Я не брала микрозайм а мне звонят что делать
Как быть, если пришел микрозаем, который вы не брали
Оформление микрозаймов без согласия клиентов — новый вид мошенничества
В сфере выдачи микрозаймов в последнее время всё чаще встречается новый вид мошенничества. Недобропорядочные микрофинансовые организации (МФО) оформляют микрозаймы без согласия клиентов, и физлицу на карту поступает сумма выданного займа. В результате у человека образуется долг, к которому он не имеет отношения.
Это мошенничество имеет две разновидности:
О том, как в действительности происходит получение микрозайма, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите прямо сейчас пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.
Что предпринять при получении микрозайма без своего согласия
Стать жертвой подобного мошенничества может любой человек. Что же предпринять, если вы столкнулись с получением микрозайма, на который не давали согласия?
Во-первых, не следует вести никаких переговоров с недобропорядочным МФО. Их представители будут пытаться активно связаться с клиентом и убедить его оплатить проценты или подписать обманным путем согласие на микрокредит. Никаких кодов из СМС передавать мошенникам не следует, как и соглашаться на любые предложенные ими схемы, которые якобы помогут выйти из данной ситуации.
Ответить мошенникам следует только то, что вы будете обращаться с жалобой в Центробанк и полицию.
Во-вторых, нельзя тратить полученные на карту деньги. По возможности до решения ситуации лучше вообще не пользоваться картой, т. е. не тратить не только деньги, поступившие от МФО, но и свои средства.
В-третьих, следует оперативно обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе. Заполнить его можно лично в отделении банка или онлайн, обратившись в службу поддержки банка. Наличие такого заявления подтвердит позицию физлица, что он не получал микрозаем добровольно.
В-четвертых, следует подать жалобу в уполномоченные органы, а именно в Центробанк и Роспотребнадзор. Электронные обращения можно подать на сайте каждой организации. Помимо этого можно подать заявление в полицию и прокуратуру.
В тексте обращения в каждое ведомство следует указать, что:
После того как ситуация с микрозаймом решится (это займет определенное время), следует перевыпустить карту. Основная причина такого мошенничества — утечка данных банковских карт. Новая карта позволит минимизировать риск повторной ситуации с получением микрозайма без согласия клиента.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Никаких процентов, которые начисляются за время разбирательств, клиент МФО не должен. Поэтому опасаться угроз МФО истребования их через суд, с помощью приставов или коллекторов не нужно.
Итоги
При получении на карту микрозайма, когда вы не давали на него согласия, необходимо подать жалобы в Центробанк, Роспотребнадзор, полицию и прокуратуру. Также следует обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе. Никаких кодов и прочих данных представителям МФО передавать не следует. Тратить полученные деньги также нельзя.
О новостях системы банковского обслуживания можно узнать в нашей рубрике «Банк».
Если ты не брал микрозайм в МФО, а звонят тебе.
Краткое содержание Пост №1.
Коллекторские агентства и отделы взыскания долгов разных МФО звонят мне по чужому кредиту, несколько раз в день, хамят, достают звонками автоинформаторы и т.д.. Пост создан для повышения осведомленности населения РФ «как действовать в такой ситуации», так как не у всех есть брат юрист, а стоимость услуг юриста высока. В интернете практически нет информации об этом. Зарегистрировался на Пикабу специально, с целью осветить данную ситуацию, хотя давно читаю его и находил тут информацию по данной теме. Надеюсь изложенные в моем посте информация поможет кому то в жизни:)
В первые моменты, когда я столкнулся с этой ситуацией, я провел несколько дней в поиске гугл, под звук постоянно звонящего телефона, в надежде найти хоть немного информации, которая поможет мне расправится с этими наглецами! Но не тут то было, как оказалось практики судебных разбирательств в РФ как кот наплакал.
Текущее состояние: жду решения РосКомНадзора.
Как пояснил мне юрист, когда заемщик обращается в банк или МФО (не важно банк это или МФО, их деятельность регулируется одними и теми же нормативными документами) за заемом, то в анкете указывает дополнительный контактный номер родственника или знакомого для подтверждения. Если когда нибудь сталкивались с ситуацией, когда вам звонят из банка и просят подтвердить что Иванов Иван Иванович Вам знаком и работает там то, там то. Но в нарушение закона №152 О персональных данных эти МФО начинают названивать по этим «дополнительным номерам телефонов» и тревожить таких хороших людей, как я, когда заемщик перестает платить по долговым обязательствам и не берет трубку.
В данной ситуации, МФО которые выдавали кредиты Диме даже не удосуживались звонить по моему номеру при оформлении сделки с Димой, указанному в анкете как дополнительный, и узнавать, знаю ли я Диму. Жажда наживы, а проценты в МФО бешеные, затмила этим МФО глаза. Они продолжали выдавать «микрозаймы» Диме через интернет.
Что имеем. Нарушение закона «152 О персональных данных». О чем я предупреждал каждого звонившего на мой номер коллектора. Они игнорируют мои устные требования и продолжают названивать каждый день.
Итого, на данный момент я имею ежедневные звонки от примерно пяти одних и тех же МФО. Эти МФО потенциальные организации для подачи заявления в РосКомНадзор и дальше подачи иска в суд на возмещение морального вреда. Другие пять МФО оказались любезными, полностью вменяемыми и звонками больше одного двух раз пока что не докучали, так сказать на условном сроке находятся в моем личном дневнике наглецов.
На МФО «Первые» уже подано заявление в РосКомНадзор, так сказать для пристрелки. Жду результата. Об этом, о дальнейшей стратегии и о самом РосКомНадзоре в следующем посте.
Заранее извиняюсь за грамматику и пунктуацию в тексте:)
Что делать, если коллекторы звонят по несуществующему долгу?
Банковские организации предоставляют населению огромный выбор программ кредитования. Люди охотно пользуются предложениями, однако условия жизни могут резко измениться, а возможность регулярно выплачивать обязательства — пропасть. В таком случае банк передает кредит коллекторским агентствам, которые в свою очередь пытаются связаться с заемщиком, чтобы договориться с ним об индивидуальном порядке выплат. В случае с собственным займом оптимальный порядок действий — выйти на контакт с коллекторами, чтобы узнать подробности и, возможно, получить более выгодное предложение, чем может предоставить банк. Но встречаются ситуации, когда звонят по кредиту, который не брал, и в таких обстоятельствах люди теряются, не понимая, почему так происходит и что предпринять.
Содержание статьи
Почему звонят коллекторы
Звонки от коллекторских агентств означают, что от взявшего кредит человека уже длительное время не поступают выплаты. Как правило, речь идет о нескольких месяцах или даже о полугоде в зависимости от условий банка. После того как банковская организация решает, что требовать долг самостоятельно смысла нет, она заключает с коллекторским агентством договор агентирования (коллекторы выступают посредником, способом связи между кредитором и заемщиком, банк же остается получателем кредитных средств) или цессии (полная переуступка прав на взыскание кредита). В обоих случаях агентство заинтересовано в скорейшей связи с заемщиком, поэтому начинает действовать в рамках, определенных законом № 230-ФЗ. Как правило, речь идет о звонках, СМС-сообщениях и прочих способах связи.
Звонят, если кредит не брали
Согласно законодательству коллекторы имеют право связываться с заемщиком и его близкими только по номерам, переданным им банком. Если Вы никогда не имели задолженностей по кредитам и тем не менее Вам позвонило коллекторское агентство, речь может идти об одном из следующих случаев.
Наследство. Наследники, вступая в права, получают не только имущество усопшего, но и его задолженности. Об этом их должны уведомить заранее, так что внезапной новостью обязательства, полученные в наследство, стать не должны. Если объем требований равен или превышает общую стоимость наследуемых активов, от имущества выгоднее отказаться: таким образом Вам не смогут предъявить требования. Еще до вступления в права наследства необходимо отправить кредиторам копию свидетельства о смерти человека: после получения бумаги они обязаны прекратить начисление пеней и штрафов за просрочки по выплатам, при условии, что такая возможность указана в договоре.
Поручитель. Некоторые кредиты оформляются с участием поручителя — человека, который отвечает за заемщика и обязуется выплачивать средства, если тот не сможет сделать это самостоятельно. В таких ситуациях требования коллекторов законны, и Вам стоит ответить им и разъяснить сложившуюся ситуацию. Агентства, как правило, готовы предоставлять более выгодные условия, чем банки, и пойдут Вам навстречу. После полного погашения задолженности Вы имеете право обратиться в суд, чтобы взыскать с изначального заемщика компенсацию за понесенные расходы в полной мере.
Задолженность родственника. Еще одна частая причина, по которой Вам могут звонить из-за чужого кредита. Кредитор может звонить на известные номера с целью уточнения контактной информации в том случае, если заемщик указал эти номера в договоре, но при необходимости вовремя не обновил или не скорректировал данные. Впрочем, если Вы не супруг и не поручитель заемщика, не получили от него обязательства в наследство, Вам нечего бояться. Не переживайте: закон на Вашей стороне, и никто не имеет права взыскать с Вас средства, которые занимали не Вы. Ответьте коллекторам, поясните им сложившуюся ситуацию. Добросовестное агентство прислушается к Вашим доводам. Если у Вас есть связь с родственником, взявшим кредит, передайте ему информацию о задолженности и посоветуйте выйти на связь.
Звонки по ошибке. Заемщики, избегая коллекторских агентств, нередко меняют телефоны. Как только номер становится свободным, мобильный оператор имеет право вновь назначить его клиенту, и таким образом, покупая сим-карту, Вы можете получить номер с историей. Если вскоре после покупки карточки Вам начали звонить коллекторы по кредиту, который Вы не брали, скорее всего, речь именно о таком случае. Корректно объясните агентам, что именно произошло, попросите убрать номер из базы, сообщите, что не имеете сведений о предыдущем владельце. К Вам обязаны прислушаться: Вы не имеете отношения к этому кредиту и не должны по нему отвечать.
Мошенничество. К сожалению, в финансовой сфере до сих пор много мошенников, и любой человек может стать их жертвой. Обычно злоумышленники имитируют деятельность агентов и звонят на случайные номера, чтобы угрозами и прочими незаконными методами убедить жертву выплатить им определенную сумму.
На Ваше имя взяли кредит. Встречается и такая ситуация: человек, взявший кредит, указал при подписании договора чужие контактные данные, то есть Ваши. Это может означать, что на Ваше имя оформлена ссуда, которую Вы на самом деле не брали. Рекомендация в таких случаях — обращение в органы: обычно такое происходит после утери документов или случайной публикации их данных в открытый доступ.
Что делать при звонке от коллекторов
Если коллекторское агентство, позвонившее Вам, действует легально и в соответствии с законодательством, оптимальным выбором будет ответить. Опишите ситуацию: Вам подскажут, что делать, и помогут разобраться в сложившихся обстоятельствах. Не переживайте: если кредит Вы не брали, Вас никто не обяжет по нему платить. Если же от коллекторов слышатся угрозы, Вам сообщают явно не соответствующие истине сведения или путаются в информации, обратитесь в органы или в НАПКА: возможно, Вы стали жертвой недобросовестных служб или мошенников. Настоящее, действующее в рамках закона агентство заинтересовано в том, чтобы помочь каждому клиенту избавиться от обязательств.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск
Имеют ли право по микрозаймам звонить родственникам
Должники микрофинансовых организаций всегда страдают больше банковских клиентов. МФО часто работают с коллекторами, ведущими незаконную деятельность. Они часто преступают закон, занимаются откровенным вымогательством. Но один из самых неприятных моментов — их звонки родственникам, друзьям и на работу.
Разберемся, имеют ли право звонить родственникам по микрозаймам. Что делать, если ваших близких беспокоят представители МФО и коллекторы? Самое главное — разрешает ли вообще закон эти звонки. Подробная информация — на Бробанк.ру.
Могут ли МФО звонить при рассмотрении заявки
Порой родственникам звонят не на этапе взыскания, а на этапе рассмотрения заявки. Банки так делают гораздо чаще — это служит дополнительной проверкой заемщика. МФО тоже могут к этому прибегать, хотя по факту делают это крайне редко.
Звонки могут поступать всем лицам, которых заемщик указывает в анкете в качестве контактных. Обычно туда вносят родственников, близких друзей. Кредитор при рассмотрении заявки вправе позвонить по всем указанным телефонам с целью проверить информацию.
Например, у контактного лица могут спросить, где работает потенциальный заемщик, в своем он жилье живет или в съемном. Это метод обнаружения подложных данных. Если выявляются нестыковки, в выдаче ссуды отказывают.
Но если вы оформляете срочный онлайн-займ, который выдается круглосуточно, обычно при рассмотрении никаких звонков не поступает. Автоматическая система за пару минут выносит решение на основании данных, предоставленных в анкете-заявке.
Если вы оформляете долгосрочный займ на весомую для сферы МФО сумму, будьте готовы к звонкам. Они реально могут прозвучать.
Если вы планируете оформление микрозайма, лучше сразу предупредите указанных в заявке контактных лиц, что им могут звонить. Они не должны “наговорить лишнего”, иначе вам откажут.
Могут ли МФО звонить на работу в 2020 году
При рассмотрении заявки теоретически могут. Но, опять же, МФО вообще редко делают прозвоны, не то что банки. Но исключать этой возможности нельзя. Так что, указывайте верный рабочий телефон.
Цель звонка кредитора — убедиться, что человек действительно здесь работает. Поэтому лучше давать телефоны непосредственного руководства или отдела кадров. Ничего страшного в звонке нет, это обычное дело.
Если речь о коллекторах и звонках родственникам
Другой вопрос — могут ли коллекторы звонить родственникам заемщика, который перестал выполнять свои обязательства. Аналогично могут ли представители МФО звонить на работу должнику.
Если клиент перестал платить и не отвечает на звонки взыскателя, тот будет вынужден начать его поиски. И первым делом он позвонит контактным лицам, указанным в заявке на получение займа. Задача — получить контакты должника или попросить передать ему информацию.
Разглашать информацию о долге и личные данные должника коллекторы не имеют право. Но некоторые кредиторы стали прописывать такое условие в договоре — что должник разрешает это действие.
Ограничения по звонкам
Существуют законные ограничения по количеству звонков. Они касаются как контактирования с самим должником, так и с его родственниками. Постоянно беспокоить людей коллекторы не могу. Какие есть ограничения:
Это касается как самого должника, так и родственников, которых могут беспокоить. Бывает, что коллекторы МФО звонят на работу должнику, законных запретов на такие действия взыскателей нет. Другой вопрос — что именно при этом делают звонящие. Если разглашают конфиденциальную информацию — это нарушение. Если блокируют своими бесконечными звонками работу организации — это тоже нарушение. Более подробный материал о звонках коллекторов — До скольки могут звонить коллекторы по закону.
Зачем коллекторы давят на родственников
Хорошо, если взыскатель просто звонит с информационной целью: получить контакты должника, проинформировать его таким образом о состоянии долга. Но часто черные коллекторы намеренно давят на родственников должников, чтобы взыскать положенную сумму быстрее.
Тут больше психологический ход. Понятно, что родственник, на которого давят коллекторы, оперативно свяжется с должником, расскажет ему о ситуации. Тому будет стыдно, он постарается быстрее решить проблему.
Поэтому коллекторы порой переходят черту закона, они:
Все это коллекторы не могут делать не только в отношении родственников, но и в адрес самого должника. Если вы встретились с такими методами взыскания, необходимо защищаться и подавать жалобу.
Как прекратить звонки
С банками все проще. Чаще всего они вообще не связываются с черными коллекторами, а заключают договора только с порядочными взыскателям. В сфере микрокредитования все происходит несколько иначе.
По идете, родственник, которого начинают беспокоить коллекторы, может обратиться к кредитной организации и написать заявление об отказе во взаимодействии. Аналогично можно обратиться и к самому коллекторскому агентству. После этого звонки должны прекратиться. А если снова начнутся — подавайте жалобу.
Куда жаловаться на звонки коллекторов:
Но обратите внимание, что все жалобы и заявления должны чем-то подкрепляться. Это может быть запись телефонных переговоров, нелицеприятные СМС, детализация звонков. На слово службы верить не будут.
Как обезопасить своих родственников от звонков коллекторов
Если вы указывали их номер в контактной информации при оформлении займа, значит они точно под ударом. При просрочке могут сразу звонить и вам, и им, и на работу. Единственный вариант снизить возможности звонков всем — самому идти на контакт со взыскателями, брать трубку, оплачивать задолженность.
Если у вас появился долг, закройте страницы в социальных сетях. Вас и всех ваших друзей могут атаковать коллекторы. Это тоже неприятная ситуация.
Должны ли родственники выплачивать чужие кредиты
Часто коллекторы давят на то, что родственники должны заплатить кредит. Но это чистой воды вымогательство. Платить должен тот, кто является заемщиком по договору. На родственника никто не может наседать в этом плане, на него не подадут в суд, к нему не придут приставы.
Единственное исключение — если близкий человек выступал созаемщиком или поручителем по кредиту. Но в случае со сферой микрокредитования это нереально, так как займы от МФО всегда выдаются без участия этих сторон, в договоре фигурирует только заемщик.
Как справиться с навязчивыми звонками от банков и МФО?
Спам-звонки и сообщения стали повседневным явлением, редкий человек не сталкивался с навязчивой телефонной рекламой. Простыми просьбами «прошу больше не беспокоить» данный вопрос не решить. Звонки и СМС продолжат поступать, пока абонент проявляет в ответ активность. Игнорируйте входящие вызовы, и интерес звонящих постепенно утихнет. Но не всегда этот способ приносит результат.
В этой статье мы расскажем вам, как справиться с рекламными звонками от банков и МФО. Вы найдете здесь подробные инструкции, которые помогут вам законно и без проблем отказаться от навязчивых рекламных сообщений и рассылок от банков и МФО. Также мы разберем здесь схожую ситуацию – когда от вас требуют вернуть чужой долг.
Возможные причины звонков, SMS и писем на почту
При обращении в банк или микрофинансовую компанию почти всегда нужно оставить номер мобильного телефона и подтвердить согласие на обработку данных. После этого ваш телефон попадает в базу обзвона колл-центра компании. Работники центра регулярно звонят по номерам в базе по различным поводам:
У меня положительная кредитная история и высокий кредитный рейтинг, поэтому из банков мне звонят регулярно. В зависимости от того, есть ли у меня свободное время и настроение, или нет, я могу либо пообщаться с менеджером, либо сразу сказать, что мне неинтересно его предложение. И второе происходит гораздо чаще, причем в большей степени потому, что с большинством звонящих невозможно разговаривать по-человечески.
Я думаю, что большинство людей так же, как и я, не отвечают согласием на предложения по простой причине — ни один банк, ни одна МФО и другие подобные учреждения на самом деле не думают о клиенте. Они просто хотят продать любой ценой. Но в современном мире, который перенасыщен предложениями, нужно в первую очередь говорить о выгоде для клиента.
Виталина Слепухова, журналист, автор статей для ВЗО
Кроме звонков, банки и микрофинансовые компании часто применяют рекламные рассылки. Они отправляют на номера телефонов и адреса электронной почты клиентов предложения оформить новый займ или кредит. Такие рассылки раздражают не так сильно, как навязчивые звонки, но они часто отвлекают и засоряют список сообщений.
Иногда вы можете получать сообщения с требованиями вернуть долг, который вы не брали. Ваш телефон может оказаться в базе обзвона коллекторского агентства, даже если вы никогда не оформляли кредиты или займы. Такое происходит по трем причинам:
По телефону часто работают мошенники, которые под предлогом оформления займа на выгодных условиях выманивают у жертвы паспортные данные и реквизиты банковской карты. Отличить телефонного мошенника можно по нескольким признакам:
Если окажется, что вам звонит мошенник, то вы можете просто добавить его в черный список. После звонка обратитесь в банк или микрофинансовую компанию и уточните, действительно ли в его колл-центре работает специалист с таким номером. Если выяснится, что такого работника здесь нет, то звонящий определенно был мошенником.
Если звонят и предлагают займы, кредиты или карты
Из банков или МФО постоянно названивают и предлагают супервыгодные условия, которые действуют только для вас и только сейчас? Это реклама, и подобные действия регулируются Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Рекламные предложения по телефону допустимы только с разрешения абонента.
Если поступил звонок из организации, клиентом которой является человек, то наиболее вероятно, что, оформляя кредит или карту, он уже дал согласие на использование его личных данных и получение различного рода информации. Однако если рекламируют услуги банка или МФО, с которыми гражданин никогда не имел дела, это незаконно.
В большинстве случаев согласие на условия обработки персональных данных каждый клиент предоставляет автоматически — для этого достаточно поставить галочку или подпись. Мало кто тратит время на изучение текста соглашения, а там может содержаться информация о том, что оператор имеет право передавать полученные сведения третьим лицам, например другим банкам или микрофинансовым компаниям. Но любое согласие можно отозвать.
Как правило, звонки поступают проверенным клиентам, которые часто пользуются банковскими или микрофинансовыми услугами. Звонящий в этом случае говорит о предодобренном предложении на определенную сумму, пероснально разработанном для вас.
Но могут звонить случайным людям, чей телефон числится в базе потенциальных потребителей. Спамеры особенно активизируются перед крупными праздниками или во время действия специальных акций. Абоненту навязчиво рекомендуют взять деньги в долг, применяя психологическое давление.
Чтобы избавиться от рекламных звонков, свяжитесь со службой поддержки компании по официальному номеру горячей линии и попросите об удалении вашего телефона из базы колл-центра. Можно отправить электронное письмо с этой просьбой на адрес для обратной связи. Иногда этого достаточно для того, чтобы ваш телефон оставили в покое.
Отказ от звонков с помощью заявления
Если звонки продолжаются даже после вашей просьбы, обратитесь в компанию и напишите заявление в свободной форме. В нем попросите удалить ваш номер из базы обзвона. Заявление можно отправить лично или (если у компании нет офисов в вашем городе) по почте. После этого компания в большинстве случаев перестает звонить вам.
Как отмечает юрист компании «Крылов и партнеры» Валерия Петелина, вначале следует узнать как можно больше о звонящем. Попросите назвать его имя, должность и название организации, из которой он звонит. Обязательно спросите, есть ли у него разрешение на обработку ваших персональных данных. Разговор при этом желательно записать на диктофон.
В заявлении потребуйте:
В незнакомый банк нужно отправить запрос с просьбой сообщить источник получения ваших личных данных и запретить их дальнейшее использование. Нелишним будет установить специальную программу для записи телефонных переговоров. При разговоре об этом нужно предупредить собеседника.
Кроме того, можно отправить заявление оператору сотовой связи с просьбой заблокировать звонки и сообщения с определенного номера, так как они являются рекламными.
Другие способы избавления от звонков
Можно написать жалобу в ФАС. Именно это ведомство занимается нарушениями в сфере рекламного законодательства. В заявлении необходимо указать все известные факты, которые можно подтвердить документально. Приложите копии отправленных претензий в банк, МФО или сотовому оператору, скриншоты сообщений, детализацию звонков. Рассмотрение обращения занимает до 30 дней.
Также за защитой своих прав можно обратиться в суд, но чаще фиксируются отрицательные решения по подобным делам. Чтобы доказать получение морального ущерба от действий рекламодателей, придется немало потрудиться. Необходимо подготовить массу документов, оплатить государственную пошлину и услуги юриста, а присудят в лучшем случае пару тысяч рублей. Но звонки, скорее всего, прекратятся.
Самым простым способом убрать навязчивые звонки является добавление номеров в стоп-лист. Услугу блокировки спама предлагают за незначительную плату сотовые операторы. Можно также оформить подписку на определитель номера и не брать трубку от нежелательных организаций.
Если присылают SMS и сообщения на электронную почту
Отказаться от SMS-рассылки можно так же, как и от телефонной рекламы – достаточно сообщить об этом банку или микрофинансовой компании по телефону. Если это не помогло – напишите заявление об удалении номера из базы рассылки. После этого вы не будете получать рекламные сообщения.
Отписаться от рассылки по электронной почте проще. Обычно в каждом рекламном письме от банка или МФО всегда есть ссылка или кнопка «Отписаться от рассылки». Так, например, выглядит эта ссылка в рекламном письме Альфа-Банка:
Перейдите по такой ссылке и подтвердите отказ от рассылки. Для этого достаточно нажать на кнопку «Отписаться» и, если нужно, указать причину отказа:
После этого банк или МФК больше не будет присылать вам рекламные письма.
Можно добавить адреса, с которых вы получаете рекламу, в спам-фильтр вашего почтового ящика. Но мы не советуем так делать – иногда с этих же адресов приходят и не рекламные сообщения (например, выписки со счетов или напоминания о смене тарифов).
Иногда рекламную рассылку, в том числе и через SMS, можно отключить через интернет-банк или личный кабинет на сайте микрофинансовой компании.
Если вы получили такое сообщение, то сначала проверьте номер или адрес, с которого оно пришло – скорее всего, он отличается от официального. Сравните оформление с другими сообщениями от того же банка – они также могут отличаться. После этого немедленно позвоните в организацию и уточните, действительно ли ваша карта заблокирована.
Если звонят с требованием вернуть чужой займ
Как поступить, если звонят коллекторы или представители службы безопасности и требуют вернуть займ либо кредит, который вы не брали? Прежде всего следует обратиться в микрофинансовую организацию с требованием разобраться в ситуации.
Для этого нужно узнать у звонящего максимум информации о задолженности. Кто является кредитором и заемщиком, как абонент связан с должником и какие требования предъявляет звонящий. Подтверждение финансовых обязательств лучше запросить на электронную почту в виде копии документа.
Если звонок поступил из коллекторского агенства, необходимо запросить название организации, ИНН и ОГРН, а также документ, дающий право представлять права кредитора.
Если выяснится, что вопрос возник по кредиту, где человек проходит как поручитель или созаемщик, от ответственности по договору избавиться не получится. Если же клиент был указан как контактное лицо в чужом кредитном договоре или является родственником заемщика, он не обязан отвечать за чужие финансовые проблемы.
При разговоре с коллекторами всегда сохраняйте спокойствие. Отвечайте четко и убедительно, не показывайте страх или раздражение. Если вы записываете звонок – предупредите звонящего об этом. Помните, что неосторожные действия приведут только к еще большей агрессии.
Если выплата долга не имеет к получателю звонка никакого отношения, следует передать коллекторам подтверждающие документы и просьбу исключить номер из базы обзвона. Согласно действующему законодательству, коллектор не имеет права сообщать информацию о должнике третьим лицам, поэтому беседа с посторонним незаконна.
Предпринятые действия не помогли и звонки продолжают поступать или коллекторы угрожают выбить долг любым способом? Необходимо обращаться в компетентные органы.
Часто коллекторы звонят родственникам людей, которые оформляли займы и не возвращают их. Это одна из самых действенных мер воздействия на заемщика. В этом случае обратитесь в банк или микрофинансовую компанию, которая передала долг коллекторам, и оформите отдельную претензию. Помните: если вы не являетесь созаемщиком или поручителем человека, который оформлял кредит или займ, то вы никак не отвечаете за его долги. Если вы супруг или супруга должника, то вы можете понести ответственность по этому долгу только по решению суда.
Чего ни в коем случае нельзя делать
Из каких организаций звонят чаще всего?
Мошенники, которые работают по телефону или через SMS, иногда представляются сотрудниками несуществующих, не имеющих лицензии или зарегистрированных в других странах (например, в Украине или Беларуси) кредитных организаций. Проверить, существует ли организация с названием, которое вам сообщили, вы можете в справочнике кредитных организаций ЦБ (если это банк) или в реестре микрофинансовых организаций (если это МФК или МКК).
Вопросы и ответы
Любые рекламные рассылки и звонки попадают под действие закона о рекламе и закона о персональных данных. Если вы не подтверждали согласие на их получение или получаете их даже после отказа, то эти сообщения нарушат этот закон.
Если коллектор оскорбляет вас и угрожает физической расправой, то он нарушает статьи 117 и 119 Уголовного кодекса. Если он вымогает деньги, то нарушает статью 163. Если требует больше информации о должнике – нарушает статьи 137 и 138.
Если сайт-агрегатор подчиняется закону о персональных данных, то он никогда не сообщает номера телефонов пользователей посторонним организациям и людям. Все крупные агрегаторы, в том числе наш, подчиняются этому закону. Мы никому не сообщаем ваши номера телефонов.
Если даже после получения заявления звонки не прекращаются, обратитесь в Федеральную антимонопольную службу и Роскомнадзор. Копия экземпляра с отметкой о принятии и описи вложения (если отправляли заявление по почте) докажут, что вы ранее требовали удалить ваши данные из базы.
Если и ФАС не удовлетворил вашу пользу, то вы можете обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда, поясняет адвокат Владимир Постанюк. Организация, нарушающая законы о персональных данных и о рекламе, может быть привлечена к административной ответственности.
Все зависит от того, кто и с какой целью вам звонит:
Основание для обращения | Инстанция |
Навязчивые рекламные звонки, в том числе после подачи заявления на удаление номера из базы | Федеральная антимонопольная служба, Роскомнадзор |
Звонки из коллекторских агентств по кредитам, которые вы не брали | Национальная организация профессиональных коллекторских агентств, Роспотребнадзор, Центробанк, СРО (если звонят из микрофинансовой компании), финансовый омбудсмен |
Угрозы со стороны коллекторов, вымогательство | Полиция |
Отсутствие ответа на претензию, направленную в организацию, от которой звонят коллекторы | Прокуратура |
Видео о спам звонках из банков и МФК
Заключение
В обращении смело ссылайтесь на Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Согласно нему, любое распространение рекламы с помощью телефона разрешается только при согласии клиента. Если сотрудник контактного центра станет указывать на ваше согласие на обработку персональных данных, смело ссылайтесь на Федеральный закон «О персональных данных» от 30 января 2007 года, который позволяет только обрабатывать ваши данные, но не использовать их в целях рекламы.
Если же вас донимает по телефону чужой банк или МФО, которые достали ваш телефонный номер незаконным способом, то потребуйте, чтобы звонящий представился и объяснил, откуда у него ваш номер телефона. Обычно это охлаждает энтузиазм звонящего. Бывает, что вам звонит не живой человек, а робот. Но и в этом случае не стоит сразу бросать трубку. Узнайте, от имени какой организации вам звонят. Обычно рекламное предложение сопровождается указанием телефона или сайта организации. Обращайтесь по этим контактам и требуйте объяснений.
Вы можете столкнуться с недобросовестной или вовсе мошеннической организацией, для которой ваши угрозы – это пустой звук. В этих случаях нужно блокировать номера телефонов, с которых вам звонят, внося их в черный список на своем телефоне. Кроме этого, можно установить на своем смартфоне одну программу для блокировки нежелательных звонков и сообщений. Такие программы для любой операционной системы легко найти по запросу «программа блокировки звонков и смс» в Яндексе или Гугле.
Рекламу, приходящую на электронную почту, отмечайте как спам. Если есть возможность, откажитесь от рассылки. У добросовестных рекламодателей в конце письма также должна быть опция «Отказаться от рассылки».
Часто звонок застает человека врасплох, и он сгоряча может сообщить свои данные и даже PIN-код своей карты. Не спешите общаться со звонящим, даже если он утверждает, что ваши деньги в опасности и нужно немедленно сообщить данные карты для блокировки. Именно так и поступают мошенники. Возьмите паузу и попросите перезвонить, а затем сразу же свяжитесь со своим банком, чтобы выяснить, был ли звонок действительно оттуда.
Вы должны понимать, что закон на вашей стороне и если все вышеперечисленные способы не помогают, то вы имеете право обратится в Роспотребнадзор, полицию, прокуратуру и суд.
Если вы столкнулись с телефонной рекламой, то старайтесь бороться с ней грамотными и законными методами. Такие действия помогут вам не только избавиться от навязчивых звонков, но и сохранить свое лицо перед компанией. Если вы сможете определить телефонного мошенника, то сохраните деньги и личные данные. А решение вопроса с коллекторами, которые ищут чужой долг, сохранит ваши нервы и избавит от лишних обвинений.
Напоследок напомним вам два основных правила, которые помогут вам избежать ненужных звонков и рассылок. Не оставляйте свой номер телефона и адрес электронной почты в подозрительных местах и на подозрительных сайтах – так он не попадет к посторонним людям. Всегда изучайте условия обработки персональных данных, когда даете согласие на нее.
Справиться с навязчивыми сообщениями от банков и МФК можно, не прибегая к нежелательным методам. Все зависит от того, какие это сообщения:
Будьте внимательны, когда оставляте свои контактные данные на подозрительных сайтах. Оттуда они могут легко попасть в базы обзвона.
Сталкивались ли вы с навязчивыми звонками и как с ними боролись? Оставить свое мнение и поделиться опытом можно в комментариях.
Источники
Редактор и автор текстов для #ВЗО. Занимается редактурой с 2017 года, до этого писала статьи для различных ресурсов, в том числе финансовых. На нашем проекте Анастасия работает с 2020 года. Она как обрабатывает тексты, которые готовят для сайта другие авторы, так и пишет информационные статьи сама.
Опытный журналист, работал в большом количестве СМИ — от РБК и Коммерсантъ до Российской газеты и Известий. Хорошо разбирается в финансовой и связанных с ней тематиках, пишет новости и аналитические статьи.