в чем различие ракообразных паукообразных и насекомых
Таблица по биологии «Сравнительная характеристика строения классов беспозвоночных животных. Тип Членистоногие: класс Паукообразные, класс Ракообразные, класс Насекомые» (7 класс)
Сравнительная характеристика строения классов беспозвоночных животных.
Тип Членистоногие: класс Паукообразные, класс Ракообразные, класс Насекомые.
Цель: изучить и сравнить строение представителей классов беспозвоночных животных.
Тип животных
Свыше 36 тыс. видов
Морские и пресные водоемы
Свободноживущие, одиночные формы. Некоторые ведут сидячий образ жизни.
Одиночные формы, общественные формы
Тело чаще всего состоит из головогруди и брюшка. Головогрудь несет 6 пар конечностей. Две передние – хелицеры* и педипальпы*, которые распологаются впереди рта. У взрослых видов брюшко лишено конечностей. Имеются паутинные железы. Хелицеры снабжены ядовитыми железами
Тело делится на голову, грудь, или головогрудь, и брюшко. Голова несет две пары усиков: коротких антеннул и длинных – антенн. Конечности, во многих случаях, сохраняют примитивное строение.
Тело покрыто хитином и разделено на голову, грудь и брюшко, что отличает их от других членистоногих. Сегменты головы слиты в общую массу, членики груди и брюшка различимы. Голова и грудь несут конечности, на брюшке сохраняются рудиментарные конечности. На стадии личинки отделы тела слабо различимы. Грудь всегда состоит из трех сегментов: переднее-, средне- и заднегрудь.
Хитиновый. Он почти не растяжим и чтобы расти, раки линяют. По мере того, как хитин пропитывается известью, рост замедляется и затем прекращается до следующей линьки.
От абсолютно белого до ярко-лимонного, зеленоватого или розового.
Разнообразна. Преобладают красные тона, часто есть сложный рисунок из разноцветных полос и пятен, но не менее часто тело не имеет окраски, беловатого цвета или окрашено в едва различимые тона.
От сотен микрон до 20 см
От долей мм до 80 см.
От 0.2 мм до 30 см и более
Разнообразна, но общая черта – высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств. Головной мозг имеет более сложное строение, чем у ракообразных. Брюшная нервная цепочка образована крупными нервными узлами.
Надглоточный, подглоточный нервные узлы, окологлоточное нервное кольцо и пара брюшных нервных стволов с узлами в каждом сегменте.
Образована надглоточным (головной мозг) нервным узлом, подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой из парных нервных узлов – ганглиев.
Начинается с глотки, куда открываются слюнные железы. Их секрет способен расщеплять белки. Пищеварение внеполостное.
Имеет вид прямой или слегка согнутой трубки.
Рот – глотка – пищевод – желудок, который делится на жевательный и железистый – кишка – анальное отверстие. В кишку впадают протоки «печени». Также имеются пищеварительные железы. У некоторых паразитических форм кишечник полностью отсутствует.
Начинается глоткой. Переваривается и всасывается пища в кишке. У многих растительноядных форм в кишечнике поселяются симбиотические организмы, помогающие переваривать пищу.
Большинство хищники. Паразиты пьют кровь, соки растений.
Различные более мелкие животные или разлагающиеся органические остатки.
Разнообразна. Включает почти все вещества растительного и животного происхождения.
Незамкнутая. Представлена мешковидным сердцем и несколькими сосудами, которые открываются в полость тела.
Незамкнутого типа. В брюшке над кишечником залегает длинное трубковидное «сердце». По сосудам течет гемолимфа – бесцветная или желтоватая жидкость – снабжает органы и ткани питательными веществами.
Парные зеленые железы. Каждая из них состоит из концевого мешочка и отходящего от него извитого канальца с железистыми стенками. Он открывается наружу, иногда образуя мочевой пузырек.
Мальпигиевы сосуды, которые открываются в кишечник.
Легочные мешки, трахеи, легкие и трахеи одновременно. Некоторые дышат всей поверхностью тела.
Кожные жабры, тесно связанные с конечностями.
Трахеи. Дыхалец до 10 пар
Имеется и хорошо развита.
Сложная с высокой степенью дифференциации и специализации. Количество мышечных пучков достигает 1,5-2 тысяч.
Механические осязательные движения улавливаются чувствительными волосками. Органы зрения – простые глазки, которые находятся на спинной поверхности головогруди. Их бывает несколько – 12, 8, 6, реже 2. У пауков чаще всего 8 глаз.
Осязание связано с частью волосков и щетинок на поверхности антеннул, антенн и других конечностей.
Имеются все органы чувств, которые развиты на высоком уровне.
Ходильные ноги. У речных раков одна пара заканчивается клешнями.
Членистые конечности. 3 пары ходильных ног, прикрепленные к груди. В связи с разнообразием сред обитания этих животных, появилось разнообразие конечностей насекомых: бегательные, плавательные, прыгательные, роющие, крылья – 1 или 2 пары.
Половые железы. В наиболее примитивных случаях парные.
Парные половые железы.
Женские – яичники, яйцеводы, которые ниже соединяются в единое влагалище.
Оплодотворение внутреннее. Большинство откладывает крупные, богатые желтком яйца. Эмбриональное развитие происходит в коконе.
Половое. У некоторых наблюдается партеногенетическое (девственное,без оплодотворения) размножение.
Оплодотворение внутреннее. Например, у пчел сперматозоиды могут долгое время сохраняться в половых путях самки.
Развитие прямое, без образования личинки. У скорпионов и у некоторых клещей наблюдается живорождение.
В конце зимы самки окладывают оплодотворенные яйца на брюшные конечности. В начале лета из яиц выходят рачата, которые долго находятся под защитой самки. Молодые раки, пока растут, несколько раз линяют. Взрослые рак-ые линяются раз в году.
При партеногенетическом размножении из неоплодотворенных яиц выходят самки, которые, в свою очередь, откладывают неоплодотворенные яйца. Такое размножение обеспечивает более быстрое воспроизведение популяции. Осенью появляются самцы. Оплодотворенные яйца перезимовывают, и весной из них выводится новое поколение самок.
Развитие протекает либо без превращений, либо с неполным или полным метаморфозом*.
При прямом развитии из яиц выходят особи, отличающиеся от взрослых особей малыми размерами и недоразвитыми органами.
1 У насекомых с неполным превращением схема такая:
2 У насекомых с полным превращением:
Яйцо – личика (несколько раз линька) – куколка – имаго.
Стадии развития связаны строго с сезонами года.
Клещевой энцефалит, чесотка, клещевой сыпной тиф, туляремия, геморрагические лихорадки и др.
Лернеоз, аргулез, писциколез и др.
Педикулез, болезнь Шагаса, лейшманиозы, малярия, тиф, трипаносамозы, филяриатозы и др.
При помощи хелицер – ими они прокалывают жертву.
Скорпионы, клещи, пауки
Крабы, раки, омары, планктонные и бентосные виды.
Представители разных отрядов (таблица)*
Вредители сельского хозяйства, паразиты человека и животных
Входят в состав пищевых цепей, промежуточные хозяева для паразитических червей, санитары водоемов, пища для человека.
Опылители растений, участвуют в почвообразовании, входят в состав пищевых цепей, участвуют в круговороте веществ в природе, используются человеком в хозяйстве: добыча меда, шелка, воска и т.д., паразиты человека и животных
Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые
Урок 14. Подготовка к ЕГЭ по биологии
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые»
Членистоногие образуют самый большой тип животных, который включает три класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Ракообразные представлены раками, дафниями, креветками, крабами; Паукообразные ― пауками, скорпионами и клещами, а Насекомые представлены жуками, бабочками, стрекозами и мухами.
Членистоногие очень разнообразны по внешнему виду. Вместе с тем для них всех характерны общие особенности строения.
Внешнее строение членистоногих
Членистоногие — многоклеточные двусторонне-симметричные животные. Они имеют сегментированное тело, состоящее из отделов, число и строение которых различно у разных представителей типа. Вспомним, что у кольчатых червей тело состояло из одинаковых сегментов. А сегменты членистоногих имеют различное строение и выполняют разные функции.
У большинства видов ракообразных тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У речного рака и краба голова и грудь покрыты общим панцирем — щитом ―, и образуют головогрудь. Отделы тела состоят из неодинаковых сегментов.
У паукообразных также происходит слияние головы и груди, в результате чего образуется единая головогрудь. Головогрудь не разделена на сегменты и соединяется с брюшком видоизменённым сегментом тела — стебельком.
Клещи имеют слитное тело — оно не разделяется на отделы.
У насекомых тело чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Они соединены между собой подвижно.
Покровы тела и скелет
Снаружи тело членистоногих покрыто плотной кутикулой. Она пропитана органическим веществом — хитином, поэтому её часто называют хитинизированной кутикулой. У ракообразных кутикула дополнительно пропитана известью. Хитинизированная кутикула очень прочная, это — наружный скелет членистоногих.
Хитиновый покров нерастяжим, поэтому, когда членистоногие растут, плотные покровы мешают увеличению размеров их тела. Поэтому рост членистоногих сопровождается линькой. Получается, что членистоногие растут не всегда, а периодически, после линек. Такой рост называется периодическим или прерывистым.
На груди членистоногих расположены органы движения — конечности, а у насекомых ещё и крылья. Конечности членистоногих состоят из нескольких звеньев — члеников, которые подвижно соединены между собой. Отсюда и происходит название типа — Членистоногие.
Разные виды имеют разное количество ходильных конечностей: ракообразные — 10 конечностей (или 5 пар), паукообразные — 8 конечностей (4 пары), насекомые — 6 конечностей (3 пары).
Представители ракообразных отличаются от остальных классов наличием двух пар усиков: коротких — антеннул ― и длинных ― антенн.
Сегменты головы речного рака несут 5 пар конечностей: первые две пары конечностей преобразованы в усики — это антеннулы, антенны, 1 пара верхних челюстей (они мощные, ими рак измельчает пищу) и 2 пары нижних челюстей. С их помощью рак сортирует пищу и направляет её в рот.
На сегментах груди расположено 8 пар конечностей: 3 пары ногочелюстей (подают пищу в рот) и 5 пар ходильных конечностей, которые осуществляют передвижение. Первая пара ходильных ног крупная и преобразована в клешни, которые служат для передвижения, защиты и нападения.
На брюшке находится 6 пар конечностей: 5 пар маленьких плавательных (или брюшных) ножек. Они работают как вёсла, и позволяют раку плавать. У самца первая и вторая пары участвуют в размножении, у самки плавательные ножки удерживают яйца и детёнышей, конечности шестой пары вместе с последним сегментом брюшка образуют хвостовой плавник.
Вторая пара конечностей видоизменилась в ногощупальца, или педипальпы, они гораздо длиннее хелицер и служат для разрывания и удержания добычи, также являются органом осязания. Остальные четыре пары конечностей являются ходильными ногами, которые имеют одинаковое строение. Они длинные, тонкие, состоят из члеников и заканчиваются коготками. У пауков третья пара ног короче остальных.
Брюшко не сегментировано (есть и исключения, например скорпионы). Брюшные конечности чаще всего видоизменяются в лёгочные мешки и паутинные бородавки.
В паутинные бородавки открываются протоки паутинных желёз, выделяющих белковую клейкую жидкость, которая застывает на воздухе и превращается в тонкие нити паутины.
У насекомых грудь состоит из трёх сегментов, которые называются переднегрудью, среднегрудью и заднегрудью. Каждый сегмент несёт по одной паре ходильных конечностей.
Насекомые имеют три пары ног. Конечности, как и у всех членистоногих, состоят из члеников, которые подвижно соединены между собой суставами.
Ходильные ноги могут быть прыгательными, плавательными, собирательными, роющими и бегательными.
Насекомые — единственный класс среди беспозвоночных животных, представители которого имеют крылья. Пара крыльев располагается на последних двух сегментах. Крылья — это тонкие кутикулярные пластинки, содержащие жилки, в которых проходят трахеи и нервы. Крылья в большинстве случаев не одинаковы, хотя у стрекоз они почти равноценны.
У жуков передняя пара крыльев полностью затвердевает и превращается в жёсткие надкрылья, которые не способны к машущему полёту и просто защищают тонкие и прозрачные задние крылья.
У членистоногих имеется хорошо развитая пищеварительная система, в которой выделяют переднюю, среднюю и заднюю кишку. Передний отдел включает рот, глотку, пищевод, зоб у насекомых (в нём пища задерживается и подвергается воздействию пищеварительных ферментов); средний отдел представлен желудком и средней кишкой; задний отдел — задней кишкой и анальным отверстием. Развиты пищеварительные железы— слюнные и печень. У насекомых печень отсутствует.
Большинство пауков хищники, и для захвата жертвы они используют ловчую сеть.
В зависимости от характера питания, у насекомых встречаются различные типы ротовых аппаратов: грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лакающий или лижущий ротовые аппараты.
Выделительная система членистоногих представлена различными органами выделения, которые открываются наружу через отверстия.
У ракообразных выделительная система представлена парой зелёных желёз, которые имеют зелёный цвет и располагаются в переднем конце тела.
У паукообразных и насекомых выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, которые представляют собой слепые выросты на границе средней и задней кишки. По ним продукты обмена попадают в заднюю кишку и выводятся из организма.
Дыхательная система у разных классов разнообразна.
У речного рака дыхательная система представлена жабрами.
У паукообразных представлена расположенными в брюшке лёгочными мешками и трахеями.
У насекомых дыхательная система представлена трахеями — это тонкие разветвлённые трубочки, через стенки которых происходит газообмен.
Клещи не имеют органов дыхания, у них газообмен происходит через поверхность тела.
Кровеносная система членистоногих незамкнутая.
Она бесцветная или зеленоватого цвета. На спинной стороне тела расположено сердце, от которого отходят многочисленные сосуды. Из сосудов кровь ― гемолимфа ― выливается в полость тела и омывает внутренние органы. Затем она снова поступает в сосуды и сердце.
Гемолимфа ракообразных имеет голубой оттенок из-за присутствия в ней пигмента, содержащего медь. У паукообразных и насекомых гемолимфа бесцветная.
Нервная система членистоногих образует окологлоточное нервное кольцо и брюшную нервную цепочку, от которой отходят нервы. Происходит усложнение нервной системы, сильное развитие получает надглоточный ганглий.
У насекомых нервная система представлена сложноустроенным надглоточным нервным узлом — головным мозгом, подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой, которая характеризуется слиянием нервных узлов. Головной мозг состоит из трёх отделов: переднего, среднего и заднего.
Органы чувств членистоногих обычно хорошо развиты.
У ракообразных — сложные фасеточные глаза, сидящие на подвижных стебельках, которые могут поворачиваться в разные стороны и обеспечивают широкий кругозор.
В поисках пищи ракообразные пользуются осязанием (с помощью антенн) и обонянием (с помощью антеннул). Также у основная антеннул располагаются органы равновесия.
У паукообразных на головогруди расположено четыре пары простых глаз, они обеспечивают пауку круговой обзор. Органы осязания хорошо развиты, они разбросаны по всему телу, представлены чувствительными волосками, воспринимающими колебания воздуха и паутины. Особенно много таких волосков на ногощупальцах. Имеют также органы обоняния и вкуса.
Насекомые имеют органы зрения: простые (у паразитов) и сложные фасеточные глаза. Также хорошо развиты органы вкуса, обоняния и осязания.
Органы слуха, как правило, хорошо развиты у тех насекомых, которые сами издают звуки. У кузнечика органы слуха расположены на голенях передних ног.
Членистоногие ― раздельнополые животные, встречается половой диморфизм. Размножение только половое, бесполое размножение отсутствует.
Самки имеют парные яичники, а самцы — парные семенники. У насекомых яичники открываются в яйцеводы, соединяющиеся в непарное влагалище.
После оплодотворения самки откладывают яйца во внешнюю среду. У паукообразных из яиц выходят мелкие паучата.
Иногда яйца развиваются без оплодотворения — такая форма полового размножения называется партеногенезом. Например, у пчёл молодая матка после оплодотворения трутнями запасает их половые клетки в специальном органе — семяприёмнике. Этими клетками матка будет оплодотворять откладываемые яйца всю оставшуюся жизнь (3-4 года).
Как правило, из неоплодотворённых яиц развиваются самцы (трутни), а из оплодотворённых — самки (рабочие пчёлы и матки).
С момента рождения или выхода организма из яйца и до наступления его половой зрелости происходит постэмбриональное развитие (или послезародышевое развитие).
У насекомых различают два типа постэмбрионального развития: прямое и непрямое.
Прямое развитие, или развитие без превращения (без метаморфоза), происходит без изменения внешнего строения личинки.
Непрямое развитие бывает двух типов: с значительным или полным превращением (развитие с полным метаморфозом) и с частичными изменениями (развитие с неполным метаморфозом).
Членистоногие
Общие признаки
1) Сегментированное тело, членистые конечности.
2) Хитиновый покров.
3) Кровеносная система незамкнутая, сердечная трубка на спинной стороне.
4) Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.
Отличия
1) Отделы тела: у раков и пауков – головогрудь и брюшко, у насекомых – голова, грудь и брюшко.
2) Ноги: у раков может быть разное количество (у речного рака 10), у пауков 8 (4 пары), у насекомых 6 (3 пары).
3) Крылья есть только у насекомых, 2 пары, расположены на груди.
4) Глаза: у раков сложные, фасеточные (состоящие из множества простых глазков), у пауков простые, у насекомых простые и сложные.
5) Усы: у раков 2 пары, у пауков нет, у насекомых 1 пара.
6) Дыхательная и кровеносная системы:
7) Выделительная система: метанефридии (зеленые железы) и мальпигиевы сосуды, у раков только метанефридии.
У всех насекомых развитие непрямое (с метаморфозом, с превращением). Превращение может быть полное и неполное.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. У кузнечика развитие
1) непрямое
2) с куколкой
3) прямое
4) с полным превращением
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие функции выполняет кровеносная система насекомых?
1) переносит питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности
2) осуществляет перенос газов
3) доставляет к клеткам кислород
4) участвует в обмене веществ и превращении энергии в клетке
Выберите один, наиболее правильный вариант. Неполное превращение свойственно
1) бабочке Павлиний глаз
2) жуку-пожарнику
3) стрекозе-коромыслу
4) мухе домашней
Выберите один, наиболее правильный вариант. К ароморфным изменениям у членистоногих относят появление
1) органов зрения и осязания
2) замкнутой кровеносной системы
3) конечностей, состоящих из отделов
4) нервной системы в виде цепочки
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
1. Выберите три варианта. Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие?
1) одинаковое строение органов выделения
2) хитиновый покров тела
3) фасеточные глаза
4) замкнутая кровеносная система
5) деление тела на отделы
6) брюшная нервная цепочка
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам ракообразных, паукообразных и насекомых объединяют в тип Членистоногие?
1) хитиновый покров
2) трахейное и лёгочное дыхание
3) сегментированное тело, представленное отделами
4) рычажные конечности
5) кровеносная система замкнутого типа
6) развитие с полным превращением
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них
1) замкнутая кровеносная система
2) одинаковое количество усиков
3) покров состоит из хитина
4) тело состоит из отделов
5) конечности разделены на членики
6) органами дыхания являются жабры
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, позволяющие объединить Ракообразных, Паукообразных и Насекомых в тип Членистоногие.
1) способность к жаберному дыханию
2) хитиновый покров тела
3) сегментированность тела
4) парные зелёные железы
5) развитие крыльев как органов движения
6) членистые конечности
2. Установите соответствие между особенностями систем кровообращения и видами животных, у которых имеются данные системы: 1) обыкновенная медведка, 2) атлантическая треска. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кровеносная система незамкнутая
Б) сердце расположено на брюшной стороне
В) кровь течёт по сосудам и полости тела
Г) в сердце венозная кровь
Д) сердце двухкамерное
РАКИ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Известно, что камчатский краб – один из самых крупных видов ракообразных, обитатель дальневосточных морей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Дышит краб растворённым в воде кислородом. (2) В пищу используют мышцы конечностей краба. (3) Крабы употребляются в пищу человеком. (4) Отделами тела краба являются головогрудь и брюшко. (5) Браконьерство существенно сокращает численность популяции краба. (6) Самцы достигают по ширине панциря 23 см, по размаху ног – 1,5 м, а по массе – 7 кг.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности нервной системы имеет большинство организмов класса, один из представителей которого изображен на рисунке?
1) есть окологлоточное нервное кольцо
2) по брюшной стороне проходит цепочка из ганглиев
3) нервная система диффузного типа
4) нервная система узлового типа
5) полушария мозга лишены коры
6) нервная система трубчатого типа
2. Установите соответствие между классами животных и их признаками:1) ракообразные, 2) насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – трахеи
Б) органы дыхания – жабры
В) три пары ходильных ног
Г) пять пар ходильных ног
Д) развитие прямое
Е) развитие с полным и неполным превращением
3. Установите соответствие между признаком животных и классами: 1) Насекомые, 2) Ракообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) органы дыхания – трахеи
Б) три пары конечностей
В) пять пар ходильных ног
Г) органы дыхания – жабры
Д) твердый хитиновый панцирь
Е) выделительная система – мальпигиевы сосуды
Установите соответствие между характеристиками классов и животными – представителями этих классов, представленными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) на грудных ножках располагаются жабры
Б) обитает в водной среде
В) выделительные органы – мальпигиевы сосуды
Г) имеет одну пару антенн
Д) тело разделено на голову, грудь и брюшко
Е) трахейное дыхание
Установите соответствие между характеристиками и организмами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дыхание жаберное
Б) имеет две пары антенн
В) глаза простые
Г) имеет пять пар ходильных ног
Д) как правило, имеет паутинные железы
Е) ходильные ноги не имеют клешней на конце
2. Установите соответствие между примерами и классами животных: 1) Паукообразные, 2) Насекомые, 3) Ракообразные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) камчатский краб
Б) постельный клоп
В) божья коровка
Г) паук-крестовик
Д) черноморская креветка
Е) обыкновенный богомол
ПАУКИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паук крестовик относится к классу Паукообразные, так как у него
1) нет усиков
2) сложные фасеточные глаза
3) четыре пары ног
4) наружный хитиновый скелет
5) сердце находится на брюшной стороне тела
6) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка
ПАУКИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?
1) замкнутая кровеносная система
2) разделение тела на голову, грудь и брюшко
3) брюшная нервная цепочка
4) четыре пары ног
5) одна пара усиков
6) дыхание с помощью легочных мешков и трахей
2. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания животного, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пять пар ходильных ног
2) наличие от двух до двенадцати простых глаз
3) наличие зеленой железы
4) тело состоит из головогруди и брюшка
5) наличие паутинной железы
3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания животного, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) четыре пары ходильных ног
2) наличие двух пар сложных глаз
3) трахейное дыхание
4) тело состоит из головогруди и брюшка
5) наличие ядовитой железы
2. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомые
А) наличие головогруди и брюшка
Б) одна пара усиков
В) четыре пары ходильных ног
Г) глаза простые или отсутствуют
Д) дыхание только трахейное
4. Установите соответствие между особенностями строения членистоногих и классом, для которого они характерны: 1) паукообразные, 2) насекомые. Запишите цифпы 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело состоит из головы, груди, брюшка
Б) имеются усики
В) 3 пары ходильных ног
Г) имеются только простые глаза
Д) у большинства имеются крылья
Е) имеются лёгочные мешки и трахеи
5. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: 1) Паукообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – исключительно трахеи
Б) прямое развитие у большинства
В) наличие трех пар конечностей
Г) кровь не переносит газы
Д) тело состоит из головогруди и брюшка
Е) наличие одной пары усиков
НАСЕКОМЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для насекомых?
1) деление тела на головогрудь и брюшко
2) деление тела на голову, грудь и брюшко
3) трахейная система дыхания
4) легочная система дыхания
5) четыре пары ходильных конечностей
6) шесть ходильных конечностей
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности организации способствовали широкому распространению насекомых на планете?
1) развитие вторичной полости тела
2) наличие нервной системы узлового строения
3) высокая плодовитость
4) разнообразие ротовых аппаратов
5) наличие жалящих органов
6) наличие крыльев
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного в процессе эволюции сформировался орган, представленный на рисунке, то это животное
1) имеет простые светочувствительные глазки
2) выделяет продукты обмена с помощью мальпигиевых сосудов
3) имеет прямое эмбриональное развитие
4) имеет тело, разделённое на голову, грудь и брюшко
5) дышит атмосферным кислородом
6) питается исключительно мальками рыб
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного сердце имеет строение, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны
1) наличие гемоглобина в эритроцитах
2) тазовые почки
3) нервная система трубчатого типа
4) незамкнутая кровеносная система
5) разветвленные трахейные трубочки
6) непрямое развитие
Проанализируйте таблицу «Отряды насекомых». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) пчелы, осы, муравьи
2) неполное
3) лижущий
4) жужелица садовая, майский жук
5) сосущий
6) полное
7) саранча, кузнечики, медведки
Проанализируйте таблицу «Тип Членистоногие». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка:
1) две пары
2) пять пар
3) три пары
4) ноль пар
5) пучки трахей
6) легкие
7) легкие или жабры
ПОЛНОЕ ОТРЯДЫ
Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к отрядам насекомых с полным превращением. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жесткокрылые
2) Полужесткокрылые
3) Двукрылые
4) Прямокрылые
5) Чешуекрылые
2. Установите соответствие между видом животного и типом его постэмбрионального развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) пустынная саранча
Б) хлебная жужелица
В) обыкновенный богомол
Г) пчела медоносная
Д) березовая пяденица
3. Установите соответствие между представителем класса насекомых и типом его развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) саранча
Б) жук-олень
В) таракан
Г) кузнечик
Д) постельный клоп
Е) бабочка-капустница
4. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жужелица
Б) лесной клоп
В) зеленый кузнечик
Г) майский жук
Д) бабочка-крапивница
5. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жук-плавунец
Б) перелетная саранча
В) медведка
Г) божья коровка
Д) стрекоза коромысло
Е) рыжий муравей
Б) колорадский жук
В) клоп вредная черепашка
Г) бабочка репейница
НЕПОЛНОЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для насекомых с неполным превращением:
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ
Установите последовательность процессов, происходящих при развитии комара-пискуна, начиная с процесса роения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладывание яиц
2) оплодотворение
3) окукливание
4) четыре последовательные линьки
5) выход имаго
Установите соответствие между характеристиками и органами дыхания членистоногих: 1) трахеи, 2) жабры, 3) лёгочные мешки. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) встречаются только у пауков
Б) тонкие ветвистые трубочки
В) углубление в теле с листовидными пластинками
Г) пронизывают всё тело
Д) свойственны ракообразным
Е) плёнчатые выросты на конечностях