всякое дыхание да хвалит господа что это значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 150:6

Свт. Григорий Нисский

Всякое дыхание да хвалит Господа

Свт. Иоанн Златоуст

Всякое дыхание да хвалит Господа

Блж. Феодорит Кирский

Всякое дыхание да хвалит Господа

Да хвалят не Иудеи только, но и все люди; потому что, как говорит божественный Апостол, не «Иудеев Бог токмо, но и языков» (Рим. 3:23). Посему в псалме сто сорок четвертом Пророк сказал: «да благословит всяка плоть имя Святое Его» (Пс. 144:21), а здесь говорит: «всякое дыхание да хвалит Господа». Но и там разумел не одну плоть, и здесь разумеет не одно дыхание, а напротив того и тем и другим, и телом и душею, повелевает песнословить Бога всяческих. Достоин же удивления сей конец целаго творения, и он согласен с целию пророчества. Ибо пророчество проповедует язычникам спасение, а конец пророчества повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля. Но мы не слова только слышим, а видим здесь и самыя дела. Ибо в каждом городе, в каждой веси, на полях, в уединениях, на горах и холмах, в местах необитаемых и совершенно пустынных, песнословится Бог всяческих.

А я читающих книгу сию прошу, если покажется что истолкованным хорошо и удачно, пожинать от сего пользу, а если где не постигли мы сокровенных таин Духа, не слишком укорять нас. Ибо, что могли найдти, то не скупясь предложили всем; чему сами научились у отцев, то потщились сообщить потомству. Мы понесли труд, а другим приносим без труда почерпаемую пользу, и их умоляю вознаградить труд сей молитвами, чтобы нам, подкрепляясь ими, к словам приложить и дела, и приобрести ублажение за то и другое. Ибо сказано: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» (Мф. 5:19). Сего Царствия дай Бог сподобиться всем нам о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым подобает слава Отцу со Святым Духом во веки! Аминь.

Евфимий Зигабен

Всякое дыхание да хвалит Господа

Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его.

Евсeвия: Сие слово весьма сообразно с объемом целой книги псалмов, положив печать на все, призывает к хвалению Бога всякое дыхание, как бы в великом теле совокупляет главу с ногами и прочее члены мира сего в одно целое и составляя из всего одну стройность: ибо это может быть целью всего, именно то, чтобы дыхание, расторгнувшее союз и распавшееся на различные противные друг другу свойства, прекратило наконец сие враждебное отношение друг к другу, покорилось одному игу и составляло один лик спасаемых Богом, чтобы всякое дыхание, совокупившись в одно, хотя не при одних и тех же органах, впрочем имея в виду одну цель—Бога, могло воссылать Ему хвалу. Слова Феодорита: Не только Иудеи, но и все люди; ибо, по словам божественного Апостола, Бог не есть Бог одних Иудеев, но и язычников. Итак, в 44м и 100м псалмах сказал: да благословит всякая плоть святое имя Его, а здесь всякое дыхание да хвалит Господа. Но ни там не призывает одну плоть, ни здесь одно дыхание, а и там и здесь повелевается хвалить Бога всех и телом и душою. Достославен конец целого творения псалмов и согласен с целью пророчества; ибо пророчество возвещает спасение народам, и конец пророчества содержит повеление достигнувшим оного хвалить Благодетеля. И мы не только слышим слова сии, но и видим исполнение сего на деле; ибо в каждом городе и селении, и на полях и в самых дальних местах, и на горах и холмах и в необитаемой и совершенной пустынной земле воссылается хвала Богу всяческих.

Посему и мы все должны хвалить и благодарить Бога, и словом, и делом, за все, и всегда: потому что всегдашнее хваление Бога есть дело необходимое для нас разумных людей и всегда требуется от нас, как долг неизбежный; это жертва удобоприобретаемая; это, по Златоусту, служение ангельское. Исполняя сие, мы непреткновенно совершим течение настоящей жизни и получим будущие блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и вместе Святому Духу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Лопухин А.П.

Всякое дыхание да хвалит Господа

Источник

Псалтирь 150:6

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

Всякое дыхание да хвалит Господа

Евфимий Зигабен

Всякое дыхание да хвалит Господа

Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его.

Евсeвия: Сие слово весьма сообразно с объемом целой книги псалмов, положив печать на все, призывает к хвалению Бога всякое дыхание, как бы в великом теле совокупляет главу с ногами и прочее члены мира сего в одно целое и составляя из всего одну стройность: ибо это может быть целью всего, именно то, чтобы дыхание, расторгнувшее союз и распавшееся на различные противные друг другу свойства, прекратило наконец сие враждебное отношение друг к другу, покорилось одному игу и составляло один лик спасаемых Богом, чтобы всякое дыхание, совокупившись в одно, хотя не при одних и тех же органах, впрочем имея в виду одну цель—Бога, могло воссылать Ему хвалу. Слова Феодорита: Не только Иудеи, но и все люди; ибо, по словам божественного Апостола, Бог не есть Бог одних Иудеев, но и язычников. Итак, в 44м и 100м псалмах сказал: да благословит всякая плоть святое имя Его, а здесь всякое дыхание да хвалит Господа. Но ни там не призывает одну плоть, ни здесь одно дыхание, а и там и здесь повелевается хвалить Бога всех и телом и душою. Достославен конец целого творения псалмов и согласен с целью пророчества; ибо пророчество возвещает спасение народам, и конец пророчества содержит повеление достигнувшим оного хвалить Благодетеля. И мы не только слышим слова сии, но и видим исполнение сего на деле; ибо в каждом городе и селении, и на полях и в самых дальних местах, и на горах и холмах и в необитаемой и совершенной пустынной земле воссылается хвала Богу всяческих.

Посему и мы все должны хвалить и благодарить Бога, и словом, и делом, за все, и всегда: потому что всегдашнее хваление Бога есть дело необходимое для нас разумных людей и всегда требуется от нас, как долг неизбежный; это жертва удобоприобретаемая; это, по Златоусту, служение ангельское. Исполняя сие, мы непреткновенно совершим течение настоящей жизни и получим будущие блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и вместе Святому Духу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Лопухин А.П.

Всякое дыхание да хвалит Господа

Источник

Всякое дыхание да хвалит господа: 150 псалом

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Псалом 150

На церковно-славянском языке

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

3 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

4 Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе

5 Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицани я

6 Всякое дыхание да хвалит Господа.

На русском языке (синодальный перевод)

1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

Хваление Богу как завершение книги песнопений

Эти вдохновенные слова Давида, царя, воина, молитвенника, завершают созданную им Псалтирь – книгу песнопений, которую так любят христиане до наших дней. Последний псалом краток, но эмоционален. Он посвящен восхвалению величия Божия.

Основные мысли, выраженные в псалме

Этот краткое, состоящее всего из 6 стихов песнопение – как бы смысловое завершение двух предыдущих, 148-го и 149-го. Все три песнопения вместе называются на церковно-славянском языке «хвалитными», то есть восхваляющими Бога. Псалмопевец воспевает величие Господа, которое проявляется:

По толкованию свт. Феодорита Кирского, здесь внимание верующих обращается на проявление Господа через людей, особенно близких к Нему, облеченных Его благодатью:

Полезные материалы

Употребление в богослужении

Все три «хвалитных» пелись за Божественной службой еще во времена Ветхого Завета. Считается, что древние евреи воспевали их перед началом утренних молитв. Особую торжественность пению придавали музыкальные инструменты, многие из которых перечисляет царь Давид :

На 150 псалом написаны вокальные арии, даже инструментальные симфонии:

Источник

Азбука Церкви: всегда ли «исповедайтеся» значит «кайтесь»?
Сложные моменты Богослужения

«Слава Тебе, показавшему нам свет!» – эти слова из Великого славословия в древнем Богослужении звучали в тот момент, когда показывался край солнца. В основе утрени – второй части Всенощной – лежит служба, молитвенно сопровождающая наступление дня. Только день здесь означает не просто часть суток, а свет – не просто утреннюю зарю.

Что спасет окруженного со всех сторон

всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Смотреть фото всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Смотреть картинку всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Картинка про всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Фото всякое дыхание да хвалит господа что это значит

Наступление дня здесь связано с темой Спасения. Утреня по содержанию наиболее насыщенная часть Всенощной. Тут и Полиелей с чтением Евангелия, и канон, в 8 песнях которого Уставом предусмотрено в общей сложности 120 тропарей.

После шестопсалмия и великой ектеньи исполняется короткое радостное песнопение о явлении Иисуса Христа в мир. По сути дела, это – великий, т. е. большой, прокимен. Диакон возглашает избранные стихи хвалебного 117-го псалма; хор отвечает ему повторением главного стиха:

Бог Господь, и явися нам (Пс. 117, 27). Благословен Грядый во Имя Господне! (26). То есть: «Бог – Господь, и Он явил Себя нам [как Таковой]. Благословен Приходящий во Имя Господа!»

Это восклицание памятно по событию Входа Господня в Иерусалим. Так люди приветствовали Того, Кто, согласно их многовековым чаяниям, станет их Царем. Никто из них и не догадывался, что всемирное Царство Христово начнется только после Голгофской победы. Только после Распятия и Воскресения Бог, ставший Человеком, «явил Себя нам» как Господин всего мироздания…

Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко ввек милость Его (Пс. 117, 1), – громко произносит диакон первый стих псалма.

Славянское слово исповедоваться связано здесь не с грехами, а, наоборот, с благостью Божией, о которой и надобно во всеуслышание объявить перед Самим Господом. По-русски это передается так: «Славьте Господа, ибо Он Благ, ибо вовек милость Его».

Но победа, приходящая от Господа, напоминает о недавней угрозе, исходившей от врагов: Обышедше обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им (Пс. 117, 11).

Выражение обышедше обыдоша, т. е. «окружив окружили», в современном языке звучит нелитературно и называется тавтологией. Но в древних восточных языках такой речевой прием усиливает значение слова: «[Враги] окружили меня со всех сторон, но я сопротивлялся им Именем Господа».

Последний стих: Камень, Его же небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла: от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших (Пс. 117, 22-23) – был включен в этот прокимен неспроста. Эти слова Иисус Христос произнес о Себе Сам (см. Лк. 20, 17), придав этой метафоре смысл пророческой притчи: Камень – Христос, Которого отвергли строители ветхозаветной Церкви (иудейские книжники и фарисеи), стал во главе угла (т. е. стал нижним камнем угла двух каменных стен) – лег в основание здания новозаветной Церкви.

Истощенные богачи как социальный идеал

В основе канона утрени лежат так называемые Библейские песни – в Библии эти отрывки изначально выделялись своим гимническим, т. е. располагающим к пению, характером. В современном богослужении, как правило, исполняется только песнь Пресвятой Богородицы (см. Лк. 1, 46-55), что вылилась из Ее сердца в ответ на приветствие св. прав. Елизаветы, матери Крестителя Господня Иоанна (см. Лк. 1, 42-45). Эта песнь – одно из немногих, но тем более драгоценных свидетельств о внутреннем мире Той, Которая согласилась стать Матерью Спасителя. В какие же образы Она облекла Свои чувства перед совершающимся в Ней Самой таинством?

Первые слова песни: Величит (т. е. «возвеличивает, прославляет») душа Моя Господа, и возрадовася (т. е. «возрадовался») дух Мой о Бозе Спасе Моем – дополняются перечнем причин, побуждающих Богоматерь к этому славословию. Сперва Матерь Божия говорит о Своих личных переживаниях, уже здесь являя образец смирения и благоговейного страха пред Богом:

Яко призре («Ибо [Бог] призрел, обратил внимание») на смирение рабы Своея…

Яко сотвори Мне величие Сильный («Ибо Сильный возвеличил Меня»), и свято Имя Его; и милость Его – в роды родов боящимся Его.

Затем Богоматерь, помня о Своем происхождении из рода царя Давида и понимая, что Она носит во чреве обещанного Помазанника (по-еврейски – «Мессию», по-гречески – «Христа»), указывает на никчемность человеческих расчетов, казалось бы, упразднивших власть Давидовой династии, рядом с силой Божиего промысла:

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. То есть: «[Бог] проявил власть Своей руки: рассеял гордившихся в своих мыслях; низложил властителей с [занимаемых ими] престолов и возвеличил смиренных; голодным дал всяческого добра, а богатых оставил ни с чем» (славянское тщи означает «тощие, истощенные, пустые»).

Идеальный социальный порядок, в котором власть не связана с честолюбием и богатством, но имеет своим источником Бога, изображен здесь как свершившийся факт и является тем самым «программой действий» для всякого христианского сообщества.

Наконец, Матерь Божия определяет вселенский характер происходящего, говоря об особом месте Израильского народа в деле спасения:

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости – якоже глагола ко отцем нашим – Аврааму и семени его даже до века. «[Бог] заступился за слугу своего, Израиля, вспомнив о милостивном [обетовании] Аврааму и всему его потомству, как было сказано нашим предкам».

На чем играют во славу Божию

всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Смотреть фото всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Смотреть картинку всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Картинка про всякое дыхание да хвалит господа что это значит. Фото всякое дыхание да хвалит господа что это значит

В последней части праздничной утрени поется группа из трех последних, хвалебных псалмов Псалтири (148–150). Они так и называются – хвалитные. Многие стихи этих псалмов прямо начинаются со слова Хвалите Бога (по-еврейски – «Аллилуия») или Хвалите Его, а дальше указывается, кто или что должны хвалить Его: тут солнце и луна, змиеве и вся бездны, огнь и град, горы и вси холми, царие и людие и многое другое, входящее в понятие дела Его, т. е. «все творения», как одушевленные, так и неодушевленные. Но чаще всего слышны последние стихи. В двух из них указано, за что надо хвалить Бога:

Хвалите Бога во святых Его («за Его святость»), хвалите Его во утвержении силы Его («за крепость Его силы»).

Хвалите Его на силах Его («за разные проявления Его владычества»), хвалите Его по множеству величествия Его («соответственно многому величию Его»).

В трех других перечисляются музыкальные инструменты, использовавшиеся в ветхозаветном Богослужении (предлог в означает способ исполнения): во гласе трубнем (на духовых), хвалите Его во псалтири и гуслех (на струнных щипковых), в тимпане (в сопровождении ударных) и лице (хором), во струнах (на струнных смычковых) и органе (на клавишно-духовых). Кимвалы доброгласные и кимвалы восклицания – это один и тот же инструмент, медные тарелки: два эпитета лишь дополняют друг друга, характеризуя громкость.

Обращением ко всему живому: Всякое дыхание («все дышащее») да хвалит Господа! не только завершаются эти три псалма, но и задается хвалебный настрой последнему гимну утрени – Великому славословию. С этим же чувством заканчивается и все Всенощное бдение, готовя нас к Божественной литургии, в полной мере являющей пришествие Царства Христова.

Источник

ЕВАНГЕЛИЕ

Яко Свят

К слушанию Евангелия наш устав готовит не только песнями, но и молитвами. Второй способ подготовления существеннее первого, а потому следует за ним. Молитвенное подготовление, как и песненное (прокимен и Всякое дыхание), имеет две ступени, и на этой, первой, оно ограничивается приглашением «Господу помолимся», ответом «Господи помилуй» (неопределенная пока молитва) и возгласом, косвенно указывающим на нужду нашу в освящении и с этою целью прославляющим Святого во святых Своих Бога: «Яко Свят еси Боже наш и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…».

Возникновение

Всякое дыхание

Теперь следует вторая и окончательная ступень песненно-молитвенного подготовления к Евангелию. Песненная часть этого подготовления состоит в пении, по чину прокимна (с канонархом), стиха «Всякое дыхание да хвалит Господа», последнего (6) стиха последнего (150) псалма, с 1-м его стихом: «Хвалите Бога во святых Его…». Служа столь же непосредственным приготовлением к Евангелию, как литургийный аллилуиарий (прокимен на литургии служит приготовлением к Апостолу, посему и на утрене не может быть непосредственным приготовлением к Евангелию), этот стих приглашает все живое к прославлению Господа, прославлению, которое стало возможным и осуществилось лишь после проповеди Евангелия «всей твари» (ср. 1-ое утреннее Евангелие; ср. стих к прокимну апостолам: «Небеса поведают славу Божию» и настоящий стих: «во утверждении – тверди – силы Его»). Будучи последним стихом Псалтири, стих этот достойно заключает настоящий «псалтирный» отдел утрени.

История

Исторически предшествие этого стиха Евангелию объясняется тем, что некогда Евангелие на утрене (песненной) читалось после хвалитных псалмов и славословия великого.

Иер. уст. греч. – глухо, слав. ркп. XIV-XV в.:

«по амине начинает певец Всякое дыхание в настоящ. глас, тожь поем и мы в тойже глас. Диакон кадит олтарь токмо. Тажь певец стих Хвалите Бога во святых Его. И мы: Вс. дых. Тажь певец: Всякое дыхание, и мы: да хвалит Господа»; поздн. «Вс. дых. в той же глас».

И о сподобитися

Молитвенная часть настоящего приготовления к Евангелию состоит в приглашении от диакона: «И о сподобитися нам к слышанию (-я) св. Евангелия, Господу помолимся» (ср. неопределенное приглашение на предыдущей ступени) и троекратного (ср. однократное на предыдущей ступени) «Господи помилуй». На литургии нет такого специального моления, потому что Евангелие читается с меньшею торжественностью, часто менее относится к празднуемому событию и подготовляется чтением Апостола.

Возникновение

Предуготовительные к Евангелию возгласы

Испросив у Бога помощь к достойному слушанию Евангелия столь прилежным и долгим молением, верующие приглашаются и со своей стороны принять меры к такому слушанию. Приглашение к этому делается им несколько раз, со стороны священника и диакона попеременно. Начинается оно предупреждением диакона о «премудрости», сокрытой в Евангелии и требующей ближайшим образом особого положения тела («прости услышим св. Евангелия», родит. падеж, по греч. от «услышим», – « ορθοί », «прости» – «прямо», «просто») для слушания его (ближайшим образом «прости» требует стояния за Евангелием в противоположность другим чтениям), а затем и особого душевного состояния – мира, о чем уже не только напоминает, но и благодатно сообщает его священник («Мир всем»), а верующие (молитвенно) желают того же ему. Теперь делается заголовок к евангельскому чтению, который произносится, как нераздельная часть Евангелия, всегда самим читающим последнее, следовательно, на утрене священником, в форме: «от N св. Евангелия чтение» ( έκ τοΰ κατά с вин., букв.: «из Евангелия по N чтение»), на что хор отвечает радостным прославлением Господа: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (стиха в греч. Евхологии нет), повторяемым и по прочтении Евангелия. Пред самым же чтением Евангелия верующие приглашаются ко вниманию кратким «вонмем», которое произносится священнослужителем, не читающим Евангелия, чтобы отделить этот возглас от св. слов Евангелия.

История их

Первоначально подготовлением к Евангелию служила, должно быть, только молитва, вроде нынешней «Возсияй»; такую только молитву имеют древнейшие ркп. всех литургий. Но очень рано Евангелие стало предваряться и возгласами, вроде нынешних; древность их доказывается согласием в этом отношении различных редакций литургий, даже западных. Так, александрийская литургия, припис. еванг. Марку, в ркп. XI в. имеет такие возгласы.

На римской литургии после молитвы «Очисти сердце мое» служащий:

«Повели Господи благословить», «Господь да будет в сердце моем», «Господь с вами», «И со духом твоим», «Продолжение (Sequentia)» или «начало св. Евангелия по (secundum) N», «Слава Тебе, Господи», по Евангелии «Слава Тебе, Христе» и молитва «Евангельскими речениями».

На утрене пред Евангелием стих:

В мозарабской литургии:

В лит. ап. Иакова по ркп. X в.:

«Прости услышим св. Ев. Мир всем. От N. Вонмем». XI в.: «Прости услышим… Мир всем. Вонмем св. чтению»; по Евангелии: «Мир ти. Слава Тебе Господи». XIV в.: «Вонмем св. чтению. Мир всем. Прости услышим св. Ев.»; по Евангелии ­­ XI в. 2475

Устав чтения утреннего Евангелия

Историческая справка

Воскресные утренние Евангелия

Повествование всех 4 евангелистов о воскресении Спасителя разделено для чтения на воскресных утренях на 11 зачал, должно быть, потому, что на такое число частей естественно распадается это повествование; может быть, имелись в виду «единонадесять» апостолов, ближайших свидетелей воскресения. Не взят в ряд Евангелий только рассказ евангелиста Матфея, наиболее подробно описывающий самый момент воскресения и потому прибереженный для Пасхи (для литургии ее навечерия). Таким образом, все евангельские чтения говорят скорее о явлениях воскресшего Спасителя, чем о самом воскресении. Ряд воскресных Евангелий, называемый «столпом», повторяется раз 6 в течение года: 1-й столп начинается в Неделю Всех святых, 2-й после Илиина дня, 3 по Воздвижении, 4 в пост Рождества Христова, 5 по Крещении, 6 в Великий пост. Таблицы этих столпов с указанием, с каким гласом совпадает какое Евангелие, помещены в богослужебном Евангелии, Октоихе и 54 гл. Типикона. Для недель Цветной Триоди утренние Евангелия следуют в особом порядке.

История

ОТ ЕВАНГЕЛИЯ ДО КАНОНА

Воскресение Христово

С прочтением Евангелия праздничная радость молящихся достигает своего зенита и изливается уже не в просто воскресных, а в чисто пасхальных песнях. После Евангелия полагаются на воскресной утрене два песнопения из службы Пасхи: «Воскресение Христово видевше» и «Воскрес Иисус». Правда, из пасхальных песней это самые сдержанные по радости: они 6-го гласа, гласа в тропарном и канонном напеве наиболее грустного, а в стихирном, каким поются настоящие песни, гласа тихой, едва высвободившейся из-под скорби, радости.

И по содержанию песнь «Воскресение Христово», начинаясь словами, очень идущими к моменту (при чтении Евангелия верующие духовно видели с апостолами Воскресшего), более останавливается на обратной стороне воскресения – распятии. Песнь не столько ликует о воскресении (ср. пасхальный канон и «Пасха священная»), сколько сосредоточенно размышляет о значении события для Христа (показало Его Божество и безгрешность) и для нас (обрадовало мир, уничтожив смерть), будучи, таким образом, догматического содержания, и приглашает к прославлению события (имеется в виду длинный ряд дальнейших песней в честь его: канон). Вместе с тем это самая большая из пасхальных песней и самая полная, всесторонняя, почему заменяет на Светлой седмице все предначинательные псалмы. Она состоит из 7 строф, связанных между собою не столько грамматически, сколько единством мысли; каждая из этих строф могла бы быть (а может быть, и была) самостоятельною песнью (ср. Свете тихий, выше, с. 558), как и служит такою песнью одна из строф («Кресту Твоему покланяемся…»).

Древнее употребление

50-й псалом

Способ исполнения

В способе исполнения 50-го пс. на утрене Типикон, по-видимому, не делает разницы с «Воскресение Христово»: «посем (после Евангелия) глаголем Воскресение Христово видевше и псалом 50». Притом эта песнь, как и припевы «Слава: Молитвами апостолов» и т. д., равно как и песнь «Воскрес Иисус», имеющая припевом 1-й стих псалма, стоят с ним в такой тесной связи, что естественнее всего петь и его, и конечно, на глас этих окружающих его песен, т. е. 6-й, глас скорби и покаяния. Пение, как и для других поемых псалмов, должно быть антифонное, по стихам между двумя ликами.

Всегдашнее употребление его на утрене

Уже при Василии Великом 50 пс. составлял существенную, заключительную, часть утрени (Вступ. гл., 148). В древнейших редакциях устава Великой Константинопольской церкви – это важнейшая, и тоже вторая, часть утрени (там же, 340).

По уставу Вел. Конст. ц. он пелся на утрене с припевом тропаря к стихам – одного или нескольких (там же, 340).

В Киево-Печ. лавре читают.

Припевы к 50-му псалму

Скорбный характер этого псалма для воскресной утрени достаточно смягчается окружающими его воскресными, даже прямо пасхальными, песнями (Воскресение Христово и Воскрес Иисус), которые по идее должны служить припевами к каждому его стиху. Вместе с тем и он, врываясь своим покаянным тоном в самую светлую часть бдения, умеряет радость ее. Чтобы смягчить переход от скорби этого псалма к радости следующей затем песни «Воскрес Иисус», возвращающей этот ряд песней к их началу («Воскресение Христово»), припевами к заключительному славословию псалма служат не воскресные стихи, а молитвенное обращение в духе псалма мыслью к главным свидетелям воскресения и участникам его радости – апостолам и Богородице 2494 : «Слава: Молитвами апостолов Милостиве, очисти множество согрешений наших», «И ныне: Молитвами Богородицы…». Припевом же к повторяемому здесь 1-му стиху псалма служит тропарь 6 гл. «Воскрес Иисус…», с силою в своей сжатости и какою-то победоносностью в выражениях и напеве (самогласен 6 гл.) рисующий внешнюю и внутреннюю стороны празднуемого события.

История их

Настоящее исполнение 50 псалма – самый цельный остаток древнейшего способа пения для каждого псалма, когда требовалось каждый псалом заключать славословием Св. Троице и к каждому стиху припевать что-нибудь (Вступ. гл., 157).

Что касается припевания тропарей к стихам псалмов, то в уставе Великой Константинопольской церкви такие припевы особенно употребительны были для 50 пс. (Вступ. гл., 340). Песнь «Воскрес Иисус» не упоминается в Иерусалимском «Последовании» IX в. подле «Воскресение Христово».

В Киево-Печерской лавре: «Молитвами святых апостолов…», «Молитвами Пресв. Богородицы…».

Целование Евангелия

На 50 пс. с окружающими его песнями происходит целование Евангелия. Это сильное и вместе с тем детски простое выражение радости, когда целуют и неодушевленный предмет, обрадовавший нас. Но св. Евангелие не такой лишь предмет: оно представляет собою, как и крест, Самого Господа, выносом своим из алтаря, как из гроба, знаменуя явление Его по воскресении. Посему целование Евангелия, как и поклонение ему, «восходит к Первообразному» и служит как бы приветствием Спасителя с воскресением. Впрочем, и здесь радость не выходит из границ и не поднимается до беспредельности пасхальной радости, выражающейся и во взаимном лобызании верующих.

Возникновение обычая

Чин целования

Типикон подробно излагает чин целования Евангелия. Евангелие износится чрез св. двери (в знак прославления Христа, тогда как на входах – чрез северные двери в знак уничижения, – так и крест, и плащаница) священником, а не диаконом; как на входах, – в опущенной фелони (см. выше, с. 551), причем Евангелие священник держит при персях (диакон, как низший, выше – пред лицом) – в знак любви к Христу. Священнику предшествуют, как и на всех входах, два подсвечника со свечами. Священник останавливается среди храма; подсвечники ставятся по бокам его, чтобы, горя пред Евангелием, не препятствовали целованию его. К Евангелию сначала подходит предстоятель, – в противоположность остальной братии, подходящей попарно, – один и делает Евангелию два поклона пред целованием и один после, не до земли, замечает Типикон в скобках, но малые поклоны, наклоняя голову настолько, чтобы коснуться рукою земли, потому что в неделю, Владычние праздники и в Пятидесятницу всю колен не преклоняют (имеется в виду 20 пр. 1 Вселенского Собора). После поклонения Евангелию предстоятель делает легкий поклон («образ поклона») сначала к левому лику, потому что он сам стоит на правой стороне и может поклониться правому лику, «отходя на место свое». За настоятелем подходят к Евангелию братия попарно («два два») по старшинству («по чину») и кланяются Евангелию так же, как предстоятель, а вместо поклонов ликам – поклон настоятелю. Целование устав предполагает заканчивающимся вместе с 50 пс: пение целого псалма дало бы для этого достаточно времени.

Развитие чина

Груз. и др. греч. ркп. лишь упоминают о целовании ( ασπασμός ) Евангелия. Поздн. греч.:

По «Чину» патр. Филофея и нынеш. греч. Евхол.,

По нек. пам. XVI в. пред целованием делали земной поклон с молитвою:

Др. ркп. уст. XV и XVI в. не дают чина целования.

– Служ. П. Мог., как наш устав, о выносе Евангелия, но о целовании: «по обычаю».

Моск. Служ. 1602 (­ старообр.) и 1647 г.:

после Евангелия архиерей, если он присутствует, благословляет народ крестом при пении испола; когда лики в пении 50 пс. дойдут до ст. «Се бо истину возлюбил…», иерей выносит Евангелие на середину храма и подносит для поклонения архиерею или присутствующему иерею и по порядку всему народу, а затем полагает его на проскинитарий и входит в алтарь; причем при целовании Евангелия архиереем 1 лик поет испола, 2-й указанный стих медленно, и архиерей благословляет народ десницей.

Спаси Боже

Каждый псалом или группа псалмов должен иметь после себя молитву в форме ектении или другой форме. 50-й псалом, соответственно своему исключительному положению на этой части утрени, имеет и молитву после себя в своеобразной форме – усеченной литийной ектении. Такой молитвою, так идущей и к этому месту утрени – концу (ср. на вечерне) одной из ее частей, – служит молитва «Спаси Боже», которая, как ектения, произносится диаконом «на обычном месте» и имеет возглас священника. На эту краткую «литию» ответ, естественно, не десятки раз «Господи помилуй», а только 12. И возглас здесь («Милостию и щедротами и человеколюбием») более простых ектений взывает к милости Божией, называя последнюю, подобно возгласу на святейшей части литургии (после Отче наш), тремя синонимами (только здесь «милостию», а там – ввиду совершающегося таинства – «благодатию») и с особою раздельностью именуя Лиц Св. Троицы. Молитва, как и возглас, дерзновенно обращаются прямо к Богу Отцу во имя Сына Его.

По старым уставам

Вместо молитвы «Спаси Боже» нек. груз. ркп. Евхологии XVI в. назначают после Евангелия и 50 пс. целую ектению (остаток древнейшей практики).

Так, Евхол. Тифл. церк. муз. № 450 указывает здесь следующую ектению:

Произносить молитву «Спаси Боже» груз. ркп. назначает диакону, греч. ркп. иерею, поздн. из них: «внутри алтаря или пред св. дверьми», слав. ркп. XIV в. – иерею или диакону пред св. дверьми, поздн. – иерею; чин патр. Филофея: «диакон на обычном месте велегласно».

Служ. Моск. 1602 и 1647 г.: «диакон став пред св. дверми (1602: † велегласно) – аще несть диакона, глаголет сам иерей, пред престолом стоя»; Служ. П. Могилы: «диакон на амвоне»; Моск. Служ. 1658 г. и старообр. уст.: «диакон». Нынешний греч. Евх. – диакон, Иератикон: иерей. † «Хоры: Господи помилуй 12 раз по трижды».

В коптской лит. после двукратной молитвы Евангелия, причем вторая с возгласом

«Помолимся о св. Евангелии», Д.: Возстаните. Иер.: Во имя Бога. Д.: Благослови, владыко. Иер.: Начало св. Евангелия от N. Истолкователь (читающий?) Евангелия: Станите со страхом Божиим. Господа и Бога нашего. После Евангелия тайная молитва (еп. Порфирий Успенский. Вероучение, богослужение… коптов, 128).

В несторианской лит. ап. Фаддея и Мария тоже после 2 молитв,

«диак.: Приготовьтесь к слушанию св. Евангелия. Иер.: Мир с вами. Н.: С тобою и духом твоим. По возглашении, откуда Евангелие, диак.: Слава Христу нашему Богу. По Евангелии он же: Слава Христу Богу нашему, сами себя и друг друга предадим Отцу и Сыну и Святому Духу». В позднейшей редакции той же лит. «Иер.: Мир всем. Д.: Тебе и духови твоему. Клир – песнь к 4 еванг елистам о достойном слушании Евангелия. Иер.: св. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. От св. N чтение. По Евангелии клир поет: Слава Христу нашему Владыке» (Петровский. Апост. лит. восточной церкви, 65, 66).

Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 166.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *