Я л коломинский человек психология о чем

Я л коломинский человек психология о чем

Рецензент доктор психологических наук А. А. Леонтьев

К61 Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986.—223 с: ил.

Я- Л. Коломинский — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им. А. М. Горького — является автором ряда научных и научно-популярных книг («Психология взаимоотношений в малых группах», «Психология детского коллектива», «Человек среди людей», «Беседы о тайнах психики», «Познай самого себя»-и др.). многие из которых переведены на иностранные языки и языки народов СССР. В книге «Человек: психология», адресованной старшим школьникам, Я. Л. Коломинский знакомит читателей с основами современной науки психологии, показывает ее место в системе других наук о человеке, рассказывает о методах изучения человека.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и воображение). внимание,’ общение личности, ее особенности — вот вопросы, затрагиваемые в книге, которая может служить пособием для проведения факультативных занятий по психологии.

Первое издание книги «Человек: психология» удостоено Бронзовой медали ВДНХ СССР и Диплома II степени Всесоюзного конкурса научно-популярных книг общества «Знание».

„, 4306020000—307 „„„ „ ББК 88

© Издательство «Просвещение», 1980. © Издательство «Просвещение», 1986, с изменениями

Эта книга призвана не только познакомить старшеклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути.

Мне всегда казалось несправедливым, что у старшеклассников нет книги, которая рассказывала бы о внутреннем мире человека, а в школьных расписаниях отсутствует соответствующий учебный предмет. Нельзя сказать, что человека совсем не изучают в школе. На уроках литературы анализируют особенности внутреннего мира героев классических произведений, на уроках языка изучают законы этого важнейшего средства человеческого мышления и общения, на уроках истории повествуется о героических и трагических периодах жизни людей, об их подвигах и заблуждениях. На обложке одного из учебников большими буквами напечатано «ЧЕЛОВЕК», а чуть пониже, маленькими, уточнение «анатомия, физиология и гигиена». И все-таки чего-то не хватает. Не изу- • чается внутреннее «устройство» самого главного в человеке — его психики.

Мы надеемся, что книга, которую вы сегодня открыли, в какой-то мере заполнит этот пробел и поможет вам войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки. Вы узнаете, как изучается психика человека, какие законы управляют ощущениями и восприятием, памятью и творческой мыслительной деятельностью. Специальные разделы книги посвящены истории развития психики, потребностям и способностям, характеру и темпераменту человека.

Как работать с книгой? Признаюсь, мне хотелось бы ответить предельно кратко: с удовольствием. Если бы мне, когда я был в вашем возрасте, попала в руки подобная книга, я бы, прежде всего, прочитал ее всю сразу, залпом. Может быть, и вам поступить так же? Ведь психология —• не совсем обычный предмет: тех знаний, которые почерпнуты, так сказать, из жизни, достаточно, чтобы прочесть эту книгу и получить целостное представление о психике. А дальше пойдет внимательное чтение каждой главы. При этом автор рассчитывает на тесное сотрудничество с вами, дорогие читатели. Ведь теперь, когда вы занялись психологией, уже нельзя (просто не получится!) по-старому читать книги и смотреть кино, анализировать свои переживания и поступки, а также поведение других людей. Скоро вы заметите, что у вас появилась как бы новая точка зрения, новая, чуточку исследова-

тельская позиция. При изучении психологии самый верный наш союзник — художественная литература. Все великие, да и просто хорошие, настоящие писатели — психологи. Правда, говорят они о внутреннем мире человека по-своему, образным языком искусства.

В специальном разделе книги, который я назвал «Клуб «Три С», вас ждут вопросы, задания, конкурсы. Они помогут членам клуба, а в их число приглашаются все читатели, осуществить его программу, солопроверку, самопознание и самовоспитание. Ответы только для самопроверки! Таков девиз любознательных и настойчивых.

При чтении обращайте внимание на экран дисплея, сопровождающий некоторые участки текста. Если на дисплее изображена книга, то это значит, что в тексте рассказывается о ней; если восклицательный знак, то вам предлагается повторить или поставить опыт; если вместе с восклицательным стоит вопросительный знак, то вам предлагается задание; если стоит только вопросительный знак, то желательно не торопясь обдумать проблему или тему для

Если, познавая психологию, вы научитесь лучше управлять собой, разбираться в собственных переживаниях и внутреннем мире других, если эта книга поможет вам в учении, труде и жизни среди людей, наша общая цель — тех, кто работал над. ее созданием, и тех, кто ее читал,— достигнута.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Для человека нет ничего более интересного, чем люди.

Что изучает психология? Все науки можно условно разделить на две большие группы. В одной группе окажутся точные науки, такие, как математика, физика, химия; в другой — гуманитарные: языкознание, история, литературоведение и т. д. Это науки о человеке. Кстати, само название произошло от латинского обозначения человека современного типа: Ното 5ар1епз.

Конечно, это деление в какой : то мере условно: точные и гуманитарные науки взаимно дополняют друг друга и помогают друг другу, но разница все же есть. Общую задачу гуманитарных наук очень точно сформулировали еще древние греки, написав на одном из своих храмов: «Познай самого себя». И человек познает. Познает собственную историю, происхождение, язык, нравы и обычаи, биологическую природу. В трудах многих поколений философов и историков, биологов и лингвистов, антропологов и этнографов человечество как бы создает коллективный автопортрет, который непрерывно совершенствуется и обогащается. Этот автопортрет был бы неполным и даже искаженным без тех штрихов, которые вносит в него одна из самых гуманитарных наук — психология.

Знаете ли вы психологию? На первый взгляд этот вопрос может показаться странным: такого предмета до сих пор не было в школьных расписаниях. Но не торопитесь с ответом. Лучший учитель психологии — сама жизнь, и ее уроки каждый неплохо усваивает еще до того, как прочитает первую книгу с рассказом об этой науке. Это знакомая незнакомка. Дело в том, что слово «психология» используют в нескольких разных значениях. Начнем с наиболее распространенного: оно обозначает сложный и в то же время необыкновенно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни. Не изучая еще специальной науки, мы с детства говорили: «я хочу», «я не хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю»; мы рассужда-

ем о достоинствах и недостатках своей памяти и воли, способностей и характера, темперамента и ума.

Еще не использовано ни одного незнакомого слова, а уже перечислены многие разделы нашей науки. Характерная особенность психологии как. науки как раз та, что с ней человек знакомится задолго до систематического изучения. В практике живого общения люди постигают немало психологических законов. В каком-то смысле можно сказать, что каждый человекпсихолог. Именно каждый. Ведь без определенного запаса психологического опыта и знаний невозможно жить среди людей. Так, каждый из нас уже с детства умеет, например, «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, голосу, особенностям поведения, даже по ритму дыхания и цвету лица — эмоциональное состояние другого человека, и не только читать, но и учитывать его нюансы в своих целях. Ребенок очень рано начинает понимать, когда следует обратиться с просьбой, а когда удобнее отложить до лучших времен. Каждый из вас умеет различать настроение других людей, особенности их характера. Эту житейскую психологию, в которой отражаются психологические знания, накопленные задолго до появления специальной науки, мы усваиваем не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как художественная литература, народные пословицы и поговорки, сказки и мифы, притчи и даже частушки. В них можно найти истоки почти всех психологических теорий и отраслей психологии. Вот, например, пословица из области психологии обучения: «Повторение — мать учения»; из области характерологии: «В тихом омуте черти водятся» (это предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). Интересно, что подобные психологические «аксиомы» интернациональны. Почти у всех народов можно найти аналогичные утверждения. Например, последнюю пословицу с французского можно было бы буквально перевести так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Источник

Человек (Коломинский)

Содержание

Введение [ ред. ]

Психология в переводе на русский язык — это наука о душе (в переводе с древнегреческого: «психе» — душа, «логос» — наука). Душа, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром и отражает этот мир.

Научная психология, как и другие науки, делится на ряд отраслей. Есть психология искусства, медицинская психология, зоопсихология, изучающая психику животных, военная психология и т. д. Возрастная, детская и педагогическая психология изучает законы развития и формирования психики человека от рождения до старости.

Итак, психика — это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в ходе активного отражения внешнего, объективного мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков. Мозг человека имеет три важнейших блока.

Великие русские учёные И. М. Сеченов и И. П. Павлов заложили прочный фундамент науки о рефлекторных принципах работы мозга.

Методы психологии [ ред. ]

Самонаблюдение (интроспекция) имеет много недостатков. Но оно служило и будет служить составной (но не основной) частью психологического исследования. Объективное наблюдение — дело очень трудное и тонкое. Здесь затрагивается деликатный вопрос: любят ли люди, когда за ними подглядывают и специально их изучают? В современной психологии существует несколько методов исследования.

Экспериментальный метод — путь исследования, при котором исследователь сам вызывает явление, которое будет изучаться. Это уже не наблюдение, а эксперимент. Данный метод считается главным в психологии.

Естественный эксперимент. В нём взяты от эксперимента точность и повторяемость, а от наблюдения — естественность и жизненность.

Метод тестов. В нашей стране и за рубежом разработаны опросники и тесты, которые помогают психологам и психотерапевтам разобраться в сложных проблемах. Особенно интересны проективные тесты.

Развитие психики [ ред. ]

Рефлекторный характер психики [ ред. ]

Психика — это специальный аппарат для отражения реальности и регулирования поведения организма в соответствии с отражёнными свойствами окружающей среды. «Отражение» по-латыни — «рефлекс». Поэтому такая точка зрения на психику называется рефлекторной теорией.

Элементарная сенсорная психика [ ред. ]

Советский психолог А. Н. Леонтьев показал, что первый этап развития психики — это стадия элементарной сенсорной психики. Для животных, обладающих такой психикой, окружающий мир «представлен» в виде отдельных свойств, элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей.

Следующий этап эволюции психики А. Н. Леонтьев назвал стадией перцептивной (воспринимающей) психики. Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы — центральной нервной системы

Инстинктивное поведение не требует от живого существа выучки. Если инстинкты основаны на врождённых безусловных рефлексах, то навыки — на приобретённых, условных. Уже на стадии животного мира возникают зачатки высшего уровня поведения — интеллект. Учёные установили, что животные испытывают настоящую потребность в новизне. Предпосылкой общественного поведения животных является инстинкт самосохранения,

Человеческое общество не вырастало непосредственно из животной стаи, Предпосылкой возникновения человеческого сознания является совместный характер существования животных и их общение между собой. Его возникновение — результат гигантского революционного скачка. Труд и жизнь первобытного человека неизбежно были коллективными. Появилась потребность что-то сказать друг другу. Так появились человеческая речь и язык как средство общения.

Труд в полном смысле слова создал человека как существо, выделившееся и возвысившегося над животным царством.

Развитие психики ребёнка [ ред. ]

Нет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. За короткий срок детства происходят грандиозные изменения в психике ребёнка. Из самого беспомощного на свете существа ребёнок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы и общества, становится активной преобразующей силой окружающей действительности.

Ребёнок — это не маленький взрослый, не его уменьшенная копия. Изменился взгляд на детство. Крупнейшему детскому психологу современности Ж. Пиаже удалось проложить путь в неведомую страну детского видения мира. Умственные действия и операции не даны в готовом виде. Они формируются в процессе практических действий ребёнка с предметами.

История детства имеет свои законы, свои эпохи, периоды, стадии, кризисы и даже «возрастные революции».

«Кризис» проявляется при переходе от одного возраста к другому. Впервые дети начинают, по выражению взрослых, «показывать характер» при переходе от младенчества к раннему детству. Причина всех возрастных «кризисов» — назревшее противоречие между новыми потребностями ребёнка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

К концу третьего года жизни в развитии психики происходит поистине великое событие: дети усваивают язык, овладевают речью. Психическое развитие не протекает плавно и равномерно. В определённые периоды жизни человек особенно чувствителен к определённым педагогическим воздействиям или, как говорят психологи, сензивитивен к ним. Нередко упускается золотое время,. и возможности к творческому развитию не реализуются. Происходит необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Не исключено, что сензитивные, критические периоды имеют общие биологические механизмы с удивительным явлением молниеносного обучения животных, которое получило название импринтинг.

В борьбе за будущего человека сочетаются наследственность, среда и воспитание. Одной из основных задач воспитания является выработка у ребёнка стремления к самовоспитанию, самоусовершенствованию. Л. Н. Толстой разработал для себя программу самовоспитания.

Толстой писал: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трёх главных пороков: бесхарактерность, раздражительность и лень».

Познавательная деятельность личности [ ред. ]

Целостность и единство психической жизни человека [ ред. ]

Познавательная деятельность подразделяется на ощущения и восприятие, память, мышление и воображение. В реальной действительности таких отдельных частей нет, а есть целостное, единое явление, которое только мысленно разделено.

В жизни не бывает так, чтобы человек сначала ощущал, потом воспринимал, потом запоминал, потом переходил к размышлению и фантазированию. Всё это сливается в единый поток психической жизни, где всё взаимосвязано, друг в друга переливается, друг от друга зависит. Даже самые на первый взгляд простые проявления психики зависят от особенностей целостной личности.

Ощущения и восприятие [ ред. ]

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса — восприятия. Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом.

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определённой силы, величины. Возник вопрос: связывает ли нас перцептивные (перцепция — непосредственное отражение действительности органами чувств) образы с окружающим миром, похожи ли они на то, что их вызывает? Главная и единственная гарантия того, что человек правильно отражает окружающий мир — это успешная деятельность по его освоению и преобразованию.

И. М. Сеченов показал, что для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений. Если его нет, возникает проблема — сенсорная депривация, сенсорный голод.

Психика — целостная система. Это единство при потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: сохранившиеся органы ощущений частично как бы берут на себя функции утраченных. В результате приспособления органа чувств к действующему раздражителю возникает адаптация. У слепых, например, обостряется слух, осязание, обоняние.

Замечательная женщина — слепоглухонемая О. И. Скороходова — в детстве заболела и полностью потеряла зрение, а потом слух. Девочке повезло. В десятилетнем возрасте она попала в школу-клинику, которую организовал советский учёный И. А. Соколянский. С помощью специальных методов самоотверженные педагоги вырвали Ольгу из чёрного безмолвия. Она стала грамотным человеком, писала стихи, создала уникальную книгу «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», которая переведена на многие иностранные языки.

Грузинские психологи, последователи Д. Н. Узнадзе, изучают зависимость восприятия и вообще всей психической деятельности человека от содержания сознания, от того, что было понято и пережито человеком, от его чувств и желаний. Термином установка обозначали состояние готовности или предрасположенности к действию определённым образом. Выработанные в детстве установки во многом обусловливают все виды восприятия, формируют глубоко своеобразный вариант картины мира.

Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности [ ред. ]

Ситуации, которые вынуждают искать новые решения для достижения практических или теоретических целей, называются проблемными. Проблемная ситуация воспринимается и осознаётся человеком как задача, требующая ответа на определённый вопрос.

Интуиция — это неосознанное решение задачи, основанное на длительном творческом опыте и большой культуре художника, учёного, изобретателя. Наградой за каторжный труд назвал И. Е. Репин своеобразное и во многом таинственное состояние, возникающее в процессе творческой деятельности — вдохновение. Это состояние особого напряжения и подъёма творческих сил и способностей человека, которое ведёт к возникновению или окончательному оформлению замысла и идеи произведения науки, искусства или техники.

Идея о групповой деятельности, как ускорителе творчества, воплотилась в специальном методе коллективного думания, который получил название брейнсторминг — мозговая атака. Другой способ активизации коллективного творчества — так называемая синектика. Особенность её заключается в том, что для обсуждения проблемы собираются специалисты разных областей и с разным жизненным опытом. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к рождению новых идей, которые поначалу кажутся сумасшедшими, а потом… реализуются.

Внимание [ ред. ]

Внимание — это направленность психической деятельности, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий и предварительного намерения. Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

Свойством, противоположным внимательности, считается рассеянность.

Личность и её индивидуальные особенности [ ред. ]

Личность — это индивидуальность в её социальных связях и отношениях. По определению А. Н. Леонтьева, личность — высшее единство человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или так называемых социальных ролей.

На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, микросреде, группе. Группы, которые достигли высокого уровня развития отношений, называются коллективами.

В основе направленности личности лежат потребности — главный источник активности человека. В развитии личности особую роль играют духовные потребности, стремление к знаниям, творчеству, к восприятию произведений искусства.

Потребности лежат в основе интересов. Склонность — это стремление заниматься определённой деятельностью, жажда деятельности. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Черт характера (или качеств личности) очень много. В толковом «Словаре русского языка» С. И. Ожёгова свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Наиболее важные психологические черты личности — убеждения и идеалы, направленность — придают общественный смысл всем другим чертам характера. Это патриотизм, коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие.

Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражается отношение человека к самому себе. Это самооценка, иногда завышенная. В другой группе черт проявляется отношение человека к труду, к делу, результатам труда. Это — трудолюбие, инициативность, настойчивость, аккуратность.

Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Воля проявляется и в умении сдерживать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь говорят о выдержке, терпении, самообладании.

В понятие темперамент входят такие термины как холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Среди великих людей встречаются представители всех четырёх типов: И. А. Крылов и М. И. Кутузов были флегматиками, А. С. Пушкин и А. В. Суворов — холериками, М. Ю. Лермонтов и Наполеон — сангвиниками, а Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский — меланхоликами. И. П. Павлов считал, что в основе каждого из четырёх типов темперамента лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

Источник

Читать онлайн «Человек: психология»

Автор Яков Коломинский

Яков Львович Коломинский

ЧЕЛОВЕК: ПСИХОЛОГИЯ

ОТ АВТОРА

В развитом социалистическом обществе гуманное отношение к каждому человеку является общегосударственной задачей. Это закреплено в Конституции СССР и выражает самую сущность нашего общества. Благородная роль советской психологической науки состоит в том, что она помогает выявить и учесть в рамках всего общества интересы, потребности и стремления каждого человека.

Сегодняшним старшеклассникам предстоит в будущем приумножить славу и богатство нашей Родины. Но для того чтобы принести ей наибольшую пользу, нужно ясно представлять себе, каковы твои собственные способности, стремления, интересы и т. д. Эта книга призвана не только познакомить старшеклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути.

Мне всегда казалось несправедливым, что у старшеклассников нет книги, которая рассказывала бы о внутреннем мире человека, а в школьных расписаниях отсутствует соответствующий учебный предмет. Нельзя сказать, что человека совсем не изучают в школе. На уроках литературы анализируют особенности внутреннего мира героев классических произведений, на уроках языка изучают законы этого важнейшего средства человеческого мышления и общения, на уроках истории повествуется о героических и трагических периодах жизни людей, об их подвигах и заблуждениях. На обложке одного из учебников большими буквами напечатано «ЧЕЛОВЕК», а чуть пониже, маленькими, уточнение « анатомия, физиология и гигиена». И все-таки чего-то не хватает. Не изучается внутреннее «устройство» самого главного в человеке — его психики.

Мы надеемся, что книга, которую вы сегодня открыли, в какой-то мере заполнит этот пробел и поможет вам войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки.

Как работать с книгой? Признаюсь, мне хотелось бы ответить предельно кратко: с удовольствием. Если бы мне, когда я был в вашем возрасте, попала в руки подобная книга, я бы, прежде всего, прочитал ее всю сразу, залпом. Может быть, и вам поступить так же? Ведь психология — не совсем обычный предмет: тех знаний, которые почерпнуты, так сказать, из жизни, достаточно, чтобы прочесть эту книгу и получить целостное представление о психике. А дальше пойдет внимательное чтение каждой главы. При этом автор рассчитывает на тесное сотрудничество с вами, дорогие читатели. Ведь теперь, когда вы занялись психологией, уже нельзя (просто не получится!) по-старому читать книги и смотреть кино, анализировать свои переживания и поступки, а также поведение других людей. Скоро вы заметите, что у вас появилась как бы новая точка зрения, новая, чуточку исследовательская позиция. При изучении психологии самый верный наш союзник — художественная литература. Все великие, да и просто хорошие, настоящие писатели — психологи. Правда, говорят они о внутреннем мире человека по-своему, образным языком искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *