вы так многословны что я не успеваю ни слова вставить
Многословие Многословный
Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить.
Многословие — брат бездарности.
Многословие обычно порождает скуку.
Многословие всегда неприятно.
Самый верный признак истины — это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости.
Многословие как качество личности – склонность к несдержанности в мыслях, излишеству слов в передаче чего-нибудь, излишне пространной форме словесной передачи чего-нибудь.
Один офицер, которого князь Александр Васильевич Суворов очень любил и уважал как храброго воина, был многословен. И вот Суворов позвал этого офицера к себе, закрыл дверь и как чрезвычайный секрет сказал о том, что у него имеется очень опасный враг, который на каждом шагу ему вредит и мешает. Офицер стал было перечислять своих врагов, пытаясь отгадать, о ком именно сказал фельдмаршал. Но тот только руками размахивал от нетерпения и досады: — Не тот! Не тот! Офицер уже перебрал всех своих недругов и, наконец, сказал, что не знает, о ком и думать. Суворов на цыпочках подошел к окнам, дверям, прислушался, потом все с теми же предосторожностями подошел вплотную к офицеру и шепнул: — Высунь язык! Тот послушался. Тогда Суворов, показывая на его язык, сказал: — Вот он! Вот твой самый лютый враг!
Несдержанность в мыслях ведёт к многословию. Если человек не обрёл навыки контроля мыслей, слова фонтанируют из него независимо от разума. Объём болтовни ума в сутки – примерно шестьдесят тысяч витающих вольной птицей мыслей. Слова – слуги ума. Когда бесконтролен ум, слова живут самостоятельной от разума жизнью. Человек болтает, как птица Говорун, ничего не соображая. Научиться говорить можно за два-три года, а научиться молчать – многим не хватает и жизни. Многословие – растранжиривание драгоценного времени и энергии, от которого ум впадает в рассеянность. Не зря в народе говорят: «Молчи – за умного сойдёшь», «Язык мой – враг мой».
Один молодой человек пришел к Сократу учиться красноречию. В разговоре с великим философом он говорил так много, что Сократ потребовал с него двойную цену. «Почему я должен платить в два раза больше?» — спросил молодой человек. «Потому, — ответил Сократ, — что я должен учить вас двум истинам: во-первых, как удерживать свой язык; во-вторых, как говорить».
«Краткость – сестра таланта», — учил А. П. Чехов. Много слов не означает много мыслей. Одним предложением иногда можно сказать больше, чем тысячью слов. Многословие подразумевает введение в текст ничего не дающих слов, устранение которых только усилит действенность текста. Многословие – характерный признак непродуманности текста.
Говоря о многословии, нельзя пройти мимо его формы «плеоназм» — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. Например, во фразах «Мы поднялись вверх по лестнице» или «Каждый покупатель получает бесплатный подарок», одно слово включается в состав другого. При многословии в состав предложений или фраз включаются слова, не увеличивающие общую смысловую нагрузку, например: «Он шёл по направлению к дому». Плеоназм является результатом избыточного употребления служебных частей речи, например: «Он сказал мне о том, что его приняли на другую работу» («о том» можно опустить, не потеряв смысл) или «я знаю, что он придёт» (союз «что» необязателен при соединении предложения с глагольной фразой «я знаю»). Оба предложения грамматически корректны, но слова «о том» и «что» рассматриваются в данном случае как плеонастические.
М. Горький, знакомясь с наработками начинающих писателей, акцентировал внимание на многословии. Например, ему не понравился отрывок: «Работали молча, без слов. В продолжение двух часов рытья окопов работавшие рядом бойцы не обменялись ни единым словом». На полях М. Горький заметил: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что, если человек молчит, он не говорит». В другом случае против слов «красноармеец бредил о своей родной семье» М. Горький указал: «Не следует удваивать «своей, родной». Подобные же исправления в рукописях молодых авторов делал и А. П. Чехов. Так, он подчеркнул «неловкое выражение» страсть к графомании и объяснил: «Не годится, потому что слово графомания содержит уже в себе понятие — страсть».
Многословие ещё называют речевой избыточностью. Над каждым словом нужно работать, особенно поэтам и писателям. В. Маяковский правильно заметил: «изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Небрежность или неспособность писателя работать со словом приводят к многословию. Плеоназмы часто появляются при употреблении ненужных определений — главная суть, ценные сокровища, темный мрак, повседневная обыденность, почувствовать заранее, лишних обстоятельств — вернуться обратно, упал вниз, а также в результате неоправданного нанизывания синонимов — закончить, завершить, выполнить задание. Речевую избыточность порождает и соединение иностранного слова с русским, дублирующим его значение (памятные сувениры, необычный феномен, движущий лейтмотив, биография жизни, своя автобиография, в конечном итоге, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии).
Многословие имеет отличительные особенности в мужском и женском исполнении. Известна притча: разговаривают два человека. Один говорит другому: «Моя жена может говорить на одну и ту же тему часами». Другой ему отвечает: «Это еще что. Моей жене для этого не нужно вообще никакой темы…»
У женщины чувства и ум в шесть раз по своим проявлениям превышает мужские параметры. Поэтому женщине не нужно ходить далеко за словом. Её слова – это выплеснутые чувства. Чувства, как щупальца ума, находят в женщине благодарную поклонницу. Она может быть недостаточно образована, интеллектуальна и воспитана, но слова из неё летят, как пули из пулемёта. Полнота чувственной эмоциональности, гибкость, мобильность, интуиция делают из женщины кудесницу слова.
У мужчин – иная картина. Далеко не все мужчины молчаливы потому, что научились контролировать болтовню ума и сдерживать чувства. Многие, в силу необразованности, отсутствия культуры речи и невежества, сказать ничего не могут, остаётся только надувать щёки, делать многозначительные паузы при ответе или впадать в мрачную молчаливую угрюмость.
Кроме того, женщина посредством своих преимуществ в уме и чувствах стремится быть обаятельной и привлекательной. Для этого ей нужно быть открытой, доброжелательной, радушной, приветливой и отзывчивой. Словом, она должна проявлять качества личности противоположные замкнутости, отгороженности, нелюдимости. Реализация этих качеств неизбежно приведёт её к разговорчивости, сочувствию и сопереживанию.
Совсем иное отношение к мужскому многословию. В один из весенних дней к Учителю пришёл человек, славящийся на всю округу своей болтливостью. И был он таким большим любителем вести разговоры, что спросил: — Учитель, ты так мудр, это — хорошо, но немногословен и это — плохо. Ты не боишься умереть, так и не успев рассказать миру всю свою мудрость? Учитель улыбнулся и сказал: — Спешащий выразить мудрость в многословии, подобен неразумному крестьянину, который добавил в муку дорожной пыли для увеличения её количества, а в результате, испортил весь хлеб. На эти слова неразумный болтун возразил: — А я, Учитель, всё же постоянно боюсь, что не успею сказать всего за свою жизнь. — На твоём месте, — ответил Учитель, — я бы боялся не успеть лишь за своими словами.
Проверка орфографии и пунктуации
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники»
Продолжая излагать Свои взгляды о молитве, Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Матф.6:7–8 ). Как нужно понимать эти слова?
Для того, чтобы правильно пояснить эти слова, нужно знать о том, что язычники воспринимали осуществление молитвы как особое служение Богу, которое якобы освобождало человека от грехов. По мнению язычников, чем длиннее была молитва, тем больше считалась их заслуга перед Богом. В языческих религиях считалось, что любой грех можно искупить обильными жертвоприношениями и продолжительными молитвами, и таким образом вымолить прощение и благосклонность богов.
Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных душевных переживаний и искренних чувств. Такой принцип языческой молитвы (лишенный сердечного порыва, искренней веры и душевного тепла), основанной на механическом повторении слов, вобрали в свою схоластическую практику секта фарисеев и другие ложные религии.
Согласно учению Христову, истинная христианская молитва являет собой контакт души человека с Богом. Это благоговейнейшее обращение сердца, ума и души человека к Господу Богу нашему, а не механическое повторение пустых слов, обращенных к Богу. Согласно христианскому пониманию, молитва является даром Божиим, пищей для души, одним из главных слагаемых духовной жизни человека. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Матф.26:41 ). «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.» ( Лук.21:36 ).
Молитва очищает душу и укрепляет тело. Поэтому Библия и рекомендует: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Кто молится, тот пребывает с Богом. «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ). Поэтому Священное Писание предписывает: «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ).
Согласно учению Христову, молитва это не однообразное, безчувственное повторение «красивых» слов, как у язычников, а (мысленное или вслух) обращение к Богу, окрашенное ярко выраженными эмоциями, представляющее собой вершину человеческих чувств, искреннее обращение к Богу сердца и ума человеческого, сопровождаемое непоколебимой верой в Бога. Такая молитва и называется молитвой веры. О такой молитве в Библии пишется: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21:22 ).
Под словами «и всё, чего ни попросите» подразумеваются прошения, не противоречащие учению Христову. То есть прошения, направленные на достижение добра, мира и счастья (блага) как самого человека, так и его ближних. Для того, чтобы молитва человека была исполнена, человек должен жить по законам Божиим. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» ( 1Пет.3:12 ). Поэтому лучше быть добрым человеком, так как «будет Господь с добрым» ( 2Пар.19:11 ).
Таким образом, человек, живущий по заповедям Иисуса Христа и являющийся примерным христианином, и будет в своих молитвах услышан Богом. Об этом говорит Сам Иисус Христос: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). А в молитве во имя Иисуса Христа можно просить только то, что не противоречит учению Христову. То есть просьбы человека, высказанные в молитвах, не должны нарушать принципы христианской морали и должны быть направлены на достижение добра, милосердия и любви к ближнему. Именно о такой молитве в христианском её понимании, отличающейся от молитвы язычников, и говорит Господь Иисус Христос когда рекомендует людям молиться не так как язычники.
Наряду с этим Иисус Христос говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники». О каком лишнем в молитве говорит Господь? На этот вопрос о том, что является лишним, произносимым в молитве язычниками и дает исчерпывающий ответ Сам Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:31–33 ).
Из этих слов видно, что согласно учению Христову смысл жизни человека состоит в том, чтобы достигнуть вечной жизни в Царстве Небесном. Путь к достижению этого Царства состоит в том, что человек в своей земной жизни, то есть в Царстве Божьем, должен жить, соблюдая заповеди Божьи и исполнять волю Божью и Правду Его. Иными словами главной задачей и назначением человеческой жизни является то, что человек при помощи исполнения воли Божьей в земной жизни (в Царстве Божьем) открывает для себя врата в новую счастливую жизнь в Царство Небесное. А войти в Царство Небесное может только тот человек, который в своей теперешней земной жизни живет по заповедям Божьим. То есть, как говорит Спаситель, ищет в жизни «прежде всего Царствия Божьего и правды Его». Удовлетворение всех остальных насущных потребностей будет дано Богом человеку как необходимое и само собой разумеющееся условие для поиска Царства Божьего. Поэтому люди должны искать «прежде всего Царства Божьего и правды его», а не заботиться о пище и одежде, так как «это все приложится вам».
Таким образом, по учению Христову, лишним, чего ищут и о чем заботятся язычники, является обильная еда, вкусное питье, красивая одежда, богатство, власть, наслаждения. То есть удовлетворение бытовых земных потребностей человека. Лишними в молитве также являются просьбы, противоречащие учению Христову. Например, просьбы эгоистического или злого содержания. Именно об удовлетворении своих эгоистических желаний и бытовых потребностей чаще всего просили язычники в молитвах к своим богам.
Иисус Христос осуждает такие просьбы и молитвы язычников, говоря «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» ( Матф.6:31–32 ). Иисус Христос призывает людей потратить и направить свою жизнь не на приобретение вкусной еды и красивой одежды, а на достижение Царства Небесного, так как остальные нужды будут удовлетворены Богом. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Матф.6:33 ) – говорит Господь.
Именно о том, чтобы Господь помог человеку в поисках и обретении Царства Божьего, об исполнении заповедей Божьих и должен просить человек Бога в своей молитве, а не о приобретении еды и питья, одежды и удовлетворения подобных прочих потребностей. Так как Господь знает о бытовых нуждах человека и поможет их удовлетворить. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», «и это все приложится вам».
Делая вывод из всего вышеизложенного, можно сказать о том, что согласно учению Христову главными в молитве для человека должны быть просьбы о помощи в достижении Царства Божьего, о том чтобы Господь помог человеку жить по заповедям Божьим и соблюдать волю Всемогущего Творца. Просьбы человека об удовлетворении его бытовых нужд, например таких как ниспослание человеку еды, питья, одежды и прочего, в молитве христианина являются лишними. Эти просьбы в христианской молитве являются лишними потому, что Господь, как Высшая Всезнающая Сущность, знает обо всех потребностях человека и без этих просьб. «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Поэтому человеку, ищущему в жизни прежде всего «Царства Божия и правды Его» и молящемуся об этом, Господь поможет удовлетворить бытовые нужды и без прошений о них. Поэтому истинному христианину Спаситель советует не уподобляться язычникам, которые в своих многословных молитвах говорят лишнее, то есть просят удовлетворения бытовых потребностей и ниспослания им земных благ. Господь знает о нуждах человека прежде его прошения. И человеку, ищущему прежде всего «Царства Божьего и правды Его» поможет удовлетворить его бытовые потребности.
Наряду с этим Господь не наложил безусловный запрет на просьбы о наших бытовых нуждах. Тем, что Спаситель научил нас молиться о хлебе насущном, Он разрешил нам просьбы о даровании нам земных благ, но только по мере необходимости, удовлетворяющей наши нужды. В молитве Господней под хлебом насущным подразумевается не только хлеб в его буквальном значении, но и все необходимое для нашей земной жизни, а также все необходимое для удовлетворения как телесных так и духовных потребностей.
Однако в наших молитвах просьбы об удовлетворении наших бытовых, телесных или духовных нужд не должны быть главными и не должны оттеснять на второй план первостепенную просьбу о Божьей помощи в поисках Царства Божьего и правды Его и просьбу об укреплении человека, идущего путем истины Божьей, просьбу о помощи в исполнении законов Божьих и защиты от искушений и соблазнов.
Поясняя то, что нужно просить в молитве, Святой Иоанн Златоуст писал так: «Господь внушает, что молящийся не должен просить скоропреходящего и погибающего, ни красоты телесной, которая увядает от времени, изглаживается от болезни, исчезает при смерти; ни денежного богатства, которое, подобно речным водам, притекает и утекает, переходит то к одному, то к другому, убегает от тех кто удерживает его, и не остается у тех кто любит его, подвергается бесчисленному множеству бедствий от моли, от разбойников, от клеветников, от пожаров, от кораблекрушений, от нападения врагов и от прочих зол; ни почетной власти, которую так же сопровождает множество скорбей. А некоторые из людей, впавшие в крайнее безумие, не только просят у Всевышнего Бога телесной красоты, богатства, власти и тому подобное, но и восстают против своих врагов, умоляют послать им какое-либо наказание и Того, Кого просят быть к самим себе милостивыми и человеколюбивыми, в отношении к врагам своим хотят сделать не милостивым и не человеколюбивым. Господь, желая предотвратить это, заповедует: не говорите лишнего» (Беседы о жизни по Богу» 3 том, книга 1).
Говоря о том, чтобы христиане молились не так как молятся язычники (то есть молились не бездушно и не безчувственно, как язычники механически повторяя слова), Иисус Христос указал на то, что не нужно в молитве говорить лишнего. То есть не нужно отягощать молитву подробным перечислением просьб об удовлетворении бытовых нужд и исполнении греховных эгоистических желаний. А прежде всего нужно просить Бога о ниспослании даров духовных.
Наряду с этим Иисус Христос порицает многословие язычников, сказав: «Они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им».
Знаменитый и популярный «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (издание 22-е, стр. 358) о многословии пишет так: «Многословие – излишество слов, отсутствие четкости и краткости в речи, в изложении чего-либо».
Святой Августин Блаженный делал различие между многословием в молитве и неустанной молитвой, чтение которой Иисус Христос поощряет. Многословная молитва, представляет собой безчувственное повторение однообразных не продуманных слов и отличается от непрестанной молитвы, которая представляет собой постоянное непрестанное обращение человеческой души к Богу. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ( 1Фес.5,16–18 ).
Многословие в молитве отличается от длительной молитвы, которая хотя и продолжается долгое время, но пронизана чувствами души и мыслями ума, и в ней нет ничего лишнего, никаких суетных просьб, ненужных слов и не оправданных повторений. Иисус Христос поощрял молитвотворение и Сам усердно молился. «Он уходил в пустынные места и молился» ( Лук.5:16 ). Спаситель призывал людей молиться, говоря «Просите, и дано будет вам» ( Матф.7:7 ), и советовал «всегда молиться и не унывать» ( Лук.18:1 ).
Слова Иисуса Христа «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» в разные эпохи вызывали немало споров и взаимоисключающих пояснений у разных толкователей Библии. У многих людей по поводу этих слов также часто возникало недоумение, выражавшееся в том, что зачем же нужно просить о чем-либо Бога в молитве, если Бог уже знает нужды наши до нашего прошения. И если Богу все известно о наших нуждах, зачем вообще нужна молитва? Такие вопросы возникают из-за неправильного понимания вышеприведенных слов Иисуса Христа.
Эти слова нужно понимать следующим образом. Слова Иисуса Христа о том, что Господь прежде нашего прошения знает о всех наших нуждах, не отменяют молитвотворение, а запрещают многословие в молитве (безчувственное повторение однообразных и лишних слов), и прошения в молитвах о лишнем (то есть о временных житейских нуждах и эгоистических корыстных желаниях вместо просьб о главном, о ниспослании даров духовных), и порицают перегружение молитв просьбами об удовлетворении крайне необходимых бытовых насущных потребностей.
На вопрос о том, почему Всеблагой и Милостивый Бог не удовлетворяет нужды людей без молитв людей, хотя знает о человеческих нуждах до молитв и прошений, можно ответить так. Господь должен удовлетворять без молитвы только жизненно необходимые потребности и нужды людей без излишеств, но не более того. Согласно учению Христову, истинную, главную нужду человек имеет лишь в достижении Царства Небесного. Именно в этом и состоит смысл земной человеческой жизни. Именно эту нужду в первую очередь и должен помочь удовлетворить человеку Господь.
Без молитв и прошений Господь удовлетворяет потребности тех людей, которые живут в жизни бескорыстно, по законам Божиим, употребив свою жизнь прежде всего на достижение Царства Божьего. У таких людей Господь удовлетворяет нужды о которых в молитве считается говорить лишним, то есть удовлетворяет бытовые житейские потребности человека, не отвлекая такого человека от главного и создавая все условия для творения добра, исполнения заповедей Божиих и достижения Царства Небесного.
Иными словами, человека, идущего путем добра, Господь освободит от забот по удовлетворению житейских бытовых потребностей. Потому что «добрый приобретает благоволение от Господа» ( Притч.12:2 ). «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор.9:8 ).
Однако, по милости Божьей, каждый человек одарен свободой воли и может по своему соизволению идти в своей жизни путем деланья добра и исполнения законов Божьих, и за это попасть в рай, или путем зла и за это попасть в ад. По причине самостоятельного выбора человеком своего жизненного пути, связанного с совершением злых или добрых дел (то есть связанного со служением Богу или силам зла) Господь и дает человеку возможность не только через дела, но и через молитву объявить о своем жизненном выборе.
Поэтому если человек самостоятельно выбрал Царство Небесное и свой выбор подкрепил соответствующими поступками и молитвами о помощи в достижении этого Царства, то тогда Господь (после самостоятельного выбора человека) и ответит на его молитву, о чем и сказано «просите, и дано будет вам» ( Матф.7:7 ).
Таким образом, молитвы и просьбы являются выражением того самостоятельного выбора жизненного пути, который избрал человек. Поэтому Господь не до молитвы, а после неё отвечает на прошения человека, тем самым проявляя уважение к добровольному, самостоятельно сделанному волеизъявлению человека по отношению выбора жизненного пути.
Сделав выбор по достижению Царства Небесного, человек должен использовать молитву для того, чтобы попросить Бога помочь идти по избранному пути.
Сам по себе человек может допустить слабости и ошибки в жизни, так как подвержен соблазнам со стороны искусителя, страстям и чувственным удовольствиям и может совершить грех. Однако при помощи молитвы человек просит Бога о защите от соблазнов и о помощи по преодолению препятствий. А также об искуплении грехов, которые совершил.
Молитва нужна человеку также и в тот момент жизни, когда человек проявляет слабость и может не устоять на избранном пути добродетели и впасть в грех. Молитва нужна человеку также и для того, чтобы перед решающим испытанием укрепить свою волю, прояснить рассудок, очистить свои помыслы и с честью преодолеть все трудности, и проявив терпение, достойно победить все препятствия. Сам Иисус Христос в Гефсиманском саду при помощи молитвы укрепил Свой дух и тело, отогнал искушавшие Его мысли о возможном избавлении от страданий, и обретя новые силы, победоносно закончил Свою молитву смиренными словами, обращенными к Богу-Отцу: «Да будет Воля Твоя» ( Матф.26:42 ).
Как видим Сам Иисус Христос, Спаситель мира, не только признавал, но и совершал молитвотворение и Своим словом и примером заповедовал нам совершение молитв, но не по языческому, а по христианскому образцу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что совершение искренней молитвы необходимо каждому истинному христианину, так как молитва является голосом души человека, поднимающимся к Богу. Недаром в Библии говорится «просите, и дано будет вам» ( Матф.7:7 ). «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ). «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» ( Иоан.16:23 ).