высоты в библии что это
Что означают высоты в Библии?
Высоты были попросту местами поклонения на холмах или возвышенными алтарями в низменных местах. Они изначально использовались для поклонения идолам (Числа 33:52; Левит 26:30), особенно среди моавитян (Исаии 16:12). Эти святыни часто включали алтарь и священный объект (например, каменную колонну или деревянный столб различной формы), отождествляемый с объектом поклонения – животными, созвездиями, богами/богинями и божествами плодородия.
Израильтяне, окончательно отвернувшись от Бога, практиковали поклонение Молоху и сооружали высоты, посвященные Ваалу (Иеремии 32:35). Хотя Соломон построил в Иерусалиме храм, позже он воздвиг идолопоклоннические высоты для своих жен-иностранок за пределами Иерусалима и поклонялся вместе с ними, потеряв в результате этого царство (3 Царств 11:11). Люди по-прежнему приносили жертвы на языческих высотах до тех пор, пока не был построен храм, и Соломон присоединялся к ним. После того, как Господь явился ему во сне в Гаваоне, царь вернулся в Иерусалим и принес жертву, но даже тогда он продолжал колебаться между двумя местами поклонения.
Не все высоты были посвящены поклонению идолам. Они сыграли важную роль в поклонении израильтян, и самое раннее библейское упоминание места поклонения, которое позднее называлось «высотой», содержится в книге Бытие 12:6-8, когда Аврам воздвиг жертвенники Господу в Сихеме и Хевроне. Он также соорудил жертвенник на горе Мориа, собираясь принести там в жертву своего сына (Бытие 22:1-2). Традиционно считается, что на этой же высоте был построен иерусалимский храм. Иаков установил каменный столб Господу в Вефиле (Бытие 28:18-19), и Моисей встретил Бога на горе Синай (Исход 19:1-3).
Иисус Навин установил каменные столбы после пересечения Иордана (Иисуса Навина 4:20), считая это высотой, подходящей для поклонения, поскольку израильтяне «поднялись» из Иордана на берег. Пророк Самуил регулярно посещал высоты (1 Царств 7:16). В общем, эти места поклонения идолам Ханаана (Судей 3:19) сохранились до периода Илии (3 Царств 18:16-40).
Бог назвал только одну высоту, где были разрешены жертвоприношения, и это был храм в Иерусалиме (2 Паралипоменон 3:1). Все остальные высоты Он повелел уничтожить. В 4 Царств 22-23 мы читаем, что царь Иосия разрушил их.
Высоты
Полезное
Смотреть что такое «Высоты» в других словарях:
высоты — См. гора. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов
высоты — безбрежные (Круглов); безвестные (Бальмонт); заоблачные (Коринфский); надзвездные (Голен. Кутузов); недоступные (Майков); недосягаемые (Гиппиус); неземные (К.Р.); незыблемые (Тютчев); немые (Бальмонт); эфирные (Полежаев) Эпитеты литературной… … Словарь эпитетов
Высоты — ВЫСОТЫ. Тактич. значеніе В. непостоянно и неодинаково, видоизмѣняясь въ зав сти отъ состоянія воен. искусства и отъ требованій тактики; такъ, во времена греч. фалангъ и вообще въ эпоху дѣйствія исключ но холод. оружіемъ, когда требовались полная… … Военная энциклопедия
высоты — выс’оты места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Втор.12:2 3). На деле этого не произошло. Евреи… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
высоты — выс’оты места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Втор.12:2 3). На деле этого не произошло. Евреи… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
высоты — бояться высоты • непрямой объект, эмоции достигать высоты • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Высоты — (евр. бамот). Хананеяне и другие древние языческие народы часто совершали свои богослужения на холмах, горах и искусственно сделанных высотах. Израильтянам было повелено разрушать эти посвященные идолам места (Втор. 12:2), но вместо того они,… … Словарь библейских имен
ВЫСОТЫ СВЕТИЛА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ — равные высоты светила при расположении последних к О и W от меридиана наблюдателя. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Высоты в библии что это
Высоты были попросту местами поклонения на холмах или возвышенными алтарями в низменных местах. Они изначально использовались для поклонения идолам (Числа 33:52; Левит 26:30), особенно среди моавитян (Исаии 16:12). Эти святыни часто включали алтарь и священный объект (например, каменную колонну или деревянный столб различной формы), отождествляемый с объектом поклонения – животными, созвездиями, богами/богинями и божествами плодородия.
Израильтяне, окончательно отвернувшись от Бога, практиковали поклонение Молоху и сооружали высоты, посвященные Ваалу (Иеремии 32:35). Хотя Соломон построил в Иерусалиме храм, позже он воздвиг идолопоклоннические высоты для своих жен-иностранок за пределами Иерусалима и поклонялся вместе с ними, потеряв в результате этого царство (3 Царств 11:11). Люди по-прежнему приносили жертвы на языческих высотах до тех пор, пока не был построен храм, и Соломон присоединялся к ним. После того, как Господь явился ему во сне в Гаваоне, царь вернулся в Иерусалим и принес жертву, но даже тогда он продолжал колебаться между двумя местами поклонения.
Не все высоты были посвящены поклонению идолам. Они сыграли важную роль в поклонении израильтян, и самое раннее библейское упоминание места поклонения, которое позднее называлось «высотой», содержится в книге Бытие 12:6-8, когда Аврам воздвиг жертвенники Господу в Сихеме и Хевроне. Он также соорудил жертвенник на горе Мориа, собираясь принести там в жертву своего сына (Бытие 22:1-2). Традиционно считается, что на этой же высоте был построен иерусалимский храм. Иаков установил каменный столб Господу в Вефиле (Бытие 28:18-19), и Моисей встретил Бога на горе Синай (Исход 19:1-3).
Иисус Навин установил каменные столбы после пересечения Иордана (Иисуса Навина 4:20), считая это высотой, подходящей для поклонения, поскольку израильтяне «поднялись» из Иордана на берег. Пророк Самуил регулярно посещал высоты (1 Царств 7:16). В общем, эти места поклонения идолам Ханаана (Судей 3:19) сохранились до периода Илии (3 Царств 18:16-40).
Бог назвал только одну высоту, где были разрешены жертвоприношения, и это был храм в Иерусалиме (2 Паралипоменон 3:1). Все остальные высоты Он повелел уничтожить. В 4 Царств 22-23 мы читаем, что царь Иосия разрушил их.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
ВЫСОТА (HIGH, HEIGHT, HIGH PLACE)
Высота – один из «оценочных» образов в Библии. В нем имеется в виду, скорее, качественная, а не количественная характеристика. В глазах древних высота, наряду со светом и тьмой, была образом, вызывавшим такой же трепет, как для наших современников представление о пространстве в расширяющейся вселенной. У высоты есть также богословский смысл, неизменно присутствующий в религиозной мысли и терминологии. Выразительной силой образ высоты обладает даже в нерелигиозном контексте. Мы говорим о высокой культуре, высоком искусстве, высокой жизни, высших животных и высшей ступени мозговой деятельности. В самой Библии есть множество упоминаний о «высотах», которые, хотя обычно располагаются на возвышенностях, вместе с тем, имеют более широкое значение, связанное не только с физическими параметрами. Следовательно, образ высоты имеет первостепенное значение для выражения нашего поклонения, восхищения или почитания по отношению к Всевышнему Богу, сотворенному миру или людям, которых мы ценим.
Высота как образ трансцендентности и божественности. Наиболее значительный смысл в Библии высота имеет как образ трансцендентного (неземного) и божественного. В этой символике подразумевается вертикальная иерархия, в которой Бог и Его невидимый духовный мир располагаются качественно «выше» земного опыта. Не следует игнорировать физическое основание такой символики: по словам псалмопевца, «высоко небо над землею» ( Пс. 102:11 ), и в человеческом воображении небо всегда представлялось «наверху». Поэтому в Библии Бог изображается «высоким». Это находит выражение в эпитете «Всевышний», встречающемся более пятидесяти раз. Бог «высок и превознесен» ( Ис. 6:1, 57:15 ), Он «высок над всеми народами» ( Пс. 112:4 ) и обитает «на высоте небес и во святилище» ( Ис. 57:15 ). Аналогичное значение имеют около двух десятков упоминаний о Боге, пребывающем «на высоте».
В более широком смысле образ высоты связывается с духовным опытом и служением человека. Опять же нельзя недооценивать значение физического основания этого образа. Горы и холмы – это места, где земля соприкасается с небом, и служат также местом, где можно получить видение. В Библии многие религиозные испытания происходят на горах или холмах (напр., встреча Авраама с Богом на горе Мориа, встреча Моисея с Богом на горе Синай, расположение храма на горе Сион, преображение Иисуса). Фактически значительную часть истории спасения в Библии можно проследить на примере темы высот.
Смысл библейского термина, переводимого как «высоты», довольно сложен. По существу он относится к естественной или искусственной возвышенности, где совершались богослужения с принесением жертв. После завоевания Ханаана израильтянами, вернувшимися из Египта, на многих высотах были устроены культовые места, которые связывались с порочными делами. На них устанавливались камни, занимались блудодейством, совершались другие обряды культа плодородия, возводились идолы и столбы Астарты. Эти негативные ассоциации не обесценивали основную идею об использовании некоторых высот для истинного поклонения, равно как использование жертвенников язычниками не делало эти жертвенники непригодными для поклонения. Среди примеров истинного поклонения на высотах можно отметить жертвоприношение Самуила ( 1Цар. 9:12–14 ), группу пророков, «сходящих с высоты» с музыкальными инструментами ( 1Цар. 10:5 ; ср. 1Цар. 10:13 ), тысячу всесожжений, принесенных Соломоном в Гаваоне «на главной высоте» ( 3Цар. 3:4 NRSV, <главный жертвенник>, ср. 2Пар. 1:3 ) и упоминания о служениях на высотах при правлении благочестивых царей (напр., 3Цар. 15:11–14, 22:43 ).
Архетипом высоты в положительном смысле служит Синай, где Бог дал закон при потрясающих обстоятельствах. «Гора», на которой Христос обратился с Нагорной проповедью ( Мф. 5–7 ), символически связывает ее с Синаем как место провозглашения Иисусом нового закона, совершенного и выполнимого, заменившего старый. Целая серия псалмов называется «песнями восхождения» ( Пс. 119–133 ), указывая, что они пелись или декламировались паломниками, идущими поклониться Богу в иерусалимском храме. В первой строке Пс. 120 («Возвожу очи мои к горам») выражается повсеместная библейская тенденция использовать образы физической высоты для выражения мысли о духовной трансцендентности.
Таким образом, становится ясно, что поклонение на высотах не всегда выглядит дурным, и, тем не менее, примерно в семидесяти библейских упоминаний о высотах они связываются не с истинным богослужением и даже не обязательно с возвышенным местом, а с языческими капищами для поклонения идолам. Архетипом высоты в отрицательном смысле и, что показательно, созданной человеческими руками, служит Вавилон, где люди попытались установить власть над небом. В Ветхом Завете постоянно проводится мысль о том, что Божьему народу следует избегать языческих высот как мест, препятствующих истинному служению, которое, в конечном счете, связывалось с Иерусалимом. В ходе борьбы за власть между Северным и Южным Царствами Иеровоам строил «капища на высотах» в противовес притягательной силе Иерусалима ( 3Цар. 12:31 ), побуждая тем самым Израиль грешить, так как в них не было обрядовой чистоты и они несли в себе черты языческого поклонения.
Борьба за служение на надлежащих высотах служила показателем более широких нравственных и религиозных испытаний народа, ведущих либо к Божьему благословению, либо к Его суду ( Втор. 27–28 ). Именно поэтому в Библии уделяется такое серьезное внимание разрушению недостойных высот. Гедеон стал героем, разрушив жертвенник и рощу Ваала и символически вернув тем самым Божий народ к чистоте ( Суд. 6 ). Аналогичную символическую победу одержал Илия на горе Кармил ( 3Цар. 18 ).
Высота как образ власти и превознесения. В образе высот присутствует также мысль о власти, управлении и господстве, как это видно на примере Вавилона или искушения Христа «на весьма высокой горе» ( Мф. 4:8–9 ). На ханаанских печатях Ваал изображается верхом на горах, а в некоторых текстах он называется «всадником на облаках». В Библии истинный и единственный Бог показан шествующим на высотах земли ( Ам. 4:13 ; Мих. 1:3 ). Битвы в библейских местах часто происходят на склонах холмов или гор. Занять высоты значит добиться преимущества ( Чис. 21:28 ; 2Цар. 1:19, 25 ). По сути использование возвышенных мест как святилищ может объясняться в том числе их ассоциативной связью с властью.
Образ высоты присутствует и в богатой библейской символике превознесения, вос-хождения и возвышения. В Библии часто говорится о возвышении Богом людей (напр., Чис. 24:7 ; Втор. 28:1, 43 ). Иисус тоже прошел через несколько этапов превознесения. Он был жестоко вознесен на крест, и это действие Иисус сравнил с вознесением Моисеем спасительного изображения змея в пустыне ( Ин. 3:14–15 ). Затем Он воскрес из мертвых. Наконец, Христос вознесся на небо и «воссел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр. 1:3 ). Когда Христос вернется, оставшиеся в живых будут вознесены навстречу Ему в воздухе вслед за воскресшими из мертвых ( 1Сол. 4:13–18 ).
Метафорические образы. Образ высоты встречается в Библии и как метафора. В Новом Завете, например, есть ряд выразительных образов, основанных на понятии «свыше». Чтобы войти в Царство Божье, надо «родиться свыше» ( Ин. 3:7 ). По свидетельству Иоанна Крестителя, Христос есть Пришедший «свыше» и, следовательно, «выше всех» ( Ин. 3:31 ; ср. Ин. 8:23 ). По словам Иакова, «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак. 1:17 ), и божественно даруемая мудрость тоже сходит «свыше» ( Иак. 3:15, 17 ).
Милость Бога так же высока, как небо над землей ( Пс. 102:11 ). Пути Божьи выше путей человеческих, как небо выше самых высоких гор на земле ( Ис. 55:9 ). От Божьей любви нас не может отлучить никакая высота ( Рим. 8:39 ). Носитель Благой Вести красочно сравнивается со светом города на верху горы – свет невозможно скрыть от взгляда, так он исходит с большой высоты ( Мф. 5:14 ).
См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ, ВОСХОЖДЕНИЕ, ГЛУБИНА, ГОРА, ЖЕРТВЕННИК, НЕБО, СИНАЙ, СИОН, СПУСК, УЗОСТЬ, ШИРОТА.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Высоты в библии что это
Глава VIII. Израильские «высоты»
Израильские ‘высоты’
Еще и в настоящее время мы наблюдаем в Палестине, что такие возвышенности, увенчанные деревьями, в особенности вечнозелеными дубами, пользуются религиозным поклонением окрестных селян, причем его древний языческий характер лишь слегка замаскирован легендой, по которой под сенью этих деревьев покоится какой-нибудь мусульманский праведник. Можно с полным основанием предположить вместе с некоторыми современными авторами, прожившими долгое время в Палестине, что если не все, то многие из этих тенистых «высот» представляют собой те самые места, где древние израильтяне приносили свои жертвы и возжигали курения, и что, несмотря на все усилия реформаторов и молоты идолоборцев, эти вековые святилища с незапамятных времен до наших дней остаются подлинными центрами религиозного поклонения народа. Быть может, мы вправе сделать дальнейший шаг и признать, что эти дубравы на холмах, резко выделяющиеся на широком просторе бурых полей и иссерасиних оливковых рощ, являются остатками первобытных лесов, покрывавших некогда страну на много миль вокруг; с течением времени деятельная рука человека расчистила равнины под сады и пашни, сохранив в угоду суеверию эти скудные остатки на возвышенностях в качестве последнего убежища лесных богов, бегущих от топора дровосека. Такова, во всяком случае, вероятная причина появления священных рощ во всех других местах, и по аналогии можно думать, что и в Палестине сходные причины вызывали те же следствия.
Мы можем предположить, что эти местные Десаули, обитающие в священных рощах, остатках древнего леса, и ведающие, по поверью их приверженцев, урожаем, в полной мере соответствуют ваалам Ханаана, которые также жили среди деревьев на вершинах холмов возле деревень и принимали первые плоды земли от местного крестьянства в благодарность за обильный урожай и живительные дожди.
На юге Афганистана на «холмах лишь изредка можно встретить жилье или обработанное поле, но стоит отойти немного дальше, и вы непременно наткнетесь на какой-либо «знарат» (священную гробницу), где правоверные совершают свои молебствия и приносят обеты. Очень часто этот «знарат» расположен на вершине горы или на неприступной скале, напоминая священные «высоты» израильтян. Вокруг могилы растут обычно несколько чахлых тамарисков или кустов ююба (Zizyphus jujuba). На ветвях их висит бесчисленное множество лоскутков и пестрых тряпиц, ибо каждый верующий, приходящий сюда со своими просьбами, считает своим долгом навязать на ветвь кусочек материи в знак своего поклонения». Одно прославленное святилище находится на Сулиманском хребте. «Несмотря на его неприступность, сотни паломников посещают его ежегодно; сюда зачастую за сто и больше миль привозят на верблюдах или приносят на носилках больных, в надежде, что милосердие святого даст им исцеление. Другой характерной чертой этих «знаратов» является всеобщее признание их святости: каждый может оставить здесь свою вещь в полной уверенности, что, вернувшись через много месяцев, найдет ее нетронутой на том же месте, где он ее положил. Еще одна привилегия «знаратов» состоит в том, что считается грехом рубить на дрова окружающие деревья; таким образом, они остались единственными зелеными пятнами на окрестных холмах, оголенных от всякой древесной растительности недальновидным вандализмом местных племен».
Эти афганские «знараты», или нагорные святилища, имеют несомненное сходство с современными «вели» в Палестине. Как здесь, так и там святилища обычно расположены на вершинах холмов и окружены деревьями, которые не только запрещено рубить, но считается грехом отломить от них даже ветку. И здесь и там святость их приписывается могилам мусульманских святых; и здесь и там существует обыкновение оставлять под их охраной имущество, в полной уверенности, что никто на него не посягнет; в обеих странах паломники оставляют на память о себе лоскутки, привешенные к ветвям священных деревьев. Прибавим, что среди русских черемисов (мари) «еще и в наше время одинокие рощи служат местом для жертвоприношений и молебствий; эти рощи известны под именем «кьюс-ото». В стародавние времена черемисы приносили жертвы своим богам в чаще лесов. Какие-либо неожиданные явления природы, вроде внезапно забившего ключа, считались проявлением воли божества и указывали место для поклонения ему. Уфимские черемисы особенно охотно выбирали возвышенные места по соседству с каким-либо источником. И если даже все деревья вокруг пали под топором, эти «высоты» остались неприкосновенными.
Судя по приведенным примерам, священные рощи древней Палестины, так возмущавшие позднейших пророков, тоже могли представлять собой остатки первобытных лесов, зеленые островки на одиноких «высотах», пощаженные, чтобы служить убежищем для деревенских богов, у которых землепашец отнял их просторы и которым, как настоящим хозяевам, «ваалам» земли, он считал себя обязанным платить дань за все, что приносит ему земля. Может быть, и деревянный столб (ашера), эта неизменная принадлежность местных святилищ, был не чем иным, как стволом священного дерева, освобожденного от ветвей, рукой ли человека или же в результате естественного их отмирания. На острове Борнео среди каянов мы еще в настоящее время можем обнаружить подобные окончательно не сформировавшиеся религиозные символы. Эти дикари верят в существование неких грозных духов, которых они называют Toh. Расчищая участок джунглей под посевы риса, «они обыкновенно оставляют нетронутыми несколько деревьев на более возвышенных местах, дабы не прогневить духа данной местности, который, по их представлениям, любит отдыхать под сенью деревьев. Часто с таких деревьев обрубают все ветви, за исключением нескольких у верхушки; иногда к стволу дерева на самом его верху прикрепляют поперечную жердь и вешают на нее пальмовые листья, или же подвешивают к получившейся таким образом крестовине трещотку, какой обыкновенно играют мальчики, чтобы она качалась на ветру».