Я всегда был убежден что в сказках песне былине драме
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 — 1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Почему Виктор Васнецов называл себя художником сказочником
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлыми настоящим, а может быть, и будущим», — писал о себе Виктор Васнецов.
Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора.
С большой нежностью художник относился к поэтичным русским сказкам. Его картины на их сюжеты принесли Васнецову мировую известность. Благодаря его ожившим сказочным чудесам мы всё знаем об Алёнушке и богатырях.
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
«Алёнушка»
В Абрамцево были такие места, где человеку с воображением легко представить сказочную героиню. Алёнушка запечатлена в тот момент, когда она сидит над омутом и горюет о братце, который превратился в козлёночка. В глазах девушки читаются глубокая печаль и смирение.
«Иван Царевич на Сером Волке»
На этом полотне изображён огромный сказочный Волк – взгляд у него человеческий, всезнающий. Через мрачный, зловещий лес несёт Волк седоков – Ивана-Царевича и его возлюбленную Елену Прекрасную. И хотя известно, что всё кончится хорошо, зрителя не оставляет тревога. Кажется, царевич так и ждёт нападения врагов.
«Богатыри»
Огромное полотно, размер которого около 3х4,5 м. Знакомые всем с детства Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, герои русских былин, стоят в дозоре, берегут от неприятелей русскую землю. Сам Васнецов говорил, что этот сюжет снился ему с детских лет. А прообразами героев стали вполне реальные люди из народа.
«Песнь радости и печали»
Две птицы с прекрасными женскими лицами поют: Сирин – о том рае, который утрачен людьми, Алконост – о рае, которого можно достичь праведной жизнью. Отчаянье и счастье – вот что чувствует зритель, глядя на картину.
«Ковёр-самолет»
Одна из ранних работ художника, которую отвергли промышленники (для них и выполнялся заказ), зато приобрёл Савва Мамонтов. С неё и началась «сказочная серия».
«Три царевны подземного царства»
Очень красивая картина, на которой запечатлены прекрасные женщины, олицетворяющие богатства недр – золото, медь и уголь. Золотая царевна смотрит надменно, у Медной – живой интерес в глазах, а Угольная – застенчива и робка. Хозяйки подземных сокровищ вышли к людям.
«Кощей Бессмертный»
Последнее полотно, написанное Васнецовым, тоже сказочное. На нём мы видим Кощея в окружении сокровищ. Но красавицу-девушку он завоевать не в силах. Она отворачивается от злодея.
Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
Виктор Михайлович Васнецов, старший брат художника Аполлинария Васнецова, прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Уже первые значимые картины художника «Чаепитие в трактире», а затем «Нищие певцы», «Книжная лавка» заставили говорить о нем как о мастере бытового жанра, Однако позже художник посвящает весь свой талант работе с фольклорной тематикой, былинно-сказочным сюжетам.
На музыкальных вечерах в доме Третьяковых Васнецов сосредоточенно слушал Баха, Бетховена, Моцарта. Позже он говорил: «Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни «Поля битвы», ни других своих картин, особенно «Аленушки и Богатырей». Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки».
«Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь.
Я всегда был убежден что в сказках песне былине драме
Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.
Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал.
Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать «типы», изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. В 1912 году они были изданы в роскошном альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова».
Занимается Виктор и живописью. В первых известных нам картинах «Молочница» и «Жница» уже виден почерк будущего искателя идеальной женской русской красоты. Две названные картины были проданы с аукциона, который организовали друзья и почитатели юного дарования.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению: после сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Зиму 1867-1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло и крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника.
Вне академии, «для себя», он, как прежде, рисует «типы», теперь городские, столичные. Это в основном курьезные сценки на улице, в театре, в трактире, на рынке и т.п. В умении «выразить тип» художник был близок известному жанристу Владимиру Маковскому. Рисунки 1870-х годов исполнены выразительными, уверенными, хотя иногда и эскизными штрихами.
В 1874 году за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.
В то время как Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой, в русском обществе нарастало начавшееся еще в 1850-е годы внимание к национальной старине и истории, что проявилось в росте собирательства, изучении и публикациях памятников письменности и фольклора.
В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855-1864), «Песни», собранные П.Н. Рыбниковым (1861-1867), «Онежские былины» А.Ф. Гильфердинга (1873) и другие. В 1864 году было организовано Московское археологическое общество, и с середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении «древностей государства Российского», включая и устное народное творчество.
Особенное значение для художника имели исторические исследования русского быта XVI-XVII веков в трудах Ивана Забелина. Ученый, с которым Васнецов был знаком лично, был близок ему тем, что видел в народном искусстве проявление «живой души его создателей».
Завершенное Васнецовым во Франции полотно «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» (1877) носило еще жанровый характер. Балаганное представление в окрестностях Парижа не могло не ассоциироваться у художника с вятскими ярмарками, с детскими ощущениями радостного нетерпеливого ожидания, которое предшествовало началу ярмарочного спектакля. Потому-то, изображая типичную для парижской окраины толпу, идущую в вечерний цирк, Васнецов проявил не только талант типиста, но сумел передать то ощущение романтически приподнятого настроения, которое охватывает людей перед началом представления.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твердо осознал свой путь.
Вместе с Репиным и Поленовым, немногим раньше переехавшими в Москву, Васнецов окунулся в московскую жизнь. Все свободное время друзья тратили на знакомство с архитектурными памятниками, искусством и бытом первопрестольной, посещали монастыри в окрестностях Москвы, сельские ярмарки, народные гуляния. В этих прогулках, по словам художника, он «набирался московского духа».
Через Поленова Репин и Васнецов получили доступ в художественные коллекции Козьмы Солдатенкова, Дмитрия Боткина, Алексея Хлудова, в которых были собраны памятники прошлой и современной художественной культуры. Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова. Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых. Москва конца 1870-х годов вообще была необычайно увлечена музыкой, в частности, народными мелодиями. На музыкальных вечерах в доме Третьяковых Васнецов сосредоточенно слушал Баха, Бетховена, Моцарта. Позже он говорил: «Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни «Поля битвы», ни других своих картин, особенно «Аленушки и Богатырей». Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки».
В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами.
Он вложил в эту работу всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни.
Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом.
Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностью и смелостью». Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейши
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюбовь Лякова
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Я только Русью и жил» Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с.» — Транскрипт:
3 «Я только Русью и жил» Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. В.М. Васнецов
5 «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889) «Алёнушка» (1881) «Богатыри» (1898)
13 Кого вы видите в центре картины? Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? Где находится Алёнушка? Опишите позу девушки. Почему она приняла такую позу?
14 Какое у Алёнушки настроение? Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки?
15 С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? Как Виктор Михайлович относится к своей героине? С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки?
16 Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку? Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане. Какое время года изображено на картине? Какие детали об этом свидетельствуют?
17 Как вы думаете, почему художник выбрал осень? При помощи каких средств художник показал, что природа грустит с бедной девочкой? Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? Почему вы так думаете?
18 Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?
19 Выскажите своё отношение к картине, к Алёнушке? Какое отношение к Алёнушке у Васнецова?
21 1.Художник В.М.Васнецов и его картины. 2.Описание Алёнушки: поза (опустила голову, пригорюнилась) выражает горе, внешний вид (бедная одежда, худенькая, босая), одежда (рваный сарафан, старая кофта), лицо (с большими глазами, грустное).
22 3.Природа сочувствует Алёнушке. 4.Какие приёмы и средства позволили художнику выразить содержание картины? (печальные берёзки, опущенные в воду тонкие ветки осинок, поникшие стебли осоки, серое тоскливое небо, глухой глубокий омут, картина написана неяркими, тусклыми, блёклыми красками).
23 5.Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чём заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)
25 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная презентация может быть использована для уроков по развитию речи