что нужно знать учителю русского языка и литературы
Начинающему учителю русского языка и литературы
Список орфограмм, изучаемых в школе
1. Безударные проверяемые гласные в корне
Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.
2. Непроверяемые гласные и согласные
Проверяются в словарном порядке
3. Проверяемые согласные в корне слова
Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
4. Непроизносимые согласные в корне слова
Чтобы проверить правописание непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
5. Буквы И, У, А после шипящих
После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.
6. Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь
Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я: подъемРазделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э: контрагент.Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.: перья
7. Раздельное написание предлогов с другими словами
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.Не путать: предлоги и их сочетания с другими ЧР, например: вследствие – в следствии
8. Употребление Ь на конце существительных после шипящих
На конце после шипящих в существительных 3 склонения пишется Ь.Ь не пишется в конце существительных мужского рода: мяч, нож;в форме Р.п. мн. ч. сущ. с основой на шипящий: дач, зрелищ
9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
Для обозначения мягкости согласного Ь пишется:1)на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день;2)в середине слова после мягкого согласного [л’]: больница, стекольщик;3)после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: письмо, седьмой;4)между двумя мягкими согласными, если при изменении слова первый согласный остаётся мягким, а второй становится твёрдым: возьми (возьму)Ь не пишется:1) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: кочка, срочный;
2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость;
3) между двумя мягкими [л’]: аллея, иллюзия, иллюстрация.
10. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание.
11. Буквы З и С на конце приставок
14. Буквы Ё и О после шипящих в корне слова
Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.Исключения: крыжовник, жом, жор, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон, шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, жолкнуть, ожог (сущ.) руки, поджог (сущ.) дома.Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм.
15. Буквы И и Ы после Ц
16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
С большой буквы пишутся:- имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы, названия божеств и мифологических существ, действующих лиц, клички домашних животных;- названия государств, неофициальные названия: Королевство Бельгия, Галичина, Забужье;- названия высших государственных, правительственных и международных организаций и должностей: Совет Безопасности, Президент США;- географические и астрономические названия (кроме родовых понятий): комета Галлея, Кривой Рог;С большой буквы пишется только первое слово :- в названиях государственных, партийных, общественных, профсоюзных учреждений: Хельсинкский союз.
— в названиях краев, областей, районов: Хабаровский край;
— в названиях исторических эпох, событий, знаменательных дат, религиозных праздников: Римская империя;
— в названиях памятников архитектуры, храмов, крепостей: Киево-Печерская лавра, Старая крепость;
— в названиях орденов, наград, состоящие из нескольких слов (кроме родовых): орден Дружбы народов;
Если такое название берется в кавычки, то тоже с большой буквы пишется только первое слово и собственное имя, входящий в состав названия: медаль «За боевые заслуги».
Со строчной буквы пишутся:
— слова, образованные от собственных личных имен, фамилий или названий других, принятых в общем смысле: донжуан рентген (название аппарата);
— собственные имена в форме множественного числа в подчеркнуто негативном плане: гитлеры, иуды
17. Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
18. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
Это окончание можно проверить окончанием вопросительного слова.В соответствии с общим правилом, написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: крáсного, си’него, ры’жего (молодóго, большóго и моегó, самогó
20. Краткие прилагательные с основой на шипящую
У кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не пишется: утюг (каков?) горяч
С глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) не пишется раздельно: не был, не брать, не зная.Не с глаголами пиши слитно, если глагол без не не употребляется: ненавижу; в глаголах с приставкой недо-: недосмотреть
22. Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа
24. Буквы Е и И в корнях с чередованием
25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и П спряжения
28. Буквы Ы и И после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
После приставок сверх-, меж- сохраняется И.Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-
29. Гласные в приставках пре- и при-
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.
30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О,а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е
32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Пишутся слитно с не имена существительные, которые:- без не не употребляются: невежда, неверие;- слова с не можно заменить синонимами без не: неправда (ср. ложь);- слова со значением противопоставления: нерусский, неспециалист;Пишутся раздельно с не существительные, если:- имеется или подразумевается противопоставление: Это не осторожность, а трусость;- в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается: не правда ли? (невозможна замена: …ложь ли?).
34. Гласные Е и И в суффиксах существительных
35. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
36. Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
Пол- пишется слитно всегда, за исключением трёх случаев:пишется через дефис, если после пол- стоит заглавная буква: пол-Москвы;пишется через дефис, если после пол- стоит любая гласная буква: пол-улицы;пишется через дефис, если после пол- стоит буква «л»: пол-лимона.Полу- со словами всегда пишется слитно: полугодие, полушарие.
37. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Не с прилагательными пишется слитно, если:- не употребляются без НЕ: ненастный- при образовании слова противоположного значения: небольшой (маленький);- при наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:крайне неосторожныйНе с прилагательными пишется раздельно, если:- есть или подразумевается противопоставление: не большой, а маленький.
— отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное, нисколько не радостное
38. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е.
39. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных от глагола НСВ: что делать? — бесить — бешеный
41. Дефис в сложных словах
Пишутся через дефис:
Сложные существительные, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е: жар-птица, купля-продажа, Москва-река
Составные названия политических партий и направлений: социал-демократия, анархо-синдикалист.
Сложные единицы измерения: человеко-день, киловатт-час.
Названия промежуточных стран света: ceверо-восток, норд-ост.
Сочетания слов, имеющие значение существительных, если в состав таких сочетаний входит глагол в личной форме (любишь-не-любишь), союз (иван-да-марья) предлог (Ростов-на-Дону).
Составные фамилии: Римский-Корсаков, Мамин-Сибиряк, Сен-Симон, Осман-паша.
Географические названия, состоящие из двух существительных (Орехово-Зуево), из существительного и последующего прилагательного (Гусь-Хрустальный), из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи (Де-Кастри (залив)
42. Ь в середине числительных
Ь пишется в конце числительных от 5 до 20 и 30: шестнадцать, тридцать.В середине слова Ь пишется в числительных 50-80, 500-900: семьдесят, шестьсот
43. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
В родительном, дательном и предложном падежах числительных от 11 до 19 в окончаниях пишется буква И
44. Не в неопределенных местоимениях
В неопределённых местоимениях некто, нечто не пишется слитно.
45. Дефис в неопределенных местоимениях
46. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
В отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения — НИ.
47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Если ни и не в отрицательных местоимениях отделяются предлогом, то они пишутся раздельно: ни во что, не с кем, ни от кого.
48. Ь в глаголах повелительного наклонения
50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
52. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, «НЕ» пишется слитно: невычитанная рукопись, незамеченные опечаткиПишется раздельно не с причастиями:- имеющими при себе пояснительные слова: не возвращённая автору рукопись;- при которых имеется или предполагается противопоставление: не законченный, а только начатый рассказ;- с краткими причастиями: рукопись не отредактирована.
53. Две буквы Н в суфиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
54. Одна или две буквы Н в суфиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий.
В кратких отглагольных прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных (кроме форм мужского рода)
55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
56. Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
57. Раздельное написание НЕ с деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без не не употребляется (негодуя), если есть приставка недо-: недоделав, недооценивая. В остальных случаях НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
58. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о
59. Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий
В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения – ни-: негде остановиться, нигде нет места.
61. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения — е. Исключение: еще.
62. Буквы О и Е на конце наречий
В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных и существительных; буква О — если наречия образованы от прилагательных с этими же приставками.
Буква О пишется также на конце наречий с приставками В-, НА-, ЗА-.
63. Дефис между частями слова в наречиях
64. Ь после шипящих на конце наречий
На конце наречий после шипящих ч и щ, а также после ж в наречии настежь пишется ь: вскачь, навзничь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
Производные предлоги, образованные от наречий пишутся слитно: вокруг (вкруг), вблизи, наперерез, вслед, вдоль.
66. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
Слитно пишутся производные предлоги, образованные от существительных: ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, навстречу, наперекор, наподобие, напротив, насчет, невзирая на, несмотря на, посредине (посередине), посредством, сбоку от.Раздельно пишутся предлоги: в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.
67. Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в отличие, в заключение в завершение имеют на конце е. (не путать с сущ. в П.п.)
68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
Слитно пишутся частицы, входящие в состав слов: также, тоже, чтобы (омонимичные сочетания частиц с местоимениями и наречиями пишутся слитно)
71. Дефис в междометиях
Повторяющиеся междометия пишутся через дефис: эх-эх, ей-же-ей, о-го-го.
«Меня доводила администрация, а не дети»: сколько зарабатывает учитель русского и литературы
В Ханты-Мансийском автономном округе
В прошлом выпуске мы публиковали историю учительницы китайского языка в одной из московских школ, где ценят молодых специалистов и создают условия для их работы. В этом выпуске учительница русского языка и литературы из небольшого города в ХМАО рассказывает, как старшие коллеги могут довести до невроза, почему они отказываются ей помогать и зачем рекомендуют поскорее пойти в декрет, а также что помогает продолжать работать в такой обстановке.
Это история читательницы из Сообщества Т—Ж. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
В школе я нейтрально относилась к предметам, которые сейчас преподаю. Книги читала залпом, русский язык давался легко, и потому было скучно. В старшей школе я открыла для себя зарубежную литературу и поняла, что учебная программа не дает мне столько эмоций, сколько я получаю от самостоятельного чтения зарубежных писателей 20 века. Олимпиады не давали современного видения лингвистики и литературоведения, а наоборот, забивали мозг абсолютно неинтересным «что общего между быком и пчелой» — этот вопрос точно был в конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок» 2013 или 2014 года.
Мне не хватало системности знаний, и я переключилась на другие предметы. Моим новым увлечением стала география. Я сдала ЕГЭ, подала документы на эколога и прошла на бюджет. После первого семестра почувствовала, что это не мое, и перешла на платное отделение филфака.
Когда я сказала семье о решении пойти на филфак, меня отговаривали всеми способами.
Я и сама себя отговаривала, но это был выбор вопреки. Я хотела доказать самой себе, что смогу изменить систему, но это, разумеется, был юношеский максимализм. Мной руководило желание показать детям, как развивается язык, как появляются и исчезают направления литературы, сделать интересно.
После университета не было вопроса, куда пойти работать. Я позвонила директору своей школы, он созвонился с другими директорами, и так нашлась вакансия. Собеседований никаких не было. Пришла — и вперед, работать. Почему так просто? Некому учить. Сами школы, дети и родители создали прекрасную антирекламу профессии.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Место работы
Я работаю в школе второй год. В один из первых дней моей работы, 2 сентября прошлого года, шестой класс сорвал уроки, а в моем классе случилась драка с порванной рубашкой. Я пошла к соцпедагогу за помощью, а он сказал мне:
«Значит, ты плохой классный руководитель и неинтересный учитель».
Потом администрация спустила срочные отчеты и обязательные конкурсы рисунков. Уже дома меня накрыло истерикой от несоответствия реальности ожиданиям. Вчера — девочка-студентка, которая ничего не знает, сегодня — бестолковая учительница, которая «не по призванию» попала в школьную систему. Дети глупее, чем я думала. Им не нужна школа, не нужны уроки, и я, вещающая о фонетике, им тоже не нужна.
Помощи нет, нужно рассчитывать только на себя. Это было трудно пережить. В конце первой недели сентября я была твердо уверена в том, что отношения со школой нужно оборвать. И я считаю, что виноват университет. Нам нужна была практика с полным вовлечением в процесс, а я пришла в школу и не знала, что такое календарно-тематический план и как составляются рабочие программы.
В нашей школе страшная нехватка учителей: на восемь классов только два учителя русского и литературы. При этом меня «ссылают» в декрет и недоумевают, что со мной не так. Коллеги не верят, что человек может просто не хотеть детей. А однажды сотрудница, когда я зашла к ней за рабочей тетрадью, посоветовала мне быстрей рожать, потому что в 23 я уже стара для «первородки». Я очень терпелива: улыбаюсь, говорю «не хотим» и быстрее ухожу в свой кабинет. Все негативные эмоции проглатываю, из-за чего прошлой осенью словила невроз, который прошел только после короткого отпуска в марте.
В начале своей работы в школе я пару раз сорвалась на учеников, но смогла удержать «преподавательское лицо». Поняла, что могу без вреда для детей объяснить им причину моего поведения с помощью хорошего психологического приема. Просто говоришь: «Ребята, мне в самом деле обидно за…» Дети вспоминают, что ты человек, и меняют модель поведения. Мужу повезло меньше: он и отпаивал меня корвалолом, и пустырник в сумку клал, и водой умывал, когда меня уже трясти начинало.
Что примечательно: до такого истерического исступления и психического опустошения меня доводила администрация, а не дети. В нашем коллективе постоянное вранье, сплетни и подставы даже от директора. Первый случай, который меня задел, произошел, когда я вышла с больничного. Я тяжело болела, могла лежать и редко стоять. Когда пришла на работу, меня вызвала завуч и с удовольствием отчитала за то, что я не работала, хотя была обязана, и «чтобы больше такого не повторилось». Меня учили разговаривать, потому что я «выказываю завучам недостаточно уважения», — их не устраивал официально-деловой стиль общения. Потом меня пытались заставить идти против своих принципов и поставить ту оценку, которую просит родитель, потому что я «еще неопытна и не знаю, что это нормально».
Дело в том, что для родителей пожаловаться кому-то или угрожать написать в департамент образования — это как попить водички с утра. Недавно одна мама пожаловалась на мою коллегу в комитет образования, потому что ей показалось, что в электронном журнале появилось много плохих оценок. Оказалось, сын не сдавал работы два месяца. Образование деградировало, и дело тут не в «богатыри — не вы» и в чудесной советской системе. Дело в том, что учителя стали обслуживающим персоналом. А отношение родителей к школе и учителям влияет на ребенка. Принес, например, сын двойку, а мама сказала, что учительница — дура. Ребенок потерян для дальнейшего обучения. Но есть и хорошие семьи с умными родителями — правда, с ними я не сталкиваюсь: там работа проводится без меня.
Молодые специалисты для родителей — это палка о двух концах. Они рады, что у детей будет преподавать современный и энергичный учитель со свежим взглядом, но они боятся непрофессионализма. Странно, что в нашем обществе распространено мнение о дилетантстве молодых учителей и абсолютном профессионализме опытных. Это неправильно.
Я думала о том, чтобы перейти в другую школу, но опытные коллеги отговорили. Они сами год назад перешли сюда: школа новая, она должна была стать оплотом взаимопонимания и взаимоподдержки. Конечно, в других коллективах свои проблемы, везде есть «опытные злые тетки», которые будут тыкать тебя носом в свой возраст. Везде есть свои лидеры, которые будут рады найти твой промах и объявить о нем. Мои одногруппницы рассказывают абсолютно такие же истории, хотя работают в разных регионах страны.
Школа — это система, которая пытается сломать и учителей, и детей.
Но система — это результат рук человека. Значит, дети и учителя пытаются сломать сами себя и друг друга. Проработав в школе год, я все еще задаюсь вопросом: зачем? Почему все пытаются друг друга унизить?
За прошлый учебный год я была сильно подорвана психологически, но за время без детей я восстановилась. Думаю, если я запасусь антидепрессантами на самое тяжелое для меня время года, конец осени и зиму, то смогу этот год проработать без истерик.
Суть профессии
Профессия школьного учителя подходит тем, кто готов к унижению со всех сторон и не готов идти вверх по пресловутой лестнице. Классное руководство — это обязательное дополнение к должности учителя, а не карьерный рост. Завучем стать сложно. Пройти курсы, объявить директору о своей готовности. Он запишет фамилию в список и уберет его в ящик, потому что нынешние завучи с места не сдвинутся, а убрать кого-то в школе можно только путем фиксирования серьезного нарушения трудового договора. Стать завучем при полностью набранном коллективе невозможно.
В обучении детей важно найти то, что их завлечет. Это трудно, но необходимо, иначе учитель превратится в скучного робота с самостоятельными работами. Процесс подбора ключиков вызывает азарт. Блеск в глазах детей, осознание того, что вы на одной волне, что ключик найден, — настоящее счастье. Миссия выполнена, дети рады, самостоятельные выполнены на «хорошо» и «отлично», а я остаюсь одна в кабинете и чувствую невероятное удовольствие, словно я Сизиф, который докатил камень, и тот не скатился назад.
Готовясь к урокам, я стараюсь привлекать дополнительные источники. На литературе может помочь критическая статья, на русском языке — трудные случаи определения, например, части речи. Учебники, словари, справочники — настольные книги педагога. Правила важно объяснить, исходя из объяснения в учебнике, иначе дети запутаются. На уроках русского языка важна теория и систематизация, поэтому с детьми мы часто составляем кластеры, отрабатываем упражнения из учебника, решаем кроссворды.
На литературе я стараюсь затронуть важные для класса темы. В прошлом году для шестого класса была важна тема принятия обществом и поддержка товарища, поэтому «Дон Кихота» мы рассматривали с этой точки зрения. Вообще, литературу, на мой взгляд, стоит изучать, опираясь на уровень развития класса. Мои шестиклассники не самые начитанные, но их интересует психология персонажей, поэтому где-то я могу рассказать им краткое содержание, но за это потребую глубокий анализ героев произведения. На моих уроках русского языка мы умственно «потеем», на литературе выдыхаем.
Как только я начала работать, мне дали классное руководство. По диплому я учитель русского языка и литературы, но, когда пришла в школу, меня очень попросили пойти навстречу и взять четвертый класс. Я вела только свои предметы, но, как ни крути, классный руководитель в началке — это воспитатель, помощник в домашних заданиях по всем предметам на продленке, человек, который встречает и провожает. Меня к такому не готовили, поэтому было трудно и невероятно страшно: первый класс, первые ученики. Но дети привыкли ко мне сразу. Бегали и кричали, как здорово, что у них молодая красивая учительница.
Как и все дети, мои задаривали меня рисунками, поделками, украшали доску к моему приходу, убирали в столовой и классе. Я это всегда замечала, персонально и перед всем классом благодарила, угощала сладостями. Думаю, что благодаря этому мне удалось быстро расположить их к себе, ведь всем им необходимо внимание.
Дети немного сникли, когда узнали, что я требую результата по своим предметам, зато появилась дисциплина. В моем классе 18 сложных детей. Одни сложные, потому что разбалованные, других, наоборот, недолюбили. Каждый пытается стать лидером и получить внимание, поэтому сначала с классом работать было тяжело. И тут мне помогли родители, с которыми мы постоянно собирались, общались в ненавистных чатах, виделись с психологом. Родители начали вести работу дома, а я воспитывала детей в школе. После Нового года я вообще забыла о родителях проблемных детей и теперь разговариваю исключительно с учениками. К весне я увидела плоды такой работы: большинство проблемных учеников начали выправляться. Планирую работать так и дальше, потому что, увы, некоторые дети гораздо сознательнее своих родителей.
Если честно, к детям я привыкла если не в начале мая, то в конце апреля. Я не социально активный человек, для меня даже звонок по телефону раньше был стрессом. Теперь я довольно коммуникабельна. За это спасибо работе. В мае мы были с классом на природе, и я увидела настоящую команду счастливых детей, которые уверены, что классный руководитель любит их как своих и всегда поможет. Пишу это — и слезы наворачиваются.
Хорошие дети — не те, что умеют вставать-садиться по команде и не залипают в телефоны. Это роботы, с такими неинтересно. Мои дети и по коридору бегают, и пенал спрячут, и на уроке посмеются, но они честные, чистые и добрые, готовые прийти на помощь мне и одноклассникам. Уважают старших, мечтают кем-то стать.
Рабочий день
В этом учебном году мне дали нагрузку в четыре класса — это 32 часа. Четыре дня в неделю пять уроков и два дня — шесть. Без учета проверки тетрадей и подготовки к урокам. Без возможности поехать на сессию, уйти на больничный, провести классный час и просто на перемене поговорить со своими детьми.
Я в очередной раз пободалась с администрацией школы, но в итоге добилась желаемой нагрузки, укрепила за собой репутацию человека, к которому лучше не лезть, и теперь работаю в свое удовольствие с теми классами, в которых мне действительно комфортно.
Ну а мои ребята подросли и уже не требуют так много внимания. Теперь мы учимся в пятом классе, дежурим в столовой и привыкаем к шести урокам. А я радуюсь, что этот ад под названием «поработайте в началке, мы вам поможем» и «раз вы просите помощи, значит, вы плохой учитель, вам надо расти» закончился. Часов и классов стало больше, но мне это нравится.
С родителями я общаюсь не каждый день. Пришлось повоспитывать и мне их, и им меня. Раньше была одна группа в мессенджерах, где был какой-то ужас из вопросов, раздражений и редких попыток устроить саботаж. Мне пришлось закрыть возможность писать в ней всем, кроме меня, чтобы все успокоились, — и я, разумеется, тоже. Сейчас у них есть своя группа, где они обсуждают дела родительского комитета, спрашивают домашнее задание. В нашу общую я скидываю расписание, объявления, замечания и похвалу. Возможность писать всем сейчас открыта, но родители сами не спешат. Если у кого-то есть вопрос, мне пишут в личные сообщения. Это очень здорово и удобно. Я на связи с 08:30, это официальное начало рабочего дня, и до 15:00 — его окончания. В экстренном случае выхожу на связь вне рабочего графика. Родители не названивают, не пишут ночами. Можно сказать, что мне очень повезло.
Случай
Однажды во время изложения я заметила странное шевеление под столом. Я решила, что там телефон. Настроение было хорошее, поэтому я захотела поиграть в Ренату Литвинову. Я медленно подошла к столу, отвела взгляд в окно и уставшим голосом произнесла: «Какой кошмар! Дай мне это немедленно».
Каково же было мое удивление, когда вместо телефона я получила… пластиковую тарелку, полную молока и хлопьев!
Я могла бы засмеяться или закричать, но, вероятно, во мне есть актерская жилка. Да и визжать на весь кабинет бессмысленно и портит здоровье. Не подав виду, я так же медленно вышла из класса, держа тарелку в руках, дошла до кабинета директора и торжественно ее ему вручила. Тогда уже посмеялись все, но родителей этих ребят вызвали.
Подработки
Поступали предложения стать репетитором, но у меня нет сил. И пока не выходит совмещать подработку с работой и учебой в магистратуре — я учусь на кафедре зарубежной литературы. Пошла туда, потому что мой диплом бакалавра неполноценен.
Доход и расходы
Откладываю больше половины зарплаты. Лайфхак: снимаешь деньги с карты, убираешь в тайничок — и в конце месяца 50—70% от общей зарплаты остаются нетронутыми!
На еде мы не экономим, но так уж вышло, что хамон и фуа-гра нам не нужны. Пару раз в месяц я покупаю себе камамбер, муж — дорогой сидр на двоих, и на этом наша красивая жизнь заканчивается. В Швеции это называется «лагом».
Новые вещи мы практически не покупаем. Покупка одежды происходит стихийно. Раз в 3—4 месяца я могу потратить 2000—4000 Р на какой-нибудь свитер или брюки. Жизнь в маленьком городе хороша тем, что некуда сходить, а значит, новая одежда нужна реже. В школе официальный дресс-код, но главное, чтобы учителя не ходили в джинсах и кроссовках. К ношению масок относятся серьезнее.
В кино последний раз ходила не так давно. С удовольствием бы посетила театр, но здесь его нет, в отпуске обязательно схожу.
У учителя на севере 86 дней отпуска.
Здесь все понимают, что жить в таких условиях тяжеловато и нужна разрядка, поэтому слетать куда-нибудь посередине года без ущерба процессу обучения — дело привычное. Когда учитель на каникулах остается работать, это тоже неплохо: можно спокойно разобрать бумаги, подготовиться к урокам на будущую четверть, распланировать учебный и воспитательный процесс. Мне нравится такая работа, она творческая и спокойная.
В отпуске я стараюсь и расслабиться, и не потратить совсем уж лишнего. Муж меня может притормозить: он более рассудителен в вопросе сохранения семейного бюджета.
В этом году мы на все лето отправились в Краснодарский край. Из бюджета, конечно, очень даже вылезли: только билеты обошлись в 60 тысяч рублей, а всего мы потратили 300 тысяч. Даже учитывая, что отдыхали в двухзвездочном отеле в Олимпийской деревне — 34 000 Р за неделю проживания с завтраками. Только в горах на «Розе Хутор» оставили почти 100 тысяч: вкусно ели, поднялись на Розу Пик и водопады, прокатились на родельбане, съездили в Адлер. А остальное ушло на еду и отдых в Краснодаре. Так что до конца августа сидели на гречке.
Финансовая цель
Мы с мужем мечтаем о собственном доме с лужайкой, цветами и террасой. Копим на участок и строительство. Уже успели прицениться. Выходит, конечно, дорого, но мечта не бывает дешевой. Участок с коммуникациями в пригороде Краснодара, где мы хотим свой дом, стоит около 1,5 миллиона. Строить будем сами, с привлечением рабочих там, где сами не сможем. Надеюсь, уложимся в 4 миллиона.
Будущее
Честно пытаюсь доработать два года, чтобы не бросать чудесных детей. И уйти куда угодно. Когда я оканчивала университет, то дала себе слово проработать два года: первый — для привыкания, второй — для осознания.
Я думаю, в будущем школы сильно сократят, потому что пенсионеры уже не смогут работать, а молодые, если им не создадут должных условий труда, даже не станут смотреть в сторону школы. При огромных потоках студентов педа — 100 и больше человек — до дверей школы доходит 2—3 десятка. Я хочу уйти из образования, иначе еще несколько лет, и моих будущих детей будет ожидать семейное обучение.
Планирую найти удаленную работу копирайтером. Пока серьезно не ищу, только пару раз заглянула на «Хедхантер». Меня устроит 40—50 тысяч за хорошую работу без лишних волнений и стресса. Понимаю, что денег станет меньше, но зато я буду добрее и здоровее.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.