выгорание педагога что делать
Как справиться с выгоранием: Пять советов от педагогов
Как узнать, что выгораешь? Вот основные «звоночки»: чувство усталости, сонливости, апатии, когда сложно вставать утром, не хочется идти на работу, человек отдаляется от коллектива, начинает хуже работать.
Причины? Отсутствие сил, которые отбирают рабочая нагрузка, токсичная среда, недостаток признания со стороны руководства, большой стаж работы.
Молодые педагоги, которым, казалось бы, не с чего выгорать, тоже подвержены проблеме. В первую очередь, из-за сверх-энтузиазма, с которым «кидаются» в работу, стирая границы между рабочими и личными делами. Они задерживаются на работе, набирают себе «внеурочку», принимают близко к сердцу сложности детей.
Что делать, если понимаешь, что выгораешь? Вот пять советов от учителей, которым удалось справиться с проблемой:
1. Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому.
3. Не гнаться за деньгами. Столичные учителя получают хорошую зарплату, но это не повод идти в профессию. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро.
4. Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и «дружить» с самим собой, вероятность выгорания меньше.
Рецепт от директора
Одним из основных помощников учителя в борьбе с эмоциональным и профессиональным выгоранием может и должен стать директор школы, считают эксперты.
В московской школе №2065 развернули целый «штаб спасения» учителей от выгорания. Здесь и тимбилдинг, и корпоративные интеллектуальные турниры, и многое другое.
Тест на стресс
Результаты теста будут только у учителя, прошедшего диагностику, все анонимно. Увидев свой результат, педагог сможет лучше понять, как действовать: к результатам будет приложен список рекомендаций.
Как педагогу избежать эмоционального выгорания
Происхождение термина и выгорание преподавателей
Понятие выгорания («burnout») введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).
Изначально понятие основывалось на наблюдениях за работой специалистов типа «человек-человек», за медицинскими сестрами, учителями и социальными работниками. Поэтому эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было исследовано состояние выгорания. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:
Особенности и этапы выгорания
Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:
Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.
На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.
Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.
На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.
Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:
Как бороться с выгоранием: 15 советов для учителей
Профессиональное истощение — распространённая проблема, с которой сталкиваются многие педагоги. А вторая половина школьного года — период отдельного испытания для всех. Американская журналистка Карали Адамс попросила нескольких преподавателей поделиться полезными советами по борьбе со стрессом.
Если после особо тяжёлого дня или урока вам кажется, что дальше так продолжаться не может, то вы не одиноки. Большинство учителей рано или поздно испытывают истощение. Согласно исследованию Института политики обучения (Learning Policy Institute), каждый год около 8% учителей увольняются с работы. Особенно это касается молодых специалистов, из которых около 40% уходят из профессии в течение первых пяти лет. Причины увольнения разные: отсутствие административной поддержки, сложности с тестированием или неудовлетворительные условия труда.
Так что же можно сделать, чтобы предотвратить профессиональное выгорание? Вот несколько полезных советов.
1. Найдите человека, которому можете рассказать о проблемах
Джули Энн Оуэнс-Бёрч, доцент педагогического колледжа Университета Конкордия в Портленде, считает, что хорошие отношения с коллегами помогают чувствовать себя в безопасности и легче обращаться за помощью. Меган Матис, учитель английского в средней школе в Карлайле, штат Пенсильвания, советует не притворяться, что всё замечательно. Лучше найти коллегу, которому вы будете доверять, и тогда профессиональные неудачи можно будет обсудить с ним. Возможно, у этого человека была похожая проблема и он поможет вам найти выход.
2. Используйте тайм-менеджмент и старайтесь найти баланс между работой и личной жизнью
Во время урока или школьного проекта легко забыться и потерять счёт времени. Вы планировали потратить на что-то 15 минут, а в итоге не заметили, как прошёл час. Если с вами часто такое случается, почитайте полезные советы по тайм-менеджменту и старайтесь следовать им. Конечно, вам хочется быть превосходным учителем, но соблюдать баланс между личной жизнью и работой очень важно. Это поможет справиться со стрессом в трудные времена.
3. Выделите время для игр
У учителей так много разных задач, что зачастую они совсем забывают об играх. Майк Йейтс, учитель географии в Остине, штат Техас, всегда старается поднять настроение своим ученикам. Когда он чувствует себя на грани истощения, то пытается вспомнить забавные истории из школьной жизни. Это напоминает ему, за что он любит свою профессию.
4. Ставьте цели по профессиональному развитию и достигайте их
Некоторых учителей пугают мысли о карьерном развитии, но этого не стоит бояться. Установка таких целей позволит вам понять, что действительно имеет значение, а чему следует уделять меньше внимания. Вы всегда будете помнить, почему выбрали преподавание, и не доведете себя до выгорания.
5. Сделайте жизнь интересной
Устали от бумажной волокиты? Придумайте что-нибудь новое! «У вас есть цели, заданные стандартами, но учитель вполне может сделать повседневную работу в классе более интересной», — считает Кэти Ламбет, доцент педагогического колледжа Университета Конкордия. Найдите школу, где администраторы позволяют учителям быть креативными. Вы можете даже подумать о поступлении в аспирантуру, чтобы изучить новейшие методы и подходы к преподаванию.
Как создать интересный урок по ФГОС, не потратив много времени
6. Прислушивайтесь к себе
Это не просто модная фраза. Внимательность и забота о себе очень важны для учителей. Изучите материалы по йоге, управлению стрессом, внимательности, здоровому питанию и другим подобным вещам. Затем постарайтесь включить эти практики в повседневную жизнь.
7. Не бойтесь посвящать время себе
Часто по своей натуре учителя склонны отдавать, а не получать, поэтому легко ставят свои интересы на второй план. По словам Меган Матис, здоровый учитель означает здоровый класс. «Вы должны позаботиться о себе, прежде чем будете заботиться об окружающих», — рекомендует Джули Энн Оуэнс-Берч.
8. Когда чувствуете безнадежность, ищите перспективы
«Чтобы быть хорошим учителем, вы должны общаться с детьми, но вы не можете спасти мир», — считает Кэти Ламбет. Иногда учителя так сильно переживают об учениках, что слишком близко к сердцу принимают их проблемы. Вы должны понимать, где можете оказать помощь, а где нет. Хотя в обязанности учителя входит защита учеников, в первую очередь он должен помочь им развить собственное мнение и умение постоять за себя.
9. Не берите на себя лишнюю домашнюю работу
Если вы работаете дома, ограничьте время, которое должны потратить на план урока, и делайте перерывы. Вы должны контролировать рабочую нагрузку. Или последуйте совету Майка Йейтса: не берите работу домой. «Я не буду отнимать у себя время отдыха или общения с семьей. Я просто заранее говорю ученикам, что оценка работ займет немного больше времени, потому что я буду все проверять в школе. Они это знают и понимают».
10. Не посвящайте всю жизнь только образованию
Не секрет, что учителя постоянно находятся в поиске новых идей для урока. Меган Матис раньше читала книги по образованию даже перед сном. «Моё хобби было моей профессией, и это приводило меня к выгоранию», — рассказывает она. Теперь она читает художественную литературу или другие лёгкие книги, чтобы дать мозгу отдохнуть. Если вы хотите продолжить образование, запишитесь на воркшоп или образовательные курсы. Так работа не будет целиком занимать вашу личную жизнь.
Как интересные истории помогают выучить химию, геометрию и физику
11. Найдите свой стиль и иногда меняйте его
«Преподавание — это скорее искусство, а не наука», — считает Матис. Подражать стилю обучения вашего коллеги или профессора в университете очень легко, но попробуйте найти собственный стиль и развивать его. Вы будете счастливее, если ваша манера преподавания будет отражать ваши личные ценности.
12. Не бойтесь использовать знак «Не беспокоить»
Чтобы сохранить баланс между работой и личной жизнью, Майк Йейтс уходит с работы в пять часов вечера. Он специально не подключил почтовый ящик к телефону, чтобы уведомления о сообщениях приходили только на компьютер. Йейтс говорит, что более эффективно работает в школе днём, чем дома поздно ночью.
13. Найдите людей, которые понимают вас
Йейтс рекомендует читать образовательные блоги и общаться с учителями из других школ. При таком большом количестве сообществ и хэштегов в социальных сетях учителя легко могут найти коллег, с которыми можно связаться. Будет здорово общаться с людьми, у которых такие же проблемы, как и у вас.
14. Не бойтесь искать другую работу
Если нынешняя работа не позволяет вам воплотить мечты в реальность, возможно, вам подойдёт другая школа или другой класс. Вы можете продолжить образование и получить новую ученую степень или отточить свой опыт в определенной области.
15. Помните, что будут взлеты и падения
По словам Меган Матис, во время выгорания возникает чувство, что с вами что-то не так. Важно помнить, что вы не обязаны каждое утро взволнованно вскакивать с постели в предвкушении рабочего дня. Какие-то годы лёгкие, какие-то сложнее. Возможно, уже следующий класс станет лучшим за всю вашу карьеру!
«Кажется, что ты чем-то больна»: причины и последствия выгорания учителей
Не хочется вставать и идти на работу, не хочется видеть детей на уроках и общаться с коллегами. Осенняя хандра или профессиональное выгорание? Если второе — нужны срочные меры. Разбираемся, что может стать причиной эмоционального выгорания и как его избежать, вместе с учителями и экспертами «Яндекс.Учебника».
В 2019 году эмоциональное выгорание включили в Международную классификацию болезней (МКБ-11), в острой фазе находятся 20% людей. Нежелание вставать утром и идти на работу, потеря энтузиазма, восприятие учеников как объектов — все это маркеры профессионального выгорания.
Елизавета Капустина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 18, рассказывает, что узнала о случаях педагогического выгорания на первом же педсовете, сразу после того, как устроилась на работу в школу. Тогда она думала, что это точно не ее история. До тех пор, пока однажды сама не стала выгоревшим педагогом.
«Когда ты видишь, что вокруг происходит множество событий, но все кажется неинтересным, — рассказывает Елизавета. — Исчезает внутренняя мотивация, желание пробовать что-то новое, внутренний драйв, вдохновение. Понимаешь, что теряешь в профессии что-то важное. В такие моменты подключается психосоматика — кажется, что ты чем-то больна, а на самом деле организм просто просит позаботиться о нем».
«Это не что-то извне, это потеря себя как человека, невозможность понимать себя», — описывает свое состояние педагог
Елизавета решила уйти из профессии, но первое время без школы ей было непросто. Она записалась на курсы повышения квалификации, стала читать книги по бизнес-технологиям — оказалось, их можно спроецировать даже на школьный урок. Это был своего рода выход за привычные рамки, которые показали: жизнь не ограничивается стенами школы.
Через три года она вернулась к работе в школе. Но к этому времени у нее было четкое представление, что она хочет и готова делать в школе, выстроены приоритеты относительно количества часов, классного руководства, использования технологий в обучении.
Трехлетний перерыв помог Елизавете абстрагироваться от школьной действительности, а потом вернуться в профессию с новыми силами и пониманием своего места в школе.
Что такое выгорание и как отличить его от осенней хандры
Юрий Шатров, руководитель практики Digital Assessment «Экопси» (консалтинговой компании в области управления персоналом), характеризует выгорание как «состояние, вызванное продолжительным стрессом на работе, с которым не удалось справиться. Оно проявляется в чувстве постоянной усталости, дистанцировании от своей работы и организации, формальном выполнении своих обязанностей».
Существует четыре внешних фактора, которые могут привести к профессиональному выгоранию: это интенсивный стресс, высокие требования, рутинная работа, потеря контроля.
Как же понять, что с тобой происходит? Хроническая усталость, которая продолжается больше месяца и сохраняется даже после отпуска, — это, скорее всего, выгорание. «Первый критерий — продолжительность. Второй — тотальность, — говорит Юрий. — Например, если раздражает буквально все: и ученики, и коллеги, и условия работы, — то это точно выгорание. Если недовольство локальное, то это усталость».
Исследование, которое провел «Яндекс.Учебник», показало, что существует четыре компонента выгорания, каждый из которых имеет свой маркер:
Юрий Шатров разделяет причины выгорания на две большие группы: дефицит сил, вызванный стрессом, и дефицит смысла. В первом случае компонентов много: и сверхвысокая рабочая нагрузка, и конфликты, и токсичная коммуникация, и стирание личных границ при чрезмерном увлечении работой. А вот потеря смысла может произойти из-за несоответствия личных ценностей педагога и ценностей образовательной организации, в которой он работает, да и сама работа может быть ему неинтересна. У педагогического выгорания есть и свои особые проявления:
Что добавляют учителя
1. Отстраненность от детей
Самый главный маркер выгорания, по мнению Кирилла Загустина, учителя истории и обществознания, создателя телеграм-канала ««Здравствуйте, Кирилл Александрович», — это субъектное восприятие детей: «У них обычная жизнь с обычными человеческими проблемами: они ссорятся с родителями, не успевают делать домашку, утром встают не с той ноги. Когда учителя интересует только выполнение заданий и факт наличия тетради, а не причины растерянности ученика на уроке, — это тревожный звонок».
2. Нежелание выходить за рамки
Кирилл Загустин уверен, что в этой плоскости существует точка невозврата, когда у выгоревшего учителя уже нет пути обратно: «У меня есть гипотеза, что учителя старшего поколения, которые работают десятками лет, успешны, потому что выгорели уже давно. Они сформировали некий защитный кокон и выполняют свою работу, не выходя за рамки. Но процесс образования — это обучение и воспитание. Когда воспитание отодвигается на второй план и учитель думает только о формальной составляющей урока, это повод задуматься».
3. Чрезмерные ожидания
Тимур Алексеев, учитель истории из Москвы, пришел работать в школу в 22 года. Для себя он выделил три фактора, которые приводят к профессиональному выгоранию молодых специалистов. Во-первых, это несоответствие возраста и ожиданий. «После окончания университета учителя — еще взрослые дети, а в школе от них ждут ответственности, они должны психологически быть не 22-летними, а 30-летними педагогами», — делится Тимур. Второе — коммуникация с детьми, в которой должна быть правильно выстроена дистанция между учителем и учениками. Последнее — количество методической работы, потому что «вся жизнь — подготовка к урокам». А молодые педагоги еще не готовы тратить ее только на это.
Как попробовать справиться
Ирина Савицкая, руководитель программы развития педагогов «Я.Учитель», рассказывает, что еще на старте запуска интенсивов для педагогов была задача сделать эти курсы максимально откликающимися на потребности учителей. Для этого проводили опросы, которые показали, что учителя жалуются не только на, например, недостаток информации, как выстроить индивидуальный трек для ученика. На втором месте среди запросов именно выгорание и его профилактика.
То есть у учителей нет ни знаний, ни ресурсов, ни способов измерить каким-то образом, что с ними происходит. Откликом на этот запрос и стало включение в интенсив курса о выгорании: что это, как оно происходит, в чем проявляется, как справляться.
В рамках интенсива — тест, подготовленный компанией «Экопси», и материалы по его итогам, собственный бесплатный курс «Я.Учитель» на 16 часов — небольшие видеолекции, ролики и большое количество практических материалов. «На курсе мы разбираем основные понятия эмоционального выгорания, факторы выгорания, что нужно сделать, для того чтобы выгорание предотвратить. Естественно, мы разрабатывали его не сами, а с приглашенными экспертами», — рассказывает Ирина Савицкая.
1. Тест-диагностика «Профессиональное выгорание педагога» от «Я Учитель». Есть несколько факторов, которые вызывают эмоциональное выгорание: эмоциональная усталость, формализм, отстраненность, недовольство условиями. Каждый из них нужно прорабатывать по-разному. По итогу прохождения педагог получает индивидуальный профиль-отчет, рекомендации и материалы для работы с выгоранием.
2. Курс по профессиональному выгоранию от «Я Учитель», который состоит из 6 блоков: самодиагностика, понятие эмоционального выгорания и мифы о нем, внешние и внутренние факторы и определение стиля решения проблемы. Рассматривается взаимодействие с окружающими и попытки приблизиться к здоровому образу жизни (хотя все мы знаем, что в профессии учителя сделать это на 100% не получится).
Прокачать другие свои профессиональные навыки учителя могут на Марафоне по функциональной грамотности, который проводит «Яндекс.Учебник». Участвовать в марафоне можно бесплатно и из любой точки мира: материалы по формированию функциональной грамотности от ведущих экспертов страны, а также диагностика, курс для учителей и система обучающих заданий для учеников доступны в онлайн-формате. В завершение марафона учителя получат сертификат и профиль по итогам онлайн-диагностики, удостоверение о повышении квалификации, а также смогут принять участие в розыгрыше призов.
Как работать в школе без выгорания
Анна Валерьевна Кузнецова
16 января 2018 • 17:33
Сейчас врачи и психологи много говорят о проблеме эмоционального выгорания. Слышали такое выражение «сгорел на работе»?
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Эмоциональное выгорание педагога
Я десятый год работаю с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта. Эта работа требует больших моральных и физических затрат. В прошлом году я отметила у себя признаки эмоционального выгорания и стала искать пути выхода из этого состояния.
то вы тоже горите на работе.
Но если спросить учителя «как Вы будете жить через год, пять, десять лет?», он ответит: «Буду работать в школе. Как-нибудь дотяну до отпуска, за лето высплюсь и, с новыми силами…», то есть всё по тому же плану. Такой вот «день сурка» с «белкой в колесе».
После сложного урока хорошо бы посидеть где-нибудь в тишине, заварить чай с мятой, музыку для релаксации послушать, но в большинстве школ нет комнат психологической разгрузки для учителей.
Да и не получается у нас самостоятельно «разгружаться»! Инструктор по ЛФК решила провести для учителей нашей школы занятия с целью снятия нервного напряжения. Легли мы на коврики, инструктор включила музыку со звуками моря и говорит: «Представьте, что вы лежите на берегу, над вами голубое небо…» Как только она замолчала, мы с коллегами начали обсуждать, как наши ученики справились с контрольной. На этом и завершилось наше оздоровление.
Но как-то нервы успокоить всё-таки нужно, поэтому многие учителя заедают стресс, другие постоянно принимают снотворные и успокаивающие таблетки, а некоторые ищут расслабление в бокале вина.
Профессиональные заболевания учителей
По результатам обследования 72 % педагогов по функциональному состоянию голосового аппарата могут быть признаны профнепригодными.
А после ларингита по списку:
По статистике, ежегодно из десяти тысяч работающих педагогов инвалидами вследствие общего заболевания становится 50 и более человек.
Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы?
Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог:
Способ, связанный с управлением дыханием
Упражнение «Двадцать целебных вдохов»
Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь».
Способы, связанные с управлением тонусом мышц
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 1
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
Можно работать со следующими группами мышц:
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 2
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений:
Способ 3. Антистрессовый массаж
Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные:
Способ, связанный с воздействием слова
Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз.
Приемы психологической самозащиты
Техника «стеклянной стены»
Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Отрезать, отбросить»
Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.
В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской».
Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе:
А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных:
Что может сделать администрация школы для профилактики эмоционального выгорания
Почему администрация школы должна заниматься профилактикой эмоционального выгорания?
Потому что, по мнению психологов, человек с выгоранием портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием.
Всё выше перечисленное, конечно, важно, но, если учитель вовремя не вспомнит, что он не только добросовестный ответственный сотрудник, но ещё и живой человек со своими потребностями, желаниями и мечтами, никто ему не поможет.