в чем разница между методом и методикой
Чем метод отличается от методики
Содержание статьи
Метод как способ познания и практической деятельности
В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.
Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.
Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.
Отличие методики от метода
Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».
Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.
Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.
Чем отличается метод от методики: описание и отличия
Каждый из нас много раз слышал такие понятия, как метод или методика. Но не многие могут знать, что они тесно связаны между собой, а иногда могут думать, что это слова синонимы. Следует знать, что метод дополняется методикой подхода к задаче. Следует учитывать, что при выборе того или иного метода решения какой-либо задачи, необходимо следовать определенной методике разрешения определенной ситуации.
Понятие метода и методики
Метод является способом движения цели или решения определенной задачи. Его можно описать всеми взглядами, приемами, способами и операциями, которые тесно связаны между собой и создают некую сеть. Их целенаправленно применяют в деятельности или в процессе обучения. Главными причинами выбора метода является мировоззрение человека, а также его цели и задачи.
Методы, в свою очередь, могут иметь свои группы. Они бывают:
Организационные методы – это группа, которая включает в себя комплексные, сравнительные и лонгитюдные методы. Благодаря сравнительным методам можно изучать объекты по их признакам и показателям. Лонгитюдные методы позволяет обследовать одну и туже ситуацию, либо один и тот же объект на протяжении определенного количества времени. Комплексный метод включает в себя рассмотрение объекта и его исследование.
Эмпирические методы, прежде всего, наблюдение и эксперименты. Также к ним относятся беседы, тесты и тому подобное, метод анализа, оценивания и продукты деятельности.
К методу обработки данных относят статистический и качественный анализ ситуации или объекта. В интерпретационный метод входит группа из генетического и структурного методов.
Методика, в свою очередь, определяется совокупностью всех приемов и методов при обучении или проведения некой работы, процесса, а также выполнения чего-либо. Это наука, которая может помочь воплотить любые методы. Она содержит в себе различные способы и организации, при которых взаимодействуют исследуемые объекты и субъекты, применяя конкретный материал или процедуры. Методика позволяет подобрать нам наиболее подходящий к ситуации метод, что позволит двигаться дальше, а также развиваться. Еще она позволяет ориентироваться в той или иной ситуации, что дает возможность двигаться в правильном направлении и выбирать правильный метод для решения проблемы.
Отличие метода от методики
Методика включает в себя больше конкретики и предметной характеристики, нежели метод. Говоря другими словами, данная наука может предоставить хорошо продуманный, адаптированный и подготовленный алгоритм действий, который позволит решить определенную задачу. Но при этом, такая четкая последовательность действий определяется выбранным методом, который характеризуется своими принципами.
Главным отличительным признаком методики от метода является более детальные приемы и применяемость их к задаче. Способы решения более детализированы, что позволяет исследователю выбрать правильный метод и воплотить задуманное в реальность. Другими словами, благодаря методике воплощается метод. Если человек будет выбирать подходящий метод для решения той или иной задачи, основываясь на комплексе определенных методов, то у него появится несколько приемов для решения, а также он станет более гибким в подходе к данной ситуации.
Такого человека тяжело будет загнать в тупик, так как он будет готовым ко всему. Итак, метод не более, чем выбор направления на правильный путь к успешному решению проблемы, выхода из неприятной ситуации или успеху в целом. Помимо этого, нужно еще мастерски его применить. Это позволить выжать максимум из любой ситуации, при этом допуская минимум погрешностей. Поэтому, необходимо правильно выбрать методику решения, опираясь на выбранный метод, который позволит найти правильный путь и открыть глаза на происходящее.
Метод и методика – в чем отличие?
This article is also published in English, Spanish, Turkish, and Portuguese.
Слово метод для ученых связано с описанием экспериментальной части исследования: на каком оборудовании и как именно проводились эксперименты, или как велись расчеты. В одной из наших статей мы обсуждали важность раздела методы в научной публикации. В зависимости от журнала название раздела materials and methods и его содержание могут варьироваться, однако во всех случаях методы подробно описывают то, как именно Вы проводили эксперимент.
Описывая экспериментальную часть, Вы говорили о методологии или методах? Знаете ли Вы, чем метод отличается от методологии? А тем временем путать их нельзя. Давайте обсудим эти термины подробнее.
Что такое метод и методология?
Метод исследования – способы и процедуры, применяемые в процессе изучения проблемы исследования. Буквально, это описание всего материала и/или программного обеспечения, которое было использовано в работе.
Методология исследования – более обширный термин, это система методов, используемых в какой-либо области науки. Это система изучения того, как исследования должны проводиться систематически. Методология позволяет убедиться, что сделанные выводы являются действительными и надежными.
Цель формирования методов и методологии
Под исследованием можно понимать систематический и тщательный поиск существующей информации по заданной теме работы. Сюда входит постановка научного вопроса, разработка гипотезы, сбор и анализ данных и создание выводов. Для всех этих этапов существуют определенные методы, как руководство к действию. Значит, руководствуясь определенными методами для постановки исследования, а потом для написания гранта, можно провести научную работу гораздо продуктивнее.
Методы исследования несложно спутать с методологией исследования, которая заключается в другом. Это научный анализ методов исследования с целью поиска решения научного вопроса или возникшей проблемы. Методология объясняет, как применять правильные процедуры (или методы) для принятия решений.
Основные составляющие этих двух понятий
Научные методы делятся на качественные и количественные методы проведения экспериментов. Это могут быть опрос, тематическое исследование, интервью, анкетирование, наблюдение и т.д. Вот краткое описание качественных и количественных методов.
Количественный. Этот метод направлен на количественную оценку данных и обобщение результатов выборки целевой группы, если мы имеем дело со статистическими данными. Качественный метод предлагает анализ собранных данных в контексте. Этот метод исследования субъективен и требует меньшего количества тщательно отобранных респондентов.
Смешанный метод возник из сочетания традиционных количественных и качественных подходов.
Так, в раздел методов могут входить обзоры, анкеты, эксперименты (именно здесь речь идет об оборудовании и условиях его использования для получения и обработки данных, а также об используемых материалах).
Методология же включает предлагаемые методы проведения исследования, схемы поиска решения исследовательского вопроса. Исследователь может использовать наблюдения, интервью или самоотчеты субъекта (или объекта), чтобы создать полную картину для анализа.
Конечно, в каждом отдельном случае, в разных типах исследований и для разных журналов описание Вашего эксперимента будет зависеть от требований к оформлению статьи.
Как правильно описать раздел методологии
Несмотря на различные правила у разных журналов, есть общие правила описания методов или методологии. Об описании методов мы уже поговорили в нашей статье, теперь уделим больше внимания методологии.
5 основных различий между научным методом и методологией
Для обобщения всего вышесказанного, разницу между этими двумя понятиями можно описать следующими пятью пунктами.
Еще раз о важности экспериментальной части
Помимо экспериментальной части, для написания качественной и полноценной публикации важен каждый раздел. Так, нельзя полагаться лишь на грамотно проведенный опрос (когда речь идет о сборе статистики) или оптимистичные результаты клинических испытаний (в медицинском исследовании), если введение не убеждает в правильности постановки научного вопроса или качестве собранной литературы. Несмотря на то, что ученые часто проводят поиск литературы исключительно для поиска методик, которые можно просто применить, очень важно обоснование Вашего выбора подхода к исследованию.
Так, возвращаясь к отличиям метода от методологии, функции и границы методологии гораздо шире, чем у метода. Метод является только составной частью методологии. Взять, к примеру, строительство дома. Научным методом здесь будут являться набор инструментов, а также материалы для стройки. А методология здесь будет являться план строительства, логистика и т.д.
А к какой области исследований Вы имеете отношение? Какие особенности у экспериментальной части в Вашем случае?
Как правильно: «метод» или «методика»?
Актуальный для многих вопрос из русского языка – в чём разница между словами «метод» и «методика»? И не является ли какой-то из вариантов – «метод» или «методика» – неправильным и надуманным? Даём лаконичный, но полный ответ на этот счёт.
Как правильно?
Оба существительных – и «метод», и «методика» – являются абсолютно правильными словами без ошибок.
Это – слова-паронимы. Путаница в них – не слишком грубое, но всё-таки нарушение языковых правил. Давайте узнаем подробнее о каждом из вариантов.
Морфемный разбор
Для начала разложим эти слова на важные структурные единицы. Слово «метод» – само себе и корень, и основа. Других морфем в нём нет.
Слово «методика», помимо корня «метод», содержит суффикс «ик» и окончание «а».
Когда пишем «метод»?
Если в предложении говорится о способе что-то сделать, понять, узнать и т.д., можно смело применять слово «метод».
Примеры предложений
Рассмотрим это на наглядных образцах:
Когда пишем «методика»?
«Методика» – грубо говоря, совокупность методов для какой-либо деятельности. К примеру, 5 разных способов резьбы по дереву можно считать общей методикой этого ремесла. «Метод» – это атом молекулы «методика».
Примеры предложений
Закрепим только что прочитанное с помощью примеров:
Ошибочное написание
На первый взгляд, спутать «метод» с «методикой» не так критично. Но всё же, по букве языкового закона, эти слова стоит применять именно в уместном для них контексте. Всякая методика состоит из методов, но метод не является методикой.
О таких ошибках, как «метад» или «митодика», много говорить не стоит: это – крайне низкая грамотность.
Краткий итог
«Метод» и «методика» – два правильных слова, похожих, но всё-таки с разным значением.
Один способ решения или изготовления чего-либо называют «методом», а совокупность таких способов – «методикой». Не следует путать две эти фигуры речи.
Соотношение методологии и методики исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методология исследования – это организация деятельности исследователя, которая состоит из определения предмета и цели исследования, выбора методов и средств, направленных на получение результата.
Для того чтобы соотнести методологию и методику исследований, необходимо обратиться к определению понятий. В основе всего лежит метод, под методом понимают способ достижения определённой цели, которая необходима для решения задач. С. Л. Рубинштейн говорил, что метод — это способ познания, с помощью которого можно познать предмет науки.
Методика
Методика – это совокупность методов и приемов обучения или освоения чего-то либо методов целесообразного проведения работы.
Воплощением метода является любой выработанный способ организации взаимодействия объекта и субъекта исследования на базе определенной процедуры.
Методика, так или иначе, затрагивает все этапы исследования, начиная с наблюдения и сбора материала и заканчивая интерпретацией результатов изученного явления. Важно понимать, что даже самый лучший метод может не дать необходимых результатов без правильной методики.
Методология
Методология – это учение о методе познания или его совокупности, применяемой в какой-либо науке.
Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.
У понятия «методология» есть два значения.
Готовые работы на аналогичную тему
Методология создана, чтобы научить исследователя получать наиболее истинный результат, исследовать внутренние механизмы, логику и организацию знания, учит выявлять законы научного знания.
С помощью методологии можно понять то, как именно надо использовать полученные знания и как с их помощью можно добыть новые. Чем сложнее процессы и явления научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее и продуктивнее идёт развитие методологии.
Три уровня методологии
В настоящее время принято различать три связанных между собой уровня методологии – общенаучную, частную и философскую. Самым высоким и самым общим уровнем является философская методология, которая главным образом опирается на принципы и законы диалектики, которые развивали Платон, И. Кант, Г. Гегель и др.
Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения процессов и явлений разными научными дисциплинами. К общенаучным способам исследования относят – эксперимент, наблюдение.
В свою очередь частная методология включает методы конкретных наук, например, математические, они же соотносятся с общенаучной и философской методологиями и могут заимствоваться другими науками.
Взаимосвязи методики и методологии
Есть ли взаимосвязи у методологии и методики? Рассмотрим, что из себя представляет методология и методика социологического исследования.
Методология социологического исследования – это методы, использующиеся при проведении различных социологических исследований или опросов.
Методология исследования направлена на изучение выборки отдельных единиц населения, связанные с ними методы сбора информации. Методология социологического исследования состоит из процедур и инструментов, ставящие вопросы, на которые можно получить ответ или которые могут остаться без ответа.
Социологическая методология как область социологического знания сформировалась в XX веке, а направления в ней появились только ближе к середине века, они отличались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходам, которые в таких исследованиях применяли, по методам, которые стали предметом самой социологической методологии.
Адаптация самых общих положений и принципов, которые представляют собой основу социологии к особенностям изучаемых процессов или явлений, нашла свое отражение в методике социологических исследований.
Методика социологического исследования – это совокупность операций, процедур формирования социальных фактов, их обработка и анализ.
Методика исследований представляет собой совокупность приемов, навыков и умений, направленных на организацию и проведение исследования, к примеру, составление анкет.
Методологический раздел программы социологического исследования содержит следующие элементы – проблемная ситуация, объект, предмет, цели задачи исследования, интерпретацию основных понятий, выдвигается гипотеза, Определение выборочной совокупности, которая обследуется, генеральная совокупность и выборка.
Методика и методология – это два взаимодействующих атрибута науки. При этом методология определяет содержание и характер методики, а не наоборот. «Методика по сути является служанкой методологии». Методология исследования определяет выбор конкретных методов и далее – методик. Под исследовательской методикой понимают конкретизацию определенного метода для решения частных, локальных задач; методика – это «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь».
Выводы
Многие начинающие исследователи, в особенности студенты не различают методику и методологию и считают, что это одно и тоже, в итоге сталкиваются с трудностями при постановке проблемы научного исследования, собирая в кучу и методы и методику, и методологию, несмотря на то, что методика и методология имеют тесные связи, они все же представляют собой не одно и то же.
Таким образом, методология, метод и методика это очень тесно связанные между собой и взаимодополняющие друг друга понятия. В каждом конкретном случае выбор определенного методологического принципа, зависит только от исследователя, а также от целей и задач самого исследования.