в чем суть базаровского нигилизма

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть фото в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть картинку в чем суть базаровского нигилизма. Картинка про в чем суть базаровского нигилизма. Фото в чем суть базаровского нигилизма

Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» касается проблемы нигилизма главного героя Евгения Базарова. Нигилизм – это философское направление, сущность которого заключается в отрицании всего иррационального. В первую очередь это касается религии и существования Бога. Главным «ударником» в области нигилизма был известный философ Фридрих Ницше, который провозгласил крылатую фразу: «Бог умер!». Но философия нигилизма – это не только часть атеизма, а также негативное отношение к общественным моральным нормам, устройствам, законам. Каким нигилистом был Базаров, и что Тургенев пытался сказать своим читателям этим образом?

Базаров – образованный молодой дворянин, который учится на лекаря. О нем и его философии нигилизма мы узнаем из рассказов его товарища Аркадия Кирсанова, который привозит друга домой погостить. Сначала Аркадий восхищается молодым человеком и его взглядами на жизнь. Он пытается ровняться на него, поэтому с его уст философия друга звучит, как что-то увлекательное и интересное. Но его родные, как истинные либералы, сразу воспринимают ее в штыки, как собственно позже и самого Базарова.

Евгений относится к миру с легкой насмешкой, порой жестко его критикуя. Он утверждает, что самый лучший выбор в этой жизни – всё отрицать. Чем он и занимается. Но что значит это «всё отрицать»? Под словом «всё» Базаров подразумевает конкретные понятие, которые некоторые боятся произнести вслух. Первое – это религия. Хотя сам Базаров не говорит об этом прямо, но этот факт становится понятным из его разговора с Павлом Петровичем, дядей Аркадия. Павел Петрович в ужасе обрывает Базарова на полуслове, так что он не успевает произнести никакого «богохульства».

Как один из видов иррациональности, Евгений не признает искусства. Для него – это все пусто. Он не видит в нем никакой пользы для человечества, считает, что это обман, в котором люди прячутся от других или же от самых себя. Вспомним, как он отзывается о картинах Рафаэля, которые, по его мнению, «гроша не стоят». Когда Николай Петрович, отец Аркадия, играет на виолончели, все восхищаются им, но не Базаров. Ему кажется, что этот мир построен на лжи. Николай Петрович занимается самообманом, он убегает в мир искусства, скрывая от себя свою настоящую сущность. А на самом деле вокруг него все валится и рушится.

Первым делом Евгений обратил внимание на состояние двора и хозяйства Кирсановых, которые находились в плачевном состоянии, пока отец семейства наслаждался своими музыкальными способностями. Такие люди обманывают себя, живут в мире иллюзий. Но есть те, которые обманывают других в корыстных целях.

Также он не имеет романтических взглядов на природу и ее силу. Для Базарова природа – это «мастерская для человека», место, где он может себя реализовать, используя ее средства. Ей не нужно поклоняться. Он не признает абсолютно никаких авторитетов.

Евгений Базаров, несмотря на то, что был дворянином, провел нелегкое детство и сам добивался всего в юности. Возможно, именно поэтому он думает, что всего можно достичь только трудом. Будучи очень способным, он хорошо изучал науку и теперь верит только ей и научным фактам. Для него химик – более ценен, нежели поэт. С поэта нет никакого толку, а вот химик может быть полезен.

Еще одним романтическим «вздором» Евгений считает любовь. Он смеялся над «огнем, который горит в душе» и прочими любовно-страстными проявлениями. Ведь все эти чувства никаким образом не вписывались в его материалистическую теорию. Интересно, что автор подверг сомнению эту мысль своего героя и позволил ему прочувствовать всю эту «романтическую чушь». Базаров познакомился с прекрасной девушкой Анной Сергеевной Одинцовой и вскоре влюбился в нее. Он сразу отметил, что Анна не похожа на других, что ее высказывания действительно имеют смысл.

В тот момент Евгению было особо тяжело, ведь его томили чувства к Одинцовой, и одновременно рушился мир его нигилистической теории существования. Тогда он понял, что все-таки бывают исключения. Одним из них является любовь. Эта «романтическая дурь» существует, вот только ею можно управлять, что и сделал главный герой. После открытого отказа Анны, со временем он смог успокоить огонь внутри, полыхавший к ней.

Тем не менее, для Базарова мир начал терять свое равновесие. Возможно, это стало одной из причин его гибели.

Евгений отрицал и социальные порядки. Хотя сам он был дворянином, Базаров насмехался над дворянством и их манерами поведения. Он чувствовал, что этой стране нужны перемены. Прежнее уже отжило свое, а новое еще не пришло. Старики-либералы все также хватались за старое и не желали ничего менять. Так будет всегда. Это вечная проблема поколений.

Евгений Базаров твердо держался земли. Его нигилизм привел к тому, что он верил только в материальное и доверял исключительно достоверным научным фактам. Все, что нельзя подтвердить, для него просто не существовало. Он готов был жить здесь и сейчас, приносить пользу этой земле и стоять твердо на ней.

Базаров мне напоминает Родиона Раскольникова из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Они оба имеют свою философскую теорию, по которой пытаются жить, и оба получают наказание за дерзновение признать себя «право имеющими». Базаров воспринимает себя как человека с ясным разумом, а потому считает окружающих только тенью, фоном для его утверждения. Это также роднит его с Раскольниковым, который возомнил себя «Наполеоном».

Источник

Евгений Базаров как нигилист

Есть литературные приведения, самоё название которых ярко характеризует описанные в них общественные явления. Может быть, что именно после опубликования романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в обществе стали осмысленно и целенаправленно говорить о проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей», старшего и младшего поколений, а также неразрешимых противоречий между ними. Разочаровавшись в возможности серьёзных социальных преобразований в России с помощью философии А.И. Гегеля, русские идеалисты 40-х годов XIX века обычно либо превращались в «лишних людей» типа Рудина и Бельтова, либо влачили жалкое, обломовское существование. И лишь наиболее стойкие и энергичные из них, как, например, В.Г. Белинский и Герцен, преодолевали крайности философии Гегеля, возвышались до материализма и находили правильный путь – путь революционной борьбы.

Роман «Отцы и дети» задуман автором в августе 1860 года, а работа над произведением окончена в конце июля 1861 года. В следующем году роман был опубликован. Получилось так, что работа над романом началась ещё в той России, в которой существовало крепостное право, хотя и в стадии его разложения. По окончании работы над романом это была уже совсем другая Россия – страна, пережившая шок от крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, положившей конец эпохе крепостного права.

Сам автор в одном из писем признавался, что у героя романа нигилиста Евгения Базарова был реальный прототип – молодой провинциальный врач. Едва ли не первым из русских писателей И.С. Тургенев открыл Базарова и нигилизм, другими словами – базаровщину. Великий французский писатель Мопассан посвятил творчеству И.С. Тургенева критическую статью «Изобретатель слова «нигилизм», в ней дана высокая оценка историческому предвидению великого русского писателя. Он писал: «Настоящие моряки предчувствуют бурю задолго до её наступления, а настоящие романисты предчувствуют будущее. Тургенев распознал это зерно русской революции, ещё когда оно только давало ростки под землёй, ещё до того, как его побеги пробились к солнцу; и в книге «Отцы и дети». он описал настроения этой развивающейся секты. И чтобы яснее её обозначить, он изобрёл, создал слово «нигилисты»». Здесь есть только одна неточность: слово «нигилизм» изобрёл русский литературный критик Н.И. Надеждин в 1829 году. В остальном всё правильно.

Русская классическая литература XIX века дала нам целую галерею литературных героев-дворян. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы видим не эмоционального Чацкого, не деятельного Онегина, не пессимистического Печорина, не жуликоватого Чичикова, не ленивого Обломова, а совершенно другого человека. Сам себя Базаров называет «HOMO NOVUS», что означает буквально «человек новый», а по смысловому значению – «выскочка». Базаров – типичный представитель того общественного слоя, который в Западной Европе принято было называть «третьим сословием», даже если и не по происхождению, то по своим убеждениям. Базаров всего добился своим трудом; его дед землю пахал, чем Базаров даже гордится. Отсюда его нескрываемое презрение к родовой аристократии, к наследственным и наследуемым правам и свободам, к аристократизму и либерализму, к прекраснодушию и боязни борьбы, т.е. ко всему джентльменскому набору, который так горячо защищает Павел Петрович Кирсанов. «Дрянь, аристократишка», – так с нескрываемым презрением характеризует Базаров соседского помещика.

Слово «нигилизм» (от латинского слова «NIHIL» – «ничто», «ничего») обозначает крайнюю форму отрицания общественных норм, принципов морали, культурного наследия и т.д. – примерно такое определение дают нигилизму Николай Петрович и Аркадий в разговоре с Павлом Петровичем. Да и сам Базаров многозначительно заявляет, что он отрицает «ВСЁ». И читатель прекрасно понимает, что подразумевается под этим «ВСЕМ». В тех условиях И.С. Тургенев не мог по цензурным соображениям уточнить смысл и содержание слова «ВСЁ». Можно очень просто догадаться, что Базарову не по нраву всё современное ему общество снизу доверху, включая политический режим. Базаров – порождение своей эпохи, герой своего времени. Радикализм Базарова – порождение либерализма русского дворянства, в т.ч. и не самых худших его представителей – братьев Кирсановых, и консерватизма русского крестьянства. Во Франции, стране столь любимой И.С. Тургеневым, люди подобные Базарову становились якобинцами и безжалостно рубили головы королю и родовой аристократии.

Каждый писатель вправе назвать своё произведение так, как считает нужным. После этого критикам и читателям остаётся дать объяснение названию произведения. «Отцы и дети»? Почему? Если бы в одной комнате собрались отцы и дети, то это не значит, что собравшиеся отцы и дети кровно или духовно связаны между собой. Очень даже может быть, что настоящие отцы и их настоящие дети находятся где-то в другом месте. Иначе роман назывался бы «Отцы и их дети». Но не могут Кирсановы быть отцами Базаровых ни кровно, ни духовно. Идейные споры Павла Петровича и Евгения Васильевича, которые неизменно заканчиваются победами Базарова, для большинства русского народа не представляют никакого интереса. Это прекрасно понимает и сам Базаров, предпочитая конкретные дела бесполезной болтовне: он изучает естественные науки, беспощадно режет лягушек, помогает отцу в его лечебной практике.

«Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висящими бакенбардами песочного цвету, он оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», – таким предстал перед читателями Евгений Базаров. Не случайно роман посвящён памяти В.Г. Белинского – есть в авторском портрете Базарова что-то такое, напоминающее внешне Белинского; хотя о полном внутреннем сходстве говорить не приходится, хотя и тому, и другому свойственны сильная воля, незаурядный ум, большая целеустремлённость, подкупающие мужество и стойкость. Вместе с тем, Базаров отрицает право личности на индивидуальность, сравнивая людей с деревьями в лесу. В этом проявляется реакция Базарова на аристократизм и на сословные привилегии. Но отсюда один шаг до формулы «лес рубят – щепки летят!», ставшей оправданием массовым репрессиям. В то же время Базаров крайне самолюбив, не терпит никаких и ничьих возражений, претендует на владение истиной в последней инстанции.

Все персонажи романа, несмотря на все свои различия, – дети своего времени. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные черты характера. Так, Базаров суров, аскетичен, угрюм и внешне груб. Порой он буквально циничен, когда говорит о природе и о человеческих чувствах, порой невежественен, когда говорит о Пушкине как о человеке военном. С другой стороны, Базарову свойственна простота, свобода и сила истинно народного русского языка, что помогает ему побеждать в словесных баталиях с Павлом Петроаичем. Базарову свойственна любовь к труду и критическое отношение к простому народу, к крестьянам, к работникам на ферме Николая Петровича: «Работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут. », «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. » И к себе, и к своим немногочисленным единомышленникам Базаров относится критически: говорит, что если их «раздавят», то туда и дорога, но «тут ещё бабушка надвое сказала», «нас не так мало, как вы думаете, «от копеечной свечки Москва сгорела».

Да, Базаров – фигура трагически одинокая. Тем закономернее выглядит его закономерная и случайная одновременно преждевременная и трагическая гибель: автор убивает своего героя, т.к. не видит для его жизни никакого разумного продолже-ния. Герой умирает в расцвете лет, не оставив после себя ничего кроме холмика на деревенском кладбище, да безутешных престарелых родителей. Сухая веточка на древе бытия, не способная принести никаких плодов – вот кем представляется Базаров автору романа.

Тургенев сделал Базарова трагическим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель», – так формулировал автор свою творческую задачу. Трагическое положение Базарова связано также с особенностями философии истории самого И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» накладывает дополнительный трагический отпечаток на его героев. Базаров отрицает любовь, а внезапно вспыхнувшая вопреки его воле любовь оказывается сильнее его математически точной теории. Базаров говорит, что природа – не храм, а И.С. Тургенев представляет её величественным и прекрасным храмом. Базаров отрицает Шуберта и Рафаэля, но И.С. Тургенев глубоко верит в «вечную» и непреходящую ценность их творений. Базаров приобретает в романе черты героического величия именно потому, что он, как незаурядная мыслящая личность, вступает в борьбу с понятиями «вечными и непреодолимыми». В отношении Тургенева к Базарову наряду с любовью автора к своему герою сказались и некоторая классовая неприязнь писателя, и его умеренно-либеральные иллюзии, исторически обусловленные всем ходом развития русской общественной мысли. При такой философской посылке И.С. Тургеневу казалось, что он написал роман о «грешном бунтующем сердце», скрывшемся в могиле, о «великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Набрано с рукописного текста 16 августа 2003 г.

П.С. В первоначальном замысле это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Источник

Нигилист Базаров

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Источник

Базаров – нигилист?

Иван Сергеевич Тургенев в центре своего романа «Отцы и дети» поставил личность неординарную – Базарова-нигилиста. Его жизненный путь проходит по кругу, что позволяет не только увидеть положения главного героя, но и показать всю несостоятельность его теории.

Нигилизм

И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.

Нигилизм для И. С. Тургенева был тесно связан с революционерами. Именно им представлен Базаров. Сталкивая главного героя с Павлом Петровичем, автор показывает конфликт между революционными демократами и либеральными дворянами, не желающими социальных преобразований.

Основные положения

Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.

Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.

Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.

Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.

Развенчание

И. С. Тургенев в романе дважды проводит героя по одним и тем же местам. Писатель демонстрирует, как меняются взгляды Евгения Базарова, как жизненные испытания делают теорию героя несостоятельной. Реальная жизнь сама развенчивает положения Базарова.

Базаров, отрицающий романтику, вдруг сам ищет в себе романтические черты, влюбившись в Анну Одинцову. Испытание героя любовью наиболее ярко показывает то, что теория Базарова-нигилиста потерпела крах.

Герой, отрицающий природу, оказывается похоронен в живописном месте, которое писатель описывает точно и детально.

Автор свое прямое отношение по поводу того, кто в споре дворян и разночинцев оказывается в выигрышном положении, не высказывает. Однако то, что он специально устраивает испытания своему герою, в ходе которых происходит развенчание теорий нигилизма, говорит о том, что для автора нигилистические взгляды не имели никакой истинности, что они были ненастоящими и наигранными.

Но неправильно думать, что И. С. Тургенев характеризовал Евгения Базарова как отрицательного персонажа. Он раскрывает и его недостатки, и его достоинства. По мнению писателя, именно такие люди движут общество вперед. Однако Базаров родился слишком рано для своего времени, поэтому он является «лишним» персонажем и типом в литературе.

Источник

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.

Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», — впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», — задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.

Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.

И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Анны Одинцовой↑ ТургеневКонфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева →

Сочинение 2

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» явно прослеживается борьба двух противоборствующих сторон, двух лагерей, на которые разбит социум: либерально дворянской и демократической. Впрочем, в случае с Базаровым, двойственность проявляется в том, что он, будучи скорее приверженцем второго течения не верит в народ как таковой и свято убежден в том, что отмена крепостного права ни даст никаких результатов.

Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом. По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.

Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.

К слову, иногда возникают мысли, что главному герою не чуждо поведение, называемое в современном мире «позерством»: мало что из себя представляя, он всячески стремится выделиться из толпы и показать свою «уникальность», и весьма «оригинальную» позицию «против всех», нося балахон с кистями и большие бакенбарды.

Кстати, в этом главный герой немного схож с определенной категорией подростков. Такое впечатление, что и «отрицание» в данном случае не является устоявшейся системов взглядов взрослого человека, а является своеобразным способом бахвальства и попыткой обрести уверенность в себе посредством вычурности и невежества.

Кирсанов же является типичным «прилипалой», который старается соответствовать своему «более харизматичному» другу, безоговорочно принимая его систему ценностей, точнее систему отсутствия оных. Однако, дядя Аркадия оказывается человеком старой закалки, не боящимся выражать свое мнение, потому он довольно часто конфликтует с Базаровым, пытаясь вразумить заблуждающегося героя.

Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность. Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер. Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы, его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.

Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…

В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.

Другие темы: ← Что делает Базарова героем своего времени?↑ ТургеневЕвгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов →

«Нигилизм Базарова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и деты»)»

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов — люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров — один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров — сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то», — с пренебрежением говорит он об отце своей матери. По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства — это «вздор» и «романтизм». Базаров — ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?» — спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, „длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом“, „большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета“, лицо „оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум“. Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и „плебействе“, а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он — нигилист, то есть „человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип“. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: „В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем“.

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого „полного и беспощадного отрицания“. „Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным“, — говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь. Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой — одним словом, всё то, во что верили либералы — «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль. Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Популярные сочинения

Первоначальная авторская характеристика Базарова

в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть фото в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть картинку в чем суть базаровского нигилизма. Картинка про в чем суть базаровского нигилизма. Фото в чем суть базаровского нигилизма

Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает «художественного элемента». Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей – «бесплоднейший субъект». Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и «художественного элемента». Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, — типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Революционность мировоззрения Базарова

в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть фото в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть картинку в чем суть базаровского нигилизма. Картинка про в чем суть базаровского нигилизма. Фото в чем суть базаровского нигилизма

Тем не менее в произведении «Отцы и дети» Базаров-нигилист, критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда «только болтать» о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в нигилизме Базарова видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Отрицание Базарова

Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с «хвастливым» и «грубым» материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему «приятно отрицать». Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.

Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров — нигилист. Он придерживается веры только в науку – физиологию, физику, химию – и не приемлет все другое.

Положительное в нигилизме Базарова

Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.

Долой авторитеты

Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.

Нет — суждениям, да — опыту

в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть фото в чем суть базаровского нигилизма. Смотреть картинку в чем суть базаровского нигилизма. Картинка про в чем суть базаровского нигилизма. Фото в чем суть базаровского нигилизма

Профессиональная работоспособность

Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.

Критическое самоуважение

Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.

Сила духа и цельность личности

Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *