высох гелевый аккумулятор что делать
Восстановление гелевых аккумуляторов
Как восстановить гелевый аккумулятор? Такой вопрос возникает у собственников автомобилей, скутеров, прочей техники через 3–4 года из-за стремительной потери емкости и испарения влаги из электролита. Чаще всего вышедшие из строя АКБ заменяют новыми. Частично изношенные батареи подлежат восстановлению. Перед тем как начать процесс «реанимации» источника питания, нужно обратить внимание на ряд моментов.
Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
Принцип работы гелевых батарей схож с тем, который используется в кислотных герметизированных аккумуляторах. Хотя производители выделяют 2 отличия.
Электролит представлен в виде геля, состоящего из дистиллированной воды, серной кислоты. Поэтому АКБ и получила такое название. Некоторые автомобилисты называют аккумуляторы гелиевыми. Это неправильно, поскольку для их заправки применяется не газ.
Недопустим и перезаряд гелевой батареи, приводящий к стремительной потере емкости. Зарядное напряжение лучше поддерживать на уровне 14–16 В.
Среди положительных качеств выделяют:
Как проверить гелевый аккумулятор?
Восстановление эксплуатируемых гелевых аккумуляторов – процедура, требующая определенных усилий. Поэтому необходимо точно знать, в каких случаях приступать к ней нецелесообразно.
Если видимые дефекты не установлены, то нужно подготовить прибор для проверки. Для этих целей подходит вольтметр, дополненный нагрузочной вилкой. Для того чтобы получить точные значения, нужно:
Если ток падает достаточно быстро, то срок эксплуатации АКБ подходит к концу. Выявить неисправность можно, обратив внимание на скорость зарядки. К примеру, новый гелевый аккумулятор заряжается достаточно долго. Для зарядки старой АКБ требуется значительно меньше времени.
Своевременно выявить проблемы несложно. Для этого требуется качественное обслуживание гелевых аккумуляторов, выполнение рекомендаций производителей.
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?
Несмотря на то, что гелевые АКБ относят к необслуживаемым изделиям, можно попробовать их оживить в домашних условиях. Для восстановления нужно подготовить такой перечень предметов:
Просмотрите видео про восстановление гелевого акб.
Контроль количества электролита – первый этап
Хотя компании-производители и отмечают, что уровень геля в АКБ автомобиля остается неизменным даже через несколько лет, постепенно он высыхает. И чаще всего такой эффект наблюдается, если периодически подается чрезмерно большой ток зарядки.
Для восстановления уровня электролита аккуратно демонтируется крышка и колпачки. Для этих действий потребуется пинцет или отвертки. Заливать электролит необходимо постепенно. Важно следить за тем, чтобы пластины были полностью покрыты жидкостью.
Дистиллированная вода впитывается в гель за 30-40 минут. Именно через такой временной промежуток и нужно проверять остаток, доливать жидкость. Всю лишнюю воду обязательно удаляют, а колпачки с крышкой устанавливают обратно. Для дополнительной фиксации используются клеевые составы, двусторонний скотч.
Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора
К зарядке гелевых аккумуляторов своими руками можно приступать через несколько часов после заливки дистиллированной воды. Перед данной процедурой на крышку батареи стоит расположить груз, чтобы она не слетела под действием избыточного давления. Основная причина его возникновения – образование определенного количества водорода внутри банок.
Изначально подается напряжение в 14–15В. Это действие выполняется до тех пор, пока гелевый акб начнет потреблять ток. На это требуется около 14 часов. Если по истечению этого периода аккумулятор не зарядился, то напряжение необходимо повысить до 20 В.
Как только напряжение увеличено, отходить от заряжающегося устройства нельзя. Как только пойдет ток, нужно постепенно снижать напряжение до 14В и заряжать до полного восстановления. В противном случае, можно не только испортить АКБ, но и спровоцировать пожар, задымление.
Цикличная зарядка при полной потере емкости
Для раскачки восстанавливаемой гелевой АКБ используется и другой подход. Суть его заключается в выполнении 3–4 циклов зарядки и разрядки с установленной периодичностью.
Первые два цикла выполнятся под довольно высоким напряжением (около 25–30В). При этом процесс должен постоянно контролироваться. Во всех последующих циклах требуется ступенчатое понижение напряжения до 14 В.
Для разрядки батареи необходимо использовать минимальную нагрузку. Для этих целей отлично подойдет небольшая лампочка (на 5–10 Вт). Не допускается применение автомобильных переносок, которые дополнены лампочками по 50, 75 Вт. Ведь это приводит к полному выходу из строя аккумуляторной гелевой батареи. В процессе разрядки необходимо следить за тем, чтобы напряжение не падало ниже 10,5–11 В.
Иногда даже циклическая зарядка не способствует восстановлению гелевого аккумулятора. Отсутствие возможности эксплуатации обусловлено отхождением выводов от свинцовых пластин. Самостоятельный ремонт такой батареи невозможен. Есть два выхода из сложившейся ситуации:
Целесообразно ли «оживлять» гелевую АКБ?
Восстанавливать гелевый аккумулятор стоит лишь в случае, когда частично или полностью высох гель. Процедура оживления включает заливку дистиллированной воды. Для этих целей применяется шприц.
Ремонт не выполняется, если повреждены пластины, нарушены контакты. При обнаружении таких дефектов выполняется утилизация старой батареи.
Гелевый аккумулятор – это относительно новое устройство, имеющее преимущества и недостатки. Их изучение и учет избавит от проблем и сложностей, связанных с эксплуатацией, восстановлением.
Интересные видео про зарядку гелевого акб
Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора
Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.
В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно
Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.
Не подлежащие восстановлению АКБ
Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.
Снимаем пластиковую крышку
Снимаем резиновые колпачки
Аккумулятор готов к заливке воды
Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.
Удаление пластиковых крышек
АКБ готова к восстановлению
После этого с помощью обычного медицинского шприца в каждую из банок добавьте по 2 «кубика» дистиллированной воды. Лучше приобретать в аптеке, поскольку в автомагазинах зачастую продают просто воду из-под крана.
Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.
Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.
Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем
Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.
Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.
Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.
После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.
Если батарея сильно потеряла ёмкость
В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.
Существуют особо тяжёлые случаи, когда гелевый аккумулятор не восстанавливает ёмкость после циклической зарядки. Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что часть свинцовых пластин отвалилась от вывода банки (банок). Восстановить такую АКБ не получиться. Здесь остаётся эксплуатировать его с меньшей ёмкостью или покупать новый.
Вернуться к содержанию
Так, восстанавливать или нет?
Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.
Восстановление гелевого аккумулятора своими руками
Эксплуатация гелевых аккумуляторов ведется в условиях, далеких от идеальных. Поэтому, утверждение, что гель не выпускает молекулы из массы, испарения нет, не соответствует действительности. Зачем же тогда на каждой банке установлены резиновые колпачки под пробками? За 2-4 года, в зависимости от условий эксплуатации, гель подсохнет, контакт со свинцовыми пластинами ослабнет. В этот момент владелец техники заметит, что заряда стало не хватать на обычный объем работы. Другой причиной потери емкости становится длительный период: разряд-ожидание подзарядки.
Как вернуть емкость гелевой АКБ
Восстановление гелевых аккумуляторов заключается в возвращении воды в электролитную массу. При этом добавляется умеренное количество жидкости, только для обеспечения полного контакта. Лишняя влага вредна.
В необслуживаемых АКБ сверху над каждой банкой есть пластиковые кружки, вклеенные заподлицо. Нужно подковырнуть их острым предметом, снять внизу резиновые пробки. В каждую банку залить по 10 миллилитров аптекарской дистиллированной воды. Жидкость должна впитаться в гель в течение нескольких часов.
До проведения операции аккумулятор должен быть заряжен полностью. После растворения геля провести разряд сопротивлением и заряд обычным способом.
Когда нельзя восстанавливать аккумулятор
Если корпус аппарата поврежден, на нем есть трещина или вздутие, восстановление гелевых АКБ невозможно. Деформация показывает, процесс химического разрушения электролита шел активно. Возможно, гель получил необратимые изменения. Вода уже не восстановит внутренний компонентный состав.
Внутри могут разрушиться пластины. Негодные банки в гелевом аккумуляторе не меняются. Убедиться, что пластины осыпались или осели можно, тряхнув корпус. Послышатся характерные звуки. Можно посветить внутрь подозрительной полости фонариком.
Трещины на корпусе или свищи привели к удалению части активной массы. Заклеив их, не восстановишь внутреннего баланса. Если трещины возникли при перемораживании аккумулятора, сам состав уже потерял свойства.
Восстановление 7 амп гелевого аккумулятора
Такие аккумуляторы относят к тяговым. То есть накопитель отдает энергию долго и равномерно. Ему не страшен глубокий разряд. Но основное использование гелевого аккумулятора 12 В 7 А в мототехнике, скутерах и лодках. Аккумулятор представляет модель необслуживаемую или с крышками, состоящую из 6 банок, общим весом около 2 кг. Изделия с явно меньшим весом имеют в каждой банке вместо трех по две пары обкладок и меньшую емкость.
Совершенно разряженный гелевый аккумулятор владелец запустил с помощью толчка инвертором, пропустив ток в 150 ампер в течение 20 секунд. Но эта крайняя мера была проведена после безуспешных попыток. Выполнено увлажнение геля. Подать заряд на батарею не удалось в течение 6 часов. После использования сварочного, зарядка пошла. За 6 часов напряжение стало 12,8, скутер завелся.
Видео
Посмотрите, как своими руками вернуть емкость гелевому аккумулятору.
Правила самостоятельного восстановления гелевых аккумуляторов в домашних условиях
Если верить производителям, гелевые аккумуляторные батареи способны прослужить не меньше 10 лет. В действительности первые признаки необходимости восстановления и ремонта могут появиться уже через 3-4 года эксплуатации.
Не придерживаясь строгих правил и не имея возможности обеспечить идеальные условия, электролит может высыхать, ёмкость снижаться.
Хотя гелевые АКБ считаются необслуживаемыми, автовладельцам приходится заниматься их восстановлением. Причём сделать это можно самостоятельно, в домашних или гаражных условиях.
Особенности гелевых АКБ
Если говорить о принципиальных отличиях в сравнении с классическими жидкостными свинцово-кислотными АКБ, то они заключаются в самом электролите, а также некоторых характеристиках.
В гелевых АКБ применяется серная кислота, силикагель (загуститель) и дистиллированная вода. Фактически это та же кислота, только в гелеобразном состоянии.
При этом корпус становится герметичным. Никаких пробок для доступа к банкам, чтобы подливать электролит или дистиллят, здесь нет. Герметичность позволила использовать подобные АКБ в условиях закрытых помещений. При зарядке газ не выделяется, в отличие от обслуживаемых. Также не происходит расход водной составляющей. Ни о какой доливке жидкостей в случае с АКБ по GEL технологии не идёт.
Существует аналог GEL аккумуляторов, которые называются AGM. Это не одно и тоже, вопреки распространённому мнению. У AGM применяются стекловолоконные маты, которые пропитываются жидким электролитом.
Фактор герметичности позволил гелевым батареям получить ряд преимуществ, включая:
Касательно цены вопрос спорный. Покупка гелевого аккумулятора себя в полной мере оправдывает. Это батарея с солидным сроком службы и минимальной необходимостью вмешательства.
Можно ли восстановить гель
Прежде чем поговорить о восстановлении гелевых аккумуляторов, следует пару слов сказать про проверку состояния таких АКБ.
Здесь не получится открыть банки и воспользоваться ареометром.
Для начала следует проверить целостность самого корпуса. Если на нём никаких видимых дефектов нет, тогда потребуется нагрузочная вилка и вольтметр.
Нагрузочной вилкой создаётся имитация работы стартера, получающего пусковой ток от АКБ. Проверка выполняется в течение 3-4 секунд. Больше 5 секунд держать батарею под нагрузкой нельзя.
Подав нагрузку, необходимо после её отключения следить за показателями вольтметра. Оценка даётся исходя из того, поднимается ли напряжение и как быстро происходит восстановление.
Причиной задуматься о восстановлении становится то, что влага в составе электролита начала постепенно высыхать и могла достичь предельных значений.
Некоторые автомобилисты для оценки уровня жидкости (геля) решаются вскрывать корпус с помощью острого ножа, а затем возвращать на место, обеспечивая плотность и герметичность. Но целостность корпуса нарушается, постепенно состав высыхает. Если объём заряда упал ниже 30% от номинального, восстановить АКБ вряд ли получится.
Реанимировать сам гель можно. Но опять же в этом случае придётся добираться до самих банок. В некоторых гелевых батареях снимается верхняя крышка, а под ней располагаются резиновые колпачки. Эти колпачки демонтируются, после чего в каждую из банок добавляется буквально по 2 кубика дистиллированной воды. После этого конструкция закрывается, батарея остаётся в состоянии покоя примерно на 2-3 часа.
Если после восстановления геля слышны звуки хлюпающей воды, жидкости добавили много. Её следует убрать с помощью того же шприца.
Когда в гель вливается дистиллят, постепенно начинается процесс впитывания. Восстановленный гель вступает в реакцию, а потому при замерах напряжения оно будет постепенно увеличиваться. Если ничего не происходит, то АКБ израсходовала свой ресурс. Восстанавливать её уже нет смысла.
Процедура восстановления
Теперь непосредственно о том, как можно восстановить севший гелевый аккумулятор в домашних условиях, добившись при этом желаемого результата.
В действительности есть несколько вариантов, чтобы оживить потенциально непригодный гелевый аккумулятор. Просто некоторые считают, что когда происходит разряд, ничего сделать уже нельзя. На самом деле можно. Даже из состояния глубокого разряда гелевые АКБ выводятся довольно легко.
Если вы решили реанимировать собственный гелевый аккумулятор, тогда воспользуйтесь одним из следующих способов. Вернуть гелевую АКБ к жизни можно:
Теперь отдельно про каждый из представленных способов.
Использование дистиллята
Фактически этот способ уже был описан. Причиной глубокого разряда часто становится то, что гелевый компонент высыхает, теряя заметную часть воды. И этот баланс следует восстановить, чтобы аккумулятор снова начал работать.
Поэтапно процедура выглядит так:
Добавлять воду следует постепенно, чтобы она успевала впитываться в гель. Признаком того, что уровень восстановлен, будет покрытие гелем всей поверхности свинцовых пластин. Если воды окажется больше необходимого, её придётся удалить.
Желательно использовать аптечный дистиллят, поскольку в автомагазинах и на АЗС очень часто продают подделки.
В некоторых случаях, чтобы восстановить разряженный гелевый автомобильный аккумулятор на 12 В, используют электролит. Но делать это можно лишь в том случае, если АКБ сильно изношена и требуется добиться эффекта временного восстановления. При первой же возможности батарея утилизируется, и вместо неё покупается новая.
Длительная зарядка
Довольно часто выполняется восстановление с помощью длительной зарядки гелевой АКБ.
Если ёмкость действительно была сильно утеряна, простое добавление дистиллята проблему не решит. Хотя в некоторых случаях даже этого оказывается достаточно. В большинстве ситуаций восстановление ёмкости продолжается для гелевого аккумулятора, и в работу вступает зарядное устройство.
Перед зарядкой следует вернуть на место колпачки и крышку, зафиксировать клеем и сверху на гелевый аккумулятор положить груз. Это позволит восстановить герметичность, а также не даст выделяющемуся газу при зарядке сорвать клапана.
Далее нужно следовать таким правилам:
Не оставляйте АКБ без присмотра, даже если у вас автоматическое зарядное устройство. Бывает так, что 14-15 В оказывается недостаточно для реанимации. Поэтому выставляют значение на уровне 20 В.
Как только на батарею пойдёт ток, напряжение нужно снизить до 14 В и зарядный ток поставить на 10% от номинальной ёмкости АКБ.
В большинстве случаев таким способом удаётся вернуть в гелевый аккумулятор жизнь, восстановить его работоспособность.
Метод циклической зарядки
Если ситуация серьёзная, то есть потеря ёмкости внушительная, тогда поможет циклическая зарядка.
Суть метода заключается в том, чтобы несколько раз повторить цикл полного заряда и разряда.
Подобное восстановление ёмкости для сильно севшего гелевого аккумулятора является последним способом избежать покупки новой АКБ. Если и это не поможет, тогда остаётся только утилизация и посещение профильного автомагазина.
Первые два цикла проводят при напряжении 25-30 В, которое постепенно снижается до 14 В по мере повышения потребления тока. Разрядку делают с использованием лампочки мощностью 5-10 Вт. Важно следить, чтобы разность потенциалов не опускалась ниже 10,5-11 В.
Когда первые два цикла будут завершены, батарея заряжается стандартным способом, описанным выше.
Прежде чем приступать к попыткам восстановления гелевых аккумуляторных батарей, нужно убедиться в их пригодности для выполнения подобных процедур. Для этого корпус внимательно осматривается на предмет возможных повреждений. Также с помощью мультиметра можно сделать основные замеры рабочих показателей.
Вообще гелевые АКБ считаются необслуживаемыми. Да, их можно ставить на зарядные современные устройства, поскольку далеко не всегда работы генератора оказывается достаточно, чтобы восполнить утраченный в результате пуска двигателя и питания других потребителей заряд. Но вот манипуляции, связанные со вскрытием корпуса, добавлением туда дистиллята или электролита, являются уже придуманными народными умельцами решениями проблемы разряда. Ни один производитель не будет рекомендовать вам снимать крышку, удалять колпачки, с помощью медицинского шприца что-то заливать внутрь, а потом клеем пытаться восстановить целостность корпуса.
Выполняя такие операции, всю ответственность берёт на себя автовладелец. Не исключено, что при заряде от ЗУ либо при работе генератора, из-за вмешательства в целостность АКБ произойдёт её разрыв, начнётся задымление или воспламенение. Такие ситуации действительно возникали. Чтобы этого избежать, изготовители гелевых аккумуляторов позиционируют свою продукцию как необслуживаемые АКБ. И при потере заряда, который невозможно восстановить простым подключением к зарядному устройству, предусматривается только утилизация и замена батареи. Ведь в этом случае она окончательно израсходовала свой ресурс.
Как продлить жизнь АКБ
Закономерным желанием каждого автомобилиста, который покупает достаточно дорогостоящий GEL аккумулятор, является увеличение срока его службы. Они действительно хотят, чтобы батарея прослужила столько, сколько заявляет производитель.
Для этого необходимо придерживаться нескольких правил:
Правила кажутся простыми и элементарными. Но именно их почему-то большинство автомобилистов не соблюдают.
Важно понимать, что городская езда, которая состоит из коротких поездок и длительных стоянок, не позволяет компенсировать заряд АКБ за счёт работы генератора. Расход энергии в этом случае равен или выше получаемого от генератора заряда. Постепенно это ведёт к глубокому разряду и невозможности запустить двигатель.
В идеале автомобилисту следует раз 2-3 месяца выезжать за город, на трассу и проезжать без остановок по 80-150 км. Это полезно не только для восполнения заряда любой АКБ, включая гелевую, но и для двигателя, топливной системы и пр.
Когда восстанавливать бессмысленно
Есть несколько ситуаций, когда даже пытаться реанимировать батарею бессмысленно.
Сюда относят такие случаи:
У всех этих ситуаций есть только одно правильное решение. Это снятие с автомобиля и дальнейшая отправка батареи в пункт по утилизации. Также не забывайте о правилах выбора нового аккумулятора. Будет он таким же гелевым либо каким-то другим, тут уже каждый автомобилист решает сам.
Восстановить аккумуляторы, изготовленные по GEL технологии, потенциально можно. Но многое зависит от текущего состояния накопителя энергии и от того, как далеко вы готовы пойти, лишь бы не тратить деньги на покупку новой батареи. Всё же важно всегда ставить безопасность на первое место. И если гелевая АКБ подаёт признаки серьёзных неисправностей, пытаться её реанимировать не стоит.