выезд на пмж что это

Дополнительная информация

О переезде на ПМЖ в Российскую Федерацию

Основные подходы к решению задач в сфере миграции определены в «Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003г. №256-р. В настоящее время в соответствии с Планом реализации Концепции разрабатывается проект Федеральной целевой программы, предусматривающей содействие в добровольном переселении соотечественников.

С рядом государств СНГ и Балтии заключены и ратифицированы специальные соглашения, дающие переселенцам некоторые льготы (Армения, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Таджикистан, Туркмения, Украина). С Эстонией и Грузией такие договора заключены, но не ратифицированы. При Посольствах России в Армении, Латвии, Туркмении, Киргизии, Таджикистане открыты Представительства миграционной службы России, прорабатывается вопрос о создании таких представительств в Азербайджане, Казахстане, Молдавии и Украине.

Российские граждане могут беспрепятственно переехать на ПМЖ в Россию, однако вопросы своего обустройства им придется решать самостоятельно. Как правило, переселенцы приобретают жилье в России за счет средств, вырученных от продажи своей квартиры в государстве выезда, либо регистрируются у родственников.

Пенсионеры и инвалиды, имеющие российское гражданство, могут обращаться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации или непосредственно в органы социальной защиты населения конкретного субъекта РФ с просьбой о размещении в стационарном учреждении социального обслуживания. Вместе с тем на предоставление путевок для постоянного проживания в домах-интернатах для престарелых имеются очереди, а условия размещения предполагают поселение от 3 до 5 человек в комнате. Участники ВОВ могут претендовать на размещение в домах-интернатах для ветеранов, где более комфортные условия (1-2 человека в комнате). Законодательство предусматривает предоставление мест в домах-интернатах либо в субъекте РФ по месту жительства на момент устройства (на соотечественников, проживающих за рубежом, не распространяется), либо по месту рождения. В противном случае путевки могут быть предложены в любом регионе, где имеются свободные места.

Жилье в России имеет право приобрести любой гражданин (в т.ч. иностранный) независимо от страны его постоянного проживания.

В целях трудоустройства граждане, переезжающие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, могут обращаться в территориальные органы по вопросам занятости населения, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Контактная информация, по которой можно связаться с территориальными органами Роструда, размещена на сайте Федеральной службы по труду и занятости России.

Кроме того, граждане могут обратиться по телефону в Управления Федеральной государственной службы занятости населения (УФГСЗН), на которые возложена координация по федеральным округам.

Средства, выделяемые целевым образом по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, предназначены для поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и не могут расходоваться на помощь в их переезде в Россию.

О НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО ТАДЖИКСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

В Республике Таджикистан регулированию наследственных отношений отведен разд. VI «Наследственное право» Гражданского кодекса Республики Таджикистан, включающий в себя пять глав (гл. 58 «Общие положения о наследовании», гл. 59 «Наследование по завещанию», гл. 60 «Наследование по закону», гл. 61 «Принятие наследства и отказ от наследства», гл. 62 «Охрана наследственного имущества») и сорок три статьи.

Следует отметить, что правовое регулирование наследования в Таджикистане, как и в других бывших союзных республиках, ограничено Гражданским кодексом и законами (п. 1 ст. 1138 ГК РТ).

Наследниками по завещанию и закону могут быть граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также дети, зачатые при жизни наследодателя и рожденные живыми после открытия наследства (п. 1 ст. 1144 ГК РТ). Это правило сужает круг наследников, поскольку зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства братья и сестры, дяди и тети (а по праву представления также внуки и их потомки, племянники и племянницы, двоюродные братья и сестры) наследниками быть не могут. Наследниками по завещанию также названы юридические лица (п. 2 ст. 1144 ГК РТ).

Устанавливая круг недостойных наследников, ГК РТ согласился с предложением Модельного ГК СНГ, поэтому на первый взгляд может показаться, что он идентичен. Так, согласно ст. 1145 ГК РТ не имеют права наследовать ни по завещанию, ни по закону, а также не имеют права на получение завещательного отказа лица, которые:

По закону также не имеют права наследовать родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не были восстановлены в этих правах к моменту открытия наследства, а также родители (усыновители) и совершеннолетние дети (усыновленные), уклонившиеся от выполнения возложенных на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (п. 3 ст. 1145 ГК РТ).

В отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором недостойные наследники прямо подразделены на две категории – лиц, не имеющих права наследования, и лиц, отстраненных от наследования (п. 3 ст. 1117 ГК РФ), таджикский наследственный закон обе вышеуказанные категории объединяет в одну группу – лиц, устраняемых от наследования. Обстоятельства, служащие основанием для устранения от наследования недостойных наследников, устанавливаются судом (п. 4 ст. 1145 ГК РТ). Лицо может быть признано недостойным наследником как до, так и после открытия наследства. Если лицо признано судом недостойным наследником после получения наследства, оно обязано возвратить все полученное по наследству, вместе с плодами и доходами. При утрате наследственного имущества, т.е. невозможности возврата в натуре, это лицо обязано возместить его стоимость (ст. 1146 ГК РТ). Иск о признании лица недостойным наследником должен быть предъявлен заинтересованными лицами в течение трех лет с момента, когда это лицо вступило во владение (ст. 1147 ГК РТ).

Государство также прямо названо наследником. В п. 1 ст. 1149 ГК РТ закреплено, что наследственное имущество ПО ПРАВУ НАСЛЕДОВАНИЯ переходит к государству:

а) если имущество завещано государству;

б) если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;

в) если все наследники лишены завещателем права наследования.

Государство может наследовать имущество, если кто-нибудь из наследников отказался от своей доли в наследстве в его пользу, а если завещана только часть имущества наследодателя, при отсутствии наследников по закону остальная часть также переходит к государству (пп. 2, 3 ст. 1149 ГК РТ). В отличие от российского наследственного правопорядка подобный порядок наследования государством не назван выморочным, но смысл тождественен.

Согласно Модельному ГК СНГ нормы ГК РТ о наследовании по завещанию предшествуют нормам о наследовании по закону, что даже архитектонически показывает превалирование содержания завещания перед правилами, установленными законом, что отличает новейшие кодификации практически во всех бывших республиках СССР от кодификаций в советских республиках в 60-х гг. прошлого столетия. Однако следует отметить, что понятие завещания в наследственном законодательстве Республики Таджикистан существенно отличается от того, что дано в Модельном ГК СНГ и закреплено в наследственном законодательстве отдельных государств СНГ. В государствах, принявших позицию Модельного ГК СНГ, завещанием признается волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом или правом на него на случай смерти. Согласно же п. 1 ст. 1150 ГК РТ завещанием признается волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащими ему имущественными, а в случаях, предусмотренных законом, неимущественными правами на случай смерти, оформленное надлежащим образом. Таким образом, таджикский завещатель вправе распорядиться на случай смерти не только имущественными, но даже и неимущественными правами, если, правда, это предусмотрено законом.

Надо полагать, что правило о лишении потомков права наследования по праву представления в ГК РТ заимствовано из ГК РФ.

В содержание завещания может входить завещательный отказ и возложение, правила о которых тождественны российским. Среди отличий можно назвать только то, что возложение может носить личный, а не только общеполезный характер, а предметом возложения может быть и обязанность воздерживаться от совершения какого-либо действия.

В остальном правила о наследовании по завещанию практически тождественны российскому закону, поскольку взяты из Модельного ГК СНГ. Принципиальным отличием выступает только то, что в Таджикистане завещание не может быть составлено в простой письменной форме, т.е. допускаются только нотариально удостоверенные завещания и завещания, приравниваемые к нотариально удостоверенным (п. 2 ст. 1157 ГК РТ). Другие особенности наследственного правопреемства по завещанию не носят существенного характера. Так, например, в качестве свидетеля и рукоприкладчика (лица, подписывающего завещание вместо завещателя в силу его физических недостатков, болезни или неграмотности) не может выступать лицо, ранее судимое за лжесвидетельство (пп. «д» п. 4 ст. 1057 ГК РТ).

Существенные отличия имеют место в порядке наследования по закону. В отличие от многих государств СНГ таджикский законодатель ограничился тремя очередями:

Внуки и их потомки (п. 2 ст. 1166 ГК РТ), племянники и племянницы (п. 2 ст. 1167 ГК РТ), двоюродные братья и сестры (п. 2 ст. 1168 ГК РТ) умершего лица наследуют только по праву представления, т.е. являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником (п. 2 ст. 1166 ГК РТ); они наследуют поровну в той доле, которая причиталось бы при наследовании по закону их умершему родителю (1169 ГК РТ).

Также к наследникам по закону отнесены нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые поделены на две категории:

Особую категорию наследников по закону составляют отчим и мачеха. В ст. 1171 ГК РТ определено, что нетрудоспособные родители (отчимы и мачехи) наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Больше указанные лица нигде не упоминаются. Применяя систематическое толкование норм таджикского наследственного права, можно предположить, что поскольку нетрудоспособные отчим и мачеха являются лицами, имеющими право на обязательную долю и перечислены в указанной статье вместе с лицами, относящимися к первой очереди наследования (родители, дети и супруг), то, следовательно, являются наследниками первой очереди при условии, если на момент открытия наследства были нетрудоспособны. Возможно и иное предположение, что отчим и мачеха, являющиеся нетрудоспособными иждивенцами, не входящими в число наследников по закону, но не менее года совместно проживавшие с наследодателем, наследуют независимо от содержания завещания не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (т.е. наследуют обязательную долю).

Особенностью таджикского наследственного правопорядка выступает и то, что при наследовании предприятия нет необходимости в статусе индивидуального предпринимателя, поэтому нет и преимущественных прав здесь. Сохранен действовавший в советское время порядок предъявления требований кредиторами наследодателя – они должны быть сделаны в течение шести месяцев со дня открытия наследства к наследникам, принявшим наследство, независимо от наступления срока требования. Несоблюдение этого правила влечет утрату кредиторами права требований, хотя шестимесячный срок может быть продлен судом, если он признает уважительной причину просрочки (ст. 1188 ГК РТ).

Полномочия консульских должностных лиц в сфере наследственных дел

Полномочия консульских должностных лиц в сфере наследственных дел определяются статьей 40 Консульской конвенции, заключенной 17 октября 1996 г. между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

В соответствии с частью 1 данной статьи компетентные власти государства пребывания уведомляют в возможно кратчайший срок уведомляют консульское должностное лицо о смерти на территории его консульского округа лица, которое этим органам известно как гражданин представляемого государства, а также информируют консульское должностное лицо о наличии наследственного имущества, завещания, а также о том, что какое-либо лицо, находящееся или представленное на территории государства пребывания, назначено распорядителем этого имущества.

Согласно части 2 компетентные органы государства пребывания в возможно кратчайший срок информируют консульское должностное лицо о наследственном имуществе, оставленном на территории государства пребывания, в том случае, когда наследником или отказополучателем является представляемое государство или какое-либо лицо, которое известно этим компетентным органам как гражданин представляемого государства.

Часть 3 данного нормативно-правового акта определяет условия, при которых консульское должностное лицо информирует компетентные органы государства пребывания о смерти на территории государства пребывания гражданина представляемого государства или о наличии на территории государства пребывания наследственного имущества, оставленного покойным гражданином представляемого государства.

В соответствии с частью 4 вышеупомянутой статьи консульское должностное лицо в отношении вопросов наследственного имущества, упомянутых в частях 1, 2 и 3 настоящей статьи, а также в той степени, в какой это допустимо в соответствии с законами и правилами государства пребывания, имеет право:

а) просить государство пребывания принять меры или же лично предпринять шаги по обеспечению защиты, сохранности и распоряжению этим наследственным имуществом;

б) присутствовать или каким-либо иным образом участвовать в принятии мер, о которых говорится в подпункте «а» настоящего пункта;

в) обеспечивать представительство гражданина представляемого государства, имеющего законный интерес в этом имуществе, который не присутствует в государстве пребывания и не имеет в нем представителя. В том случае, когда в соответствии с пунктом 4 «в» настоящей статьи принимаются меры по обеспечению представительства, это представительство действует до тех пор, пока представленные таким образом лица не назначат своих собственных представителей или не возьмут на себя ответственность за защиту своих прав и интересов.

Часть 6 определяет условия, при которых консульское должностное лицо с учетом законодательства представляемого государства может вступить во владение и распорядиться документами, деньгами и другим личным имуществом умершего.

Согласно части 8 консульское должностное лицо может от имени гражданина представляемого государства, если такой гражданин не находится на территории государства пребывания, получать от суда, властей или отдельных лиц деньги или иную собственность, на которую данный гражданин имеет право в связи со смертью любого лица, включая наследственное имущество, платежи, сделанные в соответствии с законами о выплате компенсаций в связи с несчастными случаями, а также платежи по страховым полисам в связи со страхованием жизни.

Источник

Вы уезжаете жить за рубеж Версия для печати

Переезд в другую страну – дело сложное, хлопотное и затратное, поэтому стоит подойти к нему со всей мерой ответственности.

Порядок получения разрешения на выезд на постоянное место жительства за границу

Порядок получения разрешение на выезд на постоянное жительство в другое государство из Республики Казахстан регулируется «Правилом оформления документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительство»

Выезд на постоянное жительство из Республики Казахстан осуществляется по разрешению территориальных органов миграционной полиции органов внутренних дел (пункт 5 Правил оформления документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства).

Порядок получения разрешение на выезд на постоянное жительство в другое государство из Республики Казахстан, а также необходимый для этого перечень документов.

Документы должны предоставляться лично. Органами внутренних дел запрещается прием документов от посреднических юридических и физических лиц (пункт 7 указанных Правил).

Для выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в соответствии с пунктом 7 Правил в миграционную полицию гражданами Республики Казахстан лично или их законными представителями представляются следующие документы:

Истребование от граждан других документов не допускается (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 9 Правил решение о выдаче разрешения на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное жительство принимается не позднее 30 календарных дней со дня предоставления всех необходимых документов.

Важно: Следует иметь в виду, что получение разрешения на выезд на постоянное жительство в другую страну не означает автоматической утраты гражданства Республики Казахстан.

Где получить разрешение на выезд на постоянное жительство, если гражданин находится за пределами Республики Казахстан?

Выдача соответствующего разрешения гражданам Республики Казахстан, выехавшим за пределы Республики Казахстан по временным делам и изъявившим желание остаться там на постоянное жительство, производится дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Казахстан за рубежом по согласованию с территориальными органами внутренних дел по последнему месту жительства заявителя в Республике Казахстан (пункт 10 Правил оформления документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства).

К заявлению в этом случае необходимо приложить следующие документы:

В случае отсутствия, утери или истечения срока действия удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, представляется объяснение.

Выход из гражданства Республики Казахстан

Выход из гражданства РК осуществляется на основании добровольного волеизъявления. Вопросы, связанные с выходом из гражданства РК, регулируются Законом РК «О гражданстве Республики Казахстан».

При подаче документов о выходе из гражданства РК в подразделениях миграционной службы заявитель обязан представить расписку о том, что он ознакомлен с условиями и последствиями выхода из гражданства РК, а также обязуется сдать казахстанские документы в Управление миграционной службы.

Органы внутренних дел запрашивают сведения о ходатайствующем лице в органах правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре и его территориальных подразделениях о привлечении к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо об отбывании им наказания по приговору суда.

В заключениях о выходе из гражданства орган внутренних дел указывает сведения:

Таким образом, если гражданин привлечен к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо отбывает наказание по приговору суда, имеет неисполненные обязательства перед Республикой Казахстан или, если выход лица из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики, то в соответствии со статьей 20 Закона «О гражданстве РК» в выходе из гражданства ему будет отказано.

Вы можете ознакомиться с пошаговой процедурой выхода из гражданства, а также узнать о сроках оказания услуги пройдя по данной ссылке.

При выходе из гражданства человек вправе изъять свои пенсионные накопления. Для этого ему необходимо обратиться в филиал пенсионного фонда, с которым был заключен договор о пенсионном назначении и предоставить необходимые документы. Более подробно об изъятии и переводе пенсионных накоплений вы можете узнать, пройдя по данной ссылке.

Порядок выхода из гражданства РК регулируют такие документы:

Выход из гражданства граждан, проживающих за границей

Граждане также могут подать заявление о выходе из гражданства проживая за пределами Республики Казахстан. Само по себе проживание за пределами Казахстана не влечет прекращения казахстанского гражданства, однако, несоблюдение установленных условий проживания заграницей может повлечь автоматическую утрату гражданства Казахстана.

Граждане Республики Казахстан, проживающие за границей постоянно (то есть снявшиеся с регистрации в органах внутренних дел Казахстана, получившие разрешение на выезд за границу на постоянное место жительства и состоящие на учете в казахстанских консульских учреждениях в стране проживания), заявление о выходе из гражданства подают на имя Президента Республики Казахстан через казахстанские консульские учреждения.

К заявлению прилагаются:

При приеме документов, заявителям разъясняются правовые последствия прекращения ими гражданства Республики Казахстан, а также разъясняется положение статьи 3 Закона, в соответствии с которым за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство иностранного государства, о чем делается отметка в анкете-заявлении.

Заявления по вопросам гражданства в отношении лиц, не достигших 18 лет, а также признанных недееспособными, рассматриваются по просьбе их законных представителей, удостоверенной нотариально, а в других государствах – удостоверенной загранучреждением, вместе с копией свидетельства о рождении ребенка (усыновители, опекуны и попечители представляют копию решения местного исполнительного органа Республики Казахстан) либо с документом, удостоверяющим личность недееспособного лица.

При подаче заявления по вопросам изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет обязательно его согласие, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а в других государствах – удостоверено загранучреждением.

Документы, должны быть составлены на государственном или русском языках, либо на ином языке с приложением нотариально засвидетельствованного перевода на государственный или русский язык.

На каждого члена семьи заявителя составляется отдельное заключение.

Срок рассмотрения материалов о выходе из гражданства

Срок рассмотрения материалов по заявлениям об изменении гражданства в местных органах внутренних дел и национальной безопасности, загранучреждениях, Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел и Комитете национальной безопасности не должен превышать один месяц в каждом из этих органов. (пункт 23 Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Казахстан).

Результат рассмотрения

В результате рассмотрения ходатайства выдается справка о выходе из гражданства Республики Казахстан (на бумажном носителе) либо отказ в выходе из гражданства.

Источник

Что нужно знать эмигрантам о российских законах

5 историй от тех, кто переехал

Эмиграция может принести не только радость, но и проблемы.

Если человек переехал за рубеж и сохранил российское гражданство, он должен исполнять законы сразу двух стран. Теперь ему нужно платить налоги по правилам того государства, в котором он живет, и не забывать об ответственности перед родиной.

Бывает трудно разобраться, что именно требует Россия от своих граждан, покинувших пределы страны. Рассказываем, какие сложности могут возникнуть при переезде и как не нарушить закон.

Как платить налоги

Ситуация. Азат не может разобраться, как платить налоги. С одной стороны, большую часть года он живет не в России, с другой — работает на российскую компанию и владеет на родине недвижимостью.

Как по закону. В такой ситуации гражданин не считается налоговым резидентом, поэтому платит налоги по особой ставке.

Почему так. В законе прямо написано, что налоговыми резидентами признаются только те, кто живет в России не меньше 183 дней в год. А вот гражданство, место работы и наличие недвижимости на это не влияют.

Нерезиденты платят налоги только с тех доходов, которые получают из источников в РФ. Это могут быть зарплаты в российской компании или прибыль, полученная от сдачи в аренду российской квартиры. Ставка НДФЛ в таком случае будет повышенной: не 13%, как у резидентов, а 30%. Значит, если большую часть года жить и работать за рубежом, а также не иметь в России недвижимости, то платить в РФ налоги вообще не придётся. Но это касается только тех, у кого в договоре указано, что место работы — иностранный город. Если по бумагам нерезидент работает в России, он обязан платить налог по повышенной ставке.

Отчисления делать не надо, если жить большую часть года за рубежом, работать на иностранную компанию и не иметь в России недвижимость. Еще можно написать в договоре, что место работы — иностранный город, и не придется платить НДФЛ.

Если нерезидент владеет квартирой в России, он обязан платить налог на имущество. Хорошая новость: ставка по нему не отличается для резидентов и нерезидентов. Зато если нерезидент захочет продать квартиру раньше, чем истечет минимальный срок владения недвижимостью, отдать в бюджет придется 30% от вырученной суммы. Воспользоваться вычетом и уменьшить налог не получится: нерезидентам эта льгота не предоставляется.

Как быть. Если мужчина сотрудничает с российской компанией официально, налоги за него должен платить работодатель. Если начальство не знает, что мужчина не является налоговым резидентом, лучше поставить его об этом в известность.

Узнать, есть ли задолженности по налогу на квартиру и другое имущество, можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru. Если есть долги, стоит как можно скорее их закрыть: налоговая не забудет про деньги, а взыщет с пенями.

Все, что нужно знать о жизни за границей

Расскажем в нашем новом телеграм-канале для бережливых путешественников Чемодан.

Подпишитесь, чтобы не пропустить лучшие статьи о поездках по миру, России и жизни за рубежом.

Как оформить трудовые отношения

Ситуация. Юлия переехала за границу, но продолжила работать в старой компании на удаленке. Через некоторое время ее перевели с трудового договора на гражданско-правовой, потому что она перестала быть налоговым резидентом РФ. Юлия сомневается, что это законно, и хочет снова заключить трудовой договор.

Как по закону. Перевести работника на гражданско-правовой договор рекомендует Минтруд. Но от этого можно отказаться.

Почему так. Сотрудник компании может работать по трудовому договору и в офисе, и дистанционно, сохраняя при этом все права и гарантии. Но если он переезжает за границу, Министерство труда настоятельно рекомендует работодателям переводить отношения из трудовых в гражданско-правовые. Причин несколько, одна из них — часть норм трудового права действует только в РФ. Еще работодатель не сможет выполнить требования закона и расследовать несчастный случай на производстве, если он произойдет.

Работодатели обычно прислушиваются к Минтруду. Гражданско-правовой договор для них выгоднее, потому что больничные и отпуска по нему не предусмотрены и не надо перечислять взносы на социальное страхование. Но работник может напомнить начальству, что это всего лишь рекомендация: закон не запрещает заключать трудовой договор даже с тем сотрудником, который работает в другой стране. Правда, взносы на социальное страхование ему вряд ли пригодятся. Процедура обмена слишком сложная, чтобы получение оплачиваемого больничного за границей было выгодным.

Как быть. Если женщина считает, что трудовой договор для нее выгоднее, она может потребовать его заключить: никакого запрета на это в законе нет. Но стоит взвесить, точно ли это необходимо. Взносы на социальное страхование увеличат финансовую нагрузку на работодателя, а вот сможет ли женщина получить от этого выгоду — неизвестно.

Что делать с ИИС

Ситуация. Егор хочет положить деньги на ИИС, а в следующем году получить вычет 13% от этой суммы. Но есть проблема: в течение года мужчина собирается поехать работать в другую страну и переживает, что это помешает его плану.

Как по закону. За этот год Егор точно получит вычет. Дальше все зависит от срока, на который он покидает страну.

Почему так. Любые вычеты предоставляются только резидентам. Пока Егор живет в России, он обладает таким статусом. Если он положит деньги на счет в этом году, а уедет только в следующем, никаких препятствий для получения вычета нет.

Потом могут возникнуть сложности. Если мужчина уедет в командировку на пару месяцев, а затем вернется — ничего страшного. Но когда общий срок пребывания за границей за год составит больше 183 дней, мужчина автоматически станет нерезидентом и потеряет право на вычет. Еще он будет вынужден платить налог с дохода от сделок по ставке 30% вместо 13%.

Как быть. Прежде чем открывать ИИС, мужчине стоит оценить риски и выгоду. Если работать за рубежом он планирует долго, возможно, ИИС без вычетов и с повышенной ставкой для нерезидентов не принесет ощутимой прибыли.

ИИС можно смело открывать в нескольких ситуациях:

Как сообщить налоговой о статусе нерезидента

Ситуация. Один мужчина инвестирует через брокерский счет и собирается поехать на учебу в европейский университет. Из-за длительного отсутствия в стране он потеряет статус налогового резидента, и ставка налога по доходам на бирже возрастет. Но брокер по умолчанию будет списывать обычный процент. Мужчина задумался: стоит ли в такой ситуации подавать декларации самому или можно просто утаить смену статуса от налоговой.

Как по закону. От налоговой лучше такие вещи не скрывать. Сообщить о том, что вы стали нерезидентом, можно через брокера или напрямую в ИФНС.

Почему так. Налоговой действительно будет сложно узнать о переезде гражданина за границу. Но это не значит, что налог можно платить по ставкам для резидентов. По закону гражданин обязан самостоятельно подавать декларацию и уплачивать налог, если по какой-то причине налоговый агент не удержал всю положенную сумму. Если этого не сделать, налоговая может потребовать не только закрыть долг, но и уплатить пени и штраф.

Как быть. Проще всего обратиться к брокеру. Ему понадобятся документы, подтверждающие, что гражданин нерезидент. Например, это может быть копия загранпаспорта со штампом, подтверждающим выезд за рубеж. Дальше с налогами будет разбираться сам брокер.

За месяцы до изменения статуса налоги исчисляются по старой ставке, а после — по новой. Если к началу следующего года на счету не будет хватать денег для удержания налога, брокер передаст информацию в ИФНС, и налоговая самостоятельно направит уведомление мужчине. Оплатить налог нужно будет до первого декабря.

Если до конца года гражданин не успел уведомить брокера о смене статуса, ему нужно будет подать декларацию самостоятельно. Для этого потребуется получить справку 2-НДФЛ у брокера, заполнить декларацию 3-НДФЛ в бумажном виде или в специальной программе, а потом отправить ее через личный кабинет налогоплательщика.

Как сообщить в Россию о ВНЖ в другой стране

Ситуация. Владимир получил вид на жительство в Нидерландах еще в 2017 году, но до сих пор не сообщил об этом в Россию. Он не знает, обязательно ли это делать, как именно информировать государство и есть ли санкции за просрочку.

Почему так. Когда гражданин РФ получает гражданство другой страны, ВНЖ или его аналог, дающий право на постоянное проживание в другом государстве, он должен сообщить об этом МВД. В теории закон делает исключение для тех граждан, которые постоянно проживают за рубежом, но на практике никто не знает, как это проверить. Те, кто решат воспользоваться этой лазейкой, находятся в зоне риска.

Главная опасность, которая грозит гражданам, не подавшим уведомление, — уголовная ответственность. Если суд решит, что факт постоянного проживания в другой стране не доказан, то может назначить штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы. Пока ведется разбирательство, выезжать из России, скорее всего, запретят.

Сообщить государству о получении вида на жительство можно только лично или по почте. Сроки подачи уведомления зависят от того, находился ли гражданин в России в момент получения документа. Если да, он должен посетить МВД в течение 60 дней после получения ВНЖ. В случаях, когда гражданин получил ВНЖ за рубежом и после этого провел там больше двух месяцев, ему предоставляется 30 дней на подачу уведомления после первого въезда в страну. После этого срок не будет приостанавливаться, даже если приехать только на выходные и сразу уехать.

За пропуск срока штраф небольшой — 1000 рублей. Главное — успеть подать уведомление раньше, чем государство заподозрит, что гражданин просто скрывает иностранный документ.

Как быть. Вот инструкция, которая поможет не запутаться с подачей уведомления:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *