выпрыгивать вверх защитник должен только тогда когда убедился что
Действия против игрока с мячом
Просмотр содержимого документа
«Действия против игрока с мячом»
Министерство образования Калининградской области государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация “Колледж сервиса ит туризма” Презентация по теме:Действия против игрока с мячом (вырывание, выбивание, накрывание,перехват). Взаимодействие трёх игроков в нападении. Учебная игра. По дисциплине:Физическая культура.
по специальности 19.02.10
Действия против игрока с мячом
Мяч выбивается из рук противника или во время ведения мяча, или броска в корзину. Выбить мяч из рук можно не только у зазевавшегося противника, но и у игрока, использовавшего ведение и задерживающего мяч в руках, или же у игрока, опустившего руки с мячом перед броском в корзину, и в ряде других случаев.
Для того чтобы выбить мяч, защитник дает противнику приблизиться или сам внезапно сближается с ним и быстрым движением руки, напоминающим движение кошачьей лапки, выбивает мяч из рук противника.
Учитывая, что руки, держащие мяч, образуют как бы чашу, выбивание мяча сверху вниз менее эффективно, чем снизу вверх, в связи с этим целесообразно выбивать мяч движением руки снизу вверх. Так как расстояние между ладонями, держащими мяч, крайне незначительно, выбивание мяча производится ребром ладони. Во время ведения мяча выбивание целесообразно производить в тот момент, когда мяч делает путь после отскока от пола к руке. Для отбора мяча во время ведения применяется и другой прием. Защитник, уловив темп ведения мяча, накладывает руку на отскакивающий от пола мяч чуть раньше противника и тем самым уводит мяч из рук противника, продолжая вести его сам. Выбивание мяча в момент броска в корзину требует особенно тонкого расчета и высокого мастерства. Зачастую умело выбитый мяч спасает команду от верного попадания. По технике выполнения это напоминает действие волейболиста при блокировании, причем рука ложится сверху на мяч (рис. 62). Этот прием лучше, пожалуй, назвать накрыванием мяча. Накрывание мяча при бросках в корзину применяется также и в том случае, если защитник настигает атакующего игрока в тот момент, когда он начал уже движение броска в корзину. В этом случае у защитника остается единственное средство борьбы против начатого броска — это накрыть мяч.
Для того чтобы не совершить грубой ошибки, защитник обязан, не снижая скорости своего передвижения, определить направление своего движения и положение мяча в руках противника. Защитник должен двигаться не на игрока, а несколько его обгоняя и накрыть мяч в тот момент, когда он выходит из рук противника. Защитник, неправильно определивший направление своего движения и положение мяча, совершит грубую персональную ошибку: столкнется с противником или ударит его по рукам.Защитник, имеющий преимущество в росте, ведя борьбу за мяч под щитом, применяет следующий прием: он отступает к щиту, а затем в двух-трех шагах от щита пропускает мимо себя нападающего игрока, дает ему возможность начать бросок в корзину, а затем снимает или накрывает мяч в тот момент, когда он выходит из рук противника. Вырывание мяча. Вырывание мяча требует тонкого расчета, быстрых, энергичных действий. Мяч следует захватить возможно глубже, после чего резко рвануть его к себе. Рывок должен быть коротким и энергичным. Для увеличения силы рывка вырывание целесообразно производить с поворотом туловища. Если не удается вырвать мяч сразу, судья назначает спорный мяч. Назначение спорного мяча является частичной, победой защитника. Вырывание мяча применяется в тех случаях, когда противник задерживает мяч в своих руках, когда противник приземляется после ловли мяча в прыжке, особенно при игре от щита, а также в тех случаях, когда противник ведет мяч.
В последнее время игроки успешно используют вырывание мяча у игроков, заканчивающих ведение. Защитник внимательно наблюдает за игроком, ведущим мяч, и, определив окончание ведения, быстрым движением захватывает мяч чуть раньше или одновременно с противником. Игрок сборной команды СССР Л. Алексеева успешно применяет вырывание мяча после того, как игрок поймал мяч, стоя спиной к направлению движения и потеряв ориентировку в расположении защитника, делает поворот и пытается начать ведение или другое действие. Неожиданная встреча лицом к лицу с защитником дает преимущество защитнику для захвата мяча Борьба за мяч, отскочивший от щита, характерна как для защитных действий, так и для действий в нападении. Для того чтобы избегнуть повторений, этот прием описан нами в главе «Нападение».
Перехват мяча является лучшим средством контратаки. Перехват мяча, как правило, застает противника врасплох, и тем самым создаются крайне благоприятные условия для перехода в нападение.
Перехват мяча чаще всего возможен, если нападающий неточно передает мяч, не выходит навстречу передаче при поперечных передачах, особенно повторных, а также во всех остальных благоприятных случаях игры.
Если перехват не удался, игрок должен немедленно остановиться и быстро возвратиться назад. Для перехвата мяча игрок должен занять выгодную позицию, приготовиться к быстрому рывку и правильно определить расстояние, темп предстоящей передачи.
Действия игрока должны быть неожиданными, быстрыми, опережающими действия нападающего. Неожиданность рывка зависит от умения замаскировать свои действия. Для этого игрок должен всем своим видом демонстрировать пассивность и безучастное отношение к предстоящей передаче мяча. Постоянная угроза перехвата влияет на решительность действий противника.
осуществляется в ситуации, когда нападающий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходящим для этого считается момент опускания мяча вниз после овладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения.
Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги.
Поворот мяча вокруг горизонтальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.
Прием изучается после обучения занимающихся технике держания и ловли мяча в нападении.
Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху, и бросок выполнить не удается. Накрывание мяча при броске может осуществляться сзади, спереди и сбоку от нападающего.
Для эффективного выполнения приема защитнику требуется выбор правильной позиции, состояние стартовой готовности его ног и рук: своевременное выпрыгивание и владение достаточно высоким прыжком в сочетании с рациональным движением рук.
Реагировать на начало броска следует по резкому выпрямлению ног соперника в коленных суставах. Своевременно выполненный высокий прыжок позволяет защитнику опередить нападающего. Вытянув максимально вверх руку, он накладывает согнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим и тем самым накрывает бросок. Необходимо избегать замаха руки и ее опускания вперед.
Взаимодействие трёх игроков в нападении
Действия 3х3 с применением комбинации “треугольник”, “тройка”. Игроки разбиваются на группы, как указано на рисунке
В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидности взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, наведение и пересечение. В современном баскетболе из взаимодействий трех игроков наибольшее распространение имеют: «треугольник», «тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков». «Треугольник» — простое, но эффективное взаимодействие при контратаке в ситуации 3×2 или при розыгрыше мяча в позиционном нападении. В начальном расположении игроки занимают позиции на дальних подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. Игрок с мячом занимает вершину треугольника и соответственно должен находиться дальше от щита соперников, чем два его других партнера.
«Тройка» — взаимодействие, основанное на использовании заслона для выхода с получением мяча. Начальная расстановка нападающих напоминают тот же треугольник, но его расположение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обращенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основанием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у игрока, находящегося в вершине условного треугольника.
Учебная игра 4х4 в трех командах. 5 мин. Команды располагаются на площадке Если нападающая команда реализовала атаку удачным броском, то она атакует противоположную команду. Если защищающаяся команда перехватила мяч, то она выполняет атаку на противоположную команду. Команда нападения остается в защите.
Тактика нападения и защиты в баскетболе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:22, доклад
Описание работы
Командая защита базируется на двух основных системах игры — личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытыми.
Файлы: 1 файл
Баскетбол.doc
Командая защита базируется на двух основных системах игры — личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытыми.
Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок защиты отвечает за подопечного на определенном участке площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем всем действиям нападающего. Кроме того, если необходимо он должен помочь партнеру в соседней зоне.
Против игрока без мяча
Держа игрока без мяча, надо сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад, чтобы иметь возможность помочь партнеру в держании игрока с мячом и сразу же вернуться к своему подопечному, как только у него окажется мяч.
Положение тела должно быть таким, что бы защитник не поворачивая головы, мог видеть одновременно и своего подопечного, и игрока с мячом. Если потерять из виду мяч, противник сможет передать его прямо над головой защитника. А потерять из виду подопечного — значит позволить противнику создать численное превосходство под корзиной. После броска последней обязанностью защитника является блокировка своего подопечного и ловля мяча, отскочившего от щита при неудачном броске.
Против игрока с мячом
Возможные ошибки при личной защите:
1) Защитник держит нападающего на значительном расстоянии, позволяя этим самым выполнять ему свободные маневры по площадке;
2) После потери мяча игрок с опозданием находит своего подопечного;
3) Игроку с мячом не оказывается активного сопротивления.
Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороться за отскок.
Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место:
3) Выход петлей (рис. 3)
Действия игрока с мячом: рациональное использование передач, ведение, бросков.
Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного.
Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.
1) Придерживание защитника руками;
2) Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон;
3) Неправильный выбор места постановки заслона.
При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера.
Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.
Комбинация «малая восьмерка»
Три игрока, используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча.
После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.
В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.
Игроки команды, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Возникшая ситуация называется отрывом.
Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих — против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.
Тактика защиты и нападения
Командная защита базируется на двух основных системах игры — личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытыми.
Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок защиты отвечает за подопечного на определенном участке площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем всем действиям нападающего. Кроме того, если необходимо он должен помочь партнеру в соседней зоне. защита игра мяч нападение
2. Против игрока без мяча
Держа игрока без мяча, надо сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад, чтобы иметь возможность помочь партнеру в держании игрока с мячом и сразу же вернуться к своему подопечному, как только у него окажется мяч.
Положение тела должно быть таким, что бы защитник не поворачивая головы, мог видеть одновременно и своего подопечного, и игрока с мячом. Если потерять из виду мяч, противник сможет передать его прямо над головой защитника. А потерять из виду подопечного — значит позволить противнику создать численное превосходство под корзиной. После броска последней обязанностью защитника является блокировка своего подопечного и ловля мяча, отскочившего от щита при неудачном броске.
3. Против игрока с мячом
Держа игрока с мячом, защитник должен встать между охраняемой корзиной и подопечным на расстоянии вытянутой руки от него. Смотреть надо на пояс подопечного. Это позволяет лучше сосредоточиться и избежать потери правильной позиции при выполнении нападающим отвлекающих движений — финтов. Руки должны быть подняты на уровне пояса, ладони повернуты вверх, если нападающий просто держит мяч или ведет его. Если же он готовится сделать передачу или бросок, защитник должен поднять руки вверх. Это затрудняет действия нападающего. Играющему в защите нужно быть очень внимательным, чтобы не среагировать на ложное движение нападающего. Выпрыгивать вверх защитник должен только тогда, когда убедится, что противник бросает по корзине, иначе нападающий легко уйдет от него.
4. Защита прессингом
Применяется прессинг и как система игры на больших отрезках времени, и как мера вынужденная при проигрывании в счете для взвинчивания темпа или при ожидании прессинга со стороны соперника. Играя прессингом, игроки стремятся отобрать мяч у соперника, вынуждая его делать навесные, неточные передачи, которые легко перехватываются. Часто соперники передней линии прессинга, пропустив соперников, не преследуют их, а наблюдают за развитием дальнейших событий — это грубая ошибка. Необходимо преследовать игрока с мячом, стараясь сзади выбить у него мяч, наступая ему на пятки. Тем самым вы заставляете соперника спешить, волноваться, ошибаться.
Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника
Если в зонном или личном прессинге вы остались без игрока, и не оказываете помощи товарищу, вы допускаете просчет. Если из пяти прессингующих один не активен, насмарку идет труд всей команды. Прессинг — это, прежде всего, активная оборона всей команды.
Возможные ошибки при личной защите:
1) Защитник держит нападающего на значительном расстоянии, позволяя этим самым выполнять ему свободные маневры по площадке;
2) После потери мяча игрок с опозданием находит своего подопечного;
3) Игроку с мячом не оказывается активного сопротивления.
5. Тактика нападения
Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороться за отскок.
Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место:
Действия игрока с мячом: рациональное использование передач, ведение, бросков.
Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного.
Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.
1) Придерживание защитника руками;
2) Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон;
3) Неправильный выбор места постановки заслона.
При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера.
Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.
Комбинация «малая восьмерка»
Три игрока, используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча.
После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.
Нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча — к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.
Методика обучения поведение тактических действий нападении в баскетболе
В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.
Игроки команды, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Возникшая ситуация называется отрывом.
Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих — против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.
Примеры похожих учебных работ
Методика обучения поведение тактических действий нападении в баскетболе
Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника
Техника передач и ловли мяча на х баскетбола
Техника владения мячом в спортивной игре
Методика обучения технико-тактическим действиям юных футболистов 10-12 лет
Выпрыгивать вверх защитник должен только тогда когда убедился что
Правильное принятие решения каждым игроком и осуществление его обеспечивают успеш ность действий команды. Любая ошибка защитника всегда влечет за собой либо изменение счета в пользу противника, либо дезорганизацию действий в защите. Успешность действий в защите в значительной мере зависит не только от технического мастерства, но и от уверенной и волевой игры.
Основными задачами индивидуальных действий являются следующие:
1. Не дать подопечному свободно получить мяч.
2. Если подопечный получил мяч, немедленно «связать» его действия, чтобы воспрепятствовать проведению организованного нападения.
3. Принять меры к тому, чтобы отобрать мяч, усложнить применение приема, снизить его точность и надежность.
4. Всеми возможными средствами оказывать противодействие активным атакующим действиям нападающего, препятствуя точному броску в корзину.
Чтобы осуществить решение этих задач, надо правильно опекать противника, т. е. выбрать такое место своего расположения и применять такие действия, которые позволят бороться за овладение мячом, мешать противнику наблюдать за обстановкой и предупреждать его наиболее эффективные действия.
Держать игрока — это значит опекать его, пока мячом владеет другая команда. Надо постоянно находиться в непосредственной близости от подопечного и сопровождать его в пределах зоны, опасной для атаки.
Выбор позиции — решающий фактор успешных действий защитника. Позиция в защите должна позволять постоянное ведение наблюдения за подопечным, мячом и расположением других игроков, обеспечивать ликвидацию возможности прохода нападающего к щиту кратчайшим путем. Позиция должна способствовать успешным действиям в применении противодействия, а в случае неудачи обеспечить возможность быстро отступить назад и вновь занять выгодную позицию.
Если защита осуществляется вблизи корзины, наилучшей позицией будет такая, которая позволяет образовать треугольник: защитник, располагающийся на радиусе от корзины, перед ним в поле зрения игрок с мячом и подопечный. Дистанция по отношению к подопечному зависит от места действия и избранной системы защиты. В большинстве случаев оптимальной является дистанция 1 —1,5 м. Она позволяет активно действовать против любого приема, а в случае применения финтов дает возможность своевременно ликвидировать возможность прохода.
Опека игрока без мяча. Основное внимание защитника должно быть направлено на то, чтобы подопечный не мог выйти на удобную позицию для взаимодействий и не получил мяча. В случае если мяч направлен подопечному, надо его перехватить.
Держать игрока можно двумя способами: «на игрока» и «на мяч». Держание «на игрока» заключается в том, что защитник начинает бороться с противником только после того, как тот получит мяч. Защитник оказывает противодействие приемам, которые пытается проводить нападающий.
При защите «на игрока» защитник располагается между щитом и опекаемым игроком.
При держании «на мяч» защитник вступает в борьбу до получения мяча подопечным. Располагаясь несколько сбоку или впереди противника, защитник не дает ему возможности получить мяч. Место расположения следует выбирать с расчетом возможности оказать противодействие проходу в случае, если нападающий все же получит мяч.
Действуя в защите, надо постоянно помнить, что игрок без мяча имеет больше возможностей для маневра и именно этим он очень опасен. Применяя против него приемы держания, надо стремиться к тому, чтобы остановить его передвижения в опасную зону или направить в глубь площадки, или к боковым линиям.
Действия защитника против игрока с мячом. Опекая игрока с мячом, защитник всегда встречается с необходимостью оказывать противодействие конкретному приему. Успех зависит от учета особенностей опекаемого, его технической подготовленности, части площадки, в которой осуществляется опека.
Действуя против игрока, ведущего мяч, необходимо, прежде всего, его остановить, а затем вступить в борьбу. Противодействуя передаче, надо не только оказывать препятствие мячу, но и стараться закрыть нападающему обзор площадки.
При опеке опасной зоны вблизи корзины надо особенно внимательно следить за тем, чтобы не «попасться» на финт или заслон.
Сила игры защитника, его стойкость определяются в первую очередь умением нейтрализовать соперника. Нужно так опекать соперника, чтобы тот получил самую минимальную возможность для атаки корзины.
Второе достоинство защитника – его умение прийти в нужный момент на помощь товарищу, оказавшемуся в затруднительном положении, т.е. умение подстраховать партнера.
И третья важная особенность обороняющегося – активно действовать в борьбе под своим щитом за мяч, отскочивший от кольца.
Индивидуальная тактика игры основывается на элементарных индивидуальных действиях баскетболиста. Без овладения этими элементарными индивидуальными действиями в нападении или обороне немыслимо продвижение игрока в большом баскетболе, рост его мастерства. Этот вопрос связан со школой баскетбола. Под данным понятием подразумевается умение игрока выполнять основные простейшие приемы, например, правильно передвигаться по площадке: в боксерской стойке, на полусогнутых ногах, как бы «заряженных» для прыжка или рывка. Сюда же относится умение защитника правильно выбить мяч у соперника, ведущего мяч мимо обороняющегося, и т. д.
В тактических индивидуальных действиях в защите важнейшее место занимает правильный выбор позиции. Обороняющийся должен так располагаться на площадке, чтобы видеть и мяч и своего подопечного. Иначе невозможна активная оборона. Можно сказать, что основное правило защитника — всегда (если не считать особый вид обороны — прессинг) располагаться при личной системе защиты между своим щитом и нападающим.
Для подготовки защитника требуется потратить очень много труда, причем не только самому игроку, но и его тренеру. Тренер должен стремиться воспитывать у своих спортсменов навыки защитных действий и чувство ответственности за оборону. Нужно создавать на тренировках такую обстановку, чтобы баскетболисты получали от своих защитных действий удовлетворение не меньшее, чем от игры в нападении.
Эффективная игра защитника немыслима без умения правильно оценивать ситуацию на площадке, выбирать в зависимости от нее лучший вариант обороны, т. е. действовать тактически грамотно. Это нелегко. Даже сильные игроки не всегда тактически правильно выбирают место на площадке, что нередко сказывается на исходе матча. Если, например, защитник в борьбе за мяч, отскочивший от щита, повернется спиной к своему подопечному раньше, чем остановит его продвижение к щиту, то эта тактическая ошибка приведет к проигрышу обороняющимся схватки за мяч с подопечным нападающим.
Элементарные индивидуальные действия в защите хорошо разучивать в игровых упражнениях 1X1. Элемент соревнования, эмоциональность единоборства поощряют игроков к активному сопротивлению, противодействию атакующему партнеру. Тренеру же нужно отмечать все удачные действия защитника, хвалить его за успех в обороне.
А теперь советы баскетболистам по индивидуальной игре в защите.
Чтобы успешно действовать в обороне, нужно выработать, развить периферическое зрение. Ведь в игре придется наблюдать одновременно и за соперником и за мячом.
Не нужно бегать по пятам за соперником. Старайтесь находиться немного сбоку от него, со стороны своего щита.
Передвигаясь, не скрещивайте ног, пусть одна нога всегда остается впереди другой.
Когда ваш подопечный пытается улизнуть из-под охраны с помощью заслонов, старайтесь проскользнуть мимо заслоняющего соперника, продолжая стеречь своего нападающего. Не переключайтесь на другого игрока, если есть возможность воспеть за своим подопечным.
Необходимость смены подопечных нужно определить тому защитнику, который расположен ближе к корзине, — ему виднее обстановка на площадке. Если надо поменяться соперниками, то задний игрок должен крикнуть партнеру: «Переключись!» После этого игроки охраняют новых соперников до тех пор, пока не представится удобного случая снова взять под опеку своих прежних подопечных.
Не давайте своему конкуренту проникать к корзине после броска, становитесь на его пути, а потом сами стремитесь овладеть мячом при отскоке от щита.
Никогда не теряйте соперника из виду независимо от местонахождения мяча. Если ваш подопечный получит мяч, не бросайтесь на него. Чем резче защитник устремится навстречу, тем легче нападающему обыграть его и прорваться к корзине.
Внимательно наблюдайте за манерой игры, за приемами атаки своего соперника. Сразу же принимайте контрмеры, чтобы не дать нападающему возможности вторично добиться результата с помощью одного и того же маневра.
Если подопечный не имеет мяча, будьте готовы прийти на помощь товарищу, противодействующему нападающему с мячом. Сообщите партнеру, что можете переключиться на его подопечного при заслоне или подстраховать при проходе соперника с мячом.
Не располагайтесь вплотную к сопернику без мяча. Отступите на шаг назад, чтобы ваш партнер мог проскользнуть между вами при перемещениях нападающих. Но этот совет не относится к опеке того нападающего, который действует невдалеке от корзины.
Играя близко к своему щиту, лучше сразу же переключаться на других, соперников при заслонах. А вдалеке от корзины можно успеть снова взять под присмотр своего подопечного. Когда соперники ставят двойной заслон и опекать плотно своего игрока невозможно, отходите па шаг назад, чтобы освободить место партнеру, стерегущему второго нападающего.
Отнимайте у соперника мяч не тогда, когда он получил его, а во время передачи. Стремитесь затруднить сопернику прием передачи.
Противодействуя нападающему с мячом, сохраняющему право на дриблинг, следите за положением его центра тяжести: проход начнется в ту сторону, куда перемещается центр тяжести тела.
Не приступайте к активной игре в защите — перехватам передач, отбору мяча, — пока не выясните сильных и слабых сторон игры подопечного.
Помните, что успех обороны на три четверти зависит от желания защитников сыграть удачно. Если прикладывать все усилия, то можно сдержать даже очень сильного нападающего.
Разберем индивидуальные тактические действия защитника, изображенные на рисунках.
Правильная стойка защитника, его действия, когда нападающий готовится к броску, видны из рисунка.
Защитник стоит на полусогнутых ногах. Правая рука вытянута вперед, мешая нападающему прицеливаться. Левая отведена в сторону-вниз, чтобы выбить у соперника мяч в случае начала дриблинга. В зависимости от действий атакующего позиция защитника по отношению к нападающему меняется. Если нападающий поднимает мяч, готовясь атаковать корзину, защитник делает два быстрых коротких шага вперед, не меняя положения ног и сохраняя стойку. Вытянутой рукой защитник мешает как броску, так и передаче мяча. А когда соперник опускает мяч, готовясь начать ведение, защитник моментально отступает на два шага, чтобы не допустить прохода нападающего к щиту. Ноги обороняющегося всегда остаются полусогнутыми — защитник готов к прыжку вверх в случае броска по корзине (нужно попытаться отбить в воздухе брошенный мяч) или к быстрому изменению позиции, когда нужно закрыть атакующему путь прохода к щиту.
После того как соперник сделал бросок по корзине, защитник не отворачивается от него. См. рис.
Оставаясь в положении лицом к нападающему, защитник стремится телом отгородить атакующего от щита, оказаться на пути соперника к корзине. Эту тонкость борьбы за отскакивающий от кольца мяч подчас упускают многие даже опытные баскетболисты. Они отворачиваются от соперника, как только тот выпустит мяч из рук, и тем самым открывают ему дорогу к щиту. Ведь нападающему не трудно обежать защитника, оказавшегося спиной к нему.
На следующем рисунке видно, что защитник, отступая, все время смотрит на соперника: с какой стороны тот задумает прорваться под кольцо?
И в том же направлении смещается обороняющийся, как бы воздвигая подвижный барьер перед нападающим. Только после того как атакующий натолкнется на преграду, остановится, защитник отворачивается от него. См. рисунок.
Теперь пора все внимание обратить на мяч, определить направление его отскока от щита и прыгнуть ему навстречу.
Результат правильных тактических действий обороняющегося при борьбе за отскочивший мяч виден на следующем рисунке. Нападающий за спиной, путь к щиту ему отрезан. А защитник уже подготовился к прыжку, чтобы поймать мяч в наиболее высокой точке. Ноги обороняющегося согнуты и поставлены широко. Локти разведены в стороны, чтобы сопернику труднее было преодолеть преграду.
А теперь разберем тактику индивидуальных тактических действий защитника при опеке снайпера команды противника, используя индивидуальный прессинг.
Многие баскетболисты грешат такой ошибкой: позволяют нападающему получить мяч недалеко от корзины и лишь после этого включаются в активную оборону. Этим защитники как бы сами создают себе значительные трудности в отстаивании своей корзины.
Почему же так происходит? По-моему, тут две причины. Иногда обороняющиеся медлят с активной игрой в целях кажущейся экономии сил. А чаще, как мне кажется, тут действует сила традиций: защитник не может преодолеть давней привязанности к своему щиту, привыкнуть играть по-новому — атаковать нападающего не после получения им мяча, а в момент передачи мяча.
Практика показывает, что если защитник даст сопернику возможность получить мяч в радиусе его броска в прыжке, то, как правило, нападающий сумеет сделать бросок по кольцу. Ведь бросок в прыжке можно предотвратить, да и то не всегда, только в том случае, если сразу же устремиться на соперника, принявшего мяч, и подпрыгнуть, вытянув руку вверх. Но если нападающий игрок опытный, то он, конечно, использует встречное движение защитника и, проимитировав начало броска по корзине, прибегнет к другому средству атаки — проходу с мячом под щит. И обороняющийся окажется в беспомощном положении.
Так что целесообразнее вести борьбу в обороне так, чтобы оставить нападающему как можно меньше возможностей принять мяч от партнеров в опасной зоне, откуда можно послать мяч в цель броском в прыжке. И здесь не надо жалеть сил. Чем меньше нападающий примет пасов в опасной близости к корзине, тем реже будет бросать по кольцу, тем меньше принесет очков своей команде, тем меньше сделает опасных передач партнерам.
При такой активной обороне защитник особенно внимательно должен соблюдать принципы индивидуальных тактических действий. Ему надо постоянно перемещаться, сохраняя правильную баскетбольную стойку, все время следить за действиями подопечного и правильно выбирать место на площадке.
На рис.показано, как защитник должен менять свою позицию при перемещениях подопечного игрока. Когда нападающий готовится получить передачу мяча, защитник приближается к сопернику вплотную (См. рис.).
Обороняющийся расположился спиной к своему щиту. Левой, вытянутой, рукой он мешает нападающему принять пас. Лицо защитника обращено к мячу, за соперником он наблюдает периферическим зрением. Довольно широко расставленные ноги и наклоненное вперед туловище помешают сопернику пройти к корзине, если он решит устремиться к ней.
Нападающий начинает выбирать другую позицию (См. рис.).
С правых «усиков» трехсекундной зоны он уходит назад. Защитник переводит взгляд на соперника и теперь периферическим зрением следит за мячом, который находится в правом углу площадки. Ноги защитника остаются полусогнутыми, как бы заряженными для стремительного рывка и прыжка на перехват мяча.
Не скрещивая ног, короткими шагами защитник следует за подопечным, ни на секунду не упуская из поля зрения мяча (См. рис).
Правая рука перекрывает направление возможной передачи. Если мяч передан где-то за спиной защитника, то обороняющийся поворачивает голову туда, куда сделан пас, и сразу же сам изменяет позицию, чтобы можно было не терять из виду ни подопечного, ни мяча (См. рис).
И снова защитник стоит на пути мяча к нападающему (См. рис.).
Одновременно защитник продолжает закрывать атакующему дорогу в трехсекундную зону.
Куда бы ни двинулся соперник, защитник всюду сопровождает его, оставаясь между ним и щитом, наблюдая и за соперником и за мячом и препятствуя сопернику получить передачу мяча (См. рис.).
Этот вид индивидуальной игры в обороне — индивидуальный прессинг—очень труден. Мало того, что такая плотная опека нападающего требует от защитника прочных технических навыков, хороших физических качеств — скорости, выносливости, силы (особенно силы ног), быстроты реакции. Нужны еще отлично развитое игровое мышление, игровая интуиция, тактический кругозор, понимание защитных задач в мгновенно меняющейся обстановке на поле.
Умелая нейтрализация центрового игрока противника нередко предопределяет успех всей командной обороны. Но это тоже нелегкая проблема, и ее часто не могут решить очень многие мастера баскетбола.
Строго разграничить индивидуальную и командную тактику игры в защите против центрового трудно. Центровой — острие атак нападающей команды, и притупить это острие призван не только один опекун центрового — ему должны помогать и партнеры.
Центровой же игрок обороняющейся команды — это стержень всей обороны, ее последний и самый надежный рубеж. Центровой в защите бдительно охраняет своего подопечного и в то же время никогда не выпускает из поля зрения мяч, следит за действиями всех нападающих с мячом и за партнерами по обороне, приходит на помощь товарищам, попадающим в затруднительное положение. Опекая центрового, нужно все усилия приложить к тому, чтобы мяч как можно реже попадал к нему. Ведь центровой располагается ближе, чем все другие атакующие, к корзине обороняющихся и создает наибольшую угрозу, если получает мяч. Да и сил защитнику потребуется приложить меньше, когда он будет опекать центрового без мяча, а не с мячом.
Разберем действия опекуна центрового в такой ситуации, когда атакующий располагается с правой стороны от щита (если смотреть со стороны обороняющихся) и мяч находится в правом углу площадки. Позиция центрового на «усиках» трехсекундной зоны наиболее типична для высокорослых малоподвижных центровых, так называемых стационарных «центров». Опекая сзади такого стационарного центрового, защитник должен в первую очередь предотвратить проход соперника по лицевой линии площадки. Другое направление прохода к корзине — через середину трехсекундной зоны — обязаны подстраховать партнеры по обороне. Почему такое распределение обязанностей целесообразнее? Потому что при проходе атакующего через середину запретной зоны один или двое защитников могут успеть преградить ему дорогу, выбить мяч. А если опекун центрового закроет атакующему дорогу к середине и оставит коридор вдоль лицевой линии, то центровой, повернув вправо и пройдя по лицевой линии, окажется один на один со щитом, и никто из обороняющихся не сумеет помочь опекуну.
При движении центрового атакующей команды поперек трехсекундной зоны, от одних «усиков» к другим, защитник в первую очередь должен попытаться преградить дорогу нападающему игроку: повернуться к нему лицом и не пускать под щит. А если это не удастся, то обороняющемуся нужно преследовать соперника, все время выбирая такую позицию, чтобы находиться между атакующим центровым и щитом. В этом случае только умелый выбор места и быстрота ориентировки защитника спасут обороняющихся от проигрыша двух очков. Ведь стоит пропустить мяч к центровому, и никакими усилиями (если, конечно, действовать в пределах правил) нельзя будет предотвратить успешную атаку корзины из-под щита.
Если подопечный центровой игрок обладает умением метко бросать мяч по корзине в прыжке со средней дистанции, то такого соперника нужно опекать очень плотно, взять в индивидуальный прессинг, как было показано на рис.
В арсенале индивидуальных защитных действий классного центрового должен быть еще один важный прием — умение ловить мяч под своим щитом в наиболее высокой точке, не ниже, чем уровень кольца. Ведь центровой игрок больше всех своих товарищей участвует в борьбе за мяч, отскочивший от щита при неудачном броске по корзине, и потому подбор высоких мячей ложится, прежде всего, на его плечи. Для совершенствования подбора мяча в свободных условиях хороший результат дает такое упражнение. Центровой встает лицом к корзине в 2,5—3 м от нее. Два других игрока располагаются в 6—7 м от щита, каждый с мячом. Они поочередно, чтобы создать высокий темп упражнения, бросают мячи в щит. Центровой должен поймать отскочивший мяч и, не опуская рук, быстро повернуться и передать мяч бросавшему его партнеру. Силу бросков мяча в щит и частоту передач следует постепенно увеличивать, Упражнение можно усложнить, поставив к щиту двоих или сразу троих центровых, которые будут бороться друг с другом за отскакивающие от щита мячи. Полезным и очень эмоциональным упражнением является игра у одного кольца, когда каждый баскетболист действует самостоятельно, «каждый за себя». Кроме навыка борьбы за отскакивающий от щита мяч, игроки совершенствуют и элементы нападения. Четыре-пять высоких баскетболистов встают под корзиной. Тренер делает первый бросок мяча в щит. Каждый из упражняющихся стремится подобрать мяч. Тот, кому это удается, старается тут же забросить мяч в корзину, остальные препятствуют его попыткам. И в момент ловли отскочившего от щита мяча и при атаке игроком корзины разрешается жесткая игра телом, более свободная, чем допускается правилами. Мелкие нарушения правил не фиксируются, но умышленной грубости допускать не следует.
Игрок, забросивший мяч из-под кольца, получает 1 очко. Затем он без помех бросает мяч с 6 м от корзины. Если попадет, то ему начисляются еще 2 очка и дается право на следующий бросок без ‘противодействия соперников. И так до промаха. А если мяч не попадает в корзину, то игроки под кольцом вступают в борьбу за него. Такая игра ведется до обусловленного количества очков, например до 51, 61, 85 или 101.
Еще один важный прием в защитных действиях центрового — отбивание мяча, брошенного соперником по корзине, — тоже крайне редко тренируется специально. А без целенаправленной тренировки овладеть этим сложным приемом пожалуй, невозможно. Ведь, чтобы четко выполнять его, нужно, кроме хорошего прыжка и отличной координации движений, овладеть умением быстро и своевременно занимать нужную позицию, точно выбирать момент для прыжка и, не нарушая правил, отбивать мяч вытянутой вверх рукой.
Упражнение для шлифовки этого приема состоит в следующем. Центровой пристраивается к игроку, ведущему мяч к щиту, движется вместе с ним. Затем, в момент броска по корзине, центровой подпрыгивает точно вверх и как можно выше и вытянутой рукой отбивает мяч. Сначала партнером центрового выступает невысокий защитник, который направляет мяч в цель одной рукой от плеча, без обманных движений. Потом бросок усложняется, скорость ведения мяча увеличивается, а партнером центрового выступает более высокий баскетболист, например крайний нападающий или другой центровой.
Это же упражнение можно организовать так, чтобы в нем участвовали не двое, а целая группа баскетболистов, Центровой встает невдалеке от щита, а остальные игроки, каждый со своим мячом, поочередно атакуют корзину, подбирают свои мячи и снова, описав круг, выходят на позиции для атаки. Центровой стремится накрыть каждый мяч, направляемый партнерами в корзину. Затем место обороняющегося центрового занимает другой игрок.
Передвижения защитника следует тренировать регулярно:
а) в каждой тренировке — с сопротивлением и без сопротивления;
б) с одним или двумя мячами;
в) приставными шагами, контактно касаясь ближней к нападающему рукой его корпуса.
Действия защитника в разных ситуациях можно подразделить на 12 позиций:
1. Защита против дриблера, ведущего мяч к вашему кольцу.
2. Защита против игрока, закончившего ведение и стремящегося сделать либо бросок по кольцу, либо передачу.
3. Защита против нападающего в 5—6 м от щита, но не использовавшего ведение.
4. Действия защитников в численном меньшинстве.
5. Действия двух защитников против трех нападающих.
6. Действия трех защитников против четырех нападающих.
7. Действия защитников при заслонах.
8. Защита против заслона сзади.
9. Защита проскальзыванием.
10. Групповой отбор мяча двумя защитниками.
11. Защита против первой передачи в контратаку.
12. Борьба с нападающим в углах площадки.
Попробуем проанализировать действия защитника в каждой из этих позиций.
1. Задача защитника — в параллельной низкой стойке, не скрещивая ног, двигаться спиной вперед, колени чуть согнуты, одна рука все время делает атакующие движения к ведущему мяч (финты корпусом и головой участвуют в этом пугающем ведущего мяч движении), другой рукой он пытается остановить ведение (если возможно, — выбить мяч). Поднятая вверх рука готова помешать ведущему сделать передачу. Руки можно менять, они все время в движении.
Как уже говорилось, передвигаться следует на «заряженной» стопе, пятки не касаются пола, спина прямая, чуть наклонена вперед, голова поднята вверх.
Ведущего следует оттеснить к боковой линии, в угол площадки, или направлять его движение к партнеру по защите, помня, что нельзя пустить ведущего в «сильную» сторону (если левша — влево, если правша — вправо).
Расстояние от ведущего следует сохранять в зависимости от скорости его рывка с мячом, его возможностей атаковать или сделать передачу, а также от ваших возможностей с учетом позиции на поле партнеров по защите. Не спешите отобрать мяч у хорошего дриблера, ждите его остановки или ошибки.
2. Если нападающий закончил ведение и остановился для броска или передачи мяча, защитник непременно должен сблизиться с ним, активно действуя руками, мешая ему сосредоточиться для последующих действий. Ближняя к сопернику рука должна касаться пальцами его груди или живота и не позволять ему поднять мяч вверх для атаки кольца или паса. Защитник стремится заставить соперника повернуться спиной к щиту и, не прекращая атаковать нападающего, мешает ему сделать прицельный пас. Защитник должен сигнализировать партнерам по обороне, чтобы они были готовы к перехвату мяча. Это уже командные действия.
3. Если соперник получил мяч в 5—6 м от щита и он владеет ведением, защитник не переставая должен активно атаковать нападающего; делать короткие выпады передней ногой, действовать руками, не давая ему прицелиться. Нападающего нельзя пропустить к щиту по лицевой линии, если он чуть сместится к ней, никто из партнеров защитнику не поможет. Рука, близкая к лицевой линии, страхует проход с ведением, другая — атакует нападающего.
Не следует поддаваться на финты. Если нападающий пошел по лицевой линии, где защитник занял позицию, можно встретить его грудью и показать арбитрам, что он вас сбил с ног. Не бойтесь и научитесь падать мягко на спину.
Если нападающий, несмотря на активность защитника, поднял мяч для броска, надо попытаться прыгать вместе с ним и помешать броску. Не переставайте трудиться и тогда, когда противник уже сделал бросок или передачу. Не отворачивайтесь от него и преграждайте ему путь к щиту. Сделав шаг назад, встречайте его лицом, а не пытайтесь бежать вслед за ним. Вы всегда должны быть в эти моменты между соперником и своим щитом.
4. Если защитник оказался один против двух нападающих, он стремится не дать забросить мяч из-под щита и отступает спиной к своему кольцу так, чтобы видеть обоих нападающих. Ложными движениями он старается остановить игрока с мячом и не давать ему сделать передачу сопернику под кольцо или успеть к нему, чтобы блокировать бросок издали. Не дав забросить мяч из-под щита, защитник выполнит свою миссию.
Тренировка 2×1 на месте и в движении развивает у защитников реакцию, учит активному движению рук, движению спиной вперед, хладнокровию и умению перехватить мяч.
5. Двое защитников против трех нападающих — часто встречающаяся ситуация в любых матчах, поэтому защитники, вне зависимости от их амплуа, оказавшись в меньшинстве, должны знать свой маневр.
Передний защитник двигается в сторону игрока, ведущего мяч, чтобы остановить его на вершине трехочковой зоны атаки. Он применяет финт, показывая, что вступить в контакт с этим нападающим — его главная реальная задача. При этом он не должен сблизиться с ведущим мяч противником. Задний игрок защиты занимает позицию на линии штрафного броска, следом за передним и после передачи от дриблера двигается в сторону игрока, получившего мяч, — он отвечает за проход этого игрока к щиту или бросок с близкого расстояния. Передний защитник тем временем быстро двигается к третьему нападающему под щит, успевая помешать ему получить мяч. Задача двух защитников — не дать забросить мяч из-под щита. Упражнений 3×2, 4×3, 5×4 — хорошая школа для тренировки таких действий. Тренировать их можно, нападая с двумя мячами.
Упражнение 4×3 на месте и в движении, с подбором мяча после броска, с одним и двумя мячами — хорошая репетиция для защиты втроем против четверых.
7. Сегодня ни одна даже очень серьезная команда не представляет себе нападения без комбинации из заслонов.
Согласованность действий защитников команды, предупреждение о готовящемся заслоне определяют подготовку команды к борьбе с заслонами.
Защитник, опекающий игрока, который ставит заслон, обязан предупредить своего партнера о готовящейся угрозе. Если заслон без мяча сделан нападающими одного роста, нет большой опасности смены защитников.
Если защитники хотят избежать смены при заслоне сбоку, защитник должен повернуться в сторону заслоняющегося и отступить, обходя его сзади, что не позволит сделать проход нападающего к щиту.
Если нападающий ставит заслон со «слепой» стороны, сзади, защитник должен открыться в сторону партнера по защите, повернувшись к нему боком. Это затруднит постановку заслона.
8. Если ваш партнер ставит заслон снайперу при атаке со средних или длинных дистанций сзади защитника и выбраться из-под такого заслона вы не успели, — смена необходима: ваш партнер переключается на снайпера с поднятой рукой и мешает ему сделать бросок. Вы же остаетесь с опасным, превосходящим вас в росте противником, и ваша задача — не дать ему получить мяч или подобрать мяч после броска.
Без помощи партнеров в этой ситуации обойтись трудно. А вообще, я сторонник наименьшей смены при заслонах, т.к. это снижает индивидуальную ответственность и дает шанс нападающему обыграть защитника.
9. Если ваш подопечный, владея мячом, стремится сделать передачу партнеру, который вплотную приближается к нему, вы должны сделать шаг назад и дать проскользнуть своему партнеру по защите, а затем занять активную позицию по отношению к своему нападающему.
10. Защитник всегда должен стремиться направить дриблера к боковой линии, в угол площадки, заставить его остановиться и повернуться спиной к щиту.
Второй защитник, видя эту ситуацию, атакует соперника с мячом с другой стороны. Оба они активными движениями рук мешают сделать прицельную передачу. Важно, чтобы остальные игроки обороны были готовы, нацелены на перехват мяча.
11. Высокий центровой команды, играющий близко к щиту, мешает дриблеру сделать прицельный первый пас. В это же время наш быстрый защитник, прессингует №1 соперника и не дает ему получить мяч. Три остальных игрока должны немедленно возвратиться в свою зону.
При держании нападающего с мячом в позиции игрока задней линии на правой стороне площадки техника действий защитника меняется в зеркальном отображении.
Каждый защитник должен помнить, что играть в параллельной стойке он должен только в двух случаях — при сопровождении дриблера, двигающегося поперек площадки, и при атаке нападающего, закончившего ведение. При попытке броска из этой позиции защитник должен выполнить блокирующий поворот вперед.
Держание игрока с мячом в позиции крайнего нападающего. В этой позиции защитник должен занять место на расстоянии вытянутой руки от нападающего, сместившись на полкорпуса в сторону лицевой линии и выдвинув ближнюю к лицевой линии ногу вперед. Рука, одноименная с выставленной вперед ногой, опущена вниз и препятствует возможному проходу нападающего вдоль лицевой линии.
Распространенной ошибкой является держание крайнего нападающего игрока с мячом в одинаковой стойке (например, с выставленной вперед правой ногой) на левой и правой сторонах площадки.
При попытке броска защитник выполняет блокирующий поворот вперед.
Держание игрока с мячом на линии штрафного броска
(в позиции центрового). Защитник располагается за спиной нападающего, не касаясь его и слегка сместившись в левую сторону, если нападающий правша. Такая позиция защитника облегчает противодействие броску после выполнения нападающим поворота.
При выполнении броска защитник должен пытаться накрыть мяч рукой, одноименной с бьющей рукой нападающего, и сделать блокирующий поворот вперед.
Держание игрока с мячом на боковой линии области штрафного броска (в позиции центрового). Защитник располагается за спиной нападающего, не касаясь его и сместившись на полкорпуса в сторону лицевой линии. Такая позиция защитника закрывает нападающему наиболее опасное направление для атаки, где защитнику не может быть оказана помощь. Держание нападающего с мячом в позициях центрового игрока является наиболее опасным для защитника. Поэтому защитник должен принимать все меры, препятствующие возникновению этих ситуаций. Конкретные действия защитника, препятствующие получению нападающим мяча в позиции центрового, рассматриваются ниже.
В первых двух случаях защитник, опекающий нападающего без мяча в позиции игрока задней линии, должен сместиться к мячу, помогая своему партнеру связать действия нападающего с мячом в позиции центрового. В случае передачи мяча его подопечному защитник обязан быстро занять позицию, соответствующую новой игровой ситуации.
Когда мяч находится в позиции крайнего нападающего игрока, защитник, опекающий нападающего без мяча в позиции игрока задней линии, должен сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад в сторону охраняемой корзины, сформировав плоский треугольник, вершинами которого являются он сам, его подопечный и мяч. Одна рука защитника должна быть направлена на мяч, другая на подопечного. Оба этих объекта он обязан постоянно удерживать в поле зрения. Такая стойка защитника называется открытой стойкой.
Поскольку его партнер, держащий игрока с мячом, в этом случае закрывает направление прохода вдоль лицевой линии, целью смещения защитника в позицию плоского треугольника является оказание помощи партнеру при возможном проходе нападающего с ведением в открытую сторону. Оказывая такую помощь, защитник обязан прыжком перекрыть направление ведения нападающему, вынуждая последнего остановиться и взять мяч в руки, после чего сразу же вернуться к своему подопечному (См. рис.).
Насколько далеко в сторону мяча должен смещаться защитник, будет зависеть от задачи в целом. Защитник должен успеть оказать помощь в остановке дриблера и вернуться к своему подопечному, если ему будет передан мяч.
При броске из позиции крайнего нападающего защитник должен закрыть кратчайший путь к корзине игроку задней линии, выполнив поворот вперед, после чего начать движение к корзине.
Держание игрока в позиции крайнего нападающего на стороне мяча. В этой ситуации мяч находится у игрока задней линии. Исходя из общего принципа школы защитных действий, защитник в этой ситуации должен препятствовать возможной передаче мяча вперед своему подопечному. Для этого ему надо сместиться в сторону возможной передачи и держать своего подопечного в закрытой стойке, вытянув одну руку перед нападающим, а вторую— за его спиной. Взгляд защитника направлен на мяч. За подопечным он следит периферическим зрением. Голову защитник должен все время удерживать на линии, как бы соединяющей мяч и подопечного (См. рис.).
При попытках нападающего освободиться, выполнив наведение на центрового игрока, защитник обязан обойти заслон спереди, сохраняя позицию между мячом и подопечным (См. рис.).
При броске из позиции игрока задней линии защитник, опекающий крайнего нападающего, должен сделать блокирующий поворот назад и начать движение к корзине.
Держание игрока без мяча на линии штрафного броска (в позиции центрового). Эта позиция всегда считается ближней к мячу стороной площадки, независимо от того, находится ли мяч у одного из игроков задней линии или в позиции крайнего нападающего игрока. Защитник, держащий игрока без мяча на линии штрафного броска, обязан играть по отношению к своему подопечному в закрытой стойке, выдвинувшись на полкорпуса со стороны мяча. При передачах мяча между игроками задней линии защитник, как правило, перемещается за спиной своего подопечного
Когда мяч передается в позицию крайнего нападающего игрока, защитник должен быть очень внимателен, чтобы не пропустить возможный рывок нападающего к корзине у себя за спиной. При этом всегда следует сохранять позицию между мячом и подопечным.
При возможном броске из любой позиции защитник должен сделать блокирующий поворот назад и начать движение к корзине.
Держание игрока на боковой линии области штрафного броска на стороне мяча (в позиции центрового). В этой ситуации защитник держит нападающего спереди или выдвинувшись на 3/4 со стороны мяча в закрытой стойке. Цель защитника—не дать нападающему возможности получить мяч. При передачах мяча между крайним нападающим и игроком задней линии защитник остается спереди по отношению к своему подопечному. Одна его рука опущена вниз и отведена назад, чтобы контролировать подопечного, вторая поднята вверх и препятствует передачам мяча (См. рис.).
За навесные передачи центровому игроку в этой ситуации отвечает защитник, держащий игрока на дальней от мяча стороне площадки. Этот же защитник выполняет блокировку центрового игрока в момент броска. При этом защитники меняются подопечными, выполняя так называемое перекрестное блокирование (См. рис.).
Держание нападающего в позиции игрока задней линии на дальней от мяча стороне площадки. В этой ситуации мяч может находиться у второго игрока задней линии или у дальнего крайнего нападающего. В обоих случаях защитник обязан сместиться в сторону мяча, сформировав плоский треугольник, вершинами которого являются он сам, мяч и подопечный. Если мяч находится у второго игрока задней линии, задача защитника помочь партнеру в остановке дриблера и возвратиться к своему подопечному в момент передачи ему мяча (См. рис.).
Когда мячом владеет крайний нападающий игрок, защитник в случае необходимости должен переключиться на ближнего крайнего нападающего игрока. Эта необходимость может возникнуть при ошибке защитника, держащего игрока с мячом и позволившего ему начать ведение вдоль лицевой линии. На дриблера в этом случае вынужден будет переключиться защитник, держащий игрока в позиции центрового, а на центрового —защитник, держащий крайнего нападающего на дальней от мяча стороне площадки (См. рис.).
Защитники возвращаются к своим подопечным после того, как игрок с мячом будет остановлен.
При броске из любой позиции защитник, держащий нападающего в позиции игрока задней линии на дальней от мяча стороне площадки, должен сделать один-два шага в направлении своего подопечного, выполнить блокирующий поворот вперед и начать движение в сторону корзины.
В случае необходимости он должен переключиться на центрового, или принять участие в перекрестном блокировании.
При броске, не требующем перекрестного блокирования, защитник обязан сделать один-два шага в направлении своего подопечного, выполнить блокирующий поворот вперед и начать движение к корзине.
Держание игрока на боковой линии области штрафного броска на дальней от мяча стороне площадки (в позиции центрового). В этой ситуации действуют те же правила, как и при держании игрока в позиции крайнего нападающего на дальней от мяча стороне площадки.
Если защитник, опекающий нападающего без мяча в позиции игрока задней линии, своевременно сместится в сторону мяча и сформирует плоский треугольник, ему нетрудно будет сохранить позицию между мячом и подопечным при любой попытке подопечного сделать рывок к корзине (См. рис.).
В противном случае рывок нападающего может застать защитника врасплох, и он не сможет воспрепятствовать передаче мяча при проходе (См. рис.).
Защитник должен помнить, что, натолкнувшись на заслон, он должен обходить его спереди, сохраняя позицию между мячом и подопечным (См. рис.).
При держании игрока в позиции крайнего нападающего на стороне мяча защитник сохраняет закрытую стойку до того момента, пока игрок не войдет в трехсекундную зону. На границе этой зоны защитник делает поворот, открывшись лицом в Сторону мяча, и удерживает нападающего за спиной, контролируя его движение опущенной вниз и отведенной назад рукой, ближней к направлению движения (См. рис.).
При держании игрока в позиции крайнего нападающего на дальней от мяча стороне площадки защитник должен внимательно следить за действиями подопечного, не упуская мяча из виду, и своевременно занимать позицию между мячом и подопечным при движении последнего навстречу мячу (см. рис.).
Аналогичные действия должен выполнять защитник, опекающий игрока без мяча в позициях центрового.
Защитнику нужно знать: самая грубая ошибка в этой ситуации — остаться за спиной нападающего. Оставшись за спиной, он не сможет помешать нападающему получить мяч и атаковать корзину.
Держание дриблера в ситуации один на один. Такая ситуация может возникнуть на площадке после неожиданного перехвата или потери мяча. Если защитник в этот момент окажется за спиной нападающего, первым его действием должно быть восстановление защитной позиции. Для этого ему надо сделать рывок вслед за нападающим, обогнать его на шаг или два и, выполнив поворот, восстановить защитную позицию. При держании дриблера в ситуации один на один защитнику следует занять такую позицию, чтобы оттеснить дриблера к ближайшей боковой линии. Этой цели будет способствовать позиция, смещенная на полкорпуса к середине площадки, с выставленной вперед ногой, ближней к середине площадки, и опущенной вниз одноименной рукой. Голова защитника должна быть на уровне плеч дриблера и располагаться на линии, как бы соединяющей дриблера и охраняемую корзину. Дистанция — вытянутая рука защитника.
Если нападающий ведет мяч по центру площадки, целесообразно оттеснять его в сторону его слабой руки (обычно левой). Позиция защитника в этом случае должна быть смещена на полкорпуса в сторону правой руки дриблера.
Держание дриблера в ситуации один на один — основное упражнение для защитника, поскольку учит его диктовать свои условия нападающему. Это упражнение защитник должен выполнять на каждой тренировке.
Защита в численном меньшинстве
Эти ситуации являются типичными для завершающей фазы нападения быстрым прорывом.
Один против двух. Действуя против двух нападающих, защитник должен попытаться остановить дриблера за пределами области штрафного броска и быстро отступить назад, препятствуя передаче мяча свободному нападающему под корзину (См. рис.).
В этой ситуации защитник делает выбор между броском с ближней и дальней дистанций, оказывая предпочтение последнему.
На нового игрока с мячом выходит задний защитник. Времени этого взаимодействия, как правило, хватает для восстановления защитного баланса.
Три против четырех. В этой ситуации защитники формируют треугольную зону с передним игроком в наружном полукруге области штрафного броска, а с задними — на боковых линиях трехсекундной зоны. Первый защитник открывает сторону с меньшим количеством игроков и следует за передачей. Ближайший игрок задней линии выходит на мяч. Дальний защитник входит в трехсекундную зону и страхует центр.
Ситуации оправданного риска при попытках перехватить мяч
В основе современных агрессивных систем защиты лежат специальные взаимодействия защитников, создающие ситуации оправданного риска при попытках перехватить мяч.
«Ловушка». Суть «ловушки» заключается в агрессивных действиях двух защитников против игрока, владеющего мячом, вынуждающих последнего в трудных условиях сделать передачу, которая может быть перехвачена третьим защитником.
Защитник, держащий игрока 1, оставляет подопечного и помогает своему партнеру оказать более жесткое давление на игрока 2, владеющего мячом (См. рис.).
Нападающий 2, видя, что партнер 1 остался неприкрытым, отдает ему мяч. Защитник, держащий игрока 3, делает рывок вперед, стараясь перехватить мяч при этой передаче. После рывка защитник, держащий игрока 2, отступает назад, чтобы восстановить защитное равновесие на случай, если попытка перехватить мяч окажется неудачной. Нетрудно заметить, что описанные здесь защитные действия предусматривают индивидуальную ответственность за подопечного игрока, что характерно для личной системы защиты.
В то же время оттянутая позиция при держании игрока на дальней от мяча стороне площадки и постоянное оказание помощи партнеру при держании игрока с мячом характерны для зонной защиты.
Как отмечено выше, элементы школы и должны носить такой универсальный характер.
Обучая тактике игры в защите, каждый тренер должен иметь в виду следующие моменты.
1. Для воспитания необходимого психологического отношения к игре в защите следует постоянно подчеркивать, что держание игрока без мяча является более трудной и важной работой, чем держание игрока с мячом. Если при держании игрока с мячом защитник отвечает только за своего подопечного, то в первом случае он обязан, кроме того, еще и помочь партнеру в попытках остановить продвижение мяча вперед.
2. Нередко от тренеров можно слышать, что они отказались от принципов, заложенных в школе защиты по причине их трудности. «Я попробовал, и это не получается» — обычная фраза в таких случаях. А, собственно, почему все должно получаться сразу? Вполне естественно, что вначале игрок не будет успевать возвращаться к своему подопечному после попытки помочь партнеру в держании игрока с мячом. Но вовсе не по причине нерациональности этих действий, а в силу отсутствия необходимых защитных рефлексов. Упражнения в защите требуют постоянного повторения на тренировках. Это единственный путь добиться успеха.
3. Воспитывая необходимое психологическое отношение к защитным действиям, тренеру нужно внушать защитнику, чтобы он не стремился отобрать мяч у нападающего. Защитник должен сыграть так, чтобы нападающий сам отдал ему мяч. Конечно, это в какой-то мере условность. Но, работая над школой защитных действий, тренер и игроки очень быстро убедятся, что противник все чаще теряет мяч без видимых попыток со стороны защиты выбить или вырвать его.
4. Исходя из общей логики правил школы защитных действий следует сформулировать и еще одно важное правило. После остановки дриблера все игроки должны опекаться в закрытой стойке, препятствующей получению мяча.
5. Следует помнить, что по соображениям тактики в конкретной игре тренер может изменять некоторые правила школы защиты. Например, если основное нападение противника всегда начинается с передачи мяча игроком задней линии поперек площадки, второго игрока задней линии можно держать в закрытой стойке, как если бы он играл в позиции крайнего нападающего на стороне мяча. Этот простой ход может разрушить наигранную комбинацию противника. Об изменениях основных правил школы игроки должны быть информированы на предыгровом собрании команды.
6. Опыт показывает, что при работе над школой защитных действий любая ошибка защитника должна повлечь остановку упражнения или учебной игры и отчет защитника о своих действиях.
Ориентировочная расстановка акцентов при прохождении материала школы игры в защите в возрастном аспекте может быть представлена следующим образом:
группы первого и второго годов обучения — противодействия игроку с мячом;
группы третьего и четвертого годов обучения — противодействия игроку без мяча;
группы пятого и шестого годов обучения — борьба с заслонами, игра в численном меньшинстве и создание ситуаций оправданного риска при попытках перехватить передачу.
Действиям в нападении и защите тренер должен уделять равное внимание