выездная торговля в беларуси что для этого нужно

Выездная торговля в беларуси что для этого нужно

Ответ. Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров определен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 924/16 юридические лица и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и Положением № 924/16.

Согласно подпункту 31.3 пункта 31 Положения № 924/16 юридические лица и ИП вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при осуществлении разносной торговли товарами.

Таким образом, наличные денежные средства, полученные при осуществлении разносной торговли товарами, ИП вправе принимать без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

Обращаем внимание на необходимость различать такие формы торговли как разносная торговля и развозная торговля.

Названным постановлением развозная торговля определена как розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств развозной торговли, представляющих собой специально оборудованные для торговли транспортные средства (автомагазины) (п.п. 1.2.6 пункта 1).

При осуществлении развозной торговли прием наличных денежных средств следует осуществлять с применением кассового оборудования. Обязанность по установке платежного терминала при осуществлении развозной торговли для индивидуального предпринимателя законодательством не установлена. Объекты развозной торговли в перечень объектов, в которых юридические лица и ИП обязаны установить платежные терминалы (прил. 1 к постановлению № 924/16), не включены.

Источник

Памятка «Порядок осуществления розничной торговли гражданами Республики Беларусь без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»

Основные нормативно-правовые документы регулирующие порядок осуществления розничной торговли физическими лицами:

Ø Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.03.2015 № 143) (далее – Указ № 222);

Ø глава 35 Налогового кодекса Республики Беларусь;

Ø решение Гродненского областного Совета депутатов от 20.01.2015 №54 (при осуществлении розничной торговли на территории Гродненской области).

Для осуществления розничной торговли гражданам без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя следует знать:

Ø деятельность должна осуществляться самостоятельно без привлечения других лиц

Ø перечень видов реализуемых товаров – ограничен

Ø розничная торговля разрешена только на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах

Ø порядок приема наличных денежных средств и ведения учета не установлены

До начала осуществления розничной торговли, при которой установлена обязанность уплаты единого налога, необходимо:

· период и место осуществления деятельности;

Ø до начала осуществления розничной торговли произвести уплату единого налога. Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и предъявляется налоговым органом на основании поданного письменного уведомления.

в документе об уплате единого налога плательщику необходимо указать:

· вид реализуемых товаров

· период осуществления деятельности

· место осуществления деятельности

Документ об уплате налога хранится в месте осуществления торговли и предъявляется по требованию налоговых органов.

Виды товаров, при реализации которых физические лица
производят уплату единого налога

Вид реализуемого товара

Ставки единого налога при осуществлении розничной торговли на территории Гродненской области,

г. Волковыск, г. Новогрудок, г. Слоним, г. Сморгонь

другие населенные пункты Гродненской области

произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов созданными этими физическими лицами

продукция цветоводства, декоративные растения, их семена и рассада

Единый налог исчисляется с применением коэффициента 0,5 в случае осуществления розничной торговли менее 15-ти дней в течение месяца на:
торговых местах

· в развозной и разносной торговле

· 20 процентов – для плательщиков, достигших возраста: мужчины – шестидесяти лет, женщины – пятидесяти пяти лет, независимо от вида получаемой пенсии

Основание: документ, удостоверяющий личность, в котором указан возраст.

Основание: удостоверение инвалида или пенсионного удостоверение, содержащего данные о назначении его владельцу соответствующей группы инвалидности и сроке, на который она установлена.

Основание: документ, удостоверяющий личность, и удостоверение многодетной семьи.

Основание: документ, удостоверяющий личность, и удостоверение ребенка-инвалида.

При наличии права на снижение одновременно по нескольким основаниям, указанным выше, единый налог понижается на 45 процентов.

· 100 процентов – для плательщиков – родителей (усыновителей), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, при условии, что супруг (супруга) плательщика также является инвалидом I или II группы.

Основание: удостоверение инвалида или пенсионное удостоверение, содержащие данные о назначении их владельцам соответствующей группы инвалидности, копия свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования.

Виды товаров, при реализации которых физические лица
освобождаются от уплаты единого налога

Вид реализуемого товара

Условия освобождения от уплаты единого налога при осуществлении розничной торговли

— овощи и фрукты (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения)

— иная продукция растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады)

— молочные и кисломолочные продукты (в том числе в переработанном виде)

— продукция животноводства (кроме пушнины), полученная от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами убоя в сыром или переработанном виде

Справка местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства (родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги, а также близкими родственниками другого супруга, в том числе умершего, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику и (или) указанным лицам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.

Справка храниться в местах реализации продукции и предъявляется по требованию налоговых органов.

Форма справки и порядок ее выдачи установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1935.

Справка выдается местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка.

Следует обратить внимание:

в случае отсутствия, указанной справки, у физического лица возникает обязанность в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой соответствующих налогов.

продукция пчеловодства, произведенная на территории Республики Беларусь

Документы хранятся в местах реализации продукции и предъявляются по требованию налоговых органов.

Следует обратить внимание:

в случае отсутствия, указанной справки либо паспорта (свидетельства), у физического лица возникает обязанность в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой соответствующих налогов.

непродовольственные товары, бывшие в употреблении у физических лиц, осуществляющих розничную торговлю, и (или) членов их семьи

соответствие вида реализуемого товара

соответствие вида реализуемого товара

При реализации гражданами, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, товаров, не перечисленных выше, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а также выносится предупреждение о мерах ответственности за занятие незарегистрированной предпринимательской деятельностью.

При установлении факта систематического осуществления гражданами розничной торговли товарами, не перечисленными выше, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, влечет наложение судом штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Инспекция Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Гродненской области

Источник

Изменения в госрегулировании торговли и общепита в связи с новой редакцией Закона о торговле

С 08.07.2021 в новой редакции вступит в силу Закон о торговле (абз. 2 ст. 4 Закона N 81-З). В связи с этим в ряд НПА внесены изменения и дополнения, а также утверждены новые:

Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов;

Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров.

Разбираемся в материале, какие основные изменения в правилах торговли 2021 надо учесть в работе субъектам хозяйствования.

1. Торговый реестр

С 08.07.2021 будет действовать новое Положение о Торговом реестре (п. 4 Постановления Совмина N 363 от 25 июня 2021). Оно предусматривает ряд изменений по сравнению с действующим.

Перечень сведений, включаемых в Торговый реестр

Перечень сведений, включаемых в Торговый реестр, будет скорректирован, а именно:

1) установлено, что в него включают сведения:

Данное правило аналогично закрепленному в п. 1 ст. 20 Закона о торговле в новой редакции;

2) уточнено, что в отношении передвижных торговых объектов и непередвижных объектов общественного питания в Торговый реестр надо вносить маршруты движения (абз. 4 подп. 8.2 и абз. 4 подп. 8.3 п. 8 нового Положения о Торговом реестре, абз. 4 подп. 11.2 и абз. 4 подп. 11.3 п. 11 действующего Положения о Торговом реестре);

3) дополнено, что заявители-нерезиденты обязаны указывать идентификационный код (номер) налогоплательщика или его аналог в стране регистрации, а также регистрационный код (номер) в стране регистрации (при наличии) (п. 11 действующего Положения о Торговом реестре, абз. 4 и 6 подп. 8.1 п. 8 нового Положения о Торговом реестре).

Закреплено, что под нерезидентом понимается юрлицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, ИП, зарегистрированный в иностранном государстве (подстрочное примечание к абз. 4 подп. 8.1 п. 8 нового Положения о Торговом реестре).

Отметим, что сейчас возможность включения сведений в Торговый реестр в отношении нерезидентов при осуществлении ими на территории Республики Беларусь торговли, общественного питания, организации деятельности торговых центров или рынков не предусмотрена. Указанные изменения внесены, в частности, на основании Решения Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 110. Согласно ему сформирован единый рынок услуг, в том числе в области оптовой и розничной торговли (п. 13 и 14 решения N 110);

4) исключены из сведений, содержащихся в Торговом реестре:

— реестры выданных специальных разрешений (лицензий) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями (абз 3 ч. 1 п. 1 ст. 22 Закона о торговле в действующей редакции, п. 1 ст. 20 Закона о торговли 2021). Напомним, что сейчас создан электронный реестр лицензий. В нем отражены все сведения о выданных (в том числе прекративших действие) лицензиях. Реестр доступен через единый портал электронных услуг (п. 4 Указа N 450);

— сведения о состоянии торговли, в том числе о розничном и оптовом товарообороте, об удельном весе торговых сетей (абз 4 ч. 1 п. 1 ст. 22 Закона о торговле в действующей редакции, п.1 ст. 20 Закона о торговле в новой редакции). Данные сведения исключены из Торгового реестра в связи с приведением Закона о торговле в соответствие с положениями Декрета N 7 (абз. 8 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7);

— классы объектов общественного питания. Напомним, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере общественного питания вправе создавать объекты общественного питания без подразделения их на классы, а также на типы (абз. 4 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7). При этом тип объекта общественного питания при его наличии по-прежнему надо будут указывать в Торговом реестре (абз. 5 подп. 8.3 п. 8 нового Положения о Торговом реестре, абз. 5 и 6 подп. 11.3 п. 11 действующего Положения о Торговом реестре);

— перечни торговых сетей (подп. 11.6 действующего Положения о Торговом реестре, п. 8 нового Положения о Торговом реестре).

Как и сейчас, сведения, содержащиеся в Торговом реестре, будут размещаться в открытом формате на сайте МАРТ. При этом закреплено, что поиск информации, содержащейся в Торговом реестре, в сети Интернет будет реализован посредством ОАИС на основании следующих реквизитов (п. 23 и 24 нового Положения о Торговом реестре):

— учетный номер плательщика;

— наименование юрлица (Ф.И.О. ИП);

— доменное имя интернет-магазина.

Также установлено, что изменения, вносимые в Торговый реестр, должны размещаться на официальном сайте МАРТ в сети Интернет не позднее 3 рабочих дней со дня их внесения в Торговый реестр (п. 25 нового Положения о Торговом реестре).

1.2. Порядок внесения сведений в Торговый реестр

Сведения в Торговый реестр будут вноситься на основании (п. 10 нового Положения о Торговом реестре):

1) уведомлений (соответственно — о включении, изменении, исключении сведений). Их форму должен установить МАРТ (абз. 1 — 4 ч. 1, ч. 2 п. 10 нового Положения о Торговом реестре (ч. 3 п. 5 ст. 20 Закона о торговле в новой редакции)).

Отметим, что сейчас сведения в Торговый реестр вносят на основании заявлений, а не уведомлений (абз. 1 — 4 п. 13 действующего Положения о Торговом реестре). В связи с этим соответствующие изменения внесены в Единый перечень административных процедур, а также Перечень административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно» (п. 7 и 11 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363).

Напомним, что с 08.07.2021 вводится уведомительный принцип в отношении начала осуществления (п. 4, 5 ст. 20 Закона о торговле в новой редакции):

— торговли в торговом объекте;

— общественного питания в объекте общественного питания;

— работы торгового центра, рынка, интернет-магазина;

— торговли без использования торгового объекта.

Субъекты торговли, субъекты общественного питания, администрации торгового центра, администрации рынка будут обязаны представить уведомления для включения сведений в Торговый реестр не позднее 5 календарных дней с даты начала осуществления указанной деятельности (т.е. уже после открытия торгового объекта, объекта общественного питания, интернет-магазина и т.д.). Такие уведомления в аналогичный срок также надо будет подавать в случаях (ч. 2 п. 5 ст. 20 Закона о торговле в новой редакции, п. 11 нового Положения о Торговом реестре);

— реорганизации юрлица в форме присоединения к нему другого юрлица, сведения о котором были включены в Торговый реестр, при намерении реорганизованного юрлица осуществлять соответствующий вид деятельности присоединенного юрлица;

— реорганизации юрлица, сведения о котором были включены в Торговый реестр, в форме выделения из него другого юрлица, слияния или разделения при намерении вновь возникшего юрлица осуществлять соответствующий вид деятельности реорганизованного юрлица.

Уведомления для включения сведений в Торговый реестр надо будет подавать по каждому (ч. 1, ч. 2 п. 5 ст. 20 Закона о торговле в новой редакции, п. 13 нового Положения о Торговом реестре):

— объекту общественного питания;

— торговому центру, рынку;

— каждой форме торговли, осуществляемой без использования торгового объекта.

На данный момент стационарный торговый объект, стационарный объект общественного питания, торговый центр и рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр (п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 16, п. 5 ст. 17 Закона о торговле в действующей редакции). Осуществлять торговлю через интернет-магазин можно только после его регистрации в Торговом реестре (п. 3 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции). Аналогичное правило закреплено и для нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания. Осуществлять торговлю или общественное питание такие объекты вправе только со дня внесения сведений о них в Торговый реестр (п. 6 ст. 14 Закона о торговле в действующей редакции);

2) информации государственного информационного ресурса «Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц)», АИС ЕГР. Сейчас это закреплено в абз. 5 ч. 1 п. 13 действующего Положения о Торговом реестре;

3) информации местного исполнительного и распорядительного органа (далее — исполком), подтверждающей факт прекращения работы торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка, интернет-магазина, осуществления торговли без использования торгового объекта. Данное правило является нововведением. Рассмотрим его более подробно в следующем разделе.

1.3. Порядок исключения сведений из Торгового реестра

В общем порядок исключения сведений из Торгового реестра останется прежним (п. 24 действующего Положения о Торговом реестре, подп. 20.1 и 20.2 п. 20 нового Положения о Торговом реестре).

Нововведением будет предоставление исполкомам права при наличии информации, подтверждающей факт прекращения работы торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка, интернет-магазина, торговли без использования торгового объекта, исключать сведения о таких объектах, интернет-магазинах, формах торговли из Торгового реестра (ч. 1 подп. 20.3 п. 20 нового Положения о Торговом реестре).

При подтверждении факта прекращения работы исполком должен будет направить заявителю информационное письмо с предложением в течение 15 рабочих дней с даты его получения представить (ч. 2 подп. 20.3 п. 20 нового Положения о Торговом реестре):

заявление об исключении сведений о них из Торгового реестра либо

информацию с указанием причин и периода временного приостановления работы торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка, интернет-магазина, торговли без использования торгового объекта.

Если заявитель после получения указанного информационного письма в установленный срок (15 рабочих дней) не представит данные заявление или информацию, то исполком исключит соответствующие сведения из Торгового реестра (ч. 5 подп. 20.3 п. 20 нового Положения о Торговом реестре). Датой исключения из Торгового реестра в таком случае будет дата, указанная в информационном письме (абз. 5 п. 22, ч. 1 и 3 подп. 20.3 п. 20 нового Положения о Торговом реестре).

2. Методика расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов

Напомним, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывает свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты (п. 3 ст. 24 Закона о торговле в новой редакции, абз. 8 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7).

С 08.07.2021 расчет будет осуществляться по формуле (п. 1 положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота):

выездная торговля в беларуси что для этого нужно. Смотреть фото выездная торговля в беларуси что для этого нужно. Смотреть картинку выездная торговля в беларуси что для этого нужно. Картинка про выездная торговля в беларуси что для этого нужно. Фото выездная торговля в беларуси что для этого нужно

где ДрТ — доля розничного товарооборота продовольственных товаров субъекта в границах г. Минска, города областного подчинения, района, процентов;

PT — розничный товарооборот продовольственных товаров за год субъекта по торговому объекту (объектам), находящемуся (находящимся) на территории г. Минска, города областного подчинения, района;

РТО — официальная статистическая информация о розничном товарообороте продовольственных товаров за год в разрезе г. Минска, городов областного подчинения, районов.

Для расчета необходимо использовать опубликованную на официальном сайте Белстата в сети Интернет официальную статинформацию. При этом после ее опубликования до проведения расчета субъектам запрещено осуществлять ряд сделок, а также совершать иные действия, направленные на увеличение торговой площади (п. 3 и 5 ст. 24 Закона о торговле в новой редакции).

3. Осуществление дистанционной торговли (торговля по образцам)

Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам с 08.07.2021 переименованы в Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли (абз. 1 — 3 п. 4 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363).

Это связано с тем, что с 08.07.2021 форма торговли «торговля по образцам» фактически заменена на «дистанционную торговлю» (подп. 1.2 п. 1 ст. 10 Закона о торговле в новой редакции, подп. 3.2 п. 3 ст. 10 Закона о торговле в действующей редакции). Данные изменения законодательства произведены, в частности, во избежание смешивания понятий, используемых для определения методов продажи товаров.

Напомним, что по методам продажи товаров розничные торговые объекты классифицируются на следующие (подп. 4.3 п. 4 Инструкции N 59):

с продажей товаров по предварительным заказам.

Указанное переименование, соответственно, повлекло необходимость внесения правок текста Правил осуществления дистанционной торговли. Однако в них есть иные изменения, в частности:

1) уточнено, что при осуществлении дистанционной торговли не допускается продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта). Сейчас такое уточнение отсутствует (абз. 19 — 20 п. 4 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, абз. 3 п. 3 Правил торговли по образцам).

При этом дистанционная торговля БАДами, применяемыми для обогащения пищи человека (содержащими в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), будет допускаться (абз. 22 и 23 п. 4 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363):

при наличии у продавца торгового объекта и (или) складских помещений, в которых осуществляются продажа и (или) хранение таких товаров;

независимо от наличия торгового объекта и (или) складских помещений — если продавцом является изготовитель таких товаров.

Сейчас такой запрет установлен по отношению к скоропортящейся пищевой продукции и пищевой продукции для питания спортсменов (ч. 2 п. 3 Правил торговли по образцам);

2) закреплены обязанности продавца:

до момента заключения договора доводить до сведения покупателя информацию о номерах контактных телефонов, адресе электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. При этом данная информация должна быть доведена до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в сети Интернет, используемых для описания товаров (абз. 27, 28 и 34 п. 4 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, п. 4 Правил торговли по образцам);

при передаче товаров предоставить покупателю информацию о его правах и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (абз. 31 и 32 п. 4 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, п. 5 Правил торговли по образцам);

3) расширен перечень информации, которая должна быть отражена на главной странице сайта интернет-магазина. Там также должны быть отражены (абз. 38 и 39 п. 4 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, п. 7 Правил торговли по образцам):

— номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;

— номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

4. Продажа отдельных видов товаров, осуществление общественного питания

В Правила продажи отдельных видов товаров и осуществление общественного питания внесено ряд изменений и дополнений, в частности:

1) скорректировано определение термина «витрина». Под ней будет пониматься остекленная часть фасада капитального строения (здания, сооружения), в котором расположены торговый объект, объект общественного питания, которая дает возможность видеть со стороны улицы образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрин, либо вид торгового оборудования, полностью или частично остекленного, предназначенного для выкладки товаров и их отпуска покупателям (абз. 7 и 8 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, абз. 3 п. 2 Правил продажи);

2) исключена норма об информировании потребителей в случае необходимости временного приостановления работы торгового объекта, объекта общественного питания для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в иных случаях (абз. 13 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363). Это сделано в целью избежать дублирование нормы, так как данная обязанность установлена в ч. 3 п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей;

3) расширен перечь товаров, информацию о которых вместо ценников можно доводить до сведения покупателей на товарных ярлыках (этикетах), потребительской упаковке, иными способами. С 08.07.2021 это можно будет делать также в отношении мелких штучных товаров (рыболовных снастей, крепежных изделий и других подобных товаров) при их продаже методом самообслуживания (абз. 21 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, п. 22 Правил продажи);

4) установлено исключение из правила, что товары, не упакованные изготовителем в потребительскую упаковку, которые по своему характеру требуют упаковки, должны передаться покупателю в упакованном виде без взимания платы за потребительскую упаковку. Данное правило не будет распространяться на продажу напитков в розлив (абз. 24 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, ч. 2 п. 26 Правил продажи);

5) вводится запрет на продажу энергетиков в Беларуси несовершеннолетним в возрасте до 18 лет (абз. 25 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363);

6) уточнено, что сведения о времени фасования товара надо предоставлять покупателем по товарам, срок годности которых составляет не более 72 часов. На данный момент такое требование установлено для особо скоропортящихся товаров (абз. 29 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, п. 46 Правил продажи);

7) установлено, что при продаже колбасных изделий и плодоовощной продукции методом самообслуживания допускается указание информации о массе нетто и цене отвеса после взвешивания таких товаров работником продавца за прилавком или в местах проведения расчета за товары либо после самостоятельного взвешивания этих товаров покупателем при наличии установленных в торговом зале средств измерений, прошедших метрологическую оценку в соответствии с законодательством в области обеспечения единства измерений (абз. 31 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363);

8) исключено требование оборудовать места продажи обуви подставками (абз. 32 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, п. 56 Правил продажи);

9) предусмотрен ряд исключений из запрета на продажу в одном торговом объекте бывших в употреблении и новых меховых изделий, обуви, одежды швейной и трикотажной. С 08.07.2021 он не будет распространяться не только на новые швейные и трикотажные и бельевые изделия, но и на (абз. 34 — 40 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, абз. 2 п. 73 Правил продажи):

— товары, принятые на комиссию от граждан;

— бывшие в употреблении товары, изъятые, арестованные, а также конфискованные по приговору (постановлению) суда либо обращенные в доход государства иным способом, товары, на которые обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, товары, освобожденные от ареста органом, ведущим уголовный процесс, товары, задержанные таможенными органами, и товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства;

— бывшие в употреблении товары, находящиеся в невостребованном багаже, ручной клади, забытые в поездах или оставленные в камере хранения;

10) предоставлено право реализовывать драгоценные металлы и драгоценные камни на ярмарках (абз. 43 п. 9 приложение 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363);

11) скорректировано, какая информация должна быть отражена на товарном ярлыке (этикетке) ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота, сусального серебра, монет, мерных слитков, ограненных драгоценных камней. Например, на нем будет не обязательно указывать цену товара. Однако тогда надо будет оформить ценник (абз. 45 — 49 п. 9 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, абз. 1 п. 94 Правил продажи);

12) введена глава, устанавливающая особенности продажи пива и слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта не более 7% (пиво и слабоалкогольные напитки).

Закреплено, что продажа пива и слабоалкогольных напитков запрещена (п. 115 Правил торговли в новой редакции):

— в торговых объектах, объектах общественного питания, расположенных: в помещениях, в которых расположены учреждения образования, организации здравоохранения (за исключением специально предусмотренных помещений в санаториях для взрослых, санаториях для взрослых и детей), детские театрально-зрелищные и культурно-просветительные учреждения; в зданиях (помещениях, сооружениях) производственных организаций и на объектах строительства; в физкультурно-спортивных сооружениях и на их территориях, за исключением стационарных объектов общественного питания; в зданиях (помещениях, сооружениях), в которых расположены государственные органы, за исключением стационарных объектов общественного питания; на автозаправочных станциях, не имеющих оборудованных объектов общественного питания и (или) магазинов с входом для покупателей;

— при осуществлении разносной торговли, дистанционной торговли, торговли через распространителей, общественного питания вне объектов общественного питания;

— в торговых объектах и во временной период, определяемых облисполкомами, Минским горисполкомом исходя из особенностей развития соответствующих административно-территориальных единиц;

— в полимерной потребительской упаковке номинальным объемом более 2 литров.

Установлено право продавца организовать потребление пива и слабоалкогольных напитков в торговых объектах, в которых созданы условия для их потребления (столы, столы и стулья, столы для приема пищи стоя, барные стойки и другое оборудование), а также в объектах общественного питания (п. 116 Правил торговли в новой редакции).

Также установлено, что допускается реализация пива и слабоалкогольных напитков в розлив при организации торгового обслуживания праздничных мероприятий, организованных местными исполнительными и распорядительными органами (п. 117 Правил торговли в новой редакции).

5. Ассортиментный перечень товаров

Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров изложено в новой редакции. Это сделано в связи со значительным изменением терминологии в части видов и типов торговых объектов, форм торговли, требований к функционированию фирменных магазинов. В частности:

1) дано определение термина «фирменный магазин». Под ним будет пониматься магазин, созданный юрлицом, ИП, являющимися производителями товаров, либо субъектом торговли, получившим право продажи товаров конкретного производителя (производителей) с использованием товарного знака (товарных знаков) или фирменного наименования этого производителя (фирменных наименований этих производителей), в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), в котором объем продажи товаров этого производителя (производителей) в общем количестве реализуемых в этом магазине товаров составляет (абз. 4 п. 2 Положения об ассортиментном перечне в новой редакции):

не менее 75% — для непродовольственных магазинов;

не менее 50% — для продовольственных;

2) скорректировано, в каких случаях ассортиментный перечень товаров не требуется. Формулировки данных случаев приведены в соответствие с терминологией, применяемой с 08.07.2021.

После вступления Закона о торговле в новой редакции в силу появится ряд новшеств, а именно:

— в случаях, установленных Президентом, утвержденный субъектом розничной торговли ассортиментный перечень товаров надо будет согласовать с местным исполнительным и распорядительным органом (ч. 2 п. 1 ст. 18 Закона о торговле в новой редакции);

— будет введено исключение в выполнении обязанности по обеспечению наличия в продаже в торговом объекте товаров, включенных в ассортиментный перечень товаров. Таким исключением будет ситуация, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если это нарушение не является следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли (п. 6 ст. 18 Закона о торговле в новой редакции).

6. Функционирование рынков

Правила создания и функционирования рынков переименованы в Правила функционирования рынков (абз. 7 и 8 п. 8 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363).

Также в них учтены изменения, внесенные в Закон о торговле и вступающие в силу с 08.07.2021 по вопросу функционирования рынков (ст. 14 Закона о торговле в новой редакции). В частности, исключена глава 2 «Порядок создания рынка. Выдача разрешения на создание рынка и согласование схемы рынка. Приостановление и прекращение деятельности рынка».

Кроме того, в связи с отменой обязанности получать разрешения на создание рынка соответствующие изменения внесены в Единый перечень административных процедур, а также Перечень административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно» (п. 7 и 11 приложения 1 к постановлению Совмина от 25.06.2021 N 363, п. 3 ст. 17 Закон о торговле в действующей редакции, ст. 14 Закон о торговле в новой редакции).

Отметим, что схему рынка по-прежнему надо согласовывать. Это осуществляется путем проставления соответствующих отметок на схеме рынка уполномоченным органом, а в случае согласования схемы зооботанического рынка, рынка, на котором осуществляется продажа продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции, — также государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка (п. 7 Правил функционирования рынков; п. 11 Правил создания и функционирования рынков; Единого перечня административных процедур в редакции от 08.07.2021; п. 163 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», в редакции от 08.07.2021; п. 3 ст. 14 Закона о торговле в новой редакции).

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *