Я знаю что я не знаю и хочу узнать
«Знаю. Хочу знать. Умею» — методический прием в работе с информацией на уроке
Среди большого разнообразия методических приемов, образовательных технологий, стратегий обучения хотелось особое место занимают те из них, которые направлены на развитие критического мышления. В этой статье пойдет речь об одном таких из приемов — ЗХУ: Знаю. Хочу знать. Умею. Что это такое?
Что такое ЗХУ?
«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Впервые о нем заговорили в 1986 году, после презентации Донны Огл, профессора из Чикаго. Позднее этот прием стал активно применяться в педагогической практике.
Для проведения целенаправленной работы с информацией отлично образом помогают в обучении графические схемы, таблицы (ранее мы уже рассматривали методы Кластер, Фишбоун). В основе ЗХУ также лежит таблица.
Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.
Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.
Заполнение таблицы ЗХУ
В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца «Знаю», формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.
Советы педагогам
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Развитие критического мышления на примере метода ЗУХ (знаю, хочу узнать, узнал) на уроках музыки и музыкальной литературы)
Разделы: Музыка
Цели использования технологии, развитие качеств учащихся, этапы урока
Развитие базовых качеств личности, таких, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В содержании целей заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.
Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:
Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.
Стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией.
Стадия размышления. Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.
Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН
Описание метода ЗУХ
Что такое метод ЗУХ?
«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Впервые о нем заговорили в 1986 году, после презентации Донны Огл, профессора из Чикаго. Позднее этот прием стал активно применяться в педагогической практике.
Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.
Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.
Заполнение таблицы ЗУХ
В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца «Знаю», формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным».
Ниже приводится пример использования таблицы на уроке музыкальной литературы в 6-х классах по теме «Жизнь и творчество В.А.Моцарта
Чего я хочу на самом деле? Волшебный способ узнать свои истинные желания
Существует немало методов и практик, направленных на исполнение желаний и достижение целей. И многие из них дают отличный результат. Но для некоторых людей актуальна проблема, к которой бесполезно применять все эти методы. Я говорю о тех, кто сам не знает, чего хочет. Не очень помогает, когда вас предлагают подвезти, а вы не можете сформулировать, куда вам нужно, верно?
Людей, которые не знают своих истинных желаний, довольно много. И это не только те, кто живет, словно по инерции, не ставит целей, не мечтает. К сожалению, большинство из тех, кто уверен, что знает свои желания, на самом деле стремится к чужим целям или делает вынужденные выборы. Поэтому информация, которой я хочу здесь поделиться, будет полезна практически для всех.
Почему люди редко понимают, что им на самом деле нужно?
Это происходит по разным причинам. Зачастую мы путаем наши собственные желания с вынужденными, навязанными социумом. Кроме того, наши мысли обычно слишком заняты ежедневными нуждами. Порой человек просто вынужден бороться за выживание, и ему некогда разбираться, приведет ли достаток к счастью – он в любом случае его лишен. И ему кажется, что стоит только решить материальные проблемы, и счастье будет рядом. Он решает их, появляются следующие, и так может продолжаться до бесконечности. Если не хватает денег, мы думаем, где их раздобыть, если мало путешествуем, то мечтаем о поездках. Или хотим купить новую одежду, машину, квартиру и так далее.
Все это – важные вещи, но их трудно назвать мечтами, которые способны по-настоящему вдохновить нас. Как правило – это только средства для достижения истинных целей – например, стать увереннее в себе, понравиться другим, почувствовать себя реализованным и так далее. И за ними бывает очень сложно разглядеть те самые заветные желания, которые способны придать нашей жизни смысл, цели, реализация которых даст нам радость и гармонию, подарит ощущение себя на своем месте, выполнение нашего предназначения.
Я не призываю вас стремиться исключительно к духовным целям. Нет, в жизни все должно быть гармонично, и потребности в жилье, красивой одежде и новых впечатлениях совершенно нормальны и естественны, отказываться от них вовсе не нужно. Но все дело в том, что они – не средство достижения счастья, а лишь «дополнительные бонусы». И мы их с большой вероятностью получим, если начнем стремиться к истинным целям. Сами по себе они не делают никого счастливее или реализованнее.
Сомневаетесь? Взгляните на известных и богатых людей – многие ли из них по-настоящему счастливы? Мы, конечно, не можем знать этого точно, но часто их поведение говорит само за себя. Уверяю вас, среди них не больше реализованных и гармоничных людей, чем среди «обычных». Богатство и материальные блага облегчают жизнь, делают ее комфортной, что уже неплохо, но не дают счастья сами по себе. Но, к сожалению, мало кто это понимает.
Откуда дровишки?
Как правило, определенные модели поведения внушаются нам в детстве. Это может быть запрет на желания, страх неудач, запрет на определенные профессии («художники всегда голодают!») или отношения («мужчины только и норовят обмануть!»), просто внушенные страхи перед жизнью.
Я не буду сейчас подробно останавливаться на механизмах и рассказывать, почему человек выбирает не свои цели и следует по чужому пути. Цель конкретной статьи – дать практический метод.
К счастью, существуют многочисленные способы договориться с собой, один из которых я сейчас вам опишу.
Методика выяснения желаний
Это письменная работа. Вы садитесь, берете ручку и лист бумаги и пишете список, который должен состоять минимум из двадцати пунктов. Можно даже назвать это сочинением.
Тема «Что я делаю и чем занимаюсь, если у меня есть сто миллионов долларов».
Подойдите к этому не формально, представьте свое новое положение очень ярко. Вообразите, что у вас действительно есть эта сумма – или еще большая, если хотите. И вы обладаете не только деньгами. У вас есть уже абсолютно все желаемые материальные блага – машины, квартиры, роскошные дома, дорогая одежда и так далее. Второй важный момент – вы уже отдали на благотворительность все, что было возможно, фондам просто больше не нужно столько денег, и они не нуждаются в вашем внимании. Третий момент – вы съездили во все-все путешествия, которые вы мечтали съездить: были в Австралии, жили в Японии, посетили Северный полюс – подставьте свои варианты. И – если вас это беспокоит – вы уже помогли всем родственникам.
Словом, никто от вас ничего не требует, в том числе и вы сами.
И вот с этим ощущением изобилия, спокойствия, достатка и полной удовлетворенности всем, что происходит вокруг, нужно написать развернутый список минимум из двадцати пунктов: чем вы теперь хотите и будете заниматься, когда у вас уже все есть? Какими будут теперь ваши мечты и желания, что будет вас по-настоящему вдохновлять и придавать жизни смысл?
Возможно, вам придется трудно, особенно если вы никогда об этом не думали, но тем интереснее будет для вас это задание и тем неожиданнее и удивительнее будет результат. Итак, не откладывайте в долгий ящик, напишите этот текст уже сегодня. Впоследствии он поможет исполнению ваших желаний.
Зачем мне это?
У многих людей, особенно очень уставших от рутины, постоянно вынужденных бороться за выживание, может возникнуть вопрос: «Зачем мне это? Какой смысл мечтать, если я этого никогда не достигну? И как представить сто миллионов долларов, если у меня их никогда не было и не будет». Этот скептический голос – голос вашего сценария. Вы пытаетесь сохранить текущее положение вещей любыми путями, и это естественно.
Что тут можно ответить?
Во-первых, никто не мешает вам просто попробовать. Вернуться к рутине никогда не поздно, а отвлечься даже полезно. Во-вторых, я не говорю, что у вас обязательно будет сто миллионов долларов и все, что душа желает. Может, будет, а может быть, и нет, этого точно никто не знает. Но сейчас речь о другом. Смысл этой работы – в том, чтобы освободиться от мыслей, которые мешают вам понять, чего вы хотите, в том, чтобы услышать свой внутренний голос. Повседневные проблемы и заботы часто заслоняют истинные потребности, и это может длиться очень долго. Но когда-то ведь нужно найти время для себя!
Если и тогда голос разума сильнее стремления попробовать – воспримите это как игру. Как отдых от работы или постоянных обязанностей по дому. Просто сядьте и получите удовольствие от красивой мечты. Вы же, вероятно, смотрите кино? Не для того разве, чтобы унестись в страну фантазий разрешенным способом? Ну, пусть тогда на этот раз у вас будет свой собственный фильм, где вы и оператор, и режиссер, и главный герой (или героиня). И в этом фильме, возможно, вы сможете найти и сформулировать свои потаенные мечты и намерения. И, кто знает, может быть, с фантазии начнется путешествие к настоящей, интересной вам цели – но уже в реальности?
Почему это важно?
Как видите, я очень уверен в том, что такая практика необходима каждому и даже пытаюсь так или иначе убедить вас ее делать. Почему?
На мой взгляд, нет ничего более важного, чем понимание, чего вы хотите. Подумайте сами – если вы не знаете своих целей, то куда придете? Перемещаясь случайным образом, без конкретного плана, вы можете оказаться где угодно, и это место вовсе не обязательно вам понравится, ведь оно будет таким же случайным.
Список ваших желаний – это те цели, к которым вас должна привести ваша жизненная дорога – в учебе, саморазвитии, работе и личной жизни. Список почти наверняка будет корректироваться и изменяться, но это не существенно. Важно то, что вы будете сами решать, как именно.
А что потом?
Итак, вы написали свое сочинение и в целом осознали, чего именно хотите. Возможно, некоторые пункты окажутся достаточно неожиданными. А другие – напротив, чем-то таким, что вы всегда о себе подозревали, просто недоставало смелости признать. Но что теперь со всем этим делать?
Для начала порадуйтесь тому, что вы немного лучше узнали себя, приблизились к гармонии с собой: ведь понимание своих желаний – это шаг к примирению с собственной личностью. Насладитесь этим, такое дано далеко не каждому.
Что же касается достижения целей – это отдельная работа. И я не буду обманывать вас, говоря, что она не потребует усилий и быстро приведет вас к мечте. Вам понадобится много времени и сил. Но, уверяю, не только результат, но даже сам путь к нему будет интересным и вдохновляющим – ведь вы будете с каждым шагом приближаться к мечте. Методики исполнения желаний могут быть разными, главное – начать. А я, со своей стороны, готов помочь вам, насколько смогу – материалы на сайте предназначены как раз для этого.
Существует три уровня сознания человека относительно новых знаний: Я знаю, Я не знаю; Я думаю, что я знаю.
На уровне «Я знаю» человек, имеет какие-то теоретические данные и уже получил практический опыт. К нему пришли какие-то знания, он применил их в жизнь, понял, что это работает или не работает – он знает.
На уровне «Я не знаю» человек имеет смелость признаться себе или окружающим, что он чего-то не знает: «Я не знаю, но хочу узнать», «Я не знаю, но не хочу знать». Адекватная позиция думающего человека.
Уровень «Я думаю, что я знаю». Самый невежественный с точки зрения получения новых знаний и усвоения пришедшей информации. Человек не имеет никаких теоретических и практически подтвержденных аргументов, основывается на своих догадках и поверхностных суждениях.
Пока человек находится на уровне «Я думаю, что знаю», он вас не услышит. Чтобы донести информацию для начала нужно с человеком согласиться. Уже только один факт быстрого согласия заставит усомниться в своей точке зрения – мы люди так устроены. Чтобы пробудить в человеке желание узнать и встать на позицию «я не знаю», нужно задать ему вопрос.
Как это выглядит в жизни. Возникает какая-то ситуация, например, ребенок оделся слишком легко и не хочет переодеваться. Правильный вариант согласиться, а потом задать вопрос: Скажи, пожалуйста, а было ли у тебя такое, что ты уже уходил(а) так в школу и приходил(а) домой замерзший(ая) и лежал(а) с температурой несколько дней? Если ребенок, отвечает «да» и настаивает на своем, бесполезно об этом говорить повторно. К соглашению вы не придете. Но как правило, человек повозмущается, повоюет с эмоциями и переоденется.
Если кто-то думает, что пример с детьми, для меня входит в категорию «Думаю, что знаю», у меня есть младшая сестра и пример взят из жизни, однако тогда я не обладала знаниями, как себя вести.
Где можно применять такую схему? В любых отношениях, где возникают конфликты и человек встает в позицию «думаю, что знаю», в общении с родителями, детьми, вторыми половинками, друзьями, клиентами и т. д.
Интерактивный метод «Знаю. Хочу. Узнаю»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Интерактивный метод ЗХУ
Учитель, не постигающий сам ничего нового, никогда не будет интересен ученикам. Интерес – один из факторов эффективности урока. Можно, конечно, заставить, принудить учить предмет, но только, основываясь на интересе, знания будут прочными и долговременными. В наше время существует огромное количество форм проведения уроков, методов, применяемых на них, технологий. Каждый учитель может апробировать, внести что-то новое в какую-нибудь технологию, а может и сам стать новатором. На пике популярности у всех учителей-предметников сейчас интерактивная методика. И это не удивительно, так как количество методов огромное и, как показала практика, применение их даёт положительные результаты. Одним из эффективных методов интерактивной технологии, применяемых на многих уроках, в том числе и на уроке иностранного языка, является ЗХУ. Что такое ЗХУ?
«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Впервые о нем заговорили в 1986 году, после презентации Донны Огл, профессора из Чикаго. Позднее этот прием стал активно применяться в педагогической практике. Для работы с информацией, с текстами, с грамматическим материалом помогают графические схемы, таблицы. В основе ЗХУ также лежит таблица. Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двусторонняя активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.
Заполнение таблицы ЗХУ
В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца «Знаю», формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
Ученики самостоятельно вспоминают всю информацию известную им о Берлине. Затем, ориентируясь на написанное в первой графе, они заполняют вторую графу. Затем идёт самостоятельное прочтение текста и заполнение третьей графы. Далее идёт обсуждение. Это можно провести как в группах, парах, так и индивидуально. Если работа предполагается групповая, то все члены группы обмениваются полученной информацией, дополняя друг друга, а затем один представитель группы рассказывает всё, что он узнал о Берлине. В качестве домашнего задания может быть задана тема «Берлин», диалог по теме, реферат (где можно сделать акцент на какие-нибудь достопримечательности Берлина). Используя составленную таблицу на уроке, даже слабоуспевающий по предмету ученик, способен составить устное высказывание по теме.
Во время заполнения графы «Знаю» необходимо правильно поставить вопрос. На него не должно быть слишком много ответов. Достаточно 6-7. При этом ученики должны самостоятельно попытаться вспомнить необходимые сведения.
Если при заполнении графы «Знаю» были зафиксированы какие-то неверные данные, их можно предложить занести во вторую графу. Или же пометить для себя этот факт и дождаться, когда ученик сам осознает свою ошибку.
Для формулировки выводов в графе «Умею» эффективнее будет подготовить инструкцию, чтобы ученики смогли использовать все полученные знания и умения.