роль в подготовке универсального бойца. Но, видимо, такие упражнения остались за кадром, и не вошли в известный нам арсенал бартитсу.
14. Психологическая подготовка
— Я думаю, что за психологическую подготовку бойца бартитсу в начале XX века отчасти отвечала сама идея самообороны, которая была новой, невиданной и необычной. Это сейчас, каждый второй (и даже более) мужчина так или иначе в своей жизни соприкасался с боевыми искусствами. А в те времена это было довольно редкое явление. Тем более, не боевые искусства вообще, а именно самооборона. То есть идея, которая позволяет джентльмену оставаться в полной безопасности в любой ситуации. Это формировало особый образ адепта бартитсу — сильный, бесстрашный, спокойный, внимательный. В январе 1901 года журналиста Мери Ньюджент написала об Академии: «Огромный подземный зал, сверкающие белым кафелем стены, электрический свет и чемпионы, бродящие как тигры».
15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)
— Известно, что кроме, собственно, боевых искусств, Бартон Райт серьезно увлекался целительством. В систему бартитсу были включены терапевтические процедуры, связанные с применением тепла, вибраций, света и различных излучений.
В дальнейшем, после закрытия Академии, Бартон Райт продолжил свою профессиональную деятельность именно как целитель. Причем, свои методы излечения он так же называл бартитсу.
16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)
Возможно, именно поэтому современное бартитсу заметно отошло от первоначальных идей и даже породило новое явление — неабортитсу. Авторы этого направления утверждают, что необартитсу, это такое бартитсу, каким оно могло бы стать сейчас, если бы в 1903 году Академия не закрылась, и существовала бы до наших дней. Идея интересная, но не бесспорная. Во всяком случае, основная форма воплощения необартитсу сегодня — сценический бой. Технически это, возможно, близко к идеям многообразия Бартона Райта, но идеологически — вряд ли.
17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления).
— А вот такой пример в нашей практике имеется. Причем, как ни странно, связан он именно с практикой необартитсу, то есть — со сценическим направлением.
Есть и пример из легенды Бартона Райта. Его проиллюстрировал другой наш инструктор, который не занимался бартитсу. Он подвергся нападению, когда совершал прогулку на велосипеде. Далее — все по сценарию отца-основателя. Отбить атаку смог, но поразить противника помешал велосипед. Злоумышленник ушел безнаказанным.
Доп. вопросы:
18. Почему такая интересная и новаторская Академия закрылась?
— По закрытию Академии. Вот фрагмент из моей статьи о бартитсу:
Академия бартитсу не выдержала конкурентной борьбы с более традиционными и (что немаловажно) более дешевыми клубами. Дополнительные трудности возникли из за нескольких неудачных показательных выступлений, где ставленники Бартона-Райта «подмочили» репутацию Alma Mater. В довершение всех бед, наиболее авторитетные инструктора академии, такие как японские мастера Юкио Тани (Yukio Tani) и Садеказу Уениси (Sadakazu Uyenishi) и швейцарский авторитет Пьер Виньи (Pierre Vigny), внезапно открыли собственные школы, первыми учениками которых стали, как и полагается в подобных неджентльменских случаях, клиенты, пришедшие по рекламной компании Бартона Райта.
Смертельная борьба бартитсу для джентльменов
Наверняка многие слышали про смертельную борьбу бартитсу (баритсу) из советского фильма о Шерлоке Холмсе, и если хотите узнать подробнее добро пожаловать.
Бартитсу — это стиль самозащиты и полузабытое боевое искусство, разработанное английским джентльменом специально для других английских джентльменов. На рубеже XIX-XX веков его изобрел британский инженер Эдвард Уильям Бартон-Райт.
Пробыв некоторое время в Японии и изучив там джиу-джитсу и дзюдо, он вернулся в Лондон и решил создать что-то свое, более подходящее для реалий его родины.
Бартон-Райт разработал систему, совмещающую джиу-джитсу, английский бокс, французский сават и canne de combat — искусство борьбы на тростях. Название стиля, «бартитсу», возникло благодаря смешению имени основателя и «джиу-джитсу».
Популяризацией бартитсу занимался Артур Конан Дойль: Шерлок Холмс в его произведениях признается, что владеет приемами этого стиля, и они не один раз спасали его в трудных ситуациях. В советском фильме о Шерлоке тоже реализовали эту страсть сыщика к необычной борьбе: в сцене сражения с Мориарти оба пытаются пользоваться бартитсу. Так как получить в то время достоверные сведения не удалось, приемы были выдуманы постановщиками сцены едва ли не с нуля. Так что вышло, мягко говоря, не совсем достоверно.
Тонкое замечание
— Шерлок, хочу тебе дать братский совет. Поскольку ты будешь иметь дело не с уголовным миром, а с политиками — не верь никому, ни единому слову.
Майкрофт Холмс, государственный служащий
20й, 21й, 19й, 15й. какая разница. Так было всю нашу историю
Досмотрел очередной раз «Приключения. «, и проняли меня финальные слова, как никогда раньше:
Сколько зарабатывал Шерлок Холмс. На самом деле, много
Размер моего гонорара точно установлен, — холодно сказал Холмс. — Я не меняю его, за исключением тех случаев, когда вообще отказываюсь от оплаты.
Шерлок Холмс брал деньги за свои услуги. Вопрос лишь в том, с кого и сколько.
Для сыщика важнее был интерес, чем деньги, он неоднократно отказывал богачам, если ему было лень брать заказ. Небогатых клиентов Холмс просил возместить расходы на проезд.
Но с некоторых Шерлок брал крупные суммы. Например, он поживился в рассказе «Берилловая диадема». Банкир заплатил ему 1000 фунтов. На наши деньги с учётом инфляции это больше 100 000 долларов. Неплохо!
Покупательная способность 1 фунта в начала 20 века отличается от сегодняшней в 100 раз.
В «Голубом карбункуле» сыщик снова берёт награду — 1000 фунтов, как и в «Скандале в Богемии».
В рассказе «Случай в интернате» сыщику предлагают 6000 фунтов. Так что, похоже, Холмс не бедствовал, предпочитая брать гонорары редко, но метко.
Кстати, интересно, что сам Конан Дойль тоже просил 1000 фунтов, чтобы продолжить рассказы про Холмса. Сыщик автору приелся, вот он и заломил безумный гонорар. Деньги дали, пришлось писать.
Мой телеграм-канал — пост раз в день, новости — раз в неделю.
5 ЗАГАДОК СЭРА АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ
22 мая родился сэр А́ртур Игне́йшус (в устаревшей передаче — Игна́тий) Ко́нан Дойл (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 22 мая 1859, Эдинбург — 7 июля 1930, Кроуборо, Суссекс) — английский писатель (по образованию врач), автор многочисленных приключенческих, исторических, публицистических, фантастических и юмористических произведений, стихов. Создатель классических персонажей детективной, научно-фантастической и историко-приключенческой литературы — гениального сыщика Шерлока Холмса, эксцентричного профессора Челленджера, бравого кавалерийского офицера Жерара.
Артур Конан Дойль оставил после себя множество загадок, которые он любил не меньше, чем его знаменитый персонаж Шерлок Холмс. «Пилтдаунский человек», феи из Коттингли – знаменитые фальсификации XX века связаны с его именем.
1. Скрывая благородство
Пожалуй, одной из самых главных загадок Конана Дойля нашего времени, является то, каким был тот человек, создавший классический образ детектива, давший всему миру поверить в выживших динозавров и существующих фей. Человек, который получив классическое медицинское образование, столь страстно искал доказательства «проклятья фараонов» и не менее яростно защищал спиритизм.
Сама атмосфера дома «дышала рыцарским духом». Его мать была архитектором, талантливой рассказчицей и страстной почитательницей древностей. Как пишет Адриан, Артур Конан Дойль начал разбираться в геральдике «раньше, чем освоил латинское спряжение». Он был знаком со всей своей родословной, включая самые незначительные ответвления рода за шесть предшествующих столетий. И что самое важное, как главное мерило всех земных ценностей, ему был привит кодекс рыцарства, характерный для далекого XV века. Так, он мог закрыть глаза на испорченную собственность или срыв своих экспериментов, но даже своему сыну не спустил бы с рук непочтительного отношения со служанкой.
Тот же рыцарский кодекс он применил на свое отношение к спиритуализму. Как и «истинные» рыцари, когда-то защищавшие католическую веру, он без остатка отдал себя своему мистическому увлечению и его проповеди.
За рыцарским кодексом последовали и титулы. Как истинный аристократ, Конан Дойль относился к ним с пренебрежением, долго отказываясь от звания пэра, во имя спиритуализма, и никогда не именовавший себя «сэром». Лишь после смерти его семья узнала, что он был кавалером Короны Италии. Артур Конан Дойль не любил раскрывать свои загадки.
2. Кем был Шерлок Холмс?
Вопрос, кто стал прототипом для легендарного Шерлока Холмса, и по сей день вызывает немало дискуссий. Принято считать, что им был Джозеф Белл,профессор Эдинбургского университета, где Конан Дойль получал медицинское образование. Этот человек был известен своей способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека. Вроде все сходится. Однако стоит ли игнорировать мнение самого писателя по этому вопросу: «Если Холмс и существует, то, должен признаться, это я сам и есть».
По воспоминаниям его сына, в дедукции писателю не было равных. И он часто применял свои способности на практике: «Путешествуя с отцом по европейским столицам, более всего мне нравилось ходить с ним по знаменитым ресторанам и выслушивать его бесстрастные замечания о характерах, занятиях, увлечениях и других подробностях жизни посетителей, подробностях, совершенно скрытых от моего взора».
Не менее своего персонажа Конан Дойл любил загадки, яркие детективные дела, а главное их раскрытие. Причем, как и Шерлок, в своем стремлении найти истину, он совершенно забывал обо всем на свете, включая собственную внешность: «подчас можно было увидеть на ступенях клуба Атенеум величественную с головы до пят фигуру Конан Дойла, если не считать чересчур маленькой для его массивного черепа шапочки сына, которую он небрежно нахлобучил на макушку». Такая небрежность обычно говорила о том, что он столкнулся с какой-то тайной, легендой или интригой, которая немедленно требует разъяснения. Его сын Адриан описывает занятный случай, когда во время работы над одним «убийством» (дело касалось молодого человека, исчезнувшего при обстоятельствах, не оставивших у полиции сомнений, что даже тело было уничтожено), он встретил отца обутого в черный и коричневый башмак. Он был настолько сосредоточен на своих версиях, что его «серьезный» вид не внушал злоумышленнику ничего хорошего. И правда, вскоре обнаружилось, что пропавший юноша цел и невредим и скрывается в Ливерпуле.
3. «Конан Дойль заговорил»
Доказательства «жизни после смерти» и возможности общения с духами, Конан Дойль искал в науке, в новейших археологических открытиях, так упорно выступая за существования «проклятий фараонов». Спиритизм косвенно приблизил его кончину. Артур Конан Дойль колесил по миру, читая лекции и выступая в защиту религии Аллана Кардека. Это окончательно подорвало без того некрепкое здоровье. Он умер 7 июля 1930 года от сердечного приступа.
Вопрос как человек с медицинским образованием столь яро верил в существование фей и привидений, возможно, так и останется тайной, или однажды одно из поколений его биографов все-таки сможет найти на него ответ. Но важно даже не это. Артур Конан Дойль увлекся мистицизмом будучи уже состоявшимся и широко известным человеком. В результате, его имя и увлечение дали многочисленные возможности для спекуляций. Или мифов. Так, долгое время ходили слухи, что писатель после смерти являлся своей семье в виде привидения. Основывается он якобы на дневниках его вдовы с интригующим названием «Конан Дойль заговорил», которая, впрочем, разделяла увлечения мужа.
4. Феи из Коттингли
Помимо истории спиритизма, Конан Дойль увлекался и «паранормальной фотографией», собирая произведения этого жанра, начиная с середины XIX веке, и на свой манер проверяя их подлинность. Среди всех экземпляров, с которыми ему удалось столкнуться, были и знаменитые фотографии фей из Коттингли, которых якобы смогли сфотографировать две девочки-подростки: Элси Райт и Фрэнсис Гриффит.
Эта история началась весной 1917 года, когда две двоюродные сестры объяснили своим матерям причины своего долгого отсутствия тем, что они играют с феями у местного ручья. После того, как взрослые им не поверили, девочки в качестве доказательства попросили у отца фотоаппарат и сделали пару снимков, на которых были изображены хороводы фей и представители «маленького народца» поодиночке. В Англии начала XX века фольклорная традиция была еще сильна, поэтому, фотографии, попавшие на страницы журнала «Strand Magazine» получили большой резонанс. Одним из их самых ярых поклонников был и Конан Дойль, который, впечатленный связью девочек с «потусторонним», написал книгу «Явление фей». В ней он был весьма категоричен, утверждая: «Есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделён от нас неким различием в вибрациях.» И это несмотря на то, что на его запрос о подлинности фотографий известный физик Оливер Лодж сказал категоричное нет.
Разоблачение мистификации произошло лишь в 80-х годах XX века, когда Элси и Фрэнсис признались, что феи на фотографиях были нарисованы и закреплены шпильками от шляп. Правда, их показания постоянно менялись: то они утверждали, что фотографии фальшивые, а феи настоящие; то, что феи были лишь способом оправдаться перед родителями за свои опоздания, а потом девочки просто побоялись родительского гнева за обман, и разочарования их «любимого писателя Артура Конан Дойля». В своем интервью Френсис заявила: «Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как можно было нам верить всерьёз — это делали те, кому хотелось всерьёз верить».
И все же, напоследок, фотографы-любители оставили своим поклонника надежду на сказку. Так, спустя несколько лет после разоблачительного интервью и после смерти Фрэнсис, Элси Хилл решительно заявила: «Феи из Коттингли были на самом деле».
5. «Пилтдаунский человек»
Открытие принадлежало археологу любителю Чарльзу Доусону, который 15 февраля 1912 года сообщил в Британский музей, что в гравийном карьере в Пилтдаутене обнаружил череп массивного человекоподобного существа. Его открытие провел ученый Смит Вудворд, подтвердивший, что останки принадлежат неизвестному ранее человекоподобному существу. Новый вид получил название «Eoanthropus dawsoni» («Человек рассвета Доусона»). Вместе с Доусоным они продолжили раскопки, и нашли другие свидетельства «прачеловека»: ещё больше фрагментов черепа, челюсть с двумя зубами, разнообразные окаменелости животных и примитивные каменные орудия труда.
По предварительному результату, было установлено, что этот человек жил на британской земле около миллиона лет назад. Это был древнейший представитель «homo» в Англии. Находка была настолько сенсационной, что решили пренебречь необходимыми в данном случае тестами. Как писал потом Майлз Рассел в своей книге «Пилтдаунский человек: Секретная жизнь Чарльза Доусона и крупнейшая мировая археологическая мистификация»: «Никто не сделал никаких научных тестов. Если бы их сделали, то сразу бы заметили химическое состаривание зубов и то, что они подточены. Было очевидно, что это ненастоящий артефакт».
Правда открылась уже после смерти Доусона в 1916 году. Мало того, что на паре находок доказательства существования пилтдуанского человека закончились, так и еще при ближайшем рассмотрении оказалось, что найденные «обезьяноподобные зубы» нижней челюсти не соответствуют верхней, которая подозрительно напоминала строение черепа современного человека. Вскоре выяснили, что пресловутый пилтдаунский человек оказался конструкцией из останков обезьяны и человека.
До сих пор неизвестно, кто создал знаменитую мистификацию, поставившую на уши весь научный мир. По одной из версий, ее автором был Артур Конан Дойль, который, как и Доусон, был страстным любителем древностей, но с последним состоял в натянутых отношениях. Более того, он долгое время жил недалеко от Пилтдауна. Исследователи также нашли много точек соприкосновения с его романом «Затерянный мир «и пилтдаунским делом.
Из романа «Затерянный мир»:
— Первую он извлёк из рагу, вторую смастерил собственными руками. Нужны только известная смекалка да знание дела, а тогда всё что угодно сфальсифицируешь — и кость и фотографический снимок».
Одним из вероятных мотивов считают его увлечение спиритизмом и стремление показать несовершенство науки. Но защитники писателя утверждают, что в таком случае, он бы не стал скрывать свой триумф.
Реальный Шерлок Холмс
Недавние опросы показали: каждый 5-й британец считает, что Шерлок Холмс был реальным человеком. Книги про похождения детектива и его помощника доктора Ватсона остаются суперпопулярными даже спустя 130 лет после выхода. У каждого есть свой любимый Шерлок: кто-то утверждает, что ни одна экранизация по силе художественного мастерства не может соперничать с литературным оригиналом Артура Конан Дойля, кто-то остается фанатом блестящей игры Василия Ливанова в советской киноверсии, кто-то восхищается современной британской интерпретацией известного сюжета.
Говорят, то, что может придумать жизнь, не в состоянии вообразить ни одна даже самая пылкая фантазия. Однако иная выдумка оказывается долговечнее правды. Таков Шерлок Холмс — сыщик, созданный в конце прошлого века воображением писателя Конан Дойля.
Во второй половине XIX века родился и достиг огромной популярности жанр детектива. Начало ему положил классический рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг» (1841), далее детективные сюжеты широко использовали Чарльз Диккенс, Эмиль Габорио, Уилки Коллинз и многие другие писатели. В многочисленных романах умелые и проницательные сыщики разоблачали хитроумных преступников, при этом образ сыщика был, как правило, довольно схематичен. Конан Дойл любил читать произведения По, но хотел писать не о раскрытых преступлениях, а о приключениях человеческой мысли, которая раскрывает преступления.
Конан Дойл, в отличие от предшественников, решил создать яркий образ сыщика, благородного и справедливого, который вызывал бы не только уважение, но и симпатию читателей.
Но исследователи сходятся во мнении, что такой яркий персонаж не мог появиться без реального прототипа.
Конан Дойл неоднократно говорил, что Холмс был вдохновлен личностью доктора Джозефа Белла, с которым Конан Дойл познакомился в 1877 году. Джозеф Белл был профессором Эдинбургского университета, известным хирургом и изобретателем знаменитого дедуктивного метода. Артур Дойл учился на медицинском факультете этого учебного заведения, и профессор Белл стал для него кумиром, как, впрочем, и для большинства студентов.Профессор часто акцентировал внимание студентов на характерных привычках представителей той или иной профессии, учил их замечать детали. Если перед ними был матрос, его татуировки могли указать на ту местность, из которой он прибыл. Джозеф Белл даже советовал студентам-медикам изучать акценты, употреблявшиеся в английской разговорной речи. По акценту можно определить, уроженцем каких мест является человек, установить его вредные и полезные привычки.Белл был высоким, жилистым человеком, с темными волосами, внимательными глазами, худыми плечами, дергающейся походкой и резким голосом; курил трубку. Химические опыты проводил независимо от того, насколько был загружен в университете и лечебной практике.
Из всех студентов профессор выделил Артура Дойля и даже предложил ему место своего ассистента. В будущем писатель использовал полученные знания и навыки работы с людьми как в медицинской, так и в литературной деятельности.
Первый рассказ о приключениях Холмса был опубликован за день до 50-летия любимого учителя Конан Дойля – 1 декабря 1887 г. Можно это расценивать как своеобразный подарок от благодарного ученика. На Джозефа Белла указывали многие детали, но когда ему об этом задали вопрос, он отшутился: «Ну что вы! Где уж мне подняться до таких вершин. А настоящий прообраз Холмса, это, естественно, сам Артур».
Походил Конан Дойль на своего героя и еще в одном. Подобно «отшельнику с Бейкер–стрит», Конан Дойль — сыщик–любитель, действовал, как правило, бескорыстно, лишь из благородных побуждений. «Великий детектив» руководствовался, как правило, одним — желанием помочь в беде, восстановить справедливость. Он никогда не употреблял свои способности в защиту неправого дела. А со злом он вступал обычно в опасную и часто неравную борьбу даже тогда, когда шанс добиться успеха равнялся нулю. И нередко, благодаря настойчивости и неутомимости, оказывался победителем.
К делам, принесшим Конану Дойлу славу детектива-любителя и защитника невинно осужденных можно отнести дело близорукого индуса Джорджа Эдалджи, несправедливо обвиненного в ритуальных убийствах животных, дело «шотландского Дрейфуса» Оскара Слейтера, несправедливо обвиненного в убийстве богатой старушки (это дело распутывалось более 20 лет) и др.
Писатель охотно направлял свою энергию, ум и талант криминалиста на раскрытие всевозможных иных тайн. Конан Дойль любил поломать голову над какой‑либо загадкой, любил проникать средь бела дня сквозь «таинственную дверь» в странный, скрытый от глаз мир романтики. Как и его герой, он питал пристрастие ко всему необычному, ко всему, что выходило за пределы привычного и банального течения повседневной жизни. Сегодня писатель выступал в защиту ирландского патриота, обвиняемого в государственной измене, завтра, по просьбе Скотланд–Ярда, разгадывал загадку исчезновения среди бела дня Брикстонского экспресса — события, взволновавшего многие умы. Принимал участие в поисках так называемого клада лорда Морреская, оцениваемого в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. Ломал голову над завещанием лорда, составленным весьма туманным образом и требовавшим изощренной дешифровки.
С увлечением Конан Дойль следил за поисками другого сокровища — знаменитого «Павлиньего трона». Впрочем, не только следил, но и давал советы, высказывал предположения, направлял поиски
По преданию, индийский правитель Шах–Джехан приказал своим придворным мастерам изготовить трон из драгоценных камней и золота. Как говорится в древней летописи, «ему пришла в голову мысль, что огромное количество редких драгоценностей, имевшихся в сокровищнице, лучше всего использовать на сооружение трона, на котором император восседал бы во все возрастающем сиянии».
Лучшие умельцы страны, привлеченные по распоряжению шаха к работе, семь лет трудились над созданием этого трона. На украшение его пошло множество бриллиантов и других драгоценных камней. Трон стоял на двенадцати опорах из изумрудов. Два павлина, усыпанные драгоценностями, как бы венчали спинку трона, а между ними — дерево с листьями из рубинов и жемчуга. В спинку был вделан огромный бриллиант, подаренный персидским владыкой Шах–Аббасом. По словам французского ювелира Тавернье, которому довелось осмотреть этот чудо–трон в середине XVII века, он стоил не менее 6 миллионов фунтов стерлингов.
Долго восседать на роскошном троне Шах–Джехану не пришлось. Власть вместе с троном вскоре перешла к его сыну. А позднее, когда могущественный властелин персов Надир–Шах захватил Кабул — центр провинции империи Моголов, он направил в Индию Мохаммед–Шаху ультиматум. В нем, помимо требования о присоединении к Персии двух провинций, говорилось и о троне: «Я пришел, — заявлял Надир–Шах, — чтобы взять также из Индии в Персию известный трон Моголов».
С возмущением Мохаммед–Шах отверг притязания персов. Судьбу трона решило сражение, происшедшее спустя несколько недель на пенджабской равнине. Персы одержали победу. И первым их условием мира было требование о выдаче им «Павлиньего трона». Так трон Моголов попал к персам. Во время одного из походов Надир–Шах погиб в схватке с курдами. В этом бою ими был захвачен и трон. Что стало с троном потом? Об этом сообщил английский путешественник Фрейзер. Ему удалось узнать от одного старого курда, принимавшего участие в стычке с персами, что курды разбили трон, а части разделили между собой. Впрочем, существует и другая версия. Согласно ей, курды захватили не «Павлиний трон», а его искусную имитацию. Подлинный же трон якобы остался в полной сохранности. Целым и невредимым он попал к англичанам, которые и поспешили его переправить в Лондон.
Однако до места назначения паруснику «Гроусвинер» дойти не было суждено. У скалистых берегов Восточной Африки судно попало в жестокий шторм и затонуло.
И по сей день находятся охотники достать затонувшие сокровища со дна морского. Но пока что все попытки были тщетными. Напрасными оказались и усилия Конан Дойля, проявлявшего большой интерес к этим поискам.
Сам Конан Дойл считал свои рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным творениям писателя, тогда, как Конан Дойл считал себя, прежде всего, автором исторического романа. Своим лучшим произведением он считал рыцарский роман «Белый отряд», однако тот не получил и десятой доли известности Шерлока.В конце концов, сэр Артур решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
Писатель полностью отдался работе над «серьезными» произведениями и даже вернулся к медицинской практике. В качестве полевого хирурга он побывал на Англо-бурской войне, позже участвовал в выборах, получил рыцарское звание и сделал еще кучу важных вещей. Но Шерлок как призрак постоянно преследовал своего родителя.
Упрямый Артур написал «Собаку Баскервилей», которая переносит читателя во времена, когда Шерлок был жив. Повесть получилась суперуспешной и Артур Конан Дойл стал самым высокооплачиваемым писателем в истории мировой литературы.
Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены королевской семьи (по легенде, сама королева Виктория), заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика и продолжить описание его приключений.
В общей сложности Шерлок Холмс появляется в 56 рассказах и 4 повестях Артура Конана Дойла. В большинстве случаев повествование ведётся от имени лучшего друга и спутника Холмса — доктора Ватсона ( его прототипом послужил бессменный секретарь Дойла майор Вуд).