выйти на ipo что это
IPO в России и США: ликбез для частного инвестора
У «РБК Инвестиций» есть рассылки: про финансовые новости, дивиденды, стартапы и личные финансы. Например, в рассылке «Личные финансы» наш редактор Аня Хохлова каждую пятницу пишет, какие ценные бумаги покупает и почему, как оценить компанию, что происходит на рынке, как копить, вести личный бюджет и экономить. Вот ее последнее письмо.
В России компании не выходили на биржу с 2017 года. Для сравнения, на рынке США за десять месяцев 2020 года акции разместили уже более 360 компаний. Давайте разберемся, чем отличается IPO в России и США для частного инвестора. Вот мои краткие выводы:
А теперь подробнее. Перед тем как выйти на биржу, компания проходит несколько этапов: оценивает свой бизнес, считает, по какой цене и сколько акций следует выпустить, договаривается с андеррайтером (специалист по оценке рисков) и готовит документы для регулирующего органа. В России — ЦБ, в США — SEC. Процессы почти идентичны.
Часто фонды и компании могут приобрести акции еще на этапе подготовки IPO, но для частного инвестора все начинается с момента, когда регулятор одобряет размещение. Тогда компания начинает сбор заявок — то есть инвесторы сообщают брокеру, что хотят купить бумаги какой-либо компании на IPO. И тут появляется первое отличие.
В России компания публикует пресс-релиз о намерении выйти на биржу, а через неделю объявляет точную дату размещения и диапазон цены. Дальше у инвесторов есть одна-две недели, чтобы подать заявку своему брокеру на участие в IPO. В США сначала появляется диапазон цены, а точная дата определяется позже. Например, в пятницу становится известна дата IPO на следующую неделю.
При этом иностранный брокер в отличие от российского сообщает инвесторам, что примет участие в IPO какой-либо компании за двое суток до дня ее размещения. У инвесторов есть примерно два дня, чтобы подать заявку. На следующий день, после того как дедлайн подачи заявок закончился, акции компании начинают торговаться на бирже. Это в России. А в США — через день. Происходит само IPO.
Еще одно важное отличие российского IPO и американского — это статус квалифицированного инвестора. Пока российские брокеры не требуют такой статус, чтобы участвовать в IPO российских компаний. Для участия в американском, во-первых, придется открыть счет у иностранного брокера, а во-вторых, получить этот статус. Придется подтвердить брокеру уровень доходов, их источник, рассказать об опыте инвестирования и так далее.
Наконец, стоит обратить внимание на локап-период — это время от 90 до 270 дней, когда инвестор не имеет права продавать акции, купленные на IPO. Частного инвестора при участии в российском IPO это правило не затрагивает, он может продать бумаги хоть в первый же день торгов. В США частный инвестор обязан держать в портфеле акции около трех месяцев и не может ничего с ними сделать.
В 2020 году на российском рынке впервые разместили свои акции компании «Совкомфлот» и «Самолет». Я участвовала в обоих IPO ради эксперимента. Результат получился неоднозначным. В одном из прошлых писем я рассказывала, как покупала акции «Совкомфлота» и какие неполадки были у этого размещения. Например, акции долго не приходили на счет, и инвесторы по непонятным причинам не могли продать их в первые часы после размещения.
С IPO «Самолета» таких проблем не возникло. В американском IPO я еще не участвовала, но зато поговорила с человеком, который зарабатывает на размещениях американских компаний регулярно. И теперь, когда досконально разобралась в процессе, хочу попробовать сама.
IPO — рискованный способ инвестирования. Акции после размещения могут взлететь, а могут рухнуть в первый же день торгов. На американском IPO можно заработать 100% доходности за несколько месяцев. Но и потерять столько же. А судить о потенциальной прибыли и возможном убытке от российского IPO пока вообще сложно. В первичном размещении акций стоит участвовать, только если вы просчитали все риски и у вас завалялись лишние деньги. Продавать машину, снимать деньги с финансовой подушки безопасности и вкладывать все в IPO не стоит. Рискуйте. Но с умом.
Понравилась рассылка? Подпишитесь и получайте письма каждую неделю — важные новости, дивиденды, личные финансы и венчур в удобном формате.
Как компании выходят на IPO и что важно знать инвестору. Рассказывают аналитики
Вложиться в IPO перспективной компании — всё равно, что сыграть в русскую рулетку. Такие инвестиции могут увеличить капитал в несколько раз или оставить человека без средств к существованию, если актив окажется пустышкой. Что такое IPO и на что инвестору следует обратить внимание, чтобы не попасть впросак, «Секрету» рассказали эксперты.
IPO — английская аббревиатура Initial Public Offering, которая расшифровывается как «первичное публичное размещение». Говоря проще, это первый раз, когда компания предлагает купить её акции на фондовой бирже.
В 2020 году большинство IPO были прибыльными, что несколько расслабило инвесторов, поскольку не важно было, во что инвестировать: доходность давали почти любые компании, рассказал «Секрету» принципал Fort Ross Ventures Денис Ефремов. Но и эта доходность в основном освещалась на бумаге, поскольку акции росли в первые дни торгов. Реальная же доходность достигалась только после lock-up периодов, которые в основном равны 180 дням.
Так, инвесторы в AirBNB или Snowflake заработали 2,2 раза и 1,9 раз на свои вложения через 180 дней после IPO, а вот инвесторы Wish или Root Insurance — потеряли по 60% своих вложений уже через полгода. Тем не менее в прошлом году инвесторы всё же зарабатывали: те же полугодовые интервалы дали прирост 104% инвесторам Unity, 44% инвесторам DoorDash, 31% инвесторам Asana и 15% инвесторам JFrog.
«В мире ежегодно рождается много компаний, которые могут стать настоящими звёздами, как Amazon или Facebook. Если инвестор твёрдо уверен в том, что в ближайшие годы бизнес будет расти, акции таких компаний можно купить сейчас, пока они дешёвые и молодые», — пояснил «Секрету» старший персональный брокер по международным рынкам «БКС Мир инвестиций» Александр Бартенев.
Кто может принять участие в IPO?
IPO задуманы так, чтобы акции мог купить любой желающий. В том числе и начинающий частный инвестор, то есть физическое лицо.
Правда, принять участие в IPO иностранных компаний, которые проходят на зарубежных биржах, новичку проблематично — для этого нужно быть квалифицированным инвестором, предупреждает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Зато в IPO отечественных компаний могут участвовать люди с любой квалификацией и финансовыми возможностями.
Как компании выходят на IPO?
Перед тем, как выпустить ценные бумаги на рынок, компании предстоит договориться с инвестиционным банком, рассказывает Ярослав Кабаков. Именно банк выступит в качестве андеррайтера (компании, которая обеспечивает размещение акций на бирже. — Прим. «Секрета») и организатора размещения.
Рядовое IPO готовят в среднем 6 андеррайтеров, а в случае крупных IPO их число возрастает до 20–25.
«Андеррайтер займётся подготовкой акций, оценкой активов и совместно с независимыми юристами разработает проспект эмиссии, в котором должна содержаться вся информация о компании. В нашей стране проспект эмиссии утверждает Центробанк России, он же даёт разрешение на IPO», — пояснил Ярослав Кабаков.
Подготовка к IPO может растянуться на год и даже больше. Причина в том, что перед выходом на биржу компания проходит несколько этапов:
определение стоимости ценных бумаг и аллокации (доля исполненных заявок на первичное размещение).
«В дальнейшем акции начнут торговаться на бирже как имущество, и инвесторы будут годами передавать ценные бумаги из рук в руки. Со временем компания может выпустить новый пакет акций на продажу. Чем выше капитализация компании, тем выше будут стоить ценные бумаги», — добавил Александр Бартенев.
Как узнать о готовящихся IPO?
В 2020 году на американскую биржу вышли около 400 компаний. Со временем часть из них займёт места «старичков» в индексе S&P500 (фондовый индекс, в корзину которого включены акции 500 публичных компаний, которые имеют наибольшую капитализацию. — Прим. «Секрета»).
Как узнать о новом размещении? Есть специальные сайты — календари IPO, на которых размещается вся информация о предстоящих листингах. «Правда, поскольку большинство публичных размещений проводят иностранные компании, то ресурсы англоязычные», — посоветовал Ярослав Кабаков.
Начинающему инвестору будет полезны календари на iposcoop.com, marketwatch.com, nasdaq.com и другие.
Чтобы узнать об IPO в России, можно отслеживать информацию на сайтах Московской и Санкт-Петербургской бирж. Минус в том, что биржа часто публикует информацию, уже известную крупным инвесторам. Ярослав Кабаков рекомендует действовать на опережение: внимательно следить за прессой и тесно сотрудничать с брокерами, чтобы как можно раньше узнать о готовящихся IPO.
Несравнимо больше зарабатывают венчурные инвесторы, которые заходят за один или за два раунда до IPO, рассказал Денис Ефремов. Так, с учетом динамики после IPO в течение 180 дней, инвесторы последнего раунда Snowflake заработали 3,8 раз на свою инвестицию, а инвесторы предпоследнего раунда — аж 38,4 раза! Аналогично, инвесторы последнего раунда DoorDash увеличили вложения в 3,8 раза, Unity — в 3,9 раз, а Asana — в 2,3 раза.
Как стать участником IPO
Купить акции в ходе их первичного размещения можно ещё до открытых торгов. Для этого физлицу нужно открыть у брокера счёт и положить на него сумму, которую человек хочет инвестировать в акции. Тогда в первый день IPO ценные бумаги придут инвестору, пояснил Ярослав Кабаков.
За свои услуги брокер возьмёт комиссионные. Их сумма разнится в зависимости от портфеля клиента, но в среднем это от 3 до 5%.
«Новичку на фондовом рынке вряд ли будет по силам участвовать в IPO больших международных компаний, где стоимость входа может составлять не один десяток, а то и сотню тысяч долларов. Но в случае с российскими компаниями входной порог более чем приемлем», — добавил Ярослав Кабаков.
Рассматривая участие в том или ином IPO, первым делом нужно понять, зачем компания выходит на открытый рынок. Обычно это либо привлечение капитала, либо возможность продать свои акции инвесторам, рассказал «Секрету» финансовый аналитик TradingView Игорь Кучма.
«Если речь идёт о продаже акций, главный риск — так называемый sell-off (быстрая продажа акций крупными игроками. — Прим. «Секрета»), что неизменно приведёт к обвалу котировок. Так произошло при IPO розничной сети Fix Price. Даже несмотря на высокий спрос со стороны инвесторов, акции компании упали на 17% в течение первых двух месяцев», — пояснил он.
Если же компания выходит на IPO, чтобы расширить свой бизнес, то у бумаги есть некий потенциал, указал аналитик. «Опять же, многое зависит и от цены размещения, а также финансового состояния компании. Всегда помните о соотношении риска и доходности. Чем больше риск, тем больше прибыль, и чем меньше риск, тем меньше доходность», — добавил Игорь Кучма.
После того как будущий частный инвестор определился с компанией, акции которой хочет приобрести, и с брокером, через которого намерен это сделать, ему нужно сделать несколько шагов, говорит Ярослав Кабаков.
Что такое IPO и как на нем заработать
Опытные инвесторы стараются не упустить возможность купить акции перед их первым размещением на бирже. «Предварительное» предложение ценных бумаг, до того, как компания становится публичной, может оказаться очень выгодным по сравнению с ситуацией, когда они начнут открыто торговаться. Интерес частных инвесторов подогревают вдохновляющие примеры вроде Facebook: акции социальной сети с момента IPO в 2012 года подорожали почти в 6 раз.
Понятие и выгодность IPO
Компании-эмитенты, организующие первичное предложение акций, бывают двух типов:
В России действуют два стандарта отчетности – МСФО и РСБУ. Информация, собранная в таких отчетах, позволяет инвесторам судить о текущем положении дел в компании.
Кроме полной финансовой прозрачности и легальности IPO гарантирует компании и инвесторам ряд дополнительных преимуществ:
В большинстве случаев стоимость организации до IPO значительно меньше. Публичное размещение способствует повышению авторитета фирмы на рынке, бренд набирает популярность. За счет этого становится проще вести деятельность и набирать производственные объемы. Кредиторы охотно предоставляют ссуды на развитие таких компаний.
Участие физлица на первичном публичном размещении
IPO состоит из 3 этапов:
Выбор момента подключения зависит от цели инвестирования, потребностей и финансовых ресурсов.
Для понимания принципа инвестирования в IPO и выявления удачного для себя этапа следует ознакомиться со всем циклом этой процедуры:
По истечении Lock Up’а ценные активы свободно покупаются и продаются. Цена на бумагу формируется под воздействием спроса и предложения. Крупные пакеты акций чаще всего реализуют без участия биржи и по предварительному договору. Цена их также отличается от биржевой. Рассмотрим подробнее два ключевых этапа.
Покупка акций до IPO
Приобретение активов до IPO подразумевает большие расходы: оплату комиссий брокера, депозитария и налоговых взносов. Порой все они достигают 6-7 % от договора. Но сумма предоставляемого дисконта способна покрыть эти затраты.
Покупка акций в первый торговый день
Риски и недостатки участия в IPO
IPO привлекает бизнесменов возможностью купить прибыльные акции и быстро заработать, но предложение также имеет определенные риски и недостатки:
Отдельно выделяют два биржевых фонда, работающих с венчурными инвестициями и разбирающихся в заработке на IPO:
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.