взаимодействие общественного и семейного воспитания на современном этапе предполагает что
Консультация «Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация «Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольная организация играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательной деятельности вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.
В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.
В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
1) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
2) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
3) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что « государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье ». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.
Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Руководящая и организующая роль дошкольной организации по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
1) планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
2) практическая помощь семье в воспитании детей;
3) организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
4) вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
5) активизация их педагогического самообразования и др.
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации з аложены следующие принципы :
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации, его промежуточных и конечных результатов.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном:
через приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательной организации;
пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые знакомят родителей с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательной организации.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснить родителям их назначение, особенности и предпочтения.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным формам относятся: посещение семьи ребенка, наглядная пропаганда, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания.
В настоящее время в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания педагоги ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей: семейный клуб, «телефон доверия», «родительская почта», вечер вопросов и ответов, встречи за круглым столом, интерактивные игры, мастер-классы, тематические акции и др.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Основная цель всех форм и видов деятельности дошкольной организации с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями. Родительская общественность, выступая как партнер в воспитании и обучении дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Партнерство детского сада и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 02.05.2017
Статья просмотрена: 2771 раз
Библиографическое описание:
Чибисова, Н. А. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания / Н. А. Чибисова, С. К. Дорохова, О. В. Серова, Т. А. Толкачева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12356/ (дата обращения: 14.12.2021).
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправными партнёрами по воспитанию детей. Главная цель педагогов дошкольного учреждения в системе взаимодействия — профессионально помочь семье в воспитании детей. Основные направления работы с родителями.
Ключевые слова: семья, сотрудничество, взаимодействие, направление, досуг, традиция
Keywords: family,collaboration,cooperation, direction,leisure,tradition
Современным родителям нелегко дается воспитание детей. По мнению психологов, в нашей стране люди десятилетиями добивались карьерного роста, возложив воспитание детей на бабушек, воспитателей, учителей. И как следствие, у них сложились тяжелые отношения с детьми. Исследования показали, что нарушение контактов ребенка с родителями негативно отражается на эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. С другой стороны не каждая семья способна удовлетворить образовательные потребности ребенка. Однако следует учитывать, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Здесь важно взаимопроникновение двух социальных институтов. Ведь у семьи и детского сада свои функции и методы воспитания и заменить друг друга они не могут, поэтому в интересах ребенка им необходимо научиться взаимодействовать.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания».
Основные цели и задачи в этом направлении работы ДОУ заключаются в следующем:
– создана, единая программа для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;
– создана система в работе по воспитанию детей в семье, структурирована работа воспитателей с родителями;
– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
– выявляется характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
– определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе
– целенаправленное воздействие на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
– построение работы ДОУ с учетом пожеланий родителей, их предложений;
– ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе;
– обеспечение двойной защиты детей, создание эмоционального комфорта;
– привлечение педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей.
В настоящее время активно приветствуется принцип открытости детского сада для родителей, который в свою очередь предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
«Открытость детского сада внутрь и наружу», то есть вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения и сотрудничество ДОУ с социальными институтами, также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.
Итак, опираясь на термины «взаимодействие» и «сотрудничество», можно определить направление работы ДОУ и педагога.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между семьей и ДОУ, являются следующие: изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений; ориентация педагога на работу с детьми и родителями; открытость детского сада семье.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников
Традиционные — устойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем и подразделяющиеся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции и др. Повестка дня родительских собраний может быть разнообразной, но лучше прислушиваться к пожеланиям родителей. На собрания иногда подключаются специалисты детского сада (психолог, медсестра, логопед),, а также специалисты-родители, которые имеют отношение к дошкольному детству (юрист, педиатр, библиотекарь). Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Во время беседы важно завоевать доверие родителей, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Наглядно-информационные методы составляют отдельную группу. Они способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада и оказывают практическую помощь семье. К ним относятся выставки детских работ, фотографии, стенды, ширмы, папки- передвижки, магнитофонные записи бесед с детьми.
Нетрадиционные формы общения направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В работе с родителями я и мои коллеги активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Досуговое направление в работе с родителями оказалось для нас самым полезным, привлекательным, востребованным, хотя и трудоемким в организации. Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В этом направлении мы уже работаем более 7 лет и нами проведена огромная работа с родителями.
Доброй традицией стало ежегодное проведение осенних мероприятий: «Осенние посиделки», «На лесной полянке». Праздник в детском саду — это радость, торжество, которое разделяют и родители, и дети. Взрослые видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними петь и танцевать. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Мужском турнире». В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин — матерей, которые дарят тепло своих сердец детям. Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов «Елочные зайчики», «Весна пришла!», «Транспорт нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Посмотрите на меня!», «Зимушка-зима», выставка поделок «Волшебное Лето», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий — сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность,
Также мы проводим «День добрых дел». В этот день мы с родителями и детьми ремонтируем игрушки, обогащаем предметно-развивающую среду в группе, изготавливаем пособия для занятий.
На собраниях клуба «Наши очумелые ручки» совместно с родителями проводятся мастер классы. У нас много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать другим, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, а также научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям, уважение к труду.
Педагогический капустник — мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить, как веселый концерт.
Итоговый праздник в конце учебного года в группах раннего возраста проводятся с непосредственным участием родителей. Вместе с детьми они поют, танцуют, водят хороводы, читают стихи, играют.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой и лояльной. Теперь они ощущают себя более осведомленными родителями в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, восхищаются результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВЕННОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дошкольное воспитание – это семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
Общественное воспитание осуществляется в системе «чело век – человек», т. е. через непосредственные человеческие отношения специально учрежденными для этой цели общественными институтами (благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и т. п.). Иног да понятие общественного воспитания сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например, в семье. В других же случаях оно охватывает всю общественную воспитательную систему. Есть попытки свести общественное воспитание к работе с так называемыми группами риска, решению воспитательных проблем различных возрастных групп и слоев населения.
Современное семейное воспитание как раздел педагогической науки изучает сущность воспитания в семье, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, а также специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса.
По Б.Г. Ананьеву, личность формируется с момента рождения, и ее развитие зависит от определенной общественной среды, статуса и положения родителей в этой среде, их экономических, политических, правовых позиций, рода занятий, образования и т. д.
В случае резкого снижения материального и культурного благополучия в жизни семьи происходят изменения в условиях формирования личности, поэтому при построении образовательного процесса необходимо создание такой модели воспитания, которая способствовала бы социальной адаптации ребенка в окружающем мире.
В современном обществе понятие «социальная работа» стало означать гуманное отношение человека к человеку, систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление к обществу.
Наиболее эффективной является та помощь, которая оказывается профессиональными организациями, поддерживаемыми государством и общественным мнением. Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем – алкоголизмом, нарушением прав собственности, плохим обращением с детьми, супружескими конфликтами, психическими и физическими заболеваниями, изоляцией от общества, побегами детей.
Воспитание является многофакторным процессом и не ограничивается воздействием на ребенка лишь со стороны семьи и государственного учреждения. Воспитательное воздействие оказывают также различные организации, средства массовой информации, литература, искусство, церковь и т. д. Однако ученые и общественность многих стран обеспокоены тем, что современные семьи не могут адекватно регулировать отношения ребенка с обществом, извлекать из культурного наследия положительные моменты и ограждать ребенка от негативных влияний. В связи с этим разрабатываются специальные программы воспитания родителей и их педагогического образования, направленные на повышение педагогической культуры семьи.
В связи с вышеперечисленными проблемами задачами эффективного взаимодействия ДОУ и семьи являются:
• педагогическое просвещение родителей;
• изучение условий жизни и воспитания детей в каждой семье;
• ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
К основным принципам эффективного взаимодействия относят:
• единство в воспитании детей со стороны семьи и общества;
• разностороннее и гармоничное воспитание детей;
• систематичность и непрерывность воспитательного воздействия;
• взаимодействие с различными общественными организациями.
Данные принципы тесно связаны с реализацией ряда воспитательных функций семьи (И.В. Гребенников).
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, способствует передаче ребенку социального опыта. Через внутрисемейное общение он усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно, в первые годы жизни человека.
2. Систематическое воспитательное воздействие семьи на человека в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо», т. е. как принято поступать в его семье. Таким образом, семья предъявляет к ребенку определенные требования, формируя его как личность.
3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Родительско‑детские отношения – это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.
Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, при этом нарушается реализация воспитательной функции семьи, снижается ее потенциал как института социализации.
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 1258 ; Мы поможем в написании вашей работы!