выезд на пленэр что это

Выезд на пленэр что это

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.

Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.

Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).

Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.

В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Работа на пленэре: 8 необходимых рекомендаций!

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Ignacio de Leon y Escosura. El patio del artista 1875

1. Выбор места расположения

Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.

Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.

2. Необходимость головного убора

Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.

Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Georges d’Espagnat. Woman painting in the Open Air. 1912-14

3. Этюдник

Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.

Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!

4. Скорость работы

Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.

Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.

Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Fernand Allard-L’Olivier. Le Jardin de L’artiste

5. Перерывы в рисовании

Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.

6. Формат работ

Размер этюдов лучше брать небольшой — от 10х15 см до альбомного формата. Больший размер потребует большего времени и красок.

И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».

Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

John Singer Sargent. Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885

7. Постоянно сравнивайте

В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.

Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.

8. Детальность этюда

В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.

Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)

Источник

Художественный пленэр или работа по фотографии

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Что такое пленэр и нужен ли он

Подходит к концу осень, а с ней и период массового «исхода» художников из мастерских на природу. Время с середины весны примерно по середину осени считается самым светлым и «цветным» в наших северных широтах. Неудивительно, что люди творческие стараются его использовать как можно продуктивнее, покидая свои мастерские ради пленэра. Что такое пленэр в живописи? В буквальном переводе с французского слово пленэр или plein air означает «много воздуха». Обычно этим словосочетанием называют все мероприятия, которые происходят вне помещений. То же самое верно и для художников: они рисуют, делают наброски, пишут портреты или пейзажи возле дома в саду, на улицах города, в парках и скверах или уезжают за сотни и тысячи километров за новыми впечатлениями. Каждый из авторов использует свою любимую технику: масло, акварель, гуашь, карандаш, уголь. Методы работы разные, но одно восхищает и вдохновляет: ты находишься на природе, в гуще событий и в этой среде работаешь. Однако есть и другой подход к включению «природных» моментов в произведения — более прагматичный: затем куда-то идти или ехать со всеми художественными принадлежностями, многие из которых имеют немалый вес, если можно «оптимизировать» процесс? Почему бы не использовать подсобный или справочный материал: зарисовки, эскизы, фотографии? В эпоху технического прогресса попросту не имеет смысла придерживаться крайних точек зрения, как то: «Пейзаж по фото — не искусство, а слепое копирование» или «Что толку писать с натуры, если работа во многих случаях выглядит незаконченной, как будто художнику уже неинтересна, и он решил перейти к другой?» Разберём основные моменты каждого подхода, плюсы и минусы.

Как правильно подготовиться к пленэру

Организация работы вне мастерской увлекательна настолько, что напоминает сборы в поход или в длительное путешествие, полное приключений. Но чтобы остались только приятные воспоминания, а результат вас удовлетворил, нужно правильно подготовиться, то есть не забыть ни одной мелочи. Проанализируем детали:

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Не не упустить ни одну мелочь.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Готовимся к пленэру. Сколько «вешать» в. Килограммах?

Плюсы и минусы работы на пленэре

После прочтения столь подробных инструкций невольно возникает вопрос: а стоят ли все эти старания ради, например, «картинки» размером, скажем, 40 на 50 сантиметров? Не лучше ли поработать в мастерской, где всё под рукой? Попытаемся оценить основные «за» и «против», и, подобно популярному ходу в известной преамбуле о хорошей и плохой новости, начнём с последней. Но будем помнить о том, что кажущиеся недостатки можно рассматривать и как достоинства.

Моя мастерская — моя крепость, но всё же природа зовёт

В один из погожих осенних дней одна моя знакомая художница сказала: «В этом году чудесная золотая осень. Надо будет съездить в пригород пофотографировать парковые пейзажи, а потом написать серию для себя; ну, может быть, что-то пойдёт и на выставку». Кто-то воскликнет: «И это говорит художник!» Не стоит скатываться в гнев и необоснованные порицания. На самом деле есть два типа художников: пленэристы и те, кто предпочитают творить в тиши мастерской. Моя знакомая, безусловно, художник глубокий и серьёзный, относится ко второму типу. Такие люди предпочитают основываться на материале, искать, обобщать и выносить на публику уже найденный, единственный, свой образ. Сторонники такого метода справедливо отметят, что в мастерской всё рядом, и рабочий процесс в целом не нарушится из-за какой-то забытой вещи — тюбика краски или кисточки нужного размера. Однако приверженцев обоих методов можно примирить: пленэрные этюды дополнят зарисовки и фотографии, а время, проведённое на открытом воздухе, пополнит копилку вашего здоровья.

Пленэр — это старомодно

Давайте попробуем хотя бы приблизительно подсчитать, сколько весит экипировка вместе с художественными принадлежностями, иначе говоря, сколько несёт на себе художник, вышедший из дома писать этюд? Мы берём по максимуму, исходя из того, что это не просто живописец, а постоянно практикующий профессионал, и решил он написать картину маслом на пленэре, скажем, размером 60 на 70 см, то получится цифра не маленькая. Подумать только: деревянный этюдник (самый большой в линейке размеров), кисти, краски, жидкости, зонт, раскладной стульчик! В зависимости от погоды и других обстоятельств, что-то из этого перечня можно исключить (например, зонт), но всё равно, вес в 15-20 килограммов нести на себе нелегко. А если по ходу работы приходится искать интересный для вас вид, то это напомнит занятия экстремальным спортом. Правда, работу и поиски вида лучше сделать в два приёма: сначала присмотреть пейзажный мотив, а затем принести или привезти на место всё необходимое. Как-то несовременно! Фотография, несомненно, помогла бы. А задумывались ли вы о том, что самый «несовременный» способ работы — это написание картины в мастерской по «подсобному» материалу. Веками мастера кисти создавали пейзажи или пейзажные фоны к жанровым и религиозным композициям в своих мастерских, используя различные приспособления — камеры-обскуры, угольники, линейки — а также чертежи, рисунки, наброски, позже фото. И только в 70-х годах 19 века французские художники-импрессионисты совершили революцию в восприятии мира, понимании цвета и интерпретации увиденного. Кстати, именно они по-своему оригинально и творчески восприняли то, что привнесла фотография, а именно, фрагментарность, возможность зафиксировать эпизод, как будто вырванный из жизни, ухватить событие «на лету» или запечатлень ускользающий момент жизни природы. Вспомните «Бар в Фоли Бержер» Эдуарда Мане или балерин Эдгара Дега. Не прошло и полстолетия, как этот приём стал популярен в кинематографе.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Выход на пленэр в Павловском парке. Художник немного похож на трансформера. И это без солнцезащитного зонта!

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

А вот и знаменитый зонт! Уже из прошлого века.

Невозможность закончить картину

Художник, работающий на натуре, зависит от многих вещей: помимо настроения, состояния здоровья, желания работать, он должен постоянно интересоваться погодой. Именно она даёт ему уверенность в том, что работа будет доведена до логического конца. На юге, в районах с более благоприятным климатом и бóльшим количеством солнечных дней, художник чувствует себя намного спокойнее, чем на севере, где чаще дуют ветра и идут дожди. И если, например, во Франции во второй половине позапрошлого века, художники-импрессионисты через две недели могли вернуться на то место, где они писали пейзажи, чтобы их закончить и что-то улучшить, то для русских художников такой пленэр мог бы считаться роскошным подарком, поскольку порой не знаешь, не нарушат ли ветер, дождь или туман твои планы на завтра. Другой важный момент, это ежеминутно меняющееся освещение и вызванные им рефлексы от окружающих объектов, которые влияют на восприятие основного цвета. К сожалению или к счастью, глаз человека — это не фотоаппарат. Он не может по какому-то внутреннему щелчку зафиксировать и сохранить «картинку». Но в том его и уникальность. И ни одна фотокамера, даже с самой совершенной оптикой, не может передать всё богатство и разнообразие цвета в природе, как наш глаз. Переключая своё внимание от объекта к объекту, изучая их цвета и формы, художник как бы проживает жизнь вместе с природой, глубже понимая её. Природа безгранична, поэтому и невозможно довести картины, написанные на открытом воздухе, до гиперреалистического эффекта. Есть относительная законченность. И только большим профессионалам дан талант нахождения того самого баланса и гармонии выписанной детали и окружающего её воздушного пространства, который не позволяет превратиться пленэрной картине в беспорядочное месиво красок. Сам процесс завершения произведения вне мастерской он гораздо более трудный, чем в её стенах, где можно настроить постоянные источники света, но одновременно и более интересный и захватывающий.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Пейзаж в природе и на холсте.

Выходим в мир

Зачастую как бы тщательно мы ни выбирали место для спокойной работы, всё равно найдётся тот, чьё любопытство и мотивация посмотреть, а что же «выходит из-под кисти», перевесят все препятствия. Особенно к этому надо быть готовым на городском пленэре — мы живём не в безвоздушном пространстве. К общению с такой импровизированной аудиторией надо подготовиться, как и тому, что не каждый собеседник будет уважителен и тактичен. Конечно, приятно слышать обоснованное мнение о твоей работе: нравится — почему, не нравится — что в ней не так, или, например, видеть искреннюю реакцию людей, в особенности детей, на то, что перед ними настоящий художник. Однако нередко случайные контакты озадачивают. Стоит за твоей спиной человек и упрямо твердит: «Сколько стоит?». Скорее всего, его цель не приобрести результат «свежеиспечённый» шедевр: выражение его лица говорит об обратном: возможно, он мысленно подсчитывает доход художника. В этом случае постарайтесь вежливо уйти от прямого ответа. Фразы «я ещё не завершил работу» или «картина (акварель) не продаётся» будут к месту. Лучший вариант в подобных случаях – предложить вашу визитную карточку, чтобы человек, подумав в спокойной обстановке, впоследствии принял оптимальное для него решение. Конечно, по сравнению с количеством разговоров с просто «любопытными людьми», реальные контакты продавец-покупатель завязываются гораздо реже. И было бы ошибочным, отправляясь на пленэр, представлять, как вашу работу с удовольствием унесёт к себе домой внезапно появившийся коллекционер живописи, а взамен вы получите за неё деньги. Вдохновение — это главное, но комплектом визитных карточек с вашими контактами — сайтом, страницами в соцсетях, номером телефона — неплохо было бы запастись.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Пленэр. Приятные моменты общения.

Самое интересное

«Пленэр — это не для меня, — сказал мне один знакомый художник и продолжил. — Туда идут или больные, или те, у которых совсем нет денег». Мысль забавная, но давайте подумаем. Сначала оценим расходы на настоящий, профессиональный пленэр. Что художник должен иметь или приобрести, чтобы на природе чувствовать себя уверенно? Сколько стоят этюдник, рюкзак, холст на подрамнике, кисти, краски, не говоря уже о расходах на дорогу (если придётся куда-то поехать)? Получается немалая сумма. Как быстро окупятся затраты? Ответ зависит от многого: качества работы, рекламы, состояния рынка.

Ещё один приятный момент: на пленэре общаются не только по поводу материальных проблем. Если вы художник, уделяющий большое внимание саморазвитию и к тому же экстраверт, то коллективные пленэры и мастер-классы — это для вас. Существует большое количество местных, региональных, всероссийских и международных арт-пленэров. Выбор за вами.

Подводя итоги

Видеобонус тем, кто дочитал эту статью.

А для тех, кто не устал — немного подробнее об авторе картин.

Источник

Выезд на пленэр что это

Весна уже почти, а лето ещё не. Но рисовать на пленэре уже можно. Рассказываем, как это сделать и почему пленэр — это классно.

Плюсы пленэрного пейзажа

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это
Автор фото: Кирилл ’Фарке’ Корнилов. Источник: @farkeone

Вот несколько особенностей пленэра, которые порадуют любого художника.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это
Леонардо да Винчи

Оборудование

Для работы на открытом воздухе возьмите раскладной стул, несколько мягких карандашей (или любые другие инструменты, которыми вы хотите рисовать) и альбом для рисования с бумагой хорошего качества. Если у вас нет альбома, вы можете прикрепить несколько листов к доске клейкой лентой (листы размером 38×28 см подойдут как нельзя лучше).

В небольшую сумку положите также бутылку воды, несколько тканевых или бумажных салфеток, чтобы вытирать руки, и что-нибудь поесть, чтобы восстановить силы.

Самое важное правило

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это
Автор фото: akrylova_art. Источник: @akrylova_art

Труднее всего найти подходящее место. В отличие от натюрморта, где все расставлено по вкусу художника, или портрета, когда можно в любую минуту попросить модель, скажем, опереться на одну руку, изменить что-то в пейзаже не в наших силах; приходится искать идеальный вид.

Будете плутать и искать что-то более интересное, а в итоге вернетесь обратно. Так бывает каждый раз. Первый вид всегда лучший.

Подготовка

Выбрав место, которое кажется вам многообещающим, походите в разных направлениях, глядя на выбранную панораму с разных точек зрения (к примеру, можно присесть на землю или встать на возвышение).

Естественный свет: проблемы и решения

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это
Автор фото: Александра Трофимова. Источник: @ alexandratro__

Большую трудность на пленэре представляет свет.

Каждый сеанс на пленэре — импровизационная задача, и решать ее надо творчески.

Свет облачного неба создает стабильно холодное освещение, но сложен для работы на пленэре. В отличие от солнечного света, который хорошо подчеркивает основные элементы, он равномерный и не дает выразительного контраста. Если пейзаж залит светом облачного неба, лучше подчеркнуть его. Пусть эффект спокойного свечения не так выразителен, но в нем есть своя привлекательность. Особенно выигрышно он смотрится в городских пейзажах.

Отзыв художника

Барбара Дженике — сторонник пленэрной живописи: «Регулярная живопись с натуры научила меня понимать, как на самом деле падает свет и ложатся тени в пейзаже. Камера с ее погрешностями неспособна правильно передавать светотени. Собираясь писать по фотографии, я обычно предварительно обрабатываю ее в Photoshop, чтобы она выглядела максимально приближенно к пейзажу, как я его помню».

Выбор сюжета

Еще одна трудность для художника на пленэре — выбор, что писать. При таком количестве вариантов — прекрасные деревья, живописные камни, интересные здания, динамичные горы и пр. — легко растеряться и застыть столбом с кистью в руке, не находя решения. Тут приходит на помощь опыт работы с натюрмортом.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это
Автор фото: Мария Ланина. Источник: @lani_mari

Чтобы не метаться между вариантами, бывалый натюрмортист ищет динамику света и делает его главным персонажем. Тогда выбор сужается. Как бы ни были интересны дерево или камень, они не пройдут отбор, если ничего не добавят к выразительности света. Одной «интересности» недостаточно; живописцу нужно подчеркнуть динамику света.

Отзыв художника

Кристин Бэйл — прекрасный пейзажист, предпочитает писать с натуры. Главным для себя художник считает «понимание того, как свет работает в картине». Ей кажется, что пленэр — «лучшая студия для изучения света». Выбирая вид для картины, Кристин прислушивается к своему внутреннему голосу. Главное — «правильно переданное настроение, а не фотографическая точность».

Куда идти

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это
Ни дня без кисти

Если раньше вы не писали в этом жанре, возможно, вам интересно, куда лучше отправиться на пленэр или где сделать хорошие фотографии для работы в студии. Вот несколько идей.

Отзыв художника

«Живопись на пленэре — серьезное испытание. Но если картина получится удачной, вы испытаете с чем не сравнимое удовольствие. Это вы поймете сразу по тому, как вам удалось передать освещение и как тона облаков, неба, воды и суши дополняют друг друга», — рассказывает Рэндалл Когберн. Он полагает, что благодаря частым занятиям живописью научился «наблюдать, смешивать краску, класть мазок — и повторять это снова».

Коронный прием

Отвернитесь и нагнитесь. Это отличный прием для работы на пленэре. Взгляните на ваш пейзаж с необычного ракурса — вверх ногами и снизу вверх. Иногда это как раз тот угол зрения, который сразу подскажет вам, чего не хватает картине. Чтобы не стать объектом насмешек (а также, возможно, потерять равновесие), можно для начала перевернуть саму картину вверх ногами.

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это
Автор фото: Юлия. Источник: @vodicapy

Трудности

Самая распространенная проблема — преодолеть стеснение. Вам придется перебороть дискомфорт от того, что вы рисуете на виду у прохожих или любопытных детей. Не беспокойтесь: вы познакомитесь и с интересными людьми!

Погода тоже может создать неудобства. Одевайтесь сообразно времени года: носите удобную обувь, головной убор и берите с собой большой зонт нейтрального цвета, чтобы создать тень или укрыться от дождя. В плохую погоду можно работать даже из машины, где вы надежно защищены от дождя, ветра и холода.

Преодоление усталости

В живописи обустройство места на пленэре — самое утомительное занятие. Приходится тащить оборудование до места, отваживать чересчур общительных прохожих, предусмотреть, чтобы ничего не сдуло ветром. Из-за этого начинающий художник иногда воздевает руки к небу и ретируется в студию. Тут выходи один: терпеть. Да, поверьте — результат стоит этих трудностей.

Источник

Как на базе ДШИ организовать пленэр

выезд на пленэр что это. Смотреть фото выезд на пленэр что это. Смотреть картинку выезд на пленэр что это. Картинка про выезд на пленэр что это. Фото выезд на пленэр что это

Plein air (пленэр) в переводе с французского означает «на открытом воздухе», то есть занятия проходят не в аудитории, а, что называется, «на природе». Действительно, с наступлением устойчивого тепла в мае–июне в парках и скверах всегда можно увидеть стайки детей с альбомами, карандашами и красками, увлеченно что-то рисующих. И название этому явлению – пленэр.

Пленэрные занятия заложены в программу обучения любой художественной школы или отделения живописи ДШИ. Сегодня им отведено 28 часов в стандартном учебном плане, начиная со 2 класса художественной школы. В календарном прочтении это занимает 2 недели.

Целями пленэрных занятий, согласно ФГТ, являются:

— приобретение знаний об объектах живой природы, особенностях работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

— овладение способами передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, равновесия, плановости;

— развитие умения изображать окружающую световоздушную перспективу и естественную освещенность.

С точки зрения возрастной психологии детям подросткового возраста необходимо выходить на пленэр для повышения мотивации к учебной деятельности. В этот период у них может проявляться эмоциональная неустойчивость, выраженная в резкой смене настроения. И, как итог, творческий кризис, когда ребенок, превращаясь в подростка, утрачивает детскую непосредственность и эмоциональность в рисунках. На смену эмоциям приходит рассудочно-аналитическое восприятие мира. Подросток ищет способы выражения «взрослости», оригинальности. Вот здесь-то и происходит ступор. Поэтому преподаватель должен перестроить творческие задания так, чтобы были учтены потребности взрослеющего человека, чтобы он смог выразить то, что происходит внутри него. Одним из таких инструментов как раз и является пленэр.

Как же видит пленэр ребенок?

Наконец-то закончилась учеба, закончились экзамены и просмотры. Начинается что-то новенькое. Это ощущение свободы, возможность не сидеть в классе, а выйти на свежий воздух в компании сверстников. Как говорят сами дети, 8 баллов из 10 по шкале счастья.

Преподаватели готовятся к пленэру заранее:

— Подыскивают натуру, отвечающую задачам, году обучения – интересные деревья, цветы, клумбы, архитектурные сооружения, памятники.

— Продумывают задания в случае непогоды. Это может быть музей, вокзал, холл школы – любое интересное место под крышей.

— Обсуждают с родителями на родительских собраниях организационные вопросы пленэра.

И, наконец, что должен сделать руководитель, чтобы пленэр прошел правильно и достиг поставленных целей:

— Сформировать группы из 10–15 человек. Как правило, это один класс. Однако в старших классах, когда происходит отток учащихся, группа для пленэра может состоять из двух классов.

— Определить маршруты выходов на каждый день. Здесь нужно понимать, что указываем не просто конечную точку, например, центральный сквер, а конкретный маршрут следования, с учетом безопасных пешеходных переходов, светофоров и знаков дорожного движения.

— Определить ответственного за жизни и здоровье детей во время следования туда и обратно и во время проведения пленэрных занятий. Как правило, это преподаватель. Несмотря на очевидность этого пункта, о нем часто забывают, принимая как само собой разумеющееся.

Многие школы практикуют выезд на пленэр в живописные места – в горы, на побережье, в другую страну. В этом случае вступают в действие другие правила, включающие правила перевозки организованных групп детей. Но это другая история.

— Прописать оборудование для каждого дня занятий. В оборудование могут входить альбомы, планшеты, карандаши, кисти, краски, восковые мелки, вода, баночка для воды, складные стульчики, этюдники. Оборудование может меняться в зависимости от места проведения и задач пленэра. Помимо этого, необходимо обратить внимание на наличие сезонной одежды и обуви у детей.

И, наконец, все организационные моменты прописываются в приказе, с указанием заинтересованных лиц, определяется ответственный за организацию всего пленэра.

В конце каждого пленэрного дня подводится итог – просмотр работ. По окончании пленэрных занятий целесообразно провести отчетную выставку.

Все вышеназванные положения закрепляются в локальном нормативном акте – положении, регламенте, инструкции и т. д.

об учебных занятиях на открытом воздухе (пленэре)

учащихся художественного отделения

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» № 3

муниципального образования город Александровск

1.1. Настоящее Положение об учебных занятиях на открытом воздухе (пленэре) является локальным нормативным актом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» № 3 муниципального образования город Александровск (далее – Школа).

1.2. Настоящее положение определяет порядок и формы проведения учебных занятий на открытом воздухе (пленэре).

1.3. Пленэр является неотъемлемой частью учебного процесса художественного отделения, реализующего дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

1.4. Целями пленэра являются:

— изучение учащимися окружающей жизни в условиях открытого пространства;

— закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в процессе обучения;

— приобретение навыков пленэрной работы;

— изучение культурных традиций региона.

2. Организация учебных занятий на открытом воздухе (пленэр)

2.1. Продолжительность и сроки пленэрных занятий определены в учебном плане и составляют 28 академических часов.

2.2. Продолжительность занятия составляет не более 4 академических часов в день.

2.3. Распределение учащихся по группам, график и тематика проведения пленэра определяются на заседании методического объединения преподавателей по специальным дисциплинам и закрепляется приказом по учреждению.

2.4. Руководители групп из числа преподавателей художественного отделения назначаются приказом по учреждению.

2.5. Рабочие программы практики разрабатываются руководителями групп самостоятельно на основе реализуемых Школой образовательных программ и утверждаются приказом по учреждению.

2.6. На заместителя директора по учебно-воспитательной работе возлагается общее руководство пленэрными занятиями.

2.7. Ответственный по охране труда Школы проводит инструктаж по технике безопасности с руководителями групп и учащимися при проведении учебных занятий на открытом воздухе. Факт прохождения инструктажа фиксируется в специальном журнале (для руководителей групп), а также в журнале учета учебных занятий на специальной странице (для учащихся).

2.8. Перед началом практики не позднее 20 мая проводится общее собрание учащихся и родителей (законных представителей) для ознакомления с условиями проведения практики и инструктажа по технике безопасности.

2.9. По окончании каждого дня проводится просмотр. Оценки заносятся в журнал учета учебных занятий. По итогам пленэра выставляются годовые оценки и проводится итоговая выставка работ.

2.9. Учащиеся, не прошедшие учебную практику, не могут быть переведены в следующий класс.

2.10. В случае невозможности прохождения учебной практики родители (законные представители) пишут заявление на имя директора Школы. К началу учебного года учащиеся обязаны предоставить работы, которые самостоятельно выполнили в период летних каникул, в объеме, согласованном с руководителем практики.

3. Обязанности учащихся

3.1. Учащиеся при прохождении пленэра обязаны:

— полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

— строго соблюдать Инструкцию по технике безопасности при проведении учебных занятий на открытом воздухе.

3.2. Приходить за 15 минут к началу занятий.

3.3. Иметь с собой необходимое оборудование: планшет, альбом, карандаши, краски, складной стульчик, воду.

3.4. Одежда учащихся должна соответствовать погодным условиям. Обязательно наличие головного убора, удобной обуви.

3.5. По окончании практики тщательно убрать за собой рабочее место.

4. Обязанности преподавателей

4.1. Преподаватели отвечают за жизнь и здоровье учащихся во время следования к месту проведения и обратно, а также во время проведения занятий.

4.2. Проводят с учащимися инструктаж по технике безопасности.

4.3. Составляют рабочую программу проведения учебных занятий на открытом воздухе.

4.4. Преподаватель должен иметь с собой аптечку с необходимым установленным набором средств первой медицинской помощи.

4.5. Преподаватель всегда должен иметь при себе средство связи.

5. Общие правила поведения обучающихся

5.1. Строго выполнять требования преподавателя, касающиеся учебного процесса и дисциплинарных норм.

5.2. Добросовестно выполнять учебные задания, предусмотренные программой, аккуратно посещать занятия.

5.3. Постоянно быть вежливыми с товарищами и старшими, оказывать уважение и внимание престарелым гражданам и инвалидам. Своим поведением не провоцировать у окружающих людей недоброжелательного настроя.

5.4. Во время движения к месту занятий: не отставать от группы, переходить улицы только в установленных местах и по команде преподавателя. Категорически запрещено отлучаться из группы, не предупредив преподавателя. В случае если обучающийся отстал, потерялся во время движения группы по маршруту, то он остается на месте и ожидает возвращения преподавателя (если есть возможность – сообщить сразу по мобильной связи о своем отставании от основной группы преподавателю или одноклассникам, участвующим в пленэре).

5.7. На занятиях надлежит находиться в границах места, указанных преподавателем. При посещении туалета обязательно предупредить об этом преподавателя (посещение туалета в природных условиях происходит в указанное преподавателем место и в целях безопасности с как минимум двумя сопровождающими одноклассниками).

5.8. После занятий на природе тщательно убрать за собой свое рабочее место.

5.9. Во время маршрута учащимся разрешается двигаться только в составе группы, не отставая и не отходя в сторону. Если звуковая и зрительная связь потеряна, следует остановиться и всей группой восстановить их. Преподаватель, если порядок движения им специально не определен, идет впереди. Замыкающим двигается другой преподаватель или один из назначенных учащихся и наблюдает, чтобы никто не потерялся.

6. Правила безопасности на дорогах и в городском транспорте

6.1. Переходить дороги, площади в установленных переходах. При наличии движения смотреть сначала налево, затем направо. Движение через дорогу начинать только при зеленом свете светофора, а при его отсутствии – после того, как убедитесь, что приближающийся транспорт находится на безопасном для вас расстоянии (не менее 40–50 метров).

6.2. В городском транспорте соблюдать правила пользования общественным транспортом.

6.3. При ожидании на остановке не бегать, не толкаться, не стоять на проезжей части.

6.4. Если не удается уехать в одном автобусе, группа делится на 2 части, у каждой группы обучающихся должен быть взрослый сопровождающий.

6.5. Не останавливаться в проходе, дать возможность войти остальным.

6.6. В салоне не шуметь, не толкаться, не мешать другим пассажирам.

6.7. Выходить из салона по команде руководителя.

6.8. Проверить состав группы после посадки и высадки.

7. Правила безопасности при выполнении заданий пленэра возле водоемов

7.1. Купание обучающихся в период прохождения пленэра строго запрещено.

7.2. Во время выполнения учебных заданий у водоемов, обучающиеся обязаны выполнять спуск к водоему только с разрешения преподавателя и под его присмотром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *