Я далеко видел потому что стоял на плечах гигантов так
Исаак Ньютон
Содержание
Цитаты [ править ]
У кислот имеется большая притягательная сила, и в этом состоит их действенность. Природа их средняя между водой и телами, и они притягивают то и другое. Вследствие притягательной силы своей они собираются вокруг частиц тел, как каменных, так и металлических. Посредством силы притяжения кислоты разрушают тела, двигают жидкость и возбуждают тепло, разделяя при сём некоторые частицы настолько, что они превращаются в воздух и создают пузырьки. В этом состоит основа растворения и брожения… [1] :гл.11 [2] :ч.VII
… я начал думать о тяготении, простирающемся до орбиты Луны, и нашёл, как оценить силу, с которой шар, вращающийся внутри сферы, давит на поверхность этой сферы. Из правила Кеплера о том, что периоды планет находятся в полуторной пропорции к расстоянию от центров их орбит, я вывел, что силы, удерживающие планеты на их орбитах, должны быть в обратном отношении квадратов их расстояний от центров, вокруг коих они вращаются. Отсюда я сравнил силу, требующуюся для удержания Луны на её орбите, с силой тяжести на поверхности Земли и нашёл, что они почти отвечают друг другу. Всё это происходило в два чумных года, 1665 и 1666, ибо в это время я был в расцвете моих изобретательских сил и думал о математике и философии больше чем когда-либо после. [1] :гл.9
… задача естествоиспытателя — понять движение часов, хотя мы и не знаем, почему гиря опускается вниз. [3]
При изучении наук примеры полезнее правил. [4]
Так должно поступать, чтобы доводы наведения не уничтожались предположениями. [3]
… философы утверждают, что природа ничего не делает напрасно, а было бы напрасным совершать многим то, что может быть сделано меньшим. Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей. [3]
Чудеса называются так не потому, что они творятся богом, но потому, что они случаются редко, и поэтому удивительны. Если бы они происходили постоянно по определённым законам природы вещей, то они перестали бы казаться удивительными и чудесными и могли бы рассматриваться в философии как часть явлений природы (несмотря на то, что они суть следствие законов природы, наложенных на природу силою бога), хотя бы причина их и оставалась нам не известной. [1] :гл.15
Джон Кондуитт: Не можете ли Вы вспомнить, как изготавливали Ваш телескоп?
Ньютон: Я сделал его сам.
Кондуитт: Где же Вы взяли инструменты для этого?
Ньютон: Я сделал их сам… (смеясь)… если бы я ждал, что кто-то сделает за меня инструменты или ещё что-нибудь, я бы никогда ничего не создал. [2] :ч.V — 1720-е
Все нации, прежде чем они начали вести точный учёт времени, были склонны возвеличивать свою древность. Эта склонность увеличилась ещё больше в результате состязания между нациями. [2] :ч.X
Не знаю, кем я кажусь миру, но себе я кажусь мальчиком, который, играя на морском берегу, нашёл несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался неисследованным перед моим взором. [К 2]
I do not know what I may appear to the world, but to myself I seem to have been only like a boy playing on the sea-shore, and diverting myself in now and then finding a smoother pebble or a prettier shell than ordinary, whilst the great ocean of truth lay all undiscovered before me. [5]
Письма [ править ]
Инструмент, который я сделал, был не более 6 дюймов в длину, с апертурой чуть больше дюйма и плоско-выпуклым очковым стеклом толщиной от 1/6 до 1/7 дюйма. И таким образом он увеличивает примерно в 40 раз по диаметру с достаточной чёткостью. Это лучше, чем у шестифутовой трубы. Однако из-за плохих материалов, из-за отсутствия должной полировки он не даёт такого отчётливого изображения, как шестифутовая труба. Думаю, что с его помощью можно открыть столько же, сколько с помощью трёх- или четырёхфутовой трубы, особенно если объекты светящиеся. Я видел с помощью её Юпитер, резкий, круглый, и его спутников, и серп Венеры. я не сомневаюсь, что в своё время этим методом могут быть сделаны и шестифутовые трубы, которые будут действовать, как действовали бы шестидесяти- или стофутовые трубы, сделанные обычным путём. И это, каким бы это утверждение ни показалось парадоксальным, является необходимым следствием экспериментов, которые я проделал и которые касаются природы света. [2] :ч.V
… я не вижу ничего желательного в славе, даже если бы я был способен заслужить её. Это, возможно, увеличило бы число моих знакомых, но это как раз то, чего я больше всего стараюсь избегать. [2] :ч.IV
Гипотезы могут быть полезны лишь при объяснении свойств вещей, но нет необходимости взваливать на них обязанности определять эти свойства вне пределов, выявленных экспериментом. Ибо, если бы можно было с помощью гипотез судить об истине и реальности вещей, то мне непонятно, как могла бы быть достигнута какая-либо определённость в любой науке; ведь можно изобрести множество гипотез, объясняющих любые новые трудности. в практике термин «гипотеза» часто присваивается всему тому, что объяснено в философии… [2] :ч.V
То, что сделал Декарт, было хорошим шагом. Вы многое добавили к нему в некоторых отношениях, и особенно, сделав предметом [натур]философского рассмотрения цвета тонких плёнок, особенно там, где речь идёт о рассмотрении цветов тонких плёнок. Если я видел дальше [других], то потому, что стоял на плечах гигантов. [2] [8] [К 4]
What Des-Cartes did was a good step. You have added much several ways, & especially in taking the colours of thin plates into philosophical consideration. If I have seen further it is by standing on the sholders of Giants. [6] [7]
Я прибавлю догадку о причине тяжести. Для сего я предполагаю эфир состоящим из частей, непрерывно отличающихся одна от другой по тонкости. В порах тел меньше грубого эфира, чем тонкого, по сравнению с открытым пространством. Следовательно, в большом теле Земли значительно меньше грубого эфира, чем тонкого, по сравнению с воздушными областями. Грубый эфир воздуха действует на верхние области Земли, а тонкий эфир Земли на нижние области воздуха таким образом, что от верхних слоёв воздуха к Земле и от поверхности Земли: к её центру эфир становится всё тоньше и тоньше.
Вообразите теперь какое-нибудь тело висящим в воздухе или лежащим на Земле. Поскольку, по гипотезе, эфир грубее её в порах тела наверху, чем в нижних частях, и грубый эфир менее способен находиться в своих порах, чем тонкий в своих, то он будет выходить и давать путь тонкому эфиру снизу, что не может происходить, если только тело не будет опускаться, освобождая место для выхода грубого эфира. [1] :гл.8 [К 5]
… я очень недолго глядел правым глазом на Солнце в зеркале, а затем направил глаза в тёмный угол, моргая при этом, чтобы наблюдать, получаются ли образ и цветные круги, его окружающие. Это я повторил второй и третий раз. В третий раз, когда этот призрак света и окружающих цветов готов был совсем исчезнуть, я напряг своё воображение, чтобы рассмотреть их напоследок, и тогда увидел к изумлению, что образы начали возвращаться и понемногу стали столь же живыми и яркими, какими они были непосредственно после того, как я глядел на Солнце.
Ещё более странным оказалось то, что хотя я глядел на Солнце только правым глазом, а не левым, однако мое воображение начинало создавать этот образ в моем левом глазу так же, как и в правом. В течение немногих часов я довел мои глаза до того, что я уже не мог глядеть ни на какой яркий предмет ни тем, ни другим глазом без того, чтобы Солнце не появлялось передо мной, так что я уже не решался ни читать, ни писать. А поэтому для восстановления своего зрения я заперся на три дня в затемнённой комнате, использовав все средства, чтобы отвлечь своё воображение от Солнца.
Воздерживаясь ещё в течение нескольких дней от смотрения на яркие предметы, я восстановил довольно хорошо свои глаза, хотя и не вполне, так как ещё в течение нескольких месяцев образ Солнца начинал возвращаться, как только я начинал размышлять об этом явлении, хотя бы я находился у себя в кровати в полночь с задёрнутыми шторами. [1] :гл.8
… я чрезвычайно расстроен запутанным, положением, в которое попал; все эти двенадцать месяцев я не только плохо ел и спал, но и не имел прежнего спокойствия и прежней связи мыслей. Я никогда не намеревался получить что-нибудь через Вас или по милости короля Якова, теперь я чувствую, что должен отделаться от знакомства с Вами и никогда впредь не видеть ни Вас, ни остальных своих друзей, если только я смогу потихоньку от них ускользнуть. Прошу прощения за то, что сказал, что не хочу более видеть Вас, и остаюсь Вашим смиреннейшим и покорнейшим слугою. [2] :ч.VII — см. запись Х. Гюйгенса в дневнике 29 мая 1694
… если опять пойдут разговоры о предложении занять мне место в Монетном дворе, прошу их пресекать: уведомите Ваших друзей о том, что я не желаю никакой должности на Монетном дворе… [2] :ч.VIII
Я слышал случайно об одном предназначенном к печати Вашем письме к Уоллису, в котором Вы пишете о моих работах по теории Луны. Я был обеспокоен тем, что публично сообщается о вещи, которая, может быть, никогда не созреет для публики и относительно которой я, может быть, никогда не выпущу никакой работы. Я не люблю печататься при всяком случае и тем более входить в споры о математических предметах с посторонними лицами: мне неприятно также возможное подозрение граждан, что я трачу время, которое должен посвящать королевским делам, на другие предметы. [1] :гл.14
Тот, кто копается в глубоких шахтах знания, должен, как и всякий землекоп, время от времени подниматься на поверхность и подышать чистым воздухом. В одном из таких промежутков я и пишу Вам теперь, друг мой. [1] :гл.16
Приписываемые [ править ]
Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. [11] — достоверно употреблено не позже 1790, когда Эро де Сешель атрибутировал её Жоржу Бюффону (подробнее см. в его статье)
На плечах гигантов
Общепризнанная атрибуция выражения известна не напрямую, а со слов Иоанна Солсберийского. В 1159 году он писал в своем «Металогике»: «Бернар Шартрский сравнивал нас с гномами, сидевшими на плечах великанов. Он указал, что мы видим больше и дальше, чем наши предшественники не потому, что у нас более острое зрение или большая высота, но потому что нас подняли и подняли вверх по их гигантскому росту». [3] Однако согласно сведениям, приводимым Умберто Эко, более древнее подтверждение этой фразы восходит к Присциану, позднее процитированному средневековым богословом Гильомом Конхезием. [4]
Прямой иллюстрацией к высказыванию Бернара Шартрского стали витражи Шартрского собора. В высоких арочных проёмах южного портала изображены рослые фигуры четырёх главных пророков Ветхого Завета (Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила), а четыре евангелиста Нового Завета (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) — сидят у них плечах, словно малые дети. По замыслу художника читается христианская метафора: евангелисты хотя и меньше по размеру, но зато «видят и знают больше», чем иудейские пророки (поскольку они уже видели воочию того Мессию, которого предугадали и ожидали четверо ветхозаветных «гигантов»).
Содержание
Первоисточник [ править ]
В научной, научно-популярной литературе и публицистике [ править ]
Кто видит дальше — карлик или великан? Конечно, великан, ведь его глаза расположены выше, чем у карлика. Но если карлик находится на плечах великана, кто видит дальше? Так что мы – такие же карлики, усевшиеся на плечи великанов. Мы постигаем их мудрость и идем дальше. Мы становимся мудрыми благодаря их мудрости и можем сказать все то, что мы говорим, но не потому, что мы более велики, чем они.
Неверно и глупо кем то придуманное сравнение, которому многие приписывают великую тонкость и глубину: «По отношению к древним мы — карлики, взобравшиеся на плечи великанов». Это не так. И мы не карлики, и они не великаны, а все мы люди одного роста, и благодаря их наследству мы можем подняться даже чуточку выше, лишь бы сохранить их деятельную страсть, горение духа, доблесть и любовь к истине. [6]
Мнения наши перерастают одно в другое: первое служит стеблем для второго, второе для третьего. Так мы и поднимаемся со ступеньки на ступеньку. И получается, что тому, кто залез выше всех, часто выпадает больше чести, чем он заслужил, ибо, взобравшись на плечи предыдущего, он лишь чуточку возвышается над ним. [7]
If I have seen further it is by standing on the shoulders of Giants.
Положение России представляет пока действительно громадные выгоды: но, между прочим, потому, что мы позже других вышли на работу цивилизации и, как карлик на плечах великана, можем следить за причинами и результатами настоящего положения старой, многострадальной Европы, черпая из нее для себя уроки. [8]
. австрийский психиатр Вильгельм Штекель считал, что превзошел своего учителя Фрейда в толковании символов; дескать, «карлик на плечах великана видит дальше, чем сам гигант». Услышав об этом, Фрейд мрачно заметил:
– Может, оно и так, но этого не скажешь о вши на голове астронома. [9]
История науки показывает, что наибольшая слава достается обычно не тем, кто закладывает основы и, конечно, не тем, кто занимается мелкими заключительными доделками, а тем, кто в новом направлении мысли первым получает крупные результаты, поражающие воображение современников или ближайших потомков. Такую роль в европейской физико-математической науке сыграл Ньютон. Между тем известно высказывание Ньютона: Если я видел дальше, чем Декарт, то потому, что я стоял на плечах Гигантов. Это, конечно, свидетельствует о скромности гениального ученого, но является также признанием долга перед первопроходцами со стороны «первополучателей». Яблоко, прославившее Ньютона, выросло на дереве, которое посадил Декарт. [11]
Вещественность восприятия Времени проявляется и в приравнивании его к миру, роду человеческому (mundus ― saeculum). Время, как и мир, портится (Ордерик Виталий). Оно не несет с собой прогресса человека, а если люди позднейших времен знают новое и видят дальше, чем их предшественники, то это объясняется тем, что они подобны карликам, усевшимся на плечах гигантов, но не свидетельствует о большей остроте их зрения (Бернард Шартрский, Иоанн Сольсберийский, Петр Блуа). [12]
Во имя возможного примирения Ньютон покривил душой, признав большой вклад Гука в оптику. На самом деле он так отнюдь не считал, и в строках его знаменитого письма от 5 марта 1676 года можно увидеть скрытую издёвку.
Ньютон — Гуку
«То, что сделал Декарт, было хорошим шагом. Вы многое добавили к нему в некоторых отношениях, и особенно, сделав предметом естественнонаучного рассмотрения цвета тонких плёнок. Если я видел дальше, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов».
Последняя фраза, часто цитирующаяся в ньютониане, обычно вырывается из контекста и тем приобретает несколько искажённый смысл.
…Когда-то средневековый учёный монах Бернард Шартрский сравнивал своих современников с карликами, вскарабкавшимися на плечи гигантов. Он говорил, что они видят дальше и больше, чем их предшественники, не потому, что сами имеют больший кругозор, но потому, что вознесены мудрецами древности на высоту их гигантского роста. Взятая в её первоначальном виде и смысле, эта фраза, как видно, имеет апологетический характер, призывает к догматизму. Приглаживая образ Ньютона, многие позднейшие исследователи считали, что фраза о карликах, стоящих на плечах гигантов, у Ньютона означает его уважение и благодарность по отношению к его предшественникам-гигантам. К сожалению, эта черта совершенно не свойственна Ньютону. В этом можно легко убедиться, открыв любую его работу. Если вникнуть в контекст переписки Ньютона и Гука тех времён, фраза никак не может означать того, что за ней обычно видят. В лучшем случае это — двусмысленность. В худшем случае, который многим исследователям представляется наиболее вероятным, эта фраза — издевательская, учитывая малый рост горбуна Гука. [13]
Автор новой книги о Ньютоне показал, что нуждается в разъяснении и уточнении буквально каждое, ставшее привычным мнение об этом глубоком и сложном человеке. Особенно ярко иллюстрирует это утверждение пример с приписываемой ему фразой о том, что он стоял на плечах гигантов. «Приглаживая образ Ньютона, ― пишет Карцев, ― многие позднейшие исследователи считали, что фраза о карликах, стоящих на плечах гигантов, у Ньютона означает его уважение и благодарность по отношению к его предшественникам». Но, оказывается, это не так. По мнению многих современных исследователей, Ньютон воспользовался фразой о гигантах и карликах, сказанной еще в XIII веке средневековым монахом Бернардом Шартрским, для того, чтобы побольней уязвить своего постоянного соперника и всегдашнего оппонента Гука ― горбуна, остро переживавшего свой малый рост! [14]
Любой философ знаком с предшественниками, черпает у них что может, переосмысляет и идет дальше. Не путать с компиляцией или тем более с плагиатом. Все мы стоим на плечах гигантов, но не все при этом карлики. Никто до меня не сводил воедино все, о чем я скажу. Никто не рассматривал все в мире и человеке воедино с такой точки зрения. Никто не приходил к таким выводам ― как частным, так и результирующему. [15]
Первый учёный? Архимед настолько умный, что иногда я думаю, что если вы хотите пример кого-то, кого принесло из внешнего космоса, то это должен был бы быть Архимед. Потому что он, на мой взгляд, настолько своеобразный и настолько творческий, что я думаю — он даже круче Ньютона. Несмотря на то, что Ньютон говорил «Если я и видел так далеко, то только благодаря тому, что я стоял на плечах гигантов», но не было никого для Архимеда, ни на чьих плечах Архимед не стоял. Он первый физик и он первый математик-практик. И он делал все это на своих собственных плечах, и я думаю, что это здорово. Что до меня, то это — захватывающе. [16]
Если мы возвратимся в семнадцатый век, там было, конечно, гораздо меньше активных учёных и Ньютон там был выделяющейся личностью. Думаю, что большинство ученых могли бы, возможно, сказать, что Ньютон, наверное, был наиболее выдающейся личностью научного интеллекта всех времен. Они бы сказали, что он не просто величайшая личность своего времени, но думаю, они поставили его на первое место среди всех ученых умов.
Альберт Эйнштейн никогда не сомневался, что Ньютон был величайшим ученым гением всех времен. Он говорил «Природа для него была открытой книгой. Он стоит перед нами сильный, надежный и одинокий». Однако, общий консенсус состоял в том, что в начале двадцатого века Эйнштейн стоял на плечах Ньютона, и каким-то образом доказал, что тот был не прав. [16]
Я спросил Джона Гриббина, как он считает: стоял ли Ньютон на плечах такого гиганта, как Галилео.
— Он был наследником идей Галилео, но я думаю, что Ньютон был настолько особенной личностью, что возможно, если бы Галилео вообще не было, Ньютон все-равно сделал бы то, что сделал. Но Галилео предстал перед нами со своими идеями. Он был близок к идее закона инерции. Он думал, что естественное движение — круговое, что не было всецело ошибочным, потому что он представлял себе, что вращающееся тело на поверхности Земли должно бы было вращаться до бесконечности, конечно, если бы не было никакого трения и Земля вращается, и Галилео думал, что это говорит о естественности вращательного движения. Некоторые из идей Галилео были истолкованы Декартом, и Декарт очень повлиял на те методы, которые использовал Ньютон. Его знаменитая цитата о плечах гигантов была связана с работами не по гравитации, а — по оптике. Он знал, что до него были великие идеи, но он был настолько самостоятелен, что я думаю, он смог бы проделать это всё сам. [16]
Я спросил Сьюзен Гринфилд по поводу ее взгляда на негативную реакцию, которая несомненно была против Фрейда во второй половине ХХ столетия.
— Думаю, что некоторая проблема в наше время в том, что ученые особенно склонны забывать, что они стоят на плечах гигантов. Они смеются над людьми прошлого с неправильными взглядами со славой, конечно, задним умом, с опорой на их превосходное оборудование с кнопочками и компьютерами. Легко высмеивать внешне наивные идеи прошлого. Думаю, что основной из причин, почему Фрейд сегодня непопулярен среди нейробиологов, это из-за этой проблемы объективности, которая является одной из главных, и то, что он делал с разумом. [16]
— Думаю, что людям было проще казаться гигантами в прошлом, потому что Вселенная была так слабо изучена и исследована. Сейчас каждый хочет быть таким гигантом и при этом я бы хотел видоизменить эту фразу, приписываемую Ньютону, сказав: «Я вижу дальше, потому что я стою на плечах гигантов и карликов». Я полагаю, что это решающе, что в современной науке вклады довольно-таки робких людей в общее понимание, каким есть мир, также важны, как и вклады великих парней. Я искренне верю, что много случаев за прошлые пятьдесят лет, когда можно было увидеть, как относительно малый вклад личности, которая не выиграла Нобелевскую премию, которая не прославлена на улицах Нью-Йорка, в действительности значима в развитии науки. Это сейчас важный вопрос движения научной инициативы, который сильно зависит от вклада карликов так же как и от гигантов. [16]
Теист: Я готов согласиться, что «Человек сотворил Бога», как Ньютон сотворил закон всемирного тяготения, а Максвелл ― закон электромагнетизма. Никто ведь не знал об этих законах до Ньютона и Максвелла?
Атеист: Они свои законы не сотворили, а открыли. И не совсем единолично, а, как говорил Ньютон, стоя на плечах гигантов. И открыли не сразу полностью, а постепенно уточняя свое открытие.
Теист: И Бога не сразу полностью открыли. В Библии первооткрыватель назван «Авраамом», но конкретное имя не столь существенно, как то, что когда-то какой-то человек первым открыл для себя понятие Бога. [17]
Notions about free will, God, good and evil, knowledge, language and thought do not arise in a vacuum. We are standing on the shoulders of giants. Showing both the wealth and relevance of our intellectual heritage is at the heart of my teaching.
В беллетристике [ править ]
Эстетическое воздействие некоторых произведений искусства древнекаменного века такое, что их сравнивают с произведениями великих художников нового времени. Оказалось, у неандертальца, древнего грека, средневекового алхимика и у нас с вами один предел оперативных возможностей психики, а произведения живописца-неандертальца и Пабло Пикассо не выше и не ниже друг друга по качеству, глубине жизнеощущения, силе воздействия. Таким образом, можно сказать, что искусство не имеет прогрессивной истории в том смысле, в каком ее имеет наука ― от каменного резца до синхрофазотрона, от дротика до водородной бомбы. Если Ньютон мог сказать, что достиг многого лишь потому, что стоял на плечах гигантов, то этого никак не мог бы сказать Пикассо, который тратил огромные деньги на аукционах живописи обезьян. Очевидно, Пикассо находил в живописи шимпанзе нечто такое же важное, что и в «Сикстинской мадонне». В какой-то степени Пикассо стоял на плечах шимпанзе. Не о технике рисунка, или знании анатомии, или законах перспективы здесь речь, ясное дело… [19]
В поэзии [ править ]
Судьбой предписано закончить «Розу мира»,
Скрывая рукопись от глаз чужих
В стенах подобия тюремного сортира,
И собирать по крохам каждый стих.
России будущее видел ты прекрасно
И гениев расставил по местам.
А лик твой пламенный и ясный
Запомнится весьма надолго нам.
Побольше бы иметь таких талантов —
Стоять тогда России на плечах гигантов! [20]
Источники [ править ]
Литература [ править ]
См. также [ править ]
Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов (И. Ньютон)
Автор обращает наше внимание на то, что переворот, который ему удалось совершить в мире физики, был возможен только благодаря тому, что И. Ньютон опирался на учения своих предшественников. Без трудов других известных физиков ему вряд ли удалось бы совершить свои масштабные открытия. Не последнюю роль сыграло и образование самого Ньютона.
С мнением автора трудно не согласиться, так как от образования во многом зависит, насколько успешным будет человек. Конечно, люди не всегда добиваются высот в полученной специальности, но любые знания – это ценный опыт, который может помочь в том или ином деле. Данная тема актуальна в любые времена, так как мир не стоит на месте. Копилка человеческой мудрости пополняется с каждым годом, позволяя нам постоянно обновлять свои знания.
Рассмотрим высказывание с точки зрения обществознания. Образование – становление личности путем получения новых знаний и умений, развития познавательных и творческих способностей. Люди получают образование посредством социальных институтов – школы, семьи, СМИ. Основная цель образовательного процесса – приобщить человека к достижениям цивилизации, ее культурному достоянию. Базовое образование люди получают в школе, после ее окончания подростки выбирают профессию и обучаются желаемой специальности. Основные функции образования – передача коллективного опыта (общественных норм, ценностей знаний), социализация человека, подготовка квалифицированных кадров для развития государства, сохранение культуры общества.
Суть рассматриваемого высказывания можно проиллюстрировать на примере биографии самого И. Ньютона. Он получил образование в Кембриджском университете, углубленно изучал физику, астрономию и математику. Его открытия не были бы возможными, если бы ни труды предшественников – Декарта, Галилея, Коперника.
Обратную ситуацию мы можем увидеть в произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль». Слова главного героя «не хочу учиться, а хочу жениться» стали крылатыми и означают нежелание узнавать что-то новое. Мать Митрофанушки вкладывает все средства в его образование, но парнишке это не нужно. Невежество и грубость главного героя, а также некоторых его родственников приводит к тому, что у семьи Простаковых отнимают имение, а самого Митрофана забирают в армию.
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что образование – это важная ступень в развитии каждого человека. Получая качественное образование и желая развиваться в выбранной сфере деятельности, человек может достичь больших высот.