что нужно знать школьному библиотекарю
Что нужно знать школьному библиотекарю
Библиотекарь – одна из самых древнейших профессий, которой и в настоящее время удалось сохранить свою актуальность. Несмотря на то, что в век интернета все больше людей предпочитают электронные средства для чтения, интерес к печатным изданиям не угасает.
Школьный библиотекарь – это непросто хранитель книг. Профессия совмещает в себе одновременно работу литературоведа и философа, историка и филолога, педагога и психолога. Специалист должен обладать системой знаний в различных отраслях, чтобы суметь вычленить главное в информационном потоке.
О специфике работы школьной библиотеки и читательских интересах современных школьников мы побеседовали с Дарьей Таболиной, заведующей библиотекой ГУО «Средняя школа №173».
– Дарья, кем ты хотела стать в детстве?
– Кем я только не хотела стать. В раннем детстве, как и большинство девочек, хотела быть моделью. Сооружала импровизированный подиум и дефилировала по нему в различных нарядах. Потом появились другие интересы и увлечения. Я начала много читать, представляла, как работаю в большом книжном магазине, и книжные новинки первыми попадают именно в мои руки. Была мысль о работе учителем. Я представляла, как выхожу к доске и провожу уроки. Больше всего мне нравились гуманитарные предметы, поэтому чаще всего видела себя в роли учителя русского языка и литературы.
– Расскажи про учебу. Где ты училась?
– Опираясь на свои склонности, я решила поступить на филфак БГУ. Это у меня получилось без особых сложностей. Мой выбор пал на славянское отделение. Там я изучала новый для меня словацкий язык, а также русский язык на углубленном уровне. Окончила университет я в статусе специалиста-литературоведа. В дипломе имею квалификацию филолога, преподавателя славянских языков и литератур (словацкого и русского), переводчика.
– А почему ты выбрала словацкий язык?
– Я собиралась подавать документы на русскую филологию и стать преподавателем русского языка и литературы. В приемной комиссии мне посоветовали выбрать славянское отделение, объяснив, что в этом случае я смогу изучать не только русский язык, но и еще один язык славянской группы. Конечно, я решила попробовать. В 2014 году, когда я поступала, это был словацкий. Те, кто поступали в следующем году, уже изучали сербский. Языки каждый год меняются.
– Почему не стала учителем?
– Побывав на практике в школе, я поняла, что подобная работа не для меня. Написание планов-конспектов, заполнение всех документов, проверка тетрадей отнимают большое количество времени, а список обязанностей учителя постоянно растет. Очень мало свободного времени остается на себя и своих близких. К такому объему работы я не была готова. К тому же работа учителя стрессовая, требует большой затраты душевных и моральных сил.
– Расскажи, в чем заключалась твоя работа. Как ты стала заведующей библиотекой?
– На последнем курсе учебы нам предложили самостоятельно искать себе распределение. Я постоянно изучала ситуацию на рынке труда, искала различные варианты. Все работодатели хотели найти специалиста, готового приступить к работе немедленно, а не через полгода. Или же нужно было пройти стажировку, которая не гарантирует, что тебя потом возьмут на работу. К тому же не каждый работодатель был готов взять работника по распределению, поскольку это условие накладывает определенные обязательства. Спустя какое-то время я все же нашла работу в школе.
Поначалу меня взяли на 0,5 ставки, так как я еще училась в университете. Заведующая библиотекой вводила меня в курс дела, обучала новой для меня профессии. Я печатала какие-то библиотечные документы, оформляла газеты, которые приходили по подписке в школу, обслуживала читателей. Определенное время заняло знакомство с фондом. Чтобы найти нужную книгу, как можно быстрее, нужно знать, на какой полке она находится. Я училась правильно заполнять библиотечные книги, оформлять акты по движению литературы и т.п. Окончив университет, я смогла оформиться на полную ставку и полностью погрузиться в работу.
Вскоре заведующая библиотекой ушла на пенсию, а я заняла ее место. Сначала мне было довольно сложно: новый коллектив, начало учебного года, выдача учебников и проверка их оплаты. Со временем стало легче. Я привыкла к своей работе, теперь понимаю, что и когда нужно делать.
Есть такое правило, что библиотека не может быть без заведующего, поэтому меня повысили в должности. Наверное, я самый молодой заведующий библиотекой в городе.
– В чем сейчас заключаются твои должностные обязанности?
– В первую очередь – это полное обеспечение школы учебниками и учебными пособиями. Обслуживание читателей, регистрация новых поступлений и исключение устаревшей или испорченной литературы. Содержание библиотечного фонда в порядке, его ежегодная проверка. Организация тематических выставок и различных мероприятий в стенах библиотеки. Составление планов работы на год и на полугодия. Контроль аккуратного пользования учебниками, оплаты учебников и своевременной сдачи литературы.
Школьная библиотека должна выполнять одну из главных задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение. Мои профессиональные функции во многом определяются этой глобальной задачей.
– Не жалеешь ли ты о своем выборе?
– Пока не жалею. Мне не с чем сравнивать, это моя первая работа. Да, я получаю заработную плату меньше, чем учитель, но свободы у меня больше и нервная система в порядке.
– Каким должен быть школьный библиотекарь?
– Школьный библиотекарь должен быть образованным и всесторонне развитым человеком, внимательным, коммуникабельным и стрессоустойчивым. А еще он должен верить в свою работу и любить детей.
– Дети — это особая категория читателей. В чем заключается специфика работы школьной библиотеки?
– Если сравнивать школьную библиотеку и городскую, то, думаю, что у школьной больше обязанностей. Помимо художественной литературы, львиную долю занимает учебная. Ей уделяется гораздо больше времени и внимания. Новые учебники приходят каждый год, и ты должен обработать каждую книгу за ограниченное время. Здесь важен навык быстрой и внимательной работы.
Плюс – специфика работы с детьми: ребенок не всегда может доступно объяснить, какая книга ему нужна. Он может не помнить названия книги, не знать автора и рассказать лишь примерное содержание. Библиотекарю нужно обладать хорошей филологической базой, чтобы как можно быстрее помочь ребенку с выбором. Здесь мои университетские знания сыграли мне на руку.
– Каковы предпочтения сегодняшнего школьного читателя? Как часто дети приходят за книгами в библиотеку? Есть постоянные посетители?
– Младшие школьники искренне интересуются книгами: читают сказки, рассказы о животных, постоянно листают энциклопедии и журналы. Выбирают более красочные издания, дети все-таки. В 6-7 классе интерес несколько падает, дети ограничиваются прочтением хрестоматий, программной литературы. Старшие школьники, за редким исключением, берут именно то, что им задали на уроке.
Ребята приходят за книгами каждый день, некоторые заходят на каждой перемене. Я знаю всех постоянных посетителей поименно, их литературные предпочтения и интересы. Знаю в лицо каждого ученика, если он хоть раз брал в нашей библиотеке книгу.
– Дарья, опиши плюсы и минусы своей профессии.
– Плюсом является относительно спокойная работа, которую можно самостоятельно планировать. После звонка на урок наступает тишина, можно поработать и отдохнуть от шума. Мне проще, чем учителю, взять внеплановый выходной, есть свободное время после работы.
Минусом является невысокая зарплата, а также ответственность за сохранность книжного фонда.
– Какие мифы о профессии ты готова развеять?
– Миф о том, что библиотекарь ничего не делает, кроме как выдает книги. Так чаще всего думаю взрослые. На самом деле, обязанностей у нас много и работа школьного библиотекаря заключается не только в выдаче и приеме учебников и художественных книг. В течение дня я занимаюсь обслуживанием читателей, регистрацией периодики, работой с книгохранилищем и фондом, анализирую статистику посещаемости. Школьная библиотека является информационным центром для учителей при организации различных мероприятий. Я готовлю тематические выставки к разным датам и важным событиям.
Миф второй: библиотекарь прочитал все, что находится в фонде и, как Википедия, должен все знать. Так думают дети. Конечно же, современный библиотекарь хорошо разбирается в литературе, но знать все просто невозможно.
– Каким ты представляешь библиотеку будущего?
– Я очень надеюсь, что станет меньше бумажной работы, исчезнет проблема с нехваткой учебников. Упростят регистрацию книг и движение фонда. Было бы неплохо, если бы в числе новой литературы поступали современные, интересные книги для детей, а не только программные.
– Чтобы ты пожелала абитуриентам, которые хотят стать библиотекарями?
– Советую лично пообщаться с библиотекарями, узнать специфику профессиональной деятельности и основательно подумать о своем выборе. Если ничего не пошатнуло вашей уверенности – дерзайте!
Виктория ЩЕЛКАНОВА
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.
Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.
Должностная инструкция библиотекаря образовательного учреждения
Что представляет собой должностная инструкция библиотекаря? Чем занимаются такие специалисты? Начнем с того, что во многих образовательных организациях есть школьный библиотекарь. Он назначается, освобождается от занимаемой должности по приказу директора ОУ.
Основные моменты
Осуществляет контроль за деятельностью библиотеки директор школы. Им же утверждается комплект нормативных документов. Отвечает за ее работу библиотекарь, являющийся членом педагогического коллектива. Он работает по графику, который составлен из расчета 40-часовой недели, утвержден руководителем ОУ.
Если школьный библиотекарь уходит в отпуск, находится на больничном, его обязанности возлагаются на второго библиотекаря. При отсутствии такой штатной единицы выдачей книг занимается учитель (по приказу директора школы).
Должностная инструкция библиотекаря составлена на основе законодательства РФ об образовании и культуре, ТК, а также устава ОУ, правил внутреннего трудового распорядка.
Функции
Рассмотрим основные функции, которые выполняет «хранитель духовных сокровищ». Должностная инструкция библиотекаря образовательного учреждения предполагает выполнение им следующих обязанностей:
Основные права и обязанности
Чем должен заниматься работник? Должностная инструкция библиотекаря содержит следующие пункты:
Важные моменты
Должностная инструкция библиотекаря предполагает проведение инвентаризации учебников и художественной литературы с целью сверки и учета с регистрационной картотекой, фондами. Это лицо несет ответственность за достоверность подобных мероприятий.
Работа библиотекарем предполагает формирование и организацию библиотечного фонда:
Работа библиотекаря предполагает проверку правильности расстановки фонда. Лицо, которое выполняет подобные обязанности, выявляет устаревшие и ветхие документы (утратившие научно-познавательную ценность), осуществляет их своевременное списание по установленным правилам и нормам.
Профессия «библиотекарь» ответственна, ведь такой человек обязан вести контроль за методической, учебной, научно-популярной литературой, выдаваемой читателям. Именно библиотекарь занимается оформлением подписки на разнообразные периодические издания, включая и электронные, а также осуществляет контроль за их доставкой.
Организационные обязанности
Профессия «библиотекарь» предполагает ведение, редактирование справочно-библиотечного аппарата: картотек, каталогов, рекомендательного списка литературы, информационных материалов на машиночитаемых и традиционных носителях. Это должностное лицо несет ответственность за состояние каталогов.
В должностные обязанности библиотекаря входит развитие информационно-библиографической грамотности учеников и педагогов, поэтому он разрабатывает, проводит специальные занятия и консультации.
В начале каждого учебного года библиотекарем осуществляется перерегистрация читателей. Что еще входит в должностные обязанности школьного библиотекаря?
Он занимается продвижением лучших методических и учебных материалов посредством книжных выставок, тематических стендов, подборок, информационных уголков.
Подведем итоги
Библиотекарь является важным и нужным сотрудником в любой образовательной организации (школе, детском саду, центре дополнительного образования). Совместно с педагогическими работниками (учителями, воспитателями, психологом), родителями он пропагандирует значимость книг среди школьников.
Благодаря слаженной работе библиотекаря учебно-воспитательный процесс сопровождается необходимыми методическими и учебными материалами. Отдельное внимание он уделяет информационной работе с родителями учеников, принимает (по просьбе педагогов) участие в общешкольных родительских собраниях.
У библиотекаря есть право на самостоятельный выбор методов и форм работы с читателями, участие в заседаниях педагогического коллектива ОУ (с правом совещательного голоса). Он является активным участником совещаний и семинаров, которые связаны с его профессиональной деятельностью. Библиотекарь имеет право на повышение своей квалификации, внесение предложений директору школы относительно условий труда (доплат, премий).
Должностная инструкция библиотекаря школы
протокол № ____ от «__»___ 20 __ г.
Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.
Должностная инструкция библиотекаря
1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применять ее в работе.
1.4. Школьный библиотекарь подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения, работает под руководством заведующего библиотекой.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.6. Библиотекарь должен знать:
• законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
• руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
• Федеральный Закон №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
• содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде школы;
• теорию и практику библиотечного дела;
• основы библиотековедения и библиографии;
• основы трудового законодательства, организации труда;
• правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;
• систему классификации информации и правила составления каталогов;
• технологию библиотечных процессов;
• методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
• основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования;
• правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.
• инструкцию по охране труда для библиотекаря общеобразовательного учреждения.
1.7. Библиотекарь должен быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует: библиотечный фонд; читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.
3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.
3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.4. Обслуживает учащихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.5. Оформляет подписку общеобразовательного учреждения на периодические издания и контролирует их доставку.
— текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
— выдачу и сбор учебников;
— совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;
— просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
— контроль сохранности библиотечного фонда;
— изучение с учениками образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
— совместную деятельность школьной и районной библиотек.
3.7. Принимает участие в координации:
— взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;
— работы классных руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной литературой.
— соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;
— соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;
3.9. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.
3.10. Принимает участие в разработке:
— правил пользования библиотечным фондом;
— каталогов, картотеки рекомендательных списков литературы.
— учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;
— родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся общеобразовательного учреждения;
3.12. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.
— разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;
— своевременное комплектование библиотечного фонда.
3.14. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.15. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности, следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов школьной библиотеки.
Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам общеобразовательного учреждения по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.
4.2. Принимать участие:
— в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
— в ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
— в работе педагогического совета с правом совещательного голоса.
4.3. Вносить предложения:
— о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
— по совершенствованию воспитательной работы.
4.4. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений в помещениях библиотеки.
4.5. Выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения.
4.6. Определять источники комплектования информационных ресурсов.
4.7. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.8. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.
4.9. Повышать свою квалификацию.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующего библиотекой или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с локальными актами.
6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора общеобразовательного учреждения.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю
Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.
На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Необходимые качества для библиотекаря
Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.
Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.
Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.
Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:
Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.
Узнать на практике
Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.
Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.
В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.
Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.
Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?
Познакомиться с терминами
В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.
Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.
Например, по периодичности издания делятся на:
В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.
В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).
Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.
Поработать с посетителями
Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.
Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.
Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.
Пообщаться с коллегами
Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.
Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.
Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как: