вышеградская четверка это что
Что такое V4?
Откуда происходит название?
Впервые подобное «Вышеградское объединение» появилось ещё в средние века. В ноябре 1335 года в своем королевском дворце в Вышеграде венгерский король Роберт Карой держал совет с польским королем Казимиром III и чешским королем Яношем Люксембургским. Целью встречи правителей трёх стран было подписание экономических соглашений, направленных на борьбу с австрийскими торговыми конкурентами. Сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что в результате экономики трех королевств пережили расцвет. Возобновление сотрудничества началось с 15 февраля 1991 г. Тогда премьер-министрами и президентами трех стран – Вацлавом Гавелом, Лехом Валенсой и Йожефом Анталлом была подписана совместная декларация. После так называемого «Бархатного Развода» Чехословакии на два независимых государства, тройка превратилась в четверку.
Как действует V4 в России?
Сотрудничество V4 в сфере туризма сконцентрировано на удаленных рынках. В Японии, Китае, США, странах Южной и Латинской Америки 4 государства проводят совместные workshops и выставки, на которых представляют свои туристские возможности и предложения в сфере туризма. Начиная с 2006 года, сотрудничество распространилось и на российский рынок. С присоединением стран-членов к Шенгенскому соглашению туристы могут посещать все четыре страны с одной визой. Это открывает широкие возможности для организации комбинированных туров. Истории 4 стран глубоко переплетены, но, несмотря на это каждую из них характеризует своя особенная культура, архитектура, гастрономия. Оздоровительный туризм, одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, во всех четырех странах представлена услугами высокого качества, которые не представляют конкуренции друг для друга, так как природные условия этих стран подходят для лечения разных типов заболеваний.
Где можно познакомиться с предложениями V4?
Представительства четырех стран организуют совместный workshop, на котором Вы сможете познакомиться с предложениями московских туроператоров, которые организуют путешествия в страны V4, также на мероприятии будет представлено большое количество польских, чешских, словацких и венгерских туроператоров и гостиниц.
Страны Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия) условно можно разделить на две группы. К первой следует отнести Польшу и Венгрию, ко второй – Чехию и Словакию.
Страны первой группы проявляют внешнеполитическую активность, вступая в острую полемику с западными столицами (Польша – с Берлином и Брюсселем, Венгрия – с Брюсселем и Вашингтоном). Страны второй группы избегают острых диспутов, делая акцент на развитии экономических отношений с теми, с кем у первой группы отношения не складываются – Соединенными Штатами и Германией.
Данные социологических опросов подтверждают тот факт, что Чехия и Словакия придают большее значение интеграционному потенциалу Вышеградской группы, в отличие от Венгрии и Польши. В докладе «25 лет Вышеградской «четвёрке». Взгляд общества» от 2016 г. (более свежих данных нет) указывается, что о деятельности Вышеградской группы осведомлены 54% словаков и 37% чехов. Среди венгров и поляков этот процент составляет 26% и 17%, соответственно (1).
При этом в Словакии уровень осведомлённости граждан о проекте за последние 17 лет остался прежним, в Чехии – вырос, а в Венгрии и Польше заметно снизился. 70% словаков и 50% чехов считают важным сотрудничество внутри Вышеградской «четвёрки». Такого же мнения придерживаются около 40% венгров и поляков.
Это показатель того, что Венгрия и Польша придают большее значение другим интеграционным проектам (о них речь ниже), в рамках которых воспринимают Вышеградскую «четвёрку» как второстепенное по значимости объединение.
Косвенно указывает на это другой показатель: словаки больше всего доверяют чехам (78%), затем австрийцам (49%) и только потом полякам (40%) и венграм (30%).
Чехи больше всего доверяют словакам (79%), затем французам (59%) и потом полякам (58%) и венграм (37%). Зато в Венгрии больше всего доверяют немцам (62%), что делает Венгрию единственной страной Вышеградской группы с самым высоким уровнем доверия к государству, не являющемуся членом данной группы.
В Польше больше всех доверяют США (50%), в Словакии – меньше всех (27%). Зато словаки больше остальных членов Вышеградской «четвёрки» доверяют России, в то время как поляки – меньше всех.
Цифры указывают на то, что Польша и Венгрия, с одной стороны, и Словакия и Чехия с другой, политически находятся в разных весовых категориях. Варшава и Будапешт претендуют на роль региональных лидеров, в то время как Братислава и Прага довольствуются наличествующим у них объёмом геополитического влияния.
В явлении «Европы двух скоростей», где Германия и Франция экономически опережают остальных, Польша визит угрозу своим региональным амбициям. Способом решения проблемы Варшава считает углубление отношений с англосаксонскими странами – Великобританией и США.
Венгрия, не уступая Польше во внешнеполитической напористости, но видит будущее ЦВЕ по-другому. В отличие от Варшавы, Будапешт хочет добавить Европе «континентальности» привлечением к сотрудничеству с Вышеградской группой Австрии, улучшением отношений с Россией и активизацией сотрудничества с Китаем.
Обращает на себя внимание недавний успешный визит премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Израиль (3). Ось Будапешт – Тель-Авив – это попытка Венгрии заручиться на международной сцене поддержкой такого влиятельного союзника как Израиль.
Для России перспективный маршрут сотрудничества со странами Вышеградской группы пролегает через Венгрию и Словакию с дальнейшим выходом на Австрию, Италию и Германию. Изначально Вышеградская группа создавалась в 1991 г. как объединение постсоциалистических стран ЦВЕ для перехода к капиталистическому строю. Переход к капитализму состоялся, и группа ищет новых смыслов в окружающей её политической реальности.
Таким смыслом может стать экономика: большинство граждан «вышеградских» стран считают её самой важной целью сотрудничества. При этом в Польше самый высокий показатель тех, кто придаёт важность также культурно-цивилизационной составляющей, что подчёркивает идеологизацию Варшавой вышеградского проекта.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Как ни садитесь: о Вишеградском «квартете», командах США и «втором ЕС»
На фоне дипломатических проблем между Россией и странами Европы активизировалась группа, известная как «Вишеградская четвёрка». Это объединение Венгрии, Словакии, Чехии и Польши — его представители решили срочно побеседовать, в том числе по поводу России.
Насколько данная группа влиятельна? Есть ли у неё реальные рычаги воздействия? Комментарий «Правде.Ру» дал директор по международным проектам Института национальной стратегии, политолог Юрий Солозобов.
Первый сорт: зачем Польша придумала Вышеградскую группу
Вышеградская группа — инициатива в основном польская, начинает рассказ эксперт.
Варшава всегда хотела иметь некий блок из бывших стран Варшавского договора, которые являются членами ЕС и НАТО, — он, по мнению поляков, был бы полезен для консолидированной борьбы и отстаивания собственного мнения.
«В Европе эти страны пока воспринимаются как страны второго сорта. Это не соответствует действительности, там экономика на подъёме. Но всё-таки отношение как к периферии у Европы остаётся», — разъясняет Солозобов.
Поэтому, продолжает эксперт, указанные страны хотят консолидировать свою если не экономику, то политическую позицию.
Везде поспел: обострение — очередной жест «руки Байдена»?
Политическая позиция в данной группе у всех разная — например, Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, имеет тесные связи с Кремлём. Чехия старалась до недавнего времени соблюдать нейтралитет, Польша достаточно скептически относилась к России. А Словакия вообще не заявляла об особых политических амбициях, будучи настроена по отношению к России достаточно дружелюбно.
«Но последние события ситуацию поляризовали.
Я думаю, что дело в политике новой американской администрации. Советники Байдена заявили: странам пора чётко определиться, кого они больше любят — «папу» или «маму».
То есть не будет, например, многовекторности. Все страны должны будут заявить о своей евроатлантической солидарности с НАТО и так далее», — рассказывает Солозобов.
Меркель: второй ЕС на наши деньги? Нет, спасибо!
Отношение «старой Европы» к «Вышеградской четвёрке» выразила немецкий канцлер Ангела Меркель. Она в своё время, когда ещё был жив Лех Качиньский, сказала, что «не допустит появления второго Евросоюза внутри первого, да ещё за деньги Германии».
«Этой фразой, пожалуй, исчерпывается и существующая ситуация внутри Европы», — считает Солозобов.
Однако в «Вышеградской четвёрке», похоже, полны планов на будущее: например, апробируют формат «4+1», где «1» — это Украина.
«Есть разные интеграционные проекты вокруг Польши — это и «Междуморье», и проекты новой Люблинской унии. Но консолидированного, решающего голоса нет.
Я наблюдал, как встречались Ярослав Качиньский и господин Орбан на экономическом форуме в Крынице. Они клялись в вечной дружбе, готовы были, как они сказали, «воровать коней из конюшни Евросоюза», хлопали друг друга по плечу. А потом раз — и Венгрия против польской резолюции.
Каждый из этой четвёртки идёт своим путём. Но если будет более жёсткая команда из Вашингтона — думаю, что дисциплина подтянется», — резюмирует Солозобов.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Вишеградская группа в общеевропейском процессе
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Д.и.н., заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН, эксперт РСМД
Глобальный экономический кризис рубежа 2010-х годов, поставив под сомнение эффективность антикризисных мер Европейского союза, создал предпосылки для сплочения участников региональных союзов в интересах собственного выживания. Так, на фоне скептических рассуждений о судьбе ЕС попытку к сплочению и интенсификации взаимодействия предприняла Вишеградская группа.
Глобальный экономический кризис рубежа 2010-х годов, поставив под сомнение эффективность антикризисных мер Европейского союза, создал предпосылки для сплочения участников региональных союзов в интересах собственного выживания. Так, на фоне скептических рассуждений о судьбе ЕС попытку к сплочению и интенсификации взаимодействия предприняла Вишеградская группа.
Этапы становления
На сегодня Вишеградская группа (ВГ), или, как ее еще называют, Вишеградская четверка представляет собой наиболее известный и стабильный региональный ансамбль, возникший после распада социалистического блока в Восточной Европе. При его основании ставка делалась, в первую очередь, на поиск связующих элементов, способных помочь странам распавшегося Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) преодолеть вакуум общения и создать некие, пусть временные, региональные объединения. В отличие от дунайских схем (Пентагонале и Гексагонале [1]), ВГ на рубеже 1990-х годов вошла в европейскую политическую историю, не нарушив геополитические планы Вашингтона и Брюсселя. Более того, она была полностью ими поддержана.
Россия изначально отнеслась к известию о формировании ВГ настороженно и без энтузиазма. Такую реакцию можно отнести, скорее, к разряду «геополитической ревности». Это и понятно, ведь союз государств создавался с прямого одобрения Вашингтона и под кураторством Брюсселя в том регионе, из которого Россия только что ушла и где она практически полвека определяла повестку дня.
Тем временем Вишеградская группа из тройки превратилась в четверку и уже более двух десятилетий поддерживает контакты разной степени интенсивности. Первым пиком ее активности можно считать 1993 г., отмеченный созданием зоны свободной торговли. Этот шаг был связан с состоявшимся накануне подписанием европейских соглашений [2] и началом подготовки к вступлению в Европейский союз.
За двадцать два года своего существования она так и не институализировалась. До сих пор не сформирован аппарат или центральный секретариат, который мог бы добавить стабильности региональному имиджу этой структуры.
Следующий пик активности наблюдался в 1998 г., когда после продолжавшегося почти пять лет застоя премьер-министры четырех стран подписали в Будапеште соглашение о возобновлении сотрудничества. Примечательно, что подписанию предшествовало приглашение вступить в НАТО, которое получили Венгрия, Польша и Чехия.
Третий пик пришелся на середину 2000-х годов и был связан с первыми шагами четверки в качестве членов Евросоюза. Эти годы были отмечены стремлением добиться равноправия с остальными странами-членами, скорректировать свое положение в рамках ЕС, отыграть возможности, упущенные при переговорах о вступлении. В то же время данный период ассоциируется с серьезными (вплоть до ультиматумов) разногласиями внутри ВГ [3] и с совместным поиском традиционно-исторических и идеологических основ сплочения группы.
Четвертый пик активности Вишеградского форума начался с принятием программы «Восточного партнерства» в 2009 г. У стран ВГ появился общий интерес, способный их реально сблизить, придать осмысленность их взаимодействию, которое до сих пор ставится под сомнение международным сообществом.
Проблемы и противоречия
Главной причиной скептического отношения к Вишеградской группе, помимо того, что за двадцать два года своего существования она не сумела преодолеть статус резерва континентальной геополитики, стало то, что она так и не институализировалась. До сих пор не сформирован аппарат или центральный секретариат, который мог бы добавить стабильности региональному имиджу этой структуры. Одна из причин такого положения – поиск подлинного равноправия в рамках группы и борьба с лидерскими амбициями отдельных участников. Например, на лидерство неоднократно претендовали Венгрия и Польша.
Единственной созданной в рамках ВГ структурой, имеющей юридический адрес и постоянного председателя, является Вишеградский фонд. Учрежденный в 2000 г., Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства в поддержку регионального взаимодействия в гуманитарных областях, а также сближения со странами «Восточного партнерства».
Согласование планов взаимодействия на год в Вишеградской группе осуществляется поочередно Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией, которые сменяют друг друга в конце июня каждого года (с 1 июля 2013 г. в ВГ председательствует Венгрия). Зачастую в планах председательствующих стран нет главного – преемственности. Иначе говоря, ВГ представляет собой, скорее, клуб политиков, региональный форум. Тем не менее в последнее время на него пытаются возложить определенные обязательства. Так, на встрече министров обороны 4 мая 2012 г. было принято решение о создании к 2016 г. военной группировки ВГ под командованием Польши.
В условиях, когда ЕС занят, главным образом, проблемой выхода из кризиса, ВГ пытается, опираясь на Веймарский треугольник, подтянуть к себе не только регион «балтийской тройки», т.е. вступившие в ЕС после 2004 г. Латвию, Литву и Эстонию, но также балканские страны и восточных партнеров. Тем самым вишеградцы реально формируют «Карпатскую Европу», которая, возможно, и является целью их лидерских амбиций.
В условиях, когда ЕС занят, главным образом, проблемой выхода из кризиса, ВГ пытается, опираясь на Веймарский треугольник, подтянуть к себе не только регион «балтийской тройки», т.е. вступившие в ЕС после 2004 г. Латвию, Литву и Эстонию, но также балканские страны и восточных партнеров. Тем самым вишеградцы реально формируют «Карпатскую Европу», которая, возможно, и является целью их лидерских амбиций.
Наибольшую приверженность вишеградскому сотрудничеству демонстрируют Польша и Венгрия. За исключением непродолжительных трений между польскими и венгерскими либералами и консерваторами в периоды их правления, основные интересы двух стран в рамках партнерства практически полностью совпадают. В то же время в Чехии после Вацлава Гавела так и не нашлось политика или общественной группы, которые уделяли бы серьезное внимание вишеградскому сотрудничеству. Словакия сегодня более активна, чем Чехия, но и она не считает деятельность в рамках ВГ более приоритетной, чем свои задачи в ЕС. Противоречий, работающих на сплочение Вишеградской группы и одновременно противодействующих ему, еще много. Не всегда страны поддерживают друг друга в ЕС. Например, попытки венгерского премьера Ф. Дюрчаня в 2009 г. сплотить вишеградцев перед лоббизмом западноевропейских партнеров разбились о неприятие Чехии, председательствовавшей в то время в Совете ЕС. Словакия – единственная страна Вишеграда, вступившая в зону евро, и ее интересы уже отличаются от интересов партнеров, которые все еще размышляют о целесообразности подобного шага для своих экономик.
Статистика свидетельствует о том, что внутрирегиональный вишеградский рынок за годы членства в ЕС значительно окреп. Основной товарооборот стран осуществляется в границах ВГ и непосредственно примыкающих к региону государств [4], что можно рассматривать как тенденцию к регионализации в рамках ЕС на фоне кризиса. Что касается вопросов политики и безопасности, то достаточно вспомнить этно-территориальные споры между Словакией и Венгрией, подновленные принятием частью этнических венгров Словакии второго – венгерского – гражданства, а также полемику между тремя членами Вишеграда [5] по поводу декретов Э. Бенеша [6]. Словакия не последовала примеру Венгрии, Польши и Чехии и не признала независимость Косово. Польша и Чехия, не посоветовавшись с Венгрией и Словакией, принимали решение по американской ПРО, а позднее поставили под угрозу подписание Лиссабонского договора (в отличие от Венгрии, которая первой поставила свою подпись). Разнонаправленные векторы, обусловленные противоречивостью национальных интересов каждой страны, до сих пор размывают региональную сплоченность.
Не секрет, что с подобными проблемами сталкивается и ЕС. Достаточно вспомнить продолжающиеся уже четвертый год концептуальные сражения между Брюсселем и Будапештом (неприятие Брюсселем законотворческих инициатив правительства В. Орбана, вмешательство в процесс создания новой Конституции, законов о печати, о Центральном банке, положения о судьях и т.п.). Евросоюз пытается жить по единому своду законов, в то время как Вишеградскую группу продолжают скреплять лишь региональная общность, общая озабоченность внешними угрозами и появившаяся недавно общая внешняя цель – «Восточное партнерство». Именно поэтому Вишеградские страны активизировали свои усилия в канун предстоящего в ноябре 2013 г. Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», на котором, как они ожидают, Украина и Молдавия совершат решающий рывок в сторону западной интеграции, подписав с ЕС соглашения об ассоциации. Это решение скажется на общей геополитической ситуации в Европе и повысит престиж вишеградских стран на Западе, поскольку именно Польша является автором и главным «мотором» данной программы, а Вишеградская группа, представляющая граничащий регион, связывает с «Восточным партнерством» определенные геостратегические перспективы. Но и угроза конфронтации с Россией может в этом случае стать реальностью – авторы инициативы «Восточного партнерства» словно забыли, что речь идет о бывших республиках СССР и исторической сфере интересов России.
Вишеградская группа и Россия
В последнее время посольства стран-участниц ВГ заметно активизировали свою деятельность в Москве. Они предлагают российской научной и культурной общественности совместные программы, продвигая свои взгляды на ситуацию в регионе, на отношения с Россией и на свои взаимоотношения с ЕС и НАТО. Каждая страна делает это с большей или меньшей настойчивостью, исходя из собственных амбиций и видения своей роли в «вишеградской игре». Наибольшую активность проявляют польские дипломаты, наименьшую – чешские.
Готова ли Россия принять предложение стран ВГ? Чтобы ответить на этот вопрос, России необходимо, прежде всего, определиться, насколько ей выгоднее иметь дело с квартетом, чем со странами региона по отдельности.
Основным полем непонимания между Россией и Вишеградской группой остается политика «Восточного партнерства».
Сегодня интерес России к ВГ носит как общий, так и частный характер, не связанный непосредственно с формой взаимодействия стран региона. Двусторонние отношения России с каждой из стран в отдельности развиваются достаточно интенсивно: с начала 2000-х годов наблюдается стабильная тенденция к увеличению товарооборота и взаимных инвестиций, растут культурный обмен и сотрудничество в сферах туризма и образования. Однако взаимодействие в политической области, которое могло бы выражаться в сближении позиций по актуальным вопросам мировой политики, пока не состоялось. Идеологические разногласия, появившиеся в конце 1980-х годов, еще до конца не изжиты, да и вряд ли это возможно, учитывая членство вишеградских стран в НАТО. На этом фоне отношение к России простых венгров, поляков, словаков и чехов заметно улучшается. Ведь теперь они могут сравнивать плюсы и минусы участия в двух интеграционных проектах – промосковском и пробрюссельском. И это дает основания надеяться на улучшение отношений и взаимопонимания в верхах.
Складывается впечатление, что у официальных представителей Вишеграда, у которых ежегодно меняются руководители и адреса, нет свободы маневра. Они постоянно оглядываются то на Брюссель, то на Вашингтон. Например, на состоявшейся в феврале 2013 г. в Гданьске встрече министров иностранных дел ВГ, северных и балтийских стран Россия была упомянута лишь в связи с «тревожным состоянием дел с правами человека».
Основным полем непонимания между Россией и Вишеградской группой остается политика «Восточного партнерства», в котором главную роль со дня основания играет Польша. Однако и остальные страны ВГ, видимо, уже согласились с тем, что ЕС делегировал им значительную часть полномочий по формированию отношений с восточными соседями. Они внедряются в зону геополитических и исторических интересов России, но при этом утверждают, что политика «Восточного партнерства» не противоречит этим интересам и упорно игнорируют высказываемые российской стороной озабоченности.
Каковы амбиции Вишеградской группы? Чем продиктованы планы по созданию к 2016 г. трехтысячного интернационального батальона под командованием Польши? Ведь каждая из этих стран и так является членом НАТО. Бенилюкс, на который долго ориентировалась Вишеградская четверка, собственной армии не имеет. Очевидно, что сами авторы программы осознают возможность дестабилизации региона после подписания ЕС соглашений с Украиной и Молдавией [7]. Молдавия и так уже долгие годы фактически существует в виде двух частей. Не исключено, что отсутствие в тексте соглашения упоминания о судьбе Приднестровья рассчитано на «естественное» разрешение этого вопроса.
Для Украины как подписание, так и неподписание соглашения об ассоциации с ЕС чревато серьезным внутриполитическим испытанием, поскольку в первом случае восстанут ее восточные области и Крым, во втором – западные. Россия упустила возможность переговоров на этом направлении – и по причине запаздывания промосковского интеграционного проекта, и из-за недостаточного внимания к происходящему в регионе Центрально-Восточной Европы, в том числе из-за скептицизма в отношении вишеградского процесса. Возможности России на фоне набирающего скорость центральноевропейского процесса выглядят ограниченными. Однако никогда не поздно хотя бы попытаться предпринять усилия по превращению разделяющих нас Украины и Молдавии из конфронтационного региона в регион, сближающий и совмещающий наши интересы. Это реальная повестка дня для переговоров с участием трех сторон – ВГ, представляющей региональные интересы ЕС (возможно, и с подключением самого ЕС), бывших республик СССР и России. Ведь все они заинтересованы в региональной стабильности и безопасности, в формировании общего рынка через возрождение и развитие своих экономик, в самосохранении в глобализирующемся мире. И если портфель вишеградцев пока не наполнился конкретными предложениями в адрес России, то, может быть, самой России нарушить взятое на себя после вывода войск обязательство не проявлять активности в регионе без исходящих оттуда конструктивных предложений [8] и попытаться выдвинуть свои инициативы?
Экзамен на зрелость: больше, чем Бенилюкс
Хотя Вишеградская группа за двадцать два года своего существования не превратилась в институализированную региональную структуру, она, несомненно, стала узнаваемым восточноевропейским форумом, лицом стабилизировавшейся части Центрально-Восточной Европы. Сегодня ВГ более значима, чем Бенилюкс, на который она ориентировалась в годы становления, поскольку заполнила пустующую нишу в европейском политическом общении. В рамках ВГ постепенно сложились внутренний диалог и внутренний рынок, возможно, даже без особых усилий со стороны самих участников, а скорее на гребне регионализации, охватившей Европейский союз после восточного расширения и на фоне кризиса. Благодаря Вишеградскому фонду, единственной постоянной структуре, ВГ удается развивать общее экономическое, культурное и информационное пространство. Вишеградская четверка обрела свою сферу ответственности в ЕС в виде программы «Восточное партнерство». В настоящее время ВГ начинает формировать структуру региональной безопасности как составную часть программы Общей внешней политики и политики безопасности ЕС. А это серьезный сигнал для стран-соседей, и уже по этой причине Вишеградский союз не может не приниматься во внимание европейскими политиками.
С чем мы имеем дело? С попыткой сохранить регион перед угрозой континентальных и глобальных вызовов или с началом подготовки к достижению отдаленных целей, связанных с обретением региональной завершенности? Если Вишеградская группа и не является субъектом геополитики, то она все же представляет собой ее важный ресурс. В ближайшее время от этого объединения стоит ожидать новых инициатив, обращенных как внутрь региона, так и вовне, в том числе и к странам-соседям. А это уже повод для страны, выстраивающей свои планы в регионе, приглядеться к ВГ. И, возможно, это предложение для России.
1. Пентагонале представляет собой объединение государств Центрально-Восточной Европы – Австрии, Италии, Венгрии и Югославии, возникшее в 1989 г. как возможная альтернатива социалистической интеграции. С присоединением Чехословакии в 1990 г. оно получило название «Пентагонале», а с подключением Польши в 1991 г. стало называться «Гексагонале».
2. Речь идет о соглашениях о сотрудничестве и ассоциации с перспективой вступления в ЕС, которые были предложены странам Восточной Европы (Венгрии, Польше и Чехословакии) на основе их заявлений от 1990 г. В 1991 г. ЕС подписал с этими странами соответствующие соглашения.
3. В марте 2001 г. премьер-министры Чехии и Словакии отказались принимать участие в очередной встрече глав правительств ВГ в Вишеграде в знак протеста против попыток венгерского премьера В. Орбана возложить на эти страны вину за послевоенную депортацию венгров по декретам Э. Бенеша. В 2006 г. венгерский премьер-министр Ф. Дюрчань не принял президента Польши Л. Качиньского, прибывшего в Венгрию с официальным визитом. Подробнее см.: Вишеградская Европа: Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. М.: Весь мир, 2010.
4. Дрыночкин А. Экономические аспекты функционирования вишеградских стран в рамках ЕС // Вишеградская Европа. М.: ИЕ РАН, 2012.
5. Речь идет о полемике между Венгрией, с одной стороны, и Чехией и Словакией, с другой. Это послужило одной из причин того, что Чехия долгое время отказывалась ставить свою подпись под Лиссабонским договором.
6. С мая по октябрь 1945 г. президент Чехословакии Э. Бенеш подписал шесть декретов, в соответствии с которыми было депортировано более 3 млн жителей страны венгерской и немецкой национальности. Имущество выселяемых семей конфисковывалось. Эта операция унесла тысячи жизней.
7. Соглашения об ассоциации, которые планируется подписать с Украиной и Молдавией на ноябрьском 2013 г. саммите ЕС в Вильнюсе, более тесно свяжут их с интеграционными проектами и нормами Евросоюза. Лидеры Украины и Молдавии поставлены перед жестким выбором: либо присоединение к Таможенному союзу, ориентированному на Москву, либо неопределенно долгое пребывание в промежуточном статусе на пути к интеграции с Брюсселем. Решение обоим руководителям предстоит принять в отсутствие консенсуса по этому вопросу среди населения своих стран.
8. О политике России в отношении региона Центрально-Восточной Европы с конца 1990-х годов и в первое десятилетие XXI века можно судить по высказываниям представителей МИД России, в частности, по выступлению первого заместителя министра иностранных дел РФ А. Авдеева на IV международной научной конференции «Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях» (Москва, 14–16 июня 2001 г.). См.: Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях: Сборник статей участников международной научной конференции. М.: ИМЭПИ РАН, 2002. С. 18–19.