Я охотнее дарю чем даю в долг
Цитаты, только цитаты и ничего, кроме цитат
Цитаты из книг, фильмов, сериалов, блогов, статей и чего-нибудь еще.
Поиск цитат
11 мая 2009 г.
Мартти Ларни — Прекрасная свинарка
Прекрасная свинарка, или неподдельные нелицеприятные воспоминания экономической советницы Минны Карлссон-Кананен, ей самой написанные
* Мы все ужасно любим строго судить других, дабы самим не быть судимыми.
* Жизнь есть комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует.
* Аккуратный человек напрасно тратит свое драгоценное время, ожидая тех, кто опаздывает.
* Добродетель имеет много поклонников, но мало последователей.
* Золотое правило: не говори длинно, ибо жизнь коротка!
* Лесть подобна духам: можно упиваться их ароматом, но пить их нельзя.
* Многие мемуары напоминают адвокатскую речь или ванную комнату: и то и другое специально создано для очищения.
* У меня также имеются свои непоколебимые принципы: например, я охотнее дарю, чем даю в долг, поскольку и то и другое обходится одинаково дорого. <. >Я не понимаю современной поэзии и картин Пикассо, поскольку их значение надо разгадывать.
* Она знала по опыту: если мужу не дать всего, что он хочет, — потеряешь мужа. А если отдашь ему все, что имеешь, — тоже потеряешь его. Самое лучшее, следовательно, оставаться пассивной. Так она и поступала.
* Поскольку покойник не способен защищаться, я больше не хочу говорить о нем правду.
* Как нелогичны бывают мужчины! Пессимисты уверены, что все женщины — легкого поведения, оптимисты же, напротив, хотели бы, чтобы это было так.
* По самой сути своей мужчины жалки, но они отлично скрывают это при помощи самолюбия или хорошего аппетита.
* Я была бы очень несправедлива к мужчинам, если бы разделила их только на основные классы — на дураков, свиней, потаскунов и хамов. Я нашла в их массе множество приятных исключений, милых, очаровательных человеческих индивидуумов, которые могли бы наверняка стать образцовыми мужьями, если бы матери с детства не испортили их скверным воспитанием.
* Когда мужчина любит, брак для него ничего не значит; если же брак для него самое важное, тогда любовь ничего не значит.
* Добропорядочность [есть] не что иное, как наивность.
* Что стало бы с нашим миром, если бы человечество во всем полагалось на активность мужчин? Браки держались бы от силы один месяц. Ибо каждый мужчина готов предложить женщине страсть — на две недели, взамен же требует от нее два года страсти, двадцать лет любви и всю жизнь восхищения. Активность мужчины сразу кончается, едва он полюбит другую женщину, активность женщины, напротив, только тогда и начинается!
* Вице-директор тут же нервно заговорил, забыв золотое правило: не говори длинно, ибо жизнь коротка! Но, поскольку ему легче было произносить слова, чем думать, он, естественно, их произносил.
* Он посмотрел на меня ласковым взглядом, ну, по меньшей мере так, как человек, желающий любить ближнего своего.
* У Сеппо Свина резко опустились уголки рта. Он не терпел, чтобы ему напоминали его собственные слова.
* История человеческой мысли знает лишь одно убедительное правило хорошего поведения: «Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами».
* Любовь, как и грех, требует согласованных действий единомышленников.
* Деньги не прибавляли счастья, но они обеспечивали удобства.
* Мой обожаемый Ги де Мопассан когда-то сказал, между прочим (с присущей ему легкостью мысли), что наша жизнь — это постель: в ней мы рождаемся, любим и в ней же умираем.
* Взаймы брать лучше всего у пессимистов, так как они уже заранее не надеются что-либо получить обратно.
* Зубную боль и зависть очень трудно скрывать.
* Это был довольно молодой человек, его совесть еще не целиком состояла из боязни полиции, а патриотизм его не испарялся, даже когда речь заходила о налогообложении.
* Я не даю денег на благотворительность, поскольку большая часть их расходуется на жалованье чиновникам или расхищается.
* Я слепо следовала правилу Энсио Хююпия: ешь, пей и веселись, ибо завтра начнется пост!
* Взаимное недопонимание, как это обычно бывает, привело нас к решению вступить в брак.
* Он не был совершенно поверхностен, хотя вернейшим признаком поверхностного ума человека считают постоянную и неудержимую готовность слова, когда человеку, мягко выражаясь, не нужно лезть за словом в карман.
* Женщина никогда не может почувствовать полного счастья, пока не выйдет замуж, — а тогда уже слишком поздно.
* Если определять по учебнику логики, правда означает лишь тождественность содержания двух предложений. Но обычно о ней говорят бережно, стараясь экономить ее, поскольку она является большой резкостью.
* Люди, совершая безобразные поступки, прибегают обычно к красивым объяснениям.
* Надкусив яблоко, всегда приятнее увидеть в нем целого червяка, чем половинку его.
* Маленький сухой человек вытер со лба пот. Говорить ему было тяжело, но, вероятно, он знал, что рыть канавы еще тяжелее, а потому старался по мере сил тащить тяжкое бремя.
* Время для разговора я выбрала неудачное: раннее утро, когда большинство людей страдает хронической брюзгливостью. Умные люди поэтому выбирают профессию актера, чтобы иметь возможность спать до полудня.
* Я не могла осуждать моего компаньона за мнение, несогласное с моим, ибо если два человека всегда высказывают одно и то же мнение, то один из них просто лишний.
* У мужчин наблюдается естественная склонность не только к мании величия: для сохранения своего божественного самомнения они считают необходимым по каждому вопросу возражать против предложений, которые вносит женщина.
* Благородное мужское достоинство состояло в том, что мужчина всегда знал, что и как надо делать. Он называл это моралью. Зато женщина угадывала, что, по мнению мужчины, надо делать ей. Это именовалось внутренней чуткостью.
* Ненасытная жажда нежности и ласки, свойственная мужчинам, обычно перестает их мучить вне дома, но зато дома они всего быстрее освобождаются от джентльменства.
* Одна маленькая особенность отличает мужчину от свиньи: мужчина вечно требует со своей попечительницы нежности и пищи, а свинья — только пищи.
* — Милая, не трать на меня своих драгоценных слов: довольно и взгляда!
Охотно мы дарим, / Что нам не надобно самим
Охотно мы дарим, / Что нам не надобно самим
Из басни «Волк и Лисица» (1816) И. А. Крылова (1769—1844). Однажды Лисица досыта наелась курятины, взяла с собой добычи про запас и легла вздремнуть под стогом сена. Когда к ней подошел Волк и стал жаловаться на голод, она предложила ему сена — хоть целый стог: «Я куму услужить готова».
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши Лисой,
Пошел без ужина домой.
Употребляется: в прямом смысле.
Смотреть что такое «Охотно мы дарим, / Что нам не надобно самим» в других словарях:
Охотно мы дарим / Что нам не надобно самим — Из басни «Волк и Лисица» (1816) И. А. Крылова (1769 1844). Однажды Лисица досыта наелась курятины, взяла с собой добычи про запас и легла вздремнуть под стогом сена. Когда к ней подошел Волк и стал жаловаться на голод, она предложила ему сена… … Словарь крылатых слов и выражений
НАДОБНО — НАДОБНО, в знач. сказуемого, кому чему с инф., или кого что или чего (устар.). То же, что надо или нужно. «Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.» Крылов. «И надобно ж такой беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.» Крылов.… … Толковый словарь Ушакова
ОХОТНО — ОХОТНО, нареч. Без всякого неудовольствия, с большим желанием. «Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.» Крылов. «Когда нам скажут, что хотим, куда как верится охотно.» Грибоедов. «Она охотно восторгалась и еще охотнее предавалась меланхолии и … Толковый словарь Ушакова
обобщенно-личное предложение — Односоставное бесподле жащное предложение, главный член которого обычно выражен глаголом в форме 2 го лица единственного числа, реже в форме 1 го или 3 го лица множественного числа и обозначает действие, потенциально относимое к любому лицу.… … Словарь лингвистических терминов
Как будто им все должны: как правильно давать деньги в долг
Хочешь потерять друга – дай ему взаймы. Если вам хотя бы однажды не возвращали одолженные деньги, то вы наверняка знаете, что эта простая финансовая операция способна моментально испортить даже самые теплые дружеские отношения если не навсегда, то надолго. «МИР 24» спросил юристов и эксперта по этикету, как правильно давать деньги в долг.
Давать деньги безвозмездно следует, только если у вас есть уверенность, что вы не захотите получить их обратно. Точно ли подаренная сумма не вызовет у вас в дальнейшем никаких угрызений совести? Спросите себя об этом. Для всех остальных случаев вам пригодятся два навыка – умение отказывать и составлять расписки.
Начните с расписки
Допустим, вы решили дать в долг другу, родственнику или коллеге. Не спешите передать деньги и для начала составьте расписку или договор займа. Давать в долг без этого документа любую сумму, которую вы считаете весомой для своего бюджета, неразумно.
Как рассказал адвокат по семейным спорам Максим Никитин, договор займа обычно заключают, когда сумма превышает минимальный размер оплаты труда не менее, чем в десять раз (для жителей Москвы ориентиром можно считать сумму не меньше 200 тысяч рублей). В остальных случаях составляется упрощенная форма договора, то есть расписка. Если в ней не указан срок возврата, считается, что вы готовы одолжить деньги на срок больше одного месяца. Стоит понимать, что даже если одалживаемая сумма кажется вам несущественной, только расписка сможет подтвердить, что вы передали деньги.
Что нужно указать в расписке? Во-первых, паспортные и регистрационные данные заемщика. Во-вторых, срок и место возврата денег. Чтобы подтвердить сделку, достаточно ваших подписей. Убедитесь, что помимо подписи заемщика, в расписке указаны его полные фамилия, имя и отчество.
И для расписки, и для договора займа не обязательна нотариальная форма, но только она позволит доказать, что договор заключен не под воздействием угроз или насилия. Текст расписки должен быть полностью написан заемщиком, объяснил практикующий юрист, член коллегии адвокатов «Профессионал» Александр Романов.
Если вы не указали в расписке срок возврата займа и при этом уже хотите получить деньги назад, заемщик обязуется вернуть их в течение 30 дней с момента, когда вы озвучили ему такое требование.
Специалисты также рекомендуют указывать в расписке или договоре займа суд по месту регистрации заемщика. В него вы сможете подавать исковое заявление, если поймете, что без помощи судебных приставов вам не обойтись.
«Очень часто клиенты просят меня взыскать долг по договору займа, в котором не указано, что споры рассматриваются по месту нахождения заимодавца. Это значит, что исковое заявление необходимо подавать в суд по месту регистрации заемщика, который может быть зарегистрирован в тысячах километров от Москвы. Адрес регистрации заемщика должен быть обязательно указан в расписке, иначе суд не примет иск о взыскании долга», – пояснил Никитин.
После того, как суд вынесет решение о взыскании денежных средств и вручит вам исполнительный лист, отправляйтесь с заявлением в службу судебных приставов. Есть и альтернатива. Если сумма долга превышает 500 тысяч рублей, а срок невыплаты денежных средств превысил три месяца, то можно обратиться в Арбитражный суд и признать должника банкротом.
Договоритесь о процентах
Устанавливать ли проценты на сумму займа, обычно решают обе стороны сделки. Если вы договоритесь, что договор займа будет процентным, постарайтесь избежать в документе неопределенных формулировок, говорит адвокат Никитин.
Пример неудачной формулировки выглядит так: «Договор заключается с выплатой (ФИО) процентов на сумму займа в размере 10 процентов, которые (ФИО) обязуется выплатить не позднее 10-го числа каждого месяца, начиная с 10 апреля 2018». Согласитесь, совсем не понятно, на какой период начисляются проценты – 10 процентов годовых или 10 процентов в месяц.
Эксперт напомнил, что невозврат долга по договору займа не считается уголовным преступлением. Доказать факт мошенничества практически невозможно. Этим зачастую пользуются злоумышленники, которые берут в долг у знакомых и коллег значительные суммы, не собираясь их возвращать.
Не бойтесь отказать
Предположим, ваш друг знает, что вы располагаете достаточными средствами, чтобы дать в долг. Он просит выручить его и обещает, что совсем скоро оправится от неудач в работе, решит свои финансовые проблемы и быстро и безболезненно для вас обоих вернет одолженные деньги. Вы смотрите на ситуацию иначе. Перед собой вы видите непутевого друга, который еле сводит концы с концами и вряд ли сможет в ближайшее время выкарабкаться из долговой ямы. Вы настроены ни при каких условиях не давать ему в долг.
Но как правильно отказать? Самый простой способ – сказать, что вы тоже сейчас испытываете финансовые трудности.
«Для меня сейчас не лучшее время, чтобы давать взаймы» или «у меня нет такой возможности» – эти фразы безо всяких экивоков дадут понять, что рассчитывать на вашу помощь не следует, как, впрочем, и обижаться на ее отсутствие.
Такая мягкая форма отказа поможет вам сохранить и деньги, и дружбу.
«Главное четко и внятно озвучить отказ, – объясняет эксперт по деловому этикету Ольга Свежакова. – Собеседник должен услышать недвусмысленное «нет». Если при этом вам важно сохранить хорошие отношения, советую озвучить причину отказа. Она должна быть убедительной в глазах друга. Учитывайте его ценности. Например, подруга подруге может сказать, что «только что купила новые туфли, сама на мели» или «коплю на машину». Для разного типа людей эти причины могут быть одинаково вескими. Также вы можете предложить альтернативу. К примеру, обратиться к человеку, который охотно дает деньги в долг или воспользоваться интересным кредитным предложением, которое недавно появилось в вашем банке».
Узнайте о цели займа
При оформлении кредита в банке вас обязательно спрашивают, для каких целей вам понадобились средства. Так почему бы не руководствоваться тем же правилом, если приятель или коллега попросил одолжить круглую сумму? Ведь вы же хотите оценить возможность получить деньги обратно. Значит, вам будет не лишним знать, куда они будут направлены.
«Мой знакомый часто выпивал и перебивался случайными заработками. Я знал, что если он просит одолжить ему пару тысяч рублей, значит, они ему нужны на выпивку. Он обращался ко мне три или четыре раза и каждый раз говорил, что вернет деньги на этой неделе. Жаль, что я понял это не сразу, и поначалу давал ему деньги. Получается, я не понимал, что он мне их не собирается возвращать. Теперь я чувствую себя обманутым. Пообещал себе, что никому не буду одалживать деньги, кроме самой близкой родни», – рассказал Виктор.
Если вы дали в долг людям с вечными финансовыми трудностями и никак не зафиксировали на бумаге займ, вам следует попрощаться с этими средствами, считают финансовые эксперты.
И не удивляйтесь, если окажется, что должник брал деньги еще у нескольких ваших общих друзей (знакомых, коллег, родственников). Дело в том, что такие люди пребывают в иллюзии, что проблемы с их доходами и расходами решатся сами собой. Конечно же, они заблуждаются. Но это не мешает им продолжать испытывать личный дефолт.
«Друзья время от времени просят дать взаймы. Обычно я не отказываю тем, кому по-настоящему доверяю. Но полную сумму я не даю никогда. Если уж одалживаю, то в несколько раз меньше, чем меня попросили. Остальную часть предлагаю одолжить у кого-нибудь еще. Такое правило помогает мне сохранить дружеские отношения и не потерять деньги, если вдруг мне их не вернут», – рассказала Светлана.
Если уж так случилось, что вы дали в долг, и никак не можете получить их обратно, то есть смысл поговорить напрямую. Стоит обозначить свое отношение к ситуации, озвучить эмоции, считает Свежакова.
«Говорите максимально честно и прямо. Обсудите возможные последствия невозврата долга, предложите желаемую схему взаимодействия, найдите совместное решение. Например, можно спросить так: «А что ты сам предлагаешь?». Такой вопрос – это приглашение к диалогу, адекватному обсуждению. Этим вы избежите ситуации, когда собеседник «закроется в ракушке» и будет на все соглашаться, лишь бы от него отстали. Когда человек сам предложит решение, то вероятность, что он именно так и поступит, значительно выше», – подытожила эксперт.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 5:42
Свт. Василий Великий
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Слова эти зовут нас к общительности и дружелюбию, к тому, что согласно с природой. Человек – существо общественное и общежительное. А при общежитии и взаимном сопребывании необходима щедрость для поддержки нуждающегося. Просящему у тебя дай. Он хочет, чтобы ты по любви в простоте своей был открыт для просящих, разумом же судил о [степени] их нужды. Из книги Деяний, [на примере] людей, искусно достигавших цели благочестия, мы учимся, каким образом можно это исполнить. Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 4:34,35). Многие, выходя за грань необходимого, попрошайничают ради торгашества или распутства, посему сбор денег должны были проводить те, кому доверялась забота о бедных, дабы средства распределялись умело и рачительно, сообразно нужде каждого. И больным часто бывает потребно вино, однако не всякий способен определить, когда его надо давать, в каком количестве и какого качества. Для того, чтобы назначить вино, нужен врач. Точно так же не все могут с пользой распределять средства для помощи нуждающимся. Щедрая благотворительность отнюдь не приносит пользу тем, кто сочиняет плаксивые песни для обмана женщин, кто выставляет телесные увечья и раны как повод для стяжательства. Потраченное на них пойдет им во зло. Надо ничтожным даянием отражать их лай; являть же сочувствие и братолюбие должно к тем, кто научился терпеливо переносить нужду; о таковых сказано: Алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф 25:35) и так далее и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Последнее повеление согласуется с предыдущим. Бедняк, когда просит здесь, просит у тебя взаймы, указывая тебе на Богатого, Который на небесах отдаст тебе долг за него. Милующий бедного взаймы дает Богу (Притч 19:17). Порукой долга служит Царство Небесное.
Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.
Свт. Иоанн Златоуст
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Этими словами Спаситель требует меньшего, нежели прежними, но не удивляйся этому. Спаситель обыкновенно так делает: Он всегда к великому присоединяет малое. Если же слова эти и малы в сравнении с первыми, пусть, однако, внимают им те, которые берут чужое, а собственное имущество раздают блудницам, и таким образом возжигают для себя сугубый огонь чрез неправедный прибыток и пагубное расточение. Предписывая здесь давать в заем, Спаситель разумеет не отдачу денег в рост, но простое одолжение. А в другом месте требует еще большего, говоря, чтобы мы давали и тем, от кого не надеемся получить.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 18-я.
Блаж. Иероним Стридонский
Ст. 42-43 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»
Если мы будем понимать это, как сказанное только о милостыне, то для большинства бедняков эта заповедь неисполнима, да и для богачей, если они будут раздавать всегда, невозможно всегда делать это. Посему впоследствии апостолам подается благо милостыни, т. е. учителям подаются заповеди, чтобы они, получив даром, даром и раздавали (Мф. 10:8). Сокровище (pecunia) этого рода никогда не истощается; наоборот, чем более оно раздается, тем более оно увеличивается; и, хотя источник и орошает находящиеся около него нивы, но вода в нем никогда не иссякает.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Прп. Нил Синайский
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Говоришь, что безмерно печалишься и сетуешь о том, что нет у тебя богатства, которое мог бы ты расточать каждому нуждающемуся. А я тебе сказываю, что таковая заповедь вовсе не того требует от не имеющего у себя денег. Но есть в душе твоей какие-нибудь не стоящие похвалы сосуды и имущества, сие-то умоляю тебя расточать и бросать благодушно. А это: раздражительность, упорство, зависть, прекословие, тщеславие, возмутительность, пышность, многословие, жестокость, заискивание, любопытство, непокорность.
Письма на разные темы. Монаху Проклу.
Прп. Паисий Святогорец
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся
— Геронда, если человек не нуждается, но только притворяется таким, то надо ли ему помогать?
— Стало быть, Геронда, сколько надо давать?
— Столько, чтобы тебя потом не грызла совесть. Необходимо рассуждение. Не надо давать сто, а потом расстраиваться, что не дал пятьдесят. Требуется особое внимание, если человек имеет любовь со многим вдохновением, энтузиазмом. В таком случае следует маленько притормаживать свою любовь и энтузиазм, чтобы после не раскаиваться в том, что, дескать, много дал тому несчастному, а надо было дать меньше, и вот самому теперь приходится сидеть с пустыми руками. Потихонечку такой человек приобретет опыт и будет давать милостыню в соответствии с тем самоотвержением, которое у него есть.
— Геронда, а когда претензии просящего чрезмерны, надо ли их удовлетворять?
— Здесь требуется рассудительность и еще раз рассудительность…
…В Конице был один пьяница, имевший семью. Я давал ему какие-то деньги. Некоторые узнали, что я помогал этому несчастному (он сам им об этом рассказывал), и сказали мне: «Не надо давать ему денег, он пьет». Сам он говорил мне: «Дай мне для моих детей», и я, когда давал ему милостыню, говорил: «Возьми это для твоих детей». Я знал, что он пьет, но знал и то, что мои слова немножко помогут ему: он будет продолжать пьянствовать, но и о детях своих маленько будет думать. Если бы я не давал ему денег, то он мучил бы свою жену, потому что забирал бы тогда те деньги, которые она зарабатывала (а она, бедная, ходила горбатилась по чужим домам), пропивал бы их, а дети страдали бы еще больше. Однако, когда я говорил ему: «Возьми это для твоих детей», он вспоминал маленько и о своих детях. Понятно? Мне было за него больно, он видел это, и в нем начиналась внутренняя работа. Многие исправились подобным образом А некоторые, обличаемые впоследствии совестью, возвращали и деньги. Своей логикой мы не даем работать Христу. Если вы хотите быть евангелистами (но, конечно, не протестантами), то учитесь истинному Евангелию уже сейчас.
Слова. Том II. Духовное пробуждение.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Враг ли, друг ли или неверный просит у тебя денег или другой помощи. В займы же, говорит, не с ростом, но просто для пользы ближнего, ибо и во время закона давать в займы без процентов.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Просящему у тебе дай, и хотящаго от тебе заяти не отврати
Просящему у тебя дай
Когда Он стоял, уча на ровном месте, то сказал яснее: всякому же просящему у тебя дай, как написал Лука (6,34). Притом, повелевает не различать достойного от недостойного. Какой бы он ни был, он нуждается в том, чего просит. И Бог все необходимое для поддержания жизни равно предоставил всем людям, добрым и злым, верным и неверным.
и хотящаго от тебе заяти не отврати
Теперь повелел занимать без росту, а когда учил, как сказано выше, на ровном месте, то повелел не требовать назад и того, что дано взаймы. Если, говорит, взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, то какая вам за то благодарность (Лк. 6, 30). Но то, что находится в настоящем месте, относится к несовершенным, а то, что у Луки, – к более совершенным.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Хотящего занять… не отвращайся. Общий смысл тот же. «Взаймы давай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего» (Феофилакт). «А в другом месте требует Спаситель еще большего, говоря, чтобы мы давали и тем, от коих не надеемся получить» (Златоуст).
Толковое Евангелие.
Анонимный комментарий
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Прот. Иоанн Бухарев
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Троицкие листки
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Эта заповедь почти дословно повторяется в Проповеди на равнине из Евангелия от Луки (Лк. 6:30), где она вкраплена в поучение, совпадающее с шестой антитезой Нагорной проповеди. Однако к тексту, который мы читаем у Матфея, у Луки добавлены следующие слова: И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы… взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая… Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:34-36).
Если придерживаться гипотезы, согласно которой Матфей и Лука пользовались общим источником, который Лука сокращал, не вполне понятно, почему у Матфея отсутствуют слова, присутствующие у Луки. Также неясно, почему окончание приведенной цитаты у Луки отличается от параллельного места у Матфея: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Термин «милосердный» (οικτιρμων) отличается от термина «совершенный» (τελειος) значительно большей конкретностью.
Слова «просящему у тебя дай» являются общим правилом, которое может относиться к любым просьбам. Что же касается слов «и от хотящего занять у тебя не отвращайся», то они относятся к более частной ситуации, которая в Нагорной проповеди остается без дальнейших разъяснений. В Проповеди на равнине у Луки мы получаем разъяснения, свидетельствующие о том, что Иисус и здесь обновляет основополагающие принципы Моисеева законодательства. В законе говорится о прощении, которое «состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего». Однако такое прощение производится раз в семь лет и не распространяется на иноземцев (Втор. 15:1-3). Иисус превращает частное предписание закона в универсальный принцип.
Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.