Я не знаю что правильно а что нет
Что делать, если ничего не получается: 4 совета гештальт-терапевта
Медиа и социальные сети заполнили истории успеха. Своих целей добиваются далеко не все, но высокие достижения все равно выставляются как норма, к которой нужно стремиться. Все это нередко приводит к потере веры в себя и закономерному вопросу: «Почему у меня ничего не получается?» От таких негативных установок можно избавиться, делая шаги для улучшения своей жизни.
Янина Верженская, психолог, гештальт-терапевт
Что значит «все не получается»
Здесь заключается главная ошибка. Говоря «все не так», мы обобщаем и, по сути, перечеркиваем все без исключения, что было нами сделано. Действительно ли в проделанной работе нет ни одного верного шага? Чтобы оценить это, определимся с понятиями.
Предположим, вы решили запустить проект, и работаете над его реализацией в режиме 24/7, но проходит время, а он не развивается. В какой-то момент вы понимаете, что ничего не получается, и вера в успех постепенно пропадает.
Такое ощущение появляется, когда человек не видит результатов своего труда прямо сейчас. Некоторые объясняют данное состояние выгоранием — тем, что просто пропал интерес. В действительности выгорание — это усталость, эмоциональное истощение, переживание опустошенности и бессилия, нежелание что-либо делать.
Когда мы говорим, что ничего не получается, и при этом понимаем, что останавливаться нельзя, что нужно идти вперед, речь идет не о выгорании, а об обесценивании результатов своих усилий. А это состояние можно и нужно прорабатывать.
Что делать, когда «все не получается»
Разобрать сложившуюся ситуацию на составляющие и понять, что именно мешает достижению результата, — это поможет избежать обесценивания.
Как это сделать, разберем на примере: вы решили открыть магазин, выбрали нишу, исследовали рынок, провели анализ конкурентов, составили бизнес-план, арендовали помещение, договорились с поставщиками, наняли сотрудников и, наконец, запустили проект, но посетителей нет, а значит, и прибыли тоже. Причины могут быть разные: неудачно выбрана локация, неверно оценены вложения, подвели подрядчики, недостаточно квалифицированных сотрудников и так далее — надо найти, что именно.
Для этого необходимо задать себе вопросы, например: удачно ли расположен торговый объект? верно ли выбрана товарная ниша? правильно ли подобран персонал? какие ошибки совершают работники и в чем?
Таким образом глобальное «все не получается» будет разделено на составляющие: в одной из них, вероятно, и кроется ошибка. Благодаря этому станет очевидно, что удалось сделать достаточно много. А значит, не получается далеко не все, а только конкретные пункты плана, в то время как конструктивных действий гораздо больше.
Перестать зацикливаться на профессиональной деятельности
В этом случае при возникновении проблем в производственной сфере происходит обесценивание не только результатов своей работы, но и жизни в целом. Ведь от мыслей о профессиональных неудачах («у меня в бизнесе ничего не получается») легко прийти к выводу «я никчемный человек». При этом, вполне возможно, вы прекрасные мать или отец, отлично рисуете, готовите или играете в теннис. Хотя эти навыки не имеют отношения к работе, они касаются лично вас: есть конкретные сферы жизни, в которых вы талантливы и успешны. И важно помнить об этом, а не умалять свои достижения, обобщая их с теми сферами, в которых что-то не получилось или получилось недостаточно удачно.
Надо научиться не обобщать неудачи, а конкретизировать проблему, чтобы проработать и устранить ее.
Принять, что движение вперед есть всегда, но бывает дефицит, который можно восполнить
Когда возникает ощущение, что ничего не получается, выполните несложное упражнение, которое наглядно покажет достигнутые результаты. Запишите на листе бумаги:
Даже если кажется, что процесс происходит не так быстро или не в таком масштабе, как запланировано, это говорит только о том, что существует определенный дефицит, с которым необходимо работать.
Например, вы не прошли собеседование на должность графического дизайнера в авторитетном издании и сразу сделали вывод: «У меня снова ничего не получилось, меня никогда не возьмут на достойную работу». Но если разложить ситуацию на составляющие, может оказаться, что для получения вакансии вам не хватило конкретного навыка — например, знания одной из четырех обязательных программ. Понимая это, можно достаточно быстро устранить дефицит, пройдя обучение самостоятельно или на курсах, и прийти к другому результату: «У меня все получилось».
Однако надо отдавать себе отчет, что получилось не все, а только добиться желаемой вакансии. Но теперь на ней необходимо удержаться, а значит, надо постоянно расти.
Как составить стратегию действий
Начните записывать маленькие шаги, которые помогут двигаться вперед, то есть начните фрагментировать ситуацию. Такие записи стоит делать раз в две недели либо в раз месяц. Выберите точку отсчета и распишите, что на ваш взгляд, идет не так.
Например, вы хотите увеличить доход в два раза, но это не удается.
Чтобы понять, в чем проблема, отметьте:
Проанализируйте, возможно, у вас не получается не все, а только соблюсти сроки, или вы их вообще не поставили либо решили, что удвоите прибыль за счет увеличения продаж, но потом пришли к выводу, что, если раньше продавали 100 единиц товара в день, то реализовать 200 единиц нереально. Может быть, в этом случае следует повысить стоимость товара или включить оплату за его пересылку, то есть изменить что-то в самой стратегии.
Помните, что стратегия — это способ достижения сложной цели, и очень важно регулярно ее прорабатывать и корректировать. При этом следует ориентироваться на так называемый управленческий цикл, где есть:
В данном случае контроль — это сравнение с идеалом: что есть в настоящий момент и к чему вы стремитесь прийти в итоге.
Как научиться разделять ответственность
На старте проекта важно разделить ответственность (если не получилось в самом начале, то как только об этом вспомнили): надо четко определить, за что отвечаете вы, а за что — другие. И не винить себя в том, что находится вне вашей зоны влияния.
Ощущение «все не получается» может возникнуть в аэропорту, когда вы собрались на важные переговоры, а рейс отменили. Да, не получилось. Но это не у вас не получилось. Внешние обстоятельства нельзя сбрасывать со счетов. Вы открыто говорите партнерам о переносе встречи, потому что верите в ее ценность, а не зацикливаетесь на чувстве вины.
Брать на себя всю ответственность — это другая сторона мании величия, потому что невозможно отвечать абсолютно за все. Нагружая себя виной за чужие ошибки, вы попадете в отчаяние, а там и до выгорания недалеко. Кроме того, надо принимать во внимание объективные внешние обстоятельства и уметь на них реагировать: кризис — вы регулируете цены, необязательность партнеров — осознаете ситуацию и не пытаетесь переделать людей. Важно обсуждать проблемы и менять стратегию.
Благодаря такому подходу вы перестанете обесценивать свою работу, потому что научитесь раскладывать неудачи на отдельные фрагменты, находить слабое звено и прорабатывать его, добиваясь нужного результата.
Как сделать правильный выбор легко: эффективные приемы, которые помогут определиться
Каждый из нас вынужден принимать решения. Начиная от глобальных, которые определяют дальнейшую жизнь, до одномоментных, от которых может зависеть наш день. Сегодня я расскажу, как сделать выбор в пользу одного из вариантов легко и без долгих и мучительных колебаний.
Почему так сложно принять решение
Для начала предлагаю разобраться в причинах, из-за которых нам порой так непросто даются важные или даже незначительные решения.
Как мы действуем в те моменты, когда нам нужно что-то выбрать:
Посмотрим, что влияет на подобные муки выбора.
Страхи
В зависимости от конкретной сферы, в которой предстоит сделать выбор, страхи могут быть следующими:
Когда наши страхи управляют нами, принимать решения действительно становится сложно. Человек боится брать ответственность за последствия своего выбора и принимает позицию страуса, который закапывает голову в песок при любой опасности.
Привычка драматизировать
Если во всем видеть сплошной негатив, то можно долго метаться между возможными вариантами, считая каждый из них недостаточно удачным и перспективным.
Избыточное число вариантов
Это только кажется, что большой ассортимент упрощает выбор. На самом деле чем больше альтернатив мы имеем, тем сложнее нам определиться.
Мнение социума
Если человек при принятии решений всегда в первую очередь думает о том, что скажут люди и как они после этого будут относиться, выбор никогда не будет легким и, главное, правильным.
Нужно всегда помнить, что люди будут обсуждать вас в любом случае, какое бы вы решение ни приняли. Быть непонятым социумом не так страшно, как прожить не свою жизнь.
Навязанные стереотипы
Это из серии “скромность украшает”, “будь как все”, “мужчина должен”, “кто старше, тот умнее”, “честный не может быть богатым” и т. п. Все это шаблоны, которые не позволяют мыслить шире и видеть большие горизонты.
В искусстве жить нет правильного и неправильного. Есть “твое” и “не твое”.
Незнание собственных желаний и потребностей
В детстве за нас часто принимали решения родители: в какую секцию ходить, с кем дружить, какую одежду носить и т. п. Кто-то вырастает и учится делать выбор самостоятельно, а кто-то остается в инфантильной позиции и предпочитает, чтобы решения по-прежнему принимал кто-то другой.
Неудачный опыт в прошлом
Если в прошлом вы часто ошибались и принятые вами решения приводили не к тем последствиям, которых вы ожидали, это вовсе не повод отказываться от новых попыток. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок учится ходить, он падает сотни раз, но ему и в голову не приходит, что нужно оставить это гиблое дело, перестать принимать решения и проводить новые эксперименты.
Что делать, если не можешь определиться
Мы с вами разобрали причины, которые могут осложнять процесс принятия важных или рядовых решений. Возможно, в каких-то ситуациях вы узнали себя и уже понимаете, как научиться делать осознанный выбор.
Теперь давайте рассмотрим конкретные способы, которые помогут принять решение здесь и сейчас.
Избавиться от перфекционизма
На первый взгляд кажется, что стремление к совершенству не имеет ничего общего с принятием решений. Однако перфекционизм и нерешительность часто идут рука об руку.
Американский психолог Барри Шварц в своей книге “Парадокс выбора” утверждает, что когда мы ищем лучший из возможных вариантов, это только приводит нас к расстройству и прокрастинации. Выбирать идеал можно бесконечно, а если просто искать достаточно хорошее, то и сделать выбор будет куда проще.
Нарисовать квадрат Декарта
Чаще всего при рассмотрении ситуации мы зацикливаемся на том, что будет, если это случится. Квадрат Декарта позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон.
Смысл упражнения в том, что нужно задать себе 4 вопроса и честно на них ответить. Лучше письменно.
Дать совет другу
Представьте, что текущая ситуация сложилась у вашего друга, коллеги или родственника. Будучи не слишком вовлеченным в этот вопрос, вы бы смогли дать наиболее объективный совет, посмотрев на все со стороны. Что бы вы порекомендовали в таком случае?
Этот прием поможет абстрагироваться, отбросить эмоции и более трезво взглянуть на суть проблемы.
Помедитировать
Чтобы определиться и принять правильное решение, иногда достаточно отбросить информационный шум и прислушаться к самому себе. В этом поможет техника медитации.
Опишу весь процесс пошагово:
Когда вы полностью расслаблены на физическом и эмоциональном уровне, вас могут посетить озарения. В таком состоянии активизируется шестое чувство, и вы можете вдруг ясно понять, к чему лежит душа на самом деле, а что было навязано кем-то или чем-то извне.
Воспользоваться правилом 10/10/10
Его придумала американская журналистка Сьюзи Уэлч. Перед принятием сложных решений она всегда задает себе три вопроса:
Есенин писал: “Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Когда мы пытаемся принять решение здесь и сейчас, наш рациональный ум часто заслоняют эмоции. Иногда бывает достаточно взглянуть на перспективу, как страх неизвестности проходит и решение возникает само собой.
Выполнить упражнение “4 точки зрения”
Этот метод похож на квадрат Декарта и тоже позволяет взглянуть на ситуацию с нескольких сторон. Здесь нужно посмотреть на возникший вопрос с четырех позиций:
Довериться часам
Патрик Макгиннис – американский венчурный капиталист и писатель – придерживается собственного метода при принятии решений. В момент, когда ему требуется что-то выбрать, он смотрит на свои часы.
Суть упражнения проста. Есть два варианта, каждому из которых вы присваиваете одну из половин циферблата: правую или левую. Далее смотрите, на какой половине в данный момент находится секундная стрелка, и, вуаля, выбор сделан.
Это похоже на подбрасывание монетки или игрального кубика. Разумеется, судьбоносные решения воле случая доверять не стоит, а вот на маловажных вопросах таким образом можно здорово сэкономить время. К примеру, если вы никак не можете определиться, какое платье надеть или что приготовить на ужин.
Попробовать правило 90 %
Его придумал писатель и бизнес-тренер Грег МакКеон. Как известно, у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Чтобы выбрать оптимальный, нужно каждый из них оценить по шкале от 0 до 100. И если один из вариантов набрал меньше 90 %, его можно смело отметать.
По словам Грега МакКеона, если вашему решению нельзя сказать однозначное “да”, то смело говорите ему “нет” и не беспокойтесь.
В качестве аргумента он приводит пример из жизни: если бы вы сдали тест по какому-либо учебному предмету на 65 баллов из 100, скорее всего, испытали бы разочарование. Если не хотите почувствовать то же самое при принятии важного решения, отдавайте предпочтение наиболее жизнеспособным альтернативам.
Использовать кнопку “Вперед в будущее”
В принятии даже самых важных решений могут помочь мысленные эксперименты. Для наглядности я приведу пример.
Вы не можете выбрать, оставаться ли вам на текущем месте работы или уволиться. Представьте, что у вас есть волшебная кнопка, которая перемещает в будущее, например, на 3 месяца вперед. Вы нажимаете ее и понимаете, что вас уже уволил начальник и вам не пришлось делать свой выбор. Что вы чувствуете? Облегчение и радость или досаду и сожаление? От этого и стоит отталкиваться.
И так можно прокручивать в голове любые ситуации: разрыв отношений, планирование путешествия и пр.
Сделать выбор привычкой
Такая техника подойдет для несущественных решений, например, касаемо выбора одежды, ежедневных завтраков, планов на выходные.
Стив Джобс всегда носил черные водолазки и одинаковые джинсы, объясняя это тем, что так он избавляет себя от необходимости каждый раз выбирать, что сегодня надеть. Все его мысли были заняты делами огромной компании, и ни времени, ни желания на гардероб просто не оставалось. Такому примеру следует и Марк Цукерберг – долларовый миллиардер и сооснователь Facebook.
Попробуйте действовать так же. Составьте меню на неделю – вам не придется каждый день ломать голову над обедами. Напишите расписание интересных занятий – больше не нужно думать, чем заняться в выходные и т. п.
Применить метод плюсов и минусов
Можно воспользоваться старым способом: взять лист бумаги и разделить его на две колонки, в одной из которых перечислить все плюсы предполагаемого варианта, а в другой – минусы.
Так перед вами окажется наглядный список преимуществ и недостатков. Где больше плюсов, то и выбирайте.
Спросить совета со стороны
Конечно, спрашивать у соседей, какую профессию или спутника жизни выбрать, не стоит. А вот более мелкие вопросы можно и делегировать.
Психолог Рой Баумейстер из Принстонского университета ввел понятие усталости от принятия решений. Когда мы видим множество возможностей для выбора, то забиваем себе голову “шелухой” и теряем силу воли.
Доктор Шина Айенгар в своей книге “Искусство выбора” приводит пример с вином. Вместо того чтобы долго листать винную карту в ресторане, она просит сомелье подобрать для нее напиток. Так ей не приходится штудировать сорта, разбираться в выдержке, ароматах и прочих тонкостях. Достаточно переложить муки выбора на чьи-то более осведомленные в этом вопросе плечи.
Применить мозговой штурм
Для тех, кто не знает, это техника оперативного решения задач, когда за считаные минуты генерируется максимальное количество идей, из которых потом выбираются наиболее удачные.
Советую проделать следующее:
Техника мозгового штурма помогает отключиться от стереотипов, шаблонов, собственных оценок, общественного мнения и достать из головы то, что лежит в подсознании.
Использовать технику “Выбор без выбора”
В психологии эта техника носит название двойной связки. Ее активно применяют в продажах, когда консультант как бы оставляет выбор за клиентом и в то же время решает за него.
Например, к инструментам этого метода можно отнести такие вопросы:
Как видите, сам факт согласия не обсуждается. Даются только условия, при которых это согласие будет непременно озвучено.
В вопросе выбора между двух вариантов можно действовать следующим образом. К примеру, вы решаете, отправиться вам в отпуск в этом году или нет. Задайте себе вопрос так, чтобы у вас не осталось других альтернатив. Например: “Я отправлюсь этим летом на Юг России или за границу?”, “Вместо поездки я сделаю ремонт или инвестирую свои накопления?” Какой вариант получит в вашем сознании более положительный отклик, тот и выбирайте.
Дождаться утра
Исследователи из Аргентины Мария Хулиана Леоне и Мариано Сигман провели несколько экспериментов и выяснили, что в утренние часы люди делают выбор медленнее, но наиболее точно и взвешенно, а вот к вечеру, наоборот, принимают решения оперативно, но чаще ошибочно.
Поэтому при принятии важных решений всегда помните поговорку “Утро вечера мудренее” и делайте выбор в то время, пока вы еще не утомились от работы и прочей рутины.
Заключение
Главная проблема выбора в том, что у каждого решения есть свои последствия и в любом случае приходится чем-то жертвовать. Выбирая одно, мы отказываемся от другого. Это неизбежно. Можно откладывать решения в долгий ящик, тем самым лишая себя многих возможностей, а можно принимать их, ошибаться, спотыкаться, но двигаться дальше. Ведь без движения и развития нет полноценной жизни.
Пока ваш ум занимает чувство вины за упущенные возможности в прошлом, новые возможности настоящего тоже проходят мимо. В результате причин для сожаления становится еще больше.
Если вы до сих пор не знаете, как сделать правильно, как выбрать и не ошибиться, то спросите себя: “А действительно ли мне это нужно?” Если да, то задайте следующий вопрос: “Оно того стоит?” А если вы искренне этого не желаете, то и вопрос цены вас мучить не должен.
На этом я заканчиваю свое повествование. Легкого вам выбора и честности с самим собой. А напоследок вот вам еще одна полезная статья о моделях принятия решений.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Как понять, что вы всё делаете правильно
Специальная памятка для тех, кто сомневается в правильности своих действий и всегда собой недоволен.
Порой отношение человека к себе сродни тому, как опытный садовод воспринимает свои драгоценные шесть соток — его беспокоят только сорняки и несовершенство, а на цветы он уже не обращает внимания. Тем не менее сорняки будут всегда, а вот цветам свойственно увядать, и век их недолог. Так и мы в большей степени переживаем из-за того, чего у нас нет, и с молниеносной быстротой забываем, каких высот достигли, потому что ещё так много непокорённых вершин. Так удовольствие от жизни сменяется вечной неудовлетворённостью и ощущением, что вы что-то упускаете.
Вот 11 признаков, которые доказывают, что вы всё делаете правильно.
1. Вы знаете, чего вы точно не хотите
Мы много раз говорили о том, как важно разобраться в своих желаниях и не идти на поводу у стереотипных представлений о том, что должны хотеть и иметь мужчина или женщина в определённом возрасте. Да, кто-то с самого начала нащупывает свою колею и не сворачивает с неё, несмотря на назойливый шум общественности, а кому-то нужно время, чтобы разобраться в себе и найти собственный вектор движения. Если зашли в тупик, попробуйте сузить диапазон поисков и начать действовать от частного к общему, то есть выяснить, чего точно и ни при каких обстоятельствах вы не хотите. Конечно, у общества всегда найдутся «правильные» ответы на все ваши экзистенциальные вопросы, и скорее всего ими будут — создание семьи, рождение детей и стабильная работа с двумя не менее стабильными неделями отпуска. Заманчиво и в принципе неплохо, но лучше иметь собственное «расписание», выстроенное с учётом ваших жизненных ориентиров и представлений о том, что лично вам близко, а что «ни сердцу, ни уму». Не стоит забывать, что общество, хотя и готово в любой момент указать на ваши недостатки и наставить на путь истинный, абсолютно не несёт ответственности за то, куда эта дорога вас в итоге приведёт.
2. Вы несёте ответственность за свою жизнь
Жизнь, как известно, это не только шумные вечеринки, фейерверки и брызги шампанского. Бывают минуты, часы, дни, недели, месяцы, когда кажется, что мир в огне, и вы горите вместе с ним. Но проходит время, и вы каким-то непостижимым образом продолжаете существовать, и рухнувший мир по кирпичику начинает выстраиваться заново. Вы не в силах изменить прошлое и стереть из своей жизни чёрные дни, но настоящее полностью в вашей власти, поэтому не тратьте его на поиск виноватых в прошлых неурядицах, а идите вперёд. Вы — единственный человек, ответственный за всё, что с вами происходит, поэтому когда захочется выяснить отношения, спрашивайте прежде всего с себя самого. И уж если угодили в болото, то лучше придумать, как из него выбраться, вместо того чтобы мучительно искать виновных и медленно идти ко дну.
3. Вы цените настоящую дружбу
Количество друзей в социальных сетях или контактов в телефоне говорит о человеке лишь то, что он, скорее всего, сменил не одно место работы и пятничные вечера предпочитает проводить вне дома. И в данном случае количество связей не имеет ничего общего с качеством самих отношений. Чаще всего из сотен «друзей» можно выделить от силы человек пятнадцать, которые хоть что-то значат для вас, и лишь двух-трёх, которые по-настоящему дороги. Если вы уже пришли к осознанию, что тот, с кем круто пойти на вечеринку, не всегда тот, с кем после её окончания будет о чём поговорить, то вы без труда сможете отличить золото от позолоты, а значит ни за что не согласитесь променять искренность и теплоту друга на пустые светские беседы и разговоры только ради того, чтобы хоть чем-то оживить тишину.
4. Вы не переживаете из-за мелочей
Современный человек редко бывает одинок, у него есть как минимум один, правда, не самый приятный, но верный спутник — это стресс, и чем более ответственная и интересная у вас работа, тем больше ощущается его присутствие. Призывы избегать стрессовых ситуаций равносильны борьбе с ветряными мельницами — пустая трата времени и тех же нервных клеток. Вы не можете в полном объёме контролировать все процессы, происходящие в вашей жизни, но вот взять под контроль собственные эмоции вам под силу, поэтому примите тот факт, что расстраиваться или радоваться — вопрос выбора. Конечно же, вашего выбора. И не забывайте, что у вас есть ещё один инструмент для борьбы со стрессом, служащий своего рода амортизатором между вами и реальностью, и этот инструмент — опыт. Когда вы в очередной раз не будете знать, куда деться от новых проблем и переживаний, припомните, возможно, это всё уже было, и вроде бы всё не так уж и плохо тогда закончилось.
5. Вы понимаете истинную ценность вещей
Современные реалии диктуют свои условия: мы живём в материальном мире, где во главе угла стоят не люди с их чувствами и мыслями, а вещи, которые уже давно заменили многое. И нет ничего проще, чем ввязаться в бессмысленную погоню за счастьем, которое вот-вот должно свалиться на голову после покупки нового смартфона, компьютера, машины, квартиры. Но почему-то всё никак не сваливается. Может, нужно ещё что-то купить? А всё-таки, разве счастье в телефоне или в самом телефонном звонке? Наши бабушки и дедушки в очередной раз оказываются правы: вещи обесцениваются со скоростью света, чувства — никогда. Согласитесь — открытка, сделанная руками любимого человека специально для вас, ничуть не уступает по значимости даже самому дорогому подарку из магазина.
6. Вы умело балансируете между работой и семьёй
Мы проводим на работе большую часть нашего времени, мы думаем о работе большую часть нашего времени, меньшая часть нашего времени преимущественно уходит на переживания, что мы ровным счётом ничего не успеваем сделать по дому, напрочь забываем перезванивать друзьям и не помним, когда последний раз были в кино или хотя бы гуляли в парке рядом с домом. Чтобы окончательно не превратиться в социофоба-трудоголика, попробуйте составить для себя адекватный вашим возможностям график дел, с тем расчётом, чтобы у вас было время для отдыха и встреч с друзьями. Самая сложная задача, конечно, заключается в том, чтобы его придерживаться, не филонить и не оставлять все дела напоследок. Так, большая часть переживаний и угрызений совести сойдёт на нет, если вы сможете грамотно расставлять приоритеты: когда-то подольше посидеть на работе, а когда-то всё-таки сделать выбор в пользу похода в кино. Вы делаете всё возможное, чтобы достичь карьерных высот, но не забывайте: продуктивность вашей работы во многом зависит и от качества вашего отдыха.
7. Вы не позволяете гордости мешать вашему развитию
Развитие и подлинная свобода начинаются там, где появляются вопросы, которые, кстати сказать, подчас бывают ценнее и значимее самих ответов. Не существует глупых вопросов, но вот ограниченных и необразованных людей, напротив, очень много, поэтому никогда не бойтесь спрашивать и не позволяйте гордости или чувству стыда помешать вам получить новое знание. В любом случае, лучше гордиться тем, что переборол себя и спросил, нежели тем, что смолчал и скрыл своё незнание. И здесь, как не странно, большую роль играют ваши цели и мотивация: если вы намерены развиваться и учиться, вы зададите вопрос и вам будет абсолютно всё равно, кто и что подумает по этому поводу.
8. Вы благодарны за то, что у вас есть
Конечно, в жизни не может быть всё идеально: здесь можно на пару сантиметров меньше, здесь на тройку квадратных метров больше, а тут и вовсе хорошо бы переделать и перестроить. Вы признаёте несовершенство мира и при этом остаётесь одним из тех, у кого «стакан наполовину полон». Вы знаете, что в вашей жизни есть люди, которые о вас забоятся и готовы прийти на помощь по первому зову. Да, у вас нет дорогущего ремонта, но есть собственное уютное гнёздышко, где вам хорошо и где достаточно места, чтобы пригласить близкого друга на задушевные разговоры. И здесь важно не заглядывать в соседский огород в поисках того, чего у вас нет, а быть благодарным за то, что есть.
9. Вы не пасуете перед трудностями
В жизни каждого человека бывали такие препятствия, которые, на первый взгляд, казались абсолютно непреодолимыми, но со вторым, третьим и последующими взглядами оказывалось, что шаг за шагом даже в глухой бетонной стене можно пробить трещину. Да, пришлось попотеть. Да, пришлось двадцать раз переделывать, передумывать, дорабатывать, но вы смогли. Вы снова в строю, но уже являетесь обладателем нового знания, нового умения, нового опыта. Признайтесь, всякий раз, преодолевая трудности или невзгоды, вы чувствуете себя намного сильнее и увереннее, чем были до этого, а осознание, что вы не спасовали, ввязались и справились, возносит самооценку до совсем заоблачных высот. И тут главное не зазнаться.
10. Вы постоянно совершенствуетесь в своей профессии
Возможно, ваше фото и не висит на доске почёта при входе в офис (может, оно и к лучшему), но зато вы увлечены своим делом и стараетесь постоянно учиться чему-то новому и развивать свои навыки. И в этом деле важен не столько сам статичный показатель, сколько динамика и движение. Не сравнивайте себя с другими — вы абсолютно другой человек, отличный от всех остальных, со своими умениями и талантами. Прогресс приводит к успеху в двух случаях: если вы двигаетесь вперёд и если вы двигаетесь вперёд в своём собственном направлении.
11. Вы стремитесь стать лучше
Вы несовершенны, вы ежедневно совершаете массу ошибок, вы с треском проваливаетесь, но всегда продолжаете идти и не сдаётесь. Вы не собираетесь менять мир вокруг себя, у вас более глобальные планы — меняться самому. Вы не хотите быть лучше всех, вы в принципе не участвуете в коллективных забегах. Вы просто хотите быть лучше, чем были вчера: умнее, добрее, терпимее, смелее и, в конечном счёте, счастливее. И если всё вышеперечисленное про вас, то поверьте, вы уже стали лучше.