вышивка настил что это
Очаровательная вышивка гладью: виды швов и основные моменты
У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью — это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!
Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом — неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.
Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.
Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.
Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники — дамасская вышивка — серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.
Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.
Рассмотрим основные техники вышивания гладью.
Виды швов:
1. Стебельчатый шов — состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».
2. Петельный шов — выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.
3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап — швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап — в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.
4. Шов «цепочка» — тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.
5. Гладь вприкреп — используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.
6. Гладь с настилом — выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.
7. Плоская гладь — является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях — от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов — от края к центру.
8. Теневая гладь — эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка — то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.
Последовательность выполнения лепестка цветка
Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке — от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине
Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).
Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.
Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.
Для овладения техникой понадобится немало терпения, как и в любом другом деле, требующем трудовых затрат, фантазии, вдохновения и аккуратности. Вышивку гладью для начинающих, можно воспроизвести на различных тканях. Если вы решили научиться этому сложному и не менее увлекательному делу, то не пожалеете, ведь своими руками сможете украсить любую ткань.
На просторах интернета встретила очень интересные идеи для вдохновения вышивки гладью, которые представляю вашему вниманию.
Китайская живопись гладью
На прозрачном шелке вышивают шелковыми нитями картины, которые способны поразить любое воображение. Подобные шедевры искусства в стране восходящего солнца являются одними из наиболее дорогостоящих.
Вышивка гладью по сей день является одним из самых любимых и востребованных видов рукоделия, остается популярной, так как используют для превращения простых вещей в ультрамодные.
Вышивка гладью для начинающих
Если вы всегда хотели научиться вышивать, но пугались сложностей техники, то считайте, что настал ваш час! В этой статье мы расскажем вам о тонкостях вышивания гладью, чтобы вы поняли, что нет ничего сверхсложного в том, чтобы хотя бы попробовать научиться.
Маковое поле гладью
Вышивка гладью как элемент украшения появилась еще в древности. Таким способом женщины и девушки создавали уникальные узоры и орнаменты, делая свою одежду, скатерти, постельное белье и платки не похожими на другие. Научившись вышивать гладью, можно создавать поистине потрясающие шедевры с многообразием цвета и тонким цветовым переходом.
Орёл вышитый гладью
В современной моде вышивка занимает обширную нишу, но чаще всего брендовые изделия с декором гладью стоят немалых денег. Поэтому освоение основ вышивания не только поможет вам иметь в гардеробе эксклюзивные вещи, но и неплохо сэкономит ваш бюджет. Научиться вышивать гладью несложно, но сам процесс требует кропотливой, аккуратной работы и усидчивости.
Что понадобится для вышивания гладью?
Пока вы не приступили непосредственно к работе, нужно озаботиться приобретением необходимых инструментов и материалов. Для вышивки гладью нужны простые приспособления, которые имеются в любом магазине фурнитуры. Вам понадобятся:
Ткань
Ткань для первых работ лучше выбирать тонкую. Советуем не брать на начальных этапах шелк или атлас, которые могут усложнить процесс вышивки. Идеальный вариант – хлопок или бязь. Не забудьте перед началом работы тщательно отгладить ткань, чтобы рисунок получился ровным и аккуратным. Прекрасно подойдет канва Aida, т.к. на ней хорошо видно волокна.
Нитки
Для некоторых видов работ необходимо брать шелковые или атласные нити. Но чаще всего для вышивки гладью используются «Мулине». В магазинах представлена широкая цветовая гамма этих нитей, к тому же вы сможете отслаивать волокна и самостоятельно выбирать их толщину. Толщина нити примерно должна быть равна толщине канвы. Для плотной основы лучше использовать шерстяные нити.
Копирка
Они необходимы для переноса нужного рисунка на ткань. Создать контур узора на ткани гораздо сложнее, чем на бумаге, а для тех, кто далек от рисования, это и вовсе практически невозможно. Именно поэтому выбранная картинка копируется на ткань с помощью специальных листов.
Разновидности глади
Вышивать можно любые по величине рисунки, но для первых шагов лучше подбирать небольшие орнаменты или картинки, которые можно заполнить в ширину гладьевым швом в один стежок. Вы можете начать с простых рисунков ягод, листьев, веточек или цветов. Ну и конечно, лучше воспользоваться готовым набором.
Простая гладь
Белая с настилом \ Белая вышивка гладью
Нитки для такого вида выбирают шелковые или мулине, но обязательно белые, к тому же вышивка выполняется на белой или светлой ткани. Такие узоры выглядят очень элегантно и нежно, рукодельницы оформляют ими одежду, постельное белье, полотенца и скатерти.
Художественная цветная гладь (тоновая)
Стежок выполняется косым и без настила. Для такой глади понадобятся цветные нитки «Мулине» либо шелк. За счет более темной вышивки в центре и светлой по мере приближения к краю вы сможете сделать картинку объемной и сложной.
Китайская гладь
Основой такой вышивки служит темная атласная или шелковая ткань. Преобладают традиционные китайские и японские мотивы: рыбы, животные, птицы и природа. Такой способ лучше отложить до времени, когда вы поднаберетесь опыта и сможете выполнять более сложный уровень работ.
Русская (Владимирская) гладь
С чего начать работу
Первым делом переносим рисунок на ткань с помощью карандаша или копирки. Работать нужно аккуратно, чтобы картинка получилась четкой, а основа не испачкалась ненужными штрихами. Ткань можно предварительно растянуть на пяльцах, если рисунок небольшой.
Видео: Перенос схемы или рисунка для вышивки гладью на ткань
Чтобы закрепить нить сделайте несколько стежков в технике «вперед иголку», а затем начинайте прямые стежки гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.
Техника «Вперёд иголку»
Простая плоская гладь
Если предварительно нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков. Объемная вышивка получится аккуратной.
Если в ходе работы нить заканчивается, а рисунок еще не полностью заполнен, фиксируйте новую нитку с лицевой стороны основы обычными стежками, но только в том месте, которое впоследствии закроется вышивкой.
Видео: Вышивка листочка двумя тонами
Видео: Вышивка вишни гладью
В ходе работы помните, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться затяжек, торчащих нитей и узелков. Все хвостики нужно скрывать как в начале работы, так и в конце.
Три способа закрепить нить
Часто при начальных этапах возникает вопрос: как определить, что нужно сменить нить на другой оттенок, чтобы получился равномерный переход? В таком случае нужно положиться на собственное художественное чутье. Даже если сразу не получается добиться идеального результата – не переживайте. Все приходит с опытом.
Помните, что вышивка гладью чем-то напоминает рисование акварелью или цветными карандашами, когда оттенки как будто плавно вытекают друг из друга, от более насыщенного к пастельному или наоборот. Если вы все-таки сомневаетесь в своих силах, на первых порах можно использовать готовые схемы в качестве опорного материала. В них подробно описывается, в каких моментах необходимо совершать переход.
Полезные советы
Поначалу вышивка может показаться занятием сложным и чересчур кропотливым. Но, если всей душой вникнуть в процесс и искренне полюбить это дело, ваши работы впоследствии смогут радовать вас и ваших близких, быть предметом творческой гордости и даже приносить определенный доход. И не забывайте, что важно только желание, а все остальное придет с опытом и со временем!
Настил. Предварительная прострочка. Underlay
Принцип создания дизайна машинной вышивки одинаков для всех программ. В какой бы программе мы не работали, нам придется задуматься о порядке создания дизайна, компоновке, заливках и так далее. Именно поэтому я решила открыть на сайте рубрику «Под знаком качества». И первая статья в этой рубрике будет посвящена предварительной прострочке, она же настил, обратное вышивание, нижний слой, подложка и т.д.
Предварительная прострочка. Настил. Underlay
В разных редакторах предварительная прострочка имеет свое название.
Название разное, смысл один: нижний слой, или предварительная прострочка, предназначен в первую очередь для того, чтобы в процессе вышивания более плотных верхних объектов ткань не стягивалась. Он укрепляет структуру ткани и сводит деформацию на нет. Другие основные назначения, прострочки это:
Создавая дизайн машинной вышивки, следует четко понимать в каких случаях нужна предварительная прострочка, под каким углом ее проложить, чтобы она максимально выполнила свою функцию, в каких случаях прострочкой можно пренебречь, а в каких установить комбинацию из различных прострочек. На эту тему мы сегодня и поговорим.
Типы предварительной прострочки
Предварительную прострочку условно можно поделить на четыре основных типа:
В зависимости от выбранного инструмента будет доступен тот или иной вид предварительной прострочки.
В большинстве вышивальных программ предварительная прострочка – дополнительная настройка к стежковым заливкам Татами, Сатин и к их производным, и вы можете активировать ее по необходимости, зайдя в свойства объекта. Также, дополнительная прострочка образуется за счет смены конца и начала вышивания объекта.
В тех случаях, когда программой не предусмотрен тот или иной тип нижнего застила, или он формируется не корректно, вам придется с помощью инструментов ввода объектов вышивки, создать прострочку как дополнительный объект.
Настройки стежковой заливки выставленные в программах по-умолчанию выполняют свою функцию на отлично. Менять параметры настила стоит лишь тогда, когда вы четко понимаете зачем и для чего вы это делаете. В противном случае, делать настил более или менее плотным занятие не благодарное.
Предварительная прострочка по краю объекта
Используйте ее для укрепления ткани на небольших объектах, а также на объектах с неплотным застилом. Применяется для соединения ткани со стабилизатором, при технологии вышивания без запяливания ткани ( в этом случае настройки подобной прострочки больше похожи на сметочную строчку и могут выходить за границы дизайна. В последствии такую прострочку удаляют). Прострочка по краю объекта проложенная несколько раз, подходит для придания объема гладьевым валикам.
Предварительная прострочка встречается как в объектах с плоским застилом (tatami, fill), так и в объектах с заливкой гладь (satin). В зависимости от программы имеет разное название (Edge Run, Line, Edge).
Если в вашей вышивальной программе нет такой прострочки, что маловероятно, то сформируйте ее с помощью инструмента для создания обычной строчки (Run), отступая от края основного застила, внутрь объекта на 0,2-0,5мм и расположите в порядке вышивания первой.
Предварительная прострочка по центру объекта
Предварительная прострочка по центру объекта вышивки чаще всего используется в качестве нижнего слоя при создании узких гладьевых валиков (сюда можно отнести буквы и цифры, по сути состоящие из узких гладьевых валиков). Иногда частично формируется в объектах при автоматическом устранении протяжек (Функция Brunching).
Применяется при создании дизайнов аппликации, ришелье и кружев. В первых двух случаях скрепляет ткань и стабилизатор, давая возможность вышивальщику удалить излишки ткани и затем продолжить вышивку. В последнем случае, применяется для создания дополнительной скрепляющей основы перед вышиванием основного застила. Стабилизирует ткань, и придает небольшой дополнительный объем гладьевым валикам.
Попробуйте использовать ее как декоративную прострочку в объектах с неплотным заполнением (легко создается за счет установки начала и конца вышивки в одном месте).
Нижний слой в виде строчки должен вышиваться без протяжек!В случае когда данный тип прострочки не предусмотрен в качестве дополнительной опции в настройках объекта, то создайте ее с помощью инструмента Run (создание обычной строчки). Объедините строчки с помощью функции «автоматического объединения объектов» для устранения протяжек. Если такая функция отсутствует в вашей программе, сделайте это в ручную изменив начало и конец вышивания объектов.
Предварительная прострочка застилом (Татами)
Этот вид предварительной прострочки представляет собой неплотный застил, именуемый в программах Tatami или Fill.
Основное назначение – создать основу для вышивки, предотвратив дальнейшее стягивание ткани. Применяется на небольших и средних объектах с большой плотностью. Кладется чаше всего под 90 градусов относительно стежковой заливки (застила), плотность нижнего застила колеблется от 2 до 4мм.
Нижний слой сплошным застилом, также используется при создании дизайнов FSL (дизайны вышиваемые на водорастворимом стабилизаторе, кружева). В этом случае создается основа из нескольких предварительных прострочек, которая в последствии укрепляется основным застилом и не распускается после удаления временного, водо- или термо- разрушимого стабилизатора.
Предварительная прострочка Зиг-заг
Зиг-заг часто используется в качестве предварительной прострочки в дизайнах типа «аппликация» и «ришелье», а также в различных гладьевых валиках.
На рисунке выше нижний слой зиг-заг имеет меньшую плотность, чем основной застил. Вы можете обратить внимание, что ложится этот вид прострочки под углом равным углу основного застила и слегка изменяет положение лишь за счет меньшей плотности.
Во всех перечисленных случаях зиг-заг не только укрепляет ткань, но и придает дополнительный объем основному застилу, который в последствии будет вышит поверх. В некоторых случаях дизайнеры добавляют двойную строчку зиг-заг, чтобы увеличить объем объекта вышивки. В большинстве случаев используется как нижний слой к объектам с заливкой гладь (Satin)
Если предварительная прострочка зиг-заг отсутствует как опция в настройках свойств объекта, то создайте ее с помощью дополнительных инструментов вашей вышивальной программы.
Если вы создаете дополнительную прострочку путем копирования и вставки объекта, с последующим изменением основного застила на зиг-заг, то не забудьте уменьшить его размер так, чтобы предварительная прострочка была меньше основного застила на 0.2-0.5мм., чтобы в последствии, при вышивании гладьевого валика, она не выступала за пределы объекта.
Когда прострочка лишняя?
В большинстве случаев не требуют создания нижнего слоя дизайны выполненные в технике photostitch, состоящие из хаотично-упорядоченного набора стежков, дизайны крестом, и дизайны в стиле redwork (стежка).
В некоторых ситуациях, опытный дизайнер, будучи уверен в том, что его дизайн вышьется без проблем, может отказаться от применения нижней прострочки. Основная цель – сокращение время вышивания за счет устранения лишних стежков. В большинстве случаев, мы не рекомендуем вам пренебрегать нижним слоем, особенно если вы только начали создавать дизайны машинной вышивки.
***Написано в тесном сотрудничестве с Irira Drob