высший арбитражный суд упразднен что вместо него

Высший арбитражный суд упразднен что вместо него

6 августа 2014 года начнет свою работу единый Верховный Суд РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Единый ВС РФ формируется в составе 170 судей.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.

Определяется новая компетенция Пленума ВС РФ и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Изменяется компетенция Судебного департамента при ВС РФ. Теперь он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.

Кроме того уточняются:

— функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;

— структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.

Предусматривается, что постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.

Уточняются вопросы организационного обеспечения арбитражных судов.

ВС РФ вместо ВАС РФ теперь участвует в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.

Судебные постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение 3-х месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Устанавливаются особенности уплаты государственных пошлин при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов. Главой 23 АПК РФ теперь регулируется рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.

Определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ. Кроме того, устанавливаются переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел, подведомственность которых меняется, а также дел, производство по которым не завершено ВАС РФ.

(Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»; Федеральные конституционные законы от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, от 05.02.2014 N 4-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ и от 21.07.2014 N 14-ФКЗ; Федеральные законы от 12.03.2014 N 25-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 28.06.2014 N 186-ФЗ и от 28.06.2014 N 198-ФЗ; Постановление Пленума ВС РФ от 07.08.2014 N 2, «Временная инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. Приказом Председателя ВС РФ от 08.08.2014 N 28-П), Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23.09.2014 N 05-1525-ВГ)

Источник

В АПК РФ внесены изменения, связанные с упразднением ВАС РФ

высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Смотреть фото высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Смотреть картинку высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Картинка про высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Фото высший арбитражный суд упразднен что вместо него

В частности, согласно поправкам арбитражные суды смогут ссылаться в своих решениях на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

В связи с тем, что из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов (Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ), главой 23 АПК РФ будет регулироваться рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.

Законом определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в Верховном Суде РФ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения арбитражных судов, Суда по интеллектуальным правам будут рассматриваться Судебной коллегией ВС РФ. Срок для подачи жалобы составит, по общему правилу, 2 месяца со дня вступления в силу последнего обжалуемого решения.

Поступившие кассационные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет решать, требуется ли передать жалобу для рассмотрения в Судебную коллегию. Если судья откажет в передаче жалобы, Председатель ВС РФ, а также его заместитель смогут отменить его решение и передать жалобу для рассмотрения.

Основанием для отмены или изменения обжалуемых решений в кассационном производстве будут существенные нарушения норм материального права и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорные жалобы будут рассматриваться Президиумом ВС РФ. В порядке надзора будут обжаловаться, в частности:

вступившие в законную силу решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции (если они не были предметом апелляционного рассмотрения);

определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;

определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб составит 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Надзорные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет принимать решение о необходимости их передачи в Президиум ВС РФ.

Закон предоставил право Председателю ВС РФ и его заместителю вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора по жалобе заинтересованных лиц.

Такое представление может быть внесено в целях устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществить права, гарантированные АПК РФ либо существенно их ограничили.

В качестве оснований для отмены или изменения решений в порядке надзора предусмотрены:

нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Постановления Президиума ВС РФ будут вступать в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Закон определяет переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел после упразднения ВАС РФ.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Источник

Высший Арбитражный Суд (ВАС РФ)

Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и некоторые иные), а также обеспечивал единое толкование и применения законодательства всеми арбитражными судами путем обобщения судебной практики (в форме обзоров судебной практики, информационных писем по отдельным вопросам).

Так, по вопросу применения к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров судьи посчитали, что банк не должен устанавливать мораторий на досрочное погашение кредитов и вводить штрафные санкции, взимать с заемщиков комиссию за открытие и ведение ссудного счета; относительно подсудности споров с гражданами-заемщиками ВАС РФ высказывал мнение, что банки не вправе включать в кредитные договоры положения о том, что споры с гражданами рассматриваются в суде по месту нахождения банка, а в случае включения такого положения в кредитный договор оно считается ничтожным.

ВАС РФ действовал в составе:

— Пленум ВАС РФ (решал важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе рассматривал материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и давал разъяснения по вопросам судебной практики, решал вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции России);

— президиум ВАС РФ (рассматривал в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики);

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

— обобщения судебной практики, иные документы ВАС РФ, а также проекты таких документов, что позволяет не только выяснить позицию ВАС РФ по тому или иному вопросу, но и определить тенденции арбитражной практики;

— сервисы для помощи участникам споров: информация об арбитражных судах; требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд; порядок представления документов в суд и обжалования судебных актов и т.д.;

— «картотека арбитражных дел», позволяющая отследить ход конкретных дел (как находящихся в производстве, так и уже разрешенных арбитражными судами), найти принятые по делу судебные акты и получить информацию о датах судебных заседаний. На сегодняшний день в картотеке содержится информация приблизительно по 7 млн дел;

— «система «Мой Арбитр» » дает возможность участникам дел в режиме онлайн совершать ряд процессуальных действий (например, подавать исковые заявления, отзывы на исковые заявления и встречные иски, жалобы на состоявшиеся судебные акты, ходатайства о назначении экспертизы, приобщении документов).

Источник

Два в одном

Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня. Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу. Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.

Устранение противоречий между позициями ВС РФ и ВАС РФ происходит путем выпуска соответствующих разъяснений Верховного суда. Поэтому юристы не пропускают выпуск новых постановлений Пленума и Президиума ВС РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ). Фактически ВС РФ предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ. Однако законом не определено, в какой момент и каким образом утрачивают силу постановления Президиума ВАС РФ.

Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража. Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор.

В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными. Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.

высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Смотреть фото высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Смотреть картинку высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Картинка про высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Фото высший арбитражный суд упразднен что вместо него

высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Смотреть фото высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Смотреть картинку высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Картинка про высший арбитражный суд упразднен что вместо него. Фото высший арбитражный суд упразднен что вместо него

Сейчас ведется работа по объединению баз данных дел ВС РФ и ВАС РФ. С ноября 2014 года проходил эксперимент по объединению электронных баз арбитражей и судов общей юрисдикции в двух регионах: Санкт-Петербурге и Самарской области. Программы ГАС «Правосудие» и системы арбитражей оказались совместимы. Поэтому начиная с 15 июля эту работу планируется начать по всей стране.

Постепенно появляются трансляции заседаний. Белгородская область была выбрана в качестве тестовой площадки для испытания оборудования, предназначенного для видеотрансляций судебных заседаний, 15 мая была проведена первая в России прямая видеотрансляция судебного заседания по системе ГАС «Правосудие».

Источник

Арбитражный суд Республики Карелия

О суде

Новости

10.12.2021

11 и 12 ноября 2021 года состоялся Научно-консультативный совет при Арбитражном суде Северо-Западного округа

06.12.2021

Уважаемые посетители и участники арбитражного процесса!

06.12.2021

Подведены итоги конкурса «Лучший по профессии»

Госдума упразднила ВАС

Автор: Татьяна Берсенева

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект президента Владимира Путина об объединении высших судов. За принятие документа высказались 346 депутатов, против — 95, воздержавшихся не было. Совет Федерации может принять документ уже на следующей неделе.

Обсуждение документа сегодня Госдума сократила — разрешила депутатам от фракций выступать по поводу документа не более одной минуты, вместо обычных трех. Депутат от ЛДПР Сергей Иванов был недоволен сокращением времени и незаинтересованностью парламентариев в обсуждении проекта. «Запомните, когда болото в зале, «болотная» — на улице», — сказал он, обращаясь к коллегам.

Депутаты от других фракций не возмущались новым порядком и были лаконичны. Единоросс Дмитрий Вяткин повторил свои слова о необходимости формирования единообразной практики в судах всех систем. Это важно, по его словам, не только для формирования единого правового пространства в стране, но и для решения серьезных экономических задач. «Помните, единообразная судебная практика, единое правовое пространство есть благо не только правовое, но и экономическое», — призвал он коллег голосовать в поддержку законопроекта.

Эсер Александр Тарнавский заявил, что фракция «Справедливая Россия» считает, что в части изменения судебной системы поправки в Конституцию возможны. Основанием он назвал недоверие россиян к судам. «В настоящее время суды принимают разные решения в рамках одной и той же правовой ситуации. Они превратились в независимую касту, живущую независимо от закона. В этой связи наша фракция на стороне президента — нужна встряска судебной системе

Коммунист Юрий Синельщиков заметил, что КПРФ будет голосовать против законопроекта и отметил, что «мы сегодня присутствуем на похоронах прокуратуры, как единой, централизованной, независимой системы». «Это реформирование является одной из наиболее серьезных ошибок руководства страны в борьбе за единство России», — сказал он.

С текстом законопроекта № 352924-6 «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *