выручка с минусом что значит
Что подразумевается под выручкой предприятия
Выручка является ключевым понятием в бизнесе. Это показатель деятельности любого предприятия. Для его определения требуется произвести ряд расчетов. Многие путают выручку с прибылью. Однако это разные понятия.
Понятие выручки простыми словами
Выручка – это доход от деятельности компании, совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров. Высчитывается за заданный период времени. Раньше выручка считалась разновидностью прибыли. Однако сейчас данный вопрос оспаривается множеством специалистов.
ВАЖНО! От размера выручки зависит деятельность компании. Именно получение средств является итогом деятельности предприятия. Если этих средств очень мало, организация считается убыточной.
Для чего нужен расчет выручки?
Подобный показатель является важнейшим понятием в деятельности компании. Расчет его проводится для следующих целей:
Размер выручки нужно знать, прежде всего, руководителю компании. Но данная информация может запрашиваться и деловыми партнерами, и кредиторами, и инвесторами.
Функции выручки
Главная функция выручки – компенсация расходов, средств, которые были затрачены на закупку товаров или на их производство. Финансовые средства, полученные от деятельности предприятия, поступают на счета. Своевременные переводы обеспечивают:
Обычно выручка тратится на следующие цели:
То есть, средства обычно вкладываются в развитие бизнеса и поддержание его жизнеспособности.
Поступление выручки с задержками ведет к негативным эффектам:
Руководитель организации должен обеспечить бесперебойное получение выручки. Без регулярного и своевременного поступления средств бизнес не может существовать.
Что может входить в состав выручки?
В состав рассматриваемого показателя входят:
То есть, выручка учитывает полную цену проданной продукции.
Источниками выручки является:
Перечень источников зависит от конкретной компании и ее рода деятельности.
Пример расчета
Магазин продает стиральные машины по стоимости 5 000 рублей. За месяц было реализовано 100 стиральных машин. Стоимость бытовой техники умножается на количество единиц проданного товара. То есть, выручка магазина составит 500 000 рублей в месяц.
Размер выручки необходимо указать в бухгалтерском учете. Прописывается данный показатель в строфе 2110 «Выручка».
ВАЖНО! Выручка облагается налогом, а потому из этого значения необходимо вычесть налоговые отчисления.
Чем выручка отличается от прибыли?
Выручка представляет собой совокупность средств, полученных от деятельности. Расходы предприятия данное значение не учитывает. Прибыль – это разница между выручкой и расходами. Под расходами понимаются затраты на обеспечение деятельности предприятия. Рассмотрим все отличия:
Прибыль и выручка значительно отличаются между собой по ключевому ряду признаков.
Пример
Компания занимается продажей телефонов по 1 000 рублей. В месяц удается продать 500 телефонов. Выручка составляет 500 000 рублей. Та же компания тратит на свою деятельность определенные средства. Они уходят на оплату аренды помещения. В месяц арендные отчисления составляют 50 000 рублей. Также компании приходится выплачивать зарплату своим сотрудникам. В совокупности, заработная плата будет составлять 100 000 рублей.
Требуется, во-первых, сложить все расходы. Они составят 150 000 рублей. Из выручки вычитаются все расходы. Прибыль составит 350 000 рублей.
Может ли выручка принимать отрицательные значения?
Выручка может быть или нулевой, или положительной. Если все доходы предприятия отсутствуют, значение будет нулевой. Это свидетельствует о том, что компания не занимается никакой деятельностью. Связана данная особенность с тем, что из выручки ничего не вычитается. Если она отсутствует полностью, значит в компанию не поступает вообще никаких средств.
К СВЕДЕНИЮ! А вот прибыль может быть отрицательной. К примеру, компания продала товар на сумму 10 000 рублей, а стоимость аренды офиса составляет 20 000 рублей. В данном случае организация уйдет в минус на 10 000 рублей.
Выручка – важное понятие при ведении бизнеса. Позволяет определить все доходы предприятия. Дает представление о спросе на продукцию или услуги, стабильности работы. На основании ее устанавливаются цены на товар, определяется их тираж. Отличается от прибыли тем, что из рассматриваемого показателя ничего не вычитается. Обычно средства из полученной выручки идут на нужды бизнеса и обеспечение его бесперебойной работы.
Что такое выручка: объясняем
Узнайте, для чего нужно подсчитывать выручку и научитесь это делать
Выручка — это денежные средства, которые компания получает от реализации своих товаров и услуг за определенный срок. Выручкой считаются поступления только от основной деятельности, а другие поступления называют доходами.
Разделы
Давайте узнаем, почему компаниям необходимо подсчитывать этот показатель.
Для чего нужно знать выручку?
Выручка является одним из ключевых показателей эффективности предприятия. Его расчет помогает оценить спрос на товары и услуги и определить, насколько ваши товары интересны покупателям.
Кроме того, сопоставив полученный объем выручки с запланированным, вы можете разработать более эффективный план производства, закупок и корректировать маркетинговую стратегию. Выручка также помогает разработать правильную ценовую политику и является индикатором того, насколько цены соответствуют возможностям целевой аудитории.
Размер выручки нужно знать, прежде всего, руководителю компании. Часто эти данные запрашивают деловые партнеры, кредиторы и инвесторы.
Давайте узнаем, каким образом подсчитывается выручка.
Как подсчитывать выручку?
В бухгалтерском учете применяют два метода подсчета выручки.
Часто понятие выручки путают с прибылью. Давайте разберемся, какая между ними разница.
Чем выручка отличается от прибыли?
Выручка представляет собой только сумму средств, которые компания получает от своей деятельности без учета расходов. Прибыль — это разница между выручкой и расходами. Расходами считаются затраты на обеспечение работы предприятия. Также, между выручкой и прибылью существуют следующие различия.
Давайте узнаем, куда компании направляют свою выручку.
На что нужно тратить выручку?
Обычно выручка тратится на следующие цели:
Иными словами, выручка инвестируется в поддержание функционирования бизнеса и в его развитие. Если поступления выручки по каким-то причинам задерживаются, это повлечет за собой убытки, уменьшение прибыли, штрафы за неуплату по кредитам, проблемы с деловыми партнерами и неспособность оплатить хозяйственные счета в полном объеме. Одна из основных задач руководства компании заключается в обеспечении бесперебойного и своевременного получения выручки.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое выручка, для чего она нужна и как ее подсчитывать.
Финансовые показатели, которые нужно отслеживать бизнесу
Финансовый учет — это консультант для бизнеса. Отслеживая важные экономические и маркетинговые показатели, вы можете планировать. Посмотрите на табличку в Excel или в отчет системы аналитики, и сразу будет понятно, может ли компания позволить себе еще одного сотрудника, не будет ли кассового разрыва через полгода, выгодно ли брать кредит, или в текущей ситуации он просто разорит бизнес.
Мы собрали несколько показателей, которые являются основными для финансового учета. Без них решения придется принимать наугад. Показываем на примерах, что будет, если их не отслеживать.
Выручка
Этот показатель еще называют прибылью, и он кажется самым простым — ведь это деньги, которые пришли в компанию. Но есть нюанс — в выручку нельзя записывать деньги, которые уже есть на счетах, но работы за них еще не выполнены.
Например, вы продаете пельмени на заказ. Покупатель отправил вам предоплату, несколько десятков тысяч рублей. Будет ошибкой записать эту сумму в выручку, пока пельмени не доставлены покупателю. Курьер может потерять товар, покупатель во время доставки откажется от покупки и потребует деньги назад, произойдет еще что-то.
Поэтому финансисты обычно считают выручку по факту выполнения обязательств или, если речь про B2B, по подписанному акту.
Выручка — это деньги, которые получила компания за выполненные обязательства.
Если не считать выручку, у бизнесмена может возникнуть иллюзия успешности. Например, у вас веб-студия, вы набрали заказов на миллионы рублей, получили половину денег в качестве предоплаты. А затем из коллектива по какой-то причине выбыли несколько ключевых сотрудников. Оставшаяся команда пропустила сроки сдачи проекта, предоплату пришлось возвращать и еще платить штраф.
Важно четко понимать, какая у вас реальная выручка, какими средствами вы располагаете.
Операционные расходы
Это деньги, которые компания тратит на свою деятельность. Обычно в операционные расходы финансисты закладывают вообще все расходы компании, кроме прибыли и обратных вложений в развитие. То есть закупка товара, зарплата, налоги, аренда и прочее — все это операционные расходы. Этот показатель условно разделяют на две категории.
Переменные расходы
Это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Например, если ваша компания продаст 100 кг пельменей, она потратит 200 руб. на муку. Если продажи составят 500 кг, то расходы на муку увеличатся до 1 000 руб. Так работают переменные расходы.
Постоянные расходы
Это траты компании, которые не зависят от выручки. Чаще всего это зарплаты сотрудников, аренда помещения, оплата интернета и офисных принадлежностей.
Не путайте постоянные и переменные расходы. Постоянным расход называется не от того, что эта сумма одинаковая из месяца в месяц, а потому что не зависит от выручки. Те же канцтовары в офис не зависят от выручки, поэтому это постоянные расходы. Хотя в разные месяцы мы можем тратить на них разные суммы.
Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»
Обратите внимание: финансисты не записывают в операционные расходы дивиденды, но учитывают зарплаты. Если вы открыли ООО и стали гендиректором, то прибыль вы можете не распределять и вкладывать ее в развитие компании — соответственно, тогда это не будет расходом. Но вот зарплату, хотя бы МРОТ, вам нужно записать в постоянные расходы.
В учете зарплат есть два важных нюанса. Например, у вас есть менеджер по продажам, который получает оклад в 10 000 руб. за месяц. Остальной его доход — процент со сделок, премия. Считайте оклад в постоянных расходах, а премию — в переменных, потому что она зависит от выручки.
Еще помните, что в расходы предприниматель должен заносить не сумму, которую работник получает на руки, а деньги, которые вы списываете с расчетного счета. То есть если человек заработает 10 000 руб., то списать придется примерно 15 000 — добавьте налоги и взносы в социальные фонды.
Иван Шкиря, CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri
EBITDA
В оригинале звучит как Earning Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, то есть показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Считать просто — нужно из выручки отнять операционные расходы.
Вот зачем нужен EBITDA:
EBITDA является основой других финансовых показателей.
Прочие расходы
В операционные расходы не записываются налоги компании, кредиты и амортизация — эти показатели в финансовых отчетах обычно идут отдельными строками. Но отслеживать их не менее важно.
Кредиты
В расходы идет не весь ежемесячный платеж, а только процент по займу, ведь основное тело кредита вы именно возвращаете, а не тратите.
Налоги
Фиксируются налоги именно компании — например, если вы на УСН «доходы», то это 6 %. Налоги, которые вы платите за сотрудников, записываются в переменные траты, в категории операционных расходов.
Амортизация
С помощью этого показателя в финансовом планировании учитывают расходы на дорогое оборудование и другие материальные вложения в бизнес. Например, когда вы купили новую тестомешалку для пельменной, то ее некорректно записывать в расход конкретного месяца. Если так сделать, у компании будет огромный минус в прибыли. Поэтому сумму равномерно распределяют по месяцам на срок службы купленного предмета.
Например, технику купили за 50 000 руб., а срок службы производителя — 2 года, то есть 24 месяца. Делим деньги на срок и получаем 2 083 руб. в месяц. Именно эту сумму нужно записать в строку «Амортизация» в разделе прочих расходов.
Амортизация — это бухгалтерский термин. При вычислении показателя можно ориентироваться на сроки амортизации, введенные Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Или руководствоваться реалиями бизнеса — мы же говорим не о бухгалтерской документации, а о показателях для себя.
Амортизацию полезно отслеживать для планирования. Например, вы понимаете, что через 3 года тестомешалку нужно поменять, и откладываете на отдельный счет сумму, которая занесена в расход.
Чистая прибыль
Это ваши деньги, которые остались после вычета всех расходов, включая налоги, кредиты и амортизацию. В идеальном мире владелец компании, даже малого бизнеса, «вытаскивает» для личных нужд деньги именно из чистой прибыли.
Чистую прибыль нужно отслеживать, чтобы держать эффективность всего предприятия под контролем. И избежать ситуации, когда на счетах бизнеса денег много, а через полгода выясняется, что компания несет крупные убытки.
Пример с пельменной
Компания генерирует большой оборот, с EBITDA все в порядке. Денег в кассе так много, что основатель перестает отслеживать чистую прибыль, ведь его личные расходы незаметны в общем обороте. Через пару лет выясняется, что никто не учитывал расходы на амортизацию. Коммерческое оборудование устаревает быстро: ломаются печи, выходит из строя тестомешалка.
Ситуацию удается исправить с помощью кредита, но в итоге основатель еще несколько лет не мог тратить деньги на себя — все приходилось вкладывать обратно в дело.
Рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает в динамике эффективность использования каких-либо ресурсов. Рентабельность бывает разных видов. Например, вы можете посчитать эффективность использования всей компании в целом или вычислить рентабельность конкретного актива бизнеса.
Высчитывается рентабельность в виде числа или процента — этот показатель является коэффициентом. Если получившееся число меньше 0 — плохо, если больше, значит лучше.
Вот несколько полезных видов рентабельности.
Маржинальная рентабельность
Берем маржинальную прибыль — это выручка минус переменные расходы. И делим эту прибыль на выручку.
Кофейня продала за месяц 10 000 чашек кофе по цене 100 руб. Выручка — 100 000 руб. Переменные расходы составили 55 000 руб.
Операционная рентабельность
Это выручка минус постоянные и переменные расходы — сколько зарабатывает бизнес после уплаты всех операционных расходов.
Если предположить, что постоянные расходы кофейни из примера выше 20 000 руб., то считать можно так:
Рентабельность по чистой прибыли
Считают делением чистой прибыли на выручку.
В примере с кофейней бизнесмен платит 6 000 руб. налогов и еще учитывает амортизацию, то есть 5 000 руб. на кофемашину. Вот что получается:
Рентабельность нужно отслеживать в динамике, сам по себе этот показатель ничего не даст. Со временем можно делать выводы об эффективности управления расходами. Например, если рентабельность по марже падает, значит у вас увеличились переменные расходы. Возможно, поставщик поднял цену, а вы не заметили.
Если рентабельность по операционной прибыли падает, значит, ваш бизнес становится менее эффективным и затрачивает все больше ресурсов на каждый заработанный рубль. Еще по этому показателю инвесторы сравнивают компанию с конкурентами и оценивают риски.
Рентабельность по чистой прибыли покажет, сколько вы получите денег с каждого рубля выручки. Это общий индикатор для компании: если он снижается, нужно срочно разбираться, в чем причина.
Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»
Денежный поток
Еще этот показатель называют «кэшфлоу» или движением денежных средств (ДДС). Суть в том, что показатели выручки и рентабельности отражают состояние компании в конкретный момент. А ДДС демонстрирует финансовое состояние компании в динамике. Грубо говоря, вы всегда понимаете, сколько у вас денег сейчас и сколько будет через 1-3-6 или больше месяцев. Причем смотреть полезно как на общий показатель «Итого» в ДДС, то есть сколько денег есть у компании сейчас, так и на составляющие ДДС.
Чтобы составить ДДС, структурируйте все ваши расходы и доходы в одной табличке. Фиксируйте каждую операцию, когда у компании стало больше или меньше денег.
Еще удобно интегрировать в ДДС платежный календарь — записывайте не только расходы и доходы по факту их появления, но и будущие. Например, в вашей таблице могут быть расходы на аренду, которые появляются каждый месяц, и обещанные доходы — те, которые вы ожидаете на счет через некоторое время.
Если вы ИП, разделяйте личные и рабочие расходы, тогда не будет путаницы. Например, назначьте себе условную зарплату, а остальную чистую прибыль сверх нее вкладывайте в развитие бизнеса.
Если не отслеживать ДДС, легко попасть в ситуацию, когда денег не хватает. Пару раз не записали расходы, не учли несколько личных трат — и вот в конце месяца компания уже не может выплатить зарплату сотруднику.
Количество дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность — это обязательства перед вами. Например, веб-студия сделала кому-то сайт, а денег еще не перевели. Или пельменная привезла еды на корпоратив, а оплата будет в конце месяца на счет.
Большая дебиторка — это и хорошо, и плохо одновременно.
Если не следить за дебиторской задолженностью, можно упустить момент, когда компания не может существовать на имеющиеся средства. Плюс большая дебиторка может обернуться безнадежными долгами. Например, если ваши контрагенты разорятся и не смогут выполнить обязательства перед вами.
Точка безубыточности
Этот показатель особенно важен небольшому или начинающему бизнесу. Еще его называют точкой рентабельности или «нулевой точкой». Проще говоря, это ситуация, когда бизнес работает в ноль — не приносит убытков, но и не генерирует чистую прибыль. Обслуживает сам себя.
Точку безубыточности считают в двух видах:
Вот как посчитать ТБУ:
Средний чек
Средний чек, или средняя стоимость заказа — показатель эффективности продаж. Посчитать можно так:
Средний чек = выручка / общее количество совершенных покупок
Показатель пригодится не всем предпринимателям. Если веб-студия делает и небольшие проекты за 10 000 руб., и заключает годовые контракты на несколько миллионов, то средний чек будет только путать. Но та же пельменная этим показателем сможет отслеживать лояльность покупателей или эффективность маркетинговых акций. Например, пельменная запускает акцию — скидку на новинки. И отслеживает средний чек — до акции и после. Если увеличился, все прошло успешно.
Средний чек — это индикатор ситуации с продажами. Помните, что этот показатель зависит от двух составляющих: от выручки и от количества покупателей. Если показатель изменился, даже в большую сторону, нужно выяснять причины. Не всегда рост чека означает, что все хорошо.
Отслеживая изменения среднего чека и количества покупателей в зависимости от цен, можно планировать ассортиментный ряд и стратегию развития. Например, постепенно поменять все товары на дорогие, чтобы дальше привлекать только богатых покупателей. Или сформировать ассортимент эконом-класса. Средний чек уменьшится, но общая прибыль может вырасти за счет роста количества покупателей.
Кратко о том, какие финансовые показатели отслеживать бизнесу и зачем
Финансовый учет нужен для контроля и планирования. Отслеживать полезно не только доходы-расходы, но и различные экономические показатели. Они работают как индикаторы, предупреждают о потенциальных проблемах и подсказывают, какие решения можно принять для исправления ситуации.
Вот основные показатели:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Отрицательный налог на прибыль. Почему и когда так бывает
Налоговая отчетность – дело тонкое и непростое. Для того, чтобы при расчетах налогов все сошлось как надо, нужно не только банально уметь пользоваться бухгалтерскими программами и иметь высокую квалификацию, но и быстро ориентироваться в случае ошибок. Иногда случаются ситуации, когда при исчислении налога на прибыль возникают отрицательные показатели и тогда бухгалтеры задаются закономерным вопросом, почему так происходит? Попробуем ответить на этот вопрос.
Что такое отрицательный налог на прибыль
Строго говоря, в документально закрепленной базе, такого понятия нет. Если говорить простым языком, то отрицательный налог на прибыль – это ситуации, когда вместо прибыли, по итогом отчетного периода, при расчетах получается убыток. А раз нет прибыли, значит, нет и оснований для удерживания налога.
Почему появляется отрицательный налог на прибыль
Причин возникновения минусовых налоговых значений бывает несколько. Вот некоторые из них:
Вообще привести к отрицательному налогу на прибыль может множество факторов как внешних, так и внутренних. Но независимо от причины его появления, стоит задуматься над тем, как улучшить показатели, поскольку минусовая налоговая база всегда вызывает массу вопросов со стороны представителей налоговых органов.
Чем грозит отрицательный налог на прибыль
Налоговый убыток – вещь крайне неприятная, особенно на этапе подачи декларации в налоговые органы.
Специалисты налоговых служб, как правило, обращают особое внимание на те компании, которые показывают в декларациях по налогу на прибыль минусы, тем более в тех случаях, если это происходит не в первый раз.
Налоговики могут заподозрить такие компании в целом ряде противоправных действий: попытках уклонения от оплаты налогов, мошенничестве, преднамеренном банкротстве, выводе активов и т.д. В качестве меры контроля налоговые инспекторы могут выбрать один из трех вариантов:
Неважно, какой путь для контроля организации выберет налоговая, в любом случае, следует быть готовым к объяснению убытков с предоставлением всей необходимой доказательной базы, причем желательно в письменном виде.
Как объяснить отрицательный налог на прибыль специалистам налоговой службы
Независимо от причин, вызвавших убыточность компании, руководству предприятия следует заранее быть готовым к их пояснению в налоговых органах. Рассмотрим несколько способов для объяснения с контролерами.
При колебаниях курсов валют запросто возможно фактическое повышение стоимости товара по независящим лично от поставщика обстоятельствам.
В тех случаях, если отрицательный налог на прибыль зафиксирован не по итогам годового периода, а в результате, к примеру, квартала, можно заявить налоговым инспекторам, что в ближайшее время планируется крупная сделка, так что год закончится плюсом.
Как правило, этот аргумент бывает достаточным для того, чтобы на какое-то время налоговая перестала следить за предприятием с особо пристальным вниманием.
Таким образом, причин для появления отрицательного налога на прибыль может быть масса. Главное – при отчете перед налоговой службой иметь крепкие доказательства, обосновывающие минусовые показатели.
Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли
Наличные в кассе и поступления на расчётный счёт — это ещё не деньги, которые предприниматель может забрать себе. Сначала придётся покрыть все расходы: поставки, зарплаты, аренду, бухгалтерию, налоги. Вместе с Дмитрием Фурье из « Нескучных финансов » мы разобрались, как выручка постепенно превращается в чистую прибыль — деньги, которые вы можете спокойно взять из кассы. Сделайте копию таблицы — она пригодится по пути.
Мы начинаем путешествие к оцифрованным финансам. Первую часть пути пройдём вместе с Максимом — владельцем небольшой пекарни. Тем самым, который привлекал актёра рекламировать точку, помните?
У него понятный бизнес — пекарня в спальном районе. Закупил, приготовил, продал — без огромных складских запасов, долгих сроков реализации и отложенных платежей. На таком бизнесе проще следить за финансами, поэтому первые шаги мы пройдем вместе с ним.
Однажды Максим задумался: пекарня за месяц продаёт хлеба и булочек на 648 000₽, а чистой прибыли — 20 000₽. Пойди он сам к себе на работу пекарем, получал бы больше. Чтобы разобраться, как бизнес скатывается с шестисот пятидесяти до пары десятков тысяч, Максим прошёл п уть от продаж до чистой прибыли.
Уровень первый. Выручка
Считаем деньги: как вовремя понять, что бизнес идёт не так хорошо, как кажется
Выручка — деньги, которые Максим получает за продажу булочек и батонов. В розничном бизнесе это все деньги, которые покупатели платят на кассе. В оптовом — сумма всех поступлений за поставки в текущем месяце. Выручка — это деньги, которые вы получили от клиентов за проданные товары или выполненные в этом месяце работы и услуги.
Минутка занудства
Есть бизнесы, где выручка по документам появляется раньше или позже, чем деньги. Об этом мы поговорим позже, а пока упростим, чтобы разобраться с базовыми принципами.
У Максима простой розничный бизнес, так что деньги появляются в кассе или на счёте сразу после сделки. В среднем в день набегает 21 600₽ выручки, это 216 чеков по 100₽. За месяц — те самые 648 000₽.
Выручка = Средний чек * Количество чеков
На первый взгляд неплохо — зарплата топ-менеджера крупной компании. Но это только верхушка айсберга: дальше выручка начинает утекать. К сожалению, не в карман Максима.
Первый уровень — выручка. Деньги от продаж пришли, но мы пока ничего не списали
Первый уровень — выручка. Деньги от продаж пришли, но мы пока ничего не списали
Уровень второй. Маржинальный доход
Маржинальный доход — это деньги, которые остаются у Максима после вычета переменных расходов. Такие расходы зависят от объёма производства и продаж. Больше продали или произвели — больше потратили. Маржинальный доход показывает, сколько денег остаётся на покрытие фиксированных затрат и прибыль.
Большая часть переменных расходов — себестоимость выпечки. Её не слепили из воздуха: пришлось потратиться на муку, дрожжи, масло. Для булочек нужна начинка: сыр, повидло, ветчина. Больше испекли — больше израсходовали.
Часть расходов связаны с потерями и списаниями. Где-то пересыпали муки, просрочилась начинка, что-то не успели продать. Эти затраты тоже переменные — если ничего не печь, то и потерь не будет.
Есть часть расходов, связанных с продажами. Каждую булку нужно упаковать в бумажные пакеты. Часть клиентов платят картой, и банк берёт процент за эквайринг. Эти расходы зависят от количества произведённой и проданной выпечки. Больше продали — больше потратили.
Чтобы посчитать маржинальный доход, вычтем из выручки переменные затраты:
Маржинальный доход = Выручка − Переменные затраты
Максим ежемесячно тратит несколько тонн муки и сотни килограмм начинки, выходит на 241 000₽. На потери закладывает ещё 32 000₽. Ещё около 5000₽ на эквайринг. Итого — 278 000₽.
Маржинальный доход Максима = 648 000₽ − 278 000₽ = 370 000₽.
Оп, и 43% выручки уже нет. Но остаётся ещё 370 тысяч, что с ними?
Для тех, у кого Эвотор
Чтобы посчитать переменные затраты, Максим залезает в товароучётку: смотрит, сколько за месяц потратил муки, масла и бумажных салфеток. Если у вас ещё нет товароучётки, выбирайте: для магазинов, для кафе и ресторанов.
Второй уровень — маржинальный доход. Вычли из выручки переменные затраты
Второй уровень — маржинальный доход. Вычли из выручки переменные затраты
Уровень третий. Валовая прибыль
Валовая прибыль — деньги, которые остаются после вычета из маржинального дохода постоянных затрат. Валовая прибыль показывает, сколько денег остаётся в бизнесе после того, как предприниматель заплатил за производство и продажи.
С переменными расходами мы уже разобрались. Другая же часть издержек пекарни не зависит от оборота — аренда помещения, платежи за приложения для онлайн-кассы, зарплаты пекарям. Эти затраты называют постоянными: даже если пекарня не продаст ни одной булочки, их придётся заплатить в полном размере. Можно уточнить и сказать, что это постоянные затраты производства, потому что они связаны именно с производством выпечки.
Чтобы получить валовую прибыль, вычтем из маржинального дохода постоянные затраты производства.
Валовая прибыль = Маржинальный доход − Постоянные затраты производства
Есть другая формула, она даёт тот же результат, но соединяет в расчётах наши два этапа.
Если сложить переменные затраты производства и постоянные затраты производства, то получим производственные затраты. Это сумма денег, которые каждые месяц уходят на выпечку и продажу хлеба в целом. Если вычесть из выручки производственные затраты, то также получится валовая прибыль.
Валовая прибыль = Выручка − (Переменные затраты + Постоянные затраты производства) = Выручка − Производственные затраты
На зарплаты у Максима уходит 180 000₽ в месяц. На аренду, коммуналку и хозяйственные расходы — ещё 105 000₽. 3000₽ забирают приложения для онлайн-кассы. Итого ещё минус 288 000₽ в месяц.
Валовая прибыль Максима = 370 000₽ − 288 000₽ = 82 000₽.
Третий уровень — валовая прибыль. Вычли из маржинального дохода постоянные затраты
Третий уровень — валовая прибыль. Вычли из маржинального дохода постоянные затраты
Уровень четвёртый. Операционная прибыль
Следующий уровень — операционная прибыль. Это количество денег, которое остаётся после затрат на производство и на содержание прочих бизнес-процессов.
Есть расходы, которые не связаны с работой конкретной пекарни. Это косвенные или административные затраты, которые относятся не к одной точке, а ко всему бизнесу. Косвенные затраты не изменятся, если появится новая точка.
Если вычесть из валовой прибыли косвенные расходы, останется операционная прибыль. Операционная прибыль показывает, насколько эффективно работает бизнес с учётом всех административных издержек, вроде рекламы и обучения персонала. Если операционная прибыль положительная, значит, бизнес-модель устойчивая и операционно бизнес в плюсе.
Если операционная прибыль положительная, значит, бизнес-модель устойчивая и операционно ваш бизнес в плюсе.
Операционная прибыль = Валовая прибыль − Косвенные затраты
Максим платит бухгалтеру 3000₽ за ведение отчётности и подачу документов в налоговую. Сейчас у Максима одна точка, но, если появится вторая, затраты на бухгалтерию не изменятся — те же 3000₽. Ещё однажды Максим отправлял пекарей на обучение и заплатил за это 20 000₽. Пробовал заказывать рекламу в Инстаграме и потратил на это ещё 15 000₽. Однажды обратился за консультацией к более опытному предпринимателю и заплатил за это ещё 5000₽. Затраты на бухгалтерию, обучение, рекламу и консалтинг — косвенные.
Чтобы учитывать всю выручку и следить за рентабельностью бизнеса, используйте дашборд в Личном кабинете Эвотора
При этом постоянных косвенных расходов у Максима немного — стабильна только бухгалтерия, это 3000₽ в месяц. Прочие расходы возникают редко, но Максим всё равно закладывает на непредвиденные затраты ещё 5000₽ в месяц. Итого 8000₽ в месяц.
Операционная прибыль Максима = 82 000₽ − 8000₽ = 74 000₽.
Четвёртый уровень — операционная прибыль. Вычли из валовой прибыли косвенные затраты
Четвёртый уровень — операционная прибыль. Вычли из валовой прибыли косвенные затраты
Уровень пятый. Чистая прибыль
Чистая прибыль — это итоговый финансовый результат бизнеса, деньги, которые предприниматель оставляет себе.
Чтобы получить чистую прибыль, придётся разобраться с оставшимися затратами — неоперационными.
Неоперационные — это налоги, платежи по кредиту и амортизация. Они показывают, сколько стоит заниматься бизнесом: сколько Максиму нужно платить государству и кредиторам за возможность печь и продавать хлеб.
Если бы у Максима оставалось 74 000₽, это всё ещё было бы выгоднее, чем работа пекаря. Но неоперационные расходы резво съедают остаток:
Проценты по кредиту . Максим брал кредит на открытие пекарни и ежемесячно платит по нему 10 000₽. В качестве расходов из них учитываются только проценты — 1700₽. Выплата основной суммы кредита — другой финансовый поток, эти деньги пришли к нему в начале и теперь он их отдает. А вот чтобы выплатить проценты на кредит, деньги нужно заработать, то есть взять из выручки.
Налоги . Максим использует УСН Доходы. В месяц получается 648 000₽ * 6% = 38 800₽.
Амортизация . Год назад Максим потратил 500 000₽ на новую печь, морозильные камеры, тестомес и прочее оборудование для точки. Деньги он потратил сразу, но техника прослужит три года, так что Максим списывает стоимость постепенно — 500 000₽ / 36 месяцев = 13 900₽ в месяц.
Проценты по кредиту + Налоги + Амортизация = 1700 + 38 800 + 13 900 = 54 400₽.
Итого ещё 54 400₽ на неоперационные затраты. И вот только если вычесть их, получается чистая прибыль.
Чистая прибыль = Операционная прибыль − Неоперационные затраты
Чистая прибыль Максима = 74 000₽ − 54 400₽ = 19 600₽.
Наконец-то чистая прибыль. Вычли из операционной прибыли неоперационные затраты
Наконец-то чистая прибыль. Вычли из операционной прибыли неоперационные затраты
Рентабельность: как понять, насколько успешен бизнес и где он проседает
Для всех показателей, которые Максим посчитал, есть ещё один показатель — рентабельность. Её вычисляют как соотношение финансового показателя и выручки. Чем процент выше, тем лучше.
Рентабельность показывает, насколько эффективны затраты, которые нужны на текущем этапе. Например, рентабельность маржинального дохода показывает эффективность использования переменных затрат, а рентабельность операционной прибыли — эффективность использования производственных и косвенных затрат.
Сама по себе рентабельность ничего не говорит. У неё есть два основных сценария использования: сравнить себя с другими и следить за бизнесом. Вот как это работает:
Сравнить себя с другими . Если получится узнать рентабельность предпринимателя с похожим бизнесом, можно оценить, насколько хорошо у вас организованы процессы. Например, у Максима рентабельность маржинального дохода 57%, а в пекарне через квартал — 61%. Вероятно, там эффективнее работают с переменными затратами, например, закупают муку подешевле. Или продают выпечку дороже при тех же переменных затратах. В любом из этих случаев маржинальность продаж будет выше, чем у Максима.
Следить за бизнесом . Рентабельность показателей нужно отслеживать в динамике: сравнивать месяц с месяцем или квартал с кварталом. Допустим, в октябре рентабельность чистой прибыли упала. Максим смотрит и видит, что рентабельность маржинального дохода и валовой прибыли на том же уровне. Значит, проблемы с операционной прибылью и косвенными расходами — потратили больше обычного на рекламу или переплатили за бухгалтерию. Если в какой-то момент просядет чистая прибыль, можно по рентабельности показателей понять, где начались проблемы.
Чтобы найти рентабельность финансового показателя, надо разделить его на выручку.
Рентабельность маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручка
Рентабельность валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка
Рентабельность операционной прибыли = Операционная прибыль / Выручка
Рентабельность чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка
У Максима получается так:
Рентабельность маржинального дохода = 370 000₽ / 648 000₽ = 57%
Рентабельность валовой прибыли = 82 000₽ / 648 000₽ = 13%
Рентабельность операционной прибыли = 74 000₽ / 648 000₽ = 11%
Рентабельность чистой прибыли = 19 600₽ / 648 000₽ = 3%
13% рентабельности валовой прибыли в вакууме — это не много и не мало. Для Максима важно следить за изменениями показателей месяц к месяцу — чтобы 13% либо сохранялись, либо росли. А если что-то пойдёт не так, проверка рентабельности всех показателей поможет быстро выявить проблемы.
Например, Максим решит что-то изменить в работе пекарни: найти нового бухгалтера и поставщиков, перевести пекарей на другую систему оплаты, запустить рекламу. В результате изменений рентабельность чистой прибыли может упасть, значит, бизнес начал работать менее эффективно. Если при этом рентабельность маржинального дохода и рентабельность валовой прибыли останутся на том же уровне, значит, проблемы не в производстве. Нужно посмотреть на косвенные и неоперационные затраты — рекламу, обучение персонала, налоги, амортизацию и кредиты — где-то на этом этапе ушло больше денег, чем планировали.
Но может быть и наоборот — снижение суммы закупок у новых поставщиков отразится на рентабельности маржинального дохода и как результат — на рентабельности бизнеса.
Вот, что получилось в итоге у Максима:
Выручка | 648 000₽ |
Маржинальный доход | 370 000₽ |
Рентабельность маржинального дохода | 57% |
Валовая прибыль | 82 000₽ |
Рентабельность валовой прибыли | 13% |
Операционная прибыль | 74 000₽ |
Рентабельность операционной прибыли | 11% |
Чистая прибыль | >19 600₽ |
Рентабельность чистой прибыли | 3% |
19 600₽ — уже не ноль и не минус, экономика сходится, Максим не несёт убытки. Но это совсем не то, что он представлял себе, когда уходил с работы и брал кредит на запуск пекарни. Максим хочет от бизнеса больше: ему кажется, что и продавать можно лучше, и тратить поменьше.
Об этом поговорим в следующей статье «Как найти точку роста бизнеса».