выставка больше чем архив к 100 летию государственного архива рф
Выставка больше чем архив к 100 летию государственного архива рф
«Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ»
«Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ»
4 декабря 2020 г. в Выставочном зале федеральных архивов в г. Москве (ул. Большая Пироговская, 17) открылась выставка «Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ». Юбилейная выставка призвана показать многообразие хранимых в архиве исторических реликвий, зачастую не известных широкой общественности. Выставка организована Федеральным архивным агентством и Государственным архивом РФ.
Экспозиция иллюстрирует более двух веков отечественной истории. Основу выставки составляют уникальные по своей исторической значимости, интересные с точки зрения оформления документы и предметы, в том числе полученные ГА РФ в последние годы. Особый акцент сделан на предметах живописи и декоративно-прикладного искусства, личных вещах известных исторических деятелей.
Посетители выставки смогут увидеть серебряный ларец работы И.В. Буха, созданный специально для хранения Акта о престолонаследии великого князя Павла Петровича (императора Павла I). Уникальным документом является и подписанная императором Александром I в 1815 году Конституция Царства Польского, для которой изготовили бронзовый ларец по заказу польского сейма. Более 20-ти килограммов серебра было израсходовано на другой огромный ларец, пожалованный императором Александром I для хранения грамот за военные подвиги Войска Донского, о чем красноречиво сообщает выполненная из бирюзы надпись по его периметру.
Юбилейная выставка «Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ» рассчитана как на специалистов-историков, так и на широкую аудиторию всех, интересующихся отечественной историей.
Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Выставка больше чем архив к 100 летию государственного архива рф
Вы здесь
Историко-документальная выставка «Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ»
Федеральное архивное агентство
Государственный архив Российской Федерации
3 декабря 2020 г. в 15:00 в Выставочном зале федеральных архивов в г. Москве (ул. Большая Пироговская, 17) состоится открытие выставки «Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ». Юбилейная выставка призвана показать многообразие хранимых в архиве исторических реликвий, зачастую не известных широкой общественности.
Выставка организована Федеральным архивным агентством и Государственным архивом Российской Федерации.
Экспозиция иллюстрирует более двух веков отечественной истории. Основу выставки составляют уникальные по своей исторической значимости, интересные с точки зрения оформления документы и предметы, в том числе полученные ГА РФ в последние годы. Особый акцент сделан на предметах живописи и декоративно-прикладного искусства, личных вещах известных исторических деятелей.
Посетители выставки смогут увидеть серебряный ларец работы И.В. Буха, созданный специально для хранения Акта о престолонаследии великого князя Павла Петровича (императора Павла I). Уникальным документом является и подписанная императором Александром I в 1815 году Конституция Царства Польского, для которой изготовили бронзовый ларец по заказу польского сейма. Более 20-ти килограмм серебра было израсходовано на другой огромный ларец, пожалованный императором Александром I для хранения грамот за военные подвиги Войска Донского, о чем красноречиво сообщает выполненная из бирюзы надпись по его периметру.
Некоторые экспонаты выставки являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Среди них – записные книжки российских императриц, украшенные драгоценными камнями, акварельными рисунками, вышивкой. В них же сохранились заметки об известных событиях и людях, а иногда и уникальные автографы – например, стихотворение А.С. Пушкина «Полководец», собственноручно записанное поэтом в альбоме великой княгини Елены Павловны. Этот автограф Александра Сергеевича будет показан на выставке вместе с портретом самой Елены Павловны, исполненным «великим Карлом» – именитым художником К.П. Брюлловым. Особо стоит отметить подарок президента Франции Феликса Фора российскому императору Николаю II на Новый 1897-й год. Он представляет собой альбом с рисунками, рукописными стихотворениями, нотами и автографами французских деятелей искусств, созданный в память пребывания Николая II с семьей в Париже.
Многие предметы поступали в архив вместе с документами их владельцев и являются своеобразной иллюстрацией к ним. Например, воспоминания балерины Матильды Кшесинской прекрасно дополняются ее балетными туфельками и первым платьем, сшитым для занятий в балетном училище. Также на выставке экспонируются личные вещи, письма, воспоминания и фотографии русских военных деятелей – в частности, генералов А.А. Брусилова и А.И. Деникина, адмирала А.В. Колчака.
В разделах выставки, посвященных советской эпохе и современной истории России, демонстрируются подлинные экземпляры всех Конституций РСФСР и СССР, государственные символы РСФСР – флаг и знамя, материалы о секретном расследовании смерти Гитлера и нацистских концлагерях, личные вещи летчика-героя В.К. Коккинаки и космонавта Ю.М. Батурина.
Юбилейная выставка «Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ» рассчитана как на специалистов-историков, так и на широкую аудиторию всех, интересующихся отечественной историей.
Выставка работает с 4 декабря 2020 г. по 31 января 2021 г. Выходные дни – понедельник, вторник, 31 декабря, 1, 2, 6, 7 января. В режиме работы возможны изменения в связи с эпидемиологической ситуацией и введением новых ограничений. Информация будет размещена на сайтах ГА РФ и Федерального архивного агентства.
Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Запись на экскурсию по телефонам:
8 (495) 580-87-12, 8 (495) 580-88-25
Выставка больше чем архив к 100 летию государственного архива рф
Вы здесь
Архив в России – больше, чем архив!
Состоялась презентация выставки к 100-летию ГА РФ
3 декабря 2020 г. в Выставочном зале федеральных государственных архивов в г. Москве (ул. Б. Пироговская, 17) состоялась торжественная церемония открытия историко-документальной выставки «Больше, чем архив. К 100-летию ГА РФ». Юбилейная экспозиция, несмотря на небольшой объём (обусловленный фактическими размерами выставочных площадей знаменитого зала на Пироговке) поражает разнообразием и богатством, уникальностью и исторической ценностью представленных раритетов. Те, кто интересуются отечественной историей, найдут на выставке не только интереснейшие документы, но и мемориальные вещи, подлинные произведения декоративно-прикладного искусства, реликвии с поразительными историями их происхождения.
Ведущим презентации выступил научный руководитель ГА РФ С.В. Мироненко. В приветственном слове Руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова отмечалось, что «архив – это не только прошлое, но и настоящее, и будущее страны и народа… она же показывает, что архив – это не только бумаги, но и другие важные свидетели прошлого». По словам Руководителя Росархива, ГА РФ – один из наиболее динамично развивающихся архивов; его перспективы связаны, в частности, со строительством нового, современного архивного комплекса в наукограде Обнинске. А.Н. Артизов поздравил сотрудников ГА РФ со столетием архива, подчеркнув, что нынешняя выставка завершает ряд юбилейных мероприятий, которые удалось провести в 2020-м году, несмотря на трудности, связанные с пандемией коронавируса.
Директор ГА РФ Л.А. Роговая в своём выступлении остановилась на идее и концепции выставки, которая представляет подлинные сокровища отечественной истории, сберегаемые архивистами. Л.А. Роговая выразила надежду, что встреча с уникальными свидетельствами минувшего принесёт подлинную радость посетителям. Исполнительный директор фонда «История Отечества» К.И. Могилевский тепло поблагодарил архивистов за их подвижнический труд, отметив особую любовь сотрудников ГА РФ к своему архиву. Впрочем, по словам К.И. Могилевского, практически о каждом из федеральных государственных архивов можно сказать, что это «больше, чем архив»: ведь их миссия сбережения исторического наследия и памяти, культурного просвещения не ограничивается простым хранением документов.
После окончания торжественной части состоялась экскурсия по выставке, которая на сегодняшний день является одним из немногих доступных для посещения музейно-экспозиционных пространств Москвы.
Выставка работает по 31 января 2021 г.
Выходные дни – понедельник, вторник, 31 декабря, 1, 2, 6, 7 января.
В режиме работы возможны изменения в связи с эпидемиологической ситуацией и введением новых ограничений. Информация будет размещена на сайте ГА РФ и Федерального архивного агентства.
Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Запись на экскурсию по телефонам: 8 (495) 580-87-12, 8 (495) 580-88-25
Архив в России – больше, чем архив! Состоялась презентация выставки к 100-летию ГА РФ
3 декабря 2020 г. в Выставочном зале федеральных государственных архивов в г. Москве (ул. Б. Пироговская, 17) состоялась торжественная церемония открытия историко-документальной выставки «Больше, чем архив. К 100-летию ГА РФ». Юбилейная экспозиция, несмотря на небольшой объём (обусловленный фактическими размерами выставочных площадей знаменитого зала на Пироговке) поражает разнообразием и богатством, уникальностью и исторической ценностью представленных раритетов. Те, кто интересуются отечественной историей, найдут на выставке не только интереснейшие документы, но и мемориальные вещи, подлинные произведения декоративно-прикладного искусства, реликвии с поразительными историями их происхождения.
Ведущим презентации выступил научный руководитель ГА РФ С.В. Мироненко. В приветственном слове Руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова отмечалось, что «архив – это не только прошлое, но и настоящее, и будущее страны и народа… она же показывает, что архив – это не только бумаги, но и другие важные свидетели прошлого». По словам Руководителя Росархива, ГА РФ – один из наиболее динамично развивающихся архивов; его перспективы связаны, в частности, со строительством нового, современного архивного комплекса в наукограде Обнинске. А.Н. Артизов поздравил сотрудников ГА РФ со столетием архива, подчеркнув, что нынешняя выставка завершает ряд юбилейных мероприятий, которые удалось провести в 2020-м году, несмотря на трудности, связанные с пандемией коронавируса.
Директор ГА РФ Л.А. Роговая в своём выступлении остановилась на идее и концепции выставки, которая представляет подлинные сокровища отечественной истории, сберегаемые архивистами. Л.А. Роговая выразила надежду, что встреча с уникальными свидетельствами минувшего принесёт подлинную радость посетителям. Исполнительный директор фонда «История Отечества» К.И. Могилевский тепло поблагодарил архивистов за их подвижнический труд, отметив особую любовь сотрудников ГА РФ к своему архиву. Впрочем, по словам К.И. Могилевского, практически о каждом из федеральных государственных архивов можно сказать, что это «больше, чем архив»: ведь их миссия сбережения исторического наследия и памяти, культурного просвещения не ограничивается простым хранением документов.
После окончания торжественной части состоялась экскурсия по выставке, которая на сегодняшний день является одним из немногих доступных для посещения музейно-экспозиционных пространств Москвы.
Выставка работает по 10 февраля 2021 г. Выходные дни – понедельник, вторник, 31 декабря, 1, 2, 6, 7 января. В режиме работы возможны изменения в связи с эпидемиологической ситуацией и введением новых ограничений. Информация будет размещена на сайте ГА РФ и Федерального архивного агентства. Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Выставка «Больше чем архивы»
Несмотря на карантинное время, выставочный зал Федеральных архивов смог открыть новую выставку для публики (подчинены архивы не минкульту, а собственному ведомству, так что удивляться этому не следует).
Приурочена выставка к столетию Государственного архива Российской Федерации. А вот что означает ее название «Больше, чем архив»?
Дело в том, что в силу различных обстоятельств в архивы время от времени приземляются не только документы, но и то, что на выставках обычно именуется «предметным рядом». Так вот, в этот раз на выставке в архивах этот самый ряд не одолжен, как бывает, у других музеев. Он свой собственный и, надо сказать, неплохо дополняет экспонируемые бумаги. Всего таки образом архивисты представили более двух десятков исторических сюжетов.
Вот, к примеру, достаточно скромная с виду шкатулка. А между тем она сыграла в российской истории немалую роль. Именно сюда положил Павел I составленный им акт о престолонаследии – он предусматривал передачу трона по мужской линии. Написанный Павлом собственноручно документ вместе с ним скрепила подписью супруга – тогда еще великая княгиня Мария Федоровна. Там же обе их личных печати.
На самом деле написал Павел этот текст еще в 1788 году, то есть еще при жизни маменьки Екатерины и, надо думать, в немалой степени в пику ей. А вот обнародовал – зачитал в день своей коронации – только в 1797 году, и тогда же, уложив в упомянутый ларец, поместил на хранение в алтаре Успенского собора в московском Кремле.
Но на этом роль ларца не закончилась. В 1820 году Александр I пополнил его манифестом о нераспространении прав членов императорской фамилии на их морганатических супругов и об исключении из престолонаследия детей от морганатических браков. Понятно, связано это было с вступлением в подобный брак следующего по старшинству брата императора, Константина Павловича. В 1822 году Константин написал письмо-отречение (оно тоже отправилось в шкатулку). Годом позже Александр подписывает манифест о назначении наследником престола младшего брата Николая (именно этот документ, оставшийся в то время секретным, хранился в конверте с собственноручной надписью императора: «хранить в Успенском соборе вместе с актами о наследовании престола, а в случае моей кончины, прежде всякого другого действия, раскрыть московскому епархиальному архиерею и военному генерал-губернатору в самом соборе»).
Информация, как известно, не дошла вовремя, что привело сначала к неразберихе, а потом и к восстанию декабристов. Ну, а содержимое шкатулки продолжило пополняться. Николай I добавил разработанные им тексты присяги – сначала для наследника престола, потом и для великих князей. Наконец, Александр II пополнил список манифестом «о регентстве и опеке» на случай, если очередной наследник вступит на престол несовершеннолетним. Всего, таким образом, к ХХ веку в шкатулке хранилось семь документов.
А вот другой, гораздо более впечатляющий ларец.
Здесь хранилась конституция Царства Польского. Ее основы были утверждены Александром I во время работы Венского конгресса, подписан текст уже в Варшаве 15 ноября 1815 года. Текст хранился в верхней палате польского парламента – Сенате, там же и был изготовлен декоративный ларец.
Так было до 1831 года. После чего, по распоряжению Николая I, ларец с (по его словам) «покойницей конституцией» был доставлен в Москву, где хранился в Оружейной палате.
В 1922 году, по очередному договору, ларец передали на «историческую родину», в Польшу. Как выяснилось, ненадолго: в 1939 году ларец конфисковали на польской территории органы НКВД. Пару лет он находился на Лубянке, затем перешел в секретный архив, где даже не значился по учетным документам. Вопрос о его передаче ПНР ставился, но решен так и не был. Гриф секретности сняли только в 1992 году.
Идем дальше: записные книжки российских императриц.
Иногда они богато украшены, иногда в простом переплете. И да, это дневники дамские – тут, помимо записей, могут быть и рисунки, и засушенные цветы, и переписанные стихи (впрочем, в дневнике великой княгини Елены Павловны среди таковых обнаружился автограф Пушкина с отличающейся от нам известной редакцией одного из стихотворений).
Не все дневниковые записи дошли до потомства – так, были уничтожены большинство дневников императрицы Елизаветы Алексеевны. Николай I сжег по посмертному распоряжению матери, Марии Федоровны, все ее дневники (о чем горько сожалел Пушкин – «какая потеря!»).
Историки до сих пор уделяли дневниковым записям женской части императорской фамилии не так много внимания (в том числе и потому, что писали эти дамы часто не по-русски, а на своих родных языках, и не слишком заботились в частных записках о разборчивости почерка). Сейчас этот подход начинает меняться – пусть тут немного прямой политики, зато может оказаться немало любопытных деталей.
Еще один любопытный сюжет вновь отсылает нас к Александру I. Точнее, к лицу, которого некоторые считали – а кто-то и продолжает считать – все тем же Александром, но вовсе не умершем в Таганроге, а просто удалившемся от государственных дел. Речь от так называемом «старце» Федоре Кузьмиче. Какими-то путями в государственные архивы попала возможно принадлежавшая ему скуфейка (головной убор).
Рядом, отметим, медальон, в котором соединены пряди волос Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны (нет, он не из Сибири, где жил пресловутый Федор Кузьмич, а хранился до начала ХХ века у потомков лейб-медика александровских времен).
Между прочим, немало в архивах и произведений изобразительного искусства. Тут и портреты, и работы интерьерные и пейзажные, и сцены балов или охоты, и даже вещи более прикладные, как приглашения на официальные мероприятия или меню торжественных обедов. Но одно дело, когда все эти вещи хранятся в фондах того или иного лица, и совсем другое – когда мы вычленяем их и смотрим на авторов. И оказывается: тут и Брюллов, и Гау, и Боголюбов, и Михай Зичи, и Нестеров, и Самокиш – словом, кого только нет. Думаю, если архивы как-нибудь соберутся сделать выставку чисто изобразительного искусства из своего хранения, это будет неплохая идея.
Переходим к ХХ веку. В материалах по убийству царской семьи хранятся в том числе и орудия убийства. Но если пули были собраны следствием непосредственно на месте событий, то показанный штык-нож был, представьте, передан уже в 1990-х годах потомком одного из участников расстрела. Такая вот, понимаете ли, семейная реликвия.
Осколки сосудов, в которых хранилась использовавшаяся при попытке уничтожения тел серная кислота, сопровождает распоряжение за подписью Войкова, занимавшего тогда пост уральского областного комиссара снабжения: «Предлагаю немедленно без всякой задержки и отговорок выдать из вашего склада пять пудов серной кислоты предъявителю сего». Подпись, печать.
Эмигрантские архивы попадали в Москву разными путями. После 1945 года был вывезен Русский заграничный исторический архив из Праги. Другие материалы поступали значительно позже, начиная с 1990-х.
Среди доставленного из Праги – поздний портрет Александра Керенского, написанный художником-эмигрантом Сергеем Мако для Русского культурно-исторического музея в Праге.
С архивом Матильды Кшесинской приехали ее балетные платья и туфельки. И фотографии – как в ролях, так и в собственной балетной студии в эмиграции.
Дело о смерти Гитлера и приобщенный к делу фрагмент черепа.
И необычная история раскрывается с российским флагом. В смысле, флагом РСФСР.
Так вот, оказывается, Россия – тогда еще РСФСР – могла получить назад свой триколор почти на полвека раньше. Еще в 1947 году союзным республикам было рекомендовано разработать свои государственные флаги. Тогда-то для российского флага и были предложены различные сочетания красного, белого и синего цветов.
Однако в верхах рассматривать «имперский символ» даже не стали. А через несколько лет для РСФСР утвердили в качестве флага красное полотнище с синей вертикальной полосой у древка.
Это лишь часть сюжетов, представленных на нынешней выставке в Федеральных архивах. Дополнительные изображения можно посмотреть и на интерактивных стендах.
Ну, и практическая информация: вход в архивный выставочный зал бесплатный. Но при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. А расписание работы уточняйте на архивном сайте.