вуд в школе это что
Модель внеурочной деятельности
на Педагогическом Совете Директор МКОУ Данильская ООШ
№__ от _____2017 г _____________ /Е.Д. Тимошенко/
Приказ № ___ от «__ » августа 2017г
ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2017-2018 учебный год
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность в МКОУ Данильская ООШ (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. А также расширена за счёт социального партнёрства с учреждениями культуры на территории села Данило Данильским СДК и Данильской сельской библиотекой МКУК «Шуваловское КДО».
Координирующую роль на уровне школы и социального взаимодействия выполняет исполняющий обязанности заместителя директора по УВР, на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
§ взаимодействует с педагогическими работниками;
§ организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
§ организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
§ организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Модель ВУД в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное), в том числе через такие формы, как кружки, клубы по интересам, «круглые столы», КТД, праздники, акции, конкурсы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Модель ВУД школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Основными факторами, которые определяют модель организации ВУД, являются:
— территориальное расположение школы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности;
-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности;
-возможности социального партнёрства;
-запрос родителей и интересы обучающихся.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
· выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации ВУД:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Раздел вариативной части учебного плана школы «Внеурочная деятельность» в полной мере реализовывает требования федеральных государственных образовательных стандартов.
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Для реализации модели ВУД в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Для организации ВУД школа располагает спортивным залом, актовым залом, компьютерным классом с выходом в Интернет, спортивной площадкой.
В 2017-2018 учебном году на организацию дополнительного образования в рамках ВУД отводится 8 часов в начальной школе и 7 часов в среднем звене.
Таблица. Планирование занятий в рамках ВУД на 2017-2018 уч. год
Модель ВУД в начальной школе по ФГОС
Модель дополнительного образования внеурочной деятельности в МБОУ Садовская ООШ (начальная школа).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Внеурочная деятельность направлена на:
1. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом : развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями обучающихся.
Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки обучающихся.
Включение обучающихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
внедрение эффективных форм организации отдыха, и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Виды внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности :
Программы по ВУД
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
— оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
— улучшить условия для развития ребёнка;
— учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Образовательная программа начальной школы. Организации вуд X. Организации внеурочной деятельности (вуд) в рамках фгос второго поколения
Главная > Образовательная программа
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Образовательная программа начальной школы. Организации ВУД
ФГОС второго поколения
10.1.Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы
К воспитанию, как целенаправленному педагогически организованному взаимодействию детей и взрослых, направленному на развитие личности, ее духовно-нравственное становление, современное общество предъявляет особые требования.
Задачи, содержание, методы и формы воспитания изменяются под влиянием условий общественной жизни. И от того, какими методами будет руководствоваться школа в осуществлении этого процесса, зависит, сможет ли она дать обществу воспитанного человека в полном смысле этого слова, человека с глубокой внутренней культурой. При этом констатация наличия целей, содержания воспитания и их реализация в образовательном процессе лишь необходимые условия для получения конечного результата.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-Р (п. 2), отмечается, что « Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития ».
Воспитание имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением:
1. Воспитание шире и сложнее обучения, поскольку оно:
— осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной
— происходит постоянно во всей жизнедеятельности человека.
2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке как результаты
3. Процесс воспитания – многофакторный, в этом его сложность. В обучении же
успешность определяется в основном учителем.
4. Воспитание не имеет строгих, четких организационных форм, как обучение.
5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач в формировании
отношений растущего человека к окружающему миру ( и даже обучение).
6. Воспитание создает необходимые условия для развития человека, влияя на
сознание, эмоционально-волевую сферу, поведение, т.е. на все виды
деятельности, одним из которых является познавательная деятельность.
В воспитании рассматриваются основные направления развития личности:
— усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе, об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответсвтии с содержанием ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией ООН о правах ребенка и содержанием федеральных нормативных актов;
— сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;
— усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
— усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.
— усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности ;
— усвоение основных элементов общенаучных методов познания.
— усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и других понятий, связанных с художественно-образным способом познания);
— усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями;
В начальной школе цели, задачи воспитания реализуются в рамках внеучебной деятельности школьников (ВУД).
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ выделены основные направления внеучебной деятельности:
Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?
Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов ВУД. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации ВУД.
В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах ВУД, как социальное творчество и трудовая деятельность.
В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды ВУД, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.
Сложность установления сотруднических отношений между взрослыми и школьниками обусловлена их различным социальным положением: педагог – ученик, родитель – ребёнок. Социальное неравенство взрослых и детей затрудняет их взаимодействие на «равных» в полном смысле этого слова. В игровой деятельности эти барьеры могут естественным образом преодолеваться.
В игровой деятельности у ребёнка формируется совокупность общественно значимых качеств личности, которые, проявляясь в поведении, в дальнейшем определяют направленность социальных отношений и называются «воспитанностью».
Таким образом, обозначенные выше направления ВУД рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработка и реализация конкретных форм ВУД школьников основывается на выделенных девяти видах ВУД.
Для успеха в организации ВУД школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.
Образовательные результаты ВУД школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать ) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Формулировка трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
— формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Выделение трех уровней результатов ВУД позволяет:
во-первых, разрабатывать образовательные программы ВУД с четким и внятным представлением о результате;
во-вторых, подбирать такие формы ВУД, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность ВУД;
в-пятых, оценивать качество программ ВУД (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
10.2. Разработка образовательных программ внеучебной деятельности
(Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.)
Самостоятельная разработка образовательных программ ВУД с учетом имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения возможна при использовании Методического конструктора ВУД.
Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).
Каждый блок включает в себя:
— краткое описание специфики данного вида ВУД школьников;
— описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид
— представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают
достижение каждого из трех уровней результатов ВУД;
— включение видов отношений учащихся;
— включение целей воспитания в определённых формах, способах, отношениях
10.3. Модель организации неурочной деятельности в ОУ
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В тоже время для полноценной организации ВУД в большинстве ОУ сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические, двухсменный режим занятий. В этих условиях не может быть единых форм организации ВУД, единых моделей.
Работа предметных факультативов, кружков, клубов не может планироваться и осуществляться только для учащихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. В таком контексте особо значима деятельность методического объединения и администрации школы по распределению и согласованию дополнительной педагогической нагрузки на учителей начальных классов. «Руководствуясь нормативным документом «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», образовательное учреждение отводит на внеурочную деятельность до 1350 часов за 4 года.
В зависимости от направленности образовательного учреждения, готовности педагогов начальной школы, личных потребностей детей и возможности учителей начальных классов школа может предложить учащимся (независимо от класса) получить дополнительное образование «своими силами», за счет потенциала своих педагогов: в кружках «Умелые руки» (выжигание, бисероплетение и т. д.), клубах по интересам, в проектной деятельности. Спектр возможностей ограничивается запросами самих обучающихся и возможностями их удовлетворения педагогами.
Принципы организации ВУД в ОУ:
соответствие возрастным особенностям обучающихся,
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов ОУ. На основе диагностики родителей и детей детские познавательные потребности изучаются и формируются направления деятельности.
Планируется апробация трёх способов организации ВУД:
Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям, заявленным в БУП.
Использование ресурсов социальных партнеров (культурно-массовых и спортивных учреждений).
Таким образом: Во-первых, программы ВУД должны представлять следующую структуру:
практическая часть (погружение в коллективное дело), которая составляет 70% объема программы;
подготовка к проведению дела (теоретическая, мотивационная, организационная часть), которая составляет 30% объема программы.
При общем объеме программы на 30 часов в год расклад будет следующим:
погружения в коллективные дела – 21 час;
подготовка к делу – 9 часов.
В среднем каждое погружение длится около 5 часов. Подготовка же занимает минимум времени, что соответствуем требованиям к формам организации ВУД, заявленным в стандартах. Это отказ от классно-урочной системы, иные отношения между учителями и учащимися, отсутствие жесткой регламентации пространства и времени.
При пятидневной рабочей неделе удобно выделять для коллективных дел вторую половину дня или субботу, когда свободны педагоги и есть помещения для занятий.
При таком планировании основной образовательный результат программы достигается посредством коллективных дел. Отсюда содержание дела должно представлять собой завершенный цикл деятельности: целеполагание, действия детей, направленные на достижение цели, контроль и оценку результата. Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.
Особая трудность для педагогов связана с необходимостью удержания логики программы в сознании самого ребенка. С этой целью в программе необходимо выделять способы и средства, позволяющие ребенку оценивать и корректировать свое поведение в различных ситуациях, применять полученные знания для решения жизненных задач, переносить способы, освоенные во внеурочной деятельности на решение жизненных ситуаций и т.д. Таким средством может стать рефлексивный дневник, структура которого сегодня разрабатывается.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме …… часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Методический конструктор внеучебной деятельности
(Григорьев Д.В., Степанов П.Г. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы.- Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7)