взгляд сверху вниз что значит
Язык тела. Куда девать глаза
Взгляд – это крайне важный момент во всей гамме невербальных сигналов, которые мы посылаем окружающим.
В большей или меньшей степени мы «читаем» по глазам других людей, не осознавая, зачем и как. Видимо, это врожденная способность.
Как легко «прочитать» поведение любого человека, а также как заводить, поддерживать и монетизировать полезные знакомства, узнайте в бесплатном видеокурсе здесь (+ пошаговая инструкция).
Глаза – язык тела
Взгляд – и в особенности высокоразвитое понимание того, что мы видим в глазах собеседника – это что-то невероятное.
Например, известно, что мы можем установить контакт глаз даже на очень дальнем расстоянии. Иногда мы можем рассмотреть мельчайшие детали даже с дистанции в 30 или 40 метров, иногда и больше. Мы всегда знаем, существует ли этот контакт. Это совершенно восхитительная способность, если задуматься.
Не менее потрясающе то, что мы понимаем, фокусирует ли человек взгляд на нас или нет, и мы легко улавливаем разницу между «взглядом вскользь» или пристальным разглядыванием, мы понимаем, когда глаза человека увлажняются перед тем, как он начнет плакать, или если неприятный взгляд брошен исподтишка.
Если принять во внимание еще и движение век, гибкую способность открываться и закрываться, сужение и расширение зрачков, становится еще легче понять, почему взгляд играет такую важную роль в человеческой коммуникации.
Поговорим, например, про взгляд влево или вправо (влево или вправо – с позиции человека, посылающего сигналы и совершающего движения). Обычно человек смотрит вправо, если мозг занят творческой задачей, если задействовано воображение, и влево, если он или она что-то вспоминает. Это связано с активностью левого и правого полушарий мозга – в данном контексте правое отвечает за креативность и чувства, а левое – за логику и память. Ниже представлен подробный анализ согласно теории НЛП, появившейся в 1960-х годах. В определенных обстоятельствах «творчество» подразумевает выдумывание или ложь, особенно (но не всегда – будьте внимательны!), когда человек вспоминает какие-то факты. Взгляд вправо при сообщении конкретной информации не обязательно означает, что человек лжет, возможно, он просто не знает ответ и говорит гипотетически, рассуждает или пытается угадать.
Характер и особенности взгляда человека в психологии
Общаясь с разными людьми, наблюдательный человек может заметить, что их взгляд может меняться от прямого и уверенного до затравленного и скрытого. Взгляд может рассказать о том, что оппонент хотел бы скрыть. Психология взгляда изучает и систематизирует особенности направления глаз, частоту и скорость моргания, движение мимических морщин. Эти особенности выдают скрытые мотивы собеседника, его стремление обмануть, навязать свое мнение или полное безразличие.
Функция взгляда: культурное и историческое значение в обществе
Манера смотреть имеет большое значение во время общения. Но у представителей разных культур есть свой этикет относительно допустимости и уместности прямого контакта глазами. Так, в странах Западной Европы принято смотреть долго и пристально, выражая доверие и заинтересованности в разговоре. Похожая традиция распространена в России, других странах СНГ.
Жители Дальнего Востока расценивают попытку посмотреть в глаза как неуважение и даже угрозу. Особенно сильно это выражено в Японии: во время разговора японцы специально смотрят в сторону, чтобы случайно не посмотреть на собеседника. Изучая культуру взглядов, следует учитывать национальные особенности, иначе можно неправильно расценить намерения, спровоцировать ссору.
О чем говорит размер зрачков: что скрывает собеседник
Во время разговора размер зрачков может резко измениться. Это связано с эмоциональным отношением к собеседнику или предмету разговора. Расширенные зрачки — признак сильного эмоционального подъема: партнер смотрит на то, что ему нравится. Так смотрят влюбленные на предмет своей страсти или дети на желанную игрушку. Суженные зрачки — признак отстраненности, эмоциональной холодности.
Частота и длительность взгляда: как понять сигналы
Длительность рассматривания партнера в рамках европейской культуры имеет разное значение, зависящее от характера общения. Выделяют следующие виды взглядов:
Прямой пристальный взгляд, направленный на партнера сверху-вниз — сигнал угрозы, предупреждение о нападении. Так смотрят доминантные личности, стремящиеся утвердить свое положение. В дружеском и деловом общении вызывающего взгляда следует избегать, чтобы случайно не спровоцировать агрессию.
Что означает подмигивание одним или двумя глазами, частота и скорость моргания
Подмигивание при деловом общении недопустимо. Это неформальный жест, который позволяют только люди, имеющие неформальные отношения. Подмигивание — сигнал собеседнику, что договоренность достигнута, подбадривание, уверение в своей поддержке. В азиатской культуре подмигивание — форма оскорбления.
Частота моргания говорит о характере: частое моргание выдает неуверенность, склонность к подчинению, редкое моргание — самоуверенность, надменность. Прежде чем оценивать частоту моргания, следует выяснить, нет ли у собеседника проблем со зрением. При близорукости частое моргание — неконтролируемый симптом, который важно учитывать.
Направленность взгляда: о чем думает собеседник
Положение глаз во время разговора выдает намерения собеседника, степень правдивости. Если глаза направлены:
Эта характеристика подходит для правшей. Разговаривая с левшами, следует оценивать значение направления наоборот.
Как расшифровывать манеру смотреть на собеседника во время деловой встречи и свидания
Во время делового разговора следует правильно оценивать зрительные сигналы собеседника. Длительный прямой взгляд выдает властную натуру, стремление подчинить собеседников. Его может позволить только начальник по направлению к подчиненному. Опущенные вниз глаза (особенно в сочетании с наклоненной головой) — символ подчинения. Между равными партнерами допустим обмен короткими, дружелюбными взглядами, дополняющими общение.
Во время романтического свидания мужчина смотрит на женщину скрыто: прямое разглядывание расценивается как угроза. Мужской взгляд — вызывающий, поэтому он может только отвечать на внимание женщины, но не показывать заинтересованности прямо. Для романтического общения женщина — инициатор. Она может открыто смотреть на понравившегося мужчину, приглашая к знакомству. Женщине допустимо смотреть прямо и вызывающе — это не угроза, а заинтересованность.
Как определить черты характера по манере смотреть на собеседника
Изучая особенности психологического обозначения взгляда, следует оценивать направление и продолжительность комплексно. Благодаря этому можно составить примерный психологический портрет партнера, вовремя заметить ложь.
Личность с сильным лидерским характером выдает рассматривание сверху вниз: он оценивает собеседника, «давит» взглядом. Часто высокопоставленные чиновники смотрят на нижестоящих с прищуром. У них приподнята одна бровь, лоб наморщен. Это выражение лица говорит об амбициях, пренебрежительности, враждебности. Когда лидер хочет сломить волю собеседника, он смотрит преувеличенно долго, используя взгляд как средство психологического давления.
Хитрые, склонные к авантюрам люди смотрят прямо, слегка вздергивая подбородок. Взгляд скользит по фигуре собеседника, не задерживаясь на деталях. Такой собеседник не избегает прямого взгляда, но смотрит не в глаза, а в точку между глазами.
Индивиды, сконцентрированные на внутреннем мире, смотрят поверх собеседника. Направление зрачков меняется хаотично — как будто не знают, куда нужно смотреть. Часто такое избегание взгляда воспринимается как скрытность, но это — проявление шизоидной акцентуации, личностной особенности индивида.
Поглядывание на собеседника снизу-вверх — символ покорности, услужливости. Бегающие глаза — внутренний страх, чувство угрозы, ожидание нападения. Иногда так смотрят влюбленные, старающиеся скрыть чувства.
Полезное видео
После просмотра видео Вы узнаете об особенностях психологии взгляда, о том как много можно узнать о человеке, понаблюдав за его глазами.
Мы смотрим, на нас смотрят
Невербальная коммуникация: контакт глаз и отношения между партнерами
В обычной жизни мы часто используем такие фразы: «глаза бегают», «многообещающий взгляд», «странно поблескивающие глаза», «стрелять глазами», «сглазить». Глаза называют «зеркало души», «окно в мир», «вывернутый наизнанку мозг». Самого человека иногда называют «глазастое животное», подчеркивая, что именно через зрение он получает большую часть информации из окружающего мира.
Что такое контакт глаз?
Обычно под контактом глаз понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На развитие контакта глаз влияет множество факторов: пол, возраст, личностные особенности, степень знакомства партнеров, система отношений между ними, ситуация общения и др.
Контакт глаз является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений. Известно, что ребенок уже с 5-7 недель сосредоточивается на материнском взгляде и вскоре активно начинает требовать зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Есть основания полагать, что особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит позитивного контакта, становятся источником различных переживаний, могут формировать агрессивную направленность в общении.
Психотерапевты, ведущие тренинговые группы, часто сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза другого, избегают контакта глаз. Одна из причин этого заключается в следующем: человек опасается, что другой «прочитает» в его глазах истинные намерения, возможно агрессивные, поэтому он «запрещает» себе смотреть в глаза другому.
В качестве критериев анализа контакта глаз рассматриваются:
Более всего изучен контакт глаз, связанный с характером взаимодействия и темой разговора. Установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий на говорящего, осуществляя таким образом информационный поиск и сообщая собеседнику, что готов слушать.
Отношения между партнерами
Для понимания характера отношений между партнерами значим анализ не столько основных параметров контакта глаз, сколько их изменений в определенные моменты общения: то, насколько часто собеседник смотрит в глаза другому, менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает.
При нормальном развитии отношений люди смотрят друг на друга от 30 до 60% всего периода общения. Если два человека во время делового разговора смотрят друг на друга больше 60% времени, то они, скорее всего, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете контакта. При позитивном развитии отношений партнеры смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают, а не тогда, когда говорят. В том случае, если отношения приобретают агрессивный характер, то частота и интенсивность взглядов резко увеличиваются.
Контакт глаз нарастает также с увеличением дистанции между общающимися: люди склонны смотреть на говорящего больше тогда, когда он находится на некотором расстоянии. Существенное влияние на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения оказывают пол и возраст партнеров. Если у мужчин контакт глаз увеличивается с ростом дистанции, то у женщин эта взаимосвязь не столь прямолинейна: самый интенсивный контакт наблюдается в том случае, когда партнеры находятся на расстоянии 15 см; средний — при 60 см, наименьший — при 3 м. Некоторые авторы склонны считать, что большое расстояние между партнерами блокирует необходимый для женщин уровень влияния и поэтому они просто уходят от взаимодействия.
Контакт глаз значимо связан с различиями в статусе общающихся: контакт глаз находится на среднем уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает максимума при умеренно высоком статусе адресата и снижается до минимума при низком статусе адресата. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-либо одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в группе.
В деловом общении визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с партнером, а не говорит в пространство. Взгляд на говорящего не только выражает заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что говорит собеседник. При деловом взаимодействии желательно, чтобы как говорящий, так и слушающий смотрели в глаза друг другу не более 10 с перед началом разговора или после того, как произнесены первые несколько фраз. Кроме того, партнерам нужно стремиться к тому, чтобы глаза время от времени встречались с глазами собеседника. Приблизительно за 2 сек. до окончания своей речи говорящий увеличивает процент взглядов на слушающего, за 0,25 сек. этот процент все более возрастает, а по завершении речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
Тема для разговора
Весьма просто поддерживать визуальный контакт при обсуждении приятной темы. Если тема неприятна или запутана, настойчивый взгляд вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Пристальный взгляд препятствует позитивным контактам, часто воспринимается как признак враждебности. По этой причине люди обычно избегают визуального контакта в ситуациях спора, конфликта, соперничества, ибо этот контакт может быть понят как выражение негативной оценки партнера. Стремление отворачиваться в этих ситуациях особенно характерно для женщин.
Людям свойственно реже смотреть в глаза человека, который смущает их бестактными вопросами, нескромными замечаниями, попыткой вторгнуться в личную жизнь. Интересно, что в процессе конфликтных взаимоотношений люди склонны реже наказывать тех, кто более пристально на них смотрит. В то же время не рекомендуется смотреть в глаза человеку, когда он излагает неприятные, но эмоционально значимые лично для него факты. В таком случае отказ от прямого визуального контакта воспринимается как выражение понимания эмоционального состояния собеседника.
Длительность взгляда
Частота, длительность и «пристальность» прямого взгляда в глаза собеседника определяются также индивидуальными особенностями. Они проявляются прежде всего в том, что женщины смотрят на других людей в среднем дольше, чем мужчины, причем контакт глаз женщины с партнером-женщиной гораздо дольше, чем с партнером-мужчиной. Мужчины дольше смотрят в глаза партнерам-мужчинам, чем женщинам. Различия проявляются и в другом: в процессе общения женщины гораздо дольше смотрят на тех, кому они симпатизируют, а мужчины — на тех, кто им симпатизирует.
Длительность взгляда зависит и от таких индивидуальных особенностей, как степень общительности и абстрактности мышления. В целом общительные, открытые, ориентированные на других люди смотрят на собеседников пристальнее и дольше, чем замкнутые, направленные на себя. Те, кто мыслит более абстрактно, отвлеченно, смотрят на партнера дольше, чем те, кто мыслит конкретными образами.
Кросскультурные различия также влияют на длительность взгляда. Так, у многих народов мира существуют «культурные запреты» на контакт глаз, на пристальное и долгое смотрение. Например, японцы во время поездок в общественном транспорте прикрывают глаза, демонстрируя особую деликатность в отношении других пассажиров. У народов Северного Кавказа также существуют ограничения на контакты глаз: такие табу имеют отношение к женщинам, общающимся с партнерами-мужчинами, и к мужчинам во время их взаимодействия со старшими по возрасту. При этом отмечается сходство между такими показателями проксемики, как контакт глаз и пространственная близость: в культурах, где предпочитается пространственная близость, также предпочитается и более выраженный контакт глаз. Так, арабы в сравнении с североамериканцами не только выбирают более близкое месторасположение, но и больше контактируют глазами, чаще касаются друг друга и громче разговаривают.
Контакт глаз связан с определенными видами отношений к партнеру:
Таким образом, каждый компонент невербальной коммуникации можно рассматривать как определенный код. Всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодирования и декодирования была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но в случае невербальной коммуникации следует определить, какие ее компоненты можно считать кодом. И если партнеры не прибегают к одинаковому кодированию и декодированию информации, то никакой смысловой добавки к вербальной коммуникации невербальная не даст.
Тем не менее системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они способны как усиливать, так и ослаблять вербальное воздействие, выявлять истинные намерения участников.
Как по направлению взгляда понять, о чем думает и что делает человек?
Направление вверх влево. Ваш собеседник (или вы) вспоминает визуальную картинку, которая есть в его памяти. Например, как выглядит комната в его квартире или какой цвет глаз у его девушки.
Направление вверх вправо. Тоже визуальный образ, но теперь он его конструирует. То есть придумывает. Например, архитектор, создающий проект нового здания или художник, представляющий в воображении свою будущую картину. Но когда та же самая картина уже нарисована и художник ее вспоминает, то взгляд уйдет вверх влево, потому что картина уже находится в его памяти. Например, если спросить вас, как выглядит розовый слон, скорее всего этот образ уже в памяти (расхожая фраза, вы многократно представляли себе этого слона, когда фраза произносилась), и взляд пойдет вверх влево. В отличие, скажем, от оранжевой кошки, которая более редкий гость в повседневном общении.
Приведу пикантный пример. Муж не ночевал дома, пришел рано утром. Жена спрашивает: ты где был? Ответ: у друга Миши дома. В это время взгляд мужа идет вверх вправо, что означает, что он в это самое время создает новый образ себя в квартире своего друга. Т.е. по глазам можно определить, врет ли человек. Но тут есть один тонкий момент. Если муж готовился к вопросу и уже планировал, что он скажет жене, представлял 2-3 раза, как могла бы выглядеть картина их с другом в квартире этого друга, то отработанный образ уже запечатлелся в памяти. Поэтому когда он будет говорить, что ночевал у друга, взгляд пойдет вверх влево, в визуальное воспоминание, даже если это обман.
Следующие два положения глаз: посередине по вертикали, слева или справа. Они относятся к аудиальному каналу обработки и хранения информации. Если глаза на среднем горизонтальном уровне идут влево, это означает, что человек вспоминает какую-нибудь мелодию или, например, звонок телефона. Именно вспоминает, т.е. достает из памяти знакомые звуки. Если же глаза идут вправо, то он придумывает нузыку (например, если это композитор) или слышит, как будет звучать новое для него сочетание звуков. Например, звонок его телефона на три тона выше.
Когда взгляд направлен вниз, все чуть сложнее. Если глаза у вашего собеседника идут вниз вправо, то он находится в своих чувствах. Возможно, он злится или обижается, или наоборот – радуется, веселится. Он полностью в этой эмоции, наполнен ею. Сейчас не время для образов, картин, звуков – он весь в проживании эмоционального состояния. Посмотрите на глаза ребенка, который плачет, и вы получите моментальное подтверждение.
И, наконец, вниз влево. Это так называемый внутренний диалог. «Приятно поговорить с умным человеком». В этот момент ваш собеседник включил логику, обдумывает какую-то мысль. Возможно что-то подсчитавает или составляет список дел на сегодня, а может быть решает, стоит ли ему покупать этот продукт за эту цену, или какое количество денег вложить в тот или иной проект. Может быть что-то анализирует или проговаривает про себя какие-то слова и мысли, иногда неосознанно шевеля губами при этом.
Возьмем пример с уже упомянутым маленьким плачущим ребенком. Взгляд – вниз справа. Мама хочет успокоить его и говорит: ой, смотри, там летит птичка (указывая вверх). В этот момент мама неосознанно действует очень правильно. Она не только переключает внимание ребенка, но и переводит его взгляд из положения, поддерживающего плач, в положение, поддерживающее визуализацию (в его голове всплывает образ птички, а потом он ее видит в небе).
Другой пример. Почему в книжках для начального чтения в первом классе подписи всегда внизу, под картинками? Например, нарисован слон, а внизу подпись: «слон». Почему не наверху? То же относится к субтитрам в фильмах. Потому что когда мы читаем слово и проговариваем его про себя, взгляд направлен вниз, а когда смотрим на картинку и запоминаем ее или представляем в своем воображении – вверх.
Еще пример. Как лечат дислексию, используя эти знания. Например, у пациента не получается правильно написать сложное слово. Но когда он слышит, он понимает его. То есть это слово присутствует только в его аудиальной памяти, не в визуальной, и нужно ввести его в визуальную память, при этом создав связь между ним в визуальной и аудиальной областях памяти. На практическом уровне: вы пишите слово на карточке и помещаете ее в таком месте, чтобы взгляд пациента был направлен вверх влево (визуальная память) и одновременно произносите это слово, таким образом извлекая его из аудиальной памяти и создавая нужную нам связь. И так несколько раз до полного запоминания правописания слова.
Какие бывают исключения из этих правил движения глаз? Когда невозможно определить, что происходит внутри? Исключения есть. Например, левшей (и иногда у «переученных» правшей) эта схема может работать немного сложнее. Если у человека была какая-то травма в момент, когда глаза были в каком-то определенном положении, то после этого подсознание может больше не позволять глазам оказаться в этой точке. На этом принципе основаны некоторые способы диагностики травм. Еще одно исключение: у человека есть внутреннее убеждение, «встроенное в тело» о том, куда нужно, а куда не нужно смотреть при разговоре с другим человеком. Например, если в детстве учительница внушала: «смотри мне в глаза, когда со мной разговариваешь!» (кстати, это и есть директивный гипноз, а не то, что под этим обычно понимают). И с тех пор человек всегда будет смотреть в глаза собеседнику, не позволяя глазам двигаться свободно в соответствии со внитренними процессами. Или на оборот, убеждение, что «нельзя смотреть людям в глаза, это нескромно!». В Израиле, например, многие религиозные женщины практически никогда не смотрят собеседнику в глаза из-за внушенной скромности: глаза всегда «в пол» и не двигаются естественным образом.
Где вы можете использовать знания о направлениях движения глаз? Ну например, представьте, что вы продавец в магазине, продаете платья. К вам пришла ваша постоянная клиентка. Вы можете ее спросить: «Как вы обычно выбираете себе платье?». Клиентка отвечает: «Сначала я смотрю на расцветку, думаю, к чему из моего гардероба она подойдет» (а в это время вы видите, как ее взгляд уходит вверх влево, подтверждая эту фразу). «Потом я примеряю и чувствую, как оно сидит и каков на ощупь материал» (а взгляд уходит вниз вправо), а потом смотрю на цену, и если она мне подходит или есть значительная скидка (взгляд вниз влево), то я покупаю (снова вниз влево, принятие решения). Вы получили полную стратегию покупки и ее подтверждение через направления взгляда. В следуюший раз, если вы пойдете в соответствии с выявленной стратегией с этой же клиенткой, вероятность покупки станет максимальной. Вы говорите ей примерно следующее. «Вчера я получил новые платья очень интересной расцветки, которые могут подойти ко многому из того, что Вы уже покупали. Потрогайте эти платья и почувствуйте, какой приятный на ощупь материал. А вот на это платье из этой серии у меня сегодня есть значительная скидка». Если же вы, например, сначала скажете про скидку, то вероятность покупки будет ниже. На самом деле есть еще очень много тонкостей, как убедить человека сделать покупку (без применения негативных манипуляций). Об этом в других статьях.
Вы наверняка можете придумать еще массу других примеров из вашей личной или профессиональной жизни, где может быть полезно знание о направлении движения глаз, когда происходящее внутри у вашего партнера по коммуникации вы можете читать, как открытую книгу.
Больше информации, а также записи моих выступлений на ТВ и радио на подобные темы, вы можете найти на моем сайте www.borismeltser.com
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с ней друзьями.
Удачи вам!
Борис Мельцер