выделите что есть индетерминизм
Индетерминизм
Индетерминизм – это методологическая позиция, следовательно которой не всё в мире имеет причину. Это философская категория, которая отрицает объективную причинную связь и познавательную сущность объяснения в науке. Базовые законы природы существуют благодаря принципу вероятности. Случай есть равноправной, фундаментальной сущностью, с помощью которой можно объяснить эволюционный характер природы. Также индетерминизм может быть, с одной стороны, натуралистическим, поскольку подтверждает самодостаточность природы, а с другой стороны, теологическим, поскольку объясняет похождение природы от Бога.
Принцип индетерминизма также имеет место в физике, он выражается в беспричинности микропроцессов, но квантовая физика отрицает такое явление, поскольку она отражает их в особенной статистической форме.
В биологии принцип индетерминизма заключается в отождествленной причинности и однозначной предсказуемости. Поскольку вскрылась необходимость в ведении статистических методов для отражения следственно-причинных связей действительных процессов, основываясь на которых нельзя сделать однозначные и решительные предсказания. Индетерминисты твердят о банкротстве принципа причинности, в общем. Они опровергают развитие современного естествознания и говорят об эффективности диалектико-материалистической теории, которая признает объективность и представляет многообразие причинных связей и форм их отражения в сознаниях людей. Множество современных молодых физиков становятся сторонниками такого мировоззрения. Научный прогресс не будет возможным независимо от принципов диалектического материализма, в частности принципа причинности.
Индетерминизм также часто встречается с такими понятиями, как детерминизм и агностицизм.
Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу объективной причинности предметов, объектов и явлений, которые имеют противоположные определения относительно этого.
Агностицизм и индетерминизм отрицают возможность в познании разных явлений под предлогом отсутствия объективных, причинно-следственных закономерностей в общественной жизни, которые присущие только природе.
Агностицизм и индетерминизм имеют похожее определение, поскольку они оба выражают идею о том, что невозможно до конца познать истинную суть познания человеком действительности.
Индетерминизм в философии
Индетерминизм в философии это учение, которое отрицает объективную причинность и обусловленность всех явлений. Индетерминизм в истории философии бывает в различных формах, и наибольшую популярность получил в буржуазной философии, современники которой, особенно любят высмеивать идеи материалистического детерминизма в общественных науках.
Очень популярной в буржуазной философии есть концепция баденской школы. Ее представители ограничили принцип детерминизма плоскостью природных наук и откидывали его использование в науках «о духе». Их идея заключалась в существовании принципиального отрицания применимости категории причинности к историческому процессу. Исторический материализм определяет причинную обусловленность явлений общества. Буржуазные философы ищут некие противоречия в историческом детерминизме и марксистско-ленинской идеей понимания роли трудящихся людей в истории. Ленин отвергал все обвинения исторического материализма в фатализме, он говорил, что детерминизм предполагает фатализм и является почвой для разумного действия.
Детерминизм и индетерминизм в философии кратко определяются, как два противоположных понятия относительно обусловленности свободы человека, его выбора и вопроса ответственности человека за свои действия.
Индетерминизм рассматривает волю человека, как независимую силу, заявляет, что принципы объективной причинности не могут применяться к пояснению личностного выбора человека или его поведения, относительно детерминизма, он выказывает недовольство его направленностью на фатализм. Неопозитивизм, персонализм и прагматизм также как и индетерминизм противостояли детерминизму и ограничивали его применение только к логической сфере.
Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу принципов взаимовлияния явлений.
Индетерминизм в философии это отрицание определенной характеристики детерминизма или отрицание объективности какого-то принципа, например, причинности. В истории философии мало последовательных индетерминистов. Они чаще отрицают объективную связь и взаимовлияние общественных процессов, бытия человека, которые обусловлены свободой в выборе. Эту теорию выдвигает Кант, он твердит существующих в природе сильных связях, а поведение людей – это плоскость в которой есть свободный выбор и внутренний моральный закон, который определяет действия. Также подобную позицию выражал В. Виндельбанд, он четко разводит причины природных процессов и свободную волю личности, решения, выбора и оценки.
Индетерминизм и детерминизм
Все процессы и явления, имеющиеся в природе, находятся во взаимодействии и взаимовлиянии, обусловливают друг друга. Такая взаимосвязь называется по-латински «determino», что в переводе, значит, определяю.
Детерминизм и индетерминизм в философии кратко трактуются, как два понятия, которые по-разному видят объективность причинности явлений. Детерминизм – это совокупность объективных взглядов на окружающий мир через закономерную связь и обусловленность всех явлений, это противостоит индетерминизму.
Индетерминизм, напротив, отрицает объективность причинности вообще, отвергает ее тотальный характер. Те, кто поддерживает идею индетерминизма, говорят, что есть состояния и события, которые вполне могут существовать без причины, или она может не быть указанной.
Развитие квантовой физики привело к вопросу о принципах индетерминизма и детерминизма, который стал актуальным, особенно в современной науке. Выяснилось, что классические базовые принципы детерминизма не могут применяться к характеристике процессов микромира. Были попытки в истолковании базовых законов квантовой теории через агностицизм и индетерминизм. Это выражалось в их идеях о свободе воли электрона, управлении теологическими силами над микроявлениями. При этом механистический детерминизм отождествляли с детерминизмом общим.
Такая идея была распространена П. С. Лапласом, поэтому механистический детерминизм назывался лапласовским. Следуя этой теории – в актуальный момент времени значения импульсов и координат имеющихся элементов во всей Вселенной, обусловливают ее состояние в любой момент. Такая методологическая позиция имеет мистический характер и приводит к фатализму, практически смыкаясь с верой в духовное начало. При развитии науки лапласовский детерминизм начал отвергаться относительно органической природы, физики и общественной жизни.
Ученый Ф. Франк утверждал, что детерминизм не имеет научной ценности, аксиома каузальности, не включается в состав классической физики, потому что подтверждение причинности не может сводиться к отношению наблюдаемых фактов, ведь результаты исследования носят вероятный характер распределения.
Две важные категории: причина и следствие детерминизм и индетерминизм рассматривают по-разному. Детерминизм твердит о причинной обусловленности явлений и событий, а индетерминизм отрицает какую-либо объективную связь, отрицает, что причина может вызвать определенное следствие.
Причина и следствие детерминизм и индетерминизм понятия, имеющие большую связь между собой. Причиной является действие, которое побуждает появление другого явления, таким образом, следствие есть результатом действия причины.
Индетерминизм гласит о том, что причина и следствие есть априорными понятиями, продуктами субъективности, а не мира.
Детерминизм в современном определении имеет два типа объективно существующих, противоположных взаимообусловленных явлений, которые выражаются через разнообразные формы детерминации.
Первая форма такой детерминации – причинная, она решающе выступает против непричинной. Все следующие формы, которые появляются на основе причинности, имеют вид краеугольного камня детерминизма. Сама причинность – это совсем небольшая часть объективной реальной связи всех явлений в мире, это только одно из множества определений такой вселенской универсальной связи.
Принцип причинности выражается в нахождении взаимодействующих факторов и связей, обусловливающих возникновение и развитие предмета или объекта, который детерминирует все его свойства, отношения и своеобразие. Онтологические предпосылки принципа каузальности лежат в реальном существовании связанных между собой явлений в целостную развивающуюся систему, и в процессе взаимодействия между ними при наличии определенных обстоятельств и условий, порождаются другие явления, процессы и явления, то есть это причинно-следственная связь. Основной характеристикой причинности есть генетическая связь, именно это является основным отличием причинности от не причинности, то есть детерминизма и индетерминизма.
Гносеологические (познавательные) предпосылки причинности выражаются в том, что причина и категория следствия, которые отражают объективную обусловленность явлений, одновременно являются этапами формирования познания и логического мышления.
Следовательно, истории науки познание, на определенном этапе своего развития, переходит к необходимости понимания причинно-следственной связи и открытию причинности. Познание причин является важнейшей задачей науки. Общественно-историческая практика является общественной основой принципа причинности, она доказывает, что все связи есть причинно-следственными. Познавая причины, которые вызывают определенные явления, люди, смогут создавать обстоятельства, чтобы задействовать причины, вызывающие полезные общественные следствия, тем самым предотвращать появление неблагоприятных следствий. Знания условий и причин, их действие и влияние дает людям возможность управлять ими и процессами, которые в следствии появляются.
Обнаружение причинно-следственных связей, их процесса и действия является сложным и трудным процессом, часто противоречивым в развитии познания, его глубины и широты. Если рассматривать принцип причинности в общем, он методологически направляет познающего субъекта на познание по причинно-следственным связям, анализом их перекрещений и взаимодействий. Этот принцип дает исследователю особую систему требований, которыми он, как объективными императивами, должен обязательно руководиться, чтобы узнать причину и идти прямо по определенному пути, не сбиваясь с него. Следуя принципу детерминизма, познание проходит через определенные уровни.
На первом уровне предмет исследования представляется, как своеобразная и целостная система, которая выделяется среди других подобных предметов в системе. На этом уровне изучаются все возможные доступные связи, формы и взаимообусловленности событий и явлений. На первом месте здесь стоит задача в том, чтобы отличить непричинную детерминацию от причинной. Для этого исследователям необходимо четко представить себе основные особенности причинно-следственной связи: порождение одного явления другим, объективность, бесконечность, всеобщность и постоянность во времени и пространстве.
Второй этап, анализ актуальной целостной системы, как определенного результата процесса развития, точнее в качестве следствия. Если причина и следствие могли совпадать, то наука потеряла бы свое предназначение. Рассмотрение истории саморазвивающийся целостной системы, с точки зрения теории, противоположный действительному процессу развития, то есть истекает из полученных результатов процесса развития. Эти результаты, которые получает исследователь, являются следствием, исходным пунктом реализации принципа причинности. Таким образом, субъект начинает познание с обратного конца. Субъект исходит сначала из понимания предмета исследования, как следствия, потом обратившись назад, конструирует процесс развития, который приведет его к появлению изучаемого предмета.
Познание применительно к следствию, то есть анализируются особенные пути и формы переноса во время процесса причинения объекта, вещества, структуры, энергии и информации, основательно соответствующих законов. Познавая причинность внешнюю и внутреннюю, категория взаимодействия имеет важное методологическое значение. Отталкиваясь от понятия универсального взаимодействия, субъект приходит к реальному причинному отношению, потому что истинной является конечная причина вещей. Зная внутреннюю структуру и взаимодействие процессов можно объяснить специфику целой системы. Применяя принцип причинности важна последовательность реализации требования связи, чтобы узнать, как система порождает себя сама во внутреннем взаимодействии своих процессов. Характер такого процесса состоит в том, что следствие исчезает в причине и потом вновь в ней возникает. Выходит, что последовательное и целенаправленной применение принципа причинности является важнейшим условием в достижении объективной истины познания. Так как причинность является основой других форм непричинной детерминации, то познав причинное отношение, познание должно опять вернуться к началу анализа детерминационных связей.
Еще один тип детерминизма составляет отношения взаимосвязанных явлений без непосредственного причинного характера, здесь нет процесса, в котором одно событие порождается другим. Черта между индетерминизмом и детерминизмом нечеткая, часто одна точка зрения может оцениваться как индетерминистическая, так и как детерминистическая.
Отличия причинного и следственного детерминизма соответствуют отличиям причинного и следственного индетерминизма. Также принцип индетерминизма, следовательно которому, любое явление независимо от времени, в которое оно происходит, не является причинно детерминированным в определенное время имеет два разных случая.
В первом случае всякое событие имеет моменты, в которые оно еще находится без причины. Во втором случае говорится о том, что нет событий с бесконечными на протяжении всего времени последствиями. В первом случае наблюдается одна из возможных версий причинного индетерминизма, а во втором – следственного.
Особое внимание заслуживает комбинация из принципов детерминизма с определенными принципами индетерминизма. Существование такой комбинированной позиции, которая объединяет детерминистические и индетерминистические утверждения. Вопрос о комбинированных позициях есть причиной многих разногласий относительно различий между детерминизмом и индетерминизмом и квалификацией в том или ином убеждении.
Наиболее сильная форма детерминизма не может быть совместимой ни с одной формой индетерминизма. Следовательно, и наоборот, наиболее сильная форма индетерминизма невозможна без противоречия каким-то утверждением о наличии причин и последствий. Но существуют также неполные индетерминистические и детерминистические формы, которые открывают вопрос о недетерминированности и детерминированности определенных явлений в определенное время.
Такие комбинированные формы детерминизма и индетерминизма часто встречаются в истории философии. Даже Аристотель твердил об однозначности определенности прошлого и неоднозначности будущего.
Понятие детерминизма и индетерминизма есть абсолютным, понятие причинности относятся к сравнительным категориям. Абсолютные категории не могут быть определимы через сравнительные и наоборот. Следовательно, все определения детерминизма через призму причинности и причинность через понятие детерминизма не есть универсальными, область их употребления ограничена.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Значение слова «индетерминизм»
[От лат. in — не, без и determinare — определять]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИНДЕТЕРМИНИ’ЗМ [дэтэр], а, мн. нет, м. [от латин. отриц. in и determino — определяю] (филос.). Идеалистическое философское учение, отрицающее причинность и закономерность в ходе мирового процесса и в явлениях душевной жизни; противоп. детерминизм.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
индетермини́зм
1. филос. философское учение, противоположное детерминизму, отрицающее причинную обусловленность явлений или познавательную ценность причинного объяснения в науке ◆ Граница между детерминизмом и индетерминизмом не является четкой. Ивин А. А., Никитина И. П., «Философия науки», 2015 г.
2. физ. отсутствие причинно-следственных связей, неопределённость, непредсказуемость явлений
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: микроэлектроника — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Выделите что есть индетерминизм
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in – приставка, означающая отрицание, и детерминизм) – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, начиная с др.-греческой философии вплоть до наст, времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки; индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.
Индетерминизм, ограничивая область действия детерминизма, предстает как симптом выявления новых форм воздействия (функционального, структурного, аксиологического и др.). Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.
Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма.
Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в философии 20 в. Так, Б.Рассел, X.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения имеют характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.
Выделите что есть индетерминизм
«Распалась связь времён…».
Арон Каценелинбойген (1927 – 2005)
Среди прочего, Арон развеял моё предыдущее понимание образования цены товара как компромиса спроса и предложения. На самом деле, на стоимость любого товара влияет множество составляющих. Помимо спроса и предложения, себестоимости и полезности товара, играют роль место и время покупки, конкурентная способность производителя и продавца, экономический уровень страны и мира, наличие природных ресурсов продаваемого продукта, состояние войны и мира и еще некоторое количество различных инградиентов. Наличие множества факторов, влияющих на цену товара, а также слабо предсказуемая динамика их изменений, порождает неопределённость в цене товара через некоторое время после его изготовления. Поэтому в теории принятия решений и системах оптимального функционирования экономики, Арон использовал индетерминизм. Он же, кстати, нашёл у Шекспира художественное определение индетерминизма, представленное в эпиграфе.
Арон написал пару статей об «оценке красоты», пытаясь за американским математиком Джорджем Биркгофом, подсчитать её алгебраически. Я, используя свой опыт эстетической оценки искажений в звукозаписи, обсуждал с Ароном эту тему и написал позже совместную статью «Можно ли измерить красоту?». (Журнал «Побережье №5, 1996 г.)
Очень знаменитый и очень известный французский математик, физик, механик и астроном Пьер-Симон, маркиз де Лаплас ( 1749 — 1827 ) придерживался следующего взгляда на мир: всё происходящее в нашем мире закономерно. Если точно знать на данный момент состояние мира, то можно с полной определённостью рассчитать любое его состояние будущего. Такое утверждение получило название – детерминизм.
Пьер-Симон Лаплас. Тот, кто определил детерминизм.
Исаак Ньютон. Тот, кто подтвердил детерминизм.
Всё это означает замену детерминизма на его противоположность – индетерминизм. Определённость – на неопределённость.
Согласно современным энциклопедическим словарям, индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм ), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм ).
Такое определение индетерминизма, представляется, принципиально неверным, так как отрицает всеобщую зависимость всех явлений природы от её фундаментальных законов, отдаёт мистицизмом и методологически обезоруживает науку от объяснения причин, происходящих событий.
С точки зрения Арона Каценелинбойгена существующее определение индетерминизма неправильно, так как у любых событий всегда есть объективная или субъективная причина. Дело просто в том, что она большей частью нам неизвестна и это порождает неопределённость в возникновении неожиданного события и его результате. В индетерминизме не должно быть никакой мистики или отсутствия причин – они просто нам неизвестны.
Этот свой взгляд он использовал при анализе экономических систем, стремясь предугадать возможные события и их влияние на экономическую ситуацию в будущем.
Свой взгляд Арон обличал в философскую форму:
И ндетерминизм – это философская концепция, в которой НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ является объективной реальностью в происхождении различных событий.
Наблюдения за природными явлениями показывают, что неожиданные события – это, можно сказать, постоянные явления, происходящие в нашем мире. Начиная от неожиданных смен погоды, штормов и цунами и не кончая космическими взрывами, которые образуют новые планетарные системы.
В естественной природе индетерминизм проявляется в виде необходимой сущности самотворящей природы, её эволюционного характера и разнообразия.
Планета Земля – тоже случайна. Её вообще могло не быть, или она могла оказаться на другой орбите с условиями, не способствующими возникновению жизни. Появление Земли на жизнеспособной орбите абсолютно случайно и, поэтому, снимает вопрос о каком-либо императиве Космоса в возникновении жизни.
Возникнув, наша Солнечная планетарная система, в финале, как бы курьёзна она не выглядела, строго подчиняется двум законам Ньютона – закону всемирного тяготения и закону инерции, которые, вследствие стабильности, относительно легко определили Кеплер и Ньютон.
Практически почти любые новые события происходят при действии некой совокупности законов, поэтому результаты событий всегда обладают некоторой неопределённостью своего осуществления. События на уровне квантовых взаимодействий принципиально имеют вероятность не равную единице.
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПРИРОДЫ – РАЗНООБРАЗИЕ – ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ УНИВЕРСАЛЬНО- СЛУЧАЙНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОБЫТИЙ.
Рассмотрим их с позиций индетерминизма.
1. Первая, довольно примитивная гипотеза стационарного состояния утверждает, что жизнь никогда не возникала, а существовала вечно. Она всегда была способна поддерживать своё существование, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды жизни также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.
Такая гипотеза в корне противоречит эволюционному развитию природы и данным современной астрономии, которые указывают на конечное время существования любых звёзд и, соответственно, планетных систем вокруг звёзд. Возраст Земли, Солнца и Солнечной системы исчисляется
4,6 млрд лет. Поэтому эта гипотеза не рассматривается академической наукой.
С позиций индетерминизма случайность возникновения такой жизни равно нулю.
2. Гипотеза панспермии предполагает инопланетное происхождение жизни. Рассеянные в космическом пространстве зародыши жизни (например, споры микроорганизмы) переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света.
Гипотеза панспермии никак не объясняет возникновение жизни во Вселенной, она лишь предлагает конкретный способ появления жизни на Земле. По мнению ряда авторов, суть этой концепции заключается в том, что жизнь, как таковая, просто является одним из фундаментальных свойств материи.
Однако, подобная концепция ущербна, хотя бы потому, что вся наша Вселенная, с момента её возникновения, постоянно находится в динамике. Поэтому и возникновение жизни есть некий момент во Вселенной доказывающий, что жизнь не вечное космическое состояние, а некая вновь рождающаяся организация материи. В этом случае, просто необходимы подходящие условия на какой-либо планете для зарождения жизни. Земля, как раз, и обладает всеми такими условиями.
С позиций индетерминизма случайность возникновения жизни в Космосе просчитывается статистической вероятностью со многими нулями. Вероятность появления жизни на Земле, привнесённой из Космоса подсчитать, наверное, возможно, но логика, представленных выше суждений – отвергает эту гипотезу.
( Отметим, тем не менее, что из «неживой» материи – например, только что снесённого куриного яйца, путем добавления теплоты (энергии) – возникает жизнь! То есть, жизнь – это некая организация материи, а не что-то нематериальное и, тем более, мистическое. )
С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести, но эта идея все продолжала существовать где-то на заднем плане в течение ещё многих веков.
С позиций индетерминизма спонтанное зарождение жизни вполне соответствует парадигме развивающего мира. Наверное, можно даже рассчитать вероятность возникновения жизни, приняв за исходные условия её возникновения необходимый набор химических веществ, возможных химических реакций и сред их осуществления.
4. Гипотеза «первичного бульона» была введёна советским биологом А. И. Опариным. В 1924 году он выдвинул теорию о возникновении жизни на Земле через превращение, в ходе постепенной химической эволюции, молекул, содержащих углерод, в «первичном бульоне».
Первичный бульон предположительно существовал в мелких водоёмах Земли 4 млрд лет назад. Он состоял из аминокислот, полипептидов, азотистых оснований, нуклеотидов. Он образовался под воздействием электрических разрядов, высокой температуры и космического излучения. При этом атмосфера Земли в то время не содержала кислорода.
По гипотезе А. И. Опарина, в первичном бульоне длинные нитеобразные молекулы белков могли сворачиваться в шарики, «склеиваться» друг с другом, укрупняясь. Благодаря этому они становились устойчивыми к разрушающему действию прибоя и ультрафиолетового излучения. Происходило нечто подобное тому, что можно наблюдать, вылив на блюдце ртуть из разбитого градусника: рассыпавшаяся на множество мелких капелек ртуть постепенно собирается в капли чуть побольше, а потом — в один крупный шарик. Белковые «шарики» в «первичном бульоне» притягивали к себе, связывали молекулы воды, а также жиров. Жиры оседали на поверхности белковых тел, обволакивая их слоем, структура которого отдалённо напоминала клеточную мембрану. Этот процесс Опарин назвал коацервацией, а получившиеся тела — коацерватными каплями, или просто коацерватами.
Эволюционная биология справедливо утверждает, что для развития всего живого необходим длительный путь развития. Поэтому авторы гипотез возникновения жизни предполагают время её возникновения, сдвинутое в далёкие геологические периоды. Гипотеза академика Опарина полагает самое первое время существования Земли, когда она была плешива, как сегодняшняя Луна или Марс. Имеются сильные сомнения, что так оно и было.
Вообще говоря, крупные учёные избегают темы происхождения жизни, поскольку наука исследует повторяющиеся явления, а уникальные относятся скорее к философии, религии и другим областям человеческой деятельности. Говорят, что выдающийся генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский имел обыкновение на все вопросы о происхождении жизни на Земле отвечать: «Я был тогда очень маленьким, и потому ничего не помню. Спросите-ка лучше у академика Опарина …»
Ближе всего к правдоподобному объяснению возникновения жизни подходит натуралистический индетерминизм.
Жизнь во Вселенной не космический императив. Но, в принципе, у Вселенной достаточно времени, чтобы в переборе своих возможностей создавать планеты с потенциальными условиями возникновении жизни.
Правда, сторонники случайного возникновения жизни спотыкаются в своём утверждении, когда начинают подсчитывать математическую вероятность возникновения этого события. Такая вероятность обрастает сумасшедшим количеством нулей, делающих практически невозможным появление жизни. Потому что – это так называемая статистическая вероятность.
Благодаря этому принципу, формы организации материи развиваются и совершенствуются. Хотя, вообще говоря, могут переходить и в тупиковые формы развития – и в результате погибать. Здесь опять работает случай, точнее индетерминизм.
Индетерминизм – это парадигма развивающегося мира. Случайность – не остановка возможности его движения, а, напротив, повод для изучения, что будет дальше.
Арон Каценелинбойген считал, что в любой развивающейся системе следует рассмотреть потенциал её развития. Такой потенциал он называл: предрасположенностью к развитию.
В ряде статей по экономике, биологии, шахматах и красоте, которые Арон Каценелинбойген рассматривал как некие развивающиеся системы, предрасположенностью к развитию была главной целью. Надо было определить потенциал будущего этой системы.
Например, в шахматах – насколько выигрышна предлагаемая позиция в условиях неопределённости: как играет шахматист – позиционный стиль или комбинаторский, насколько ходов вперёд может просчитывать. Могут даже включатся психологические условия – например, темперамент шахматиста в условиях ограниченности времени.
Если вернуться к нашей Солнечной планетарной система, то очевидно у каждой планеты с момента их возникновения существовал потенциал предстоящих изменений. Возможно, астрофизики могут подсчитать такой потенциал у сформировавшейся планетарной системы и у отдельных планет.
В частности, мы знаем, что на Земле сменялись геологические периоды, и каждая из них характеризуется специфической природой: климатом, ландшафтом поверхности, разной растительностью и живым миром. С позиций индетерминизма смена геологических периодов происходила случайно: каждый из них вполне вероятно мог быть таким или каким-то другим. Например, ледниковый период мог начаться раньше или позже, а его последствия тоже варьируемы. Из водяных рептилий никак логично не следовали динозавры, из мамонтов – слоны. Случайные изменения природных условий могут быть вызваны и мощными метеоритами, и астероидами. Всё, в определённой мере, случайно. И всё это индетерминизм, порождающий разнообразие и предрасположенность к развитию.
Отсутствие в науке информации о логической последовательности ФИЗИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ, приведших к образованию из «мёртвых» молекул материи живые молекулам РБК и ДНК объясняется как раз натуралистическим индетерминизмом: наличием цепи случайных событий, которые не дают возможности связать возникновение подходящих реакций в единую закономерную цепь.
СЛУЧАЙНОСТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, МНОГООБРАЗИИ И ПРИЕМСТВЕННОСТИ ВСЕХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭПОХ, ЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ, ЕЁ ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ – ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ И ВИДОВ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЙ ЖИЗНИ.
НАБОР НЕОБХОДИМЫХ ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ РЕАЛИЗОВАЛСЯ ЧЕРЕЗ ЦЕПЬ ТАКИХ СЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ. И В ЭТОМ СМЫСЛЕ, ЧЕЛОВЕК – СЛУЧАЙНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НА ЗЕМЛЕ.
Закономерность – потому, что человеческий организм и его деятельность не противоречат ни каким законам природы. Даже точнее, вполне соответствует им и живёт в соответствие с ними, а нарушение законов природы ведет к болезням и к гибели человека.
Случайная закономерность в том смысле, что организм живого абстрактно мыслящего существа Homo Sapience мог бы быть и другим. Во-первых, он вообще мог не осуществится, а жизнь на Земле окончилась бы на динозаврах и Ледниковом периоде. Во-вторых, например, организм Homo Sapience мог бы иметь не две руки, а четыре, не пять пальцев – а три, и т.д. Или, скажем, эволюция пошла по тупиковому пути и уперлась в пигмеев.
С другой стороны, принципы Дарвина и генетики – приспособляемость жизни к окружающей среде – случайно-закономерно селектировали тот вид организма, который у нас есть в настоящее время.
К месту также заметить, человеческий организм, в соответствие с биологической генетикой, продолжает свою эволюцию, и согласно индетерминизму, неизвестно в какую сторону.
Можно уверенно полагать, что СЛУЧАЙНОСТЬ наряду с принципом Чарльза Дарвина: УМЕНЬЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, – ДВА ФАКТОРА, обеспечивших разновидность Природы, каковой она есть в настоящее время. Да и в другие времена тоже.
Впрочем, наличие Всемогущего Субъекта, намеренно создающего нужный ему объект или субъект, снимает проблему чуда. Так что, для устранения возникающего парадокса – от Бога нужно отказаться, а от существования чудес (случайностей) – нет!!
Представленная парадигма событий, происходящих в нашем мире, не должна порождать фатализм. Вроде того: что не делай – случайность неизбежна, а вместе с ней и некая предопределённость события. Напротив, зная законы природы, человек может выстраивать их действия в порядке, обеспечивающий желаемый результат события. Примером такого не фатального отношения к случайностям являются научно-технические достижения. Любой технический проект, расчитанный в соответствие с законами физики, химии, биологии и т.п., даёт стабильный, не случайный результат.
А. Эйнштейн – устранил детерминизм.
Вслед за корифеями классического естествознания, представлявшими природу в виде жесткой механической конструкции, где все элементы подчиняются строгим законам, а будущее может быть однозначно предсказано, жрецы и деятели общественных наук рисовали человеческое общество, подчиненное непреложным закономерностям и развивающееся в заранее заданном направлении. Одной из последних попыток сохранить подобную картину мира был, по-видимому, марксизм-ленинизм, приверженный концепции «единственно верного научного учения», составной частью которого было «материалистическое понимание истории». Достаточно вспомнить ленинскую идею построения социалистического общества по типу «большой фабрики».
Вернер Гейзенберг – возвёл неопределённость в принцип.
Постепенно с огромным трудом идеи о сложности, случайности, неопределенности, утвердившиеся в естественнонаучной картине мироздания, стали проникать и в социальные, и гуманитарные науки.
Не приходиться сомневаться, что именно человек является той случайностью, которая определяет сложность образования «правильного» общественного устройства.
Само происхождение каждого конкретного человека – случайно. Случайна встреча мужчины и женщины, ставшие родителями данного человека. Случайна ДНК этого человека, несмотря на закономерность проникновения мужского сперматозоида в женскую яйцеклетку. Случаен психологический характер ребёнка и другие его физиологические и психологические характеристики, как бы ребёнок не был похож на своих родителей. Случаен процесс воспитания и образования ребёнка до полного его взросления. Вот вам случайная и уникальная единица общественного устройства жизни человечества.
Самое Великое Чудо Космоса!
Индетерминизм следует применять не к результату события, а к процессу его осуществления.
Сущность жизни – постоянный жизнеобеспечивающий и воспроизводящийся процесс; для живых существ – с постоянным развитием. Для человека – целенаправленная деятельность, как минимум для поддержания жизни, как максимум – творчество, продиктованное уровнем культуры человека.
Индетерминизм в деятельности человека часто приводит к негативным последствиям, но и творческие открытия тоже следствия индетерминизма!
Индетерминизм «работает» даже в случае смерти человека. Надо только правильно понимать, что это такое.
Подавляющее большинство людей умирают от разного рода болезней. А каждая болезнь – случайна, вероятность которой зависит от множества факторов. Отсюда и различная вероятность, что вы, пардон, доживёте до столетнего возраста. Очень редки долгожители, диагноз смерти которых – умер от старости, то есть без очевидных болезней, но и у них «работает» случай – одни доживают до 101 года, другие до 120.
Арон, к глубокому сожалению, ушёл из жизни по собственной ошибке. Неуёмная энергия творчества погнала его на встречу с известным раввином Нью-Йорка по поводу нового понимания Торы. В жаркий июльский день он отправился на эту встречу, а потом, измотанный длительной поездкой, возвращался домой. При выходе из автобуса, на остановке вблизи дома, случайно (!) споткнулся, упал – сердце не выдержало… Ему было 77 лет.
У меня тоже в жизни было много ошибок, можно даже сказать фатальных, но не летальных. Видимо, индетерминизм в жизни людей неизбежен.
Человек, как единица общественной социальной жизни, уникален не только по своим психологическим характеристикам, но и по непременному изменению и развитию в течении собственной жизни и в поколениях. Поэтому не существует никакого стабильного закона общественного устройства, который бы раз и навсегда правильно регулировал бы общественные отношения. Отсюда всегда неизбежны политические и социальные реформы, а если их не делают, то происходят социальные революции.
Более того, в связи с существованием тупого консерватизма, упорно придерживающегося неких сакральных ценностей, либеральные социальные революции – неизбежны. Правда, здесь очень вероятно «перегнуть палку» и «наломать дров», как показывает история революций человечества.
Как использовать индетерминизм для улучшения жизни человеческого общества – это тема другой философской работы.
Существует также классификация катастроф: в геосферах, в биосферах, техногенные, социальные, транспортные, просто в жизни людей. И существуют специалисты в каждой области, которые стремятся определить предрасположенность к развитию с тем, чтобы предотвратить негативные последствия.
Задача данной статьи заключалась в том, чтобы напомнить о индетерминизме нашего мира, изложить некоторые конкретные примеры и уточнить его определение.