Я не знаю что рассказать о себе
Расскажите о себе: что ответить на собеседовании
«А теперь, расскажите немного о себе», — услышав этот вопрос на собеседовании, тебя бросает в пот?
Кажется, что если ответишь неправильно, должность получит кто-то другой. И прощай ДМС, белая зарплата и отсутствие сверхурочных.
Может показаться, что вопрос неуместен, однако есть вполне обоснованные причины, почему его так любят работодатели.
И если ты думаешь, что кадровику действительно интересно то, чем ты занимаешься в нерабочее время или как ты участвовал в спектакле в детском саду, нам придется тебя разочаровать.
Но не волнуйся, мы научим тебя, как правильно ответить на этот вопрос.
Очень скоро ты узнаешь:
Зачем вообще наниматель просит рассказать о себе?
Представь: ты на собеседовании, спокойно рассказываешь по отрепетированной схеме об опыте, образовании и реализованных проектах. Собеседование проходит отлично, тебе кажется, что тобой очень довольны. И тут, как гром посреди ясного неба, из уст HR-специалиста звучит: «Окей, а теперь расскажите немного о себе».
Ты впадаешь в ступор. В голове появляется логичный вопрос: «А о чем же я тогда рассказывал последние двадцать минут?». Тебя бросает в жар и дрожащим голосом ты начинаешь рассказ о том, где ты родился и в какую школу ходил. В общем, «London — the Capital of Great Britain».
Думаешь, именно это от тебя хотят услышать?
Почему же на этот вопрос так сложно ответить
Дело в том, что ты не знаешь, что конкретно от тебя требуют. Первое, что приходит в голову после этой просьбы – говорить о том, где ты родился и чем увлекаешься.
Задав этот вопрос, работодатель хочет, чтобы ты объяснил ему, почему ты считаешь, что достоин этой должности. HR специалист ждет от тебя подтверждение всего того, что ты понаписал в резюме, а не истории из жизни.
Как должен выглядеть ответ о себе
Предположим, ты пришел устраиваться на должность руководителя проектов в какую-нибудь крупную фирму. Подразумевается, что помимо основных навыков, которые ты благополучно подтвердил опытом и образованием, ты должен обладать умениями, необходимыми для взаимодействия с коллективом.
В таком случае тебе поможет:
Чтобы тебе было проще понять, в чем суть, вот пример «правильного» и «неправильного» ответа о себе
Верно |
---|
С самого детства я умел расположить людей и сплотить их. Еще в институте я вступил в местную команду по футболу. Через несколько месяцев стал ее капитаном, и мы выиграли наш первый районный чемпионат. На первой моей работе эти навыки мне очень пригодились, и я быстро стал старшим менеджером отдела. Спустя 3 месяца моя команда начала показывать лучшие результаты в подразделении. Под моим руководством продажи в отделе выросли на 20%. |
Неверно |
---|
Я много работаю и всегда добиваюсь своего. Мне небезразличны другие люди. Я люблю общаться с ними и помогать им. Мои друзья часто говорят обо мне, как о прекрасном управленце. |
Хотя во втором случае сказанное и характеризует тебя как хорошего человека, в первом ты говоришь то, что от тебя ждут на собеседовании. Общие факты из жизни могут быть интересны твоим друзьям, но никак не работодателю.
О чем именно нужно рассказывать
Теперь ты знаешь, что от тебя хотят, но знаешь ли ты, о чем конкретно будешь говорить? Стоит ли говорить о том, как ты ставил спектакли в школе? Или может лучше упомянуть о выигранных конкурсах в институте?
Чтобы не теряться в повествовании, ты должен четко знать ответы на следующие вопросы:
1. Что хочет работодатель?
В первую очередь стоит определить, какие знания нужны работодателю и что будет от тебя требоваться на новой должности. Здесь поможет объявление о вакансии.
Еще раз прочитай внимательно объявление вакансии и выпиши ключевые слова для составления рассказа о себе.
Поставь себя на место нанимателя. Чего он хочет услышать о тебе?
В данном случае он хочет получить человека, который будет управлять коллективом.
Как думаешь, какие умения нужны хорошему руководителю проектов?
Используй простую логику:
2. Какими достижениями, применимыми к данной должности, ты можешь похвастаться?
Весь твой рассказ о себе должен быть построен вокруг одного или нескольких достижений, имеющих прямое или косвенное отношение к должности.
Посмотри еще раз на вышеупомянутый пример.
То, что человек стал капитаном команды по футболу и привел ее к победам, говорит о лидерских качествах, мотивационных навыках и умении работать в команде. Подходит идеально!
«Целеустремленный, активный, есть опыт управления проектами, умею организовывать рабочий процесс», — так может сказать каждый. Такое заявление не подкреплено фактами, и эти слова наниматель видит в каждой заявке, которую он получает в ответ на размещенную вакансию.
Не ограничивайся сухим перечислением навыков в своем рассказе – ты это уже делал в своем резюме. Работодателю нужны конкретные примеры успеха.
3. Что конкретно ты сделал для отдела или компании в которой работал?
Безусловно, новому директору очень понравятся твои спортивные успехи, но все-таки этого мало, чтобы получить работу.
В своем рассказе ты должен объяснить, как твои навыки помогли подразделению или фирме улучшить показатели. Как твоя деятельность отразилась на общих доходах.
Когда говоришь о себе, не забудь использовать цифры – их все очень любят.
Если ты думаешь, что выделить свои личные заслуги из всего отдела невозможно, то ошибаешься. Просто проанализируй, как развивалась компания за время, когда ты в ней работал.
Верно |
---|
В 2014 году я пришел в фирму «Связь Интерком» на должность главного менеджера. В мои должностные обязанности входил поиск новых заказчиков, заключение договоров и работа с возражениями. За первый год моей деятельности наш отдел увеличил выручку на 25%, было заключено более 300 договоров на общую сумму более 10 млн рублей. Для снижения издержек мною была сформирована команда, которой всего за 3 месяца удалось пересмотреть заключенные ранее договора с субподрядчиками и снизить затраты компании на 10%. |
Неверно |
---|
Мне нравится быть в центре внимания и организовывать людей. В школе я как-то поставил спектакль, который имел большой успех. Мама всегда говорила, что у меня есть навыки хорошего менеджера, и что я должен быть руководителем. |
Видишь, конкретная информация и цифры, а не неподкрепленные фактами чужие мнения.
Для того чтобы понять, какие навыки и умения нужно перечислить о себе для новой должности, иногда объявления о вакансии недостаточно.
Не проблема, ведь ты умеешь пользоваться интернетом. Заходи на любой сайт по поиску вакансий и ищи резюме людей на аналогичные должности.
Ничего страшного, если ты подсмотришь некоторые моменты.
Только не переусердствуй, когда будешь описывать, как собственноручно из ларька с чебуреками в переходе метро сделал международную сеть ресторанов.
Иначе возникнет вопрос: если ты такой крутой специалист, почему без работы?
Структура монолога о себе
Перед тем как начать удивлять кадровика своими достижениями, нужно правильно выстроить свой ответ.
План монолога «о себе»:
Чтобы тебе было проще понять принцип, мы подготовили несколько примеров.
Что вы можете рассказать о себе? |
---|
В моей деятельности я всегда использую планирование и четко структурирую всю информацию. |
В компании, в которой я трудился год назад, весь документооборот был в бумажном виде. В управлении проектами участвовали несколько менеджеров, которые распределяли обязанности и докладывали руководству об успехах на ежедневных совещаниях. Многие заявки клиентов терялись при таком подходе, и компания терпела убытки.
Мною было предложено внедрить систему управления проектами на базе использования соответствующего ПО — Microsoft project, Primavera, CRM. Благодаря этому удалось сократить количество совещаний по проектам до одного раза в неделю. Продажи выросли на 30%, уменьшилось количество жалоб клиентов и негативных отзывов о компании. Фирма начала активно развиваться и увеличила штат сотрудников отдела продаж в два раза.
Расскажите нам немного о себе. |
---|
Я всегда выделялся оригинальностью идей и персональным подходом к заказчику. |
В компании «Логопринт» мне были переданы два заказа от крупных интернет магазинов. Нужно было разработать логотип, фирменный стиль и визитные карточки для сотрудников этих компаний. Я был сильно ограничен по срокам, а опыта сотрудничества с этими заказчиками у компании не было. Несмотря на высокую загруженность, я успел в срок и оба заказчика оказались очень довольны результатом. В подтверждение этому они прислали благодарственные письма и заключили долгосрочные договора с нашей фирмой на общую сумму более 2 млн рублей.
Расскажите мне о себе. |
---|
Я всегда стараюсь развиваться в профессии и учиться чему-то новому. |
К примеру, на прошлом месте, где я работала, бухгалтерия велась на бумаге и в таблицах Microsoft Excel вплоть до 2015 года. По понятным причинам это было очень неудобно, и на простые задачи тратилось очень много ресурсов. В начале 2015 года руководство приняло решение о внедрении системы 1С: Бухгалтерия. Я сразу же записалась на соответствующие курсы и успешно окончила их. После внедрения системы работать стало гораздо проще. Время, необходимое на расчет зарплат сотрудникам, сократилось с одной недели до двух дней. А благодаря приобретенным мною знаниям, я получила повышение до помощника старшего бухгалтера.
Любое утверждение должно сопровождаться фактами. Не говори: «Я умею то-то или я такой-то».
Ты выгодно выделишься на фоне остальных, если скажешь: «Я умею вот это, и вот как мое умение помогло моему отделу».
Только не переусердствуй.
Вспомни старую шутку: «По статистике, 87,52% статистических данных берутся с потолка».
Ее помнят и работодатели. Доверия к таким точным цифрам будет гораздо меньше. Достаточно приблизительных значений.
Не забывай про достижения
Твои достижения на предыдущем месте работы, это то, что хочет услышать любой HR.
Логика проста – ты делал это раньше, значит сделаешь и сейчас. А какой руководитель не мечтает об увеличении прибыли?
И под достижениями мы имеем в виду не тот случай, когда ты выиграл чемпионат по поеданию хот-догов на корпоративе.
Упоминай об своих успехах, что можно использовать на новом месте.
Держи под рукой хорошие примеры достижений:
Что писать в разделе резюме «о себе»
А теперь вспомни, что у тебя в резюме есть одноименный раздел. Не нужно пытаться уместить туда «Войну и Мир». Более подробно ты сможешь рассказать о себе лично, здесь же достаточно нескольких предложений:
Верно |
---|
Меня вдохновляет работа в коллективе. На моей прошлой работе для оптимизации процесса я организовал рабочую группу, благодаря чему удалось снизить количество возражений клиентов, улучшив отзывы о компании и прибыль на 15% за первые 3 месяца работы. |
Подробнее, что писать о себе в резюме, мы рассказываем в нашей статье.
Что в итоге
Давай-ка вспомним все сказанное:
Карьерный консультант, хэдхантер, бизнес-тренер.
Сертифицированный бизнес коуч: профилактика выгорания, работа с конфликтными ситуациями на работе.
Как рассказывать о себе на собеседовании
Когда меня спрашивают, что в первую очередь нужно знать о прохождении технического собеседования, я всегда отвечаю одинаково: приготовьтесь говорить.
Собеседование — это стрессовая ситуация, и этот стресс может повлиять на вашу способность к общению. Вы не продумываете всё как следует. Не всегда заканчиваете предложения. Смеётесь совершенно невпопад. Вы настолько далеко уходите от темы, что даже не можете вспомнить, о чём шла речь. А иногда в отчаянии просто бросаете все свои карты на стол.
Подготовка к беседе направлена не на то, чтобы заполнить время, а на то, чтобы определить, что именно следует о себе рассказывать. Взгляните на проблему с другой стороны и представьте, что это вы принимаете кого-то на работу; что бы вы хотели узнать о собеседнике? Вот мой список:
Подготовка
Возьмите пачку листков для заметок и на каждом листке напишите задачу, над которой вы работали, или проект, которым руководили. Ниже одним предложением опишите свою главную цель, а далее составьте список основных инструментов, позволивших вам её достичь. Представьте, что добавляете метки под вопросом на Stack Overflow. Ниже запишите как можно больше решений, которые вы пробовали применить, но потерпели при этом неудачу; в этом списке должно быть как минимум 5 таких решений, если только их и в самом деле не было меньше (что вполне нормально). И наконец внизу запишите то решение, которое в итоге сработало.
Теперь переверните листок. Сверху одной фразой опишите, что самое важное вы узнали из этого проекта. Записывать нужно только наиболее значимую идею, позволившую найти решение проблемы. Если проблема ещё не решена, пусть это будет последняя из возникших идей. Далее одной строкой запишите, откуда эта идея появилась. Повторяйте этот алгоритм, пока листок не будет заполнен.
Люди часто говорят мне, что не знают, о каких задачах или проектах захотят услышать их собеседники. Так вот, они захотят услышать о том, что написано в материалах, которые вы им предоставили. Если вы прислали им резюме, ждите вопросов о том, чем вы занимались на предыдущих местах работы. Если поделились с ними ссылкой на свой профиль на Github, вопросы будут о ваших проектах. Если вы дали им ссылку на свой аккаунт на Stack Overflow, вас будут спрашивать о предоставленных вами ответах.
У вас должен быть по крайней мере один листок на каждый указанный вами проект, а в идеале — по одному на каждый пункт, приведенный по каждому из этих проектов. Заполните листки по всем проектам на Github, над которыми вы работали за последний год. Что касается вопросов на Stack Overflow, просто будьте в курсе своих самых популярных вопросов и ответов (нет нужды заполнять для каждого отдельный листок). Таким образом вы подготовитесь к ответу практически на любой вопрос, который вам могут задать.
Вот пример заполненного листка для одного проекта из моей «Истории разработчика».
Рецепт хорошей истории разработчика
Теперь, когда у вас есть шпаргалки ко всему, о чём может пойти речь на собеседовании, самое время отрепетировать то, что вы будете говорить. Мало иметь под рукой листки со всей нужной информацией, нужно ещё уметь её преподнести в виде увлекательной истории. К счастью, этому тоже можно научиться.
Будьте конкретны
В основе хорошей истории разработчика лежит беседа, в которой один человек сообщает другому знания, которые могут быть тому интересны или полезны в его собственной работе. Разговор, как правило, увядает, когда собеседнику не за что зацепиться, поэтому крайне важно избегать подобных ситуаций. Масштабные идеи хоть и кажутся захватывающими и помогают продемонстрировать ваш недюжинный ум, однако не забывайте, что ваша цель — побудить собеседника постоянно задавать вопросы. А лучший способ это сделать — быть конкретным.
Эта сцена из фильма «Мир Уэйна» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что не нужно говорить общими фразами. Человек не знает, как ответить, потому что ему не за что ухватиться. Если бы он сказал не «я обожаю тебя, чувак», а «я обожаю твою футболку, чувак», тогда Гарт легко сумел бы продолжить разговор, точно зная, о чём говорить дальше. («Да, я купил её на концерте в Рено, где ударник был на таких офигительных. » — в общем, вы поняли мысль.) Сосредоточьтесь на конкретных идеях и избегайте общих. А ещё обязательно расскажите о тех обстоятельствах, которые привели вас к той или иной идее.
Начните с ключевой фразы
Хорошая история разработчика начинается с ключевой фразы. Первое предложение должно заинтересовать другого человека и по возможности заставить его гадать, о чём пойдет речь дальше.
«Я создал веб-интерфейс, при помощи которого разработчики могут сообщать о своих идеях», — это неудачная ключевая фраза. После неё тот, кто проводит с вами собеседование, по сути, может двигаться лишь в двух направлениях: «О какого рода идеях разработчиков идёт речь?» и «Какие технологии вы использовали при создании этого интерфейса?» Ни один из этих вопросов не приведёт к рассказу о тех интересных вещах, которыми вы занимались. Заговорив о разработчиках, вы поведёте речь не о себе, а о совершенно других людях. Да и пользовательский веб-фреймворк, с помощью которого был создан интерфейс, до вас использовала масса людей. Но ведь всё самое интересное в вашем проекте наверняка не связано с тем, какой фреймворк вы использовали?
«Я объединил 7 наборов данных с интерфейсом Google Карт, что позволяет отделу продаж в реальном времени получать отчёты о количестве разработчиков по всему миру». Вот теперь у вас, вероятно, возникло множество вопросов, и все они касаются моей работы над этим проектом. Мы готовы начать беседу, потому что я привёл конкретную информацию, которая четко выделяет 3-4 интересных аспекта моего проекта. В этом и заключается разница между использованием ключевой фразы и любым другим привычным способом рассказать о себе.
Рассказывайте с конца
Как правило, реальные истории рассказываются в обратном хронологическом порядке. Именно поэтому мы начинаем с ключевой фразы. А вот отрепетированные истории, наборот, рассказываются в прямом хронологическом порядке. Если вы ведёте рассказ от прошлого к настоящему, для собеседника это явный признак того, что вы пересказываете что-то заученное и, что весьма вероятно, ваша история не совсем правдива. Опытный наниматель заставит вас вести рассказ от настоящего к прошлому, непрестанно задавая дополнительные вопросы о том, что его особенно заинтересовало. Если вы действительно в курсе того, что и как происходило, для вас это не будет проблемой, поскольку вы хорошо знаете, о чём говорите. Главное, не забывайте, на чем вы закончили свой основной рассказ, чтобы потом могли вернуться к этому месту.
Если же вас просят остановиться на чём-то подробнее, а вы вместо этого пытаетесь продолжить свой рассказ, это с головой выдаёт вашу неискренность. Возможно, вы говорите о решении, принятом кем-то другим, как о своём собственном, или пытаетесь создать впечатление, что знаете больше о том, как работают используемые вами инструменты, чем это есть на самом деле. Это, может, и не совсем ложь, так ведь и недомолвки — тоже не совсем правда. Неискренность на собеседовании — плохая идея, и, если компания хоть что-то смыслит в собеседованиях, вас, скорее всего, уличат во лжи. Однако хочу отметить, что, даже если вы попали в такую ситуацию, это не означает неминуемый провал. Просто впредь постарайтесь более тщательно формулировать свои ответы на вопросы и говорить только о том, к чему вы действительно имели непосредственное отношение. Если вас поймают дважды, на этом собеседование, пожалуй, закончится.
«По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли».
Итак, ключевую фразу вы уже сообщили. О чём говорить дальше? Дальше очередь за вашим собеседником, который должен подвести вас к более подробному рассказу о 2-4 интересных моментах, заключённых в вашей ключевой фразе. Как только вас спросят о чём-то конкретном, вспомните свой листок и расскажите о том, что вы пробовали и что не сработало. По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли. В этом и заключается разница между вашим умением работать над задачей и простым знанием ответа. Если вы и правда знали ответ, лучше расскажите о составляющих вашего решения и о том, как они все сработали вместе. Но в большинстве случаев вас нанимают для решения проблем, и именно поэтому нужно рассказывать о том, что вы пытались сделать и что при этом не сработало.
Есть и ещё одно преимущество в рассказе о предпринятых вами попытках. Как только вы произнесёте ключевую фразу, ваш собеседник начнёт гадать, как вы решили проблему. Возможно, вы выбрали путь, отличный от того, о котором подумал он, и потому, рассказывая о том, как вы пришли к тому или иному решению, вы сообщаете собеседнику важные знания. Расскажите о своих идеях, особенно если вы и правда пробовали их применить. Сделайте упор на ключевых идеях, которые вели вас к каждому последующему шагу. Как человек, проводящий собеседования, и как разработчик, я действительно люблю узнать парочку новых вещей в ходе беседы. И это приводит нас к следующему пункту…
Не гадайте о том, что знает ваш собеседник
В большинстве случаев вы и понятия иметь не будете о том, что знает человек, проводящий с вами собеседование. Вы не будете знать, с какими языками он знаком, какие задачи привык решать или какими инструментами владеет. Вам придётся немного побалансировать, чтобы с толком использовать отведённое время. Вы должны допустить, что некоторые вещи вашему собеседнику известны; скорее всего, он знает, чем зарабатывают на жизнь разработчики, и умеет решать поставленные задачи. Регулярно делайте паузы в своём рассказе, чтобы убедиться, что он не утерял нить повествования. Используйте для этого язык тела, прислушивайтесь к словам согласия вроде «да» или «так», периодически звучащим во время вашего рассказа. Можете даже остановиться и прямо спросить у своего собеседника, всё ли ему понятно, или он хотел бы получить более подробные разъяснения по тому или иному вопросу.
Если вы слишком углубитесь в свой рассказ, не убедившись, что вас по-прежнему понимают, то собеседник может прийти к выводу, что вы просто не умеете объяснять. Активно показывайте свою заинтересованность в том, чтобы слушатели понимали, о чём вы говорите. Таким образом и вам будет намного комфортнее, и они будут чувствовать, что чему-то научились.
Точно так же постарайтесь не делать предположений о том, что интересно вашему собеседнику. Не отзывайтесь плохо ни о чём из того, что вы делали, потому что именно это может быть для него интересным. Даже если вам что-то кажется простым или наивным, об этом всё равно можно поговорить интересно. В наше время у разработчиков есть сотни специализаций, и тот факт, что вы претендуете на должность веб-разработчика, вовсе не означает, что ваш собеседник знает CSS или некоторые функции javascript так же хорошо, как и вы. Если что-то в беседе с вами его увлечёт, постарайтесь всеми способами поддержать этот интерес.
Беседуйте, а не проходите собеседование
Если вы этого ещё не поняли, собеседование должно быть действительно беседой. Правда заключается в том, что вы не знаете, что именно заинтересует слушателей в предоставленных вами материалах или ваших словах. Не знаю этого и я. Сделайте всё возможное, чтобы увлечь их своей работой, и, если они не кусаются, возьмите инициативу в свои руки и сами спросите, о чём бы они хотели услышать. Это ещё один случай, когда помогает конкретика. «О чём вам рассказать?» — это пример неудачного вопроса. «Есть ли что-то в моём резюме, что показалось вам интересным?» — вот это уже намного лучше. Подобный вопрос покажет, насколько хорошо они сами подготовились к собеседованию. И если вам ответят что-то вроде: «Я не увидел там ничего интересного», то за этим должен немедленно последовать ещё один вопрос: «Тогда что я вообще делаю на этом собеседовании?» Постоянно пытаться угадать, что интересно вашим слушателям, — это пустая трата времени; куда лучше просто спросить. Если они не хотят говорить с вами о конкретных вещах, вероятно, они сами не подготовились к собеседованию.
Репетируйте
Репетиция собеседований — это моя любимая часть. Просто пойдите и поговорите с другими разработчиками о своей работе. Начните с ключевой фразы. Будьте конкретны, и когда вам зададут вопросы, расскажите о том, что вы делали, в обратном хронологическом порядке.
Постарайтесь запомнить несколько важных моментов: в разговоре с людьми используйте информацию с 5-10 своих листков; одного недостаточно! В большинстве компаний вам придётся пройти 3-5 собеседований; убедитесь, что вы не повторяете один и тот же материал разным людям, ведь они будут сравнивать свои заметки. Во время своих репетиций запоминайте вопросы, которые вам задают. В ходе реальных собеседований вы услышите практически те же самые вопросы, так что, отвечая на них несколько раз, вы, по сути, учитесь говорить естественно. Отслеживайте также эмоциональные реакции собеседников на свои слова. Приучайте себя говорить то, что людям интересно и о чём они хотят услышать больше.
Интерес к компании, нанимающей вас, прямо пропорционален интересу людей, проводящих собеседование, к тому, что вы говорите. Рассказывать истории — это превосходный способ выстроить увлекательную беседу с людьми, с которыми вы только что познакомились. Надеюсь, мои рекомендации научат вас рассказывать истории и получать больше удовольствия от собеседований.
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией приложений, игр и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов, перевод технических текстов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.