Я знаю что я ничего не знаю дилетант
«Кровавое воскресенье» в Тбилиси
События 9 апреля 1989 года стали точкой отсчёта для истории современной Грузии, которая окончательно рассталась с советским прошлым.
По традиции жители Тбилиси каждое 9 апреля приносят к зданию парламента цветы и свечи. Так уже на протяжении более чем 30 лет они вспоминают жертв событий, которые вошли в историю под разными названиями — «Ночь сапёрных лопаток», «Кровавое воскресенье в Тбилиси» и просто «Трагедия 9 апреля».
«СССР — тюрьма народов»
Весной 1989 года политическая обстановка в Грузии была накалена до предела — Абхазия заявила о своём выходе из состава страны. Первые масштабные выступления прошли в грузинской столице ещё 4 апреля: вышедшие в центр Тбилиси демонстранты требовали, чтобы советские власти не вмешивались в дела Закавказья и дали Грузии самостоятельно разобраться со своими внутриполитическими проблемами. Московские власти практически никак не отреагировали на массовые выступления в абхазском селе Лыхны, что было воспринято грузинами как поддержка сепаратизма.
В действиях союзных властей поначалу прослеживалась последовательность: митингующих в центре Тбилиси изначально тоже никто не разгонял, поэтому жители грузинской столицы заявили о том, что их акция протеста у подножия Дома правительства станет бессрочной. У протеста сразу же появились свои лидеры, о которых до этого практически никто не знал: так, одну из главных ролей в руководстве восстанием играл Звиад Гамсахурдия — сын известного грузинского писателя Константина Гамсахурдия. И если поначалу демонстранты требовали попросту не вмешиваться в их дела, то после этого стали звучать первые антисоветские лозунги, которые уже не касались ситуации с отделением Абхазии.
На протяжении нескольких дней представители центрального комитета грузинской Коммунистической партии, по воспоминаниям некоторых участников тех событий, пытались найти общий язык с протестующими, однако из этого ровным счётом ничего не вышло — собравшиеся, что повергло в шок многих людей, выкрикивали призывы отказаться от коммунистической идеологии и выйти из состава Советского Союза. Тогда в акции у Дома правительства, по приблизительным оценкам, участвовало от 8 до 10 тысяч человек.
Военная операция в Тбилиси
Через несколько дней после начала митинга МВД Грузии предложило пресечь выступления своими силами, однако руководство республики решило, что таких мер будет недостаточно. Уже 7 апреля в Грузию направились войска Советской Армии и специальные подразделения милиции. Кстати, как раз в то время советский лидер Михаил Горбачёв находился в очередной зарубежной поездке, поэтому решение о выделении дополнительных сил принималось без его участия.
Разгонять митинг предстояло бойцам мотострелковой дивизии, полку ВДВ, сотрудникам пермского и воронежского ОМОНа, а также курсантам Горьковской высшей школы МВД. Также к операции привлекли и грузинских военных, всего силовиков насчитывалось около двух с половиной тысяч человек.
Военные получили чёткие указания — к утру 9 апреля расчистить проспект Руставели, взять под охрану государственные объекты и не допускать никаких сборищ людей в Тбилиси. Власти начали действовать решительно: в назначенный день по улицам поехали бронетранспортёры и танки, в воздух поднялись вертолёты, а на главную улицу грузинской столицы вышли колонны военных и сотрудников милиции. Расчёт был прост: в правительстве были уверены, что протестующие, увидев серьёзную военную технику, тут же разбегутся. Однако этого не произошло.
«Кровавое воскресенье»
Вместо того, чтобы бежать, участники акции успели за ночь подготовиться — они возвели на прилегающих к Дому правительства улочках баррикады из грузовиков и троллейбусов.
Силовое подавление митинга началось в 4 часа утра: бронетранспортёры и следовавшие за ними военные стали вытеснять с центральной улицы протестующих, однако разгоняющие при этом не учли, что практически все улицы поблизости были заблаговременно перекрыты.
20 минут хватило на то, чтобы полностью зачистить место от митингующих. На площади перед Домом правительства остались лежать тела — всего в результате событий 9 апреля 1989 года погибло 19 человек, причём 16 из них — женщины. В больницы в первые часы после разгона демонстрации попало около 200 человек, но впоследствии эта цифра, только по официальным данным, увеличилась до двух тысяч: кто-то отравился слезоточивым газом, кто-то получил травмы от ударов сапёрными лопатками, а один пациент рассказал о ранении в голову. Министерство обороны, в свою очередь, отчиталось о более чем 150 травмированных военнослужащих.
Противоречивое расследование
Реакция грузин на произошедшее не заставила себя долго ждать: уже на следующий день, 10 апреля 1989 года, по всей стране начались забастовки и протестные марши. Вскоре советское правительство создало сразу несколько комиссий, которые параллельно пытались разобраться в том, что произошло во время подавления акции напротив Дома правительства.
Комиссии пришли к взаимоисключающим выводам: так, группа, которой руководил депутат Верховного Совета СССР Анатолий Собчак, сообщила, что вина за произошедшее лежит на военных, которые занимались планированием операции. Комиссия Генпрокуратуры СССР обвинила во всём организаторов и участников митинга — якобы они хотели погромов и планировали в дальнейшем осуществить силовой захват власти в республике.
Сейчас в Грузии 9 апреля отмечается День национального единения, гражданского согласия и памяти погибших за Родину. Относительно недавно, в 2019 году, власти Тбилиси решили присвоить улицам грузинской столицы имена женщин, погибших во время этих трагических событий.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.
— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Представим человеческое знание островком в необъятном океане Знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем он прочнее, соответственно и человек, владеющий им, чувствует себя более уверенно в жизни. Как мы можем представить сферу незнания? В этой иллюстрации — это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И по мере увеличения суши увеличивается и длина этой береговой линии. Новые знания рождают новые вопросы. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания.
Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды
Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.
— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.
Слово «не знаю» пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.
Однажды ученик спросил Сократа:
— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
Кстати, как правильно пишется, слово «не знаю»
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием: Я не знаю, что предпринять в этой ситуации. Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».
Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
1 лицо я знаю — мы знаем
2 лицо ты знаешь — вы знаете
3 лицо он знает — они знают.
Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением: Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи. Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя. И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания: Я не знаю, в чем суть этой проблемы. Я не решил задачу. Мы не пойдем на стадион.
Правописание слова «не знаю»
Brain opening concept.Creative brain abstract vector logo design template. Corporate business industrial creative logotype symbol.Vector illustration
Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.
В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:
С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно.
Понаблюдаем:
— не открою тайну;
— не желаем смириться;
— не хочу уезжать;
— не спешу никуда.
Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».
Примеры
— Не знаю, кто побывал здесь с утра.
— Не знаю, как можно выручить вас.
— Я не знаю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.
Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.
1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их: невзлюбить соседа; нездоровиться с утра; негодовать; неистовствовать от восторга; ненавидеть ложь; искренне недоумевать; ему неймется и пр.
Марлен Дитрих: «Я, слава богу, берлинка»
27 декабря исполняется 120 лет со дня рождения легенды и иконы стиля, одной из величайших актрис 20-го века Марлен Дитрих.
Дитрих родилась в Берлине. С городом связана важная часть её жизни — свои мемуары она назвала «Я, слава богу, берлинка» (Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin), здесь же родилась её единственная дочь Мария, и именно Берлину Марлен посвятила многие песни.
Эта любовь была взаимной. Так, в 2002 году Дитрих посмертно присвоили звание почётного гражданина Берлина, а в Музее кино уже двадцать с лишним лет открыта постоянная экспозиция предметов коллекции Марлен Дитрих.
Леберштрассе, 65 (Leberstraße, 65)
Марлен родилась 27 декабря 1901 года в Шёнеберге, престижном городке под Берлином, по адресу Зеданштрассе, 53 (Sedanstrasse 53).
В октябре 1920 года сформировался Большой Берлин. Новые территории и границы повлияли на периферию, и Шёнеберг оказался включён в состав столицы, потеряв свою независимость. В 1951 году Зеданштрассе была переименована в Леберштрассе.
Дом, в котором родилась Марлен, был реставрирован, и только официальная мемориальная доска, установленная 24 июля 2008 года, напоминает о знаменитости, жившей здесь.
Отец Марлен, лейтенант имперской полиции Луи Отто Дитрих, был красавцем и ловеласом. «Он был великолепен! Прямой, будто аршин проглотил; тёмно-синий кавалерийский мундир безупречного кроя как влитой сидит на тренированном фехтованием торсе; холёное лицо, высокие скулы, яркие голубые глаза, их блеск скрывают тяжёлые веки. «Постельный взгляд» ещё не придумали, но именно таким обладал Луи Отто Дитрих. Классический тип прусского офицера, рождённого для аристократической жизни и привилегий. Он снял шлем, и золотисто-рыжие волосы — у его дочери через много лет публика назовёт их тициановскими — поймали блики послеполуденного солнца, сочащегося сквозь викторианское кружево штор в отцовской библиотеке», — из мемуаров Марии Рива «Жизнь Марлен Дитрих, рассказанная ее дочерью».
Молва о его репутации и слухи о том, что он соблазнил служанку в одном из приличных домов, быстро распространилась по городу. Одним словом, семейству Дитрих было непросто найти невесту для Луи Отто. Выбор пал на дочь ювелира и часовщика Вильгельмину Элизабет Йозефину Фельзинг. Её семью знал каждый житель Берлина, часы этой марки были известны по всему миру. Дед Вильгельмины Конрад Фельзинг основал свою часовую мастерскую в 1820 году. Альберт Фельзинг продолжил дело под именем отца «Конрад Фельзинг». Часовой магазин находился на Унтер ден Линден (Unter den Linden), 20. Именно дочь Альберта стала женой Луи Отто Дитриха.
Мария Рива о бабушке: «Вильгельмина Элизабет Йозефина Фельзинг была девушка примерная. Повиновалась матери, почитала отца и ничего не ждала от жизни — только возможности исполнить надлежащим образом свой долг. Особой красотой она не отличалась, зато была неглупа и добропорядочна. В её карих глазах порой прыгали чёртики, но она редко позволяла себе фривольность. Не то чтобы ей недоставало теплоты или душевности. Позже она оказалась способна на подлинную страсть, но даже тогда, поставленная перед выбором, неизменно отдавала предпочтение долгу. Ничего странного — она была немка!».
Йозефине исполнился 21 год, когда Луи Дитрих предложил ей стать его женой. Она влюбилась с первого взгляда и, в отличии от Луи, выходила замуж по любви. 5 января 1898 года у пары родилась первая дочь Элизабет, а три года спустя, 27 декабря 1901 года, на свет появилась Марлен.
Примечательный факт. В 1984 году вышел документальный фильм режиссёра Максимилиана Шелла, он был снят без участия актрисы, но её голос использовался как закадровый. На вопрос, была ли у неё сестра, Марлен ответила нет. Возможно, это связано с тем, что кинотеатр и казино, которые принадлежали Элизабет и её мужу, посещали надзиратели концентрационного лагеря, хотя Дитрих в военное время поддерживала сестру финансово и знала об этом.
Марлен никогда не считала Элизабет (в детстве Лизель) своей подругой. Её раздражало, что та должна была приглядывать за ней, а потому не отходила ни на шаг.
Мария Рива об отношениях тёти и матери: «Свою красавицу сестру Лизель обожала. Она принадлежала к числу тех редких людей, которые не способны на зависть. Конечно, хорошо быть красивой, чтобы тебя за это любили, но Лизель как очень чуткий ребёнок свыклась со своей некрасивостью с самого раннего возраста. Мария Магдалина была особенной — эту истину все принимали без доказательств. Принимала и Лена, как её называли в семье. Она чувствовала себя не такой, как остальные. Все на свете прекрасные вещи — она не сомневалась — сотворены ради её удовольствия. Эту уверенность она хранила в себе, зная, что мать не одобрит такого самомнения, и разделяла только с сестрой. Незаметно для всех она разрешала Лизель прибирать за собой игрушки, стелить постель, быть счастливой служанкой. Лизель так нравилось прислуживать, что со стороны Лены было великодушием доставлять таким образом удовольствие старшей сестрёнке. Ей не нравилось только дурацкое прозвище «киска», которым Лизель звала её, когда они оставались одни. Лена не любила, когда с ней сюсюкали, — это недостойно отпрыска фамилии Дитрих четырёх без малого лет. К тому же, разве Лизель не знает, что она терпеть не может кошек и собак?».
Маленькая Марлен провела первые три года своей жизни в этой квартире, затем семья переехала в дом буквально за углом, на Колонненштрассе, 48.
Гаштайнерштрассе, 23 (Gasteinerstraße, 23)
С 1917-го по 1919-й Марлен посещала школу имени Виктории-Луизы. Это учебное заведение для девочек, названное в честь единственной дочери кайзера Вильгельма II, принцессы Виктории Луизы Прусской. Сейчас в этом здании расположена гимназия имени Гёте — любимого писателя Марлен Дитрих. Современные школьники даже не догадываются, что здесь училась актриса.
В 1917 году мать Йозефина вышла замуж во второй раз. Её избранник, Эдуард фон Лош, был лучшим другом Дитриха. Вместе они переехали в новый дом на Кайзералее, 150. Вот что пишет в своём дневнике о том времени Марлен: «Наконец-то у меня есть место, где я могу побыть одна. Мне отвели мансардочку над ванной комнатой. Тут большой ковёр, розовые занавески и электрическое освещение. По вечерам здесь очень уютно. Я так тоскую по весне и лету. У нас такой хороший дом, но здесь принято выходить на улицу только чтобы посмотреть, что носят другие, не отстать от моды и не ударить в грязь лицом. Ах, как славно было бы лежать на лугу в платье с узким лифом и широкой юбкой, лежать и просто мечтать».
В эти годы Марлен была влюблена в актрису Хенни Портен. Запись от 17 сентября 1917 года: «Моё сердце переполняет Хенни Портен. Вчера Ханне, Хейн и я ходили на фильм «Пленная душа» в Моцартовский театр. Не могу описать, как это было прекрасно — из-за неё, конечно. Она снимает платье, чтобы купаться голой. Показывают только её плечи, но сбоку можно разглядеть больше. Она прелестна!».
Запись от 22 ноября 1917 года: «В воскресенье в Моцартовском театре был большой праздник: два фильма с Хенни Портен в главной роли. Я дождалась её и вручила четыре тёмно-красные гвоздики, которые обошлись мне в четыре марки. Она выглядела абсолютно божественно и наградила меня самым прекрасным на свете рукопожатием. Иногда чувства так меня переполняют, что приходится бежать в магазин и покупать открытку с ней, только чтобы посмотреть на прекрасное лицо».
За два года учебы в школе имени Виктории-Луизы в дневнике Марлен встречаются записи о влюблённостях и увлечениях, мальчиках и Хенни Портен, игре на скрипке и любви к поцелуям, но никак не об учёбе. Не закончив школу, Марлен отправляется в Баварию совершенствовать игру на скрипке, но и там проводит больше времени за флиртом, чем за учёбой. Тогда мать решает отправить её в музыкальную школу в Веймар.
Вот что пишет дочь Марлен об этих событиях: «…но совершила ошибку: выбрала местом ссылки Веймар, самый романтический город, знаменитую родину одного из кумиров Лены, поэта Гёте. Поначалу казалось, что план Йозефины удался».
Запись в дневнике Марлен от 7 октября 1920 года: «Как долго я не писала. Я не живу дома уже шесть месяцев. Я сейчас в Веймаре, в пансионе для благородных девиц, и мне очень одиноко. Со мной нет Лизель, и все, кого я так любила, забыли меня. Остаётся только плакать. У меня тут одна маленькая радость — уроки скрипки с профессором Рейтцем. Но разве этого достаточно? Я так привыкла быть любимой, и вдруг здесь — ничего!».
Её дочь Мария о влюбленном в Марлен учителе музыки и о первом сексуальном опыте и разочаровании: «Близость уважаемого мэтра, комната в частном доме, двери которой можно запереть, — всё это тоже вносит свой вклад в ситуацию. Итак, настал миг, предназначенный судьбой, когда красивая девушка со скрипкой возложила свою девственность на алтарь Генделевой сонаты. И не из страха, что это откроется, Лена не занесла сие важное событие в свой дневник — а из-за разочарования!».
«Он стонал, пыхтел и задыхался. Даже не снял брюки. А я просто лежала на кушетке, обитой красным плюшем; юбки задраны, и спине очень жёстко. Всё вместе очень-очень неудобно», — так Марлен описала дочери свой первый сексуальный опыт лет сорок спустя. В довершение всего Дитрих не приняли в музыкальную академию. Разочарованная Лена вернулась в Берлин, к скуке и безудержной послевоенной инфляции.
Марлен пришлось бросить занятия скрипкой из-за воспаления сухожилия левой руки. Она решила стать театральной актрисой и поступить в знаменитую Театральную школу Макса Рейнхардта при Немецком театре. Рейнхардт возглавлял театр с 1905 года и до прихода к власти нацистов в 1933 году.
Для прослушивания она взяла отрывок из «Фауста» — молитву Гретхен Пресвятой Деве. В актёрскую школу Марлен не прошла, но директор учебного заведения Бертольд Хельд предложил ей частные уроки. С апреля по июнь 1922 года Марлен вместе с Грете Госхайм обучалась сценическому мастерству, гимнастике и вокалу.
В декабре 1922 года она сыграла небольшую роль в Немецком театре по пьесе Франка Ведекинда «Ящик Пандоры». В 1923-м выходила на сцену в спектаклях «Круг» (пьеса Уильяма Сомерсета Моэма) и «Пентесилея» (пьеса Генриха фон Клейста).
Легенду о том, что она выпускницы актёрской школы Рейнхардта, Марлен с удовольствием использовала в годы своего успеха в Голливуде. Сам Рейнхардт решил не отрицать этого, поскольку Дитрих стала знаменитее и заметнее и его самого, и его школы.
Нассауишештрассе, 30 (Nassauischestraße, 30)
Рудольф Зибер был правой рукой кинорежиссёра и продюсера Джо Мэя и отвечал за кастинг эпизодических ролей и статистов. В 1923 году Мэй снимал в Берлине немой фильм «Трагедия любви» со своей женой Мией в главной роли и актёром Эмилем Яннингсом. Последний несколько лет спустя сыграет вместе с Марлен в «Голубом ангеле».
Зибер решил, что на эпизодические роли можно пригласить новичков, чьи лица не знакомы зрителям. Ведомый этой мыслью, он отправился в Немецкий театр, где встретил Марлен и пригласил её на роль. Спустя какое-то время Зибер разорвал помолвку с дочерью режиссера Евой Мэй и женился на Дитрих.
17 мая 1923 года они сыграли свадьбу в Мемориальной церкви кайзера Вильгельма (Гедехтнискирхе). Ей был 21 год, ему — 27. Пара поселилась в квартире на улице Nassauische Strasse 30. Позже об этом Марлен напишет в своем дневнике: «Как же давно я сделала здесь последнюю запись? Что я могла написать о своём самом счастливом последнем годе в Веймаре? Я буду вечно благодарна той поре и тем, кто сделал её такой чудесной для меня. Я замужем. И мы даже не сфотографировались вместе! Но не важно, есть вещи, которые НИКОГДА не забываются. После Веймара время было довольно скучное. Я забросила скрипку и занялась другой профессией — год в Немецком театре и в других. А теперь — покой, насколько это возможно в любви. Со дня свадьбы я жила только своим мужем, потому что фильмов не было, а в театрах сейчас не сезон. Я очень довольна, ведь я знаю, что он счастлив, и я хочу ребёнка. Но пока мы снимаем меблированную квартиру и переехать вскорости в большую возможности нет, это откладывается. Одно я знаю наверняка: ничто не заменит мне ребёнка. Хотя если бы у меня был ребёнок, мне пришлось бы жить с Мутти».
Мать Йозефина понимала, что Марлен нужен ребёнок. Она приложила много усилий и нашла им квартиру побольше на Кайзераллее, 17 (с 1950 года — Бундесалее, 17), где и родилась их дочь Мария Элизабет Зибер.
Будесаллее, 54 (Bundesallee, 54)
Из мемуаров дочери Дитрих: «Мне было почти три года, когда мой отец стал разводить на крыше голубей. Я знала, что бабушка Лош, как я звала мать моей матери, нашла для нас удобную квартиру в одном из лучших районов Берлина и помогает платить за аренду. Вот почему у меня была собственная комната с окном в маленький парк. У моего отца был кабинет, где он спал, мать занимала большую спальню в конце тёмного коридора. Гостиная с массивным буфетом и двенадцатью стульями с высокой спинкой открывалась по воскресеньям, когда мать обедала дома».
С 1927 года вместе с семьёй начинает жить Тами (Тамара Матул, настоящее имя — Тамара Николаевна Звягинцева), русская танцовщица и знакомая Марлен. Именно Тами стала няней Марии и любовницей Руди. Так начался брак втроём.
В 1927 Марлен ездила в Вену, где играла в театре и снималась в фильмах с участием Вилли Форста — «Кафе Электрик» (1927) и «Опасности брачного периода» (1929). Они были влюблены друг в друга. Марлен забрала его с собой в Берлин, где вместе они познавали ночную жизнь столицы и заводили полезные связи.
В 1928 Марлен исполнила главную роль в ревю «Два галстука» в Берлинском театре. Именно там её заметил Йозеф фон Штернберг и пригласил на главную роль в фильм «Голубой ангел» по роману Генриха Манна «Профессор Гнус».
Вся съёмочная группа была против её кандидатуры. Вот что писала Марлен своему мужу: «Папи! Ты только послушай, как всё было! Эмиль Яннингс и ещё какой-то тип заглянули в офис посмотреть, кого принимает господин режиссёр. Поглазели на меня и говорят: «Встань, пройдись туда-сюда». Как будто я им лошадь! А этот Джозеф фон Штернберг, — она выделила «фон» коротким смешком, — он-то очень умный человек, не то что некоторые. Когда те два подонка вышли, он чуть ли не принёс мне извинения… Мило? И всё равно он хочет сделать пробу. Даже после того, как я сказала про свою жуткую нефотогеничность. И про то, что нос у меня задирается кверху вроде утиного клюва, и ещё посоветовала посмотреть те кошмарные фильмы, где я снималась». Эта сцена ярко показана в ленте «Марлен» (2000) режиссёра Йозефа Фильсмайера, где роль Дитрих исполнила Катя Флинт.
29 января 1930 года Марлен получила телеграмму из Америки: «Имею удовольствие пригласить вас влиться в блестящий состав исполнителей студии Paramount. Предлагаю контракт на 7 лет начиная с 500 долларов в неделю до трёх тысяч пятисот долларов в неделю на седьмой год. Мои поздравления. Пожалуйста, подтвердите депешей. Берлинский офис устроит путешествие первым классом и всегда в вашем распоряжении, если понадобится помощь. Б. П. Шульберг, вице-президент корпорации Paramount».
1 апреля 1930 года, в день премьеры «Голубого ангела», Марлен отправилась завоёвывать Голливуд. Ей было тяжело расставаться с дочерью. 31 марта 1931 года Дитрих покинула Берлин, а вернулась только через 14 лет.
В Голливуде Йозеф фон Штернберг снял шесть фильмов с участием Марлен Дитрих, среди которых — «Марокко» (1931), «Белокурая Венера» (1932), «Шанхайский экспресс» (1932) и другие.
Набережная Шиффбауэрдамм, 25. Театр комедии. (Schiffbauerdamm, 25. Komödienhaus)
В 1926 году Джордж Эббот и Филип Даннинг написали пьесу «Бродвей». В том же году она была впервые поставлена в Нью-Йорке. Через год — в Вене, а в 1928-м — в Театре комедии в Берлине. В венской и берлинской постановках играла Марлен Дитрих.
Здание Театра комедии не сохранилось до наших дней — оно было разрушено в результате авианалётов в ноябре 1943 года. Сегодня по этому адресу нет ничего, однако поблизости возвели правительственные здания.
Жандарменмаркт (также Жандармская площадь) — площадь в центре Берлина, она считается одной из самых красивых в столице Германии. Между немецким и французским собором в центре площади находится Концертный зал, где Марлен выступала в 1926 году.
В 1926 году Марлен сыграла небольшую роль второго плана в комедии «Дуэль на Лидо» вместе с Рудольфом Форстером. На первую репетицию она пришла выпившей, в шёлковых брюках, чёрном пиджаке и монокле. Режиссёр Леопольд Йесснер разрешил ей играть в спектакле в таком же образе.
Отношения с Рудольфом стали первым адюльтером Дитрих после свадьбы. По завершении романа Рудольф ещё долго страдал и писал ей любовные письма — как и многие из тех, кому Марлен разбила сердце.
В 1930 году Форстер исполнил роль Мэкки-Ножа в «Трёхгрошовой опере» Брехта и Вайля. Марлен посетила премьеру и была просто в восторге. Более того, зонги из оперы она будет напевать своей дочери.
Шёнебергская ратуша (Rathaus Schöneberg)
Во время гастролей в 1960 году Дитрих посетила Шёнебергскую ратушу, где её тепло принял Вилли Брандт, бургомистр Западного Берлина. В то же время ей поступали письма с угрозами, пресса была настроена агрессивно и не могла простить поведение актрисы во времена национал-социализма.
Свой концерт в Берлине Марлен решила провести в дворце «Титания» (Titania-Palast). Именно там выступала она 15 лет назад для американских солдат. В 1960-м перед «Титанией» её встречали плакаты «Марлен, иди домой» и «Марлен, проваливай».
Тем не менее зрители в зале приветствовали её тепло. Своё выступление Марлен начала с «Я создана для любви» из «Голубого ангела». Закончился концерт песней конца 1920-х годов «У меня остался чемодан в Берлине». Вилли Брандт был на концерте и аплодировал стоя.
В 1963-м они снова встретились в Париже, и Брандт говорил с ней о возможном возвращении в Берлин. В том же году на площади перед Шёнебергской ратушей со своей знаменитой речью «Я — берлинец» выступил президент США Джон Ф. Кеннеди. Именно его имя носит площадь перед ратушей в наши дни.
Штубенраухштрассе, 43−45 (Stubenrauchstrasse, 43−45)
6 мая 1992 года Марлен умерла во сне в своей квартире в Париже. Согласно её воле, актрису похоронили в Берлине рядом с её матерью. На могильном памятнике высечена строчка из сонета «Прощание с жизнью» немецкого поэта Карла Теодора Кёрнера: «Здесь стою я на пороге своих дней».
Из книги дочери Дитрих Марии: «Шёнеберг залит солнцем, не слишком частым гостем в этой стране. Идиллический сад, словно специально предназначенный для возвращения романтичной девушки. На её могиле ландыши. Я преодолеваю несколько шагов, отделяющих мою мать от её матери. Стою перед могилой бабушки, и меня душат слёзы. Мне столько нужно ей сказать, а словами из детства всё не объяснишь. Я хочу, чтобы она знала: я вернула ей ребёнка, которого мне поручили много лет назад, чтобы она вновь любила его… и, может быть, даже простила за то, что она причиняла боль тем, кто в ней так нуждался. Я шепчу: «Будь добра к ней. Ей нужна твоя доброта», — и плачу. Плачу по утраченной любви, которую не вернёшь, а потом оставляю их, чтобы они вместе продолжили свой путь».
Материал подготовлен при содействии Гёте-Института в Москве и подкаста о немецком кино «Покалигарим».