Я волевой человек потому что
Волевые качества личности: какие они?
В жизни довольно часто человеку приходится сталкиваться с ситуациями, когда требуется сделать что-то значимое или важное, но на это совершенно нет желания. В подобных случаях необходимо преодолеть себя, что требует подключения силы воли. Для многих это становится непростой задачей.
Как считаете, вы волевой человек? За счет каких качеств такие люди выделяются на общем фоне? Что необходимо взращивать в себе, какие способности нужно развивать, чтобы укрепить собственную силу воли? В данной статье мы рассмотрим базовые волевые качества индивидуума, которые особо необходимы во время достижения масштабных жизненных целей, предоставим список основных волевых качеств и дадим им краткую характеристику.
Целеустремленность
Зачастую когда говорят «волевой человек», имеют в виду личность, у которой есть четкая цель, и она делает все для ее достижения. Даже если у вас нет непреодолимого желания сформировать и развить в себе волевые черты характера, все же будет полезно установить определенные цели, чтобы точно понять, чего вы хотите от жизни.
Человек без конкретной жизненной цели просто плывет по течению, и нередко он может страдать от ощущения бессмысленности своей жизни. Когда поставлена цель, но не делаются шаги для ее достижения, то в результате индивид начинает также страдать, но уже от фрустрации. Это психическое состояние появляется в условиях реальной или возможной неспособности удовлетворить определенные потребности. Иными словами, когда желания не соответствуют имеющимся возможностям. А правильно ставить цели и достигать их научит курс «Целеполагание».
Решительность
Недостаточно просто поставить перед собой цель, также нужно иметь смелость, чтобы ее достичь. Если готовы бросить все уже при появлении первых трудностей, то вряд ли вас можно назвать волевым человеком. Смелость перед жизненными трудностями – это одно из базовых качеств каждого успешного человека.
Волевые личности сталкиваются с неурядицами, проблемами, неудачами и препятствиями, но они могут найти в себе достаточно силы, чтобы преодолеть все преграды. Они не останавливаются на пути к цели, даже когда для этого требуются титанические усилия.
Умение контролировать себя
Для волевых людей характерен высокий уровень самоконтроля. Они способны работать, даже когда совсем не хочется, находят в себе силы после фразы «я больше не могу». Проведите для себя небольшой тест для определения уровня самоконтроля: начните с малого – не отвлекайтесь от дел, чтобы проверить социальные сети, составьте распорядок дня, начните просыпаться и ложиться спать в одно и то же время. Помимо прочих положительных эффектов, это позволит развить самоконтроль.
Терпение
Необходимо уметь не только делать что-то, чего совсем не хочется, но также и отказываться делать то, чего желаете, но что может вам навредить. У терпения есть тесная связь с самоконтролем: необходимо уметь вовремя взять себя в руки, не поступать опрометчиво, не поддаваться импульсивному порыву или аффекту.
Самостоятельность
Волевой человек обязательно должен быть самостоятельным. Он может сам принять решение без сторонней помощи и в одиночку взять на себя ответственность за свой выбор. Он способен зайти намного дальше: после принятия определенного решения человек с волевыми качествами может самостоятельно воплотить свою идею в жизнь.
Это не означает, что все требуется делать в одиночку, но волевая личность должна быть готовой к подобному развитию событий. Она не будет перекладывать ответственность на чужие плечи, все время просить о помощи. Такой человек самодостаточен и самостоятелен.
Упорство
Данная черта свойственна всем волевым людям. Если такой человек задумал что-либо сделать, то он непременно реализует свою затею. Зачастую люди сталкиваются с тем, что не в состоянии четко определить, правильно ли они решили. В результате из-за подобной неуверенности они предпочитают ничего не решать. Необходимо бороться с подобными сомнениями. Порой лучше выбрать хоть что-то, чем оставаться бездействующим.
Уверенность в себе
Для неуверенного человека свойственна бездеятельность. Он боится неудач, а принятие любого решения для него подобно пытке. Чтобы начать активно действовать, требуется развивать уверенность в себе.
Способность концентрироваться
Довольно часто необходимо отбросить все лишнее, всецело посвятив себя важному. Нужно формировать в себе умение концентрировать внимание на том, что является главным сейчас, и игнорировать второстепенное. Особенно это относится к «пожирателям времени» и ненужному труду.
В завершение мы настоятельно советуем продолжать развивать в себе волевые качества.
Волевой человек
Кто могуч? Тот, кто может побеждать свои дурные привычки.
Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия.
Ничего нет трудного для человека, имеющего волю.
Сильная воля преодолевает все.
Народ хочет, чтобы им правил честный, добрый,
мудрый и волевой человек. Но в конституции
написано, что править может только один.
Волевой человек как качество личности – способность проявлять большую психическую силу и благоразумие, не отступая перед трудностями и препятствиями; способность посредством разума управлять своим умом, чувствами и желаниями.
Мужик решил завязать с алкоголем. Идёт мимо магазина, думает: «Всё, не вхожу!» Через 10 метров: «Усложняем эксперимент – вхожу, но ничего не покупаю!» Входит в магазин – видит любимый вермут. «Усложняю эксперимент – покупаю, но не пью!» Купил, принёс домой, посмотрел: «Усложняю эксперимент – налью стакан, но не выпью!» Усложнил. Дальше: «Усложняю! В рот наберу – но глотать не буду!» Набрал в рот и … сглотнул. «Вот ведь сила воли! Не хотел пить, а выпил!»…
Встречаются две подруги: — Привет, что делала? — По магазинам гулять ездила, но ничего не купила. — Зачем тебе это? — Хочу стать волевой личностью.
Волевой человек умеет побеждать ненасытные, глупые и вредные желания своего тела. Если человек не умеет контролировать свои чувства, его никак нельзя считать волевым.
Главное — это сила воли! Моя заветная цель – стать волевым человеком. Я решила не есть после 18:00, точно не есть после 21:00 и уж совсем ни крошки после 23:00! Три дня пробыла на диете. Ночью захотела пить, подошла к холодильнику, дальше всё как в тумане… Очнулась, когда запивала шоколадку борщом!
Волевой человек достоин уважения, если усилия его могучей воли направлены на совершение высоконравственных поступков, на достижение благих, высоких целей. В реализации дурных желаний сильная воля не друг, а враг человека.
Психолог Владимир Леви пишет: «Человеком с сильной волей обычно называют того, кто умеет добиваться своего. Следуя этому топорному представлению, приходится считать волевым алкоголика, умеющего напиться при всех условиях, наркомана, который из-под земли достанет что надо, уколется, нанюхается… Любой упёртый упрямец- образец силы воли. Лентяй тоже — несокрушимая воля к самосохранению путем ничегонеделанья. Какая воля, к чему воля, КУДА — вот вопрос. Люди устроены и настроены не одинаково».
Безвольный человек плывёт по течению, волевой, но неразумный — против течения, и только человек соображающий — плывёт реально, куда ему надо!
Говорят, что волевой человек может всё. А пасту обратно в тюбик может засунуть или высунуть электрическую лампочку изо рта?
Волевой человек не может жить бесцельно. Целеустремленность, сама по себе, представляет собирательное волевое качество, отражающее сознательное стремление человека к достижению целей. Разумная воля идёт к своей высокой цели.
Посмотрите на своё окружение. Как мало среди них волевых людей. Большинство ждут, не дождутся окончания рабочего дня, чтобы скорее напиться и забыться. Принуждение самого себя работать через силу не даёт человеку воплотить свою волю. Люди, реализующие свою цель, живут в гармонии с самими собой и с внешним миром. У них есть самое важное – свобода воли. Слово «воля» имеет и другое значение – свобода. Не случайно, что человеческое качество и свобода звучат одинаково. Нельзя быть волевым человеком, если ты лишил себя свободы выбора.
Воля, не подкреплённая делами, перерождается в безволие. «Не существует больших талантов без большой воли, – писал Оноре де Бальзак, – Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает”. Когда журналистка на вопрос Улановой: “Что вы делаете, когда у вас не пишется?”- ответила: “Откладываю бумагу в сторону”, балерина заявила: “Напрасно. А вы попробуйте хоть страничку одним усилием воли заставить себя написать, увидите – вторая пойдет легче, а с третьей придет и вдохновение”. И это действительно так: волевой человек воспитывается в любимом деле.
На войне цели воина – сокрушить врага и выжить. А. П. Довженко в рассказе “Воля к жизни” писал о том, как, будучи на фронте во время Великой Отечественной войны вместе со своим другом врачом-хирургом, он как-то обратился к тому с вопросом: “Скажи мне, друг, вот ты проработал на фронте почти полтора года, ты резал тысячи людей, скажи, нашел ли ты, купаясь ежедневно в котле людских страданий, что-нибудь новое, неведомое, какую-нибудь тайну в человеке на войне или ты дальше своего ножа не видел и ничего не нашел. ” И хирург ответил: “Нашел. Воля. Человек на войне это воля! Есть воля, есть человек! Нет воли – нет человека! Сколько воли, столько и человека! Вот что я нашёл!”
Тест по Психологии «ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ» для СПО
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вопросы и эндемия к главе 3
ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Конкретный человек со своеобразными физическими, физиологическими. психологическими, социальными качествами и свойствами — эго:
Раскройте сущность понятия «личность». Какая функции общения играет ведущую роль п процессе становления личности?
Из предложенных определений выберите те. которые по смыслу соответствуют: а) темпераменту; б) экстраверсии; в) интроверсии.
А. Ориентация на свои ощущения, впечатления и мысли; внешнее спокойствие, небольшой круг знакомых, погружение в воспоминания.
Б. Динамическая характеристика психической деятельности.
В. Ориентация на происходящее вокруг, на внешние впечатления, легкость вступления в контакт, любовь к рискованным действиям.
Приведите примеры разных типов темперамента.
Укажите особенности, которые характеризуют флегматика:
а) повышенная активность;
б) длительная работоспособность;
г) сосредоточенность внимания;
и) стойкие формы поведения;
л) быстрая переключаемость;
м) бедность движений.
Выберите те из определений, которые по смыслу соответствуют понятиям: а) холерик; б) флегматик; в) сангвиник; г) меланхолик.
А. Склонность к переживанию. вялость, застенчивость иробостьпри общении с незнакомыми людьми, быстрая утомляемость, сдержанность речи и движений.
Б. Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота смены настроения, работоспособность, склонность к лидерству.
В. Медлительность, сосредоточенность внимания, терпеливость, слабость внешних проявлений, уравновешенность, пассивность, работоспособность. вдумчивость.
Г. Жизнерадостность, уравновешенность, общительность, богатство и выразительность мимики, часто меняющиеся привязанности. легкость переживания неудач.
Укажите особенности, которые характеризуют холерика:
в) переменчивость настроения;
г) сосредоточенность внимания;
ж) порывистость в движениях;
з) ровное и спокойное настроение;
и) возбужденное состояние;
к) невыразительность речи;
л) быстрая приспосабливаемостъ к новой обстановке;
Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:
Отношение к критике
Отношение к новому
Неповторимое индивидуальное сочетание, или совокупность особенностей личности. — это:
В течение жизни у человека могут изменяться:
в) оба ответа верни:
г) оба ответа неверны.
Основой характера является:
Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «человеке характером», «мямля», то подразумеваем:
а) свойства темперамента;
б) волевые черты характера;
в) оба ответа верны;
г) оба ответа неверны.
Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. — это:
Решительный и торопливый — это синонимы? а) да; б) нет.
Ответ поясните (для этого воспользуйтесь словарями).
Вспомните уроки литературы и охарактеризуйте образ «лишнего человека» с позиции основных этапов нолевого процесса.
Из предложенных определений выберите те. которые по смыслу соответствуют: а) целеустремленности; б) самообладанию; в) самостоятельности; г) решительности; д) настойчивости.
А. Умение человека принимать своевременные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.
Б. Волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать с во и силы для относительно длительной борьбы с трудностями. встречающимися при достижении целей.
В. Умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели.
Г. Волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями. чувствами, действиями и поступками.
Д. Способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть.
Волевое качество человека, направленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений. — это:
В течение пяти лет девушка поступала в один и тот же институт и каждый год не набирала нужного количества проходных баллов. Но на пятый год поступления се мечта осуществилась.
Какие основные волевые качества преобладали у девушки? Ответ обоснуйте.
Закончите предложения, которые соответствуют вашему характеру.
А. Мне трудно назвать себя волевым человеком потому, что.
Б. Мои друзья считают меня волевым человеком из-за того. что.
В. Я считаю себя волевым человеком потому, что.
Г. Некоторые знакомые называют меня безвольным из-за того, что.
Для того чтобы дать обоснованный ответ, проанализируйте основные волевые качества человека.
Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы в ней. характеризуют:
а) в знаниях, умениях, навыках;
б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков.
Человек появляется на свет:
а) с общими способностями;
в) со специалм1ыми способностями.
Высокий уровень развития специальных способностей называют:
Из предложенных определений выберите те, которые но смыслу соответствуют: а) эмоциям: б) настроению; в) страсти: г) аффекту.
А. Сильное кратковременное эмоциональное состояние, возникающее внезапно.
Б. Яркое, сильное, возможно длительное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей.
В. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающее действия, мысли и поведение человека.
Г. Выражение в переживании отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции, при которых у человека «все и руках горит», он «готов свернуть горы»:
Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях?
А. «Что-то я сегодня не в духе», — говорит коллега после неудачного разговора с клиентом.
Б. «Две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал кошт, деньги» (из разговора двух приятелей).
В. В конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и отшвырнул его в сторону.
Что означают выражения: «Смотреть сквозь розовые очки». «Видеть все в темном цвете»?
Опишите эмоции холерика, флегматика, сангминика. меланхолика.
Для какого типа темпераме1гта характерно устойчивое, жизнерадостное настроение?
Укажите правильный ответ. Научные работы по клонированию сопровождаются:
а) интеллектуальными чувствами:
г) все ответы верны;
д) все опиты неверны.
Выбор опита аргументируйте.
Мимика и пантомимика:
а) помогают общению;
б) препятствуют общению;
в) ни помогают, ни препятствуют.
Проявление эмоций зависит:
б) от темперамента; н) от привычек;
г) от принятых правил приличия;
д) все ответы верны;
с) все ответы неверны.
Волевые действия проявляются в умении:
а) контролировал, свои эмоции;
в) пропилить терпение;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
Эмоциональное состояние собеседника мы определяем:
а) по вербальным средствам общении;
б) по невербальным средствам общения:
в) оба ответа верны;
г) оба ответа неверны.
Личность — :гго человек, включенный в систему общественных отношений; он формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности. В процессе становления личности ведущей функцией общения является формирующая.
I — холерик. 2 — сангвиник. 3 — флегматик. 4 — меланхолик.
а) — Б. б) — В. в) — Г. г) — А.
Таблица с ответом приведена на с. 164.
a). 1 1. а). 12. а). 13. б). 14. в). 15. б).
Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.. 1988.
Решитемлый: 1. Твердый в поступках, неколеблющийся. 2. Исполненный твердости, непреклонности (с. 554).
Торопливый — склонный торопиться, поспешный, быстрый (с. 656).
«Лишний человек» — принимает хорошие решения, но не доводит свои начинания до конца, т.с. полное отсутствие четвертого этапа волевого процесса.
а) — А б) — Г. в) — В. г) — Л. д) — Б.
25. а) — Г. б) — В в) — Б. г) — А.
а) настроение; б) страсть; в) аффект.
Взаимосвязь цвета и настроения.
Холерик — сильные эмоции; флегматик — слабые; сангвиник — поверхностные; меланхолик — глубокие, длительные.
Характеристика типов темпераментов
Отношение к критике
Отношение к новому
Положительное, сменяется отрицательным и наоборот
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1034913
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Деловая культура и психология общения
д) отсутствие внимания к тому, слушает ли собеседник и как реагирует на информацию;
е) поглощенность собой, своей речью и чувствами.
74. Какая из характеристик по смыслу соответствует понятиям: а) конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межличностный конфликт; г) межгрупповой конфликт; д) конфликт между группой и личностью?
1. Конфликт, возникающий между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей.
2. Столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений, взглядов партнеров по общению.
3. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.
4. Столкновение противоположно направленных интересов различных групп.
5. Противоречия, возникающие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами общения.
75. Отметьте причины, способствующие возникновению конфликта:
а) многословие одного из партнеров;
б) коммуникативные барьеры;
в) личностно-индивидуальные особенности партнера;
д) неконтролируемость эмоционального состояния;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
76. Конфликтная ситуация — это:
а) открытое противостояние взаимоисключающих интересов;
б) накопившиеся противоречия;
в) стечения обстоятельств.
77. Конфликтогены — это слова, действия (бездействия), которые:
а) способствуют возникновению конфликта;
б) препятствуют возникновению конфликта;
в) помогают разрешить конфликт.
78. Определите, какая ситуация характеризует: а) внутриличностный конфликт; б) межличностный конфликт.
1. Конфликт, возникающий у руководителя организации в результате проявления родственных чувств к одному из подчиненных и служебного долга.
2. Конфликт между руководителем и подчиненным по поводу премирования.
79. «Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон» — это:
80. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) сотрудничеству; б) компромиссу; в) избеганию; г) соперничеству; д) приспособлению.
1. Открытая борьба за свои интересы.
2. Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон.
3. Стремление выйти из конфликта, не решая его.
4. Урегулирование разногласий через взаимные уступки.
5. Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
81. Укажите позиции, которые соответствуют компромиссу.
1. Одна из сторон обладает достаточной властью и авторитетом.
2. Обе стороны обладают одинаковой властью.
3. Обе стороны желают одного и того же, и удовлетворение этою жвла ния имеет большое значение.
4. Когда иного выбора нет и терять уже нечего.
5. Возможность выработать временное решение, так как на выработку
другого нет времени.
6. Одна из сторон считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
82. Какая стратегия поведения позволяет выработать навыки слушания, приобрести опыт совместной работы, навыки аргументации, выработать умения сдерживать свои эмоции:
83. Укажите позиции, которые соответствуют приспособлению:
а) правда на вашей стороне;
б) недостаток власти для решения проблемы желаемым способом;
в) лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать
г) открытое обсуждение проблем приведет к ухудшению ситуации;
д) предмет разногласия неважен и случившееся не особо волнует.
84. Укажите позиции правильного поведения в условиях конфликтной
а) настаивая на своем предложении, не отвергайте предложения партнера, рассматривайте все предложения и оценивайте все «за» и «против»;
б) демонстрируйте свое превосходство;
в) не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию;
г) независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения с партнером;
д) старайтесь как можно чаще обращать внимание па отрицательное эмоциональное состояние партнера: «Что ты злишься?»; «Не надо так
е) предлагайте партнеру включать механизм идентификации: «Если бы вы были на моем месте, какие действия предприняли бы?»
85. Чего нельзя допускать в условиях конфликта:
а) преувеличивать свои заслуги;
б) обрушивать на партнера множество претензий;
в) исходить из добрых намерений партнера;
г) видеть все только со своей позиции;
д) учитывать интересы партнера по общению;
е) критически оценивать партнера.
1. «Бытие» — наиболее широкая по объему, охватывающая все многообразие реального мира категория, обозначающая доступную нам совокупность существующего, мир в целом.
Понятию «бытие» равнозначны термины «действительность», «сущее» (Островский Э. В. Основы философских знаний. — М., 1998).
Без общения невозможно существование человеческого общества. Человек становится человеком только в процессе общения, установления межличностных отношений.
3. б) нет. Общение — это процесс обмена информацией.
4. Вздорный человек; позитивный человек, всезнайка; болтун; трусишка; хладнокровный, неприступный собеседник; важная птица; незаинтересованный собеседник; почемучка. Всего девять «абстрактных типов».
6. А — 2) принцип доверительности.
Б — 1 — 2) принцип «здесь и сейчас».
В — 4) принцип проблематизации.
Г — 5) принцип персонифицирования.
Д — 3) принцип паритетности.
7. б) формирующая функция. Она проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. Окружающие взрослые научили ребенка читать, говорить, писать, есть, пить, правильно вести себя в обществе.
11. При беседе с клиентом применяют диалогический тип межличностного общения. Диалогическое общение основано на равноправии партнеров.
12. Роль — способ поведения, который задается обществом.
14. 3) «эффект упреждения», или «эффект первичности и новизны».
15. б) «эффект проекции».
17. Высшая форма эмпатии действенная. Она характеризует нравственную сущность человека.
18. «Включается» индификация.
21. в) стереотипизация (по социальному статусу).
22. Например, профессиональные стереотипы; этнонациональные стереотипы («немец — педант»; «южный человек — темпераментный»).
25. а) Для «контролера» характерно монологическое общение, гак как он стремится заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации.
33. а) да. Некоторые жесты, как и слова, могут иметь несколько значений. Например: закрытая поза — «руки скрещены на груди», но в холодном помещении это может означать, что человек замерз.
62. б). Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1988. Комплимент — любезные, приятные слова, лестный отзыв (С. 234). Лесть — лицемерное, угодливое восхваление (С. 260).
65. Карнеги Д. Часть 2; глава 3.
III. Проявление индивидуальных особенностей личности
Знание своих индивидуальных особенностей, умение анализировать индивидуальные особенности собеседника имеют большое практическое значение для непрерывного саморазвития и профессионального роста учащихся. Определение индивидуально-психологических особенностей собеседника позволяет выработать модель поведения в процессе общения, и особенно в конфликтной ситуации.
Знания в области психологии общения помогают учащимся легче адаптироваться к современным условиям рынка и ориентироваться на повышение индивидуальной конкурентоспособности.
1. Конкретный человек со своеобразными физическими, физиологическими, психологическими, социальными качествами и свойствами — это:
2. Раскройте сущность определения «личности». Какая функция общения играет ведущую роль в процессе становления личности?
3. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) темпераменту; б) экстраверсии; в) интровсрсии.
1. Ориентация на свои ощущения, впечатления и мысли; внешнее спокойствие, небольшой круг знакомых, погружение в воспоминание.
2. Динамическая характеристика психической деятельности.
3. Ориентация на происходящее вокруг, на внешние впечатления, легкость вступления в контакт, любовь к риску и действиям.
4. На примере, рассмотренном на с. 71, определите тип темперамента каждого молодого человека.
5. Укажите особенности, которые характеризуют флегматика:
а) повышенная активность;
б) длительная работоспособность;
г) сосредоточенность внимания;
и) стойкие формы поведения; к) непоседливость; л) быстрая переключаемость; м) бедность движений.
6. Выберите те из определений, которые по смыслу соответствуют понятиям: а) холерик; б) флегматик; в) сангвиник; г) меланхолик.
1. Склонность к переживанию, неэргичность, застенчивость и робость при общении с незнакомыми людьми, быстрая утомляемость, сдержанность речи и движений.
2. Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота смены настроения, работоспособность, склонность к лидерству.
3. Медлительность, сосредоточенность внимания, терпеливость, слабость внешних проявлений, уравновешенность, пассивность, работоспособность, вдумчивость.
4. Жизнерадостность, уравновешенность, общительность, богатство и выразительность мимики, часто меняющиеся привязанности, легкость переживания неудач.
7. Укажите особенности, которые характеризуют холерика:
в) переменчивость настроения;
г) сосредоточенность внимания;
ж) порывистость в движениях;
з) ровное и спокойное настроение;
и) возбужденное состояние;
к) невыразительность речи;
л) быстрая приспосабливаемость к новой обстановке;
8. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:
9. Заполните таблицу.
Характеристика типов темперамента
Отношение к критике
Отношение к новому
10. Неповторимое индивидуальное сочетание, или совокупность особенностей личности — это:
11. В течение жизни у человека могут изменяться:
в) все ответы верны;
г) все ответы неверны.
12. Основой характера является:
13. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «человек с характером», «мямля», то подразумеваем:
а) свойства темперамента;
б) волевые черты характера;
в) все ответы верны;
г) все ответы неверны.
14. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий — это:
15. Решительный и торопливый — это синонимы? а) да; б) нет.
Ответ поясните (для этого воспользуйтесь словарями).
16. Вспомните уроки литературы и объясните образ «лишнего человека» с позиции основных этапов волевого процесса.
17. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) целеустремленности; б) самообладанию; в) самостоятельности; г) решительности; д) настойчивости.
1. Умение человека принимать своевременные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.
2. Волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной борьбы с трудностями, встречающимися при достижении целей.
3. Умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели.
4. Волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступками.
5. Способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть.
18. Волевое качество человека, направленное на активное, старательное и систематическое исполнение приятных решений — это:
19. В течение пяти лет девушка поступала в один и тот же институт и каждый год не набирала нужного количества проходных баллов. Но на пятый год поступления ее мечта осуществилась.
Какие основные волевые качества преобладали у девушки? Ответ обоснуйте.
20. Закончите предложения, которые вам соответствуют.
1. Мне трудно себя назвать волевым человеком потому, что.
2. Мои друзья считают меня волевым человеком из-за того, что.
3. Я считаю себя волевым человеком потому, что.
4. Некоторые знакомые называют меня безвольным из-за того, что. С целью обоснованности ответа проанализируйте основные волевые
21. Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы
в ней, характеризуют:
22. Способности проявляются:
а) в знаниях, умениях, навыках;
б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков.
23. Человек появляется на свет:
а) с общими способностями;
в) со специальными способностями.
24. Высокий уровень развития специальных способностей называют:
25. Из предложенных определений выберете те, которые по смыслу соответствуют: а) эмоциям; б) настроению; в) страсти; г) аффекту.
1. Сильное, кратковременное эмоциональное состояние, возникающее внезапно.
2. Яркое, сильное, возможно длительное эмоциональное состояние,
направленное на удовлетворение потребностей.
3. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающие действия, мысли и поведение человека.
4. Явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
26. Эмоции, при которых у человека «все в руках горит», «готов свернуть горы»:
27. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях:
а) «Что-то я сегодня не в духе», — говорит коллега, после неудачного
разговора с клиентом;
б) «Две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал копить деньги» (Из разговора двух
в) В конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и отшвырнул его в сторону.
28. Что означают выражения: «Смотреть сквозь розовые очки», «Видеть все в темном цвете»?
29. Опишите эмоции холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика.
30. Для какого типа темперамента характерно устойчивое, жизнерадостное настроение:
31. Укажите правильный ответ. Научные работы по клонированию сопровождаются:
а) интеллектуальными чувствами;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны. Выбор ответа аргументируйте.
32. Мимика и пантомимика:
а) помогают общению;
б) препятствуют общению;
в) ни помогают, ни препятствуют.
33. Проявление эмоций зависит:
г) от принятых правил приличия;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
34. Волевые действия проявляются в умении:
а) контролировать свои эмоции;
в) проявлять терпение;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
35. Эмоциональное состояние собеседника мы узнаем:
а) по вербальным средствам общения;
б) по невербальным средствам общения;
в) все ответы верны;
г) все ответы неверны.
2. Личность — это человек, включенный в систему общественных отношений; он формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности.
В процессе становления личности ведущей функцией общения является формирующая.
4. 1 — холерик, 2 — сангвиник, 3 — флегматик, 4 — меланхолик.