вышпаровка лепного декора что это
Прочитайте онлайн Работа мастера-позолотчика | 6. Вышпаровка или окраска
6. Вышпаровка или окраска
В практике позолотных работ мне иногда приходилось наряду с золочением предмета окрашивать отдельные места различными колерами или вышпаровать (табл. 4). Каждый позолотчик в той или иной мере должен быть знаком с малярными и альфрейными работами. Что представляет собой процесс вышпаровки?
Однажды я участвовал в золочении одного из залов Мариинского дворца (ныне здание Ленинградского Горисполкома). Ротонда представляет собой круглое помещение, перекрытое стеклянным куполом со сложным резным орнаментальным рисунком, выполненным из папье-маше. Фон надо было вызолотить на мордане, а украшения вышпаровать молочной краской.
Прежде всего я начал подготавливать те места, которые надо было вызолотить. Вся черновая подготовительная работа до покрытия этих мест лаками, а затем морданом аналогична любой позолотной работе на мордане или полименте (см. табл. 1).
Перед покрытием лаком мордан поверхность, предназначенная под позолоту, грунтовалась под цвет колера. Следует иметь в виду, что краска должна быть чисто растертая, не густая. Грунтовка зависит от колера: при клеевом применяется купоросная грунтовка, а масляном — масляная.
Затем места, предназначенные для золочения, вначале покрыл морданным лаком (можно применить и полиментовку), а затем листовым золотом. Надо следить за тем, чтобы не испортить полиментом или морданом отгрунтованные под колер места.
После покрытия золотом (серебром, бронзой и т. д.) приступил к вышпаровке отдельных мелких мест (резьба, углубления). Прокрашивание осуществлял клеевой краской (можно применить и мастичную). Использование той или иной краски зависит от характера работ. Если помещение сухое, не подверженное сырости, лучше вышпаровывать мастичной краской. Лепку покрывают иногда молочной краской (молоко и цинковые сухие «белила).
Окрашивание производится два раза мягкими щетинными кистями. Движения должны быть ровными, быстрыми, чтобы не запачкать золоченые места.
Молочной краской покрывают только лепные детали и сложный профили.
Виды окраски лепного декора из гипса
Гипсовая лепнина со времен древнейших цивилизаций Ассирии,Египта, Крито-Микенской и до наших дней служила украшением фасадов и интерьеров храмов и дворцов. Среди множества декоративных элементов лепной кронштейн занимал особую позицию.
Популярность потолочных плинтусов сейчас на пике. Встречаются они в жилых помещениях, в офисах. Объясняется такая востребованность многими причинами, но главная из них — разнообразие материалов и форм изделий.
Думая о лепнине, чаще всего люди представляют себе богатый карниз и потолочную розетку, как некий символ стиля. О том, какой может быть потолочная розетка (или розетт) под люстру, как подобрать медальон.
Что общего между недавно найденным древнеегипетским саркофагом и современными настенными покрытиями? И то, и другое сделано из одного материала. Сейчас его принято называть строительным гипсом.
Лепнина хорошо вписывается в любой интерьер, включая Барокко, Ар Деко, Ренессанс, Лофт, Ампир, Модерн, Рококо и Классику. Также она актуально смотрится в помещениях, благоустроенных в Арабском, Греческом или готическом стилях. Чаще для изготовления используется гипс – экологически чистый материал, обладающий превосходными показателями прочности, долговечности. Классический цвет – белый. При желании конструкцию можно окрасить практически в любой другой, воплотить в жизнь оригинальные и кажущиеся невероятными идеи.
Какие красители выбрать?
Гипс обладает высокой адгезией. Он отлично впитывает влагу, а соответственно и лакирующие составы. Для придания поверхности желаемого оттенка можно приобрести:
Чтобы покрытие держалось дольше, можно дополнительно воспользоваться прозрачным лаком. Любая основа на гипсе сохнет почти моментально. Наносить лак можно в тот же день, без ущерба качеству.
Добавление красящего вещества в раствор
Декорирование лепного декора выполняется несколькими способами. Один из них – добавление краски непосредственно в сам раствор. Такой вариант вполне приемлем, но имеет ряд особенностей. Только что разведенный раствор очень густой и вязкий. Добавлять колер следует аккуратно, тщательно перемешивая до получения однородной консистенции. На данном этапе часто возникают первые трудности. Неравномерное распределение колера всегда приводит к неприятным разводам. К тому же, не всегда удается верно определить нужный объем красителя. Стоит учитывать, что после застывания цвет будет менее насыщенным чем в начале работы.
Патинирование
Популярные вариант улучшения визуальных показателей изделий – патинирование или серебрение лепнины. Прибегнув к такому приему удастся добавить роскоши и богатства, расставить акценты. Процесс проводится поэтапно. Для начала разрабатывается план действий, создается эскиз. После этого выполняется обработка грунтовкой. Мастер выбирает акриловые составы, наносит оригинальный рисунок. Используются щетки, кисти, губка, наждачная бумага. При помощи красок удается создать потрясающие эффекты. Например, имитация драгоценного металла. Для закрепления узора, его вскрывают лаком.
Под старину
Искусственное старение сейчас часто применяется для оригинальных дизайнерских интерьеров. Добавить возраста удается путем кракелюры. Кракелюра – получение сеточки из трещинок различной величины на поверхности изделия. Это один из способов искусственно состарить его. Так удается из современных сделать детали винтажными. Технически создание кракелюра является намеренным нарушением целостности лака. Поверхность больше не будет выглядеть идеально гладкой, ровной как это было изначально. Дизайнеры очень любят данный прием. Он позволяет добавить изюминку в классический интерьер. Помещения, оформленные в стиле античности или готики и вовсе не обойдутся без изделия, которое на этапе своего создания подверглось процедуре искусственно состаренной или патинированной.
Сусальное золото в отделке
Золочение может осуществляться путем применения потали или настоящего сусального золота. Это натуральный материал, уложенный в тончащие слои, которые далее закупаются для отделки. Данный способ украшения можно считать наиболее затратным. Результат же как правило превосходит все ожидания.
Поталь – имитация сусального золота. Внешне она ничем не отличается от оригинала. Отличить одно от другого сможет только профессионал при детальном осмотре. Стоимость потали существенно ниже. При работе с оформлением квартир и домов чаще предпочтение отдается потали.
Золочение поталью и сусальным золотом выполняется опытными мастерами. Для начала определяется нужный рисунок. Затем вырезается нужной формы элемент и наносится на гипс. При помощи такого способа удается добиться потрясающего визуального эффекта. Украшение сусальным золотом или поталью – первый по популярности метод. Он же наиболее затратный.
Декоративная штукатурка
При оформлении коттеджей и квартир нередко выбирается лепнина с покрытием в виде штукатурки. Нанесение декоративной штукатурки позволяет удешевить процесс, но при этом добиться привлекательности. Все дело в том, что при помощи акриловой штукатурки можно изменить не только цвет, но и структуру изделия. Она чаще всего применяется для отделки барельефов, может полностью или частично покрывать поверхность. В результате такое покрытие сохраняет свою привлекательность на долгие годы: не выгорает, не трескается, не осыпается. Не требуется какого-либо ухода. Для профессионального дизайнера – это настоящая находка.
Вышпаровка
Вышпаровка гипсовой лепнины используется акриловой штукатуркой и окрашиванием. Вышпаровкой называют отделку декора с выделением отдельных элементов конструкции цветом. Так выделяют мелкие детали, подчеркивают нужные зоны, углубления. Для работы мастер берет колеры и щетинную кисть. Такой прием актуален при золочении. Метод не представляет особой сложности для опытного золотника.
Подходящий по всем критериям вариант декорирования выбирается в зависимости от стиля, особенностей планировки помещения, стиль в котором оно будет выдержано. Лучше доверить этот процесс профессиональному дизайнеру. Так вы точно не допустите элементарных ошибок.
Глоссарий
Вышпаровка
Вышпаровка — выделение элементов композиции отдельным цветом. Делается это для того чтобы подчеркнуть рисунок лепных или любых других элементов композиции.
Вышпаровка применяется в лепном декоре, деревянных или гипсовых конструкциях. Зачастую выделяется 2мя- 3мя цветами. Ном могут быть и многоцветные выделения. Представьте живопись у себя на потолке поверх лепной розетки (живые цветы с объемным цветом как мы видим их в природе).
Вышравка может быть выполнена не только красящими материалами, но и наложением потали на выступающие части рисунка.
Градиент
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Градиент (от лат. gradiens, род. падеж gradientis — шагающий, растущий) — вектор, показывающий направление наискорейшего возрастания некоторой величины, значение которой меняется от одной точки пространства к другой
Применительно к цвету это вид заливки, в которой необходимо задать цвет и прозрачность определённых (ключевых) точек. Таким образом можно получать плавные переходы из одного цвета в другой.
Кроме того градиентом частенько называют сами цвета отправных точек, относительно которых происходит расчет заливки. При этом слово градиент имеет смысловую окраску «максимальная градация цвета» или «максимальный уклон, отклонение» достигнутое цветом в этой точке.
На примере 1 показан переход от красного цвета к синему. Но цветов может быть больше как видно из второго примера.
Мазанка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мазанка — тип сельского дома. Стены мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева, или даже хвороста) или сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название). Стены мазанки известкуются.
Технология возведения мазанок была основана людьми по крайней мере 6000 лет назад и распространена по всему миру в странах с тёплым или умеренным климатом. Следует отметить, что даже если предположить распространение технологии по Евразии и Африке из одного центра (возможно, Междуречье), по крайней мере индейцами доколумбовой Америки они были изобретены параллельно, поскольку в период их появления в долине Миссисипи ни о каких контактах местных жителей с родственниками в Евразии не известно.
Мазанкой в узком смысле называют традиционный украинский сельский дом, построенный по этой технологии. Иногда мазанку даже ошибочно считают синонимом хаты. Хата — общее название домов в южных поселениях восточных славян: на Украине, а также в Белоруссии и на юге России. Мазанкой же называют хату, построенную по особой технологии.
Украинские мазанки можно увидеть в Музее Сельской Архитектуры под Киевом. В некоторых из них восстановлены интерьеры.
Муранское стекло
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Остров Мурано всемирно известен своим стеклянным производством. В 1291 году городской совет решил вынести мастерские по производству украшений на остров Мурано, чтобы уберечь секреты мастеров от конкурентов и избавиться от пожаров, которые могли быть вызваны раскаленными горнами мастеров. Стеклодувы получили неслыханные привилегии, но были лишены права выезда. Дочерям стеклодувов не возбранялось сочетаться браком с венецианцами голубых кровей.
Муранское стекло привлекает туристов, посещающих Венецию. В настоящее время стекольным производством занимаются несколько фабрик, самая крупная среди которых — Formia (с 1959, владельцы — семья Миан). Самым известным мастером считается Сильвано Синьонретто. Для него, как и для некоторых других мастеров, характерно сотрудничество со многими современными художниками (для которых стекло — новая непривычная техника), а также проведение мастерских для клиентов. Как и семья Миан, Синьоретто жалуется на нежелание местных жителей заниматься тяжелым ремеслом стеклодува и, как следствие, на кризис в производстве муранского стекла. Сегодня звание «маэстро» можно получить за несколько месяцев, приемы мастерства по-прежнему передаются от поколения к поколению, но кризису ремесла также способствуют законы, принятые итальянским правительством и регулирующие объемы производственных отходов и выбросов, а также время работы печей стеклодувов. Другая причина упадка — понижение спроса. С 1970-х годов муранское стекло по всему миру признается элитным товаром. Соответственно, существенно повышается его цена — в первую очередь из-за повышения оплаты труда работников производства. Мастерские сами слабо занимаются продажей своих товаров, основную работу делают посредники. Они и забирают основную часть наценки. Так что невысокая рентабельность оказывается основной причиной того, что производство, славившееся в XII-XIV веках и возобновившееся в 1860-х, в условиях 2000-х умирает.
Кроме того градиентом частенько называют сами цвета отправных точек, относительно которых происходит расчет заливки. При этом слово градиент имеет смысловую окраску «максимальная градация цвета» или «максимальный уклон, отклонение» достигнутое цветом в этой точке.
В городе создан (в период нового расцвета, в 1861 г.) и существует музей стекла (остановка вапоретто — Museo). В музее — краткая история производства стекла и современные образцы.
Патина
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Патина — плёнка или налёт, на меди и её сплавах. Различают два вида: искусственную и естественную.
Естественная патина — это оксидно-карбонатная плёнка, образующаяся на поверхности памятников или декоративных изделий (например, монет) под воздействием окружающей среды.
Кроме того градиентом частенько называют сами цвета отправных точек, относительно которых происходит расчет заливки. При этом слово градиент имеет смысловую окраску «максимальная градация цвета» или «максимальный уклон, отклонение» достигнутое цветом в этой точке.
Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных композиций, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители).
Искусственное патинирование — процесс создания особых декоративных покрытий на бронзе, создание слоя куприта, на котором за 80…100 лет образуется слой благородной патины.
Для патинирования реставраторами России используется методика, предложенная В. Г. Сориным под названием «струйно-вихревой расчистки и плазменного нанесения защитно-декоративного покрытия»:
Сусальное золото
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сусальное золото (сусаль) — тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS2), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.
Использование сусального золота единственный практичный метод позолоты разнообразных предметов, особенно масштабных объектов вроде куполов или статуй. Благодаря ему можно создавать неповторимые раритетные вещи. Этот метод остаётся популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над процессом золочения.
Флейц
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Флейц — плоская широкая кисть из мягкого упругого волоса, употребляемая в живописи и малярном деле для выравнивания свежеокрашенной поверхности.
В. Окраска фонов («вышпаровка»)
7.3. В случаях, когда позолота перемежается с окрашенными участками, необходима реставрация и этих участков, т. е. промывка, укрепление или окраска заново под цвет авторского колера с четким соблюдением первоначальных границ.
Такая окраска называется «вышпаровкой».
Как правило, окрашивают ровные плоскости предмета, что подчеркивает рельефность позолоты, орнамент резьбы и блеск золота.
Вышпаровку фонов выполняют только по тщательно загрунтованной поверхности.
7.4. При вышпаровке клеевой или темперной краской деревянную основу грунтуют смесью мела с клеем, в подготовленную смесь следует добавлять алюмо-калиевые квасцы.
7.5. По штукатурке и гипсу под окраску накладывают эмульсионную или мыловарную грунтовку. Лепные украшения грунтуют под побелку обезжиренным («снятым») молоком.
7.6. После подбора краски по цвету, тону и фактуре, тождественными авторскому, первоначальному, производят пробную окраску небольшого участка, а затем и всех подлежащих вышпаровке поверхностей. Поверхность должна быть абсолютно ровной по цвету и тону, а ее границы с позолотой — четкими.
7.7. Вышпаровку масляной краской производят так же, как и клеевыми красками (пп. 7.4—7.6), но процесс этот трудоемкий, так как технология осложняется текучестью масляной краски и длительной сушкой.
При вышпаровке масляной краской, в отличие от клеевой и темперной, поверхность получается блестящей, и поэтому на ней четко проявляются малейшие неровности и другие дефекты.
Г. Окраска под «французский лак»
7.8. В XVIII—XIX вв. «французским лаком» в сочетании с позолотой резьбы под «мат» и «полер» покрывали мебель и гладкие поверхности мелких архитектурных элементов интерьера.
Поверхность предмета, отделанного под «французский лак», по своей плотности и блеску напоминает полированную слоновую кость.
7.9. Для получения фактуры под «французский лак» поверхность предмета предварительно цируют грубой шкуркой, после чего покрывают левкасом с добавлением в него масляного лака и грунтуют (пп. 4.8—4.20).
7.10. Эмаль готовят по следующей технологии:
густотертые свинцовые белила разводят натуральной олифой до жидкой консистенции и, добавляя масляный лак, получают белую эмаль, затем прибавляют жженую кость до получения холодного белого колера с едва заметным сероватым оттенком.
7.11. По хорошо подготовленному лаковому грунту эмалевую краску наносят ровным слоем, просушивают в течение двух—трех суток, шлифуют шкуркой и мокрым порошком пемзы. Эту операцию повторяют до восьми раз — до получения абсолютно гладкой и ровной по цвету поверхности эмали.
СЕРЕБРЕНИЕ
8.1. Серебрение производят так же, как и золочение. Для наружных работ — на лак МА-594; для внутренних работ: по дереву и гипсу — на полимент, по металлу — на лак МА-594.
8.2. Подготовку под лак МА-594 делают так же, как при золочении (пп. 5.15—5.23), но в красочном слое свинцовый сурик заменяют белилами с сажей, чтобы получить светло-серый тон подготовки.
8.3. На воздухе серебро быстро желтеет, поэтому серебреные поверхности необходимо покрывать бесцветными лаками АС-16 или АК-113 (два слоя). Время сушки лака АК-113 — 2 часа, АС-16 — 1 час при температуре 18—22°С.
8.4. В конце XIX — начале XX вв. встречались покрытия так называемым «золотым лаком». Этим лаком покрывали высеребренные элементы, после чего они приобретали вид и цвет золота, хотя и более холодного оттенка.
Производили работу следующим образом: подлежащие реставрации покрытия очищали от шелушащегося старого лака и тщательно обезжиривали.
Рецепт приготовления «золотого лака»: спиртовой светлый шеллачный лак смешать с сандарачной политурой и настоем шафрана на спирте. Этой смесью покрыть несколько раз (с просушкой каждого слоя) высеребренную поверхность до получения золотистого цвета, совпадающего по оттенку с сохранившимися близлежащими залакированными участками. Если серебряное покрытие основы стерто, то его следует восстановить (п. 8.1) и затем покрыть «золотым лаком».
БРОНЗИРОВАНИЕ
9.1. Под бронзированием понимают покрытие поверхности предметов из различных материалов порошками металлов (медь, бронза, алюминий).
9.2. Поверхность перед бронзировкой должна быть тщательно подготовлена: прошпаклевана, прошлифована, прокрашена масляными красками.
На пористых материалах (дерево, гипс) для предотвращения впитывающей способности дерева и гипса последний слой подготовки рекомендуется делать лаковым.
9.3. Бронзирование можно проводить двумя методами: на полимент и на лак МА-594.
9.4. Бронзовую пудру рекомендуется предварительно обработать 2—5% раствором бензатриазола натрия (БТА) в ацетоне и просушить. Обработанный таким образом порошок не темнеет.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Содержание (стр. 4 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
2.14. После нанесения нескольких слоев левкаса и хорошей просушки поверхность осматривают, места неровностей (ямки, проседания, натеки и заусенцы) подмазывают густым левкасом и зачищают режущим инструментом.
Чтобы придать элементам сложной резьбы необходимую форму и лучше выровнять поверхность, левкашение продолжают более густым левкасом (наносят еще несколько слоев той же техникой).
2.15. По достижении необходимой толщины покрытия производят повторную зачистку с «прорезкой» рельефа резьбы и выявлением формы ее элементов. Эту работу выполняют режущими инструментами (долотьями и стамесками) по поверхности, смоченной водой.
2.16. После прорезки и выборочной зачистки всю поверхность левкаса шлифуют («лишуют»). «Лишёвку» выполняют по слегка смоченной водой поверхности левкаса шлифовальной шкуркой, пемзой и хвощом до абсолютно гладкой поверхности,
При увлажненной поверхности «лишёвку» необходимо делать быстро, чтобы вода не размочила левкас, не проникла через него и не повредила клеевой слой подготовки.
2.17. В отдельных сложных случаях, когда необходимо особенное утолщение покрытия, чтобы обеспечить глубокую цировку рисунка, густой левкас накладывают дополнительно (до 15-ти слоев) с последующей прорезкой рельефа и шлифовкой. Обработанный левкас после прорезки и «лишёвки» должен иметь гладкую, слегка матовую («фарфоровую») поверхность, а формы элементов резьбы — полностью соответствовать стилю, манере и замыслу автора.
Цировка и шихтановка левкаса
2.18. По абсолютно гладкой поверхности и оформленному прорезкой декору выполняют «цировку» — художественную резьбу, гравировку по левкасу. Цировку проводят цировочными крючками, церазиками и клюкарзами и т. п. инструментом.
Часто при нанесении плоскостного рисунка необходимо предварительное изготовление по аналогии с существующим орнаментом или профилем трафаретов, шаблонов, калек с учетом рисунка и художественного стиля предмета.
2.19. По выполнении цировки всю залевкашенную поверхность тонируют золотистой охрой. Пигмент тонкотертой охры замешивают на воде и наносят мягкой кистью. Это создает подцветку под золото и позволяет выявить все отслаивания, небольшие неровности и другие дефекты.
Последнюю шлифовку (шихтановку) производят микронной водостойкой шкуркой и выполняют особенно тщательно.
2.20. Окончательная отделка поверхности левкаса под позолоту подразделяется на глянцевую («полер») и бархатистую тусклую («мат»). Места, подлежащие матовому золочению, по охровому покрытию не полируют, а под «колер» обрабатывают до блеска хвощом.
Золочение на полимент. Приготовление полимента
2.21. Жирную, предварительно отмученную глину на несколько дней замачивают. Затем мелко растирают, подогревают на водяной бане и тщательно перемешивают с постепенно добавляемой теплой массой следующего состава (вес. ч.): глина — 100; детское мыло — 2; воск — 1; свиной жир — 0,5; спермацет — 0,5.
Перед употреблением полимент растирают курантом на мраморной плите и разбавляют «разводом». Развод готовят следующим образом: яичные белки сбивают с водой в весовом соотношении 1 : 4, затем полученную смесь выдерживают в течение нескольких дней в теплом и темном месте до сильного протухания.
2.22. Перед нанесением полимента предварительно ставят практические пробы, т. е. испытывают его на блеск («полер»), жесткость и адгезию.
По результатам проб вносят поправки в рецептуру: добавляют тот или иной компонент полимента и определяют необходимую степень разбавления его разводом.
Для первого покрытия используют полимент, разбавленный разводом на 75% (для лучшего сцепления всего полиментного покрытия с грунтом), для второго и третьего — на 50%, для четвертого — на 33%).
Последнее покрытие («сполоск») вновь выполняют полиментом самой жидкой консистенции.
Полимент наносят колонковой или беличьей кистью ровными тонкими слоями (до 10 слоев) с перерывами для просушки каждого слоя.
По высыхании каждый слой протирают суконкой («очесывают»),
Накладка золота на полимент и полировка
2.23. На увлажненную водкой поверхность полимента накладывают листки золота «внахлест» (до 1,5—2 мм) и тщательно «притыкают» их беличьей короткой кисточкой («притычкой») особенно в местах углублений.
При золочении больших гладких поверхностей золото накладывают с книжки целыми листами, а при золочении рельефных поверхностей золото «выдувают» из книжки на специальную подушку из замши, режут золотарным ножом на отдельные части («строфья»), затем веерообразной кистью («лапкой»), изготовленной из беличьего хвоста, переносят на поверхность, предназначенную для золочения, и притирают.
Полировку золота производят спустя 2—3 часа после золочения, разглаживая его до блеска сердоликовыми или агатовыми «зубками». Плавно, несильно надавливая, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте. При этом необходима особая осторожность, чтобы не «раздавить» золото и не вызвать шелушение левкаса.
2.24. Этот старинный метод требует меньше времени, но выполненное им золочение сравнительно малоустойчиво к воздействию сырости и микроорганизмов. Накладка золота, требующая абсолютно равномерного увлажнения клеевого слоя, и последующая фликовка должны выполняться только высококвалифицированными мастерами.
Клеевое золочение выполняют только по клеевому грунту.
Перед накладкой золота поверхность покрывают розным слоем теплого раствора осетрового или чесночного клея или желатина с добавлением в них антисептика (1% раствора Катамина АБ) и оставляют на просушку.
Предварительными пробами проверяют адгезию и равномерность клеевого слоя, а также определяют необходимую степень его увлажнения.
Смачивая участок водкой, накладывают листик золота и аккуратно притирают его тампоном. Места разрывов, трещин и просветов «фликуют».
2.25. Отреставрированные участки (восстановленные утраты) старинного золоченого предмета, резко выделяющиеся на общем фоне старой позолоты, патинируют — покрывают особыми составами, которые «приглушают» блеск вновь наложенного золота. Какого-либо универсального химиката, патинирующего золото, не существует, и технология обработки «под старину» заключается практически в искусной, едва заметной раскраске вызолоченной поверхности различными, нужного тона и цвета прозрачными — лессировочными красителями, главным образом естественными. До 30-х годов XX века применяли спиртовой настой шафрана и сандала; в современных условиях используют красное вино, хлебный квас, пиво, а также охру и умбру на спиртовом, масляном лаках или на водном клее.
Окраска фонов («вышпаровка»)
2.26. В случаях, когда позолота перемежается с окрашенными участками, необходима реставрация и этих участков, т. е. промывка, укрепление или окраска заново под цвет авторского колера с четким соблюдением первоначальных границ,
Такая окраска называется «вышпаровкой».
Как правило, окрашивают ровные плоскости предмета, что подчеркивает рельефность позолоты, орнамент резьбы и блеск золота.
Вышпаровку фонов выполняют только по тщательно загрунтованной поверхности.
При вышпаровке клеевой деревянную основу грунтуют смесью мела с клеем, в подготовленную смесь следует добавлять алюмо-калиевые квасцы.
По штукатурке и гипсу под окраску накладывают мыловарную грунтовку. Лепные украшения грунтуют под побелку обезжиренным («снятым») молоком.
После подбора краски по цвету, тону и фактуре, тождественными авторскому, первоначальному, производят пробную окраску небольшого участка, а затем и всех подлежащих вышпаровке поверхностей. Поверхность должна быть абсолютно ровной по цвету и тону, а ее границы с позолотой — четкими.
2.27. Как можно аккуратнее протирать позолоченный декор от грязи и пыли, использовать только сухие мягкие тряпки. В случае серьезных загрязнений или во всех сомнительных случаях привлекать к очистке, мелкой текущей реставрации только профессиональных позолотчиков-реставраторов.
3. Реставрация декоративной металлической решетки лестницы с золочением
3.1. Электромеханическая расчистка коррозионных продуктов коррозии абразивной кардщеткой. Очистку проводить крайне аккуратно, не разрушая профиль металла, до чистого металла.
3.2. Защитно-декоративная обработка поверхности
3.2.1. ЗОЛОЧЕНИЕ ПО МЕТАЛЛУ НА МАСЛЯНОМ ЛАКЕ «МОРДАН»
Прежде чем приступить к подготовке поверхности к золочению, необходимо произвести проверку и исправление конструкций и весь слесарный и кровельный ремонт поверхности.
Снять старую позолоту, если таковая имеется.
При снятии старой позолоты необходимо обратить серьёзное внимание (особенно в места стыков листов) на качество очистки, чтобы не было пропусков и поверхность была чисто металлической.
Снять коррозию с металла (при реставрации позолоты).
Очищенную поверхность очистить водоустойчивым наждачным полотном (среднего зена), промыть чистой водой и протереть ветошью.
Очищенную поверхность обезжирить уайт-спиритом и произвести грунтовку свинцовым суриком на лаке ПФ-283, разведя состав до кроющей консистенции.
Сурик в лак добавлять за сутки перед употреблением и грунт процедить через сито в 3600 отв/см2. В готовый состав добавить сиккатив 76-40.
Наносить грунт тонким слоем мягкой щетинной кистью от 2-х до 3-х раз. Каждый слой грунта наносить только после полной просушки предыдущего слоя.
Сушить каждый слой грунта не менее 72-х часов при температуре воздуха не ниже +14 ÷ 16ºС.
Перед нанесением следующего слоя грунта просушенную поверхность прошлифовать наждачным, водоустойчивым полотном, среднего зерна.
Прошлифованную поверхность промыть чистой водой и протереть ветошью или греческой губкой.
Загрунтованную и просушенную поверхность прошлифовать водоустойчивым наждачным полотном, промыть водой, просушить и покрыть тонкотёртым свинцовым кроном, разведенным на ПФ-283. Состав процедить через сито в 3600 отв/см2.
Ввиду того, что крон имеет зеленовато-жёлтый оттенок, его следует смешать со свинцовым суриком. Такое соединение даёт приятный тёплый тон.
При покрытии кроном разведенным на лаке ПФ-283 сушить окрасочный слой не менее 5-ти суток.
Покрытие масляным лаком
Масляный лак наносить 2 раза тонким ровным слоем без подтёков.
Перед нанесением первого слоя лака поверхность прошлифовать водоустойчивым наждачным полотном и промыть чистой водой.
После просушки первого слоя лака поверхность отполировать порошком пемзы или трепела, просеянным через сито в 3600 отв/см2.
Полировать на войлоке или фетре с водой.
Отполированную поверхность промыть чистой водой, протереть ветошью и покрыть слоем масляного лака.
В качестве масляного лака применять лак ПФ-283.
При покрытии лаком ПФ-283 сушить не менее 5 дней.
Покрытие лаком «Мордан» и золочение
После сушки последнего слоя масляного лака приступить к золочению листовым, сусальным золотом.
Листовое золото накладывается на отлип на специальный масляный лак, который носит название «Мордан».
Перед нанесением лака «Мордан» поверхность обеспылить. Лак наносить кистью и растирать тампоном из серой ваты до тонкого слоя, «досуха». Вату для каждого раза растирания брать чистую. Отработанную вату залить водой в ведре или металлическом баке и удалить с места работы во избежание пожара.
Прежде чем приступить к накладке золота необходимо проверить сушку всех подготовительных слоёв, т. к. сырая краска поглощает золото и выступает наружу в виде тёмных пятен.
Покрывать лаком «Мордан» только участок, который назначен для позолоты в течение рабочего дня.
Прежде, чем приступить к накладке золота, следует проверить качество лака «Мордан». Для этого наложить кусок золота, протереть тампоном из ваты и посмотреть: если золото имеет хороший блеск и легло ровным слоем, значит золотить можно.
В том случае. когда получается матовый вид золота, необходимо подождать с его накладкой, т. к. лак «Мордан» ещё не достиг рабочего отлипа.
Накладка золота производится двумя способами:
а) при золочении больших, гладких поверхностей золото накладывают прямо «с книжки» целыми листами;
б) при золочении орнаментованных поверхностей золото выдувают из книжки на специальную подушку (из замши), а потом золотарным ножом режут на отдельные части (строфья) и при помощи веерообразной лапки, изготовленной из беличьего хвоста переносят на поверхность предназначенную для золочения.
После накладки золото прижать, а затем располировать тампоном из ваты, а в глубоких местах рельефа приторцевать мягкой кистью (притычкой).
При золочении «с книжки» линия швов должна быть ровной.
По окончании золочения все отходы вместе с «золотильными» ватками (тампонами) собрать в специально заготовленную тару и сдать на завод вторичной переработки металлов.
Отправление отходов и оформление соответствующих документов, лежат на обязанности отдела Снабжения подрядчика.
Хорошо вызолоченная поверхность не должна иметь пропусков, края позолоты должны быть хорошо закреплены, лак под золотом должен лежать ровным тонким слоем. На поверхности не должно быть никакой «сыпи», что получается при золочении в грязном и пыльном помещении.
Во избежание появления «сыпи» необходимо производить мокрую уборку на лесах и в помещении, где выполняется позолота и, в особенности, во время покрытия масляным лаком при подготовке поверхности под позолоту.
3.3. Грунтование не позолоченных металлических элементов лестницы
Для грунтования расчищенного черного металла лестницы рекомендуется грунт ВЛ-023 фосфатирующий. Используется для защиты металлоконструкций от коррозии, увеличения срока службы покрытия. Разрешена сварка по грунту. Расход: 100-150 г/м² на один слой; рекомендуется 1-2 слоя. Цвет: защитно-зеленый
Время высыхания: 15 мин. при температуре + 20°С. Жизнеспособность: 8 ч. при температуре +20°С.
Для окраски рекомендуется водоразбавляемая краска АКРЭМ-МЕТАЛЛ для черного металла фирмы «Эмлак» (краска «Акрэм-Металл»)
Цвет: цветные под заказ. Время высыхания: 1 час при температуре +20°С.
Грунтование и окраска производится кистями, валиком или распылением для получения равномерного лакокрасочного покрытия без потеков и деформаций.
Все работы по грунтованию и окраске производить при среднесуточной температуре воздуха не ниже +5°С и не выше + 30°С и относительной влажности воздуха не более 80%.
Применение лакокрасочных материалов производить согласно паспорту на материалы фирмы поставщика при соблюдении технологии разбавления и режимов междуслойного высыхания и температуры нанесения.
4. Консервационная очистка наборного паркета из ценных пород дерева и ступеней
Консервационная очистка наборного паркета из ценных пород дерева и деревянных ступеней производится от поверхностных загрязнений типа следов обуви щадящим комбинированным способом с помощью тампонов из ваты этиловым спиртом, раствором детского мыла и сухим способом стирательной резинкой.
5. Деревянные оконные заполнения
Деревянные окрашенные оконные заполнения очищаются щадящим способом от засид мух комбинированным способом с помощью тампонов из ваты этиловым спиртом, раствором детского мыла и сухим способом стирательной резинкой.
6. Реставрация фоновых деревянных плоскостей и панелей белой краской
Рекомендуются следующие виды работ
— расчистка от краски соскребанием до дерева
— подшлифовка наждачной бумагой
— проклейка армирующей тканью или микалентной бумагой
— грунтование и окраска
Расчистка от краски
Слои краски с поверхности древесины удаляется методом соскребания шпателем, скребком аккуратно не разрушая основу дерева.
Подшлифовка производится для удаления следов левкаса и краски наждачной бумагой средней крупности (P80) с помощью держалки.
Заделка трещин в деревянных конструкциях проводится классическим общепринятым способом «зареивания». Заделка трещин производится рейками или клиньями, выпиленными из сухой древесины.
В процессе заделки трещины выполняются следующие работы:
— края трещин выравниваются стамеской;
— трещина зачищается, ей придаётся клиновидное или прямоугольное сечение;
— вклеивается подготовленный материал;
— удаляются излишки рейки или клина.
Для вклейки реек и клиньев используется раствор мездрового клея (ГОСТ 3252-80) с добавкой 10-20% костного клея (ГОСТ 2067-80) с введением Катамина АБ или Полисепт (фирма Фарма-Покров) в качестве антисептика (до 1%). При замене древесины вставками, особенно в местах нахождения опорных узлов, последние соединяются с помощью шипов и усиливаются нагелями.
Для армирования трещин рекомендуется применять микалентую бумагу в два слоя на теплом осетровом клею (2-3%). Армирование производится первым слоем бумаги в одном направлении, вторым слоем в перпендикулярном первому слою направлении с обязательным разравниванием, расправлением, так как она увеличивает свой размер при смачивании клеем. Микалентная бумага достаточно прочный материал и не увеличивает толщину отделочного слоя. Край микалентной бумаги не должен попадать на трещину или стыки разных кусков дерева. Трещины должны всегда перекрываться целым куском микалентной бумаги. Второй слой микалентной бумаги наносить после высыхания первого.
Подготовка под окраску.
В качестве подготовки под окраску для выравнивания поверхности используется левкас аналогично технологии золочения деревянного декора.
Грунтование и окраска подготовленной поверхности
Для окраски стен рекомендуется применить краску UniLatex на водо-дисперсионной синтетической основе фирмы Капарол, Германия
— 3-й класс влажного истирания
— степень глянца: матовая,
— укрывистость: класс не ниже 2.
— высокая способность к диффузии
— расход около 150 мл/кв. м.
Грунтовка OptilGrund ELF: высококачественное тонкодисперсное грунтовочное средство для подготовки пористых, мелящихся впитывающих поверхностей к последующему нанесению дисперсионных покрытий.
— глубоко проникает, укрепляет поверхность
— выравнивает впитывающую способность
— на основе связующего SilaCryl
— для наружных и внутренних работ/
Грунтование и окраска производится согласно техническим требованиям фирмы производителя.
[1] Источник: с информационного планшета перед парадной лестницей
[2] Требуется комиссионное актированное решение Заказчика и представителя КГИОПа
- во что преобразованы листья сосны
- pdp отслеживание по трек номеру