Я не знаю русского языка что мне делать
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
Начальная школа
Средняя школа
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
Проблемы с русским языком у школьников — как может помочь нейропсихология
27.09.2017 | Марина Сорокина 55 комментариев Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью. Вы узнаете пять упражнений, которые способствуют активизации всех психических функций ребенка, и в итоге — улучшению его успеваемости в школе и грамотному письму.
Пять упражнений для прогресса в учебе
Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.
Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то – даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят — «два» в уме…
Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?
Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.
Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?
Нет! Вроде как и не за что!
Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?
Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».
Мои убеждения
Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.
Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».
Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.
Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.
Второе. Помочь можно всегда.
Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.
Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.
Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».
Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.
Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность — похожая ситуация.
Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим — всем им можно помочь. Просто придумайте как — и скажите себе: «Я должна помочь!»
Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:
Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…
Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.
Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Много читали, ездили по стране, изучали опыт лучших педагогов. Это было ещё в конце девяностых…
Наши поиски привели к нейропсихологии.
Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.
Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.
Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.
А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.
Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.
Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию.
Соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов, мы разработали программу, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка.
Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.
Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребенка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.
Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребенку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.
Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.
Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:
Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.
Подводя итог
Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.
Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.
В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.
Об авторе: Марина Сорокина
Филолог, учитель русского языка высшей категории. Автор запатентованной методики преподавания русского языка по опорным сигналам «Курс интенсивного повышения грамотности», автор учебных пособий, ведущая мастер-классов и лекций. Учредитель ЧОУ ДПО «Современное образование» (г. Пермь). Автор программ «Движение. Логика. Грамотность» и «Алгоритм грамотного письма» — курсов русского языка с использованием нейропсихологических методик.
Как быстро и надолго выучить правила по русскому языку: 10 способов от Zaochnik
Врождённая грамотность — скорее миф, чем реальность. Грамотности можно научиться. И мы расскажем как.
Хотите узнать, как быстро выучить правила по русскому языку и даже получить от этого удовольствие? Читайте нашу статью. В ней вы найдёте 10 эффективных советов от Zaochnik, которые без бесконечного заучивания помогут стать грамотнее и получать только высокие оценки.
Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. И следите за акциями и скидками, чтобы учиться выгоднее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Как выучить правила по русскому языку: 10 полезных лайфхаков
«Разумеется, грамматика во многом — условность, и неправильно написанное слово не может рассматриваться как деяние криминальное. Подобным же образом правильная речь сама по себе ещё не свидетельство высоких нравственных качеств её носителя. Но она — несомненный знак принадлежности его к определённому культурному и социальному уровню, тот экзамен, который каждый из нас сдаёт ежеминутно».
Евгений Водолазкин, из книги «Инструмент языка. Люди и слова»
Эта цитата показывает, почему правила русского языка важно знать каждому человеку и использовать их в ежедневном общении. Особенно, если вы готовитесь к ОГЭ, ЕГЭ или языковому тестированию в вузе и не хотите допускать ошибок.
А как выучить правила по русскому языку? Мы собрали десять проверенных приёмов, которые помогут даже отстающим ученикам или студентам легко запомнить правила русского языка:
Давайте подробнее рассмотрим, как каждый из перечисленных советов поможет запомнить правила русского языка.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Как учить правила по русскому языку: описание приёмов
Как быстро запомнить правила по русскому языку? На самом деле, вариантов очень много. И каждый может придумать самостоятельную технику. Мы рассмотрим несколько наших любимых и простых способов, которые реально работают.
Применять «Правило пяти повторений»
Что такое «Правило пяти повторений»? По сути, это осмысленный подход к изучению новой информации. После того, как вы прочитали правило, поняли его, необходимо пять раз применить его на практике. Это минимальное количество повторений, которое поможет учащемуся усвоить новый материал.
Пример: это правило хорошо использовать, чтобы запоминать склонение имён существительных по падежам. Всё просто — берёте таблицу и склоняете минимум пять разных слов.
Использовать таблицы и схемы
Правила русского языка легко запомнить, если выделить самое главное и разместить информацию в удобной форме, например, в таблицах и схемах. Это помогает визуализировать правило, наглядно видеть, какие исключения существуют и быстро вспомнить визуальную картинку на экзамене.
Придумывать яркие ассоциации
Чтобы быстро заучивать словарные слова, можно использовать метод ярких ассоциаций или другие мнемотические техники. Это значит, создавать запоминающиеся образы, которые помогают проще запоминать новый материал. Использование мнемотехники в запоминании правил русского языка поможет быстро сориентироваться на ГИА или другом экзамене и вспомнить нужную ассоциацию.
Однако, ассоциативный метод может не сработать, если не соблюдать следующие правила:
Если не получается выучить список следующих словарных слов: габарит, галерея, гараж, гармония — попробуйте составить ассоциативный рассказ. ГАбАритная буква «А» в гАлерею пошла, а по дороге в гАраж зашла, где гАрмонию нашла.
Как раз и навсегда запомнить ударение в слове «звонИт»? Проверять, чтобы не было «вони», когда вы его произносите.
Применение мнемотических техник помогает выучить больше за меньшее количество времени. Однако, стоит запомнить самое главное правило метода — ассоциаций не должно быть слишком много! Иначе вместо самого лёгкого способа выучить правила русского языка, получится обычная каша в голове.
Как учить правила весело? Изучайте картинки из книги «Русский язык в котах»
Запоминать правила через стишки и поговорки
Если вы думаете, что стихотворения и запоминалки — это только для учеников начальной школы, вы сильно ошибаетесь. Запоминать сложные слова через стишки и поговорки — полезная привычка, которая отлично поможет на экзамене.
Приведём несколько примеров, чтобы вдохновить вас на поиски других стихотворений для запоминания сложных правил:
Примеры:
Что бы / Чтобы:
Что бы мне такое почитать,
Чтобы сразу самым умным стать.
Надеть / Одеть
Надеть одежду — одеть Надежду.
Чередующиеся гласные в корне слова:
СобИРАть, стИРАть, задИРА —
Повнимательней гляди:
Если в слове имя ИРА,
значит, в корне буква «И».
Стишки для запоминания правил русского языка можно не только искать, но и создавать самостоятельно. Главное — пробовать!
Разделять задачу по частям
Вы когда-нибудь пытались съесть торт целиком? Как ощущения? Последний кусок явно не лез в горло, а вместо удовольствия — лёгкие или не очень приступы тошноты.
То же относится к обучению, особенно если речь идёт о заучивании правил русского языка. Если пытаться выучить всё за раз, в голове точно не будет порядка, а русскую грамматику вы возненавидите всей душой.
Поэтому выбирайте комфортный график и учите правила маленькими порциями. Помните, что гораздо важнее разобраться в сути, чем бессмысленно заучивать слова.
Понимать грамматическую структуру слова
Как выучить правила по русскому и развить «чувство языка»? Уделять внимание грамматической структуре слова. Это значит, понимать, какая часть речи перед вами, из каких морфем она состоит и в какой части слова находится сложная орфограмма.
Морфемы — это «строительные кирпичики» слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Чтобы лучше разбираться в грамматической структуре, надо уметь подбирать однокоренные слова.
Изучать историю слов
Как быстро запомнить правила по русскому? Интересоваться историей возникновения разных слов.
Русский язык — очень живой и постоянно развивается. И слова со временем могут утрачивать прежний смысл, но при этом сохранять связь с явлением, от которого они возникли.
Слово «медведь» произошло от двух основ: «мёд» и «ведать». То есть, это зверь, который ведает, где мёд.
Слово «кофе», которому уже официально орфографические словари присвоили средний род, пришло в русский из английского «coffee». Изначально оно звучало как «кофий», поэтому традиционно и имело мужской род.
Выполнять много упражнений
Сколько мнемотехник ни применяй и стихотворений ни заучивай, а лучше старой доброй практики ничего нет. Поэтому, чтобы быстрее запомнить любое правило русского языка, стоит выполнить как можно больше письменных упражнений.
Чем больше вы практикуетесь, тем выше навыки
Читать грамотные тексты
Как легко выучить правила по русскому? Читать много грамотных текстов. Ведь чем чаще вы будете видеть правильный вариант написания, тем проще вспомните его на экзамене.
Какую литературу выбирать? Необязательно читать только программные произведения, хотя они очень важны и развивают такие ценные навыки, как умение сопереживать, анализировать и делать выводы. Вы вполне можете найти интересные паблики в интернете или книги современных авторов, которые вам нравятся. Главное — чтобы тексты были грамотными.
А вот длительное общение в социальных сетях не всегда идёт на пользу. Там многие ленятся писать правильно и не ставят знаки препинания.
Много писать самостоятельно
У нас остался последний совет, который точно поможет повысить вашу грамотность и лучше запомнить правила русского языка. Звучит он так — чаще пишите от руки и не ленитесь проверять слова, в которых не уверены.
Когда вы пишите те же конспекты на уроках или лекциях, срабатывает механическая память. Значит, можно запомнить больше. А если ещё завести привычку вести личный дневник, то можно и себя лучше узнать, и правила выучить на практике.
Теперь у вас есть большой арсенал различных приёмов, которые помогают запоминать больше и лучше. А значит, не возникнет вопроса: «Как легко выучить правила русского языка?». А если будет нужна помощь в подготовке эссе, реферата или контрольной работы по любому предмету, обращайтесь в наш студенческий сервис!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊