вы состояли ранее в ином гражданстве как понять что
Гражданство замена паспорта
1. «Нет, я никогда не имел гражданство другого государства»
2. «Да, у меня имеется по настоящее время гражданство другого государства»
3. «Да, ранее у меня имелось гражданство другого государства»
2-ой ответ отпадает, так как в данный момент являюсь гражданином РФ.
При нажатии «гражданство» выплывает список в котором есть Россия, Украина, Абхазия, Грузия и т.д. СССР НЕТ.
Вопрос: какую страну выбрать и какую дату указать в поле «дата вступления в гражданство».
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 01.01.1973;
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: С. ГУДАВА ГАЛЬСКОГО Р-НА АБХАЗСКОЙ АССР;
В ПЕРИОД С 06.1990 ПО 02.1992 ПРОЖИВАЛ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ.
Заранее благодарю за ответ!
Поскольку Вы указываете, что до 02.1992 года проживали на территории Украины, хотелось бы уточнить, получили ли Вы гражданство РФ на основании ч. 1 ст. 13 закона «О гражданстве…», согласно которой гражданами РФ были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на 6 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.
Таким образом, при наличии постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. Вы стали гражданином РФ на основании этого закона. Т.е. в этом случае у Вас не было гражданства иной страны, а значит можете указывать первый пункт. Если Вы по состоянию на указанную дату в РФ постоянно не проживали, то придется разбираться более основательно каким образом Вы получили гражданство РФ.
Уведомление о наличии второго гражданства: почему его нужно оформить и как это сделать?
1. Почему уведомление о втором гражданстве нужно государству?
Существует мнение, что изначально требование уведомлять о наличии двойного гражданства российское МВД связывалось с теми гражданами, кто занимает выборные должности или состоит на государственной службе. Депутатам и чиновникам нельзя быть резидентами другой страны, потому что это закономерно может привести к конфликту личных и служебных интересов.
Тем не менее, в законе об этом нигде не говорится напрямую и поэтому правило об обязательном уведомлении властей о втором гражданстве распространяется абсолютно на всех граждан России, кто:
Подробнее о различиях понятий «двойное гражданство» и «второе гражданство» вы можете узнать в этой статье.
2. Для чего уведомление о втором гражданстве нужно вам?
3. Какие документы регламентируют порядок уведомления?
В конце мая 2014 были внесены изменения в статьи 6 и 30 Федерального закона № 062-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», обязывающие обладателей второго паспорта или других документов на право постоянного проживания в иностранном государстве уведомлять о своем статусе соответствующие государственные органы.
С 4 августа 2014 года, момента вступления в силу поправок, сложилась практика применения данного закона, получившая наиболее полное отражение в приказе МВД России от 31 декабря 2019 г. № 994.
Правда, некоторые аспекты до сих пор требуют более подробного разъяснения и в настоящий момент вольно трактуются в судах. К таким относится, например, понятие «постоянное проживание за рубежом». Поэтому, чтобы потом не тратить деньги и время в суде, доказывая факт своего постоянного нахождения за границей, при первой же возможности подайте уведомление.
4. Сколько времени отводится на уведомление государства о втором гражданстве или ПМЖ?
Как правило, отсчет времени на подачу уведомления начинается с момента получения вами второго паспорта или документа на право постоянного проживания в другой стране. Правила предусматривают сразу несколько вариантов.
ВАЖНО!
В вариантах 3 и 4 установленный срок считается сразу, как только вы пересекли границу Российской Федерации и не прерывается после того, как вы уедете обратно. Поэтому, если вы прибыли на родину всего на несколько дней, обязательно внесите в свою «культурную программу» посещение ближайшего к месту вашей регистрации или проживания отделения полиции для подачи уведомления.
5. Что будет, если не информировать государство о получении второго гражданства?
Нарушение этого требования влечет за собой наказание. Величина взыскания зависит от конкретной ситуации. Если уведомление о том, что у вас есть право постоянно проживать за границей, было подано не в установленные сроки, вас оштрафуют всего на 1000 рублей, так как в ваших действиях не было злого умысла.
Более суровое наказание ждет тех, кто скроет от своей родины факт получения второго паспорта или ПМЖ. Пойманных нарушителей подвергают уголовному преследованию. Суд имеет право взыскать штраф до 200 000 рублей, а в некоторых случаях – назначить в качестве наказания исправительные работы. На всё время судебного разбирательства ответчик лишается возможности легально уехать из России.
6. Как государство узнает о вашем втором гражданстве?
У российских властей нет единого алгоритма получения информации об иммиграционных статусах своих граждан. В некоторых юрисдикциях факт получения вами гражданства вообще не является тайной и даже освещается в открытых источниках, например, в газетах или на новостных сайтах.
Информация о выданном виде на жительство или гражданстве может стать достоянием российских госструктур и во время обмена налоговыми сведениями в рамках межправительственных соглашений.
Словом, даже если правительство вашей второй родины гарантирует вам полную конфиденциальность, взвесьте риски. Возможно, завтра обстоятельства изменятся, и вы получите штраф за нарушение или будете несколько месяцев бесплатно подметать улицы.
7. Как грамотно уведомить власти?
Нельзя подать уведомление из другой страны с помощью сайта Госуслуг или обратившись за помощью в российское посольство. Требуется ваше личное присутствие в стране.
Для уведомления существуют специальные формы, которые опубликованы в Приложении № 2 приказа МВД России № 994 от 31 декабря 2019 г. Надо сказать, что в этом документе также предусмотрены формы для уведомления о прекращении иностранного гражданства. Формы также доступны на различных сайтах с правовой информацией. В случае, если вы не можете распечатать их самостоятельно, необходимые вам бланки могут предоставить в ближайшем территориальном отделении МВД.
Какие формы нужно заполнять?
Для уведомления о втором гражданстве 2 вида заполняемых форм:
При заполнении формы нельзя сокращать слова, использовать аббревиатуры и делать исправления. Если вы сделали ошибку, возьмите новый бланк и начинайте его заполнять заново.
Какие документы нужно предоставить?
К уведомлению прикладываются:
Заполненная форма с сопутствующими документами передается непосредственно в территориальный отдел МВД или пересылается туда с помощью Почты России.
8. Как правильно подать уведомление в органы МВД РФ?
Обратившись в отдел МВД России по месту вашей регистрации, или, если нигде не зарегистрированы, по месту фактического пребывания, вы можете лично уведомить власти о своем иммиграционном статусе.
Отрывная часть уведомления подтверждает факт вашего своевременного обращения в МВД. На всякий случай утраты, отсканируйте или сфотографируйте этот документ на смартфон.
9. Как грамотно отправить уведомление по почте?
Процедура похожа на обращение в полицию, только в ближайшем отделении Почты России вряд ли каждый день отправляют такие документы, и поэтому там элементарно может не оказаться в наличии пустых бланков уведомления, поэтому вам лучше их распечатать и заполнить заранее.
Уведомление отправляется заказным письмом с описью вложения в относящийся к месту вашей регистрации или фактического проживания территориальный орган МВД России.
10. Что делать, если второе гражданство получила вся семья и у меня мало времени на уведомление?
Если вы дочитали нашу статью до конца, вам будет проще вовремя уведомить российские власти о вашем втором паспорте или постоянном виде на жительстве. Процедура, в общем-то, не слишком сложная, хотя и требующая внимательности.
Но когда у вас в семье слишком много новоиспеченных иностранных резидентов или вы приезжаете в Россию всего на несколько дней и боитесь не успеть, наши квалифицированные специалисты будут рады дать вам исчерпывающую консультацию и оказать помощь в подготовке и заполнении необходимых документов. Тогда процесс уведомления о получении второго гражданства точно пройдет быстро и без непредвиденных трудностей.
Что нужно знать о двойном гражданстве?
Отличие двойного от второго гражданства и варианты получения гражданства за инвестиции
Рассмотрение заявлений об определении наличия гражданства Российской Федерации и исполнение принятых по ним решений.
Рассмотрение заявлений об определении наличия гражданства Российской Федерации и исполнение принятых по ним решений.
Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации
Извлечение из Инструкции
об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений
Указанная инициативная проверка осуществляется территориальными органами МВД России по решению полномочного должностного лица территориального органа МВД России либо ГУВМ МВД России по решению начальника ГУВМ МВД России или его заместителя либо лиц, исполняющих их обязанности.
39. Срок рассмотрения заявления или запроса не должен превышать тридцати календарных дней с даты его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.
В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления запросов с целью проверки обстоятельств, с которыми связывается приобретение гражданства, окончательный срок рассмотрения заявления или запроса не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).
40. При проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, в отношении него устанавливаются сведения о:
дате и месте рождения, прежних фамилии, имени, отчестве (при их наличии), причинах их изменения;
наличии либо отсутствии гражданства иного государства;
постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. (постоянном проживании на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя и временном выезде за пределы указанных субъектов Российской Федерации до 18 марта 2014 г.) в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением, по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты;
постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. (постоянном проживании на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г.) и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации;
прибытии на территорию Российской Федерации на постоянное проживание до 6 февраля 1992 г. (прибытии на территорию Республики Крым или города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г.) и после указанной даты;
месте (местах) и дате регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. (месте (местах) и дате регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на 18 марта 2014 г.), а также дате и основании снятия с регистрационного учета в связи с переездом на новое место жительства;
прохождении по состоянию на 6 февраля 1992 г. военной службы в качестве офицера, прапорщика, мичмана, военнослужащего сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, имевших войска и воинские формирования, в воинской части, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации на территории иного государства, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты;
прохождении в качестве военнослужащего по состоянию на 6 февраля 1992 г. обучения в военном учебном заведении Российской Федерации;
принадлежности к членам семей военнослужащих с представлением справки (выписки из личного дела), заверенной полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, а также постоянном проживании (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. непосредственно перед выездом из Российской Федерации на территорию иного государства на постоянное жительство в жилом помещении, принадлежащем другим лицам или воинской части, а также возвращении на постоянное жительство после указанной даты в Российскую Федерацию;
постоянном проживании (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 г. или на указанную дату, месте отбывания наказания на территории Российской Федерации и за ее пределами и возвращении впоследствии на постоянное жительство после указанной даты на территорию Российской Федерации;
приеме в гражданство Российской Федерации (дата либо период времени, орган, принявший решение);
наличии ранее выраженного волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации;
персональных данных и изменении гражданства родителей (единственного родителя), документах, удостоверяющих их личность и гражданство, их месте жительства по состоянию на 6 февраля 1992 г. (месте жительства на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г.).
рождении на территории, входившей на момент рождения в состав территории Российской Федерации;
состоянии в гражданстве бывшего СССР;
отсутствии ранее выраженного волеизъявления о прекращении гражданства Российской Федерации;
выезде ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;
отсутствии гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР;
возвращении на постоянное жительство на территорию Российской Федерации.
42. В процессе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, учитываются все сведения, сообщенные заявителем или запрашивающим органом.
При необходимости подтверждения обстоятельств, указанных в пунктах 40 и 41 настоящей Инструкции, в государственные органы и организации, располагающие информацией в отношении проверяемого лица, направляются запросы на бумажном носителе.
43. В отношении лиц, представивших с заявлением об определении наличия гражданства Российской Федерации судебное решение об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. (на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя), проводится анализ полученной в ходе проверочных мероприятий информации, в том числе указывающей на отсутствие обращений о прекращении гражданства Российской Федерации, наличие либо отсутствие гражданства иного государства.
44. Мотивированное заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации (приложение N 7 к настоящей Инструкции), согласованное начальником ГУВМ МВД России или лицом, исполняющим его обязанности, либо начальником подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России или лицом, исполняющим его обязанности, утверждается полномочным должностным лицом МВД России либо полномочным должностным лицом территориального органа МВД России, его подпись скрепляется гербовой печатью. Утвержденное заключение подшивается в дело.
45. Информация о принятом по результатам проверки решении вносится в журнал учета материалов проверки наличия гражданства Российской Федерации (приложение N 8 к настоящей Инструкции), а также направляется заявителю (в случае, если основанием для проведения проверки послужило мотивированное заявление) либо запрашивающему органу (в случае, если проверка проводилась по запросу).
К вопросу о двойном гражданстве
К ВОПРОСУ О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ
КРАТКАЯ СПРАВКА
В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства) двух или более государств.
Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:
— отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;
— прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;
— непредоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.
При этом декларативные положения закона, например, о «непризнании двойного гражданства» или о возможности выдачи «разрешения на приобретение другого гражданства» сами по себе не исключат его возникновения, если не будут дополнены вышеупомянутыми ограничителями.
Обстоятельствами, способствующими возникновению двойного гражданства, являются миграционные процессы, целенаправленное привлечение мигрантов на свою территорию и связанное с этим терпимое отношение к наличию у них иностранных паспортов (Израиль), смягчение условий предоставления гражданства по этническим признакам (Германия, Греция) и по брачным отношениям, рождение детей с двойным гражданством в так называемых «смешанных» браках и т.д.
Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства. Примером этого может служить прежний российский Закон о гражданстве от 28.11.1991 г. (ст.3, ч.1), в соответствии с которым за гражданином Российской Федерации «не признается принадлежность к гражданству другого государства». Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.6, ч.1) аналогично определяет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается «только как гражданин Российской Федерации». Оба закона содержат оговорки в отношении случаев, предусмотренных международными договорами. Новацией является оговорка в Законе от 31.05.2002 г. в отношении случаев, предусмотренных федеральным законом, из которой следует, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.
Оба российских закона о гражданстве (прежний и новый) не содержат полного набора упомянутых выше ограничителей и, следовательно, не исключают возникновения на практике двойного гражданства. Частичное ограничение введено в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.13, ч.1, п.«г»): одним из условий приема в российское гражданство является обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. Приобретение же гражданином России иного гражданства не влечет прекращения российского гражданства, что особо подчеркивается в п.2 ст.6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. Не требуется отказа от иного гражданства при приобретении российского гражданства по рождению и при приеме детей в гражданство РФ (ст.12 и ст.14, ч.2 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.).
Международные соглашения, касающиеся двойного гражданства, как правило, не создают особых условий для его возникновения, а лишь констатируют его наличие у отдельных граждан на основе внутреннего законодательства сторон и регулируют связанные с этим практические вопросы (служба в армии, упрощение оформления проживания при переезде из одной страны в другую и т.п.).
Верховный суд запретил отбирать российское гражданство, выданное по ошибке
Это кажется диким, но именно так сотни людей из-за чиновничьей неразберихи лишались доступа к медицине, работе, пенсиям и к свободному проживанию в РФ. Наконец-то Верховный суд запретил эту практику.
Как становились гражданами РФ до 1 июля 2002 года
Первый закон о гражданстве РФ автоматически присвоил российское подданство всем, кто был постоянно прописан в стране на 6 февраля 1992 года и не имел иностранного гражданства, а также гражданам бывшего СССР, которые:
Кто мог превратиться в негражданина на ровном месте
В чехарде девяностых годов прошлого века и начала нулевых нынешнего при оформлении гражданства и после этого могло случиться что угодно. Чиновники не вникали в суть представленных документов и выдавали вкладыши, справки либо паспорта походя, хотя оснований для этого не было. Либо с документами было все в порядке, но их копии и подлинники терялись — и получалось, что подтвердить законность выдачи вкладыша или паспорта нечем.
Отдельная боль — электронные базы данных о гражданстве. Сначала их вообще не было, а когда появились, базы были разрозненными и в них попали далеко не все сведения. Часть данных потерялась при объединении баз. Наконец, усугубляло неразбериху то, что у МВД и МИД были разные базы. В результате человека могли оставить без российского паспорта просто потому, что он не значился в этих базах.
Особенно уязвимы были люди, которые получили гражданство за рубежом через российское посольство или консульство, а также их дети. Все бумаги по процедуре оставались за границей и благополучно растворялись в недрах архивов без каких-либо электронных следов.
И вдруг в 2017 году полиция сообщает: все документы недействительны, поскольку нет концов по самому первому загранпаспорту. В базе МИД данные отсутствуют, в посольстве записи не сохранились, а документы оттуда уничтожены, потому что закончился срок хранения. Суд, к сожалению, поддержал полицейских.
Без гражданства жизнь рушилась: нельзя ни на работу устроиться, ни в поликлинику сходить, ни жить спокойно там, где провел много лет, — ведь у иностранцев и лиц без гражданства свои правила пребывания в РФ.
Что сказал Верховный суд
Промежуточный итог обоих эпизодов одинаковый: люди, десятки лет прожившие в РФ, оказались лицами без гражданства с недействительными российскими паспортами. Хотя все это время претензий к документам не было, мужчина и женщина спокойно жили и работали. Нижестоящие суды сочли действия полиции правомерными. Но не Верховный суд, который указал вот на что.
Во-вторых, люди не должны отвечать за ошибки чиновников. Нет документов в архиве? Нет отметок в базах? Это прежде всего говорит о халатности бюрократов, на которую человек повлиять не в силах.
В-третьих, по закону оставить заявителя без гражданства можно, только если полиция на суде четко докажет, что тот изначально представил подложные документы. Либо сговорился с конкретным чиновником, а тот втихую заведомо незаконно оформил подданство.
Если вы еще не судились по этому поводу, то нужно обратиться в отделение Главного управления по вопросам миграции МВД — ГУВМ, в народе его называют паспортным столом. Получите оригинал либо копию заключения по результатам проверки и изучите, что там написано. Если из документа следует, что гражданство вам предоставили по ошибке либо нет отметок в базах о наличии у вас гражданства, смело обжалуйте заключение через портал МВД. Или лично обратитесь с этим в управление ГУВМ по региону.
Если вы проиграли во всех судебных инстанциях и сроки обжалования прошли — увы, новая позиция Верховного суда этого не изменит. Так, к сожалению, решил Конституционный суд. Остается либо приобретать гражданство в соответствии с действующим законом, либо подавать жалобу в сам Конституционный суд. И уже пусть он разбирается, насколько соответствует Конституции вольное толкование ГУВМ норм, позволяющее оставить человека без гражданства из-за ошибок чиновников или из-за отсутствия отметок в базах. При удачном исходе гражданство вам вернут по мотивам постановления КС.