Я откровенно признаюсь что в темноте я спать боюсь
Сергей Михалков — Сила воли: Стих
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
Анализ стихотворения «Сила воли» Михалкова
Впервые «Силу воли» Сергей Владимирович Михалков опубликовал в журнале «Мурзилка».
Стихотворение написано не позднее 1982 года. Поэту в эту пору исполнилось 69 лет, он мэтр советской детской литературы, лауреат множества государственных премий и почетный гражданин четырех городов, депутат, автор сборников стихов, басен, сценариев к кино и мультфильмам, создатель популярного сатирического киножурнала «Фитиль». Поэт счастливо женат, и к этому времени уже много раз становился дедушкой. В жанровом отношении – быль о воспитании характера, рифмовка смежная, 5 строф (последняя – одностишие). Стихотворение открывается исповедью главного героя. Оказывается, он боится спать в темноте. Причину этого страха он не объясняет, но немного нужно проницательности, чтобы догадаться – кого он боится. Конечно, фольклорного персонажа вроде буки или бабая. Тех самых, от которых страдают, к примеру, непослушные дети. Тех, кого можно было бы мигом распугать ярким светом, но герой на поводу у фантастических существ не идет. Мальчик весьма живописно описывает свои ощущения от ночи, проведенной в собственной детской комнате (как известно, не у всех она была). Тьма становится осязаемой и словно окутывает беспомощного героя под одеялом со всех сторон. А тут еще мама по привычке занавешивает окно, уничтожая малейший источник света. Мальчик мужественно борется с паническим желанием стремглав броситься к выключателю. Вторую и третью строфу он занимается самовнушением: лежи, глаза закрытыми держи. Постепенно страх и чудовища отступают, сознание путается и герой засыпает. «Разве я не молодец!»: примерно так он рассуждает утром, проснувшись. В следующей строфе опять идет описание легких путей, которых мальчик не ищет: не выключать свет, не занавешивать, спать при свете хотя бы ночника. В финале он возмущенно гонит прочь малодушие: так же можно трусом стать. Поэт, как знаток детской психологии, касается в стихах вполне актуальной проблемы и предлагает ее достойное решение. Он побуждает детей сочувствовать герою и учиться признаваться хотя бы самому себе в своих страхах и трудностях. Ряд лексических повторов (лежу) и отрицаний, анафора (глаза), эпифора (боюсь), внутренний монолог, многосоюзие, перечисления, несколько восклицаний, многоточие.
Планомерная закалка характера – лейтмотив дидактического произведения С. Михалкова «Сила воли».
Сила воли — Сергей Михалков
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь —
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 131
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Прочитано 3943 раз(а)
Другие стихи Михалкова
Где очки — Сергей Михалков
Велосипедист — Сергей Михалков
Бедный Костя — Сергей Михалков
Все стихи Михалкова
Рекомендуем Вам прочитать
Времена года. Сборник стихов — Токмакова И.П.
Кавот и Камут — Заходер Б.
Хороший гусь — Осеева В.
Я поссорился с Митей,А потом заскучал.Я сказал ему: «Митя!Я нарочно кричал. Я нечаянно, Митя.Я уже не сержусь.Но ты тоже ведь, Митя,Хороший гусь!»
Добавить комментарий Отменить ответ
Фольклор для детей
Стихи на праздники
Времена года и природа
Стихи по интересам:
Сказка о дружбе Щёточки и зубной Нити
Хотите послушать, что за разговор произошел однажды в ванной комнате? Так вот, нашей зубной Щёточке выпала честь познакомиться и подружиться с зубной Нитью. Подружки начали проводить время вместе и очень дорожили своей дружбой. — Расскажите,…
Сказка о том, как старый чистик хотел рассказать молодым чайкам-каюхам, какого цвета бывает море. Чайки не захотели слушать, им казалось, что море бывает только синее. Но вскоре одни убедились, что море бывает и желтым, и…
Почему щука в море не живет
История о том, как однажды надоело щуке в реке и забежала она в море. Она думала, что тут и в засаду прятаться не надо: кругом добыча, сама в рот лезет. Но оказалось, что в море…
Сказка об одиноком кактусе
Рос в одной пустыне колючий кактус. Обыкновенный кактус, зелёного цвета, с острыми, длинными колючками. И все было бы замечательно, если бы ни одно обстоятельство — у кактуса никак не росли цветочки. Кактус много думал, почему…
Рассказ про двух старшеклассников, которым летом удалось попасть в настоящую научную экспедицию. Первые дни вместо ожидаемой полевой романтики им пришлось таскать под проливным дождём дрова, а затем пытаться разжечь из них костёр. Но однажды им…
Третий ящик Пандоры
Рассказ о том, как учитель задержался в школе с проверкой уроков до позднего вечера. Все учителя уже ушли и ему надо было взять запасной ключ от школы в тумбочке в кабинете домоводства. Он позвонил маме,…
Веселая история про двух студентов пединститута, а на время зимних каникул – вожатых в детском оздоровительном лагере, который располагался в живописном пригороде. Начальник лагеря поручил им привезти три елки из питомника, но студенты забыли записку…
Интересная история о том как к автору в московскую квартиру повадилась приходить большая крыса. Она совсем не боялась хозяина, хозяйничала во всех комнатах, но поймать ее никак не удавалось… Крыс читать Я проснулся глубокой ночью…
Про паука и трех слонов Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. Каждый чуть побольше мошки, Копошатся на дорожке, Поднимают хоботки, Собирают лепестки. Но их увидал мой знакомый паук И прошептал: “Осторожнее, друг! Не прыгайте…
Перевод с французского и составление М. Кудинова. Мир детворы Я с Синей Птицей не знаком, Не носит сапоги мой кот, И Серый Волк в лесу густом Со мною речь не заведёт. Нет каравеллы у меня,…
Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!…
У нашего Йована У нашего Йована Курица подкована. Петухи запряжены, В сапоги наряжены; Овцы яйца несут. Козы yток пасут, Муравьи клюют овёс, Поле пашет старый пёс. Скворец Чёрный скворец Пошел во дворец В белой рубахе…
Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…
История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…
Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…
Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…
Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…
Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…
История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…
Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…
Урок литературного чтения по теме С. Михалков «Сила воли»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет Литературное чтение
Учитель: Пустовалова Г. В.
Тема урока: С. Михалков «Сила воли»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: формирование представлений учащихся о силе воли
продолжить знакомство учащихся творчеством С. Михалкова;
формирование навыка беглого осознанного чтения;
формирование умения работать с учебным текстом,
развитие ассоциативного мышления: умение устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное;
развитие творческих способностей;
развитие эмоциональной сферы.
воспитание положительных качеств человека;
воспитание интереса к чтению и творчеству С. Михалкова;
Предметные: научатся определять смысл произведения, рассказывать о героях, выражая собственное отношение, давать характеристику герою и его поступкам, расширят свой читательский кругозор;
Метапредметные: научатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя, основам смыслового чтения, выделять существенную информацию, формировать собственное мнение и позицию. Участвовать в диалоге;
Личностные: научатся ценить и принимать базовые ценности: добро, труд, терпение, силу воли; выражать свои эмоции;
Оборудование : портрет, выставка книг С. Михалкова, диск с песней «Человек хороший», презентация.
I . Организационный момент. Психологический настрой.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания
Проявим мы старание.
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
II . Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»
Как поэту С. Михалкову удаётся возвращаться в детство?
III . Постановка проблемы. Определение темы и целей урока.
Чтение стихотворения «Смешные человечки»
— Ребята, помогите мне разобраться.
У меня проблема, я отразила ее в стихотворении. Послушайте его и ответьте мне на мой вопрос.
Я – такая же, как все,
И во мне всегда везде
Спорят шумные, смешные
Злючка ссорится с Добрушкой,
Капризулька с Хохотушкой,
Зазнавалка с Помогалкой,
Где-то там сидит Боялка.
То Старалка, то Ленючка
Уведут меня под ручку,
А потом, я знаю четко:
Все вверх дном перевернет,
Скажет правду и соврет.
Помогите мне решить,
С кем дружить и не дружить?
(дети отвечают на вопрос)
— Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный?
— Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (о человеке)
А теперь поработайте в группах.
Выбрать качества, которые должны быть у человека.
1 группа : смелость, трусость;
2 группа : лень, трудолюбие;
3 группа : сила воли, трусость
Какое качество вам не совсем понятно?
Попробуем воспользоваться приёмом «Дерево предсказаний»
— Что такое сила воли в вашем понимании? Какие понятия схожи с понятием «сила воли»
Откройте учебники, прочитайте тему урока. (С. Михалков «Сила воли»)
Какие цели поставите перед собой?
Учиться бегло и выразительно читать;
Умело отвечать на поставленные вопросы;
-А ещё сегодня мы узнаем, как воспитывать в себе силу воли.
Слово о С. Михалкове. (портрет)
Жил на свете один человек, который неустанно работал над собой. Это Сергей Михалков. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также.
Нас ждет его откровенное признание.
IV . «Открытие нового знания»
1. Сл. работа: откровенно
— Что значит откровенное признание?
2. Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
— Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
Ну, разве я не молодец!
— Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно,
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
— Почему автор решил не выключать свет, а побороть свой страх силой воли?
— А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?
Разминка (для глаз, дыхательная, речевая, физическая)
Закроем глаза – и вокруг темнота…
Вот небо, вот звезды, луна… Красота!
Вдохнем и задержим дыхание,
Услышим деревьев шептание,
И выдохнем медленно очень…
Все спят, всем спокойной ночи…
Но утро! Откройте скорее глаза,
На улице шум и детей голоса.
Скажите мне радостно: «Утро!» (дети: «Утро!»)
И как же не хочется утром вставать,
Чуть-чуть, хоть немножко еще полежать.
Скажите мне нехотя: «Утро…» (дети: «Утро..»)
Но надо идти и не надо робеть,
Сегодня нам многое нужно успеть!
1.Чтение труднопроизносимых слов (слайд)
От-кро-вен-но (шепотом, по слогам) откровенно (хором, целым словом)
За-на-ве-ше-но (шепотом, по слогам) занавешено (хором, целым словом)
2. Чтение учащимися стихотворения по цепочке.
Задание перед чтением: Какое плохое качество поборол в себе герой? (трусость)
(после чтения дети отвечают на вопрос)
VII . Включение знаний в систему.
1.Работа над выразительностью речи
Чтение предложения : Я чувства этого боюсь.
— О каком чувстве говорит автор? (страх)
— Будем читать, делая логическое ударение на разных словах.
— Как меняется смысл?
И я лежу, закрытыми
— Где в этом предложении можно сделать паузу?
2. Выразительное чтение учителем
Задание перед чтением:
— Как меняется интонация к концу стихотворения?
3 Выборочное (выразительное) чтение.
Найдите отрывок, где герой:
— начинает испытывать страх;
— борется со страхом;
Если не согласны с утверждением – встать, если согласны –сесть.
— Много дел. С чего начать мне
Все никак я не решу,
На диване полежу! (встают)
— Если встречу на дороге
Я бездомного щенка,
Накормлю и обогрею. (садятся)
— Если вкусную конфету
Мне подарит кто-то где-то,
И ни с кем не поделюсь. (встают)
— Чтоб здоровым было тело,
Лень отброшу и за дело!
Буду спортом заниматься:
Бегать, прыгать, обливаться! (садятся)
4. Работа по карточкам в парах.
Выбрать верное утверждение:
Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.
Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.
Чтение вслух утверждения.
Показываем на дереве предсказаний, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.
— Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»?
— Что бы еще добавили к нашему определению? Что считаете лишним? (вносятся изменения )
Чтение определения «сила воли» по «дереву предсказаний»
5. Составление синквейна
Какой? Смелый, трудолюбивый
Что делает? Не боится, трудится, работает
Основная мысль. Воспитание силы воли
Вывод. Сильный характер
Цветок-трилистник жёлтого и красного цвета. В центре дети пишут свое имя. На 3-х лепестках утверждения:
Стихотворение Михалкова меня многому научило.
Я понял, что такое сила воли.
Я буду бороться со своими недостатками.
— Прикрепите ваши цветочки к доске.
-Ребята, что вы можете сказать об этой картине?
Я откровенно признаюсь что в темноте я спать боюсь
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
Анализ стихотворения «Сила воли» Михалкова
Впервые «Силу воли» Сергей Владимирович Михалков опубликовал в журнале «Мурзилка».
Стихотворение написано не позднее 1982 года. Поэту в эту пору исполнилось 69 лет, он мэтр советской детской литературы, лауреат множества государственных премий и почетный гражданин четырех городов, депутат, автор сборников стихов, басен, сценариев к кино и мультфильмам, создатель популярного сатирического киножурнала «Фитиль». Поэт счастливо женат, и к этому времени уже много раз становился дедушкой. В жанровом отношении – быль о воспитании характера, рифмовка смежная, 5 строф (последняя – одностишие). Стихотворение открывается исповедью главного героя. Оказывается, он боится спать в темноте. Причину этого страха он не объясняет, но немного нужно проницательности, чтобы догадаться – кого он боится. Конечно, фольклорного персонажа вроде буки или бабая. Тех самых, от которых страдают, к примеру, непослушные дети. Тех, кого можно было бы мигом распугать ярким светом, но герой на поводу у фантастических существ не идет. Мальчик весьма живописно описывает свои ощущения от ночи, проведенной в собственной детской комнате (как известно, не у всех она была). Тьма становится осязаемой и словно окутывает беспомощного героя под одеялом со всех сторон. А тут еще мама по привычке занавешивает окно, уничтожая малейший источник света. Мальчик мужественно борется с паническим желанием стремглав броситься к выключателю. Вторую и третью строфу он занимается самовнушением: лежи, глаза закрытыми держи. Постепенно страх и чудовища отступают, сознание путается и герой засыпает. «Разве я не молодец!»: примерно так он рассуждает утром, проснувшись. В следующей строфе опять идет описание легких путей, которых мальчик не ищет: не выключать свет, не занавешивать, спать при свете хотя бы ночника. В финале он возмущенно гонит прочь малодушие: так же можно трусом стать. Поэт, как знаток детской психологии, касается в стихах вполне актуальной проблемы и предлагает ее достойное решение. Он побуждает детей сочувствовать герою и учиться признаваться хотя бы самому себе в своих страхах и трудностях. Ряд лексических повторов (лежу) и отрицаний, анафора (глаза), эпифора (боюсь), внутренний монолог, многосоюзие, перечисления, несколько восклицаний, многоточие.
Планомерная закалка характера – лейтмотив дидактического произведения С. Михалкова «Сила воли».
Предмет Литературное чтение
Учитель: Пустовалова Г. В.
Тема урока: С. Михалков «Сила воли»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: формирование представлений учащихся о силе воли
продолжить знакомство учащихся творчеством С. Михалкова;
формирование навыка беглого осознанного чтения;
формирование умения работать с учебным текстом,
развитие ассоциативного мышления: умение устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное;
развитие творческих способностей;
развитие эмоциональной сферы.
воспитание положительных качеств человека;
воспитание интереса к чтению и творчеству С. Михалкова;
Предметные: научатся определять смысл произведения, рассказывать о героях, выражая собственное отношение, давать характеристику герою и его поступкам, расширят свой читательский кругозор;
Метапредметные: научатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя, основам смыслового чтения, выделять существенную информацию, формировать собственное мнение и позицию. Участвовать в диалоге;
Личностные: научатся ценить и принимать базовые ценности: добро, труд, терпение, силу воли; выражать свои эмоции;
Используемые технологии: системно-деятельностная, личностно-ориентированная технология, частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), технология РКМ (дерево предсказаний, синквейн), здоровьесберегающая (физминутка)
Оборудование : портрет, выставка книг С. Михалкова, диск с песней «Человек хороший», презентация.
I . Организационный момент. Психологический настрой.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания
Проявим мы старание.
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
II . Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»
Как поэту С. Михалкову удаётся возвращаться в детство?
III . Постановка проблемы. Определение темы и целей урока.
Чтение стихотворения «Смешные человечки»
Ребята, помогите мне разобраться.
У меня проблема, я отразила ее в стихотворении. Послушайте его и ответьте мне на мой вопрос.
Я – такая же, как все,
И во мне всегда везде
Спорят шумные, смешные
Злючка ссорится с Добрушкой,
Капризулька с Хохотушкой,
Зазнавалка с Помогалкой,
Где-то там сидит Боялка.
То Старалка, то Ленючка
Уведут меня под ручку,
А потом, я знаю четко:
Все вверх дном перевернет,
Скажет правду и соврет.
Помогите мне решить,
С кем дружить и не дружить?
(дети отвечают на вопрос)
Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный?
Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (о человеке)
Коль мы будем говорить о человеке, давайте назовём качества человека плохие и хорошие.(два столбика)
А теперь поработайте в группах.
Выбрать качества, которые должны быть у человека.
1 группа : смелость, трусость;
2 группа : лень, трудолюбие;
3 группа : сила воли, трусость
Какое качество вам не совсем понятно?
Попробуем воспользоваться приёмом «Дерево предсказаний»
Что такое сила воли в вашем понимании? Какие понятия схожи с понятием «сила воли»
Откройте учебники, прочитайте тему урока. (С. Михалков «Сила воли»)
Какие цели поставите перед собой?
Умело отвечать на поставленные вопросы;
А ещё сегодня мы узнаем, как воспитывать в себе силу воли.
Слово о С. Михалкове. (портрет)
Жил на свете один человек, который неустанно работал над собой. Это Сергей Михалков. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также.
Нас ждет его откровенное признание.
IV . «Открытие нового знания»
1. Сл. работа: откровенно
Что значит откровенное признание?
2. Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
Ну, разве я не молодец!
Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно,
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?
Разминка (для глаз, дыхательная, речевая, физическая)
Закроем глаза – и вокруг темнота…
Вот небо, вот звезды, луна… Красота!
Вдохнем и задержим дыхание,
Услышим деревьев шептание,
И выдохнем медленно очень…
Все спят, всем спокойной ночи…
Но утро! Откройте скорее глаза,
Скажите мне радостно: «Утро!» (дети: «Утро!»)
И как же не хочется утром вставать,
Чуть-чуть, хоть немножко еще полежать.
Скажите мне нехотя: «Утро…» (дети: «Утро..»)
Но надо идти и не надо робеть,
Сегодня нам многое нужно успеть!
1.Чтение труднопроизносимых слов (слайд)
От-кро-вен-но (шепотом, по слогам) откровенно (хором, целым словом)
За-на-ве-ше-но (шепотом, по слогам) занавешено (хором, целым словом)
2. Чтение учащимися стихотворения по цепочке.
Задание перед чтением: Какое плохое качество поборол в себе герой? (трусость)
(после чтения дети отвечают на вопрос)
VII . Включение знаний в систему.
1.Работа над выразительностью речи
Чтение предложения : Я чувства этого боюсь.
Как меняется смысл?
И я лежу, закрытыми
Где в этом предложении можно сделать паузу?
2. Выразительное чтение учителем
Задание перед чтением:
Как меняется интонация к концу стихотворения?
3 Выборочное (выразительное) чтение.
Найдите отрывок, где герой:
Начинает испытывать страх;
Борется со страхом;
Если не согласны с утверждением – встать, если согласны –сесть.
Много дел. С чего начать мне
Все никак я не решу,
На диване полежу! (встают)
Если встречу на дороге
Я бездомного щенка,
Накормлю и обогрею. (садятся)
Если вкусную конфету
Мне подарит кто-то где-то,
И ни с кем не поделюсь. (встают)
Чтоб здоровым было тело,
Лень отброшу и за дело!
Буду спортом заниматься:
Бегать, прыгать, обливаться! (садятся)
4. Работа по карточкам в парах.
Выбрать верное утверждение:
Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.
Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.
Чтение вслух утверждения.
Показываем на дереве предсказаний, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.
Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»?
Чтение определения «сила воли» по «дереву предсказаний»
5. Составление синквейна
Какой? Смелый, трудолюбивый
Что делает? Не боится, трудится, работает
Основная мысль. Воспитание силы воли
Вывод. Сильный характер
Цветок-трилистник жёлтого и красного цвета. В центре дети пишут свое имя. На 3-х лепестках утверждения:
Стихотворение Михалкова меня многому научило.
Я понял, что такое сила воли.
Я буду бороться со своими недостатками.
Если с утверждением согласны, возьмите жёлтый цветок, если нет – красный.
Прикрепите ваши цветочки к доске.
Ребята, что вы можете сказать об этой картине?
(Появляется над полянкой солнышко)
Есть страна одна на свете,
Дружно в ней живут все дети.
Очень добрые, смешные
Вдоль по солнечной дорожке
Пусть шагают ваши ножки
Прямо к свету… А в итоге
К главной жизненной дороге!
(звучит песня «Человек хороший»)
Воспитывать положительные качества человека: смелость, щедрость, трудолюбие, силу воли, интерес к произведениям С. Михалкова;
Развивать критическое мышление, навыки беглого, выразительного чтения, речевую активность;
Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное в тексте.
Орг. момент. Психологический настрой.
О многом из книг узнавать.
(дети повторяют за учителем каждую строку)
Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения «Смешные человечки»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении.
Я – такая же, как все,
И во мне всегда везде
Спорят шумные, смешные
Злючка ссорится с Добрушкой,
Капризулька с Хохотушкой,
Зазнавалка с Помогалкой,
Где-то там сидит Боялка.
То Старалка, то Ленючка
Уведут меня под ручку,
А потом, я знаю четко:
Все вверх дном перевернет,
Скажет правду и соврет.
Помогите мне решить,
С кем дружить и не дружить?
(дети отвечают на вопрос)
Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный? Изобразите, как вы его представляете. (мимикой и жестами)
Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (о человеке)
Выбрать качества, которые должны быть у человека. (1 группа: смелость, трусость; 2 группа: лень, трудолюбие; 3 группа: сила воли, трусость) Заполнение кластера (положительные качества – ближе к человеку, отрицательные – дальше)
Создание ассоциативного ряда к понятию «сила воли»
Что такое воля? сила воли в вашем понимании?
Выслушиваются мнения учащихся, учитель записывает на доске. (терпение, старание, мужество, устремленность, упрямство)
Сегодня мы узнаем, как воспитывать в себе силу воли.
Слово о С. Михалкове. (портрет)
Нас ждет его откровенное признание
Сл. работа: откровенно
Что значит откровенное признание?
Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?
Ну, разве я не молодец!
Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно,
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
Мне подарит кто-то где-то,
И ни с кем не поделюсь. (встают)
Чтоб здоровым было тело,
Лень отброшу и за дело!
Буду спортом заниматься:
Бегать, прыгать, обливаться! (садятся)
Выбрать верное утверждение:
Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.
Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.
Чтение вслух утверждения. Показываем на кластере, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.
Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»
Чтение определения «сила воли»
Какой? Смелый, трудолюбивый
Что делает? Не боится, трудится, работает
Основная мысль. Воспитание силы воли
Вывод. Сильный характер
По выбору: выучить наизусть;
Цветок-трилистник. В центре дети пишут свое имя. На 3-х лепестках утверждения:
Стихотворение Михалкова меня многому научило.
Я понял, что такое сила воли.
Я буду бороться со своими недостатками.
Если с утверждением согласны, раскрасьте желтым цветом, если нет – красным.
Прикрепите ваши цветочки к доске.
Ребята, что вы можете сказать об этой картине?
Появляется над полянкой солнышко
Дружно в ней живут все дети.
Очень добрые, смешные
Вдоль по солнечной дорожке
Пусть шагают ваши ножки
Прямо к свету… А в итоге
К главной жизненной дороге!
Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Мой щенок»
Цель: формирование умения работать с информацией
Воспитывать любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;
Развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
Учить правилам дискуссии, разным видам чтения.